Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания в чем суть этих методов
Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм
Философия Нового времени охватывает период конца 16-18 веков. Становление естественных наук, отпочковавшихся от философии. Проблема выработки общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизация данных естественных наук. Отсюда в центре философского внимания – теория познания и отработка методов истинного знания для всех наук.
Философы ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен» некими ложными представлениями и понятиями – «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к абсолютной, признанной всеми истине.
Основой нового метода считают:
— чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк)
— интеллект, дающий логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к опыту (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:
1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);
2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт).
Теория познания становится центром философии Нового времени. Другие философские проблемы: связанные с религией, моралью оттесняются на периферию интересов. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы принципы работы, законы познающего разума. Философия должна найти такой метод, который применим ко всем наукам: знаний много, а метод, которым можно проверить истинность знания, не разработан.
При поисках этого «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма.
Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит, это основная, интуитивная, внеопытная идея: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) можно вывести возможность существования Бога, природы и других людей и получить истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому опыт важная составляющая знаний о мире, но основа истинного метода в уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.
Таким образом, в Новое время были сформулированы и обоснованы основные идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типа к техногенной цивилизации. В этот исторический период произошло формирование нового понимания человека как деятельностного существа, понимание природы как упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердилась ценность научной рациональности. Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии.
В новое время классификация науки Ф. Бэкона:
Науки по способности души (науки памяти (история), история природы (наука рассудка)). 3 направления: логика (онтология – наука о бытии), натурфилософия (как логика реализуется в природе), философия духа (о человеке: психология).
Теория эмпиризма в философии
Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания, противопоставляющаяся мистицизму и рационализму. Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ Френсис Бэкон.
Развитие эмпиризма: философия Нового времени
Новым временем называют период развития философии, длящийся с 17 по 20 век. В эту эпоху, известную революционными движениями в Западной Европе, зародился и развивался эмпиризм, как новый метод философского познания.
Отличительные черты философии Нового времени:
Новый период в развитии общества, ставивший научное знание выше всего остального, позволил сформироваться эмпиризму – методу познания, основанному на чувственном опыте.
Что такое эмпиризм
Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта. Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания. Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.
Эмпиризм базируется на положениях:
Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.
Эмпирические методы познания
Суть эмпирического познания – изучение мира посредством чувственного восприятия. Рассматривается внешняя сторона предметов, которые человек оценивает органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными. Для большинства людей основным способом получения информации становится зрение
Опытное исследование в эмпиризме происходит с использованием методов:
Применение нескольких методов эмпирического познания позволяет получить разнообразную информацию, и провести ее сравнительный анализ. Обобщение полученных данных позволяет делать умозаключения, перейти от отдельных фактов к научным предположениям.
Формы познания в эмпиризме
Признание различных форм анализа порождает разные походы к пониманию опыта. В философии эмпиризма выделяют две формы познания: имманентный и трансцендентный эмпиризм.
Имманентная форма эмпиризма
Цель имманентного эмпиризма: доказательство комбинаторности ощущений. Всякое знание состоит из сочетания нескольких единичных представлений. Из попыток объяснения принципа формирования сознания постепенно были сформулированы теории скептицизма и трансцендентного анализа.
Юм полагал, что реальность не существует отдельно от сознания. Он разграничивал продукты психической деятельности: идея – бледный и слабый, впечатление – сильный. Он считал границу размытой и условной, поскольку у безумных людей она не прослеживается. Источником знания могут стать только впечатления, а идеи такой способностью не обладают, они – результат познания. Постепенно Юм отказался от необходимости присутствия сознания для получения впечатлений и признал их автономными.
Милль считал, что сознание проявляется только как элементы психики: эмоции и представления. Механизм познания формировался в результате ассоциации, возникающей между отдельными элементами психики. Он признал, что существование бытия возможно и вне сознания, в виде отдельных ощущений удается сохранять свою реальность.
Трансцендентная форма эмпиризма
Трансцендентный эмпиризм – это материализм. В материализме за истинную реальность принимают частицы материи, существующие отдельно, и вступающие в различные комбинации. В момент контакта организма с окружающей средой происходит формирование сознания.
Виды идолов по Бэкону
Согласно Френсису Бэкону, главная цель науки – улучшение человеческой жизни. Человек с помощью изобретений и открытий должен подчинить себе силы природы. Чтобы достичь этого, нужно обладать правильным мышлением. Рациональному мышлению мешают идолы – заблуждения, которые появляются у человека в по мере взросления.
Человеку нужно избавиться от 4 типов заблуждений:
Борьба с идолами зависит не от сознания конкретного человека, а от сознания общества. Чтобы избавиться от идолов, нужно менять восприятие масс, воспитывать их осознанность.
Создатели эмпиризма
Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:
Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.
