Назовите и охарактеризуйте несколько наиболее значимых признаков философского отношения к чему либо
Назовите и охарактеризуйте несколько наиболее значимых признаков философского отношения к чему либо
ФИЛОСОФИЯ. КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.
Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою жизнь, гармоничное сочетание с окружающим миром и помогает ему постичь свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни.
Кант свел содержание философии к следующим вопросам: 1) что я могу знать? (он направлен на определение источников возможностей и пределов знаний); 2) что я должен делать? (ставится для определения практической реализации знаний); 3) на что я смею надеяться? (проясняет стремление и цель жизни); 4) что такое человек? (общий итог и определяет предназначение и высший смысл человеческих знаний).
Философия – (греч) любовь к мудрости. Philos Sophia. 1-м употребил Пифагор
Мудрость – представляет собой высшую человеческую способность всемерного использования в повседневной жизни тех возможностей, которые существуют в мире для сохранения и развития всего человечества.
Более узкое понимание сводится к возможностям целенаправленного практического использования таких позитивных ценностей, как истина, добро, красота человеческой жизни, необходима мудрость, которая имеет своим предметом не только определение меры соотношения между добром и злом, истиной и ложью, но и многие другие типы отношений. Требующих философского осмысления.
Основное предназначение философии состоит в том, чтобы научить человека быть человеком с больной буквы. В философии не существует готовых, вечно истинных знаний.
Философия – это особый тип мировоззрения, представляющий собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир, реализуемых убеждением и практическим действием.
Исторически философии предшествовали 2 других типа мировоззрения: мифология и религия.
Мифология – исторически одна универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд и сказаний о наиболее значимых фактах, событиях и явлениях в человеческой жизни.
В мифах нет деления на мир и потусторонний мир. Боги могли жениться на людях, их дети были героями. Сыграла важную роль в формировании человека: преодолела страхи перед природой, объяснила нравственные и общественные устройства.
В современном мире мифология не исчезла. МИФЫ: 1) естественные, которые возникли на основе народного творчества и фольклора; 2) искусственные, которые возникли в системе особых информационно-интеллектуальных технологий, функционально направленных на решение политических, экономических. Идеологических и других задач.
Религия в отличии от мифологии представляет собой систематизированную форму понимания мира с опорой на веру в идеальный сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения, которое формируется на уровне убежденности представления о том, что истинным, реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир, вне которого существует мнимый, приходящий, меняющийся естественный мир. Религия действует лишь на убежденности. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания, в него можно верить в форме убеждения и надежды, можно мыслить в форме умозрительных понятий и суждений, его можно понимать иррациональным мистическим путем. Религиозное мировоззрение играла противоречивую и негативную роль (объединяет людей перед бедой, религиозные войны, торможение науки).
Философия сформировалась на основе мифологии и религии.
1) Теоретичность – это основное отличие от других. Философия всегда опирается на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства. Философия стремиться опереться на науку.
Предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире независимо от того, где они реализуются в природе, в обществе или в мышлении.
Большую роль в последнее время стали играть философские науки.
Философия функционирует в 2-х фундаментальных измерениях:
— созерцательное, как мировоззрение
— созидательно, как методологическая деятельность человека.
По своему назначению функции философии можно свести в 2 большие группы.
Предназначена для формирования всеобщего системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие. Среди мировоззренческих функций выделяют следующее:
Предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности Выделяют функции:
Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум». Но эти два слова не тождественны. Все люди относятся к виду Homo sapiens и в этом смысле все разумны. Но не каждого можно назвать рационально мыслящим человеком. По сте- пени рациональности люди делятся так же, как по расовым, национальным, половым и возраст- ным признакам. Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятий-ность, Л — логичность, Д — дискурсивность. Определим составные части рациональности.
Понятийностьозначает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Эти правила таковы:
1) существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных обобщенных свойств предметов;
2) всеобщность определения, т. е. принадлежность описанных в нем признаков лю- бому конкретному объекту, принадлежащему к определяемому классу;
3) однозначность опре- деления, т.е. признание его правильным всеми людьми;
4) положительность определения, т.е. включение в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.
Второй составной частью рациональности является логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являюшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов. Отметим, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Требование логичности можно проиллюстрировать на таком примере. Рассмотрим умозаключение, состоящее из двух исходных утверждений — посылок и одного вывода. 1. Все люди должны отвечать за свои поступки. 2. Годовалый ребенок — человек. 3. Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки. Ложный вывод из двух верных посылок следует из-за логической ошибки, а именно потому, что понятие «человек» используется в разных значениях: в первом случае под человеком понимается сознательное правовое существо, а во втором — представитель вида Homo sapiens. Такое использование понятий в разных значениях противоречит первому закону ло- гики — закону тождества, о котором речь пойдет ниже.
