Не говори своему сыну что он одаренный ребенок дуолинго
Наш сын – инопланетянин: каково быть родителями ребенка с аутизмом – история мамы Дениса
Денис кричит что-то непонятное, наблюдая за тающими на полу балкона тремя одинокими снежинками. Я знаю, что он говорит «снег» на своем языке. Денис – наш четырехлетний сын, страдающий аутизмом. Нам поставили диагноз в прошлом году, и это, вероятно, было самым главным событием в том необычном 2020-м. Но давайте начнем с самого начала.
Какой же он аутист? Обычный младенец!
Сын родился в сентябре 2016 года и был подарочным младенцем. С ним все было легко. Он мало кричал и – сейчас я не могу говорить об этом без сарказма – он спал всю ночь с 8 недель. Так сказать, настоящий детский джекпот. Он был приятным ребенком и освоил все необходимые младенческие навыки к 18 месяцам. Кое-что с небольшим опозданием, но нас это никогда не беспокоило. «Обычный мальчик», – вот что все всегда говорили о нем.
Денис отставал в языковом развитии
Он был довольно осторожным ребенком и многое наблюдал. Мы заметили, что он предпочитает трогать предметы, цифры и буквы, не называя их, но это нас поначалу тоже не беспокоило. Языковое развитие Дениса было действительно заметным. Он просто вообще не говорил. Ни звукоподражания, ни мамы, ни папы. Ничего такого. Ни в двухлетнем, ни даже в трехлетнем возрасте. Для нас началась одиссея развивашек, потому что было очевидно, что Денис «функционирует» иначе, чем другие дети его возраста.
В течение года мы бегали от врача к врачу и от специалиста к специалисту. Вскоре после четвертого дня рождения сына у нас уже было документальное подтверждение того, о чем мы давно подозревали: диагноз ранний детский аутизм. У проблемы нашего ребенка наконец-то появилось имя! И, удивительно, с наших плеч упал камень. Теперь мы знали, что с ним, это была хоть какая-то определенность. С проблемой мы смирились давно.
Жизнь с ребенком-аутистом
Наша повседневная жизнь такая же нормальная, как и в других семьях, просто другая. Да, речевое и социальное развитие Дениса задерживаются. В лингвистическом отношении он находится на одном уровне с ребенком двух с половиной лет. Он может сообщить об основных потребностях, но только по-своему. И это захватывающе, в том числе и для нас, его родителей. Мы постоянно учимся и пытаемся приспособиться к языку сына, потому что то, что ребенок не может говорить, не означает, что ему нечего сказать. В течение нескольких месяцев мы практиковали все цвета радуги с Денисом. Каждый день часами. Пока он не смог дать названия всей гамме цветов.
Чего мы не ожидали, так это того, что однажды Денис будет использовать цвета в качестве основного средства общения. После сильной истерики он стоял передо мной, топая ногами, и кричал «белый, белый, белый». Мне потребовалось время, чтобы понять. Он хотел бумажный платок. Но поскольку он не мог сказать «платок», он сказал единственное, что было близко к сути. И это было «белое», потому что платок белый. С тех пор цветовой принцип оказался чрезвычайно полезным в стрессовых ситуациях. Мы часто выглядим очень колоритно для окружающих. Наша повседневная жизнь – это постоянная игра «Я вижу то, чего не видишь».
Мы, родители, тоже должны выучить новый язык
Денис говорит довольно много, но у него для всего существуют свои названия.
Нам, родителям, иногда кажется, что мы изучаем новый язык, и мы часто просто принимаем слова Дениса. В любом случае, я думаю, что некоторые его словечки намного очаровательнее правильных. У всего есть свои преимущества. Мы говорим о мире смешнее.
Когда я говорю кому-то, что Денис не говорит, это не совсем правда. То, что он не говорит функционально, вероятно, лучшее объяснение. Потому что сын как будто всегда пишет сценарии. Это означает, что он повторяет все, что слышит, без фильтров, но не обязательно в значимом контексте.
Он может рассказывать наизусть целые телепередачи
Он может процитировать целые эпизоды «Малышариков» и все, что когда-либо говорили персонажи «Щенячьего патруля».
Так что Денис болтает про себя весь день. Но как прошел день в детском саду и голоден ли он, сказать не может. Именно поэтому так трудно объяснить его диагноз.
По его сценариям часто получаются отличные ситуационные комедии, по крайней мере, для меня. Даже обычно мрачный курьер улыбается, когда у двери его встречает наш сын с какой-нибудь забавной фразой.
