Найдите сложноподчиненное предложение не годы красят человека а то что он сделал
1. Укажи сложные предложения. а) Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минуту синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись.
б) Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.
в) Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою холодную пасть, глотая людей.
г) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
д) Там плыли тени, их было много.
е) Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю!
ж) А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья.
З) Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.
2. Определи, чем являются выделенные слова: союзами (С) или союзными словами (СЛ).
__ а) В это самое мгновенье он вспомнил всё, что произошло с ним в последние месяцы. __ б) Не годы красят человека, а то, что он сделал. __ в) Я допускаю мысль, что писатель гениальный тоже может писать без всякого плана. __ г) Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба. __ д) Мы тщательно спланировали наше время, чтобы не опоздать к поезду. __ е) Пусть проходят года, в наших сердцах всегда будет жить любовь. __ ж) Это случилось в тот год, когда закончилась та кровавая война.
3. Укажи, сколько грамматических основ в предложении.
Направо темнели холмы которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна.
4. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
а) Только на третий день нашего пути мы спросили у проводника, когда же будет река.
б) Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
в) Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе, трудно рассчитывать на успех.
г) Что он ещё вам сказал, я не знаю.
д) Это была именно та книга, что указана в письме.
е) Мы должны знать, будут ли они дома вечером.
ж) Что бы ни говорили, он ничему не верил.
5. Укажи сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.
б) Остановить сказку, повесть, рассказ, когда они появляются на свет, почти невозможно.
в) Уходит год, успевший постареть, как вдаль уходят памятные веки.
г) Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
д) Пусть не всё у тебя получается, ты, брат, не отчаивайся, верь в себя.
е) Мы задержались в пути, так что не было смысла принимать участия в соревнованиях.
__ а) Он писал мне о том крае, куда завела судьба.
__ б) Ребята подняли глаза и увидели, как высоко в небе летела стая птиц.
__ в) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
__ г) Наступила торжественная минута, когда нашему ансамблю вручили диплом.
__ д) Кто не придёт на консультацию, тот не узнает об изменениях в вопросах.
__ е) В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали об экзаменах.
Проверочна работа по русскому языку 9 класс
Проверочная работа по русскому языку
1.Найдите сложноподчинённое предложение
А. Учёный должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Б. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, тёплый, не приносящий прохлады.
В. Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.
2. Найдите сложноподчинённое предложение
А. Снег шуршит под ногами, и ему уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат галки.
Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.
А. Это было в мае когда деревья уже оделись листвой.
Б. Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил.
В. Где нет любви к искусству, там нет и критики.
Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
А. В том месте где зашло солнце, ещё рдело багряными полосами.
Б. Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
В. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
Г. Я смотрел туда, где толпились люди.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
— Предполагалось (1) что(2) повернув на север (3) экспедиция большую часть пути пройдёт по совершенно безлюдной тайге(4) где не будет ни одного селения(5) и выйдет к южным склонам горного хребта.
А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4,5. Г 1,2,4,5
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
— Сейчас миллионы людей слушают радио (1) включают телевизоры (2) берут в руки газеты(3) чтобы узнать всё (4) чем живёт наша страна (5) наша планета.
А 1,2,3, Б 2,3,4, В3,4,5, Г 1,2,3,4,5
7. Укажите предложение с придаточным места.
А. В этой части заповедника, где иссякали от жары водоёмы, увядали и диковинные растения.
Б.Мы не знали, где остановимся на ночлег
В. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.
8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло моё детство.
Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.
В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.
А. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
Б. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
В. Я знал, что я существую, пока ты была со мной.
10. Укажите предложение с параллельным подчинением
А. И потому, что я постиг всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, я говорю на каждый миг, что всё на свете повторимо.
Б. Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.
В. Не знали вы, что я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий.
А. Мальчик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и провернул к деревне.
В. Проснувшись, я не мог понять, где я, и долго и внимательно осматривал комнату.
12. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ], ( ), ( ), ( )
А. Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянка парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.
Б. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
В. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение.
13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.