Функции философии
Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Философия:ответы на основные вопросы. философия. 2. От каких слов происходит название этой дисциплины
1. Что такое философия?
Это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.
2. От каких слов происходит название этой дисциплины?
Философия (греческое слово: φιλοσοφία; образовано от греческих слов: φιλία — влечение, любовь, стремление; σοφία — мудрость).
3. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего. Древнегреческое слово «φιλία» широко использовалось с VIII века до новой эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово «σοφία» с V века до новой эры применялось для обозначения знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понималось в обобщённом смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости и любознательности.
4. В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?
1. Сократа обвиняли в развращении молодежи. Считалось, что он учит молодежь ложным знаниям. Молодежь начинала думать самостоятельно, критиковать то, что критиковать нельзя. Но философ никого ничему не учил, люди за ним сами шли.
5. Что такое рациональность?
Рациона́льность (от лат. ratio — разум) — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.
6. Из чего Она складывается?
В рациональность входят понятие, суждение, умозаключение.
7.Каковы требования к определению понятий?
В формировании понятия используются такие методы, как абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, сравнение.
Понятие как форма (вид) мысли или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — ив совокупности отличительных для них — признаков.
Наряду с понятиями в рациональном познании выделяют также суждение и умозаключение.
«Суждение — это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами».Элементами суждений являются понятия.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения.
«Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью достоверности следующее из них».
Умозаключение состоит из посылок, заключения и логической связи между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. При этом, если посылки истинны, заключение не может быть ложным.
8.Что такое логичность и дискурсивность?
Логичность – использование законов формальной логики. Дискурсивность – способность разделять научные утверждения на составные части (противоположность – интуитивное познание, когда с помощью фантазии и образов осуществляет познание отдельных, индивидуальных вещей и в этом своем качестве является ведущей формой познания).
9.Каков предмет философии?
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.
10. Каково определение философии?
Философия – это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:
* Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.
* Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.
* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.
* Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.
В последнее десятилетие девятнадцатого века начали складываться предпосылки философских направлений, ставших популярными в двадцатом веке и доминирующих в философской палитре современности вплоть до конца XX столетия. Некоторые из них перешли в новое тысячелетие. К этим направлением относятся: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм. Каждое из них выступило с претензией на замещение роли гегелевской философии, то есть стремилось выработать систематическое видение мира.
Период с 30-х по 80-е годы ХIХ столетия можно назвать переходным в истории западной философии: старые формы философствования исчерпали себя, а новые еще не сложились. Тем не менее, национальные философии этого времени выдвинули ряд имен, вошедших в историю философии и культуры и заложивших предпосылки неклассического способа философствования.
Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении образования. Младогегельянство к концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия.
12. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?
Все они являлись яркими представителями немецкого классического идеализма.
13. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?
Основное различие между видами идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.
14. Каковы основные законы диалектики Гегеля?
Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон отрицания отрицания
15. Что такое абсолютная идея?
Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего.
16. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?
Оба мыслителя считали диалектику необходимой частью получения истинного знания, но также никогда не сводили истинное знание к отдельным операциям по его получению. Различие в том, что для Аристотеля первая философия (метафизика) определяла вопросы второй философии (физики), тогда как у Гегеля, наоборот, вопросы, поднятые в науке, могли быть решены как общезначимые при выходе на новый уровень мышления.
17. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология.
18. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:
1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;
2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;
3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности.
Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.
Изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной.
Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).
Сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.
Двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.
Тройной сложности. Это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства».
19. В чем своеобразие учения Ницше?
В учении Ницше можно выделить 5 основных идей: 1) Воля к власти 2) “Смерть бога” 3) Нигилизм 4) переоценка ценностей 5) Сверхчеловек
Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:
— Стать верблюдом (взвалить все на себя)
– Ребенком (новое начинание, чистый холст)
20. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?
Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна.
21. В чем основные различия идеализма и материализма?
Материализм и идеализм в философии противопоставляются друг другу. Существование этих направлений основано на разном понимании соотношения материи и сознания.
Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.
Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.
Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
22. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии- античным, средневековыми новоевропейским?
Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.
-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.
-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.
-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.
23. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?
Закономерностью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился страстной жаждой истины, в то время как скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение творческих потенций философии.
24. В чем сходство и различия между философией Сократа и Декарта?
26. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
Фома Аквинский, наряду с Аристотелем и Гегелем, является автором одной из немногих философских систем, охватывающих целостное бытие, в том числе и психологическое.
28. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
О прогрессе философии можно говорить:
-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.
29. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?
Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.
Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.
30. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.