Не берут в школу по месту жительства что делать
Возможен ли отказ в приеме в школу по месту прописки, если нет мест?
Главная » Семья и дети » Возможен ли отказ в приеме в школу по месту прописки, если нет мест?
Вправе ли школа отказать в приеме учащегося по прописке
На текущий момент получение среднего образования – главная цель каждого ребенка. Но в некоторых случая происходит так, что администрация школы отказывается принимать будущего ученика, ссылаясь на отсутствие мест в образовательном учреждении или на иные причины.
Родители не должны слепо верить таким отговоркам, нужно постараться добиться справедливости, ведь можно пойти другим путем, например, оказать давление на директора школы и его подчиненных.
Важно! Родителям следует запомнить следующую информацию: каждая школа привязана к конкретному микрорайону, который она должна обслуживать, следовательно, любой ребенок, живущий в закрепленном за образовательным учреждением районе, имеет полное право учиться в нем даже в той ситуации, если там действительно нет мест.
Представители образовательного заведения не имеют права отказать лицам, желающим обучаться в конкретном учебном заведении, в ином случае это может быть расценено как нарушение права ребенка на бесплатное образование.
Причины отказов
По какой же причине школы необоснованно отказывают в принятии ребенка? Ответ прозаический: данные образовательные учреждения рассчитывают на получение взятки за прием ребенка.
Чаще всего такие случаи происходят в престижных учебных заведениях, где есть все условия для обучения (дополнительные кружки, талантливые преподаватели, спортивное оборудование и т.д.). Попасть в такие образовательные учреждения сложно, но попробовать настоять на своем все же стоит.
Как определить учебное заведение
Чтобы узнать, к какой конкретно школе относится дом будущего школьника, необходимо изучить приказ (распорядительный акт) о закреплении учебных заведений за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Данный приказ обязательно должен быть опубликован на сайтах школ.
Необходимые документы
Принимаются дети в школу на основании личного заявления родителей (законных представителей) ребенка после предъявления оригинала документа, который удостоверяет личность родителя (законного представителя).
В заявлении о приеме в школу родителям (законным представителям) нужно указать следующую информацию:
Подавая заявление, нужно предъявить:
Запомните! Если у будущего школьника есть дипломы, грамоты – все это нужно взять с собой. Школы стремятся брать талантливых учеников. Поэтому наличие премий и наград поспособствует положительному итогу в зачислении ребенка в школу.
Все поданные заявления обязаны быть надлежащим образом зарегистрированы. В течение семи дней после приема документов издается приказ о зачислении ребенка в первый класс.
Срок подачи заявления
Временные рамки подачи заявления очень важны. Руководство учебного заведения устанавливает правила приема детей в первый класс в соответствии с установленными положениями: в этом календарном году родители вправе подать заявление в период между первым февраля и тридцатым июня.
До первого июля руководство школы публикует информацию о текущем состоянии набора в классы и количестве вакантных мест.
Вначале набор производится из детей, которые проживают на прикрепленной к школе территории. Вакантные места, которые остались после обработки всего потока заявлений, распределяются между будущими школьниками, чьи родители, проживающие в иных районах, направили заявления до первого июля. Эти дети будут зачисляться до пятого сентября.
Посмотрите видео. Может ли директор школы не принять ребенка по месту прописки:
Могут ли заявление не принять
Руководство учебного заведения не имеет права отказать в приеме заявления. Оно должно быть принято и зарегистрировано. Если администрация образовательного учреждения считает, что ребенок не может поступить в школу «по месту жительства» – она все равно должна принять заявление и предоставить ответ в письменной форме об отказе в зачислении в первый класс, мотивировав причину отказа.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Что делать, если ребенка не приняли
Самым распространенным случаем является отказ, вызванный отсутствием вакантных мест. Стоит помнить, что заявитель имеет право отдать ребенка в конкретное образовательное учреждение, если он действует в рамках закона.
Если руководитель учебного заведения не желает слушать доводы родителей, то можно пообещать пожаловаться в Министерство образования, после чего предложить альтернативные возможности:
Если такие варианты не способствуют решению недоразумения, то руководитель должен поднять перечни учеников из иных районов и передать заявителю.
