Наущение шайтана что это
Как распознать наущение шайтана?
Как избавиться от наущений шайтана?
Является ли васвас и сомнение одним и тем же?
Само слово «васвас» означает некое «сомнение», «подозрение». А термин этого слова значит «бессловесное наущения шайтана», т.е. сомнения дьявола, посеянные в сердце.
Можно сказать, что сердце является центром жизни человека, центром его веры. Вот почему шайтан стремиться проникнуть именно туда.
Сатана вводит в сердце человека зло, чтобы сбить его с пути; он хочет направить его на неправильный путь, заставив его сомневаться и вывести из числа верующих. Шайтан не оставляет человека в покое, и постоянно стремится тревожить его.
В нашем разуме мысли проскальзывают словами, но всё, что исходит от сердца понимается без слов. Например, если человеку понравился цветок и его аромат, то это всё происходит мысленно, без слов. Однако когда человек хочет об этом сообщить, то в таком случае, без словесных символов не обойтись.
Часто те, кто только начинает совершать намаз, замечают, что, когда они встают на молитву, у них возникают разные мысли, а после намаза они исчезают. Иногда подобное можно услышать не только от новообращенных мусульман, но и от практикующих в течении нескольких лет.
Наущения шайтана не только мешают верующим совершать поклонения, но и вводят их в грех, заставляют совершать ошибки. Если верующий человек при этом чувствует какой-то душевный дискомфорт, то как правило это вызвано угрызениями совести, это и является божественным знаком о том, что необходимо остановиться и задуматься.
Распознать эти наущения возможно в том случае, если знать особенности шайтана и его ловушки. Единственным источником этих знаний является Коран. После того, как верующий осознает, что стал целью наущений шайтана, ему следует неуклонно выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха.
В Священном Коране говорится:
«А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают». (аль-Араф 7/200-201)
Наущение шайтана что это
Гл. №1: Это постигло лучших людей — сподвижников.
Гл. №2: Это признак явной веры.
Гл. №3: Почему шайтан прибегает к этому?
Гл. №4: К кому приходят такие вас-васы?
Гл. №5: Причина этих вас-васов?
Гл. №6: Как избавиться от них?
• Лечение №1:
• Лечение №2:
• Лечение №3:
• Лечение №4:
• Лечение №5:
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:
Наущения шайтана в таухиде является последней попыткой шайтана сбить человека, поскольку во всех остальных способах он отчаялся.
Я, с дозволения Аллаhа, укажу на причины этого, затем лечение, и приведу некоторые примеры из жизни сподвижников, да будет доволен ими Аллаh, которые также испытали на себе эти наущения шайтана.
Многие братья и сестры просили разобрать этот вопрос, но я не находил времени. И вчера уважаема сестра передала нам вопрос другой сестры, которая попала в эту ловушку шайтана, и здесь, с дозволения Аллаhа, мы вытащим ее оттуда и укажем ей на правильный путь.
Гл. №1:
Это постигло лучших людей — сподвижников
→ Имам Муслим передал, что Абу Хурайра сказал:
Пришла группа из сподвижников к пророку ﷺ и сказала: «Мы находим в наших душах то, о чем сильно боимся рассказывать. Он сказал: «Вы уже находите это (в своих душах)?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и есть явный иман».
→ Также передал Ахмад, что Ибн ‘Аббас сказал:
جاء رجل إلى النبي — صلى الله عليه وسلم — فقال: «يا رسول الله، إنَّ أحدنا يجد في نفسه يُعرِّض بالشيء، لأنْ يكون حُمَمَة أحبُّ إليه من أنْ يتكلم به؟»، فقال: الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، الحمد لله الذي ردَّ كيده إلى الوسوسة
Пришел один человек к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаhа, одному из нас внушается что-то, что упасть в лаву для него милее, чем рассказывать об этом. Он сказал: «Аллаh Велик! Аллаh Велик! Аллаh Велик! Хвала Аллаhу который обратил козни шайта в вас-васа»».
Если это постигло лучших людей после пророков, тогда остальных это должно постигнуть в обязательном порядке.
