Навязчивые мысли у подростка что делать
Навязчивые мысли у подростка что делать
В центре глубинно-психологической терапии навязчивостей лежит тезис о том, что в симптоматике данной патологии проявляется защитная работа Я, направленная на достижение компромисса между импульсами-влечениями Оной ограничениями Сверх-Я. В психотерапевтическом процессе, который всегда начинается с построения доверительных отношений (Strunk), особое значение имеют следующие особенности пациента:
• в преморбидном периоде — тормозимость при контактах и в проявлениях чувств;
• роль навязчивых действий как факторов, уменьшающих страх;
• часто выявляемая взаимосвязь с сексуальными проблемами;
• нередко четко проявляющиеся агрессивные компоненты навязчиво-стей;
• склонность к разрыву межчеловеческих отношений, часто приводящая к противоречию между описаниями пациента и реальными условиями;
• затрудненный доступ пациента к миру собственных чувств.
Нередко эти особенности существенно затрудняют процесс терапии. Ввиду тормозимости пациента рекомендуется при его лечении использовать гештальтные и креативные элементы, например рисование, моделирование, «сны наяву». Часто только таким путем пациент может получить доступ в мир собственных переживаний. В психотерапии подростков всегда играет также роль аспект практической жизни. Подростки нередко спонтанно вырабатывают копинг-стратегии, чтобы с их помощью лучше уживаться со своими страхами и навязчивостями, т.е. уменьшать степень страдания и в известной мере социально адаптироваться.
При лечении, которое должно проводиться особенно осторожно, рекомендуется совместно с пациентом добиваться понимания уже имеющихся копинг-стратегий, которые здесь отчасти идентичны симптоматике, использовать их с целью постепенной модификации, например навязчивого мытья рук, связанного со страхами заразиться опасной болезнью.
Технические приемы терапии в каждом случае ориентируются на возраст, состояние развития, когнитивные и эмоциональные возможности пациентов, а также их семей. В детском возрасте на первом месте стоят невербальные методики, особенно игровая терапия и использование других творческих возможностей. Таким путем можно добиться необходимого доверия пациента и вместе с тем получить представление о структуре защитных механизмов.
Ребенок с навязчивостями может в поддерживающей и защищающей терапевтической ситуации приобрести опыт избавления от агрессивных импульсов без наказаний со стороны взрослых. Он научается видеть свои внутренние потребности и выражать их в социально приемлемой форме.
К подросткам шире, чем к детям, можно применять вербальные методики. Существенную роль в практике глубинно-психологической разговорной терапии играют поведение терапевта, манера беседы; содержание, способы возникновения и функции навязчивых расстройств, а также типично возрастные проблемы и конфликты.
В поведении терапевта должны постоянно отражаться понимание и принятие им симптомов навязчивостей. Это помогает пациенту без заниженной самооценки признавать и не «отделять» свою собственную симптоматику как один из ограниченных во времени элементов своей личности. Доброжелательное отношение, особенно к симптомам навязчивостей, вопринимаемым отчасти как лишенные смысла, побуждает подростков сообщать обо всех таких симптомах, причем нередко лишь при этом выясняется степень их связи с разными сферами жизни.
Целесообразно также ознакомить пациента с теориями возникновения и функциями навязчивых состояний с целью ясно показать ему, что в его случае речь идет не о единичном феномене и что в принципе существуют терапевтические возможности успешного воздействия на навязчивости. В связи с этим можно, например, вместе с пациентом прийти к осознанию того, что определенные навязчивые действия выполняют функцию торможения прорывов импульсивных влечений, противоречащих здравому смыслу.
Скажем, с помощью навязчивого мытья рук отрицается и тормозится удовольствие быть испачканным в буквальном или переносном смысле, а за чрезмерной заботой о здоровье членов семьи скрывается стремление устранить направленные против них агрессивные влечения и т.п. Последний пример показывает также, что в симптоматику навязчивостей часто оказываются вовлеченными родители и сибсы, и от этого они могут иногда страдать больше, чем сами пациенты. Поэтому на определенных этапах подключаются методы семейной терапии.