Часто администрация образовательного учреждения предлагает родителям ребенка подождать и гарантирует, что в августе непременно найдется место для их чада. Но, как правило, этого не происходит, и ожидающим родителям приходится срочно искать другие варианты.
Разрешить противоречие можно и иным путем: после отказа учтиво попросить передать устав образовательного учреждения (документ, имеющийся у каждого учебного заведения).
В нем указаны все права и обязанности руководства школы, учителей, обслуживающего персонала и учащихся. Сведения, которые нужно получить из этого документа, располагаются в главе «Правила приема в школу».
После ознакомления с документом родители получат много полезной информации, отсылка к которой способствует решению проблемы.
Обратите внимание! Если это не возымело действия, следует потребовать от руководства школы письменной мотивировки отказа со ссылками на нормативные акты. Данный документ с печатью учебного заведения нужно отправить в орган власти, ведающий образованием
Кроме того, можно обратиться и в органы прокуратуры с просьбой проверить наличие вакантных мест в конкретном образовательном учреждении.
Когда отказ в приеме в школу правомерен
Трудности могут появиться в том случае, если образовательное учреждение, в которое пытаются устроить будущего ученика, обладает статусом «специализированное».
По законодательству такие ситуации не являются из ряда вон выходящими, так как деление по микрорайонам осуществлялось еще в прежнее время, а в тот период все школы были общеобразовательными.
Но за прошедшее время любое образовательное учреждение могло дополнить собственный устав некоторыми пунктами, которые позволяют отказывать даже по месту проживания. Специализированные образовательные учреждения имеют право принимать решение о приеме по итогам собеседования.
Будущему школьнику нужно будет пройти собеседование, главная задача которого – проверить уровень знаний ребенка. Также в таких образовательных учреждениях возможно формирование рейтинга, который и покажет, сможет ли ребенок учиться здесь, или нет.
Стоит помнить и о том, что конкурс при приеме в учебное заведение (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации») возможен только для детей старше первого класса.
Посмотрите видео. Записать ребенка в школу можно через портал «Госуслуги»:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область
+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
Прокурор разъясняет
Как было установлено проверкой, в принятии несовершеннолетнего в первый класс было отказано в связи с отсутствием свободных мест. По данному основанию в принятии в первый класс было отказано еще семи несовершеннолетним, шестеро из которых также как и ребенок заявителя имели постоянную регистрацию на микроучастке закрепленном за гимназией №23.
В 2013-2014 учебном году в школе будет открыто 3 первых класса. Возможности открыть дополнительный первый класс в указанном общеобразовательном учреждении нет в связи с отсутствием свободного помещения. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. При этом, на 24.04.2013 в первый класс МБОУ гимназию №23 было принято 83 ребенка. Приказом директора от 23.05.2013 года двое несовершеннолетних были отчислены из гимназии в связи с переменой места жительства и зачислением на обучение в другие образовательные учреждения.
Таким образом, в настоящее время в первый класс на 2013-2014 учебный год принят 81 несовершеннолетний, что является нарушением п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 ч.1 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения», срок привлечения к административной ответственности за совершение которого в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время истек, поскольку с момента издания последнего приказа о зачислении в первый класс прошло более 2-х месяцев.
При проверке обоснованности принятия несовершеннолетних в общеобразовательное учреждение прокуратурой выявлены факты зачисления несовершеннолетних в гимназию на основании свидетельств о регистрации по месту пребывания (то есть по временной прописке), срок действия которых истек сразу после подачи заявлений в школу или истечет до начала учебного года, либо в новом учебном году.
В ходе проверки установлено, что из 81 несовершеннолетнего, зачисленных в первый класс МБОУ гимназии №23 только 61 несовершеннолетний имеют постоянную прописку по месту жительства, либо имели (имеют) временную прописку по месту пребывания на микроучастке, закрепленном за гимназией №23 у родственников (одного из родителей, бабушек, дедушек и т.д.). Зачисление только 61 несовершеннолетнего в 1-й класс гимназии №23 является законным. 20 несовершеннолетних были зачислены в школу незаконно.
5 несовершеннолетних на момент подачи заявлений в первый класс (в марте 2013 года) имели временную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, срок регистрации истек непосредственно после подачи заявлений о приеме в школу. Временная регистрация была оформлена накануне подачи документов в школу. Срок временной регистрации составлял от 1 до 3- месяцев.