Гл. №2:
Это признак явной веры
≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия в своем сборнике фетв сказал:
أي حصول هذا الوسواس مع هذه الكراهة العظيمة له ودفعه عن القلب هو من صريح الإيمان كالمجاهد الذي جاءه العدو فدافعه حتى غلبه فهذا أعظم الجهاد ، و الصريح الخالص كاللبن الصريح وإنما صار صريحا لما كرهوا تلك الوساوس الشيطانية ودفعوها فخلص الإيمان فصار صريحا
«Т.е появление этих вас-васов с огромной ненавистью к ним и отвержением их сердцем, есть явная вера, подобно войну, который встретился с врагом, сражался с ним пока не поразил его, вот это великий джиhад. Это явный иман, как белое молоко. Оно стало явным по тому, что им (сподвижникам) стали ненавистны наущения шайтана, в следствии чего они оттолкнули и очистили свою веру от них, что сделало эту веру явной».
≡ Также он сказал в своем сборнике фетв сказал:
وهذه الوسوسة هي مما يهجم على القلب بغير اختيار الإنسان فإذا كرهه العبد و نفاه كانت كراهته صريح الإيمان
«Эти вас-васы из рядя того, что обрушивается на сердце человека без его желания. Если человек проявляет неприязнь к этому и отталкивает это от себя, то эта его неприязнь и есть проявление явной веры».
≡ Также он сказал в своем сборнике фетв сказал:
قال كثير من العلماء : فكراهة ذلك وبغضه وفرار القلب منه هو صريح الإيمان والحمد لله الذي كان غاية كيد الشيطان الوسوسة
«Многие ученые сказали: его неприязнь к этому, ненависть и отрешение сердца от этого, все это очевидная вера. Хвала Аллаhу, который обернул козни шайтана в вас-васа…»
Другими словами: вор не заходит в пустой дом. Если он прибегает к такому банальному методу, значит он понимает, что имеет дело с истинно верующим человеком, иначе шайтан никогда не прибегают к такому крайнему методу.
≡ Шейх Ибн Баз сказал:
ليست الوسوسة من صريح الإيمان، بل كراهتها والخوف منها والحذر منها
«Не сам вас-вас признак явного имана, а именно неприязнь к ней и страх от нее».
Гл. №3:
Почему шайтан прибегает к этому?
≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия в своем сборнике фетв сказал:
فإن شيطان الجن إذا غُلِبَ وسوس ، وشيطان الإنس إذا غُلِبَ كَذَبَ
«Когда поражаешь шайтана из числа джиннов, он приступает к вас-васу, а когда поражаешь шайтана из числи людей, он начинает лгать».
Это подтверждает сказанные мною выше слова: шайтан прибегает к такому методу лишь тогда, когда шайтан, в силу истинной веры человека, не нашел другого способа атаковать человека, кроме этого крайнего метода, что уже свидетельствует о проигрыше шайтана.
≡ Шейх Ибн Баз говорит тоже самое, комментария вышеприведенные хадисы:
أن الشيطان لما يئس منهم أتاهم بوساوس شديدة خطيرة في دينهم وعقيدتهم، لأن يخروا من السماء أهون عليهم من أن ينطقوا بها
«Когда шайтан отчаялся в них, он начинает кидать сильные и опасные наущения в их религии и вероубеждении, что аж упасть с небес для них милее, чем рассказывать об этом».
Гл. №4:
К кому приходят такие вас-васы?
≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия в своем сборнике фетв, рассказывая о лечении от вас-васа, сказал: сказал:
والوسواس يعرض لكل من توجه إلى الله تعالى بذكر أو غيره لابد له من ذلك
«Вас-васы наступают к каждому, кто направился к Всевышнему Аллаhу азкарами или другими (поклонениями), и это обязательно должно случиться».
Поступает он так потому, что не нашел другого метода сбить этого сильного иманом человека, кроме как банальными наущениями, которые еще слабее.
Гл. №5:
Причина этих вас-васов?
Ученые упоминают несколько причин этих вас-васов:
Гл. №6:
Как избавиться от них?
Первое:
Лечением от этого являются слова «А’узу би-Лляhи мина-ШайтIани ар-Ражим», как это пришло в хадисе Абу Хурайры в сахихе.
Также пришло в хадисе слова поминания при таких ситуациях:
Второе:
Надо оставить эти мысли и не размышлять над ними, не обращать на них внимание, не заострять внимание, ибо мысли никакой угрозы не представляют.
Ибн Хаджар аль-Хайтами был спрошен о лечении наущений, и есть ли какое-то средство избавления от них?
