Назорейство что это в библии
Православная Жизнь
Что сказано на страницах Нового Завета о принятии Господом назорейства, иссследовал Сергей Комаров.
В Новом Завете Христос часто назван двумя похожими словами: «Назарянин» (греч. Ναζαρηνος) и «Назорей» (греч. Ναζωραῖος). Первое читатель может встретить в Евангелиях от Марка и Луки: Мк.1:24, 10:47, 14:67, 16:6; Лк. 4:34, 24:19. В этом случае трудностей в понимании не возникает, так как Христос действительно провел детство в Назарете (см. Ин.1:45–46), поэтому вполне мог называться «Назарянином», т. е. выходцем из Назарета. Но не так все просто со вторым наименованием – «Назорей». Под этим словом ветхозаветная религия подразумевала человека, принявшего обет (на время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведенных из него продуктов (в первую очередь вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (см. Чис. 6:1–21)(1). Был ли Иисус Назореем в этом смысле? Нет. Как видим из Евангелия, Спаситель употреблял вино и прикасался к мертвым телам. К тому же, если бы Он дал обеты назорейства, евангелисты наверняка написали бы об этом. Однако на страницах Нового Завета о принятии Господом назорейства ничего не сказано.
Между тем, Христа так называют довольно часто (см. Лк.18:37; Ин.18:5, 18:7, 19:19; Деян. 2:22, 3:6, 4:10, 26:9; Мф. 26:71; Деян. 6:14, 22:8). Даже после смерти и воскресения Иисуса иудеи называли Его учение «назорейской ересью» (Деян. 24:5). С чем же это связано?
Впервые в новозаветном тексте слово «Назорей» употреблено по отношению к Христу во второй главе Евангелия от Матфея. Об Иосифе, мнимом отце Спасителя, сказано: «Придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2:23). Преимущественно об этом стихе мы и будем говорить, анализируя поставленный вопрос.
Итак, Христос называется Назореем, согласно реченному через пророков. Но в пророческих текстах подобных цитат мы не найдем. Толкователи сходятся на той мысли, что евангелист имел в виду не конкретные пророчества, а общий смысл многих пророческих выражений. «Есть предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другое мнение, что евангелист не указывает здесь на какое-либо определенное пророчество, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя во время Его земной жизни. Выйти из Назарета значило быть презираемым, униженным, отверженным. С другой стороны, назореями в Ветхом Завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа Назореем, как высшего носителя назорейских обетов – полного посвящения Себя служению Богу» (2).
Надо сказать, что многие экзегеты (к примеру, св. Иоанн Златоуст) слово Назорей по отношению к Христу воспринимали как синоним слова Назарянин, и не толковали нюансы понимания. Те же, кто склонен различать эти слова по смыслу, предлагают самые разнообразные взгляды.
«Назорей значит: освященный. Поелику же Христос свят, то прилично назывался и Назореем: ибо святым Израилевым Господь называется у многих пророков», – считал свт. Феофилакт Болгарский(3). «Назорей значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все св. Писание», – писал св. Иероним Стридонский(4).
«Назореем же Господь и Спаситель наш назван как от названия места, то есть от города Назарет, так и из-за таинства закона. Ибо по закону назореями назывались те, кто посвящал свою непорочность Богу [и давал] необычный обет, отращивая волосы на голове, с тем, чтобы по священному закону принести их в жертву. А поскольку Господь Христос есть Создатель всякой святости и целомудрия, Который говорит через пророка: “Будьте святы, ибо Я святˮ, Он не без основания назван назореем, потому что Он действительно по предначертанию закона – обещанная жертва Богу Отцу, принес в жертву Свое тело ради нашего спасения. Об этой жертве говорит Давид, говоря о Господе: “Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иаковаˮ (Пс.131:2). Так же ясно Господь показывает, что Он должен быть назван назореем по плоти», – толкует экзегет IV века, свт. Хроматий Аквилейский(5).
Немалый интерес представляет иной вариант объяснения этого места, предложенный св. Ефремом Сириным, блж. Иеронимом Стридонским, свт. Кириллом Александрийским и некоторыми другими толкователями.
Данная группа экзегетов предлагает вспомнить следующий эпизод из Книги Судей. Перед рождением судьи-богатыря Самсона Ангел говорит его матери: «Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5).
