Назовите основные жанры поэзии лермонтова чем по вашему можно объяснить
Лермонтовская энциклопедия ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Презентация по литературе на тему «Жанровое разнообразие лирики М. Ю. Лермонтова «
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Жанровое разнообразие лирики М. Ю. Лермонтова
РОМАНТИЗМ – литературное направление кон. XVIII – нач. XIX в.
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА: неприятие идеалов общества; свободолюбие; мечтательность; герой-бунтарь, одинокий, романтический; герой находится в конфликте с окружением; стремление к идеалу; противопоставление идеального образа реальной жизни.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ русского романтизма В. А. Жуковский Ф. И. Тютчев М. Ю. Лермонтов
Основные черты «лирического героя» М. Ю. Лермонтова:
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. Лермонтова
Дума Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКИЕ жанры: 1. элегия – лирическое стихотворение, проникнутое настроением грусти.
3. Песня или песнь — стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с припевом — рефреном.
4. Стансы – это лирическое стихотворение, часто философского содержания, состоящее из нескольких строф, каждая из которых имеет собственное законченное содержание и может не иметь ничего общего с предыдущими и последующими строфами.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ 1. Баллада
2. Поэма: написал около 30 поэм, но опубликовал три.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-1286572
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Тематическая классификация
Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Парус
В стихотворении описывается парус – он одиноко плывет по морю. Одиночество являлось очень важным для Лермонтова – он принимал его за свободу.
«Парус» олицетворяет неспокойного героя, на долю которого выпало немало трудностей, в стихотворении есть такие слова, как «кинул», «ищет» – это можно объяснить мечущейся душой.
Герой произведения, возможно, пытается обрести внутри себя гармонию, и испытывает горечь от каких-либо потерь. Одинокий парус, плывущий в море, привлекает его тем, что он также одинок, как и он сам.
Лермонтовская энциклопедия ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.
Устойчивыми для лирики Л. оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады. Все они не имеют четких границ и сильно деформированы в сравнении с классич. образцами. Так, признаки сюжетного строения баллады обнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладная форма («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».
Первые опыты романсов Л. сохраняют характерную «рефренную» композицию [«Романс» («Невинный нежною душою»)], что было нередко и в рус. романсах 30-х гг.; следы этой традиции ощущаются и в произв., лишенных жанрового обозначения, но тяготеющих к романсу («Благодарю»). О лит. песне у Л. см. в ст. Фольклоризм.
Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.
Уже с 1828 Л. обращается к жанру лирич. поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и др.), перерабатывая сюжеты пушкинских «южных поэм». Увлечение «байронической поэмой» Пушкина, И. И. Козлова и др. подготовило Л. к активному восприятию подлинного духа поэзии Дж. Байрона в 1830-31. Из рус. байронич. поэмы он усваивает мелодраматизм ситуаций и стремит. развитие сюжета; для него характерен интерес к байронич. «герою-преступнику». Очевидно, эти же лит. устремления сказались в балладных опытах Л. типа «Атамана». В ранних поэмах Л. сохраняет непрерывную сюжетную линию, избегая временных сдвигов и характерной для Байрона поэтики «тайн»; позднее поэмы Л. увеличивают лирич. потенциал, допуская сюжетные эллипсы, нередко заполняемые эмоц. пейзажными описаниями («Последний сын вольности», 1831, и др.). Перенося центр тяжести с событийного повествования на психологию героя, Л. создает и поэму-фрагмент, представляющую собой монолог-исповедь с ослабленной сюжетной основой («Исповедь»); такой монолог получит развитие в «Боярине Орше» и «Мцыри».
Виды лирики
Как литературный род лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.
Разновидности лирики как рода: по выразительности – медитативная или суггестивная; по тематике – пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности – минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.
Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.
Жанровые варианты творчества Лермонтова
Существенна разница жанра между шутливой “Тамбовской казначейшей” и, скажем, “Демоном”. Создается впечатление, что Лермонтов пробует свои силы в разнообразных и часто контрастных друг другу поэтических вариантах. Это позволяет судить, насколько глубоко усвоены им, жанровые традиции, насколько мастерски овладел он жанром поэмы.
Он как бы повертывает жанр поэмы разными гранями. Было бы неосторожно говорить об отсутствии всякой эволюции в пределах лермонтовского творчества вообще, поскольку такая эволюция существует, но нельзя
В ходе работы над одной поэмой или после ее завершения появляется противоположная по какому-либо принципу новая жанровая разновидность.