Он ответил: «От наущений есть действенное средство, и это — отдаление и полное оставление сомнений, какими бы они не были. Если человек не будет обращать на них внимание, и они не укрепятся в его сердце, то через некоторое время они исчезнут сами, как это произошло у тех, кому помог Аллах. Если же человек станет прислушиваться к сомнениям и действовать в соответствии с ними, то сомнения не перестанут усиливаться в нем, пока не доведут его до сумасшествия и хуже, как это мы наблюдали у многих тех, кто страдал от них, последовал за ними и за шайтаном
Третье:
Осознавать, что мысли от шайтана не могут физически заставить человека сделать действие или выбрать чего-то. Его наушения не могут изменить сознание человека и претворить его в раба шайтана. Вас-вас не обладает физической силой, которое может принудить человека отказаться или согласиться. Конечный выбор все равно за человеком!
Доказательством этому являются слова Всевышнего в суре «Ибраhим»:
وَقَالَ الشَّيْطَانُ لَمَّا قُضِيَ الْأَمْرُ إِنَّ اللَّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ وَوَعَدتُّكُمْ فَأَخْلَفْتُكُمْ ۖ وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُم مِّن سُلْطَانٍ إِلَّا أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِي ۖ فَلَا تَلُومُونِي وَلُومُوا أَنفُسَكُم
≡ Сказал имам ас-Са’ди:
Четвертое:
Надо немедленно оставить грехи, оставить пустую трату времени, оставить малополезные дела, малополезное общество.
≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия в своем сборнике фетв, рассказывая о лечении от вас-васа, сказал:
فينبغي للعبد أن يثبت ويصبر ويلازم ما هو فيه من الذكر والصلاة ولا يضجر فانه بملازمة ذلك ينصرف عنه كيد الشيطان إن كيد الشيطان كان ضعيفا
«Человек должен держаться, терпеть и строго придерживаться азкаров и молитв, и пусть не проявляет слабость в этом, так как строгое следование всему этому отражает козни шайтана, поистине, козни шайтана слабы».
≡ Сказал шейх Ибн Баз, рассказывая о лечении от вас-васа, сказал::
فالمؤمن بطاعة الله ورسوله والاستقامة على دين الله يقهر شيطانه ويذل شيطانه ويهين شيطانه حتى يكون ضعيفاً لا يستطيع أن يغالب ويمنع المؤمن من الخير، والعاصي بمعاصيه وسيئاته يعين شيطانه حتى يقوى على مساعدته على الباطل وعلى تشجيعه على الباطل وعلى تثبيطه عن الخير
«Верующий, своим подчинением Аллаhу и его посланнику, своим правильным путем в религии Аллаhа, способен поразить шайтана и унизить его, ослабить его, пока он совсем не потеряет сил и не сможет уже завладеть верующим и помещать ему совершать добро.
А грешник, своими грехами и проступками, помогает шайтану до тех пор, пока он не станет сильным, и он будет побуждать его к злу и удерживать от добра».
А если человек не оставит это, то он подпадает в хадис Ибн ‘Аббаса, который передал Абу Я’ля, что когда человек забрасывает поминание Аллаh, шайтан получает силу над ним, и внушает ему мерзкое. Хадис слабый в иснаде, но матн его достоверный.
Пятое:
Надо взяться за изучение вероубеждения ислама, за таухид и свои обязанности, ибо шайтан не подходит к тому, кто хорошо знает таухид и вопросы фикха.
Ученые говорили: для шайтана один ученый сложнее, чем сто поклоняющихся. Правильные и полезные шариатские знания ослепляют дьявола и он не может подобраться к человеку.
Прошу Всевышнего Аллаhа защитить нашу сестру и всех мусульман в целом!
Васавис – наущения шайтана: виды и способы борьбы с ними
«Васавис» – множественное число слова «васваса». Васавис можно приблизительно перевести как «сомнения». Под ними, как правило, понимаются наущения (внушение, науськивание) шайтана.
Васавис бывают различных видов и воздействуют на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех у них одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков. Следует отметить, что не каждый человек подвергается васавис, и некоторые люди подвергаются им в большей степени, чем другие. Поскольку это наущения шайтана, человеку не нужно беспокоиться и нужно научиться игнорировать их. В хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) утешил нас, сообщив, что Аллах не считает человека ответственным за васавис, которые его тревожат, до тех пор, пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух. (Бухари. Сахих. – № 2528, передал Абу Хурейра)
Шайтан навязывает человеку васавис, чтобы отклонить его от совершенствования в своей жизни и приближения к Аллаху. Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных васавис:
а) Васавис (сомнения), касающиеся веры.