Перед нами явно мессианское пророчество, имеющее смысл гораздо более широкий, чем предсказание о жизни Самсона. Сравним: «…вот, ты зачнешь и родишь сына» и «…вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына» (Лк. 1:31); «…Он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» и «…спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Спустя сотни лет те же слова, сказанные о Самсоне, употреблены относительно Спасителя. Самсон (как и многие другие ветхозаветные праведники) – прообраз Иисуса Христа.
Итак, здесь все имеет отношение к Спасителю. С пристальным вниманием посмотрим на интересующий нас фрагмент текста: «…от самого чрева младенец сей будет назорей Божий». Слово «назорей» переведено с еврейского נָזִיר (назир). Однако это слово имеет несколько значений. В словаре древнееврейского языка О. М. Штейнберга נָזִיר переводится как:
а) необрезанная лоза;
б) назорей;
в) посвященный.
В греческом тексте Септуагинты слово передано без перевода (ναζίρ), так как у греков аналогов назорейства не было. Очевидно, переводчики просто не знали, как это перевести.
Так вот, если мы подставим первое значение вместо второго, получится не «назорей Божий», а «необрезанная лоза Божия». Такой смысл более близок ко многим пророческим высказываниям о Христе как об «отрасли». Например, мессианские пророчества Исаии: «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Ис. 60:21); «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1). Кстати, в этих стихах слово «отрасль» по-еврейски приведено как נֵצֶר (нецер), оно приближается по написанию к נָזִיר (назир). В некоторых местах Библии в мессианских пророчествах употребляется другое слово со значением «отрасль» – צֶמַח, (цема). Например в Иер. 23:5, 33:15; Зах. 3:8; 6:12.
Следовательно, евангелист мог называть Христа «Назореем» не потому, что Он Назорей в собственном смысле, а подразумевая «Отрасль»; намеренно связывая с Суд. 3:15; Ис. 60:21 и другими подобными местами. К тому же не исключено, что само название города Назарет возникло от слова «назир» или «нецер». Тогда, если даже связывать «Назорей» с названием города, а не с назорейским служением, все равно пророческая тема «Отрасли» остается актуальной.
Поэтому и говорит, к примеру, свт. Кирилл Александрийский: «Если же Назорей толкуется как “святойˮ или, согласно некоторым, как “цветокˮ, то эти названия можно найти у многих. Ибо Даниил именует его Святым святых, а Исайя – жезлом от корня Иессеева и цветом от него. Да и Сам Господь говорит о Себе в Песни Песней: Я цвет полевой, лилия долин»(6).
Так считает и Иероним: «Назорей значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все св. Писание. Можем мы сказать еще и другое, – именно: то, что даже теми же словами согласно еврейскому тексту пишется у пророка Исайи: “изыдет ветвь от корня Евсеева и Назорей (נֵצֶר нецер), восстанет от корня егоˮ»(7).
Скорее всего, данные трактовки не являются исчерпывающими. Да и вряд ли нам удалось найти все существующие церковные толкования. Ясно одно: неоднозначность понимания этого места даже среди отцов Церкви оставляет вопрос открытым. И, наверное, это хорошо. Потому что Писание – Книга тайн и океан бесконечной глубины.
Об обетах назореев
Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
Втор 23:21-23
Цель обета назорейства
Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определенное время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства. Ею мог воспользоваться любой израильтянин, будь то мужчина или женщина, желавшие посвятить себя на служение Господу. Любой, кто не был левитом или священником, мог дать обет назорейства.
Обет — даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.
В библейском сказании о Самсоне, избавителе древних израильтян от ига филистимлян, приводится рассказ о его рождении – чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве.
Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Назорея; см. Чис 6:7: «посвящение Богу его на главе его»).
О назорействе в Библии мы читаем в «И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу… прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу». (Числ, 6:1-8)
У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определённое время или на всю жизнь. Упоминание о назореях содержится в отдельных частях Ветхого Завета. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).
Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26).
Еврейское слово «назир» имеет значение «отделенный, посвященный» и применяется в ситуациях, где происходит определенное выделение или обособление людей.
Посвящение назорея совершалось на добровольной основе и знаменовало собой путь, на который он становился охотно и радостно из-за своей любви к Богу, а также из-за желания жить перед Ним в совершенной святости, жить по Его заповедям и постановлениям, прославляя и восхваляя Его, ища с Ним единства.
