Науки помощницы истории 5 класс и что они изучают
Конспект урока История, 5 класс Урок 1. История и её помощницы
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
Урок истории в 5 классе «Археология и другие науки-помощницы истории»
Автор: Ермолаева Ирина Михайловна
учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей 182»
Урок истории в 5 классе «Археология и другие науки-помощницы истории»
3.Цель урока – сформировать у учащихся представление об археологии и других вспомогательных исторических науках.
— иметь представление об археологии как науке;
— познакомиться с этапами археологических исследований;
— выделять вспомогательные исторические науки.
— применять полученные ранее знания при изучении нового материала;
— оценивать свою деятельность на уроке;
— развивать умения сравнивать, анализировать информацию.
— развивать познавательный интерес к предмету;
— воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и памяти поколений.
1) Проектор, компьютер.
3) Раздаточный материал.
1) Что изучает археология.
2) Как работают археологи.
3) Науки-помощницы истории.
Учитель: Здравствуйте, спасибо, занимайте свои места.
Учитель: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Учитель: Всё верно, проверим мы ваши знания по предыдущей теме с помощью цифрового диктанта: я буду зачитывать предложения, а ваша задача – пописать листочки и написать номера предложений в столбик, а рядом с каждым поставить «+» если оно верное и «-» если неверное.
(учащиеся записывают номера неверных предложений и сдают листки учителю)
III. Определение задач данного урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, как находят исторические источники. Как вы думаете, как называют людей, занимающихся раскопками и поиском исторических источников?
Ответы учеников: Археологи.
Учитель: Предположите, как называется наука, занимающаяся поиском вещественных исторических источников в земле, под водой?
Ответы учеников: Археология.
Учитель: Верно. Запишите тему урока в тетрадь «Археология и другие науки-помощницы истории». Запись темы урока на доске. Слайд 1.
Учитель: Давайте дадим определение, что такое археология. Археология – это …?
Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, — это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности.
С какими из перечисленных исторических источников работают археологи? Слайд 3.
Учитель: Что может остаться от строений, подвергшихся разрушению?
Ответы учеников: Фундамент, гвозди, кирпичи и т.д.
Учитель: Пески, засыпающие дома, могут сохранить их полностью. Ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент сгоревшего дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен. Вывод: так постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди.
Учитель: Что может остаться в сохранности под слоем пепла или земли, а что обязательно будет разрушено и не доживет до наших дней?
Ответы учеников: Мы сможем раскопать каменные сооружения, металлические предметы. Бумага, дерево, продукты не сохранятся.
Учитель: Отлично давайте с вами познакомимся с работой археологов. Как вы думаете, почему археологию называют «наукой лопаты»?
Ответы учеников: Археологию называют «наукой лопаты», потому что археологам часто приходится искать исторические источники под землей.
Учитель: Сейчас мы с вами тоже попробуем поработать археологами. Перед вами песок. Чтобы узнать, что под ним нужно правильно отвечать на вопросы, вы согласны?
Ответы учеников: Археологи изучают данные геологии, географии и истории. Затем делают вывод о том, где может находиться поселение.
Учитель: Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?
Ответы учеников: Населенные пункты, окрестности населенных пунктов, территории рядом с водоемами, высокие берега.
Учитель: Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»?
Ответы учеников: После раскопок археолог работает с данными в лаборатории, но перед этим ему необходимо побывать в экспедиции.
Учитель: Почему на раскопках не используют экскаваторы?
Ответы учеников: Экскаватор может разрушить ценные исторические источники.
Учитель: Попытайтесь расставить этапы работы в правильном порядке: (запись на доске):
Сбор научного материала
Определение материала, из которого изготовлен данный предмет
Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах
Изучение собранных материалов в лаборатории
Ответы учеников: Полевая разведка, Раскопки, Сбор научного материала, Изучение собранных материалов в лаборатории, Определение материала, из которого изготовлен данный предмет, Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах.
Учитель: Запишем правильный порядок в тетрадь.
Учитель: Ваши правильные ответы помогли нам заглянуть под песок, что же оказалось внутри? О чем может говорить данная находка?
Учитель: Многие поселения «уходили» под землю с течением времени, в результате деятельности людей. Внимательно понаблюдайте, что происходит, когда дорожные рабочие асфальтируют улицы. То же самое происходило и в древности, когда на месте старых, обветшалых или разрушенных врагами домов люди строили новые. Уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности, его называют культурный слой. Запишем в тетрадь.
Слайд 5. Культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека.
Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.
Ответы учеников: Стол.
Учитель: Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?
Учитель: Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки. Запишем их в тетрадь.
Какие из них вам были известны?
Учитель: Фронтальный опрос:
— Почему археологию называют наукой лопаты?
— Какое значение для науки имеют полученные археологические находки?
— Какие науки помогают узнавать историю?
Учитель: Вашим домашним заданием будет выучить записи в тетради и прочитать в учебнике страницы 5-8.
VII. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Учитель: Ребята, каждый из вас получил цветной стикер, подпишите его, напишите, что вам понравилось и не понравилось на уроке и поставьте себе оценку.
Я считаю, что вы сегодня большие молодцы и хорошо поработали, спасибо за урок!
Факультативный курс «Науки-помощницы», 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Науки-помощницы» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Майкова А.Н. «История. 5 класс» и авторского курса Шевелевой Е.И. «Науки-помощницы».
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
Роль предметной области «История», в рамках которой и разработан данный факультативный курс, заключается в подготовке обучающихся 5-го класса к жизни в современном обществе через восприятие ими основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, через освоение знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования отводит на изучение предмета «История» в 5-м классе 68 часов. При этом на пропедевтический курс отводится 2 часа, что на наш взгляд является недостаточным. Поэтому факультативный курс «Науки-помощницы» призван расширить и углубить знания обучающихся, полученные на пропедевтических уроках, дать полную картину о роли вспомогательных исторических дисциплин в изучении прошлого, о роли исторической науки в жизни общества.
Факультативный курс «Науки-помощницы» предназначен для обучающихся 5 класса.
Место учебного курса в учебном плане: факультативный курс «Науки-помощницы» разработан в рамках предметной области «История» за счет часов, выделяемых участниками образовательного процесса (ОУ). Курс рассчитан на 17 часов, из расчета 1 час в две недели и призван расширить и углубить знания обучающихся, полученных в рамках пропедевтических уроков. Знания и умения, полученные обучающимися в ходе освоения курса, помогут им в дальнейшей работе с учебным материалом на уроках истории как в 5 классе, так и в последующие годы.
Цель курса – расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету «История».
Познакомить обучающихся с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать их характеристику;
Научить работать с историческими источниками;
Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся;
Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.
Применять правила делового сотрудничества.
Оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты изучения факультативного курса проявляются в:
умении работать с учебной информацией, использовать современные источники информации;
способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).
готовности к сотрудничеству с другими обучающимися, коллективной работе, освоении основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
Относительно целостное представление о вспомогательных исторических дисциплинах.
Знание основных понятий курса.
Методы и формы работы: проблемный, поисковый, диалогический; индивидуальные, групповые.
Общая характеристика курса.
Отбор материала для содержания программы факультативного курса «Науки-помощницы» осуществлялся с учетом целей курса, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.
Данный курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах, их роли в развитии исторической науки. При изучении данного курса предполагается обращение обучающихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Вспомогательные исторические дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).
Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).
Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.
Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
— историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;
— историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;
— историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;
— историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;
— историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;
— историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);
историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;
Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
Технологическая карта урока по истории.
Тема: «Исторические науки – помощницы истории».
Цель : знать исторические науки, помогающие в изучении истории.
Личностные – развивать умение давать оценку актуальности историческим наукам с позиции гуманистических нравственных ценностей;
Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми историческими науками;
Тип урока : проектно – исследовательская деятельность
Планируемые результаты: предметные:
— воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: Археология нумизматика генеалогия
— извлекая необходимую информацию, материалов по данной теме;
— сделать капсулу времени по теме урока
— определять тему урока, цели;
— выстраивать алгоритм своей работы;
— развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
— работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
— анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Организация образовательного пространства
Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение.
Информационный материал: рисунки, материалы для капсулы времени( банка, фотографии, монеты,)
Интерактивный материал: презентация, гипсовый бинт, маркеры,
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, различных исторических наук!
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
адекватное отношение к учебной деятельности;
Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации . 5 минут
— Ребята, на уроках истории мы изучили большой раздел, посвященный какой стране?
Скажите, а откуда появилась вся информация о Египте в учебнике? Назовите его географическое месторасположение?
Скажите, как называли правителя в этом государстве?
Ребята для того чтобы нам узнать, с помощью чего нам достается материал для изучения истории, и поставить главный вопрос урока: «Какие науки помогают изучать историю?» я предлагаю вам сделать мини исследование.
На мини исследование 5 мин.
Каждая группа озвучивает, что исследовала и какие были затруднения.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Ребята разбиваются на группы и берут с доски рисунки по ним проводят свои исследования отвечая на вопросы на оборотной стороне.
1. Что изображено на картинке
2. относится ли это к истории
3для чего это нужно истории
Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика;
Познавательныеумения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств;
Регулятивныеумения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии .
Какую задачу мы поставим с вами на этот урок?
— узнать про эти науки!
Значит, что сегодня на уроке мы должны выяснить, узнать, найти?