Поэмы образуют некоторые контрастные пары: “Боярин Орша” – “Сашка”, “Песня…” – “Тамбовская казначейша”, “Беглец” – “Мцыри”, “Сказка для детей” – “Демон”. Вовсе не обязательно считать это намеренным принципом, поскольку многие
Многообразие жаровых вариаций; отражает многообразие жизненных проблем, которые можно рассматривать и в историческом плане, и в аспекте современности, и на фоне реального быта, и в фантастической сфере.
Во всякой поэме есть два мира – эпический, объективный и субъективный, авторский. Однако сплав их бывает весьма различным и осуществляется по-разному. Объективный мир, как правило, противостоит герою, который силой обстоятельств вынуждается к действию, к непосредственному проявлению своего отношения к вне его лежащему миру.
Причем это отношение порождено не только субъективными свойствами личности, но и самим сюжетом, т. е. теми жизненными ситуациями, которые также определяют отношение личности. Всякая поэма – “воспевание”, но не обязательно героя (например, “Беглец”), а идеи, скажем, свободы, чести, мужества. Носителем этих качеств, “воспеваемых” поэтом, может быть герой или другие личности, противостоящие ему, если перед нами “антигерой”.
В романтической поэме не обстоятельства движут героями, а автор поэмы по сваей воле формирует и обстоятельства и характер героя. Авторский взгляд, авторская субъективность заставляют героя действовать определенным образом. Нередко герой становится рупором автора, но чаще непосредственно авторскую точку зрения отражает сюжет поэмы.
Автор по своей воле придает ту или иную последовательность событиям, не считаясь с хронологией или причинно-следственной связью. Как правило, герой социально не детерминирован, а дан как устойчивый психологический тип, движимый одной страстью. Лиризация поэмы проявляется и в том, что в романтической поэме действует один герой, произносящий патетические диалоги. Иногда поэма сплошь состоит из монолога, объединяющего судьбу героя.
Четко разделяя субъективный и объективный миры, автор свободно распоряжается материалом. И над эпическим содержанием, развертываемым в сюжете, и над героем парит авторская, открыто пристрастили точка зрения, которая нередко непосредственно выливается в лирические отступления, порой далекие от темы повествования. Напряженность авторской мысли, внесение лирической стихии в поэму совершенно перестроило ее композиционно, что тонко и глубоко проанализировано В. М. Жирмунским в его книге “Байрон и Пушкин” и А. Н. Соколовым в “Очерках по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века”.
Особенности лирики
Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики – переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится описанию внешности. Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.
Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются жанры эпоса, лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.
Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.
Бородино
Стихотворение автора «Бородино» посвящено Бородинскому сражению (крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г., между русской и французской армиями; русская противостояла армии Наполеона).
Лермонтов задумывал свое стихотворение как подарок ветеранам и всей России на 25-летие Бородинской битвы.
Эскизы будущего стихотворения созрели у поэта еще в детстве – он близко общался с братом бабушки Елизаветы Алексеевны, Афанасием Столыпиным, который был участником Бородинского сражения, и охотно слушал его рассказы.
Жанры поэзии Лермонтова
Полезное
Смотреть что такое «Жанры поэзии Лермонтова» в других словарях:
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия
Лирика Лермонтова — составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что… … Лермонтовская энциклопедия
Проза Лермонтова — ПРОЗА Лермонтова. Лит. путь Л. начался в конце 1820 х гг. в период господства поэтич. жанров в рус. лит ре. Начав как поэт, Л. приходит к прозе сравнительно поздно; его прозаич. опыты, отразив процесс становления рус. прозы в целом, явились одним … Лермонтовская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Красов Вас. Ив — КРАСОВ Вас. Ив. (1810 54) поэт. Сын сельского священника. Закончил дух. уч ще и неполный курс семинарии в Вологде; в 1830 34 учился в Моск. ун те, вошел в кружок Н. Станкевича. С 1837 адъюнкт кафедры словесности Киев. ун та, в 1840 50 х гг.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Лермонтовская энциклопедия
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.
Устойчивыми для лирики Л. оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады. Все они не имеют четких границ и сильно деформированы в сравнении с классич. образцами. Так, признаки сюжетного строения баллады обнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладная форма («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».
Первые опыты романсов Л. сохраняют характерную «рефренную» композицию [«Романс» («Невинный нежною душою»)], что было нередко и в рус. романсах 30-х гг.; следы этой традиции ощущаются и в произв., лишенных жанрового обозначения, но тяготеющих к романсу («Благодарю»). О лит. песне у Л. см. в ст. Фольклоризм.
Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.
