Навыки soft skills что это
Что такое soft skills и как их развить
Объясняем человеческим языком, без лишних терминов, зато с примерами! А ещё намечаем план действий и советуем книги по теме.
Часто слышу от руководителя про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Пишу научпоп, люблю делать сложное понятным. Рисую фантастику. Увлекаюсь спелеологией. Люблю StarCraft, шахматы, «Монополию».
Раньше никаких soft skills не было — и ничего, обходились.
А можно подробнее про сами навыки?
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
Раз это «мягкие» навыки, то ещё, наверное, и «жёсткие» есть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии. Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Понятно. Значит, если я профессионал, то soft skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое из того, о чём мы рассказали в третьей карточке.
А работодателю какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет. Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение soft skills и hard skills зависят от компании и от специальности.
В Ribas Hotels Group при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft. Артур Лупашко, генеральный директор Ribas Hotels Group, уточняет: «Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту».
А может, это всё придумали? Какие-то серьёзные исследования есть о soft skills?
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует университетам включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Окей, убедили. Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение hard и soft skills оптимально в вашем случае. Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, подумайте вот о чём:
Понятно. А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень soft skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить soft skills?
Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах. Ищите, смотрите отзывы, выбирайте — и учитесь под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор у вас будет.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.
Я хочу сам, без тренингов и курсов, что посоветуете?
Гибкие навыки очень разные, а мы не знаем, что нужно именно вам. Поэтому конкретные советы дать сложно. Но вот пять универсальных рекомендаций.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
Более конкретные советы вы найдёте в книгах, статьях и вебинарах.
Кстати, о книгах. Посоветуете что-то почитать про гибкие навыки?
Обязательно. Книг немало, так что по основным направлениям мы упомянем буквально по две-три. Но при желании вы легко найдёте и многие другие.
Книги по развитию личной эффективности
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
Книги про развитие стрессоустойчивости
Книги про коммуникативные навыки
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.
Перечень навыков soft-skills и способы их развития
Введение
Эта книга поможет вам, будучи руководителем, предпринимателем или сотрудником, понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного профессионального, персонального и личностного роста.
Благодаря чему возможно ускорение вашего развития?
Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.
Что мешает людям развиваться:
Вот очень важная мысль, возможно, самая главная в этой книге: научитесь мастерству (или усильте его) постановки вопроса перед собой «Как я могу добиться цели и решить проблему?» или «Как я могу усилить эффект от того, что делаю сейчас?».
Давайте посмотрим, когда развитие происходит:
Таким образом, надо понять одну простую истину: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.
Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций
Вы можете найти множество разных классификаций навыков, а тут для простоты восприятия я решил разделить компетенции по четырем основным направлениям:
Коммуникация:
Управление собой:
Мышление:
Управленческие навыки:
Предпринимательские навыки:
Общие правила развития
Базовые рекомендации по персональному развитию, которые будут более подробно рассмотрены далее в книге.
Индивидуальный план развития
Вообще людям довольно свойственна хаотичность во многом. Часто они предпринимают шаги, не упорядочивая, не понимая системы в целом, просто используя отдельные элементы и инструменты. Например, ходят на разные мероприятия, но не могут составить единой картины. Или пытаются соблюдать правила здорового образа жизни, но очень частично: едят здоровую пищу, но не используют аэробные нагрузки; стараются научиться чему-то, но не совсем понимают, как с этим дальше жить, и в целом, для чего все это было.
Для того чтобы обучение было действительно эффективным (равно как и любая другая деятельность, управление проектом, например) надо эффективно поставить цель и спланировать процесс. Я расскажу кратко о том, как это сделать.
Методы развития навыков
Москва не сразу строилась. Равно как и ваши результаты по тем навыкам, которые вы хотите приобрести. Ниже я описал как эффективно использовать методы развития. Тренинги и семинары — освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.
Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.
Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.
Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.
Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
Советы по тренингам и мастер-классам
Ментворкинг и обучение у других
Притча о птице и мудреце
Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.
— Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.
Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:
— Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!
Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.
— Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.
Вывод: многие то и дело совершают эту ошибку. Они советуются с проверенными экспертами, чтобы сделать правильный выбор, но, в конце концов, слушаются излишне оптимистично настроенных людей с богатым воображением. Необоснованный оптимизм пробуждает жадность, а это слишком сильное чувство.
Саморазвитие
Пользование обратной связью
Обратной связью (далее ОС) можно назвать реакцию человека на ваши действия или бездействия. В последнее время многие ждут от других и запрашивают обратную связь, одновременно с этим, относясь к ней либо в формате «Ого, надо сразу же внедрить!» или «Да что ты говоришь? Иди ты со своей обратной связью, я сам знаю как лучше». Как Вы понимаете, ни первый, ни второй вариант не поможет Вам эффективно внедрить полученную информацию или, наоборот, от внедрения отказаться. Есть важное правило: ответственность за то, принимаете вы обратную связь или отвергаете ее, лежит на вас. Вы можете прислушаться, а можете просто сказать человеку «Спасибо!» и отложить информацию в «нижний ящик». Запомните: любая обратная связь очень субъективна и человек, дающий ее, дает через призму своего опыта и своей картины мира. Понятно, что ваши картины мира могут отличаться.
Развитеи в процессе выполнения новых задач
Фоновые задания
Есть еще прекрасный инструмент: фоновые задачи. Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, Вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или Вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух- трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.
То есть Ваша задача: найти что-то, что Вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.
Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:
Советы по самокоучингу
Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же р е-шать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, ибо переложить ответственность на других, на меня, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.
И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.
Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову» :
Примеры навыков
В этой части книги я приведу примеры идеально развитых soft-skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Я представлю вам компетенции, которые мы рассматриваем, подробно изучаем и практикуем на программе «Open soft-skills program for career & business» и приведу к ним несколько примеров того, в чем конкретно они проявляются. Если попросить вас оценить навык продаж или постановки задач сотруднику, то наверняка вам потребуется время для размышления о том, а по каким критериям вы будете оценивать эффективность и развитость навыка. В профессиональном сообществе эти проявления навыка называются «поведенческие индикаторы». Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.
Базовая коммуникация
В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.
Идеальные проявления компетенции:
Навыки развития и поддержания бизнес-отношений (нетворкинг)
Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.
Идеальные проявления компетенции:
Навыки убеждения и аргументации
Смысл: эффективно добиваетесь поставленных целей в спорных вопросах, при этом сохраняя и укрепляя отношения с собеседниками.
Идеальные проявления компетенции:
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.