Ф. Бекон
Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».
Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений. Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда. Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.
Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы. Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения. Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.
Т. Гоббс
Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.
Настоящее восприятие появляется на основе:
Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.
Дж. Локк
Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».
В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:
Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений.
Учения о научном методе: эмпиризм и рационализм
Характерные черты философии Нового времени.
17 век в Западной Европе связан с интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к значению и целям познавательной деятельности.
Так, в предыдущую эпоху средневековья главные усилия познающего разума направлялись на обоснование существования Бога и доказательство его величия. А уже в Новое время познающий разум и возникающая наука стали восприниматься как полезные инструменты в деле преобразования мира. Лицо эпохи постепенно начинает определять наука, ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства религию. 17- век – начало формирования научного разума, каким он предстает в наши дни. Всю первую половину 17 века церковь преследовала ученых (Дж. Бруно, Ванини и Фонтанье, была запрещена гелиоцентрическая система мира), за отступление от правоверного следования Аристотелю (согласно уставу Оксфордского университета) на учителей и бакалавров налагался штраф и т.п., поэтому эту эпоху невозможно считать временем торжества и полной победы разума, однако это был период нейтрализации и ограничения догматической веры и утверждения возможностей разума.
Основные черты Нового времени таковы:
1. Приоритет гносеологии и методологии, вопросов познания над вопросами о бытии, онтологией.
2. Рационализм – утверждение могущества разума: «Знание – сила» (лозунг Фр. Бэкона, являющийся символом научного познания и сегодня).
3. Ориентация не на религию (как в средние века) или искусство ( как в эпоху Возрождения), а на науку, которая должна:
· служить увеличению власти человека над природой;
· быть средством познания причинных связей природных явлений;
· вторгаться в естественный ход развития природы с помощью эксперимента.
Ф.Бэкон:«Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все станет для него возможным».
Учения о научном методе: эмпиризм и рационализм
Эмпиризм (от лат. эмпирия – опыт)- представление о приоритете опытного познания в науке.
Первым мыслителем, сделавшим опытное знание основой научного поиска, был Фрэнсис Бэкон. В своей работе «Новый Органон» (здесь прослеживается попытка преодоления Аристотеля с его «Органоном») он дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Наука, по Бэкону, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки- открытия и изобретения с целью принесения пользы человеку: удовлетворение потребностей и улучшение жизни, увеличение власти над природой.
Для того, чтобы наука смогла решать позитивные задачи, необходимо перестроить все здание науки (какой ее застал Бэкон). И начать нужно с критики схоластических методов познания. Ученый- схоласт напоминает, согласно Бэкону, паука, плетущего паутину (когда разум сам из себя плетет “паутину” знаний, не основываясь на чувственном опыте, создавая конгломерат спекуляций). Неверно поступает и тот исследователь, кто подобно муравью, не может обозреть целого за множеством мелких фактов. Настоящий ученый должен уподобиться пчеле, которая облетает множество цветов, собирая нектар, и, обрабатывая его, производит мед. Ученый должен основываться на опыте и затем обрабатывая данные опыта, создавать теории, помогающие обобщить имеющийся опыт и предугадать следующий.
Итак, познание, согласно Бэкону, есть изображение внешнего мира в сознании человека. Ведущую роль в этом процессе играет опыт. Он состоит из чувственного познания(восприятия внешнего мира), и затем экспериментальной проверки, подтверждения и дополнения.
Главным методом для Бэкона является метод индукции – умозаключение, исходящее из анализа большого числа частных случаев для достижения общего утверждения (умозаключение от частного к общему).
Бэкон предлагает метод таблиц- всего их 5. Таблица присутствия, таблица отстутствия, таблица сравнения, таблица отбрасывания, таблица сбора плодов.
Разновидностью эмпиризма – является сенсуализм (представители Локк, Беркли, Юм). Согласно сенсуалистам, не существует врожденных идей, предшествующих опыту. Ум в момент рождения пуст, всю жизнь он будет отражать только то, что дано ему снаружи, он подобен tabula rasa (чистой доске), на которой обстоятельства и воспитание пишут свои письмена (Локк). Разум комбинирует простые идеи, основанные на чувственных впечатлениях изнутри себя и снаружи (чувство соленого, сладкого, холодного, боли, радости), а в результате создает более сложные вторичные идеи. По Дж. Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым.
Рационализм– направление, полагающее разум (предшествующий опыту) в качестве основополагающего и абсолютного начала науки, способного обобщать, направлять и контролировать познавательный процесс. Представители рационализма: Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц. Рационалисты абсолютизировали разум. Опыт представлялся им источником заблуждения. Непосредственный основатель рационализма- известный математик Рене Декарт. Он разработал метод дедукции, согласно которому все познание должно достигаться путем логических выводов, исходящих из определенных, интуитивных и универсальных истин (ясных и четких идей, самоочевидных истин), которые принимаются как основополагающие аксиомы. Декарт был ярым приверженцем математики как науки и считал что все научное познание должно уподобиться математическому.