Иногда шайтан досаждает различными сомнениями о вере человека. Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе и Его пророке (мир ему и благословение Аллаха), или у него появляются негативные мысли об исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об исламе?» – и т. д.
Хотя на первый взгляд все это может показаться серьезным проступком, на самом деле это признак веры. В сборнике «Сахих» Муслима записано, что однажды группа сподвижников (да будет доволен ими Аллах) пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у них:
– Правда? У вас действительно появляются такие мысли?
Они ответили утвердительно. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Это явный признак веры. (Муслим. Сахих. – № 357)
عن أبي هريرة، قال: جاء ناس من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم، فسألوه: إنا نجد في أنفسنا ما يتعاظم أحدنا أن يتكلم به، قال: وقد وجدتموه؟ قالوا: نعم، قال: ذاك صريح الإيمان
[شرح محمد فؤاد عبد الباقي]
[ش (إنا نجد في أنفسنا ما يتعاظم) أي يجد أحدنا التكلم به عظيما لاستحالته في حقه سبحانه وتعالى (ذاك صريح الإيمان) معناه سبب الوسوسة محض الإيمان أو الوسوسة علامة محض الإيمان]
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это явный признак веры», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьем сердце есть вера, будет испытывать такие сомнения.
Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример: вор не будет пытаться ограбить дом, в котором нет ничего ценного. Вор будет пытаться ограбить только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности.
Аналогичным образом, сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и на том свете. Шайтан будет вкладывать сомнения только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар веры, и он постарается сделать все возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным этими сомнениями, нужно благодарить Аллаха за благословение верой.
Что делать, когда досаждают такие сомнения:
Алимы сообщили, что излечение таких сомнений – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них никакого внимания и следует заняться зикром и шукром (поминанием и благодарностью) Аллаха. Это просто беспочвенные сомнения от шайтана, которые совершенно никакого внимания не заслуживают.
Следует задуматься над отличием верующего от неверующего. Когда такие мысли появляются у верующего, он беспокоится и смущается, показывая, что он не принимает эти мысли, а это явный признак веры. И наоборот: неверующего они совершенно не тревожат, и он даже наслаждается ими, лелея и пропагандируя подобные мысли и убеждения. Тот факт, что верующий смущается от таких мыслей, – более чем достаточное доказательство его веры и его довольства исламом в качестве своей религии.
Возьмите в привычку произносить три суры «Куль. » ежедневно после фаджра и магриба (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов харама, всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют веру и дают шайтану возможность взять верх над человеком.
Произносите (أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ ) «А’у́зу билля́хи минащ-щайто́нир-раджи́м» и (آمَنْتُ بِاللهِ وَرُسُلِهِ) «А́манту билля́хи ва русулихь».
Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал, что в случае, когда человек страдает от сомнений, ему следует попросить Аллаха о защите (произнести тагаввуз) и игнорировать их. (Бухари. Сахих. – № 3276)
Как передавала госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал, что, когда человек подвергается сомнениям об Аллахе, ему следует произнести: «А́манту билля́хи ва русулихь», – поскольку это рассеет сомнения. (Ахмад. Муснад. – № 26203)
Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения, беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры, что в действительности является хорошим знаком. Следование указанному совету поможет укрепить веру.
б) Васавис, касающиеся действительности омовения.
Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще. При таких сомнениях можно увидеть, как он моет определенную часть тела в омовении снова и снова. Это наущение шайтана, чтобы человек растратил время и воду.
Произнесите тагаввуз («А’у́зу…») и «А́манту билля́хи ва русулихь».
Имам Навави (милость ему Аллаха) советовал, чтобы человек, страдающий от васвасы в омовении, произносил: «Ля́ иля́ха иллялла́х», – ведь шайтан сбегает от человека, занятого зикром Аллаха.
Нужно четко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трех раз. Более того, следует знать, что пока человек не будет на 100% уверен в том, что не вымыл ту или иную часть тела подобающим образом, или что он ее вообще не мыл, его омовение действительно, и нет необходимости мыть ее заново. Только если он может дать касам (клятву), что он точно не вымыл полностью данную часть тела, или что он ее вообще не мыл, только тогда он должен омыть ее. Это подчеркивается правоведами на основе следующего принципа:
اليقين لا يزول بالشك
Сомнение не может перевесить уверенность. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 121)
Поэтому, когда человек уверен, что совершил омовение, он не должен дать сомнениям беспокоить его, поскольку без его абсолютной уверенности в том, что он не исполнил требования омовения, его омовение будет действительно.