Обет назорейства включал в себя:
1) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);
2) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ :6. 5);
3) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии Назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ.6 : 9-12);
4) по исполнении обета Назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Назорея., возносил, потрясая пред Господом (Числ.6: 13-20). После этого Назорей вновь мог жить обычной жизнью.
Завершение обета назорейства
Давая обет, Назорей всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определённые ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.
Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случав непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (Чис.6:9–12), назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в храме, после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (Чис.6:13–21).
Назорейство служило прообразом времени испытания ученика Христова. Обряд, которым знаменовалось окончание назорейства, указывал на окончание времени служения ученика. Обрезание волос означало оставление плоти, а все приносимые жертвы, каждая по своему, служили прообразом Иисуса Христа.
Сама идея обета назорейства может быть представлена в двух аспектах: а) назорейство (от леитназер «отказываться») — отделение и отдаление от общества, что выражается в запретах и ограничениях, добровольно принимаемых на себя назиром; б) назорейство (от незер «корона») – «…назорейство Бога на голове его, все дни обета его святым будет он Всевышнему», – то есть выражение особой святости, которой принявший обет удостоился в результате его назорейства и связанных с ним ограничений.
Постепенно эта практика вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях, а слово «назир» стало обозначать монаха в применении к другим религиям.
Уже Талмуд не одобряет назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма.
Единственным видом аскетизма, получившим распространение и всеобщее признание, как можно полагать, уже в библейский период, является пост, рассматриваемый в Библии как мера «смирения души». Пророки неоднократно подчеркивали, что пост и другие умерщвления плоти сами по себе не ублажают Бога и правомерны и целесообразны лишь тогда, когда способствуют моральному совершенствованию человека.
Назорейство в христианстве
В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лк.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.
Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26). Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима.
По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, будучи в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалиме.
Назорейство же Господа нашего Иисуса Христа привязано не к обету, а к Его происхождению из Назарета.
Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из Назарета (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной.
Позднее сами иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» (Деян 24:5).
Более того, Христос не был назореем хотя бы потому, что употреблял виноградный сок (см Мф 11:19 и др).
Скорее всего, слово «назорей/назарет» в этом случае происходит не от слова «назир» (отделенный), а от слова «насар», производного от «нашер» – ветвь.
Предполагается, что слова «И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченое через пророка, что Он Назореем наречется»( Мф 2:23) основываются на пророчестве Ис 11:1, где Мессия назван ветвью от корня Давида
Греческое слово «назорайос» в Новом Завете имеет два значения: «назорей» или «последователь секты назарян», а также «житель города Назарета». Ко Христу оно относится именно во втором значении.
В христианстве назорейство не сохранилось, оно прекратило свое существование вместе с остальными церемониальными постановлениями, указывавшими на Мессию.
Кроме всего, существует препятствие для христианина на пути к назорейству – употребление виноградного сока, которое запрещено назореям, но является одним из постановлений Иисуса Христа в отношении вечери Господней.
Сегодня каждый христианин должен быть «назореем» в духовном смысле, рассматривая «вино» также в духовном смысле – как чуждое учение.
Священное Писание утверждает, что все последователи Христа уже являются отделенными и обособленными: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет 2:9).
Назорей, назореи
Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и, наконец, не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства.
Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино ( Чис. VI ).
Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были, напр., Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель ( Суд. XIII:4, 5 ; Лк.I, 15 ; IЦар. I, 11 ).
Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. Посему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим ( Деян. XVIII, 18 ). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни ( Ам. II, 11, 12 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Назорей
1) (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 );
На чём основано и в чём заключалось назорейское служение?
Назореями, во времена Ветхого Завета, назывались люди, посвящавшие себя Богу в соответствии с особыми требованиями Моисеева закона. Обет назорейства могли давать как мужчины, так и женщины; как на определённый срок, так и на всю жизнь. Истории Израиля известно несколько исключительных случаев пожизненного посвящения в назореи «от материнской утробы».
Так, будущая мать Самуила, Анна, молясь о даровании чада, дала обет, в случае рождения сына посвятить его Богу, что и исполнила ( 1Цар.1:11 ). Будущие родители Самсона, Маной и его неплодная супруга, получив, наконец, обетование ангела о рождении сына, вместе с тем услышали повеление: по рождении посвятить дитя Богу ( Суд.13:5 ).
В продолжении всего срока обета, назорей не имел права употреблять вино и более крепкие напитки, уксус из вина или напитков, виноград и виноградные продукты. Назореям запрещалось стричь волосы и приближаться к умершим людям. Чтобы не оскверняться, они не могли прикасаться даже и к мертвым родителям, братьям и сестрам ( Чис.6:2-7 ).