2 несовершеннолетних на момент подачи заявлений имели постоянную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, но сразу после подачи документов, до издания приказов о зачислении в первый класс сменили постоянное место жительство, о чем администрацию школы в известность не поставили.
12 зачисленных в первый класс несовершеннолетних имеют временную регистрацию на микроучастке закрепленном за школой (срок действия регистраций истекает в период с 28.07.2013 г. по 23.03.2014). Как было установлено проверкой проведенной с привлечением сотрудников ОП №3 УМВД России по г.Иваново и ОУФМС России по Ивановской области в Советском районе несовершеннолетние вместе с родителями не проживают и никогда не проживали по адресам указанным в документах, представленных на зачисление в гимназию №23.
Кроме того, выявлен 1 факт предоставления в МБОУ гимназию №23 заведомо подложного документа – справки о регистрации на микроучастке закрепленном за школой. Информация, содержащаяся в справке, не соответствует действительности, поскольку граждане, указанные в справке имеют регистрацию по месту жительства по другому адресу. Указанный подложный документ был предоставлен с целью зачисления ребенка в число учащихся 1 класса МБОУ гимназии №23, как лицо, зарегистрированное на микроучастке, закрепленном за школой. Приказом директора МБОУ гимназии №23 №15/1-У от 21.03.2013 года несовершеннолетний на основании подложного документа, информация изложенная в котором не соответствовала действительности был зачислен в первый класс.
По данному факту прокуратурой района 24.07.2013 года вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении лица представившего в МБОУ гимназию №23 заведомо подложный документ по статье 327 части 3 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На приказы директора МБОУ гимназии №23 о зачислении в первый класс указанных двадцати несовершеннолетних принесены протесты, как изданные необоснованно, в связи с предоставлением справок о регистрации по месту пребывания, произведенных на основании сведений, не соответствующих действительности в нарушение требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Фактически данные граждане подлежат снятию с регистрационного учета по адресам, указанным в свидетельствах о временной регистрации. В отношении 12 несовершеннолетних и их родителей прокуратурой района будут подготовлены иски о снятии их с регистрационного учета в соответствии с вышеуказанным законом и ст.167 170 ГК РФ.
Указанные несовершеннолетние могут быть зачислены в первый класс только с 1.08.2013 года, как лица, не зарегистрированные на закрепленной территории.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в школу приняты несовершеннолетние, проживающие не на микроучастке, закрепленном за школой, а детям, имеющим постоянную регистрацию с момента рождения на закрепленной территории, в приеме в первый класс отказано нашли свое подтверждение в ходе прокурорской проверки.
Несколько детей, принятых в первый класс имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в отдаленных от гимназии №23 районах: с.Богородское, район Рабочего поселка, 30-й Микрорайон, Сортировка и др.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 действующего Закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии с п.5 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля2012 г. N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее — закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее — закрепленные лица).
Как было установлено в ходе проверки, права на получение образования по месту жительства семи несовершеннолетних были нарушены в связи с зачислением детей, проживающих не на закрепленной территории.
Указанные обстоятельства не могли быть выявлены администрацией школы, в связи с отсутствием полномочий проверки предоставляемых документов недобросовестными гражданами. Администрация школы при приеме детей в первый класс руководствовалась Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15 февраля2012 г. N 107 согласно положениям которого, первоочередной прием в учреждение должен осуществлять на основании документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением.
В связи с изложенным в действиях школы и должностных лиц общеобразовательного учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.5.57 КоА ПФ «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций» отсутствуют.
Вместе с тем, заявителем обжаловались действия МБОУ гимназии №23 в Управление образования Администрации города Иваново, в Администрацию г.Иваново, в комитет по социальной политике Ивановской областной Думы, которые имеют соответствующие полномочия по проверке документов, однако заявителю были даны ответы об отсутствии нарушений законодательства.