в) Васавис в отношении чистоты/нечистоты.
Иногда человеку досаждают сомнения о том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех, пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нем, ему следует игнорировать такие сомнения, и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только хуже – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он все время нечист, что в конечном счете приведет к тому, что он перестанет совершать намаз и богослужение из-за того, что будет считать себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает все, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха.
Человек должен сказать себе, что не видел и физически не чувствовал нечистоту, а значит сомнения во внимание принимать не может.
Несколько сподвижников говорили пророку (мир ему и благословение Аллаха), что не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.
Произносите тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь».
г) Васавис, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, думая при этом, что он недостаточно очистился. Это тоже сомнение, введенное шайтаном, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т. е. в туалете).
После того, как подмылись трижды, и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.
Произносите про себя (в уме) тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь».
Факихи постановили, что подмываться более семи раз во время истинджи не разрешается. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае наличия сомнения разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.
Если человек подвержен сомнениям в недержании мочи, ему нужно брызнуть воды вокруг подмытого места после совершения омовения, и ему нужно считать, что влажность – из-за чистой воды, а не из-за мочи. Таков был совет пророка (мир ему и благословение Аллаха), данный сподвижникам для того, чтобы развеять их сомнения.
д) Васавис о разводе.
Некоторые мужчины подвержены сомнениям о том, что они развелись со своими женами. Из-за постоянного опасения развода с женой, они иногда приходят к тому, что сомневаются, не произнесли ли они слова развода жене. Это выбивает мужа из колеи, и он находится в постоянном страхе развода с женой. Это тоже одно из наущений шайтана и его попытка расторжения брака.
Человеку, страдающему от таких сомнений, следует игнорировать их. Если он не может дать касам (клятву), что он развелся с женой, будучи в здравом уме, это означает, что он с женой не разводился. Более того, правоведы ясно указали, что развод человека, страдающего от таких сомнений, недействителен. (Ибн Абидин. Радд мухтар)
Произносите тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь», пока сомнения не стихнут.
Имам Ибн Хаджар Хайтами (милость ему Аллаха) сообщил, что самым эффективным способом борьбы с васавис является их игнорирование. Под игнорированием понимается то, что человеку нужно отбросить сомнения и не обращать на них никакого внимания, как будто бы их никогда и не было. Не нужно бороться с сомнениями: от этого они станут только сильнее. Этот случай аналогичен ситуации с лающей собакой. Чем больше вы с ней боретесь, тем больше она лает. Но, если ее проигнорировать, она в конечном счете замолкнет. Аналогичным образом, самым эффективным способом рассеивания сомнений является их игнорирование. В конечном счете, васавис прекратятся. Если человек не будет их игнорировать, они станут только сильнее, и в конечном счете превратят жизнь человека в каторгу. В некоторых случаях это может даже привести к синдрому навязчивых состояний, а иногда и к безумству. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы человек, страдающий от васавис, проявил волю, игнорировал сомнения, и произносил предписанные мольбы (дуа).
Некоторые из тех, кто страдает от васавис, начинают обращаться сразу к нескольким алимам по поводу своей проблемы. Это самая большая ошибка, которую только можно совершить. Это приведет лишь к еще большей путанице. Человеку, страдающему от васавис, нужно спрашивать только одного алима. Он должен выбрать алима, которому он больше всего доверяет, и спрашивать только его. Опрашивание многих алимов приведет к получению разных советов, что запутает его еще больше. Ему следует придерживаться одного знающего алима, довериться ему на 100% и действовать так, как он скажет, даже если ему это не по душе. Знающий алим диагностирует васвасу и даст ему совет, который соответствует его ситуации. Через некоторое время, даст Аллах, человек излечится от васавис.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Как бороться с навязчивыми наущениями шайтана?
Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу. Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело [1]. Ахмад, ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд передали со слов Анаса, что Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови» [2]. Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.
