Не действует в рса что это значит
Что нужно делать, если столкнулся с ошибкой «Не прошла проверку в АИС РСА»
Многие согласятся с тем, что появление возможности оформить полис ОСАГО через компьютер, ноутбук или иной девайс в режиме онлайн дало целый ряд преимуществ. Особенно тем людям, которые ограничены в наличии свободного времени, и не хотят тратить его на посещение офисов страховщика.
Но ничто не идеально. Вот и в случае оформления электронных страховок порой возникают определённые трудности и сложности. Их можно решить самостоятельно, хотя порой некоторым автомобилистам проще отправиться в офис. И тогда все преимущества онлайн оформления сводятся к нулю.
Сейчас активно обсуждается вопрос касательно того, как нужно поступить в случае возникновения ошибки, связанной с проверкой в АИС РСА. Именно о том, что проверку не удалось успешно завершить, часто уведомляют онлайн пользователей, которые решили через Интернет оформить себе полис.
Зачем проводится проверка
Начнём с главного. А конкретно с возникновения необходимости проведения подобной проверки. Ведь не все понимают, зачем она нужна и что даёт автовладельцу в случае приобретения ОСАГО через официальный сайт своего страховщика.
Оформление полиса непосредственно связано с денежными выплатами на счёт продавца страховки. А поскольку здесь замешаны деньги, то это всегда привлекало и будет привлекать разного рода мошенников. Они стремятся втереться в доверие человека, воспользоваться этим и завладеть его денежными средствами.
Проверка, проходящая через Российский союз автостраховщиков, то есть РСА, необходима именно для исключения подобных ситуаций. Потому такую процедуру нужно считать обязательной. С её помощью страховщик может узнать всю страховую историю своего клиента.
Здесь указываются полисы, которые были оформлены ранее, количество аварий, где принимал участие водитель, текущий стаж и ряд другой полезной и необходимой информации.
Эта же информация позволяет точно провести расчёты стоимости нового полиса для каждого отдельного конкретного случая.
Можно сказать, что проверка нужна по нескольким причинам:
Проверка осуществляется в полностью автоматическом режиме. Пользователю достаточно ввести необходимые данные на сайте своего страховщика, после чего информация в зашифрованном виде будет передана в единую базу РСА. При отсутствии каких-либо проблем пользователь получит уведомление об успешном завершении процедуры.
И если переданные документы почему-то не проходят проверку и РСА их не идентифицирует, тут возможно несколько сценариев. Либо документы попросту были неправильно оформлены, пользователь упустил какие-то нюансы на этапе заполнения, либо же бумаги поддельные.
Понятно, что попытки мошенничества в такой ситуации стараются пресекать. Но куда больше вопросов возникает у законопослушных граждан, которым нужно получить ОСАГО, а эта ошибка не даёт такой возможности. Хотя кажется, что всё с документами хорошо, никаких претензий и проблем нет. С этой ситуацией нужно разбираться детальнее.
Когда проводится проверка
Важно понимать, что заявление на ОСАГО порой не проходит проверку по объективным причинам, которые зависят от самого заявителя. Но возникают и иные сложности в виде невозможности идентификации паспорта машины, то есть ПТС и прочих отправленных данных.
Но даже если пользователь не проходит почему-то проверку через базу РСА, сразу же паниковать не стоит. Первым делом нужно выяснить, почему потенциально ПТС или СТС не проходит эту обязательную проверку, какие могут быть причины, и не связано ли это с банальными ошибками на этапе заполнения.
Важно заметить, что к оформлению страховки в онлайн режиме требуется подходить максимально внимательно, точно вводить всю информацию из оригиналов своих документов. Малейшая ошибка приведёт к дальнейшим сложностям. Придётся всё переделывать, искать неточности и корректировать заявление.
Запомните, что проверка по базе РСА начинается в тот момент, когда вы закончили заполнять заявление на получение автостраховки. Эта процедура осуществляется через личный кабинет официального сайта той страховой компании, с которой вы работаете и где обслуживаетесь. Уже этот сайт отправляет информацию на ресурс РСА, где по общей базе данных сверяют информацию.
Заполнив заявление, пользователь нажимает кнопку проверки, предусмотренную на конкретном сайте. Хотя дизайн и оформление ресурса бывает разным, принцип прохождения процедуры по получению электронного ОСАГО у всех российских страховщиков одинаковый.
Запрос на проверку передаётся в РСА. Если всё хорошо, пользователь продолжает оформление и ему остаётся оплатить полис. Но когда есть определённые проблемы, на экране высвечивается сообщение об ошибке при прохождении проверки. Именно она и вызывает много вопросов у пользователей.
Почему появляется ошибка
Теперь нужно разобраться в том, почему заявления могут не проходить проверку в РСА. Причин бывает несколько, причём не все они связаны именно с ошибками, допущенными со стороны самого автомобилиста.
Рассмотрим несколько ситуаций, когда могут быть не получены подтверждения от централизированных систем РСА, и на экране возникают соответствующие ошибки.
Как вы можете наглядно видеть, причин появления ошибки на экране о том, что проверка не удалась, довольно много. Но основная масса связана именно с неправильным оформлением заявления в личном кабинете на официальном сайте вашей страховой компании.
Если же вы уверены, что введённая информация правильная, никаких претензий к документам быть не может, тогда придётся искать ответы среди остального списка потенциальных причин возникновения такой проблемы с ошибкой при проверке в РСА.
Как решить проблему
Закономерно автовладельцев интересует, что им делать, если не прошёл проверку в РСА и сайт выдал соответствующую ошибку.
Тут нужно действовать исходя из конкретной ситуации, поскольку введённые данные могут не проходить проверку РСА по разным причинам, что нам уже удалось выяснить.
Рассмотрим отдельно несколько наиболее вероятных сценариев, которые во многом позволят получить ответ на столь актуальный для множества автомобилистов вопрос.
Ошибки при заполнении формы
Самый распространённый сценарий, когда пользователь попросту некорректно вводит информацию в заполняемое онлайн заявление с целью получения полиса ОСАГО.
Если при посещении личного кабинета и после отправки запроса вы видите на экране предупреждение об ошибке, нужно выполнить следующие действия:
Если с заполнением формы никаких проблем обнаружено не было, можно переходить к следующим потенциальным причинам появления ошибки.
Некорректная информация о стаже
В полис обязательно вносится информация про водительский стаж. И неверное его указание довольно часто становится причиной возникновения ошибки в РСА.
Плюс в том, что такая помарка простая, и устранить её довольно просто. Вам потребуется учитывать следующие моменты:
Подобные действия обычно позволяют исправить ошибку и получить свой электронный полис.
Проблемы с регистрацией
Проверку через РСА также не удастся пройти, если не завершить правильно процедуру авторизации.
На этот счёт водители и представители страховых компаний дают следующие рекомендации:
В последней ситуации выход только один. Нужно обращаться к представителям страховой компании, узнавать причины блокировки и искать способы решения проблемы совместно с сотрудниками организации.
Марка и модель не проходят проверку
Есть такая вероятность, что в общей базе данных нет информации о марке и модели автомобиля, который вам принадлежит. Здесь выполняются следующие процедуры:
Обычно ничего страшного и сложного. Просто неправильно введены буквы или символы, не соответствующие информации, которая присутствует в базе данных РСА.
Номера СТС и ПТС
Тут причина скорее в невнимательности пользователя, который заполняет форму через сайт. Проблема заключается в том, что поля для заполнения информации из ПТС и СТС находятся рядом. Сами названия созвучные и очень схожие. Потому человек банально на место ПТС вносит информацию из СТС, и наоборот.
Такая ошибка возникает неосознанно. Но её очень легко исправить. Просто поменяйте местами параметры, отправьте форму заново на проверку.
Ручная проверка
Когда автоматическая проверка заканчивается безуспешно, автовладелец не получает возможности перейти к следующему этапу оформления. А именно к оплате полиса. Без оплаты, как вы все понимаете, страховку получить не удастся.
Если в автоматическом режиме проверку пройти не удаётся, можно обратиться в страховую компанию или в техподдержку страховщика, где вас попросят отправить некоторые документы в электронном виде. Их требуется сфотографировать или отсканировать. Обычно набор бумаг состоит из:
Не бойтесь, подобная процедура совершенно безопасная. Нужно лишь удостовериться, что вы находитесь на официальном и защищённом сайте страховой компании, а не оказались на поддельном сайте, созданном мошенниками.
Все данные будут передаваться исключительно в страховую, которая не имеет никаких прав и оснований для передачи информации сторонним лицам. То есть опасаться, что информация и те же паспортные данные попадут в плохие руки, не стоит.
Далее уже вручную все параметры будут проверены и сверены. В большинстве случаев процедура занимает около 30-60 минут. Через указанное оператором время на электронную почту автовладельца приходит уведомление, где подробно расписаны все дальнейшие инструкции, которые необходимо выполнить для получения страховки.
Результатом проверки, осуществлённой ручным методом, становится электронное письмо. В зависимости от конкретной страховой компании, время его получения и содержание может несколько отличаться.
В письме уполномоченный представитель страховщика указывает, что документы успешно проверены, вся информация верна и никаких проблем нет. А потому с правильностью заполнения электронного полиса всё хорошо.
К письму также обязательно прилагается ссылка, пройдя по которой вы попадаете в свой личный кабинет, где сможете продолжить процедуру оформления полиса в электронном формате. Функционал сайтов разработан таким образом, чтобы вся информация, введённая в личном кабинете, сохранялась, и её не приходилось каждый раз вводить заново. Это относится также и к данным о страхователе, его транспортном средстве и водителях, вписанных в страховку и допущенных к управлению автомобилем.
Всё это позволит вам решить проблему с ошибкой, перейти к следующему этапу оформления, оплатить полис и в электронном виде получить наконец-то свой полис ОСАГО.
Следует понимать, что подобные ошибки являются скорее исключением, нежели правилом. Многим приходится сталкиваться с проблемой неправильного заполнения электронной формы, когда введённые данные не проходят проверку через РСА. Но практически 90% всех таких случаев непосредственно связаны с невнимательностью самого пользователя. Потому первым делом нужно искать неточности и помарки в заполненной форме, а уже потом обвинять страховщика в намеренных блокировках или сетовать на плохую работу Интернет-соединения.
Объективно возможность оформления ОСАГО в режиме онлайн даёт обширный перечень преимуществ. Но самым главным из них является экономия собственного времени на походах в офисы страховщика. Система пока далека от совершенства, и периодически определённые сложности всё равно возникают. Но большинство из них решается очень быстро и не требуется дополнительных затрат со стороны автомобилиста.
Что делать, если полиса ОСАГО нет в базе РСА
Автовладельцы, желающие проверить подлинность договора обязательного автострахования, легко могут осуществить это. Применяются для этого разнообразные варианты онлайн-проверки.
Преимуществом такой процедуры является оперативность и простота. Единственное, что необходимо знать водителю, так это срок появления полиса ОСАГО появляется в базе РСА.
Как проверить полис на сайте РСА
Проверка может понадобиться автовладельцам, когда:
Оператором (АИС) автоматизированной информационной системы выступает профессиональное объединение страховщиков, именуемое РСА. С помощью этого ресурса можно проверить ОСАГО посредством:
Такими способами проверяется как оригинальный ОСАГО, так и его электронный вариант, оформленный онлайн. Необходимо только заполнить необходимые поля на странице РСА. В нее заносится номер и серия полиса XXX или другая. Данная проверка не гарантирует 100% подлинности документа, так как мошенники могли сделать дубликат действительного полиса. Но все-таки таким образом можно выявить факты хищения и фальсификации.
Электронный ОСАГО, который еще называют е-полис или е-ОСАГО – это самый обычный документ (pdf – формата) с индивидуальным номером. Он отправляется клиенту СК по e-mail после заключения договора. Его следует распечатать, чтобы всегда иметь при себе, предъявляя вместо обычного бланка.
Кроме гос. номера, VIN-кода или № кузова на сайте РСА можно определить более конкретизированный статус страховки. Например, по какой причине он является недействительным. Был ли досрочно расторгнут страховой договор или страховщик утерял страховой бланк? т можно, если проверить информацию о застрахованном по данному полису автомобиле.
Чтобы просмотреть сведения о ТС, в специальную форму следует ввести:
Проверка по ВИН – самая тщательная, так как она позволяет собрать большое количество информации. В частности таким способом можно узнать:
В случае с ограниченной страховкой (документ оформлен на 1 водителя) в системе РСА можно по серии и номеру ВУ узнать, вписано ли лицо, управляющее авто в договор.
Что делать, если ОСАГО нет в базе РСА
Информация после заключения договора ОСАГО в базу РСА вносится практически сразу после оформления. Но из-за перегруженности базы эти данные могут появиться несколько позже. Ну а что же делать, если полис есть, а в базе РСА его нет?
Страховая организация обязана передать информацию о подписании страхового договора в систему РСА не позднее 1 рабочего дня с момента оформления страховки (п. 7 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО»).
Проверяя автостраховку, стоит обратить внимание на состояние документа, точнее его статус. У действующего бланка он должен быть таким – «находится у страхователя». Не стоит сразу же паниковать, если после заключения договора в РСА полис все еще имеет статус «находится у страховщика». Вполне возможно, что агент просто не успел внести в АИС изменения.
Страховщик должен внести в базу РСА информацию об изменении каких-либо данных, указанных страхователем в заявлении на заключение страхового договора не позднее 5 суток с момента внесения изменений в договор (положение Центробанка России № 431-п).