А. Ученик всё сделал так, как требовал мастер.
Б. Пишу на открытке, потому что нет бумаги.
В. С тех пор как мы расстались, прошло пять лет.
А. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
Б. Дожди очень размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.
В. Свет был очень яркий, так что я надел очки.
1.Найдите сложноподчинённое предложение
А. Не годы красят человека, а то, что он сделал.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Г.Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
2.Найдите сложноподчинённое предложение
А. Он то внезапно принимался громко петь, то начинал смеяться.
Б. К вечеру подморозило, зато в доме стало теплее.
В. Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку.
Г. По высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.
А. Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и, что прелесть ее состояла именно в том.
В. Ему казалось будто лунный свет, проникает через все щели.
Г. Только то прекрасно, что серьезно.
А. Когда они остались вдвоем Ростов в первый раз, убедился что ему неловко смотреть в глаза Бергу.
Б. Что бы ни говорили, он знал что теперь все погибло.
В. Очевидно было, что Савельич был прав.
Г. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
А.Мелкие листья ярко ( 1) и дружно зеленели ( 2 ) словно ( 3 ) кто их вымыл.
Б.Мы ( 1 ) верно ( 2 ) уж ( 3 ) поладим ( 4 ) коль рядом сядем.
В.Реденький лес ( 1 ) куда они вскоре вошли ( 2 ) тоже оделся молодой листвой.
Г.Пастух поглядел на небо ( 1 ) откуда моросил дождь ( 2 ) на приказчика ( 3 ) и ничего не сказал.
6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.
Д. А я говорил ей ( 1 ) что мы оба ( 2 ) виноваты.
Е. Оттуда ( 1 ) где раньше сверкало раскаленное солнце ( 2 ) ползли вверх ( 3 ) груды облаков.
Ж. Волнуясь все больше ( 1 ) при мысли о том сильном ( 2 ) беспощадном ( 3 ) таинственном ( 4 ) что окружало его со всех сторон ( 5 ) он все ждал чего-то.
З. Михаил Иванович ( 1 ) решительно не знавший ( 2 ) когда мы с вами говорили ( 3 ) о Бонапарте.
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м изъя снительным.
Б. Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
В.Что он еще вам сказал, я не знаю.
Г.Это была именно та книга, что указана в письме.
Д. Люди живут не единым хлебом, если у них есть высокая цель.
Е. Несмотря на то, что моему брату давно уже надо было ехать за границу, он откладывал свой отъезд.
Ж. Он не мог придумать, на что употребить длинный день.
З. Теперь был такой час, когда семья сидела за чаем.
А.Как только Анна скрылась, он заметил, что взгляды всех устремились на него.
Б.А береза радовалась и не заметила, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он.
В.Она уже знала, что выгон в деревне зарос высокой травой, что глухая крапива поднялась у порогов и что полынь серебрится на полураскрытых крышах.
А. Алексею Степановичу чудилось, что душа его такой же звук, и было страшно, что не выдержит тело ее свободного полета.
Б. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова.
В. Николай шел из-за угла, где находился черный ход, и был неприятно удивлен, увидев брата.
Г. Он решил про себя, что все это так именно должно быть, что ему не следует действовать по своим соображениям.
11.Укажите предложения, соответствующие схемам:
2. [ ], ( которая), ( как будто).
А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.
Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.
В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.
А. До сих пор он не знал, что любит людей и солнце, и не понимал, почему они так изменились.
Б. Но дел у него было столько, что он почувствовал, что скоро не сможет с ними справиться.
В. Дядя Ваня сначала отнекивался, говорил, что ему некогда, что он не знает, о чем бы это рассказать.
Г. Один он в задумчивости прошел по саду, остановившись у яблони, долго наблюдал, как возится в коре крепколобый жучок, и пришел к выводу, что в скором времени отряд разгонят.
13.Укажите сложноподчиненное предложение, в которых придаточные присоединены к главному с помощью союзного слова.
А.В это самое мгновение он вспомнил все, что произошло с ним в последние месяцы.