Динамические аспекты влечений, большей частью неосознаваемые, при навязчивых расстройствах следует подвергать терапевтическому воздействию с особой осторожностью, их никогда не нужно критиковать и недооценивать. У подростков они часто связаны с типично возрастными проявлениями (сексуальность, отделение от родительского дома, стремление к самостоятельности, успехи в школе и в профессиональной деятельности). Особое значение для подростков приобретает проблема автономности.
Значение конфликта автономии проявляется в том, что пациенты с их специфичной для навязчивостей личностной структурой пытаются рабски следовать терапевтическим правилам, но, с другой стороны — из-за сильного стремления к автономии — бойкотируют лечение и активно противостоят ему, недооценивая свое состояние. Наконец, подавленное стремление к автономии у подростков может проявляться в виде агрессивных и антисоциальных импульсов и переноситься на терапевта.
Все психоаналитики единодушны в том, что эта фаза неуправляемой и неконтролируемой агрессии составляет необходимую переходную стадию на пути к личностной автономии и к устранению навязчивостей, которую терапевт должен выдержать (Quint).
Несмотря на детально разработанные теории феномена навязчивостей и многочисленные работы по их лечению на основе психоаналитических представлений (например, Benedetti), для обсуждения предлагаются также методы поведенческой терапии, особенно в случаях навязчивых действий.
Методы поведенческой терапии навязчивостей у детей и подростков
Эти методы основаны на представлении о навязчивых симптомах как результатах научения. А это означало бы возможность с помощью надлежащих процессов добиться переучивания. Современная поведенческая терапия явно проистекает из ранее относительно изолированно применявшихся методов, ныне оцениваемых как механистичные. Наряду с рассмотрением исключительно связей «стимул—реакция» в настоящее время анализируется во всей ее сложности структура условий, влияющих на возникновение, поддержание и, наконец, излечение симптоматики (Hand).
Некоторые методы поведенческой терапии следует упомянуть, так как они четко демонстрируют принципы этого рода терапии и все еще имеют определенное практическое значение.
Аверсивная терапия (научение избеганию) навязчивостей у детей и подростков
При проявлениях навязчивостей применяются аверсивно действующие раздражители. В литературе описаны различные случаи позитивных результатов таких воздействий на синдромы навязчивостей (чаще всего изолированных).
В настоящее время их если и применяют, то лишь совместно с другими методами в рамках широкой терапевтической концепции, которая может не иметь преимущественно аверсивного характера.
Негативные упражнения (насыщение) при навязчивостях у детей и подростков
С помощью этого метода пытаются добиться эффекта насыщения путем многократного (до усталости) повторения навязчивых действий. По механизму действия метод близок к парадоксальной интенции и с успехом используется при навязчивостях моторного типа.
Остановка мыслей при навязчивостях у детей и подростков
Этот метод, предложенный Тэйлором (Taylor), успешно используется при феноменах идеаторных навязчивостей, вызываемых страхом (навязчивые мысли, опасения и т. п.). При этом пациенту предлагается выразить свои навязчивые мысли вербально, а терапевт прерывает пациента с помощью криков или неприятных громких звуков. В связи с развитием новых методик поведенческой терапии три названные выше методики изолированно уже не применяются.
Систематическая десенсибилизация с помощью методов, уменьшающих страх
Этот способ успешно применяется еще и сегодня, особенно при навязчивостях, вызванных страхами, и фобиях. Основа этой методики — тесная связь между страхами и синдромами навязчивостей, на которую указывает теория научения. При этом пациенты переживают симптоматику навязчивостей как уменьшающую страх. Причиной навязчивостей оказываются страхи, нередко фобии. Отсюда следует, что при лечении первично осуществляется воздействие на страхи, а не на синдромы навязчивостей (см. Niebergall, Weber).
Конфронтация и подавление реакций
Этот метод, разработанный Мейер (Meyer), состоит в следующем. После подробного ознакомления с теориями научения и с опытом практического применения этого метода, а также общей психотерапевтической подготовки пациент вначале вступает в конфронтацию с ситуацией, которая вызывает у него появление навязчивостей. При этом, как правило, возникает массивный страх, который должен контролироваться совместно терапевтом и пациентом. По мере учащения конфронтации с такой ситуацией реакция страха ослабевает.
Поскольку негативных последствий не возникает, появляется чувство, что ситуация может быть преодолена. При этом пытаются вначале выявить стратегии преодоления, применявшиеся самим пациентом, выбрать из них те, которые с наибольшим успехом можно применить для преодоления навязчивостей и целенаправленно использовать в терапии (см. статью на сайте с описанием случая из практики).
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»
Причины навязчивых состояний у детей
В этиологии навязчивостей у детей генетика играет большую роль, чем у взрослых пациентов. В то же время случаи навязчивостей в одной и той же семье могут свидетельствовать о своего рода обучении, влиянии одного члена семьи на другого.
Инфекции
В генезе навязчивых состояний роль инфекционного заболевания, в первую очередь, несет стрептококковая (бета-гемолитический стрептококк) инфекция носоглотки.
Обычно пациенты, страдающие от стрептококковой инфекции, начинают демонстрировать признаки обсессивно-компульсивного расстройства на 3-4 года раньше, чем другие дети, страдающие навязчивыми состояниями, например, возникших на фоне органического поражения мозга вследствие неблагополучных родов.
На роль инфекции указывает обострение симптоматики вечером и явно рецидивирующий характер течения болезни. Врачу также следует учитывать то, что при навязчивостях, возникающих в ходе нейроинфекционного процесса, отмечается:
Психические факторы
Также большую роль в развитии навязчивых состояний играют хронические психотравмирующие ситуации, связанные с:
У этих детей еще до появления навязчивых состояний отмечается излишняя боязливость ко всему новому (переезд из одного места в другое, встреча с незнакомыми людьми). В дошкольном возрасте для них характерна мнительность, склонность придумывать по отношению к себе различные запреты, вера в магию. Во время игр они любят придумывать новые правила, схожие с ритуалами, также характерна строгая последовательность при выполнении будничных действий, например, таких как одевание или прием пищи.
Почти в 90% случаев у школьника, страдающего навязчивыми состояниями, имеются проблемы, в учебе, в отношениях в семье, трудности общения со сверстниками.
Прочие нарушения
В патогенезе навязчивостей у детей наиболее важное место занимают изменения со стороны серотонинергической системы, дисфункция в базальных ганглиях и аутоиммунные нарушения. В качестве примера можно привести навязчивые состояния при синдроме Туретта или хореи Сиденхама. В последнем случае наряду с инфекционным возбудителем – бета-гемолитический стрептококком группы А, прослеживаются и аутоиммунные изменения.
Патогенез на разных этапах ОКР
Дети с навязчивостями стараются уклониться от домашней работы и выполнения домашних обязанностей. Навязчивые состояния у детей нередко сочетаются с расстройствами депрессивного и тревожного спектра. Так, например, у подростков может появиться навязчивое влечение к самоубийству. Также сравнительно часто, по-видимому, не менее чем в трети случаев навязчивости сопровождаются различными тиками.
Однообразные, стереотипные движения наблюдаются при задержке психического развития, аутизме, тиках; обсессии встречаются при расстройствах пищевого поведения.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.
Общие сведения
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.
Причины ОКР у детей
Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:
Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:
В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.
Патогенез
Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.
Классификация
В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:
Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.
Симптомы ОКР у детей
Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).
Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.
Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.
Осложнения
При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.
Диагностика
ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).
Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:
Лечение ОКР у детей
Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:
Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.
Прогноз и профилактика
Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.
ОКР у детей: почему это бывает и как его лечить
Психиатр Елисей Осин рассказывает об обсессивно-компульсивном расстройстве.
ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) у детей — тяжелый для родителей недуг. Бесконечные ритуалы — постучать 5 раз, провести пальцем, задать один и тот же вопрос 25 раз и прочее — могут вызывать раздражение, которое только усиливает вину, страх и бессилие.
На самые острые и частые вопросы родителей об ОКР отвечает детский психиатр Елисей Осин, эксперт фонда «Выход».
— Что такое ОКР? Как его распознать?