24 июля 2013 года заявитель был вызван в прокуратуру района для разъяснения возможности зачисления его ребенка в первый класс МБОУ гимназии №23 в судебном порядке, в случае непринятия ребенка по требованию прокуратуры, в связи с выявленными нарушениями в ходе прокурорской проверки. Заявитель пояснил, что после многочисленных переписок с различными органами и организациями в целях защиты прав его ребенка на получение образования по месту жительства он и его супруга боятся, что к их ребенку в МБОУ гимназии №23 может сложиться негативное отношение, в связи с чем, проверку по жалобе просил прекратить. Кроме того, получив многочисленные отказы от разных инстанций он и его супруга настроились водить ребенка в другую школу, заказали школьную форму по образцу, утвержденному школой, принявшей ребенка.
По результатам проверки будет внесено представление в адрес главы администрации города Иваново.
В адрес начальника Управления образования Администрации города Иваново направлено требование о принятии мер по защите прав несовершеннолетних на получение образования, которые будут отчислены по протестам прокуратуры района из МБОУ гимназии №23. А также о размещении информации о выявленных нарушениях на сайтах Управления образования Администрации города Иваново и МБОУ гимназии №23 с целью информирования граждан о необходимости обратиться в МБОУ гимназию №23 для уточнения сведений о зачислении детей в первый класс на 2013-2014 учебный год. Списки зачисленных в первый класс детей должны быть размещены на стенде в МБОУ гимназии №23 и на официальном сайте МБОУ гимназии №23.
В целях защиты прав несовершеннолетних все данные обезличены.
Хотелось бы особо отметить, что Гимназия №23 находитсяв городе Иваново на ул.Шошина, д.15Б, а заявитель по жалобе, в ходе которой вскрыты все вышеописанные нарушения, живет в соседнем доме, а теперь чтобы дойти до школы, куда дали направление в Управлениии образования, маленькому ребенку необходимо преодолеть две оживленные трассы на проспекте Шереметево. …
Не берут в школу по месту жительства что делать
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики
Как и когда проходит запись в 1-й класс
В первый класс могут быть зачислены дети 6,5–8 лет. В большинстве случаев поступление в школу происходит по месту жительства.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность школьного образования в государственных и муниципальных школах. При этом получение основного общего образования является обязательным, то есть родители должны обеспечивать его получение детьми.
Приём заявлений осуществляется в школе по месту прописки ребёнка или через портал Госуслуг.
Сроки подачи документов варьируются от года к году. В 2021 году заявления принимают в два периода: с 1 апреля по 30 июня или с 1 июля по 5 сентября.
Список документов для зачисления в 1-й класс
В зависимости от школы количество документов для поступления может отличаться. Общий перечень:
Документы можно подать:
Рассмотрение заявлений происходит в несколько этапов. Первыми принимаются заявления тех, у кого есть льготы — дети полицейских, военнослужащих, сотрудников противопожарной службы и таможенников. Затем рассматривают заявления тех, кто проживает на территории, зафиксированной за школой. В последнюю очередь принимают остальных желающих.
О том, что ребёнка зачислили в первый класс, родители могут узнать на портале Госуслуг (необходимо ввести регистрационный номер заявления) или найти на сайте школы приказ о зачислении.
Инфографика
Причины отказа в зачислении
Многие муниципальные школы переполнены. В 2019 году школьников было 15,7 миллиона, а к 2024 году правительство рассчитывает на 18,5 миллиона. Поэтому основной причиной отказа является отсутствие мест.
Кроме того, отказать в зачислении в школу могут из-за:
Что делать в случае отказа
Найти на сайте школы Устав, в котором указаны правила приёма в первый класс. Проверить, все ли условия были выполнены. Если родители соблюли сроки подачи документов, ребёнку 6,5–8 лет и он проживает на территории, которая относится к школе, но директор всё равно отказал в приёме, необходимо получить письменный отказ с печатью школы. Родители вправе обратиться в отдел образования для решения ситуации.
Задача родителей — позаботиться о том, чтобы подать документы в срок и в полном объёме. Если это условие выполнено, а ребёнка не принимают в школу — это нарушение права ребёнка на образование. Родители вправе жаловаться в Министерство образования. Если документы были поданы позже срока, то на свободное место уже зачислили другого ребёнка, которого отчислить невозможно. Тогда необходимо обратиться в отдел в образования, где ребёнку найдут место в другой школе.
Если всё-таки в ближайших школах нет мест, а родители не готовы возить ребёнка на другой конец города, стоит присмотреться к семейному образованию, благодаря которому родители могут сами организовать процесс получения знаний.