Уже с 1828 Л. обращается к жанру лирич. поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и др.), перерабатывая сюжеты пушкинских «южных поэм». Увлечение «байронической поэмой» Пушкина, И. И. Козлова и др. подготовило Л. к активному восприятию подлинного духа поэзии Дж. Байрона в 1830-31. Из рус. байронич. поэмы он усваивает мелодраматизм ситуаций и стремит. развитие сюжета; для него характерен интерес к байронич. «герою-преступнику». Очевидно, эти же лит. устремления сказались в балладных опытах Л. типа «Атамана». В ранних поэмах Л. сохраняет непрерывную сюжетную линию, избегая временных сдвигов и характерной для Байрона поэтики «тайн»; позднее поэмы Л. увеличивают лирич. потенциал, допуская сюжетные эллипсы, нередко заполняемые эмоц. пейзажными описаниями («Последний сын вольности», 1831, и др.). Перенося центр тяжести с событийного повествования на психологию героя, Л. создает и поэму-фрагмент, представляющую собой монолог-исповедь с ослабленной сюжетной основой («Исповедь»); такой монолог получит развитие в «Боярине Орше» и «Мцыри».
В поэмах с нац.-героич. темой (на др.-рус. материале), связанных с декабристской гражд. традицией («Последний сын вольности»), видоизменяется самый Ж. поэмы; герой утрачивает черты «преступника», но усилен элемент «тайны» в построении сюжета; вводятся монологи в духе гражд. политич. оды или трагедии эпохи декабризма. Воздействие декабристского романтизма в 1830-31 отозвалось в жанровых поисках Л.: появляется замысел политич. трагедии из эпохи рим. республиканизма («Марий») и поэмы о борьбе с татарами («Мстислав»); вторая в еще большей степени, нежели «Последний сын вольности», должна была приблизиться к традиции декабристской гражд. поэмы.
В романсах 1830-32 лирич. ситуация обычно объективирована; однако, как правило, объективация условна или аллегорична [«Романс» («Стояла серая скала на берегу морском»)]. Как романс, так и «мелодия» этих лет не обладают ясно выраженными жанровыми признаками и по существу представляют собой Ж. лирич. миниатюры, сохранившейся до конца творч. пути Л.; они стремятся к повышенной музыкальности ритмомелодич. строя. Ср. «Еврейскую мелодию» («Я видал иногда, как ночная звезда» с внутр. рифмой), «Звезду» («Светись, светись, далекая звезда»), близкую к «мелодиям» Т. Мура. Жанровыми образцами «мелодий» служат Л. «Еврейские мелодии» Байрона и «Ирландские мелодии» Мура.
В 1832 иронич. тональность приобретает у Л. баллада («Из ворот выезжают три витязя в ряд»), послание («Примите дивное посланье»), лирич. медитация («Что толку жить. Без приключений. »), эротич. фрагмент («Девятый час; уж тёмно; близ заставы»). В дальнейшем, под воздействием атмосферы игриво-непристойной удали, царившей в юнкерской школе, у Л. появляются сгущенно-эротич. и натуралистич. мотивы (т. н. юнкерские поэмы); обращение к бытовой сфере, анекдоту, стихотв. новелле сказывается на жанровой природе лирич. стих., где ирония переходит в пародию и гротеск («Юнкерская молитва», «На серебряные шпоры», «Катерина, Катерина!»). Эти творч. тенденции получают завершение в иронич. стихотв. новелле «Тамбовская казначейша» и в поэме (стихотв. повести) «Сашка», где иронич. картина нравов усложняется традицией филос. медитации (в лирич. отступлениях).
Своеобразную эволюцию в 1832-35 претерпевает Ж. романтич. поэмы: начиная с «Измаил-Бея», в ней прочно эакрепляется «кавказская тема» («Каллы», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). При сохранении и даже оживлении внешних композиц. форм «байронич. поэмы» (с элементами «тайны», сюжетными эллипсами, «неистовым» героем), она в значит. мере теряет первонач. лирич. характер, насыщаясь бытовыми этнографич. реалиями и мотивировками и усиливая повествоват. элемент в духе романтич. ориентализма 30-х гг. В этом отчасти сказалось знакомство Л. с ориентальной балладой В. Гюго [ср. «Прощанье» («Не уезжай, лезгинец молодой»)] В 1832-34 Л. уже прямо обращается к прозе («Вадим»), оставаясь в русле традиции «неистовой» прозы Гюго.
Особняком в поэзии Л. стоит лирич. стих. программно-декларативного характера, построенное как драматич. сцена («Журналист, читатель и писатель»).
Лит.: Фишер, с. 221-36; Эйхенбаум (3), с. 29-32, 83, 101-26; Эйхенбаум (12), с. 289-359; Розанов (3), с. 151-59, 196-06; Максимов (1), с. 31-103; Турбин (1), 142, 147-49, 204-09.
Жанры лирики М.Ю.Лермонтова
Развернутый план сочинения
I. Общее понятие и основные лирические жанры (см. Справочные материалы).
1. Различные типы элегий (мотив одиночества, тоски, неудовлетворенности жизнью):
III. Жанр лирического произведения зависит от его темы.
3. Философская лирика:
— сюжетное стихотворение: «Бородино» (1837), «Умирающий гладиатор» (1836);
IV. Некоторые общие жанровые особенности лирики М.Ю.Лермонтова.
1. Публицистические концовки в традиционных жанрах: «Поэт» (1838);
2. Введение диалога: «Бородино» (1837), «Эпитафия Наполеона» (1830).
3. Широкое использование фольклорных жанров: песни: «Песня» (1831), «Казачья колыбельная песня» (1840), баллады.
4. Определение жанра стихотворения в названии: элегия, стансы, песня, романс, дума.
Идейно-художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»
Тезисный план сочинения
I. История создания романа.
II. Литературное направление. Творческий метод.
Пушкин, уходя от романтизма, осваивает новый метод – реализм и ставит перед собой задачу реального отображения действительности.
III. Основные тематика и проблематика романа.
«Прежде всего в «Онегине » мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития» (В.Г.Белинский).
Пушкин широко и правдиво изобразил жизнь, «какою она представляется наблюдателю в ее двойном облике: обществе, с его устойчивыми типами и нравами, и личности, с ее всегда новыми замыслами и притязаниями «.
IV. Пафос. Идея и идейно-эмоциональная оценка.
Пушкин, изображая русскую действительность в один из наиболее интересных периодов ее развития, создал роман глубоко национальный по своей исторической верности и полноте характеров, подлинно народный по своей передовой идейности, демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями, истинно реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды, подлинно критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему основные социальные противоречия и закономерности того времени. В.Г.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».
«К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей» (В.Г.Белинский).
В романе отразилась современная поэту русская жизнь во всех ее проявлениях, представлены особенности быта и нравов всех слоев общества: помещичьей провинции, московского и петербургского света. Основные образы: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга Ларина, Автор (см. сочинение «Система образов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
VI. Художественное своеобразие. 1. Род и жанр.
Роман задумывался и создавался в переходную эпоху, когда поэзия постепенно утрачивала свое значение, главенствующие позиции в литературном процессе начала завоевывать проза.
2. Сюжет и композиция.
В романе нет стройного повествования в рамках сюжета, «собранье пестрых глав».
3. Средства художественной выразительности:
«Так бледный мотылек и блещет,
И бьется радужным крылом. «
«Как лань лесная боязлива. «;
— эпитеты создают полноту, рельефность образа, отмечают определенные черты характеров героев. Татьяна: «дика, печальна, молчалива», одарена «воображением мятежным «, «несмелая « девочка, «равнодушная» княгиня, «неприступная богиня» роскошной царственной Невы.
4. Особенности языка романа:
— лаконизм, непринужденно-ироническая манера повествования, прозрачность, ясность, музыкальность;
— в текст введена простонародная лексика: «как зюзя пьяный», «Татьяна прыг в другие сени»-,
— сочетание высокой и низкой лексики:
«Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь».
Языку романа присущи непринужденность, гибкость, разговорный стиль:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. «;
— смена интонаций позволяет обнаружить богатство переживаний автора и его героев;
— динамику речи придают насыщенность текста «яркими» глаголами: «сморкаться, кашлять, шикать, хлопать «;
— использование однородных существительных: «мигом обежала/ Куртины, мостики, лужок, /Аллею к озеру, лесок, /Кусты сирени переломала. «; повторов: «Мечты, мечты! где ваша сладость?»;
— смена порядка слов: «Швейцара мимо он стрелой»‘,
— музыкальность достигается звуковой инструментовкой стиха: «Журчанье тихого ручья»; «Под ней снег утренний хрустит «;
— использованием аллитераций и ассонансов: «Певец пиров «, «И бал блестит «, «Моей мечтательнице милой «;
— языку романа свойственны меткость и афористичность:
«Любви все возрасты покорны «, «Мы все учились понемногу/ Чему-нибудь и как-нибудь. «.
