Ндс по концессионному соглашению что нового
Ндс по концессионному соглашению что нового
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2020 г. N 03-07-11/28839 О применении НДС при осуществлении концессионером в рамках концессионного соглашения операций по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению, а также исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц.
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера. При этом концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.
В целях налогообложения осуществляемая концессионером деятельность по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения признается работой (услугой). В связи с этим осуществляемые концессионером в рамках концессионного соглашения операции по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости, в том числе для оказания этой организациии услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 10 и подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса, признаются объектом налогообложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Что касается принятия к вычету НДС при проведении концессионером строительства объекта недвижимости, то согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 6 статьи 171 суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные концессионеру при строительстве объекта недвижимости, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для предоставления в пользование на возмездной основе образовательной организации, подлежащих налогообложению НДС, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса. При этом необходимо учитывать, что на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса оплаченные за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Концессионер в рамках концессионного соглашения предоставляет в пользование на возмездной основе образовательной организации построенный объект недвижимости.
Осуществляемые концессионером операции по предоставлению в пользование построенного объекта недвижимости, в том числе для оказания услуг, не облагаемых НДС (освобожденных от него), облагаются НДС.
Суммы НДС, предъявленные концессионеру при строительстве объекта, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для предоставления в пользование на возмездной основе, принимаются к вычету. Оплаченные за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Ндс по концессионному соглашению что нового
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2019 г. N 03-07-11/83959 О применении НДС при осуществлении концессионером операций по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения
Вопрос: Акционерное общество (АО, Общество) заключило концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения в одном из городов присутствия Госкорпорации. В связи с отсутствием прямого законодательного урегулирования, правоприменительной практики, а также соответствующих разъяснений органов государственной власти, просим дать разъяснения по применению действующего законодательства в области налогообложения операций из концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, АО в порядке, установленном частью 3 статьи 3 Федерального Закона N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», получает плату концедента в виде субсидий и (или) бюджетных инвестиций на финансирование части затрат на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения. Согласно Концессионному соглашению Концедент финансирует затраты без включения предъявленных поставщиками сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ.
Согласно пункту 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
При этом последним абзацем указанного пункта (в редакции Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ) установлено, что «положения настоящего пункта не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией».
Прошу направить разъяснения, имеет ли Общество право применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предъявленному поставщиками (подрядчиками) товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ, если стоимость данных товаров, работ, услуг без НДС возмещает Концедент в виде платы по Концессионному соглашению.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера.
В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, к вычету не принимаются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Минфин рассмотрел вопрос об НДС при создании и реконструкции концессионером объектов концессионного соглашения.
При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в рамках концессионного соглашения обязанности плательщика НДС возлагаются на концессионера.
Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Суммы НДС по товарам, приобретаемым за счет субсидий или бюджетных инвестиций, полученных с 2019 г., подлежат вычету, если в состав финансируемых затрат не включаются суммы НДС. В противном случае суммы НДС к вычету не принимаются.
Концессионер и НДС
Автор: Серова А. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Какие суммы «входного» НДС может заявить к вычету концессионер? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 174.1 НК РФ.
По общему правилу при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с концессионным соглашением концессионер признается плательщиком НДС и обязан выставить счета-фактуры (п. 1 и 2 названной статьи).
При этом п. 3 закреплено право на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения. Обязательное условие – наличие счетов-фактур, выставленных продавцами концессионеру.
При ведении концессионером иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением и иной деятельности.
Концессионер обязан вести учет операций, совершенных в процессе выполнения концессионного соглашения, по каждому договору отдельно (п. 4).
Таким образом, концессионер вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему продавцами при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые предназначены:
для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения;
для осуществления деятельности в связи с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые нюансы применения вычетов.
Строительство (реконструкция) объекта концессионного соглашения
Для принятия к вычету сумм «входного» налога нужно, чтобы после ввода в эксплуатацию объект использовался при совершении операций, подлежащих обложению НДС (письма Минфина России от 04.06.2021 № 03-07-11/43655, ФНС России от 21.07.2021 № СД-4-3/10323@).
Кроме того, если концедент перечисляет концессионеру средства в качестве финансирования расходов на создание (реконструкцию) объекта, НДС можно заявить к вычету, только если суммы финансирования не включают в себя НДС. В противном случае налоговые вычеты невозможны. Причем, если налог уже был принят к вычету, концессионер обязан восстановить соответствующие суммы (п. 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-11/28839).
Обратите внимание: если в рамках концессионного соглашения объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности концеденту, используется концессионером для операций, подлежащих обложению НДС, суммы налога, принятые к вычету концессионером при его создании и (или) реконструкции, при возникновении права собственности концедента на этот объект восстановлению не подлежат (Письмо Минфина России № 03-07-11/43655).
Если объект концессионного соглашения будет задействован в необлагаемых операциях, нельзя принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые использовались при его создании (реконструкции) (Письмо Минфина России от 04.09.2020 № 03-07-11/77606).
Концессионер сдает имущество в аренду
В целях налогообложения осуществляемая концессионером деятельность по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения признается работой (услугой). В связи с этим осуществляемые концессионером в рамках концессионного соглашения операции по предоставлению в пользование на возмездной основе построенного объекта недвижимости, в частности, образовательной организации для оказания данной организацией услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с пп. 10 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, признаются объектами налогообложения на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ (Письмо Минфина России № 03-07-11/28839).
Концессионер не будет эксплуатировать часть имущества
Актуальными для концессионеров могут быть и разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС России от 21.07.2021 № СД-4-3/10323@ (о восстановлении сумм налога, принятых к вычету концессионером по товарам (работам, услугам), приобретенным для строительства объекта концессионного договора (мостового перехода), в случае передачи концеденту части имущества (транспортной развязки), которое концессионер эксплуатировать не будет).