— ОКР, обсессивно-компульсивное расстройство — это расстройство, которое состоит из навязчиво вторгающихся в психическую деятельность человека мыслей, воспоминаний, образов (обсессий), которые приходят снова и снова и вызывают тревогу или дискомфорт; и повторяющихся действий, ритуалов (компульсий), которые нужны человеку для снижения дискомфорта или тревоги, связанных с навязчивыми мыслями и опытом.
Ритуалы при ОКР несут защитную функцию. Я иду мыть руки или я подхожу к родителям, чтобы снова и снова удостовериться в том, что все будет хорошо, я не умру, не заболею. Если я помою руки три раза по три раза, если я поверну ключ, если я подойду к маме, и мама скажет именно такие слова, именно таким образом, все будет хорошо. Не очень важна суть ритуала, важна функция: все будет хорошо, я не испытаю этого дискомфорта, я не буду плакать, не заражусь сегодня, не стану грязным, я не.
— Как понять, что это не детская фантазия, а именно ОКР?
— Фантазии обычно приятны ребенку: он создает воображаемые миры, и это не вызывает у него стресса. При ОКР ребенок испытывает колоссальный стресс. И повторяющиеся действия не вызывают удовольствия, они призваны снизить тревогу.
— Как отличить ОКР от других состояний, которые также сопровождаются навязчивыми действиями и страхами? Например, от повышенной тревожности, психологической травмы?
— При посттравматических расстройствах навязчивые переживания связаны с ситуацией травмы, можно проследить момент их возникновения.
Повышенная тревожность сама по себе – это расстройство. Человек с повышенной тревожностью живет плохо, он думает все время о том, что что-то может случиться. Ребенок, который испытывает повышенную тревожность, нуждается в помощи. Тревога мешает развиваться. Если ты постоянно думаешь о собственной безопасности, ты не можешь нормально функционировать. Надо разбираться, в рамках чего эта повышенная тревожность возникает, и работать с причинами тревоги.
Как отличить «обычную» тревогу от ОКР? По результату: дают действия, направленные на снятие тревоги, эффект или не дают. Если ты три раза проверил двери, выходя из дома, и успокоился, никаких сложностей нет – это нормальное взаимодействие с миром, не всегда безопасным. Если успокоения нет, если приходится вовлекаться в сложные ритуалы, чтобы справиться с тревогой, если это мешает повседневной жизни – не исключено, что это обсессивно-компульсивное расстройство.
— Чем может быть вызвано ОКР у детей?
— Очень редко можно выделить одну причину. Чаще всего выявляется несколько факторов развития ОКР.
Предрасположенность к развитию ОКР. Прямой связи между ОКР у родителей и у ребенка нет. Но если у мамы или папы есть ОКР, то и у ребёнка риск развития ОКР заметно выше среднего. Исследования показывают, что в семьях детей с ОКР заметно чаще встречаются разные формы тревожных расстройств.
Есть некоторые характеристики мышления, связанные с обсессивно-компульсивным расстройством. Люди анализируют мир определённым способом, и всем свойственны определённые искажения; людям с ОКР свойственны совершенно конкретные искажения, совершенно определённые когнитивные ошибки.
По всей видимости, развитию когнитивных искажений способствуют некоторые стили воспитания. Возможно, интенсивный или очень длительный стресс может способствовать развитию ОКР.
Иногда ОКР и его симптомы могут быть вызваны наличием стрептококковой инфекции в организме.
— Как именно ОКР у ребенка может быть связано с воспитанием? Условно, виноваты ли родители в том, что орали/критиковали – и вот довели ребенка до нервного расстройства?
— Свойственные ОКР когнитивные искажения могут возникнуть, когда ребёнка заставляют нести ответственность не только за собственные поступки, но и за собственные мысли. Когнитивная ошибка, когда человек чувствует себя ответственным за собственные мысли, – один из важных факторов ОКР.
Пример. Ребёнок кричит: «Мама, я тебя ненавижу, я хочу, чтобы тебе было плохо, почему ты мне запретила играть в планшет?». Мама говорит: «Как ты можешь так думать, нельзя так думать, когда тебе такие мысли приходят в голову – ты плохой! Это большой грех так думать, ты не имеешь права так думать».