В нашей повседневной жизни с Джимом много проблем. Все начинается с того, что в случае срыва (усиление истерики) мы сначала должны выяснить, не болит ли у него что-то, потому что он не может нам сказать. Как узнать, есть ли у ребенка отит, если он не показывает на ухо и не говорит «ой»? Теперь мы знаем, научились. Еще сильнее болит ухо в лежачем положении. Он показывает это физически.
Все назначения и терапии очень нервируют
С момента, когда родители узнают о диагнозе, на них падает огромный объем административной работы, с которой теперь постоянно придется иметь дело. Нужно искать места для лечения, записываться на прием, посещать еще больше врачей и брать направления к разным специалистам. Это отнимает много времени и нервов больше, чем любой срыв.
Самая большая проблема, мой противник, которого я боялась, – это детская площадка и другие родители и взрослые. Я различаю два типа реакций: жалость и игнорирование. Всех родителей объединяет то, что они не хотят сказать что-то не то, поэтому чаще они не говорят вообще ничего.
Сочувствующие особенно сложны для меня, потому что им нравится преуменьшать нашу ситуацию. Фактически, они говорят «нет, он не болен» и добавляют что-то вроде:
Он заговорит. У двоюродного брата моего соседа есть сын, который начал говорить, только когда ему было семь, но зато сразу литературными фразами, а периодически даже стихами.
Или другой вариант:
Не волнуйтесь, он будет говорить, когда ему нужно. Вы должны заставить его. Делайте вид, что вы его не понимаете, тогда он заговорит. Ваш сын слишком легко получает внимание родителей. Он слишком умен и манипулирует вами.
Будьте счастливы, что он не говорит! Наши дети все время спрашивают «Почему?» И кричат по любому поводу!
Да, бедняги. Действительно неприятно, что твои дети с тобой разговаривают и задают вопросы. Я, возможно, этого вообще никогда не испытаю.
Я предпочитаю тех, кому нас жаль. Они, вероятно, задаются вопросом, как бы они вели себя в нашей ситуации и насколько это повлияет на них, поэтому им нравится говорить:
О, бедный малыш. Но сейчас есть и действительно отличные специалисты, которые обязательно ему помогут. В остальном же он здоров?
По крайней мере это не обесценивает наш опыт: растить ребенка, который никогда не станет «как все».
От аутизма нет лекарства
Кстати о здоровье: аутизм – это серьезное нарушение развития и когнитивных функций, а не болезнь. Вот почему от аутизма нет лекарства. Но вы можете облегчить симптомы с помощью различных вариантов терапии. Или лекарства, но это не относится к нам, потому что у Дениса нет агрессивных приступов, проблем со сном или чего-то подобного. Мы благодарны за это. Особенностью расстройства аутистического спектра является то, что оно настолько индивидуально, что никогда не знаешь, как оно проявится у конкретного человека.
Нет двух людей с этой проблемой, занимающих одно и то же место в спектре аутизма. Проявления расстройства у всех разные. Не все люди с аутизмом невербальны, машут руками или забиваются в угол от любого громкого звука. И пока мы говорим об этом, я не хочу игнорировать тот факт, что расстройство аутистического спектра гораздо труднее диагностировать у девочек, чем у мальчиков.
Терпение и время – необходимость в жизни аутичного человека
Наша жизнь с аутичным ребенком и утомительна, и прекрасна. Это сложно и часто требует много терпения и времени. Звучит банально, но на самом деле мы получаем взамен очень много. С Денисом мы учимся внимательнее слушать. Мы празднуем каждое новое слово, даже если оно матерное, а бывает и такое. Почему-то ему легче повторить то, что услышал один раз на улице, чем то, что мы ему сто раз сказали. Все равно мы готовы открыть шампанское, когда он правильно произносит слово.
Мы много смеемся над новыми конструкциями предложений. Мы принимаем это как есть. Мы не знаем, будет ли он когда-нибудь говорить функционально. Время покажет. Если он этого не сделает, мы уверены, что он найдет для себя другую форму общения. Наш сын непостижимо одарен.
Прежде всего, мы часто теряем дар речи от способности Дениса так хорошо ориентироваться в мире, который часто для него непонятен. Если он не может что-то назвать, он найдет обходной путь, который обычно приведет его к цели. Как с белым платком. С тех пор для нас «платок» означает только «белый». Я считаю, что это прагматичный подход к общению.
Диагноз Дениса прояснил для меня одну вещь: не нужно его стыдиться. Я говорю об этом открыто и очень честно пишу о нашей жизни. Об этом прочитают те, кто не решается спросить. И, надеюсь, снимет стигму с аутизма. В конце концов, наш сын такой же, как и любой другой четырехлетний мальчик: капризный и активный, немного хулиганистый и так же нуждающийся в любви. Совершенно нормальный ребенок.