Среди тех, кто излишествует при выполнении религиозных обрядов, оказываются и люди с неустойчивой психикой, которых шайтан шаг за шагом доводит до состояния, близкого к помешательству. Они повинуются своему врагу во всём, что он им говорит и приказывает, и со временем перестают верить даже своим собственным органам чувств. Они принимают за реальное то, чего в действительности не происходит, и сомневаются в том, что всего несколько мгновений назад совершили у себя на глазах. Для многих из них этот путь начинается с сомнений, касающихся ритуального осквернения. Ал-Куртуби в своём тафсире передал слова Ибрахима ат-Тайми: «Первое, с чего начинает искуситель, — это омовение». Шайтан внушает им, что у них произошло выделение газа и их омовение нарушилось, и не перестаёт наущать их, пока они не совершат омовения заново. Тем самым они повинуются шайтану и ослушаются Посланника Аллаха, который сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим со слов Абу Хурайры.
Другая распространённая форма наущений — сомнения относительно намерения перед омовением и намазом. Шайтан внушает таким людям, что намерение совершить ритуальное действие не утвердилось в их сердце и что без намерения их благодеяние непременно будет отвергнуто. Уступая его настойчивости, они многократно повторяют в душе или языком намерение совершить тот или иной обряд, уклоняясь от сунны нашего Посланника. Однако явный враг не покидает их после этого в течение всего обряда и даже после него. Он внушает им, что установлений сунны для них недостаточно и что к ним следует добавить ещё что-нибудь. Повинуясь ему, некоторые из этих ослушников многократно моют одну и ту же часть тела во время омовения и купания, опасаясь, что на их теле все ещё остались сухие места. Описывая их состояние, Ибн ал-Каййим в книге «Игаса ал-лахфан» (1/209-210) пишет: «Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с софистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет. Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».
Шейх ал-Албани пишет: «Ты можешь увидеть, как шайтан заигрывает с ними, так что кое-кто из них впадает в своего рода безумие. Он моет руки или лицо столько раз, что иногда число их трудно сосчитать. Он тщательно протирает их, сильно обременяя себя и уходя в раздумья. При этом он знает, что эта часть тела не касалась чего-либо в большей или меньшей степени нечистого, но не прекращает изнурять себя, пока увидевший это не примет его за умалишённого, нисколько не сомневаясь в своём суждении. Закончив мыть одну часть тела с таким большим трудом, он приступает к другой части тела и т.д. Многие из них заходят в ванную до наступления срока рассветного намаза и выходят оттуда только после восхода солнца. Шайтан добивается от ослушников такого повиновения, и они причиняют себе страдания, совершая грех, не доставляющий им никакого удовольствия и не делающий им никакой чести. А ведь помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью».
В трудах мусульманских учёных описаны многочисленные примеры того, как повиновение шайтану унижает человека и причиняет ему страдания, как духовные, так и физические. Ибн ал-Каййим рассказал со слов одного из заслуживавших доверия людей о человеке, который сильно страдал от наущений шайтана. Он многократно повторял своё намерение, причиняя много беспокойства молящимся позади имама. Однажды он поклялся, что разведётся с женой, если такое повторится ещё раз, но Иблис не отстал от него, пока тот не повторил это снова. Он развёлся со своей женой и сильно страдал из-за этого. Долгое время они жили порознь, после чего та женщина вышла замуж за другого мужчину и родила тому ребёнка. Однако они тоже были вынуждены расстаться, и через некоторое время женщина вернулась к бывшему мужу, который едва не умер от разлуки с ней.
Он же рассказал другой случай, когда мужчина, страдающий от наущений, подолгу утверждал намерение совершить намаз. Как-то раз он готовился начать коллективный намаз и несколько раз произнёс: «Я совершаю такой-то намаз в отведённое для него время ради Аллаха». Тут он вместо слова «аддаан» сказал «азаан» и получилось: «Я совершаю такой-то намаз, причиняя страдания ради Аллаха». Тогда молившийся рядом с ним прервал свой намаз и сказал: «Причиняя страдания Его Посланнику, Его ангелам и группе молящихся».
Абу ал-Фарадж ибн ал-Джаузи рассказывал, что как-то раз к Абу ал-Вафа ибн ‘Акилу пришёл мужчина и сказал: «Я погружаюсь в воду много раз, но сомневаюсь, правильно ли я совершил полное омовение (гусл). Что ты скажешь об этом?» Шейх сказал ему: «Ступай, тебе не обязательно совершать намаз». Тот спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что Пророк сказал, что перо поднято у троих: у слабоумного, пока к нему не вернется разум, у спящего, пока тот не проснется, и у малолетнего ребёнка, пока тот не подрастет. Тот, кто погружается в воду несколько раз и всё ещё сомневается, коснулась его вода или нет, является безумцем».