Когнитивные искажения, свойственные ОКР, могут быть вызваны оценкой каких-то мыслей как недопустимых или греховных. Ребенка пытаются заставить взять контроль над тем, над чем он не властен – над собственными мыслями, и ребенок начинает испытывать огромный дискомфорт, когда к нему приходят запрещенные мысли.
Как вести себя родителям в приведенной в пример ситуации? Лучше обсуждать с ребенком его и ваши чувства, а не мысли! Озвучивать их и искать приемлемый вариант их выражения.
— У нас нормальная семья. Мы не орем на ребенка и не унижаем его, а он все равно тревожный, боится темноты и страдает от навязчивых мыслей. Почему так?
— Потому что ОКР возникает не только из-за воспитания – это в том числе биологическое расстройство. Кроме того, не всегда нужно обижать ребенка или орать на него, чтобы запустить в нем сильную тревогу. Достаточно транслировать ему мысль о том, что все, что мы думаем, обязательно возвращается к нам. Что мир реагирует на наши мысли и изменяется в зависимости от них. Одна из причин ОКР – чувство ответственности за то, что тебе неподконтрольно — за собственные мысли, как я уже сказал.
— Хорошо, если поведение ребенка всерьез похоже на ОКР, что конкретно нужно делать родителям?
— Первое. Пройти диагностику. Обратиться к специалисту, чтобы определить, является ли то, что происходит с ребенком, ОКР или это другое расстройство. Это может быть психотерапевт, работающий с нарушениями настроения и тревожностью, психолог, работающий в рамках когнитивно-поведенческой терапии, или психиатр. Нужно ли проводить какие-то инструментальные обследования, нужно ли брать анализ крови на наличие стрептококковой инфекции в организме – решит врач. Врач же определит и тяжесть ситуации, а также нет ли у ребенка депрессии. ОКР с депрессией часто идут рука об руку. Это важно — понимать, думает ребенок, например, о суициде, испытывает ли он в добавок к навязчивостям еще и подавленное настроение, тоску, или его сложности ограничиваются симптомами ОКР.
Второе. Определить оптимальную схему лечения. Лечение назначается в зависимости от степени стресса, который испытывает ребенок. В некоторых ситуациях единственным лечением будет успокоение родителей, рекомендации по устройству дня, обсуждение с ребёнком того, что с ним происходит, обучение простым техникам релаксации.
В сложных случаях мы идем одновременно в трех направлениях — назначаем лекарства, начинаем психотерапию, проводим интенсивное обучение семьи для того, чтобы разъяснить природу расстройства.
Если обсессивно-компульсивное расстройство осложнено чем-то ещё – депрессией с суицидальным поведением, крайне агрессивным поведением, – в такой ситуации иногда может потребоваться госпитализация: не из-за самого ОКР, а из-за сопутствующих проблем. Или понадобится более интенсивное фармакологическое лечение не только с помощью антидепрессантов, но и стабилизаторов настроения.
Третье. Лечение, психотерапия, работа с родителями.
— Врачи часто прописывают при ОКР таблетки. Нельзя без них обойтись?
— Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у разных людей выражены по-разному. Врачи смотрят, насколько сильный стресс вызывают проявления ОКР, сильно ли они мешают. Иногда стресс легкий, выражается только в беспокойстве, и это видно на первой же встрече — по тому, как родители и ребенок об этом говорят. Тогда медикаментозное лечение вообще может не понадобиться – достаточно психотерапии. Но бывает, что ОКР влияет на ребенка очень сильно: он постоянно в тревоге, постоянно в ритуалах, не может успокоиться, ему явно тяжело. В такой ситуации мы, как правило, пытаемся использовать все возможности для помощи, в том числе лекарственное лечение. Правильно подобранные фармпрепараты – это относительно быстрый, очень эффективный и довольно безопасный способ справиться с тяжелейшими переживаниями, которые испытывает ребенок при ОКР.
— Можно ли избавиться от ОКР с помощью легких травяных успокоительных?
