Название признака что это такое
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
Задания тренировочного модуля:
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Слова-признаки
Всего получено оценок: 19.
Всего получено оценок: 19.
Во 2 классе вы уже знаете, что у каждого слова есть значение. Слова называют предметы, явления, лица, действия. У всего этого есть признаки. Нам мало знать, что растёт цветок, хочется понять какой он: маленький или большой, синий или красный. Если мы говорим о погоде, то тоже характеризуем её: хорошая, ненастная, ветреная. В русском языке такие слова называют словами-признаками. Ещё они называются прилагательными.
Вопросы, на которые отвечают слова-признаки
Если мы говорим о признаке предмета, то от слова, его называющего, задаём вопрос: мышка (какая?) серая, настроение (какое?) весёлое, урок (какой?) интересный, ученики (какие?) умные. Обратите внимание: во всех примерах вопросы у нас получились разные. Потому что слова, от которых задавался вопрос, употреблены в разных формах числа и рода. Если мышка одна, то и вопрос ед. ч. — какая?
Признаки слов-признаков
Чаще такие слова называют прилагательными. Их основное значение — указывать на признаки слова, которое они характеризуют.
У прилагательных есть характеристики. Они непостоянные, что значит, что этот признак будет меняться в зависимости от слова, от которого задаётся вопрос. Красивая (ж. р.) ваза, красивый (м. р.) пиджак, красивые (мн. ч.) листья. Одно и то же слово может употребляться в том числе и роде, которое требует существительное.
Такие характеристики называются морфологическими признаками. У каждой части речи они свои. А правильное сочетание прилагательного и существительного в речи изучает раздел языка под названием грамматика.
Прилагательные употребляются в той же форме, что и существительные. То есть ставятся в тот же род и число, чтобы наша речь была красивой. Школьник (м. р., ед. ч.) старательный, тетради (мн. ч.) новые.
Слова-признаки помогают нам сравнивать предметы между собой. Если качество выражается в большей или меньшей степени мы говорим: высочайшая гора — самая высокая гора; мельчайшая частица — самая мелкая частица. Когда мы с помощью прилагательных сравниваем что-то, такой признак называется степенью сравнения.
Употребление слов-признаков
Основные признаки, которые характеризуют прилагательные:
Прилагательные делают нашу речь красивее, яснее, разнообразнее. Любое объяснение станет понятнее, если описать признаки. Представьте, друг скажет просто: игра, — вы потребуете уточнить, какая: компьютерная, спортивная, новая, скучная. Хотя, что такое игра, вы прекрасно знаете, без признаков бывает сложно понять друг друга.
По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают третье место, после существительного и глагола. В любой ситуации наш мозг стремится не просто назвать предмет, но оценить его, описать качества.
Что мы узнали?
Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?. Характеризуют предмет, явление, человека. Употребляются в форме рода и числа существительного, к которому относятся. Помогают сделать речь красивее.
Слова – названия признаков предметов в русском языке
Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?
Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.
Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые?
Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?
У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.
Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.
Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.
Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.
Звёздное небо – ночь и светят звёзды.
Серое небо – всё затянуто тучами.
А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.
Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.
письмо (какое?) длинное
журнал (какой?) интересный
туча (какая?) грозовая
цветы (какие?) красивые
Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.
Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?
Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.
Солнышко, тучка, ветерок, деньки.
Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.
Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.
Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.
Деньки (какие?) чудесные, радостные.
Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.
Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.
Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.
У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.
А теперь догадались? Это лиса.
Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.
С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:
1. Большой косолапый…
2. трусливый быстрый…
3. двугорбый неторопливый…
4. хозяйственная хлопотливая …
Проверьте себя: 1. медведь, 2. заяц, 3. верблюд, 4. белка, 5. волк.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 75 «Что такое слова-признаки?»
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ты, наверное, ответил: «большой, розовая, пушистое, разноцветные». Все эти слова обозначают признаки предметов. Но почему вопросы к ним разные? Давай разбираться!
Слова-признаки помогают нам лучше представить, какого предмет цвета или размера, какое у него настроение, из чего он сделан или откуда он.
Слова-признаки различаются не только по тому, какие признаки они обозначают, но и по тому, какого рода или числа предмет.
К словам мужского рода мы задаём вопрос: «Какой?», к словам женского рода: «Какая?», к словам среднего рода: «Какое». Если слово множественного числа, то мы задаём вопрос: «Какие?». Помни, что вопрос мы всегда задаём от предмета!
Слова-признаки играют очень важную роль в предложении. Они помогают понять, о каком именно предмете мы говорим.
А теперь, давай потренируемся!
Слова-признаки отвечают на вопросы:
б) Что делает? Что делают?
г) Какой? Какая? Какое? Какие?
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Найди в тексте слова-признаки и напиши их по порядку.
Мне очень нравится золотая осень. На деревьях жёлтые листья, на небе красивые белые облака. У зайчика уже новая шкурка. Он готов к зиме. Серый волк не увидит его на снегу. Маленький ёжик запасает на зиму фрукты и ягоды, а косолапый мишка ложится спать.
Раскрась только те предметы, которые могут ответить на вопрос: «Какой?».
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А,Б,В
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Золотая Жёлтые Красивые Белые Новая Серый Маленький Косолаый
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация