Не довожу начатое до конца психология что делать
Я ничего не довожу до конца
Они берутся за каждое новое дело с энтузиазмом, но, не завершив его, переключаются на другое. Откуда эта неспособность довести начатое до конца?
Им трудно закончить работу в срок. Они могут завалить экзамен, решив просто не сдавать его, хотя и хорошо к нему подготовились. Почему так происходит? «Такие люди живут вне времени, — поясняет аналитический психотерапевт Галина Березовская. — Они действуют под влиянием бессознательного, которое конфликтует с сознательной частью их психики. Что-то, болезненно пережитое в прошлом, мешает им сегодня устанавливать причинно-следственные связи, быть последовательными и ответственными, но тем самым оно защищает их от негативных эмоций и сильных переживаний».
Конфликт с реальностью
Пока проект не завершен, не дописана дипломная работа или не подготовлен отчет, кажется, что все еще в нашей власти. Поставленная точка означает, что с этого момента дело, которым мы были заняты, оказывается под пристальным вниманием других людей.
«Эта ситуация может провоцировать бессознательный страх, что результат не будет оценен по достоинству, а наши способности, увлеченность делом будут поставлены под сомнение, — рассказывает Галина Березовская. — Негативные ожидания могут быть так болезненны, что некоторые из нас непроизвольно начинают затягивать работу, легко переключаясь на другую». Таким людям это дает возможность избежать конфронтации с реальностью и защищает от разочарования. Пока работа не закончена, остается иллюзия собственного всемогущества.
«Особенно остро такие ситуации воспринимают те, кто был воспитан властной, контролирующей мельчайшие детали жизни матерью, — уточняет Галина Березовская. — Скорее всего, и став взрослым, такой человек будет нуждаться в одобрении, безусловной любви и избегать всего, что может усилить его неуверенность в собственных силах».
Отсутствие ясной цели
Заявив о том, что не за горами резкий взлет его карьеры, спустя год он, скорее всего, останется на прежней должности. С готовностью взвалив на себя неподъемный груз из множества дел, он вновь не сможет ни одно дело довести до конца… «Причина такого отношения к работе — ошибочное понимание своих обязанностей, — подчеркивает коуч Сеголен Колонна. — Иногда и работодатель не может четко определить, где начинается и заканчивается компетенция каждого работника». В результате сотрудники тонут в делах.
Почему не довожу дело до конца. Как научиться доводить начатое дело до конца – советы психолога
Вы с азартом хватаетесь за новое дело, но бросаете его на половине пути? Или вы не можете выполнить даже важное, интересное или обязательное дело? В любом случае прочтите нашу статью, которая расскажет, что это: простая лень, особенность характера или глубокая психологическая проблема.
Причины остановки, их решение
Стоящее дело легко и быстро не дается. Трудности – главная причина всех незавершенных дел. Кто-то бросает все при первом же препятствии, а кто-то постепенно теряет мотивацию и силы для борьбы. «Но не может же это касаться всех дел?» – спросите вы. Может, если дело в вашем мышлении.
Некоторые люди совершенно не готовы к трудностям, а кроме того, сами их ищут. Существует понятие внутреннего саботажа – препятствование человека самому себе в достижении цели. Причина установки – критика родителей, наказания, повторение фразы «у тебя ничего не получится». Если это ваша проблема, то нужно менять жизненный сценарий. Читайте об этом в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий».
Но это не единственная из возможных причин. К другим факторам относится:
Но и это не все возможные варианты. Давайте рассмотрим проблему не доведенных до конца дел с позиции психоанализа.
Необязательность как последствие психотравмы
С точки зрения психоанализа хроническая необязательность и неисполнительность – признак непроработанной психотравмы. Так подсознание защищает вас от повторных негативных переживаний. Это конфликт сознательной и бессознательной части личности.
Например, вы постоянно срываете срок сдачи проекта на работе или, подготовив отличный доклад, отказываетесь от выступления. Что заставляет вас так поступать: страх неудачи и критики, низкая самооценка, неуверенность в себе, внутренняя установка на самонаказание и неудачу. У человека с внутренним конфликтом, непроработанной травмой нарушены связи причин и следствия.
Пока дело не закончено, вы чувствуете контроль над ситуацией. Даже если при этом вы ничего не предпринимаете для завершения начатого, и оно висит над вами черной тучей. Все равно пока это ваше. Если же вы закончите дело, то из сырого продукта и процесса оно превратится в готовое изделие, результат ваших усилий, отражение умений, способностей. Рядом с этим стоит общественная оценка. Вы больше не контролируете ситуацию, не отвечаете за реакции людей.
Что делать
Вы не отвечаете за реакции людей, но вы отвечаете за свои реакции. Ситуация все еще подвластна вашему контролю. Беритесь за те вопросы, в которых вы компетентны. Если в чем-то неуверены, то подтяните мастерство. Вы должны хорошо разбираться в том, что представляете публике, иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ее. Для этого нужно хорошо разбираться в том, что вы сделали, понимать все от «а» до «я».
Но до результата еще нужно добраться. Кроме советов из первого пункта статьи учтите следующее:
Люди годами убегают от реальности и страха неудачи с помощью необязательности. В некоторых случаях помогает только психотерапия. Истинной причиной может быть и страх смерти, и страх расставания, и воспоминание из детства о расставании с мамой (даже при походе в детский сад), и воспоминания об авторитарном воспитании, издевательствах, роли изгоя или всего одной неудаче, травмировавшей психику ребенка.
За всё хватаюсь, но не довожу начатые дела до конца… Почему?
Незавершённые дела – главная причина низкого уровня энергии. Но почему так выходит – за всё хватаюсь и не довожу дела до конца? В итоге получается, что делаете вы много, но результатов у вас нет, вы оглядываетесь назад и видите, что ничего не достигли.
«Не довожу начатое до конца»
— в какой-то момент жизни каждый человек может сказать про себя так.
Так происходит по ряду причин:
Для того чтобы начать доводить дела до конца вам необходимо поставить цели, для каждой цели определить сроки и критерии – как вы поймёте, что достигли именно того, чего хотели, как вы поймёте, что работа завершена, выберите путь достижения цели, если его нет, то найдите то, что поможет вам определиться. Ощущение, что вы «Везде и нигде» возникает, когда вы целеустремлены, очень хотите больших результатов, но не до конца понимаете, чего именно вы хотите, вы хватаетесь за разные возможности, новые идеи, но у вас нет нужной мотивации, чтобы довести до конца начатое.
Как не бросать начатое?
Пасую перед трудностями. Что делать?
Решите для себя, что трудности – это всего лишь новые возможности. Возможность найти новый и более эффективный способ для достижения вашей цели, возможность проверить вашу мотивацию и силу воли. Воспринимайте это как игру, это заметно облегчит ваш путь к поставленной цели.
Итак, поставьте цель, определите срок, разбейте цель на задачи или регулярные шаги, выберите режим работы, создайте табло и двигайтесь до конца.
От слов к действиям: как доводить все дела до конца и не бросать их на полпути
Перед тобой полезное руководство, которое поможет прийти к реализации самых смелых идей.
Здесь и далее фото unsplash.com
Многие люди умеют хорошо визуализировать, разрабатывать креативные концепции и мыслить за рамками уже существующего человеческого опыта. Их идеи способны принести успех, славу и деньги, но только если присовокупить сюда определенные усилия. К сожалению, именно на этом этапе большинство «криэйторов» терпит неудачу. У них получается придумать, оформить, запланировать и даже запустить процесс осуществления той или иной задумки, но довести начатое до конца не хватает сил.
Эта история хорошо знакома не только в карьерной среде, но и в простой бытовой жизни. Иногда мы планируем прочтение книги, уборку в квартире, изучение иностранных языков, но всегда останавливаемся где-то на полпути или вовсе откладываем свои планы до лучших времен.
На самом деле, неспособность взять и начать продуктивно действовать — попросту мешает нам жить. Это характерная черта заядлого прокрастинатора, который способен придумывать и даже планировать, но не готов действовать.
Если ты осознаешь, что не можешь довести начатое до конца, просто признайся себе в этом, а мы попробуем поработать над решением твоей проблемы прямо здесь и сейчас.
Эпидемия незавершенных дел: как научиться доводить начатое до конца
Дела, о которых мы переживаем, но не делаем, отнимают у нас едва ли не больше энергии, чем те, которыми мы активно занимаемся. Завершить дела иногда мешает страх неудачи или страх предстоящего объема работы, и жизнь с этим грузом незакрытых гештальтов превращается в пытку. В разгар пандемии в издательстве «Олимп–Бизнес» вышла книга Джен Ягер «Все! Доводи до конца» — о том, как научиться доводить начатое до конца. Inc. Russia публикует отрывок.
Вам когда-нибудь приходилось оказываться в ситуации, когда совершенно невозможно что-то доделать, иначе говоря, довести до конца какое-то дело — будь то проект на работе или тот, который вы наметили себе лично, — например, написать книгу или сбросить наконец лишние килограммы? Вы не одиноки.
В действительности этим страдают очень многие, и последствия сказываются не только на нас самих, но и на окружающих. Чем вызван этот повальный недуг? Причин множество. Я занимаюсь вопросами управления временем вот уже тридцать лет. Мои исследования подтверждают: одна из причин означенной проблемы состоит в том, что слишком многие из нас пытаются делать слишком многое одновременно. Все приводит к тому, что дела так и остаются незавершенными. Вот почему вы сейчас и держите в руках эту книгу.
Вторую причину я бы назвала словом «отвлекоз». Люди с таким «диагнозом» слишком легко отвлекаются и перескакивают с одного на другое. В порыве кипучей деятельности зачастую сам не замечаешь, как вдруг оказываешься посреди вороха незаконченных дел. Невыполненные обязательства растут как снежный ком, и появляется чувство подавленности. Если такое случается на работе, вы подводите не только себя, но и всю команду. Это даже может поставить вас под угрозу увольнения.
В личной жизни последствия незавершенных дел могут быть не так заметны, как на работе, однако они есть и там. Дом с неоконченным ремонтом в ванной будет намного сложнее выставить на продажу… Пару недель назад вы въехали в новое жилье, а вещи все еще лежат в коробках… Ах, если бы только сбросить эти несчастные пять килограммов, удалось бы влезть в любимое платье…
В процессе одного исследования, в котором приняли участие 205 мужчин и женщин из разных стран, в том числе США и Индии, респондентов просили назвать самый главный проект или задачу, которые они не выполнили. Ниже приведены лишь некоторые ответы.
Дела, связанные с работой или школой:
Если вам кажется, что начать проще, чем закончить, знайте — так кажется не только вам. Из всего числа людей, которым я задала этот вопрос, 39% написали, что им легче начать, и только 19,51% — что закончить. Когда я выделила ответы респондентов из Индии (49) и Соединенных Штатов (105), пропорции внутри этих групп оказались примерно одинаковыми: 40% американцев и 39% индийцев отметили, что начинать легче, чем заканчивать.
Был еще и третий вариант ответа; за него проголосовало столько же, сколько и за то, что начинать легче: 40% участников каждой из стран считают, что всё зависит от самого проекта. Таким образом, почти половина опрошенных в ходе исследования уверены, что завершение какой-то промежуточной задачи является затруднительным в большей степени, чем завершение дела вообще, хотя, как мы видим, доведение начатого до конца для 39% респондентов остается проблемой.
Хотя большинство людей, участвовавших в моем исследовании, ответили, что им трудно завершить проект (или, как вариант, что все зависит от конкретной задачи), для меньшинства в количестве около 20% самое серьезное испытание — начать что-либо делать. Нетрудно догадаться, что нельзя завершить проект, так его и не начав. Давайте рассмотрим те случаи, когда гораздо сложнее приступить к его выполнению.
Лично я прямо сейчас нахожусь в такой ситуации. Мы готовим к выпуску книгу, работа над которой длилась десять лет. Помню, как два года назад, перед тем как закончить черновой вариант рукописи, я просидела над ним несколько месяцев подряд. Казалось, моему воодушевлению не было предела. Но стоило остановиться и отложить книгу в сторону, как это состояние вдруг пропадало (так случалось несколько раз: я отвлекалась — и не могла вернуться). Честно говоря, было непросто снова засесть за рукопись и доделать финальный вариант. Вот такой наглядный пример проблемы возвращения к начатому.
Итак, рассмотрим обе ситуации: когда необходимо приступить к делу и — снова взяться за него после перерыва. Если вам тяжело начать проект или задачу…
1. Напомните себе: невозможно что-то закончить, пока вы это не начнете.
2. Спросите себя, есть ли что-нибудь, чем вы очень хотите заняться после завершения текущего проекта. Только после того, как вы начнете и закончите одно дело, вы сможете приступить к покорению следующей вершины.
3. Попробуйте метод «по чуть-чуть». Решите так: «Если я уделю проекту всего 10 минут, потом можно будет заняться чем-то другим». Когда вы начнете посвящать проекту по 10 минут, бóльшую часть этого времени вы будете с головой погружены в работу и не заметите, как 10 минут растянутся до часа или до такого промежутка времени, за которое вы добьетесь ощутимых результатов.
4. Делегируйте. Возможно, вы неохотно принимаетесь за какой-то специфический проект, потому что не считаете его приоритетным. Работа с ним не требует вашей высокой квалификации, или здесь вы не самый подходящий исполнитель. Возможно, будет удобнее передать решение задачи кому-нибудь другому.
5. Проанализируйте все характерные для вас и усвоенные вами модели поведения и установки, из-за которых, вероятно, вам сейчас не под силу закончить начатое, и подумайте, не мешают ли они вам приступить к делу. Среди таковых: страх успеха или неудачи, прокрастинация, перфекционизм и т. д.
Поговорим лишь о нескольких последствиях национального и международного масштаба, к которым приводят незавершенные проекты.
Это всего лишь четыре вида незавершенных проектов в сфере образования, и они повлекут для кого-то пагубные последствия в обучении, карьере, финансовом благополучии и даже самоуважении. Есть и много других. В вашей личной биографии наверняка тоже найдется парочка.
Предлагаю пройти небольшой тест и выяснить, насколько у вас развита способность к завершению начатого. Нужно ли вам совершенствовать способность к завершению начатого?
Пройдите этот тест из 10 вопросов, чтобы понять, насколько у вас развит наиважнейший в вопросах управления временем навык завершения начатого. На листке бумаги или на компьютере дайте один из вариантов ответа — «да», «нет» или «иногда».
1. Есть ли у вас на данный момент хотя бы одна задача, проект или даже отношения, которые вас беспокоят своей незавершенностью?
2. Приходится ли вам просить сдвинуть дедлайны на работе?
3. Чувствуете ли вы, что выполнение задачи занимает у вас больше времени, чем вам на нее отведено?
4. Часто ли ваше начальство или коллеги называют вас перфекционистом и считаете ли вы себя таковым?
5. Достаточно ли времени вы выделили для того, чтобы провести необходимое предварительное исследование либо оценку и убедиться, что именно текущей задачей в данный момент заниматься правильнее всего?
6. Есть ли хотя бы одно задание, проект на стадии завершения или отношения, оставшиеся в неопределенности, которые имеют значение для вас, но необязательно имеют ключевое значение для работы или для других людей?
7. Есть ли у вас ощущение, что вы делаете слишком многое одновременно?
8. Откладываете ли вы дела на потом?
9. Проверяете ли вы телефон чаще, чем это необходимо для работы или личных отношений?
10. Говорите ли вы «да», когда хотите сказать «нет»?
Проверьте ответы. Если вы ответили утвердительно на девять из десяти, кроме пятого вопроса, то налицо некоторые проблемы. (На вопрос о том, проводите ли вы дополнительное исследование перед тем, как согласиться что-либо сделать, предпочтительный ответ — «да».)
Если вы ответили отрицательно на один и более вопросов, за исключением пятого, то, судя как минимум по остальным девяти пунктам, вы отлично справляетесь с делами.
Если хоть на один или все вопросы вы ответили «иногда» (или как минимум в тех отдельных случаях, где навыки завершения дел важны, а вы поставили «иногда») — вам есть что совершенствовать.
Доводить до конца начатое дело — наиболее важное умение для тех, кто хочет реализовывать все задуманное и добиться большей эффективности и продуктивности. Мне вспоминается один писатель, проработавший в книжном издательстве несколько лет и уволенный за то, что боялся принять неверное решение и не мог закончить ни одного задания, за которое брался. Ваша репутация на работе зависит от того, выполняете ли вы максимально вовремя (насколько это возможно) то, о чем вас просят.