— Исследований об использовании лекарственных трав при ОКР не существует. На мой взгляд, избавляться от ОКР с помощью травяных успокоительных – это то же самое, что избавляться от ОКР с помощью гомеопатии, грязелечения, ароматерапии. Если наступило облегчение, значит просто что-то другое подействовало, а никак не травы. Например, родители стали уделять ребенку больше внимания, давая при этом успокоительные травы, создали терапевтическую среду. Или помимо трав стали ходить к психотерапевту.
— Как понять, что врач, к которому привели ребенка, грамотный и не пропишет антидепрессанты без надобности?
— Необходимая для врача функция – это способность объяснять, почему он подумал так, а не иначе, почему назначил именно такое лекарство, а не другое. Если врач говорит, что назначил лекарство просто потому, что имеет десять лет опыта и шесть лет медицинского образования, а вы его не имеете, он на самом деле ничего не объясняет. Лично я избегал бы взаимодействий с таким врачом.
Если врач говорит: «я поставил такой-то диагноз, потому что, согласно современным критериям…» и, например, показывает на руководство по диагностике – это нормально, это правильно. Врач, которому можно доверять, готов хотя бы немного поделиться своими соображениями. Это, на самом деле, несложно сделать и в рамках пятнадцатиминутного осмотра.
Желательно, чтобы соображения врача были выданы, хотя бы кратко, в письменном виде, чтобы родители после встречи могли перечитать их, все обдумать, обсудить, обратиться к другому врачу за вторым мнением, поднять современные квалификации болезней, почитать литературу и сверить это с тем, что им было сказано.
— Как родителям лучше всего реагировать на поведение ребенка? Сложно не раздражаться, когда ребенок в сотый раз странно машет руками/пересчитывает глотки воды/задает вопрос «не упадет ли наш самолет» и при этом никакие утешения и успокоения не действуют.
— Первое. Обязательно обращайтесь за помощью. ОКР — хорошо изученное и понятное расстройство, оно успешно лечится.
Второе. Избегайте крайностей. Во-первых, не участвуйте в ритуалах (например, не стоит по много раз разубеждать человека в том, что он умрет, или в том, что руки не грязные), потому что это только поощряет ритуализированное поведение: ребенок чувствует, что он не контролирует ситуацию и нуждается во взрослых, чтобы справиться с тревогой и дискомфортом. Во-вторых, избегайте обесценивания того, что с ребенком происходит, например, фраз типа «да чего ты загоняешься, это все ерунда», «чего ты себе там придумал», «ты вообще больной» или «ты нормальный, и все с тобой в порядке».
Третье. Основным посланием для ребенка с ОКР должно быть следующее: «Я с тобой, я вижу, что с тобой происходит. Я на твоей стороне и тебе помогу. То, что происходит в твоей голове, мучает тебя по-настоящему, но это только в твоей голове. Мы вместе найдем способ справиться с этим, мы найдем помощь». Это сложное послание, потому что в каждой ситуации оно будет значить немного разные вещи. Например, где-то это просто обнять ребенка, где-то –напомнить про техники расслабления, которые он изучил, где-то – вместе с ним эти техники практиковать. Иногда хорошие психологи, работающие с ОКР, привлекают близких ребенка, как бы берут их в партнеры в терапии, позволяют пройти путь с начала терапии до возвращения контроля над собой вместе с клиентом (ребенком).
— Чего родители ребенка с ОКР не должны делать ни в коем случае?
— Первое. Не относить проявления ОКР на свой счет. У некоторых людей навязчивости могут быть направлены на других людей, например, «мама, ты меня любишь?», «мама, ты меня никому не отдашь?», «мама, я плохой?»
Второе. Недопустимо провокативное или агрессивное поведение: «ещё раз так скажешь, я тебя отдам!», «ещё раз так скажешь, по-настоящему отравлю!», «ты меня достала!». Это будет приводить только к усилению проблем ребенка.
