Назовите что сейчас находится на месте базарной площади
Базарная площадь
БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ. (Район площади Ленина).
Вся она была застроена деревянными и каменными лавками, лабазами, амбарами, корпусами и даже обывательскими домами. В зависимости от предлагаемого товара Базарная площадь делилась на Хлебную (в районе улицы Гладкова), собственно Базарную (от улицы Володарского до улицы Кирова, включая площадь Ленина), Зелёную (район пересечения улиц Кирова и Славы), Сенную (рядом с улицей Куприна) и Щепную (часть улиц Сборной, Славы и Набережной реки Суры) площади.
«Площадь, отведённая для торга, довольно обширна, на ней находятся постройки в виде настоящих магазинов и лавок; тут есть мясные лавки, лавки для продажи муки и вообще для производства торговли хлебом. Мясные лавки достаточно чисты: здесь можно найти всех сортов говядину, разложенную очень аккуратно на столах, накрытых чистым полотном; против этих столов выставлены бычачьи головы, языки и тому подобный товар. По окончанию базара здесь вечером стаями собираются собаки, которые сбегаются сюда подбирать рога и осколки костей. Когда вы проходите мясными рядами, на противоположной стороне их вы видите ряд торговок, перед которыми так чинно расставлены орехи, сахарные стручки, яблоки, подсолнечные зёрна и множество разных мелочных товаров, продажа которых по всей Руси совершается только из рук. Зимой, ранним утром, когда трескучий мороз обжигает руки и лицо, а густой дым, кажется, остановился неподвижно над крышами домов, картина этого ряда особенно привлекательна.
Лавки с мукой довольно обширны, товар расставлен кулями, а торговцы сидят и дожидаются покупателей около входов и на самой галерее, которая тянется вдоль всего ряда этих лавок. Проходя с Лекарской улицы в мясные ряды, вы идёте мимо выставки железного товара. Вам попадаются железные трубы, печи, вёдра и чугун во всевозможных изделиях. Деревянная посуда и всякого рода изделия из дерева, служащие для домашнего обихода, разложены целыми грудами. В том же ряду, где сидят торговки, и в других местах базара можно всегда найти домашнюю птицу: кур, индюшек, уток, гусей и проч., и весь этот живой товар накрыт сетками и железными колпаками. Куры на нашем базаре попадаются большею частью простые русские, иногда встречаются индийской породы, которые у нас называют здесь «брахмапутрами», а также голландские. Русских кур привозят из соседних деревень и продают преимущественно для стола. Куры-«брахмапутры» отличаются большею против обыкновенных величиною – петухи этой породы чрезвычайно велики, имеют высокие и мускулистые ноги, они очень сильны, хотя далеко не такие забияки, как простой породы. Зимний холод действует на эту породу кур очень вредно… Утки есть очень жирно откормленные, гуси тоже… Дичь развешена в особом месте на деревянных шестах и жердях. Здесь можно встретить преимущественно диких уток, тетеревов и рябчиков.
Овощи и фрукты выставляются в осенние базара в изобилии. Между яблоками различных сортов и всевозможными ягодами встречаются в известное время ананасы, хотя очень некрупные…
Рыба продаётся преимущественно из лавок, но встречается и в возах.
Кроме этого товара на базаре найдёте выставленными постоянно перья, пух, мёд, сало, щетину, холст. Сальные свечи, исключительно маканные, занимают на базарной площади целые лавки; но на особых столиках, как это бывает на уездных базарах, не предлагаются. Рожь, ссыпанная по амбарам, а равно и привозимая в возах, занимает большое место на нашем базаре.
Хлебный рынок здесь довольно велик. Хлеб привозится исключительно из разных мест уезда.
Лучшее сено, как говорят, привозится из деревни Соловцовка и окрестных с этой деревнею мест. Дрова поступают на базар точно так же из разных мест Пензенского уезда, который далеко не богат лесом…
Съестные припасы, как, например, масло, яйца, молоко и т.п., продаются на базаре, выставляемые из разных окрестных сёл и деревень города. Масло коровье привозится кадками; сливочное и чухонское – в меньших количествах.
Базары в Пензе съезжаются обыкновенно не очень рано, не ближе шести часов утра; летом, впрочем, они собираются в пять часов и даже в четыре.
Съезд торговцев не всегда одинаков. Летние базары по причине полевых работ, страдной поры, везде собираются значительно меньше, нежели осенние, а в особенности зимние… Зимой особенно велики и шумны базары бывают под праздник Рождества Христова и на первый день Масленицы».
Сейчас от зданий, когда-то находившихся на Базарной площади, почти ничего не осталось. Чудом посреди площади Ленина уцелел двухэтажный рыбный корпус, построенный на месте заключённой в трубу речки Шелаховки, да сооружённый в 1895-1897 годах по проекту архитектора В.П. Семечкина мясной пассаж, сосредоточивший в своих стенах торговлю мясом.
Прошлое, настоящее и будущее Базарной площади
Как невозможно игнорировать роль торговли в рекордных темпах роста Новосибирска, так невозможно не оценить роль Базарных площадей в формировании его планировки. Старобазарная, или первая Базарная площадь поселка Александровский располагалась между устьем Каменки и железнодорожной насыпью и представляла торговое место, где по базарным дням до 1897 года вели торг с возов и палаток. Старобазарная площадь всегда была и площадью народных гуляний.
В сентябре 1895 года в связи с ростом населения и расширением торговли базар переведен на Новобазарную площадь, расчищенную от леса (ныне — площадь Свердлова), которая до 1901 года играла роль катализатора территориального роста города. С 1901 года эту функцию приняла Базарная, или Ярмарочная площадь. В 1920 году она переименовывается в Красную, затем — Жертв Революции, Центральную, имени Ленина, имени Сталина. Современная площадь Ленина — это небольшая сохранившаяся часть огромной Базарной, или Ярмарочной площади, на территории которой могли разместиться восемь городских кварталов.
История площади
Староста поселка Александровского (будущего Новониколаевска) — бердский крестьянин И. Г. Титлянов в 1895 году организовал прорубку просеки (будущей главной улицы города — Николаевского, потом Красного проспекта), идущей со старой Базарной площади, от Собора Александра Невского к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города. 115 лет назад на месте площади Ленина шумел сосновый бор, а на месте современного театра оперы и балета раскинулось болото, где жители Александровского постреливали уток. Болото затруднило впоследствии строительство театра: почвы под ним были пронизаны линзами воды, и в июне на глубине 1,5 метра можно было обнаружить самый настоящий лед.
Созданная в начальный период формирования города Базарная площадь с 1901 года до 30-х годов служила не только окрестному населению, но и торговому люду из различных городов Сибири и России. Коммерсанты торговали здесь продуктами и вещами. Площадь застраивалась торговыми помещениями и лавками, размещенными на первых этажах жилых домов. Современное архитектурное пространство центральной площади Новосибирска начало формироваться в 1910 году с возведением в самом центре Базарной площади Базарного корпуса (Торгового корпуса, ныне — Краеведческого музея) с магазинами, принадлежащими купцам, а также со строительством в 1927 году здания Промбанка (нынешняя мэрия).
Решение об устройстве Первомайского сквера на территории Ярмарочной площади было принято в 1929 году. Сенной торг, располагавшийся здесь, перенесли к ипподрому, который тогда был за улицей Гоголя. Сам сквер появился в 1932 году. Именно эта часть площади, заново спланированная как рекреационный объект, должна была возместить утрачиваемую функцию Базарной площади — общение горожан. Предполагалось, что оно будет проходить в более комфортных декорациях: зелень, фонтаны, малые формы. Автором проекта благоустройства и озеленения выступил архитектор В. М. Тейтель. Западная граница сквера наметилась с возведением в 1928 году Доходного дома (который вошел в историю Новосибирска как гостиница «Центральная»). В результате его строительства Новосибирск мог лишиться почти половины территории сегодняшней площади Ленина, но, по предложению инженера Сафронова, здание было решено «отодвинуть» от красной линии застройки Красного проспекта на глубину 106 метров внутрь квартала для организации стоянки экипажей и автомобилей.