Держатель полиса имеет полное право заявить о факте выявления поддельного бланка, как только он будет находиться в одном из таких статусов:
В случае, когда клиент обнаружил, что стал жертвой аферистов и приобрел подделку, не стоит сразу опускать руки. Если с момента приобретения документа прошло немного времени, то еще есть шансы вернуть денежные средства, потраченные на его покупку. Во-первых, необходимо написать заявление в правоохранительные органы, приложив к нему фальшивый полис, а также любой документ, являющийся фактическим подтверждением покупки (платежную квитанцию, чек). В заявлении следует подробно описать все обстоятельства покупки «автогражданки», с указанием всех сведений о страховом агенте, продавшем ее.
Данные о заключении договора страхования могут отсутствовать в единой страховой базе РСА по ряду таких причин:
Окончательно убедиться в том, что ОСАГО нет в электронной базе РСА можно, направив письменное обращение в РСА. Если не будут обнаружены факты передачи данных страховщику за прошлые периоды, то страхователь должен действовать следующим образом:
В том случае, когда страховка уже была оформлена, справка позволит возместить часть денежных средств, потраченных на приобретение страховки в результате пересчета ее стоимости.
Страхуйте свою автогражданскую ответственность в проверенных, хорошо себя зарекомендовавших фирмах. Проверяйте обязательно приобретенный полис в единой автоматизированной информационной системе. Не стоит экономить на этом, так как при ДТП с поддельным бланком сумму убытка страхователю придется компенсировать самостоятельно, даже если он не знал, что у него на руках фальшивое ОСАГО.
Частые проблемы, почему не проходит проверка РСА
Покупка электронного ОСАГО может оказаться под вопросом, если документы на транспорт не проходят проверку в базе Союза автостраховщиков. Причин проблемы может быть множество. Но важно отыскать и исправить ошибку, ведь страховку необходимо оформить вовремя, чтобы не потерять скидку, не стать нарушителем. О том, почему не проходит проверка РСА, читайте в статье.
Причины для проведения проверки РСА
Для оформления ОСАГО надо вводить данные страхователя, допущенных к управлению водителей, транспортного средства. Точность важна потому, что информация содержится в единой электронной базе. И путаница нежелательна. Ведь полис покупают ежегодно. А его цена зависит от страховой истории водителя, то есть количества аварий за время действия предыдущего ОСАГО и более ранний период.
Страховку может проверить и сотрудник ГИБДД. В последнее время это делается по электронной базе РСА, так что водителю нет нужды возить с собой бумажный полис. Но если в систему внесена непроверенная информация, документ не найдут, и водителя заставят платить штраф. А при попадании автомобилиста в тех же обстоятельствах в ДТП материальная ответственность за последствия целиком ляжет на него.
Почему не проходит проверка РСА при получении полиса ОСАГО онлайн
Многие автомобилисты пользуются удобной возможностью приобрести электронный полис автострахования. Но после оплаты и получения документа может обнаружиться, что он не отражается в личном кабинете и отсутствует в базе. Фактически ОСАГО не проходит проверку в РСА. Что служит причиной:
Иногда полис не проходит проверку РСА после того, как был оформлен непосредственно в страховой компании при личном обращении автовладельца. Здесь виною могут быть:
Последнее возможно по вине нечестного сотрудника.
Иногда ОСАГО онлайн не проходит проверку РСА потому, что клиент выбрал компанию без лицензии. По существу это фальшивый полис. Исправить ситуацию можно только обращением в суд, а потом покупкой ОСАГО в другой фирме.
Проблемы с документами при проверке
Иногда приобретение ОСАГО онлайн затрудняется на стадии оформления. Автовладелец обнаруживает, что его данные не проходят проверку РСА при попытке зарегистрироваться на сайте страховщика. Здесь тоже может быть несколько причин:
Если речь о многократных не пройденных проверках РСА, что делать, зависит от причины проблемы. Собственные ошибки при введении номеров и серий документов автовладелец может исправить сам. Но если они есть в базе, придется обращаться к страховщику, только он сможет их устранить. Когда дело в погрешностях бумаг на авто, решать ее нужно там, где их выдали.
Смотрите в этом видео о том, как проверить полис ОСАГО на подлинность РСА:
Водительское удостоверение
Права на управление ТС – один из главных документов, сведения о которых нужны при покупке полиса. И если водительское удостоверение не проходит проверку в РСА, оформить страховку невозможно. Подобное бывает при неверном введении номера документа. Но проблема также возникает, если:
Паспорт машины – еще один обязательный документ, и при введении информации о нем тоже могут возникнуть проблемы. ПТС не проходит проверку в РСА по следующим причинам:
Что делать, если не проходит по проверке РСА стаж, мощность
Попытка купить электронный ОСАГО может завершиться тем, что у автовладельца окажется не пройдена проверка в РСА по мощности двигателя. Причина бывает в особенностях сайта страховщика, когда он не принимает точное обозначение показателя, и число надо округлять. Например, в документах стоит 74,1 л.с., а в поле нужно вводить 74.