В случае внезапной, нечаянной смерти какого-либо человека в присутствии назорея, он осквернял свое назорейство и становился нечистым. В седьмой день после случившегося ему надлежало сбрить волосы, а в восьмой принести ко входу скинии собрания, к священнику, двух горлиц или двух молодых голубей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. После же очищения, по освящении головы назорей приступал к исполнению своего обета заново. При этом он должен был принести в жертву повинности однолетнего агнца ( Чис. 6:9-12 ).
По завершении срока действия обета назорей приносил одного однолетнего агнца во всесожжение; одну однолетнюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние» ( Чис. 6:14-15 ). Затем назорей остригал свою голову, клал свои волосы на огонь, горящий под мирною жертвой. После этого священник брал сваренное плечо жертвенного овна, один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, клал это на руки назорею, возносил, потрясал перед Господом. Затем назорей мог вести обычную для иудея религиозную жизнь.
В чём состояло духовно-нравственное значение назорейства
Посвящая себя Богу, назорей, во все дни своего назорейства, был «свят Господу» ( Чис. 6:8 ). Как и вообще во времена Ветхого Завета святое отделялось от несвятого (еврейский народ — от всех прочих народов, колено Левия — от остальных колен, скиния — от общей территории и т. д.), назорей отделялся от общего строя жизни еврейского общества, в том числе — от ряда мирских обычаев и плотских удовольствий. Этим он являл пример верности Богу и самоотвержения.
Отказ от пострижения волос служил видимым знаком отказа от низменных побуждений (что, конечно же, соблюдалось далеко не каждым назореем), указывал на единство посвященного с Небесным Царем. Именно в этом ключе становится понятным признание Самсона: «бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд.16:17 ).
Сам Вседержитель поставлял назорейское служение в один ряд с пророческим: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи» ( Ам. 2:11 ).
Нередко к назореям относят и Иоанна Крестителя — последнего ветхозаветного и вместе с тем новозаветного пророка.
Назарей — Иисус Христос. 3 факта
Обновление от 21.12.2017
Что значит Назарей?
На уроке онлайн по изучению Библии мы встретили следующее место:
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
(Деян.4:10)
Вопрос относительно «Назарея». Это обозначение обета назарея или уточнение по месту жизни Иисуса, город Назарет?
Назарянин — прозвище или обет?
Как мы видим из материала ниже, есть несколько значений:
Есть путаница и она связана со значениями слов:
Когда мы говорим об Иисусе, что Он Назарянин, мы не должны подразумевать обет назОрейства.
Идет речь именно о месте Его жизни.
Назорей — обет
Назорей — отделенный, посвященный.
Назорей — человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель.
Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства.
Мы будем правы, если заметим, что Иисус полностью посвятил Себя Богу, но был ли Иисус Назореем, потому связал Себя с обетом назорея?
Давайте посмотрим Чис 6:7: «посвящение Богу его на главе его».
II. Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь.
В исключитительных случаях человек еще до рождения был предназначен в назореи Богом (как, например, Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, например, Самуил; 1Цар 1:11).
III. Обет назорейства включал в себя:
а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);
б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);
в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);
г) по исполнении обета назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки назорея, возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (ст. 13-20).
После этого назорея вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, назорея всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определенные ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.
Таким образом назорей становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).
V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести назорей; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для назорея (Мф 3:4).
О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.
Назарет — город
Назарет (возможно, «стражница»), город в Галилее, родной город Иисуса Христа, в Ветхом Завете не упоминается.
Современный Назарет [новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира] расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Израельской равнины.
Через небольшой в новозаветные времена Назарет (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь.
Иисус покинул Назарет в начале Своего общественного служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя.
В наши дни в Назарете показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29).
Назарянин — прозвище
Назарянин — прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:23)
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Мар.1:24)
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
(Мар.14:67)
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Лук.4:34)
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
(Лук.24:19)
Заметили, что в Матф.2:23 указано Назореем?
Назореем:
Nazwrai_ov
назорей, назарянин.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University
Придя туда, он поселился в городе под названием Назарет. Иосиф сделал так, чтобы исполнились предсказания пророка о том, что нарекут Его Назареем.
Оставляйте свои комментарии, будет интересно узнать ваше мнение.