Б.Я допускаю мысль, что писатель гениальный тоже может писать без всякого плана.
В. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
Г.Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба.
А. Еще никто не знал, что погода так резко изменится.
Б. Исследователи считают, что в этой местности много нефти.
В. Гроза, что так уверенно заявляла о себе вчера вечером, так и не разразилась.
Тест по теме «Сложноподчиненные предложения»
1. Найдите сложноподчинённое предложение
А. Учёный должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Б. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, тёплый, не приносящий прохлады.
В. Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.
2. Найдите сложноподчинённое предложение
А. Снег шуршит под ногами, и ему уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат галки.
Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.
А. Это было в мае когда деревья уже оделись листвой.
Б. Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил.
В. Где нет любви к искусству, там нет и критики.
Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
А. В том месте где зашло солнце, ещё рдело багряными полосами.
Б. Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
В. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
Г. Я смотрел туда, где толпились люди.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
— Предполагалось (1) что(2) повернув на север (3) экспедиция большую часть пути пройдёт по совершенно безлюдной тайге(4) где не будет ни одного селения(5) и выйдет к южным склонам горного хребта.
А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4,5 Г 1,2,4,5
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
— Сейчас миллионы людей слушают радио (1) включают телевизоры (2) берут в руки газеты(3) чтобы узнать всё (4) чем живёт наша страна (5) наша планета.
А 1,2,3 Б 2,3,4 В 3,4,5 Г 1,2,3,4,5
7. Укажите предложение с придаточным места.
А. В этой части заповедника, где иссякали от жары водоёмы, увядали и диковинные растения.
Б.Мы не знали, где остановимся на ночлег
В. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.
8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло моё детство.
Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.
В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.
А. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
Б. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
В. Я знал, что я существую, пока ты была со мной.
10. Укажите предложение с параллельным подчинением
А. И потому, что я постиг всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, я говорю на каждый миг, что всё на свете повторимо.
Б. Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.
В. Не знали вы, что я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий.
А. Мальчик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и провернул к деревне.
В. Проснувшись, я не мог понять, где я, и долго и внимательно осматривал комнату.
12. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ], ( ), ( ), ( )
А. Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянка парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.
Б. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
В. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение.
13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.
А. Ученик всё сделал так, как требовал мастер.
Б. Пишу на открытке, потому что нет бумаги.
В. С тех пор как мы расстались, прошло пять лет.
14. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.
А. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
Б. Дожди очень размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.
В. Свет был очень яркий, так что я надел очки.
1.Найдите сложноподчинённое предложение
А. Не годы красят человека, а то, что он сделал.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
В. Там были тени, их было много.
Г.Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
2.Найдите сложноподчинённое предложение
А. Он то внезапно принимался громко петь, то начинал смеяться.
Б. К вечеру подморозило, зато в доме стало теплее.
В. Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку.
Г. По высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.
А. Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и, что прелесть ее состояла именно в том.
В. Ему казалось будто лунный свет, проникает через все щели.
Г. Только то прекрасно, что серьезно.
4. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.
А. Когда они остались вдвоем Ростов в первый раз, убедился что ему неловко смотреть в глаза Бергу.
Б. Что бы ни говорили, он знал что теперь все погибло.
В. Очевидно было, что Савельич был прав.
Г. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
5. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.
А.Мелкие листья ярко ( 1) и дружно зеленели ( 2 ) словно ( 3 ) кто их вымыл.
Б.Мы ( 1 ) верно ( 2 ) уж ( 3 ) поладим ( 4 ) коль рядом сядем.
В.Реденький лес ( 1 ) куда они вскоре вошли ( 2 ) тоже оделся молодой листвой.
Г.Пастух поглядел на небо ( 1 ) откуда моросил дождь ( 2 ) на приказчика ( 3 ) и ничего не сказал.
6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.
Д. А я говорил ей ( 1 ) что мы оба ( 2 ) виноваты.
Е. Оттуда ( 1 ) где раньше сверкало раскаленное солнце ( 2 ) ползли вверх ( 3 ) груды облаков.