Мой ребёнок – гений: как помочь ему им и остаться. Тест на определение одаренности ребенка
Как определить, что ребенок по-настоящему одарен? Талант может быть благословением, но также и проклятием: не все талантливые дети вырастают в талантливых взрослых. Поэтому нужно знать, как их можно соответствующим образом поощрять.
Непризнанный гений
Практически в каждой школе учится хотя бы один одаренный ребенок, но как педагог может распознать этих талантливых учеников на ранней стадии и способствовать их значительному развитию? Одаренность обычно не видна с первого взгляда и может проявляться по-разному. Она может затронуть логико-математическую, лингвистическую, музыкальную, визуально-художественную, спортивную или социальную – одну или иногда несколько из этих областей одновременно.
Некоторые дети с раннего возраста проявляют незаурядные способности, рано начинают говорить и быстро привлекают внимание взрослых своими интересными и любопытными вопросами. Это легко предполагает одаренность. Они получают прямую поддержку, их гениальность также поддерживается в школе, и они могут реализовывать свои интересы с помощью различных видов досуга. Обычно они учатся в школе в игровой форме, потому что им все очень легко даётся.
Но есть еще много детей, чей высокий или особый талант (исключительный талант в какой-либо подобласти) остается скрытым. Вместо того, чтобы давать положительные оценки своей одаренности, они выделяются отрицательно. В какой-то степени определить талант помогают тесты. Однако сам по себе высокий IQ ничего не говорит о том, как развивается ребенок. Только при наличии поддержки, основанной на потребностях, одаренные дети, как и все другие дети, могут развиваться в гармонии со своими способностями.
Плохое поведение бывает маркером одарённости
Плохие оценки и заметное социальное поведение не обязательно означают низкую успеваемость, они также могут быть результатом демотивации и смертельной скуки из-за одаренности. Если ребенку в классе постоянно не хватает сил, он либо полностью отключается, либо начинает дурачиться, нужно обязательно выяснить причины. Последствиями являются пробелы в знаниях и много гнева за его плохое поведение на работе.
Вот как можете определить, одарен ли ребенок
Одаренные дети не рождаются с печатью «Талант» на лбу, но их поведение в первые несколько лет жизни может указывать на их особые способности.
Если ребенок обладает следующими характеристиками, он может быть одаренным:
Если родители ответили утвердительно более чем на 2/3 этих вопросов, вероятно, их ребенок одарен.
Несмотря на то, что в школах постепенно растет чувствительность к одаренным детям, все еще существует высокий процент непризнанных талантов. Не в последнюю очередь это связано с тем, что существует недостаток информации об одаренных людях.
Не только родители, но и учителя и одноклассники задаются вопросом, как лучше всего интегрировать талантливого ребенка в класс. Ненасытная жажда знаний и необузданная энергия одаренных детей утомляют, а разного рода гении часто даже непопулярны среди одноклассников.
Как школа может поддержать одаренных детей
Чтобы одаренный ребенок мог пользоваться своими талантами и не чувствовать себя отверженным, ему необходима поддержка со стороны семьи и ее окружения, а также со стороны школы. В образовательном учреждении есть два способа сделать это, и реализация каждого из них всегда должна быть адаптирована к конкретному ребенку.
Под этим понимается ускоренное завершение всего школьного периода, например:
Благодаря взаимному общению с другими талантливыми детьми ребенок остается в своей возрастной группе и получает поддержку в классе по-разному. Это требует большой приверженности со стороны учителей и зависит от возможностей отдельных школ. Поэтому родителям лучше изучить вопрос заранее – ещё на стадии выбора учебного заведения. Проектно-ориентированные или открытые уроки хорошо подходят для изучения индивидуальных способностей ребенка. Есть много способов поддержать одаренных детей индивидуально, например, такие:
Как семья может помочь талантливому ребёнку
Также важно, чтобы одаренные дети не теряли контакта со сверстниками. Хотя они знают больше и думают быстрее, они эмоционально, социально и физически еще не полностью выросли, и им необходимо быть в контакте со своими сверстниками, чтобы развиваться. Разумными увлечениями одаренных людей, в зависимости от их таланта, являются:
На солнечной стороне жизни
Некоторые одаренные дети даже теряют уверенность в себе, перестают доверять себе и находят убежище в психосоматических заболеваниях. Они чувствуют себя бесполезными, изолированными и непонятыми, могут впадать в депрессию и склонны к суициду.
Поэтому родителям важно дать своим детям уверенность в том, что они смогут использовать свои таланты, и при этом не дать им отдалиться от сверстников. Даже у гениального ребёнка должно быть нормальное детство.
Не говори своему сыну что он одаренный ребенок дуолинго
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Школы для одарённых детей
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.