Вслед за Сафроновым инженер И. И. Загривко выдвинул идею создания центральной площади города размером 276 м в длину и 90 м в ширину между зданиями Городского корпуса и Промбанка и зданиями госучреждений и Сибкрайсоюза. В середине площади он предложил разбить сквер, «где может быть поставлен памятник, а в будущем — фонтан».
Проект вызвал скептическое отношение общественности, но развитие центра города пошло именно в этом направлении. Площадь Ленина стала формироваться частями. В начале сформировалась стоянка перед Доходным домом, затем сквер перед зданием банка. Современные очертания площадь приняла с завершением строительства театра оперы и балета и разбивкой театрального сквера.
В 30-е годы на территории Базарной площади строится Дом науки и культуры, ныне известный как Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Его строительство ознаменовало амбиции Новосибирска на пути превращения в административный центр Сибирского края. В своем романе «Мои бессонные ночи» И. М. Лавров пишет: «Почерневшие новониколаевские дома и домишки всяких обывателей, кустарей, бывших нэпманов, пивников, коробочек то там, то здесь сносили, точно выдирали пеньки, а то вырубали и кварталами. Стройки подступали к самому нашему дому. Отец не находил места, ждал со дня на день, что сковырнут, развалят и его родовое гнездо. Базар, на котором мы катались на коньках, закрыли, обнесли забором, и сотни людей начали копать котлован под Дворец науки и культуры».
В 50–70-е годы здание театра оперы и балета гармонично вписывалось в формат центральной площади города и, безусловно, являлось его доминантой. С улицы Ленина открывался эффектный вид на колоннаду, а излюбленным занятием жителей близлежащих домов был вечерний променад, завершавшийся ступенями к оперному.
В эти годы новосибирцы еще помнили, что центральная площадь — место народных гуляний. На площади Ленина, перекрывая движение с 1954 года и до начала строительства метро в 80-е годы, устанавливалась главная елка города. На территории ледяного городка вокруг масштабной зеленой красавицы организовывался небольшой базар. В 80-е годы городская елка получила прописку в ЦПКиО. Раскрашенные картонные фигуры пришли на смену ледяной скульптуре, и для меня, как и для многих новосибирцев, особый смысл городской елки оказался утраченным. Много лет 31 декабря меня охватывают сожаление и тихая грусть, когда я прохожу по главной площади города и вспоминаю ту, настоящую городскую елку. Все, что осталось как память о народных гуляниях на центральной площади, это, пожалуй, День города и День Победы.
Кроме яркого ощущения праздника, я вспоминаю эпизоды-вспышки, связанные с центральной площадью. Эскимо за 11 копеек и ленинградское мороженое-пирожное за 28, которые можно было купить только здесь, на лотке, стоящем перед зданием Облпотребсоюза. Высоченные и очень качественные зеркала, бронзовые ручки лучшей в городе парикмахерской (Депутатская, 38). Там, на площади, находился мой любимый магазин (сейчас — магазин «Столичный», Орджоникидзе, 27), в котором на полке сидел уникальный медведь, механическая скульптура, пьющая сок. 1970 год, ноябрь: я, ученица четвертого класса, случайно узнала, что на площади, в том самом магазине «с мишкой», продают бананы. Огромная очередь быстро двигалась. Я, счастливая, несла полную сумку зеленых бананов, первых в моей жизни, когда путь пересекла длинная тяжелая машина. На ней лежала та самая скульптура вождя, которая впоследствии перекрыла любимый новосибирцами вид на театр оперы и балета. Памятник был открыт 5 ноября 1970 года в честь 53-летней годовщины Октябрьской революции и столетия со дня рождения В. И. Ленина. Горожане шептались, что от памятника, выполненного скульптором И. Ф. Бродским, отказалась демократическая Германия. Несмотря на то что многофигурная композиция памятника до сих пор для многих кажется устрашающей, монумент на фоне театра стал едва ли не главной эмблемой Новосибирска. В советские годы к нему возлагали цветы новобрачные, а свидания назначаются здесь и по сей день.