Физическая агрессия, несмотря на видимую мгновенную эффективность (некоторые родители ее практикуют, к сожалению), в будущем может привести к аутоагрессии. Например, родители ударили ребенка, который не может переступить через порог, и он сделал шаг. Родители создали ребенку интенсивные эмоции, которые перебили его тревогу, но не убрали его страх. И человек приучается со своими тревогами и страхами справляться с помощью боли. В худшем варианте это может привести к тому, что он сам будет себя повреждать для того, чтобы справиться с беспокойством.
Третье. Ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.
ОКР иногда бывает тихим и малозаметным для других. Например, подросток чуть больше времени проводит в ванной, ребенок несколько раз повторяет одно и то же, у него есть странные привычки, и близкие воспринимают это как чудачества. Из-за этого кажется, что ничего страшного, лечить не надо. При этом внутри человека может происходить жуткая борьба за отсутствие дискомфорта, ему приходят в голову очень неприятные или мешающие навязчивости, которые внешне могут ясно не проявиться, но для ребенка или подростка это каждодневный ад. Либо ребенок слишком пунктуальный, вовремя приходит, старается все сделать по правилам, учится на «отлично», – и в такой ситуации родители начинают сомневаться в необходимости лечения. В то время как стремление все делать идеально – один из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.
Иногда в основе отказа лечить ребенка лежит собственная внутренняя тревога родителей. Она может выражаться в убежденности, что «химия» (фармпрепараты) вредна, а полезно только то, что выросло на грядке или в лесу. Это не что иное, как собственная попытка контролировать процессы жизни и смерти, из-за которой родители отказывают в помощи детям (не дают им необходимые им лекарства).
Некоторые родители отказываются водить детей на психотерапию, потому что ходить на терапию – это признать, что в твоей семье проблемы. И из-за страха или предрассудков родителей дети не получают нужную им помощь.
— Как рассказать близким и педагогам о состоянии ребенка?
— Семья в широком смысле (бабушки, дедушки, дяди, тети) нуждается в обучении. Семью нужно привести к консультантам-психотерапевтам или психиатру или дать почитать литературу об ОКР. Если остались вопросы, они чего-то не поняли, привести их еще раз на встречу с врачом, чтобы у всех была ясная и четкая картина того, что с человеком происходит.
С учителями в школе ситуация сложнее. Учителя имеют власть над детьми, и многое зависит от личности учителя и от того, как он относится к ребенку. Если есть контакт с учителем, с ним нужно говорить точно так же, как с родственниками. То есть рассказать, что это за диагноз, что мы принимаем лекарства, что будет легче, что он, конечно, не опасен. Чем больше открытости в такой ситуации, тем лучше.
Некоторые учителя могут быть не очень далекими и не хотеть ничего читать и изучать, они могут испугаться особенного ребенка в классе. С таким человеком лучше говорить просто про повышенную тревожность, мол, он у нас очень волнительный, ходим к психологу.
— Как помочь ребенку не бояться, что о его состоянии узнают сверстники, что его будут называть «психическим», дразнить?
— Это однозначно задача педагога и школьной администрации. Дети могут выдержать фантастически сложные вещи, если есть четкая позиция учителя. Я видел ребенка с очень серьезным расстройством, у него были вокализмы, он по много раз выкрикивал на уроке постоянно «черт!», «черт!». Учитель был в курсе, он знал, что это такое, что ребенок получает лечение, и он несколько раз поговорил с классом. Разговор условно был такой: «у Васи плохое зрение – он сидит впереди; Маше врач сказал, что ей нужно выходить в туалет, – она будет выходить в туалет без спроса, когда ей удобно; а Петя иногда выкрикивает, он это делает непроизвольно, на это не надо обращать внимания. Если вы будете Петю дразнить, вы будете делать Пете хуже, его обижать, мы так у себя не поступаем». То же самое касается воспитателей. Дети – поразительно гибкие существа, и они ведут себя так, как их научили.
Самому ребенку очень важно понимать, что он в этой ситуации не один.
Если ребенка травят, то надо вести себя, как при любой травле, вне зависимости от ее причины. Травля зависит не от особенностей ребенка, а от отношений в классе и в школе, от принятых там норм взаимодействия. С этим надо разбираться и работать вне зависимости от диагноза ребенка и вообще от наличия диагноза.