Познание, согласно Декарту, должно строиться на следующих принципах:
1) Познанию предшествует методическое сомнение, свободный от догм и стереотипов интеллектуальный поиск.
2) Сомнению подвергаются все убеждения, все то, что не доказано.
3) В результате получается положительный остаток, мысль, в которой невозможно усомниться, что-то очень простое и ясное, не требующее доказательств (похожее на аксиому).
4) Из аксиомы потом развертывается весь последующий процесс рассуждения и доказательства.
По Декарту, самой первой аксиомой является следующее: сомнительно все, то есть подвергнуть сомнению можно абсолютно любое знание, несомненным будет являться лишь непосредственный акт сомнения. Содержание мышления не абсолютно, а вот само мышление как процесс абсолютно, если оно происходит. А тот, кто мыслит, тот существует. Поэтому Декарт утверждает формулу:
Cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, существую».
Итак, сделаем вывод: и эмпиризм и рационализм необходимы как методы научного поиска, применяемые в единстве, так как:
— существуют недостатки чистой индукции ( невозможно перечислить все явления и объекты );
Что же касается дедукции и рационализма, взятых в чистом виде, то они без подтверждения опытом не имеют ценности.
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
— философского научного метода;
— методологии познания человеком внешнего мира;
— связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм.
Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.
Разум, по мнению Бэкона, должен:
— перерабатывать данные чувственного познания и опыта;
— находить коренные причинные связи, явления;
— раскрывать законы природы.
Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:
— «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума);
— «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);
— «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);
— «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем).
Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.
Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс (1588–1679). Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.
Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716).
Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.
Все идеи Декарт подразделил на две группы:
— пришедшие из чувств;
По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:
— чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;
— посредством разума, дающее знание о модусах;
— интуиция, открывающая истину.
Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.
Читайте также
VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Эмпиризм, новой философии, его эволюция.2. Становление и развитие рационализма.3. Онтологические проблемы философии Нового времени.4. Человек и его бытие.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.Гилозоизм
3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Для философии эпохи Возрождения была характерна натурфилософская гилозоистическая картина мира, полагавшая «жизнь» имманентным свойством праматерии и тяготевшая рассматривать Бога скорее в качестве
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Социальные и гносеологические основания философии Нового времени.2. Проблема метода в философии Нового времени.3. Индуктивный метод Ф. Бэкона и обоснование эмпиризма.4. Рационализм Р. Декарта и его методологическое сомнение.5. Проблема
Тема 7. Основные идеи и представители философии нового времени
Тема 7. Основные идеи и представители философии нового времени 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)4. Век
Философия Нового времени
Предисловие Если мы попытаемся вспомнить, когда впервые в жизни услышали слово «философия», вряд ли у нас что-то получится. У каждого на слуху это слово, как минимум, со школьной скамьи. Если, к примеру, кто-то из наших знакомых ведет речь о чем-то высоком, допустим, о
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука
4. Человек Нового времени в европейской философии
4. Человек Нового времени в европейской философии Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия средневековья
Николай Кузанский – предтеча философии Нового времени
Николай Кузанский – предтеча философии Нового времени Николай Кузанский (1401-1464) – один из интереснейших мыслителей позднего средневековья, выразитель духовных исканий эпохи Возрождения, а его идеи, не всегда четко очерченные, позже преломились в гелиоцентрической
Материалистическая традиция в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон
Материалистическая традиция в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон Фрэенсис Бэкон (1561-1626) был видной политической фигурой Англии первой четверти семнадцатого столетия. Сын лорд-канцлера Николая Бэкона, он сам становится лорд-канцлером Англии в 1618 году, до этого
6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)
6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм) В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время
Философия Нового времени
Философия Нового времени Новое время – эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII–XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 г., ознаменовавшая начало нового периода – эры капитализма, или буржуазных отношений,
Литература Нового Времени
Литература Нового Времени Не допустим победы сил добра над силами разума! (c) Ощутимый вклад в реабилитацию Дьявола внесла литература.В Средние века ей не было дано иной возможности, кроме как повторять корявые фантазии проповедников и развивать их в художественном
История нового времени
История нового времени История Европы начиная с XVII в. – это история абсолютизма, буржуазных революций – в Англии (1640–1660 гг.) и во Франции (1789–1794 гг.), – и наконец, утверждение республиканской формы правления. Это время борьбы за господство на суше и на море, создание
Философия Нового времени
Философия Нового времени Новое время – эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII–XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 г., ознаменовавшая начало нового периода – эры капитализма, или буржуазных отношений,