Чиновники сообщили: согласно концессионному договору объект концессии определяется по проектной документации. Строительство всех предусмотренных в ней объектов является необходимым условием для реализации договора концессии в целом. Соответственно, расходы, понесенные при строительстве транспортной развязки, связаны с операциями, в которых будет применяться основной объект концессии – мостовой переход. Поэтому у концессионера не возникает обязанности восстанавливать суммы НДС независимо от того, что он не будет использовать часть созданного имущества.
Концессионер использует объект для оказания медуслуг
Концессионер планирует заключить концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта – хирургического корпуса областной клинической больницы. Данный объект недвижимости будет использоваться для оказания медицинских услуг, освобождаемых от обложения НДС в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Налоговая служба в Письме от 23.08.2021 № СД-4-3/11828@ указала: суммы налога, предъявленные концессионеру в процессе строительства, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе ОС и НМА, используемых при строительстве объекта недвижимости медицинского назначения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
О моменте появления права на налоговые вычеты
Минфин неоднократно сообщал (письма от 16.11.2020 № 03-07-11/99552, от 22.10.2020 № 07-01-09/91900 и др.), что в целях отражения в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению концессионеру можно использовать рекомендации, изложенные в Информации № ПЗ-2/2007. В этом документе сказано следующее:
затраты на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения концессионер учитывает на счете учета вложений во внеоборотные активы (за исключением части расходов, которые концедент принимает на себя);
после ввода в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, списываются на счет учета нематериальных активов (НМА). При этом к данному счету открывается аналитический счет для учета права владения и пользования объектом концессионного соглашения;
одновременно объект концессионного соглашения принимается концессионером к учету на забалансовом счете. На отдельном забалансовом счете также отражается сумма износа объекта концессионного соглашения, начисляемая по установленным нормам амортизационных отчислений.
С учетом этих рекомендаций некоторые налогоплательщики неверно определяют момент возникновения права на вычеты сумм «входного» НДС. В частности, из Постановления АС МО от 19.10.2021 по делу № А40-2233/2021 видно: концессионер заявил вычет с опозданием, поскольку считал, что использовать его можно только после начала применения (ввода в эксплуатацию) объекта ОС или НМА. Налогоплательщик ссылался на письма Минфина России от 30.08.2017 № 07-01-09/55622, от 30.06.2016 № 03-07-11/38360, от 08.02.2016 № 03-05-05-01/6120, от 16.10.2015 № 03-03-06/1/59349, от 17.06.2015 № 03-07-14/34939.
Налоговый орган отказал в вычете, указав на пропуск трехлетнего срока его заявления. По мнению инспекции, этот срок следовало исчислять с момента принятия на учет объектов (блочно-модульных котельных), приобретенных концессионером в целях модернизации системы теплоснабжения.
Судьи решили: право на вычет возникло после принятия имущества от поставщика (объекты первоначально были отражены на счете 07 «Оборудование к установке», а затем списаны в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»). Представление декларации за пределами трехлетнего срока является самостоятельным поводом для отказа в вычете сумм «входного» НДС.
О вычетах в период эксплуатации недвижимости
Концессионер вправе заявлять к вычету суммы «входного» налога со стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые приобретаются в связи с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. При этом важно не только соблюдать общие условия (принятие покупки на учет, наличие счета-фактуры и «первички»), но и вести раздельный учет товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе ОС и НМА, которые применяются в операциях по концессионному соглашению и в рамках иной деятельности.
Ндс по концессионному соглашению что нового
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-07-11/107821 О применении концессионером, применяющим УСН, НДС, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении УСН
Вопрос: В процессе структурирования и реализации проектов в формате Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникает потребность в уточнении особенностей применения положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении инвесторов, использующих упрощенную систему налогообложения при реализации инфраструктурных проектов в формате вышеназванных Федеральных законов.
Исходя из изложенного, просим разъяснить порядок уплаты юридическим лицом, использующим упрощенную систему налогообложения, следующих налогов:
— налога на добавленную стоимость в отношении затрат концессионера (частного партнера), профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;
— порядок возмещения налога на добавленную стоимость концессионером (частным партнером), уплаченного с затрат, профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;
— налога на имущество организаций в отношении объекта концессионного соглашения (объекта соглашения о государственно-частном партнерстве);
— о необходимости включения в состав доходов по налоговой базе УСН средства Капитального гранта и Возмещения.
Ответ: В связи с письмом о применении концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Налог на добавленную стоимость
Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений.
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Кроме того, концессионеру, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1, подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.
В то же время следует отметить, что статьей 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2022 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года, применяются положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым восстановлению подлежали суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Что касается получения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Упрощенная система налогообложения
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Также согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям.
Таким образом, денежные средства, полученные от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налог на имущество организаций
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от порядка его учета на отдельном балансе концессионера и прав собственности на него.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
К облагаемым налогом на имущество организаций объектам недвижимого имущества при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса отнесены:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;
жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятого в рамках пункта 2 статьи 378.2 Кодекса.
При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.
В то же время согласно Федеральному закону N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются только объекты, указанные в статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым в частности, не относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 374 Кодекса (не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 Кодекса), концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество организаций.
Статьей 7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен перечень объектов имущества, в отношении которого предусмотрено заключение соглашения государственно-частного партнерства.
При этом особенности уплаты налога на имущество организаций при реализации проектов государственно-частного партнерства главой 30 Кодекса не установлены. В связи с этим налог на имущество организаций уплачивается организацией, реализующей данные проекты, в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Минин ответил на вопросы концессионера, применяющего УСН, об НДС, налоге на имущество организаций и определении доходов для целей УСН.