Площадь нашего будущего
Как вернуть ту центральную площадь, которая была предназначена для человека, «сияла, пахла, гудела», жила, наконец? Возможно ли при этом учесть реалии?
Отсутствие городской культуры, культуры городских улиц и площадей волновало нас, архитекторов и градостроителей, в конце 70-х — начале 80-х. Мы создавали свои футуристические проекты пешеходных улиц, ориентируясь на западные образцы, не понимая, что для желанной многофункциональности, свойственной образцам западных городов, необходимо вернуть систему свободного обмена, на которой зиждилось само понятие «площади», противоречащей реалиям советского города. Советское государство так и не успело признать, что «город должен обслуживать потребности человека», и эти потребности не описываются простыми формулами функционального зонирования: «промышленно-складская зона — жилой район — универсальный магазин». В последние годы мы значительно продвинулись в решении этого вопроса, перестраивая систему и перестраивая свою жизнь.
Развитие коммуникаций, ориентированных на личный автотранспорт, немало способствовало тому, чтобы возрождение Базарных площадей Новосибирска произошло на свободных городских пространствах, иногда находящихся весьма далеко от исторических центров. Сохраняя историческую традицию, отказавшись от простого функционализма советского времени, эти объекты сразу ориентировались на многофункциональность, включая, как и рассмотренный выше исторический прецедент Базарной площади, рестораны и предприятия быстрого питания, многочисленные лавки в форме отдельных специализированных магазинов, продуктовые рынки: «Ашаны», «Мосмарты», «Коры» и… кинематограф и каток! И названия им даются синонимичные базару: «маркет», «форум». Они используют свойство торговли организовывать многофункциональную среду общения. И в Новосибирске, с его суровым климатом, в дефиците современных комфортных общественных пространств, взяли на себя культурно-развлекательную функцию. Более продвинутые и искушенные московские коммерсанты пошли дальше. Они делали попытки склонить известные государственные музеи, Третьяковскую галерею например, вытащить из запасников произведения искусства и устроить экспозиции в эпицентре крупных гипермаркетов. Эти поступки не являлись чистым меценатством, они делались на основании точного коммерческого расчета, исходя из того что человек, приехавший посмотреть музейную экспозицию, проведет здесь день и все равно оставит свои деньги в кафе, «Ашане» или Mark and Spenser. В приглашении Третьяковки кроется и нечто большее, чем желание добиться еще большей многофункциональности среды, — намерение создать пространство эмоций.
Уже новое поколение архитекторов спустя 30 лет обсуждает — где она, пешеходная улица Новосибирска? Какую улицу тихого центра мы «назначим» такой зоной? И здесь кроется основной подвох. Мы не можем произвольно объявить площадь территорией общения, мы не можем прочертить пешеходные дорожки и заставить по ним ходить. Не поэтому ли решение данного вопроса остается новому поколению архитекторов?
Так уж получилось, что нам удалось найти ответ. Мы сделали это открытие случайно, хотя шли к нему долго и целенаправленно (но ведь настоящие открытия совершаются именно таким образом), вернув на короткое время изначальный дух Базарной (Ярмарочной) площади старого Новониколаевска, но в новых исторических реалиях. «Артания» создала свой сценарий реабилитации главной площади города. Раз в год безлюдный проезд у оперного театра застраивается палатками цвета российского флага и, как магнит, притягивает горожан. Палатки мастеров, торговцев художественно-ремесленными изделиями наполняются рукотворным товаром со всех сторон света. Армяне, киргизы, казаки, узбеки, украинцы, белорусы, посланцы Боливии и Монголии. Шатры мастер-классов приглашают всех желающих поучиться мастерству. Покупают здесь то, что невозможно купить в бутике или сетевом супермаркете. Все это в большинстве своем предметы ручного труда, обладающие определенной художественной ценностью, вызывающие те самые эмоции, в которых так нуждается современный горожанин.
Сто лет назад именно здесь было самое интерактивное место в городе. Благодаря «Артании», ее красочной ярмарке возвращается утраченный смысл. Мы нашли свой рецепт возрождения Базарной площади Новосибирска — культурное событие, действо, втягивающие в свою орбиту тысячи жителей. Рассматривая мировой опыт, мы понимаем, что наш рецепт не оригинален.
Существует всемирная традиция проведения уличных фестивалей, ярмарок, маскарадов, когда на главных площадях города вырастают разноцветные шатры и горожане с семьями устремляются поглазеть, погулять, прикупить. Эти ярмарки предназначены создать особое праздничное настроение, чувство гордости за родной город, сопричастность к происходящему. Размещаются они в исторических центрах крупнейших городов мира, рядом с памятниками архитектуры. Вся важность нашего рецепта — в том, что его актуальность и действенность подтверждены «Артанией», которая уже приблизила Новосибирск к этому мировому стандарту «города для его жителей».
От Базарной площади до наших дней
Главная площадь Новосибирска меняла названия, облик, назначение, но оставалась средоточием жизни большого города. Чем вошла в историю и какой запомнилась она старожилам?
«Конфетки-бараночки»
Больше века назад на месте нынешней главной площади города размещалась огромная ярмарка. И если сейчас у людей слово «площадь» ассоциируется с большим открытым пространством, то Базарная площадь Новониколаевска была по преимуществу застроена — магазинами, лавками, лабазами. «Строили тогда на совесть, и этих строений, часто капитальных, из кирпича, с подвалами, на Базарной было немало. Один из таких лабазов существует и до сих пор — это Дом актёра, который позже был надстроен вторым этажом», — рассказывает научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Наталья Минина.
Среди прочих заведений на площади, где-то между нынешней мэрией и оперным театром, в заброшенном складском помещении располагался первый новониколаевский кинотеатр. Крохотное помещение «электротеатра» с трудом вмещало всех желающих. Ещё бы, ведь владелец кинотеатра — бывший цирковой артист, акробат Федот Махотин — не только показывал привозные ленты, но и сам снимал на киноплёнку, а затем демонстрировал зрителям свой киножурнал по местным новониколаевским сюжетам: «Полёты авиатора Седова на Фармане», «Юбилейные торжества Дома Романовых», «Прогулка из Новониколаевска до села Берского» и другие.
Базарная, или Ярмарочная, площадь занимала целых восемь городских кварталов и простиралась от нынешней улицы Горького до Орджоникидзе, от Советской — до Серебренниковской. Это огромное пространство было разбито на сектора, которые часто имели собственные названия. Так, на месте нынешнего Первомайского сквера находилась Сенная площадь, или Сенной торг, где сено и дрова продавались прямо с подвод, выстроенных по диагонали.
«Городской торговый корпус — первое здание, вокруг которого начала оформляться идея центральной площади Новониколаевска, — продолжает Наталья Минина. — Это было место, где всё время кипела жизнь — огромное количество людей общались, получали взаимную выгоду, развлекались. Наконец, в 1911 году был построен Торговый корпус, на втором этаже которого разместились Городская дума и управа. Так была поставлена точка: здесь будет центр…»
Окончательно и бесповоротно площадь стала центром города со строительством часовни во имя Николая Чудотворца, которое было начато летом 1914 года. Находясь на границе площади, часовня стала «во главу угла» и была поименована «географическим центром царской России», хотя фактически таковым не являлась. Миф «сыграл» на руку идее централизации, а новосибирцы до сих пор с удовольствием рассказывают приезжим, что их восстановленная часовня — центр России.
Советский порядок
Собственно, базаром площадь оставалась вплоть до восстановления в Новониколаевске советской власти в 1920 году. С этого времени центр города стремительно меняется — из торгово-купеческого он превращается в административный. «В эти годы происходит взлёт административного статуса города: если в 1917-м это ещё уездный город, то в 1921-м — уже губернский, в 1925-м — столица огромного по территории Сибкрая, в 1930-м — Запсибкрая, а в 1937-м — Новосибирской области. Здесь строятся новые здания, надстраиваются и реконструируются в духе нового времени старые», — говорит Наталья Минина.
С переименованием 2 августа 1920 года Новониколаевского проспекта в Красный площадь тоже получила новое название, став Красной, правда, ненадолго — в 1924 году её опять переименовали — в площадь Ленина, по случаю смерти «вождя мирового пролетариата». В это время площадь активно застраивается, намечаются её современные границы: в 1925 году построен Дом Ленина (в 1944 году реконструирован), в 1924—1925 годах возводится здание госучреждений — ныне архитектурной академии (в 1935—37-м было надстроено и реконструировано), чуть позже напротив строится Сибкрайсоюз, в 1925—1927-х — Промбанк, ныне мэрия (надстроено в 1930-е, оформлено в 1954-м), через год — «Доходный дом», ныне «Аркада», в 1930-м — Госбанк. Однако окончательно центральная площадь сложилась только с появлением на ней здания Дома науки и техники, известного сегодня как театр оперы и балета.
Несмотря на то что ещё до революции здесь сложился центр, в советский период вплоть до 1935 года в городе не было центральной площади, отвечавшей духу того времени, когда уже были введены регулярные праздники — 1 Мая и 7 Ноября. Некоторое время праздничные демонстрации проводились на территории нынешнего Первомайского сквера. Площадь Ленина же представляла собой огромную строительную площадку в окружении бараков и старых торговых рядов.
Проект Дома науки находился на доработке в Москве, в мастерской академика Алексея Щусева, когда в городе было получено разрешение заморозить строительство и организовать здесь центральную площадь имени… Сталина. Было это в октябре 1935 года и буквально за несколько дней, к празднованию очередной годовщины Октября, площадь преобразилась до неузнаваемости: строительная площадка расчищена, само здание закрыто огромной трибуной с портретами партийных лидеров страны. С этой трибуны 7 Ноября во время демонстрации вещали руководители Запсибкрайкома.
После того как центральная площадь получила новое имя, власти города должны были в течение года поставить памятник Сталину. Имелось для этого и «красное место». Часовня Святителя Николая была снесена по постановлению горсовета, «учитывая пожелания трудящихся масс», ещё в октябре 1929 года. К означенному времени на этом месте уже стоял памятник «Комсомолец-молотобоец», установленный в честь строительства Комсомольского моста, во время которого погибло немало комсомольцев. Безымянного героя строительства снесли, поставив на огромный постамент фигуру «вождя всех народов» — Сталина, показывающего рукой на Дом Ленина. Так он простоял до 1961 года, когда по решению ХХII съезда, восемь лет спустя после смерти вождя, его тело было вынесено из мавзолея, а по всей стране прошла волна борьбы с памятниками Сталину. С возрождением идей ленинизма главной площади Новосибирска вернули имя Ленина, которое она носит уже больше полувека.
Было ещё одно строение на площади, которое кануло в Лету, оставив о себе весьма скудные воспоминания. На панораме 1947 года в центре площади (тогда имени Сталина) виднеется стела. Между краеведами и историками до сих пор идут споры, по какому поводу она была установлена — то ли в честь 30-летия Октябрьской революции, то ли в честь Победы (строение венчал орден Победы). По воспоминаниям старожилов, простояла стела недолго, и убрали её тихо, ночью. Она мешала физкультурным колоннам, движению транспорта, представляя определённую угрозу, поскольку была деревянной и качалась от ветра. Кроме того, была невысокого художественного исполнения.