Ж. Волнуясь все больше ( 1 ) при мысли о том сильном ( 2 ) беспощадном ( 3 ) таинственном ( 4 ) что окружало его со всех сторон ( 5 ) он все ждал чего-то.
З. Михаил Иванович ( 1 ) решительно не знавший ( 2 ) когда мы с вами говорили ( 3 ) о Бонапарте.
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м изъя снительным.
Б. Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
В.Что он еще вам сказал, я не знаю.
Г.Это была именно та книга, что указана в письме.
Д. Люди живут не единым хлебом, если у них есть высокая цель.
Е. Несмотря на то, что моему брату давно уже надо было ехать за границу, он откладывал свой отъезд.
Ж. Он не мог придумать, на что употребить длинный день.
З. Теперь был такой час, когда семья сидела за чаем.
А.Как только Анна скрылась, он заметил, что взгляды всех устремились на него.
Б.А береза радовалась и не заметила, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он.
В.Она уже знала, что выгон в деревне зарос высокой травой, что глухая крапива поднялась у порогов и что полынь серебрится на полураскрытых крышах.
А. Алексею Степановичу чудилось, что душа его такой же звук, и было страшно, что не выдержит тело ее свободного полета.
Б. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова.
В. Николай шел из-за угла, где находился черный ход, и был неприятно удивлен, увидев брата.
Г. Он решил про себя, что все это так именно должно быть, что ему не следует действовать по своим соображениям.
11.Укажите предложения, соответствующие схемам:
2. [ ], ( которая), ( как будто).
А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.
Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.
В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.
А. До сих пор он не знал, что любит людей и солнце, и не понимал, почему они так изменились.
Б. Но дел у него было столько, что он почувствовал, что скоро не сможет с ними справиться.
В. Дядя Ваня сначала отнекивался, говорил, что ему некогда, что он не знает, о чем бы это рассказать.
Г. Один он в задумчивости прошел по саду, остановившись у яблони, долго наблюдал, как возится в коре крепколобый жучок, и пришел к выводу, что в скором времени отряд разгонят.
13.Укажите сложноподчиненное предложение, в которых придаточные присоединены к главному с помощью союзного слова.
А.В это самое мгновение он вспомнил все, что произошло с ним в последние месяцы.
Б.Я допускаю мысль, что писатель гениальный тоже может писать без всякого плана.
В. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
Г.Я не мыслю своей жизни без друзей, с которыми свела меня когда-нибудь судьба.
А. Еще никто не знал, что погода так резко изменится.
Б. Исследователи считают, что в этой местности много нефти.
В. Гроза, что так уверенно заявляла о себе вчера вечером, так и не разразилась.
2 вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
Контрольный тест по типам сложноподчинённых предложений
9 класс
Вариант I
А1. Укажите верное утверждение.
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?
1) Спасибо, что не забываете старика.
2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.
А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.
1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.
А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
3) Где роскошь, там нет торговли.
4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.
А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.
2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
4) Я знаю, что он шутит.
А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
2) Если хочешь быть счастливым, будь им.
3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
4) Даша забыла, зачем пришла.
А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1) Тому, что было, уже не бывать.
2) Я не должна его любить, ибо я замужем.
3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.
А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.
А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.
2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.
2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
3) Мы знали что завтра будет не сделано.
4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.
3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
ТЕСТ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
9 класс Вариант II
А1. Укажите неверное утверждение.
1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
А2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?
1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.
2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.
4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.
А5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.
4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.
А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.
2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.
3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.
А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.
4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.
А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.
2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.
3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!
4) Это произошло в то время, когда никого не было.
А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.
2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.
3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.
4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.
А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.
2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.
3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.
4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.
А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
1) Скажи ему, что дома никого нет.
2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.
3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.
А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.
3) Каков привет, таков и ответ.
4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.
А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.
4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.
А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.
А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.
2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.
3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.
2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.
4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.
А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?
Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.
2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.
3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.
4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.
А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.
2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.
3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.
4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.