ОСАГО с недостоверными данными приравняли к отсутствию полиса
В связи с этим автовладельцам рекомендуется проверить свои полисы на подлинность через сервисы Российского союза автостраховщиков (РСА), либо обратиться в свою страховую компанию.
Отныне в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП, говорится в разъяснениях РСА.
По словам главы союза Игоря Юргенса, масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах (он реализуется в Москве) показал, что половина обратившихся в РСА получателей «писем счастья» с информацией об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО.
Между тем, экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей, подчеркнул глава РСА.
Ряд изменений, которые вступили в силу, касаются непосредственно электронных полисов ОСАГО. К примеру, из закона исключена норма о необходимости выдачи автовладельцу электронного договора ОСАГО на бланке. Предусмотрено, что он может быть распечатан просто на бумаге.
Что касается проверки, то по новым правилам такой полис может быть представлен как на бумаге, так и в виде электронного документа. Впрочем, изменения в ПДД по этому поводу пока не внесены, так что автовладельцам есть смысл все-таки держать при себе бумажный вариант электронного договора.
Ошибка вышла: страховая оставит без полиса и не вернет деньги
Из-за ошибок при оформлении ОСАГО в режиме онлайн автомобилисты могут остаться без полиса и потраченных на него денег. Страховщики предупредили: если клиенты спутают категорию своей машины, ошибутся в мощности двигателя, договор можно правомерно аннулировать, а премию не возвращать. Каких ошибок нельзя допускать и как автовладельцам доказать, что они не мошенники, разбирались «Известия».
Проверять стали тщательнее
Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.
Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.
«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили «Известиям» в Центробанке. Одновременно регулятор подтвердил и наличие жалоб на односторонние расторжения полисов ОСАГО с удержанием уплаченных средств. При этом в пресс-службе Центробанка отметили, что отдельной статистики по таким обращениям не ведут.
«В период с декабря 2020 по февраль 2021 года в Банк России поступило несколько десятков обращений от заявителей из различных регионов, часть которых может быть связана с расторжением договоров ОСАГО в связи с намеренным представлением страхователями ложных сведений для уменьшения размера страховой премии», — сообщили в Центробанке.
В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.
«Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — уточнили в Центробанке.
Что говорят страховщики
В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.
Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.
«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.
По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.
«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.
В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.
Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку. В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.
Практика тотальных проверок
В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2020 года.
«Частота расторжений договоров носит единичный характер. Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».
В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.
«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами компании, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».
Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.
Как обманывают посредники
Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок. Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом. От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.
«После получения от страховщика подписанного договора е-ОСАГО в формате PDF такой посредник с использованием специальных программных средств указывает в нем правильные данные автовладельца. После этого он направляет автовладельцу договор е-ОСАГО с его данными, а разницу в страховой премии забирает себе. Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В «Росгосстрахе» подтвердили, что сталкивались с такой практикой.
«Автомобилист даже не догадывается, что его ответственность не застрахована — узнать об этом сегодня он может, только обратившись с таким полисом в компанию после страхового случая для урегулирования убытка. И отказ становится для него неприятной неожиданностью. По нашим данным, количество обращений в «Росгосстрах» с подобными полисами колеблется от нескольких десятков до сотни случаев ежемесячно», — предупредили корреспондента «Известий».
Причина «ошибок»
Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.
«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться. Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался. Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».
Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе компании. «Проблема это не массовая, но поводов для страховых давать нельзя. По моей оценке, раньше так строго за ошибками в ключевых параметрах следили не все страховщики, но после либерализации тарифов ОСАГО в сентябре 2020 года водителей стали проверять тщательнее», — заключил эксперт.
Что делать добросовестному автовладельцу
В РСА признают, что водители действительно жалуются на случаи расторжения полисов е-ОСАГО, но пока такие случае единичны. Как объяснили в ассоциации «Известиям», если при заполнении данных на сайте страховщика автомобилист по ошибке ввел неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО.
Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению. Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут. В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.
«При ошибочном расторжении договора автомобилист, безусловно, может его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании и представить оригиналы документов. Также ВСК всегда становится на сторону клиента, если ситуация носит неоднозначный характер или клиент опечатался при заполнении некритичных параметров», — высказали в ВСК свою позицию.
А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.
«Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в Банк России любым удобным способом», — посоветовали в ЦБ.