Шайтан не только сбивает этих заблудших с прямого пути, но и внушает им, что они поступают правильно. Внимая его лживым убеждениям, они называют своё поведение богобоязненностью и оправдываются стремлением избавиться от сомнений. Ибн ал-Каййим (1/204) пишет, что некоторые из них говорят: «Шариат не порицает тех, кто проявляет осторожность и основывается на том, в чём можно быть уверенным, пусть даже вы называете это наущениями. ‘Абдаллах ибн ‘Умар при очищении мыл внутри глаз, пока не ослеп из-за этого. Абу Хурайра во время омовения мыл плечи (часть руки выше предплечья — К.Э.), а когда омывал ноги, то мыл и голени. Мы тоже проявляем осторожность и основываемся на том, в чём можем быть уверенными. Мы отказываемся от сомнений в пользу того, что не вызывает сомнений и что хорошо известно. Мы избегаем сомнительного и не отступаем от шариата, не привносим в религию новшества. Разве это не лучше, чем проявлять небрежность и халатность, как это делают рабы, которые не придают значения своей религии, не проявляют осторожности, а плывут по течению? Они не придают значения тому, как и где они совершают омовение, где молятся. Они не обращают внимания на то, что попадает на подол их одежды и на их рубаху. Они не задумываются над своими намерениями. Напротив, они проявляют беспечность и надеются на благой конец. В действительности же они пренебрегают своей религией и не обращают внимания на сомнительное. Они могут принять за чистое то, что на самом деле является самой отвратительной скверной. Они без колебаний берутся за сомнительное. Разве ж их можно сравнить с тем, кто старается выполнить приказ наилучшим образом и не сделать упущение? И если даже он делает что-либо лишнее, то его намерение всего лишь выполнить приказ совершенным образом, без упущений. Всё, в чём нас упрекают, это всего лишь осторожность, проявляемая в выполнении приказов и избегании запретного, и это лучше, чем проявление небрежности в этих делах, и конечный исход у такого отношения тоже лучше».
Однако они забывают, что их чрезмерная осторожность противоречит сунне Пророка Мухаммада, который разъяснил своим последователям, как правильно бороться с подобными наущениями. Его религиозная практика — наилучший пример для всех верующих. Она ясна, как день, и отступает от неё только несчастный и заблудший. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (ал-Ахзаб, 21).
Пророк Аллаха велел избегать излишеств и чрезмерности в религии, ибо именно это качество погубило предыдущие религиозные общины. Всевышний сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение”» (ал-Маида, 77).
Из пророческой сунны ясно, что выполнение религиозных обязанностей может стать обременительным и даже наскучить человеку. Оно может лечь на его плечи непосильным бременем, надломив его волю и устремлённость. Избежать этого может только тот, кто следует путём Пророка, проявляя умеренность и избегая двух крайностей: чрезмерности и халатности. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры, что Посланник сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно одолевает его. Так поступайте же правильно и приближайтесь [3], радуйтесь и испрашивайте помощи [у Аллаха] утром, вечером и в некоторые часы ночи».
Посланник Аллаха приказывал ни в чём не походить на шайтана, избегать сходства с ним и поступать наперекор его желаниям. В обоих «Сахихах» и четырёх «Сунанах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник сказал: «Поистине, Всевышний Аллах прощает моим последователям то, что наговаривают их души, пока они не произнесут или не совершат этого».
В «Сунанах» Ибн Маджи и ал-Байхаки приводится его рассказ о том, что Пророк сказал: «Поистине, Аллах прощает моим последователям наущения в их груди, пока они не совершат или не произнесут этого, и прощает им то, к чему они были принуждены». Ал-Албани назвал хадис достоверным.
Эти удивительные хадисы свидетельствуют о безграничной милости Аллаха к верующим, ведь они избавлены от отвественности за наущения шайтана и нашептывания своих сердец, пока не совершат предосудительный поступок или не произнесут богопротивное слово. Поэтому пренебрежение тем, что говорит шайтан, и полный отказ от размышления об этом — один из самых действенных методов борьбы с навязчивыми наущениями. На это целебное средство указывают слова Всевышнего Господа: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (ал-Бакара, 168-169).
Другое эффективное средство борьбы с наущениями — твёрдая решимость неотступно следовать сунне Пророка Мухаммада. Ибн ал-Каййим в «Игаса ал-лахфан» (1/212) пишет: «Шайтан добился того, что подверг их наказанию в этом мире еще до наступления жизни последней. Он сбил их с пути Посланника и ввёл их в число привиредливых и излишествующих, а они полагают, что поступают праведно. Кто желает избавиться от этой напасти, тот должен осознать, что истина — в следовании путём Посланника Аллаха в словах и поступках. Он должен твёрдо вознамериться следовать его дорогой, не сомневаясь в том, что это и есть прямой путь и что противоречащее этому — обман и наущения Иблиса. Он должен быть убеждён в том, что Иблис — это враг, не призывающий его к чему-либо хорошему, и что он предлагает своим сторонникам стать обитателями Пламени».
Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (35526) передал слова Убаййа ибн Ка‘ба: «Вы обязаны следовать путём [верующих] и придерживаться сунны, ибо если раб, поступающий так, поминает Милостивого [Аллаха] и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то Огонь никогда не коснётся его. И если раб, следующий путём [верующих] и придерживающийся сунны, поминает Аллаха и по его коже проходит дрожь от страха перед Аллахом, то его можно сравнить с деревом, листья которого высохли, ибо грехи сыплются с него так же, как листья опадают с этого дерева, когда дует ветер. Воистину, умеренно следовать путём [верующих] и придерживаться сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путём и поступая вопреки сунне. Посмотрите на свои деяния, и пусть они соответствуют пути и сунне пророков, независимо от их умеренности и усердия». Похожее высказывание от его имени передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Ибн Батта в «ал-Ибана ал-кубра».
Ещё одно средство — искренне радоваться тому, что шайтан лишился надежды склонить человека к греху иным путём, ибо навязчивые наущения — одно из последних оружий врага рода человеческого. Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха и сказали: «Мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк сказал: «Это истинная вера».
В «Мусаннафе» ‘Абд ар-Раззака (20439) приводится со слов аз-Зухри отосланная версия этого хадиса. В ней сообщается, что один из ансаров сказал: «Пророк Аллаха, мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба (букв.: с Плеяды) для нас милее, чем обнаружить это». На это он сказал: «Неужели вы уже ощущаете это? Поистине, до этого шайтан пытается сбить раба, но если он избавляется от него, то он ввергает его в такое, и это истинная вера».
Имам ан-Навави передал слова шейха Ахмада ибн Абу ал-Хавари: «Однажды я пожаловался Абу Сулайману ад-Дарани на то, что меня тревожат наущения шайтана, и он сказал: “Если хочешь, чтобы это прекратилось, радуйся, когда бы ты ни ощутил его присутствие. Если ты станешь радоваться, это прекратится, ибо нет для шайтана ничего ненавистнее радости верующего, если же ты станешь горевать из-за него, он будет досаждать тебе ещё больше”».
Безусловно, искренне радоваться наущениям можно только тогда, когда ты поступаешь наперекор шайтану и не отступаешь от сунны Посланника Аллаха.
Наконец, наилучшим средством против навязчивых наущений является многократное поминание Аллаха и обращение к Нему за покровительством. Аллах назвал шайтана наущающим в груди людей и отступающим при поминании Его. В Коране также сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (Фуссилат, 36).
Ан-Навави в «Азкаре» передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Мы уверовали в Аллаха и посланников Его /Аманна би-Лляхи ва би-русулих/” — и эти наущения перестанут беспокоить его». В том же сборнике приводятся слова одного из улемов: «Если во время омовения или молитвы, равно как и в других обстоятельствах, шайтан станет нашёптывать что-либо человеку, желательно, чтобы он говорил: “Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, ибо когда шайтан слышит слова поминания, он отступает и удаляется» [4].
Примечания
[1] Об этом сообщается, например, в хадисе Сабры ибн Абу Факиха, переданном Ахмадом, ан-Насаи и Ибн Хиббаном в «Сахихе», и в хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха, переданном Муслимом. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1652), (1659).
[2] Похожие слова переданы ал-Бухари, Муслимом, Абу Давудом и Ибн Маджой в хадисе Сафиййи. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1658).
[3] Ибн ал-Асир пишет: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Байт ал-афкар ад-даулиййа. С. 727.