5. Особенности стиха:
— для романа выбран четырехстопный ямб, кроме «Песни девушек», написанной трехстопным хореем;
— особенности строфики: строфа состоит из четырнадцати строк, включает три четверостишия с различной рифмовкой (перекрестной, смежной, кольцевой) и заканчивается двумя строчками со смежной рифмовкой. Строфа получила название «онегинская строфа»;
— особенности рифмовки: рифма иногда полная, иногда наращенная;
— иногда конец строфы не совпадает с концом фразы, и часть фразы переходит от одного четверостишия в другое. Этот прием усиливает ощущение непринужденности и естественности, свойственных речевому потоку романа.
VII. Значение произведения.
Роман в стихах «Евгений Онегин» по сей день остается уникальным произведением мировой литературы. Историческая достоверность, жанровое своеобразие, яркость и особенность характеров, демократизм языка, богатство связей и перекличек с устным народным творчеством, реалистичность и степень типизации определяют абсолютную оригинальность произведения.
Пушкин закрепил позиции критического реализма в отечественной литературе. Поэт назвал роман «Евгений Онегин» своим лучшим произведением.
Сюжет и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Развернутый план сочинения
I. История создания поэмы.
1. Н.В.Гоголь воспользовался сюжетом, подсказанным ему А.С.Пушкиным.
— Чичиков покупает у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить «мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал;
— Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души стали «мертвыми».
II. Сюжет и сюжетообразующие элементы.
2. События передаются в определенной последовательности, в определенном времени.
3. Сюжетообразующий герой – Чичиков.
4. Сюжетообразующие элементы:
1) мотив дороги (традиции плутовского романа, построенного на похождениях героя):
— приобретает в поэме символический смысл;
— связан с положительным идеалом национального русского характера;
— связан с образом автора;
— связан с философским понятием жизненного пути человека, предназначенным для совершенствования личности;
— роль и виды пейзажа в раскрытии мотива дороги:
а) лирический (авторский);
б) эпический (действие);
в) социальный (характеристика персонажей).
2) мотив времени и пространства:
— движение художественного времени вместе с движением брички Чичикова;
— замкнутое пространство города, жизнь в деревне;
— одно из средств создания образа Чичикова;
— с бричкой связано развитие сюжета и сюжетные переходы;
4) миражная интрига:
— цель путешествия Чичикова миражна – он скупает «один неосязаемый чувствами звук».
III. Композиция поэмы.
1. Поэма задумывалась как триптих по образцу построения «Божественной комедии» Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай».
2. Воплотился замысел первого тома. Его композиция:
— сюжетно-композиционная особенность – тема изменения к худшему (каждый следующий помещик «мертвее» предыдущего).
3. Вставные элементы:
5. Лирические отступления и их роль в раскрытии сюжета и построении композиции поэмы:
— отступления, раскрывающие идеал автора о будущем России, связующие воедино мотив дороги, народа и народности.
6. Значение образа автора в композиции:
— автор как лирический герой;
— автор как рассказчик.
IV. Значение поэмы в творчестве Н.В.Гоголя.
Сюжет и композиция драмы А.Н.Островского «Гроза»
Тезисно-цитатный план сочинения
— в отношениях поколений;
— в социальной жизни России.
II. Сюжет и композиция драмы «Гроза».
1. Традиционный сюжет о любовных перипетиях вырастает в исследование социальных проблем русской жизни.
— характеристика нравов города Калинина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»;
— характеристика хозяев жизни:
а) Дикой: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофъевич, поискать еще!»‘,
б) Кабаниха: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем «;
— характеристика персонажей, страдающих от деспотизма:
а) безволие Бориса: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе «;
б) покорность Тихона: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг «;
в) сведения о детстве Катерины, ее любовь к Борису: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»‘,
д) тема противостояния Катерины и Кабанихи: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!».
— отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту: «Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной «, «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»‘,
— согласие Катерины на свидание с Борисом: «Мне хоть умереть, да увидеть его «;
— развитие характера Кабанихи, отношение к молодым: «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят. «;
— развитие характера Катерины: «Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею. «, «А уже коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой «;
— сведения о характере Варвары: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало «.
4. Обострение любовного конфликта социальным – III действие:
— развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах: «Ты нарочно себя в сердце приводишь «;
— обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина: «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
— публичное признание Катерины.
— отказ Тихона от протеста и защиты жены: «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится «;
— бегство Варвары и Кудряша как побег из «темного царства»;
— осознание Катериной невозможности жизни в семье Кабановых, безвыходности своего положения и страх перед самоубийством как тяжким грехом: «. уж душу свою я ведь погубила»;
— выбор Катериной способа разрешения внешнего и внутреннего конфликта: «Ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу «;
— оценка окружающими самоубийства Катерины как отчаянного протеста против жестоких нравов «темного царства»: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!» (Кулигин), «Маменька, вы ее погубили!» (Тихон).