Трамвай нашей памяти
Оставил свой след в истории главной площади города и первый новосибирский трамвай. Городские власти мечтали о нём ещё с 1913 года, но рельсы были уложены только в 1934 году. Трамвайное кольцо опоясывало будущий оперный, проходя прямо перед ним. Так было всего два года, уже в 1936-м власти города приняли постановление перенести кольцо за здание Горсовета.
«Мы были мальчишками и каждый день бегали на площадь, потому что жили и учились рядом. Нам хотелось попасть в подвалы Торгового корпуса, где располагались двухъярусные склады; проникнуть в оперный театр, где работали пленные немцы; мы старались забраться на крыши и обозреть это огромное пространство площади, — рассказывает Борис Антипенко, краевед, автор книги “Прогулки по Красному проспекту”. — Помню, как осенью 44-го был салют по случаю очередной победы — “сталинского удара”. И вот сквозь толпу продирается освещаемый залпами трамвай, обвешанный “зайцами” — безбилетниками: они висят в обнимку, держась за окна и стоя на досках, защищающих колёса…»
Со своим «буржуазным» торговым прошлым бывшая Базарная площадь так и не смогла окончательно расстаться: долгое время за зданием городского совета продолжал работать Центральный рынок, в здании Торгового корпуса магазины действовали до переезда в него краеведческого музея — до конца 80-х годов, в рыбном магазине на углу Красного проспекта и Орджоникидзе висели двухметровые балыки, запах которых до сих помнит Борис Николаевич. Торговые заведения действуют на площади и сегодня, используя для этого подвальные помещения — теперь уже в виде подземного перехода у восстановленной часовни.
«На площади размещались временные аттракционы, и даже стояла большая карусель. Я это хорошо помню, потому что в 1934 году пошла в детский сад и каждый день бывала здесь, — рассказывает Виктория Константиновна Михайлова, архитектор, ученица знаменитого Андрея Дмитриевича Крячкова. — Мама моя поступила работать в Госбанк, там внутри был детсад для сотрудников. Отправляясь на прогулку, мы гуськом выходили из нашего здания и шли в Первомайский сквер».
В нынешнем своём виде площадь оформилась в начале 70-х годов. К столетнему юбилею Ленина на площади его имени был установлен бронзовый памятник высотой 6,5 метра и весом 10 тонн. Справа от памятника Ленину расположились три фигуры — рабочий, солдат и крестьянин, символизирующие движущие силы революции. Слева — фигуры, символизирующие преемственность поколений — юноша с факелом и девушка с колосьями. Народ, как водится, придумал свои смысловые версии, назвав тройку «богатырями», а пару — молодожёнами. Новосибирские КВНщики предложили идею для всей композиции: «Ленин с товарищами возвращается с балета “Спартак». Как бы то ни было, а композиция памятника Ленину постановлением Совета Министров РСФСР в 1974 году была признана «памятником монументального искусства федерального значения». И, как сказано на сайте Архитектура Новосибирска, «многофигурная композиция памятника придала площади определённую законченность, новые масштабные соотношения, обогатила её пространственное содержание».
Линия метро, проложенная под Красным проспектом, раскрыла новые возможности площади. Светлая и просторная станция «Площадь Ленина» — одна из самых красивых и, несмотря на кажущуюся простоту оформления, признана визитной карточкой новосибирского метро.
Праздничные гулянья и протестные шествия, грохот тяжёлой парадной техники и азарт спортивных эстафет, послевоенные новогодние ёлки, «зажигавшиеся» из каптёрки, спрятанной у основания, и «Иван Сусанин», слышимый из окон только что открывшегося оперного, правительственные делегации и супружеские пары у памятника Ленину, концертные программы и бетонные заборы метростроя — всё это было здесь. И как бы ни называлась площадь, чем бы ни украшалась, чего бы ни требовала от нас — у каждого новосибирца есть своя история, связанная с этим местом. Так история каждого становится частью истории большого целого — истории Новосибирска.
Автор: Марина Шабанова
Ведомости Законодательного собрания №5(1180) от 03.02.2012