После перехода на семейное обучение необходимо выбрать школу для прохождения промежуточных аттестаций. Эта школа должна быть аккредитована и иметь лицензию на предоставление образовательных услуг по общеобразовательным программам.
И заключительный этап — организация процесса обучения ребёнка. Для этого можно найти дополнительные материалы самостоятельно, нанять репетиторов или выбрать онлайн-школу. Если в первых двух случаях нужен ваш постоянный контроль и отслеживание программы и знаний ребёнка, то в третьем случае онлайн-школа берёт основную работу на себя.
В начальной школе «Фоксфорда» есть все необходимые базовые предметы школьной программы, дополнительные материалы, а самое главное — комплексная методическая поддержка родителей, которая поможет организовать занятия наиболее удобным образом и сделать их интересными для ребёнка.
Если ребёнка не берут в первый класс, не нужно отчаиваться. Если посмотреть на это с другой стороны, такая ситуация даёт возможность самостоятельно выбрать качественное образование для ребёнка и помочь ему адаптироваться к школьной программе.
Отказ в приеме в школу и садик из-за отсутствия мест. Насколько это правомерно
– Пришел отказ в принятии ребенка в школу по месту прописки. Оказывается, все места заняты льготниками. Как так? Действительно ли могут отказать в приеме в школу по такой причине?
Отказать в приеме ребенка в школу могут только по причине отсутствия мест. При обращении родителей к уставу школы или детского сада они могут уточнить, какое максимальное количество детей может быть в группе или классе. Но в действительности может оказаться, что все места заняты льготниками. Насколько обоснованным будет отказ в предоставлении места ребенку без льгот?
Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест
Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.
Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.
К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.
На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.
Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.
Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.
Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.
Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.
Что делать, если ребенка не принимают в школу по прописке
Если ребенка не приняли в первый класс, родителям необходимо получить от администрации образовательного учреждения письменный мотивированный отказ. С ним родители обращаются в местный департамент образования или органы местного самоуправления в области образования для определения ребенка в другую школу.
Если у родителей есть сомнения, что все места в классе заняты льготниками, то им необходимо обратиться в прокуратуру для инициации проверки законности зачисления в первый класс. Предварительно можно запросить у администрации справку об отсутствии свободных мест.
Правомерные отказы
Отказ о приеме ребенка в школу будет обоснован, если классы полностью укомплектованы, и свободные места отсутствуют. Других оснований для отказа в приеме в школу законодательство не содержит.
Условиями зачисления ребенка в школу является возраст не менее 6,5 лет и не более 8 лет. Школа вправе разрешить прием ребенка в более раннем возрасте при условии его психологической готовности.
Отказ в приеме в школу по причине отсутствия свидетельства о регистрации по месту жительства будет необоснованным. Но для зачисления ребенка в образовательное учреждение родителям следует предоставить документ, подтверждающий проживание на определенной территории. Поэтому без указанного документа не обойтись.
А как в детских садах?
Зачисление в детский сад происходит по схожему принципу. Первоначально зачисляют льготников, детей с преимущественным правом зачисления (братьев и сестер-дошкольников, посещающих данный детский сад), а затем – закрепленных за конкретной территорией детей. Ребенку могут отказать в приеме в детский сад при отсутствии свободных мест. Тогда ему могут предоставить место в другом детском саду, который выбрали родители в заявлении.
Если ребенку не предоставили место в детском саду, то целесообразно обратиться в местный департамент образования для поиска подходящего вакантного места в группе другого детского сада. В большинстве случаев вопрос с зачислением ребенка в детский сад удается решить на встрече со специалистом контролирующей инстанции. В некоторых регионах родителям обязаны компенсировать утраченный заработок при отсутствии свободных мест в детских садах.
Резюме
Таким образом, ребенку могут отказать в приеме в школу или детский сад, если все места заняты, в том числе льготниками. Это единственное законное основание для отказа в предоставлении места в классе или группе. Родителю обязаны выдать письменный мотивированный отказ из образовательного учреждения. С этим документом необходимо обратиться в местный департамент образования для получения места в другом образовательном учреждении. При наличии подозрений в незаконном распределении мест можно обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку.