Не говорите что они мертвы они получают свой удел у
Сура 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана), аят 169
وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ عِنْدَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ
Слушать аят Корана 3:169
Транслитерация
Wa laa tahsabannal lazeena qutiloo fee sabeelillaahi amwaata; bal ahyaaa’un ‘inda Rabbihim yurzaqoon
Переводы смыслов Корана (Сура 3, аят 169)
Эльмир Кулиев
Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
Абу Адель
И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, умершими (которые ничего не чувствуют). Нет, (они, даже если и умершие в этом мире, то) живые (в другой жизни) (и) (находятся) у своего Господа, получая удел,
Магомед-Нури Османов
Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего,
Валерия (Иман) Порохова
И не считайте мертвыми вы тех, Кто на пути Аллаха был убит. Нет, они живы! Удел свой обретя В присутствии Господнем,
Игнатий Крачковский
И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел,
Гордий Саблуков
Тех, которые убиты на пути Божием, не считайте мёртвыми; нет, они живы, они пред Господом своим, получили удел свой,
Михайло Якубович
Не вважайте мертвими тих, які загинули на шляху Аллага. Ні, вони живі та отримують наділ у Господа свого,
Тафсир (толкование) Корана (Сура 3, аят 169)
Аль-Мунтахаб
Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел!
Алю Имран (Семейство Имрана), 169-й аят из 200
Передают со слов Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Акила, который говорил: «Я слышал, как Джабир ибн Абдаллах рассказывал, что Пророк его спросил: «Хочешь, я тебе сообщу радостную весть, Джабир?» Я ответил: «Да, Пророк Аллаха». Он тогда сказал: «Твоего отца, убитого в Ухуде, Аллах, Всемогущий и Великий, оживил и потом спросил его: «О Абдаллах ибн Амр, что мне сделать для тебя?» А он ответил: «О, Господь! Я хочу, чтобы ты вернул меня к жизни, и я буду воевать за Тебя и второй раз буду убит».
Имам Ахмад передаёт от Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « الشُّهَدَاءُ عَلى بَارِقِ نَهْرٍ بِبَابِ الْجَنَّـةِ، فِي قُبَّةٍ خَضْرَاءَ، يَخْرُجُ عَلَيْهِمْ رِزْقُهُمْ مِنَ الْجَنَّـةِ بُكْرَةً وَعَشِيًّا » «Погибшие за дело Аллаха у сияющей реки возле дверей рая в зеленой башне; им выносят пищу из рая утром и вечером[Хороший хадис, рассказал Ахмад в аль-Муснаде (1/266) ] ». Из всех этих хадисов становится ясно, что шахиды разделяются на типы. Некоторые из них летают над раем, другие стоят у дверей рая возле реки. Возможно эти шахиды закончивают свой путь возле этой реки. Они собераются там и им выносят райскую пищу утром и вечером. Аллах знает лучше. В хадисе от имама Ахмада говорится, что душа каждого верующего будет летать по раю как захочет и питаться с его плодов. Она будет радоваться от вида того, что уготовил ей Аллах из почестей. Этот хадис с достоверным иснадом. Имамы трёх мазхабов сошлись во мнениях по поводу достоверности этого хадиса.
Имам Ахмад передаёт хадис, который сообщил Абдур-Рахман ибн Ка’б ибн Малик от своего отца о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « نَسَمَةُ الْمُؤْمِنِ طَائِرٌ تَعْلَقُ فِي شَجَرِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَهُ اللهُ إِلَى جَسَدهِ يَوْمَ يَبْعَثُه » «Душа верующего будет птицей в раю, которая будет садиться на райские деревья, пока Аллах не вернёт её в тело (верующего) в день Воскрешения[«Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис] ». Этот хадис указывает на то, что души верующих будут летать по раю. Просим у Аллаха Щедрого, чтобы Он умертвил нас будучи верующими.
Тафсир
Толкование Корана
(169) Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
(170) радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.
(171) Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,
Аллах вознаграждает павших мучеников благами, которые доставляют им не только телесное, но и духовное удовольствие, поскольку они радуются Его милости. От этого их жизнь наполняется счастьем и блаженством. А еще они радуются за своих последователей, которым предстоит присоединиться к ним. Они напоминают друг другу о том, что скоро к ним присоединятся их братья, которые тоже навсегда избавятся от страха и печали. Они ликуют от того, что им и их братьям не угрожают никакие неприятности, и это делает их торжество абсолютно совершенным. Они поздравляют друг друга с самой великой наградой — милостью и добром от их Господа, Который не теряет награды верующих. Напротив, Он приумножает ее, благодарит Своих рабов и одаряет их по Своей милости благами, которых они даже не заслужили своим усердием.
Эти аяты свидетельствуют об истинности блаженства в промежуточной жизни после расставания с земным миром вплоть до Судного дня. Они свидетельствуют и о том, что павшие мученики занимают одно из самых высоких мест перед Господом, что души праведников встречаются после смерти и даже навещают друг друга.
Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа.
Сура3 «Семейство ‘Имрана», аят 169
Масрук спросил ‘Абдаллаха ибн Мас’уда об этом аяте, и тот ответил: «Мы спрашивали об этом. Их души внутри зелёных птиц. Для них устроены светильники, подвешенные к Трону, и они летают в Райских садах, куда пожелают, а потом находят приют в этих светильниках» [Муслим].
Но таково положение души не каждого мученика. Есть среди них такие, которых удерживают от входа в Рай из-за неуплаченного долга. ‘Абдаллах ибн Джахш передаёт, что к Пророку пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ждёт меня, если я буду убит на пути Аллаха?» Тот ответил: «Рай». Когда этот человек ушёл, Пророк сказал: «Кроме [того случая, когда у человека остался] долг. Об этом мне только что сообщил Джибриль» 26 .
25 Имеется в виду общество ангелов, пророков и праведников.
26 Аль-Албани в своём комментарии к «Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа» назвал этот хадис достоверным.
27 Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Его содержат «Сунан» Ибн Маджи и «Муватта» Малика, а ан-Насаи приводит его в таком виде: «Поистине, души верующих внутри зелёных птиц, которые садятся на деревья Рая».
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 90
Разница между душами праведных верующих и душами мучеников в том, что души мучеников находятся в зобах райских птиц, которые летают по Райским садам и находят приют всветильниках, подвешенных к Трону, тогда как души праведных верующих находятся внутри у птиц, которые едят с райских деревьев, но не перемещаются по Раю.
Хадис о том, что души верующих становятся птицами, которые едят с деревьев Рая, вовсе не противоречит другому хадису, который передаёт Абу Хурайра, о том, что ангелы забирают душу верующего раба Аллаха и поднимаются с ней в небеса, а другие ангелы говорят: «Какой чудесный аромат пришёл к вам с земли!» Продолжение хадиса:«Они приходят с ней к душам [других]верующих, и те радуются её прибытию больше, чем один из вас радуется возвращению[давно] отсутствующего. Они спрашивают её: «Как поживает такой-то? Как поживает такой-то?» А ангелы говорят: «Оставьте её. Поистине, она была в печали и заботах мира этого». Она же говорит: «[Такой-то] умер. Разве он не пришёл к вам?» Они отвечают: «Его отправили в Геенну»»[Насаи].
Таким образом, душа верующего встречается с душами других верующих в Раю.
4. Души грешников — мы уже приводили хадисы, в которых говорится о мучениях, которым подвергаются грешники. Рот человека, который много лгал, будут раздирать железными крючьями до затылка. Голову того, кто намеренно просыпал обязательные молитвы, будут разбивать большим камнем, а прелюбодеи и прелюбодейки подвергаются наказанию в напоминающем печь углублении, узком вверху и широком внизу, под которым разводят огонь. Тот, кто занимался ростовщичеством, будет плавать в море крови, а на берегу будет стоять тот, кто будет набивать емурот камнями. Мы также приводили хадисы о том, какое наказание ждёт людей, которые позволяли моче попадать на их тело и одежду, а также тех, кто злословил, сплетничал, и тех, кто присваивал что-то из военной добычи, не имея на это права, и т. д.
5. Души неверующих — в хадисе, который передаёт Абу Хурайра, описывается всё, что происходит сверующим после смерти, вплоть до той минуты, когда он отправится в Рай для вечного пребывания. После этого описания упоминается о том, что ждёт неверующего и как будут извлекать душу из его тела: «Выйдет она из тела, распространяя отвратительный запах.
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 91
И придут с ней к вратам земли, и там будут говорить: «Как отвратителен этот запах!» — пока не придут с ней к душам неверующих»[Насаи].
Кажущееся несоответствие и объяснение его
Кто-то может сказать: «Вы привели хадисы, указывающие на то, что душа возвращается в тело, затем её подвергают допросу, после чего верующего ждёт блаженство, а неверующего — мучения. Так как же вы после этого утверждаете, что душа верующего пребывает в Раю, а душа неверующего — в Аду?»
Ибн Хазм пытался доказать, что хадисы, в которых упоминается о возвращении души в тело, лежащее в могиле, — слабые, однако это не так. Он назвал слабым хадис, передаваемый Зазаном от аль-Бара’. Однако хадис этот на самом деле достоверен. По словам Ибн Таймийи, есть много других достоверных хадисов, передаваемых большим количеством людей и указывающих на то, что душа возвращается в тело. А вот как согласует все эти хадисымежду собой Ибн Таймийя: «Душа верующего — в Раю, но при этом она может быть возвращена в тело. Точно так же душу живого человека, находящуюся в его теле, могут поднимать на небеса, когда человек спит. Что касается пребывания души в Раю, то об этом говорится в некоторых хадисах. На это указал имам Ахмад и другие учёные. В качестве доказательства они приводят хадисы,в которых говорится о том, что душа после смерти возвращается в тело, а также хадисы, в которых говорится о возвращении души в тело во сне, и некоторые другие». После этого он приводит один из вышеприведённых хадисов — а именно хадис Абу Хурайры, который приводится в сборнике Ибн Хиббана и других, о том, что верующий после ответа на вопросы ангелов видит своё место в Раю, а также своё место в Огне, которое он занял бы, если бы был неверующим. Пророк сказал: «Потом сделается его могила просторной, раздавшись на семьдесят локтей, и наполнится светом. Телу его будет возвращён первоначальный вид. А душу его помещают в насм тыб — птицу, которая ест с деревьев Рая».
Из этого хадиса следует, что душа возвращается в тело после своего путешествия по небесам. Затем она отвечает на вопросы ангелов, после чего становится птицей, которая ест с деревьев Рая, и в таком состоянии она остаётся до самого Дня Воскресения.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 92
Хотя душа пребывает в Раю, она не теряет связи с телом — точно так же, как во время сна душа перемещается в просторах небес и земли, но при этом остаётся привязанной к телу. Ведь душа — субстанция, отличная по своим свойствам от тела, и она не подчиняется тем физическим законам, по которым живут творения в нашем мире. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорит, что обитель душ верующих — Рай, и добавляет: «И вместе с этим душа связывается с телом, когда пожелает Всевышний Аллах, и в этот момент она подобна нисходящему ангелу, лучу, достигшему земли, и пробуждению спящего» [Маджму’ аль-фатава].
Мучениям в барзахе подвергается
только душа, или только тело,
или же и то и другое вместе?
По этому вопросу существуют следующие мнения.
1. Приверженцы Сунны считают, что мучениям подвергается душа — как отдельно от тела, так и будучи связанной с телом. Шейх ислама Ибн Таймийя говорит: «Блаженство и мучения испытывает и душа, и тело, и с этим согласны все приверженцы Сунны. Душа наслаждается и подвергается мучениям как отдельно от тела, так и вместе с ним».
2. Многие философы-догматики из числа му’тазилитов и представителей других течений полностью отрицают то, что в барзахе будет блаженство и мучения. Объясняется это тем, что они отрицают существование души, независимой от тела. Они считают, что душа — это жизнь и после смерти душа перестаёт существовать, и поэтому не будет ни блаженства, ни мучений до тех пор, пока Аллах не воскресит Своих рабов. Такого мнения придерживаются некоторые му’тазилиты и аш’ариты, например кади Абу Бакр. Такое утверждение неверно, и в этом нет сомнений. Его опроверг Абу аль-Ма’али аль-Джувайни. Многие учёные — приверженцы Сунны говорят о существовании единогласного мнения относительно того, что душа продолжает существовать после разлуки с телом и что она наслаждается и испытывает мучения.
3. Некоторые философы утверждают, что блаженство или мучения испытывает одна только душа. Среди приверженцев Сунны тоже есть сторонники этого мнения. Это Ибн Майсара и Ибн Хазм.
4. Некоторые философы-догматики считают, что наслаждается и испытывает мучения в могиле одно только тело. С ними согласны
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 93
некоторые представители приверженцев хадисов (ахль аль-хадис), среди них Ибн аз-За’уни [Маджму’ аль-фатава].
Знает ли человек что-нибудь о происходящем в этом мире после своей смерти?
В достоверных хадисах упоминается о том, что умерший слышит скрип обуви друзей и родственников, расходящихся после того, как его положат в могилу. Анас ибн Малик передаёт слова Пророка : «Поистине, когда раба Аллаха положат в могилу и присутствовавшие на похоронах начнут расходиться, он слышит скрип их сандалий. » [Муслим, №2874].
Через три дня после битвы при Бадре Посланник Аллаха остановился у тел погибших в этой битве многобожников и стал звать иx по именам: «О Абу Джахль ибн Хитам! О Умайя ибн Халяф! О ‘Утба ибн Раби’а! О Шейба ибн Раби’а! Убедились ли вы в том, что обещанное вам вашим Господом — истина? Я убедился в том, что обещанное мне моим Господом — истина». ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «О Посланник Аллаха! Как могут они услышать, как могут ответить, когда тела их уже разлагаются?!» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя! Они не хуже вас слышат то, что я говорю им, просто они не могут ответить». После этого он велел убрать их тела, и их сбросили в высохший колодец Бадра [Бухари, № 2870; Абу Давуд; Насаи].
Ибн Таймийя привёл несколько хадисов, указывающих на то, что мертвые слышат, а потом сказал: «Из этих и других подобных хадисов следует, что мёртвый может слышать слова живого, однако это вовсе не означает, что слышит он их постоянно. Он может слышать в одних случаях и не слышать в других, точно так же как живой человек иногда слышит обращенные к нему слова, а иногда не слышит, поэтому что ему что-то мешает» [Маджму’ аль-фатава]. Вот как ответил Ибн Таймийя тем, кто говорит: «Аллах сказал, что мёртвые не слышат: «Ты не заставишь слышать мертвецов» (сура 27 «Муравьи», аят 80). Как же вы утверждаете, что мёртвые слышат?»: «Слух этот есть восприятие, за которое человек не несёт ответственности, и это вовсе не то, что подразумевается в аяте «Ты не заставишь слышать мертвецов». В аяте подразумевается принятие и следование. Аллах уподобил неверующего мёртвому, который не отвечает тому, кто к нему обращается, и животному,
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 94
которое слышит голос, но не понимает слов. Мёртвый, даже если он и слышит слова и понимает их смысл, не может ответить тому, кто к нему обращается, и не может исполнить его веление или последовать его запрету, и ему не приносят никакой пользы веления и запреты. Так же и неверующий: ему не приносят пользы веления и запреты, даже если он и слышит обращенные к нему слова и понимает их смысл. Всевышний сказал: «Если бы Аллах знал, что в них есть благо, Он непременно наделил бы их слухом»(сура 8 «Трофеи», аят 23)» [Маджму’ аль-фатава].
При этом существуют хадисы, указывающие на то, что мёртвый не только слышит, но ещё и говорит. Мункар и Накир задают ему вопросы, и верующему Аллах помогает дать правильный ответ, а неверующий и лицемер не смогут ответить правильно. Умерший может говорить и не только когда отвечает на вопросы Мункара и Накира. И это отличается от речи людей в этом мире. Вопросы задаются душе, и она говорит. Она отвечает, она садится, она испытывает блаженство или мучения, даже если при этом у неё сохраняется некоторая связь с телом. Как мы уже сказали, бывает так, что люди слышат слова, произносимые умершим, и с Посланником Аллаха такое случалось не раз.
Не считай тех, кто пал на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, они живы и у получают удел у Господа своего.
Сура “Семейство Имрана”, аят 169
Пророки же ещё более достойны этой жизни. Известно, что павшие на пути Аллаха расстались с земной жизнью, их имущество было поделено наследниками, а жёнам стало дозволено выходить замуж за других, что является наиболее ясным свидетельством того, что они умерли. Однако Всевышний Аллах запретил нам называть их мёртвыми, ибо сказал Всемогущий и Великий Аллах:
Не говорите о тех, кто пал на пути Аллаха: “Мёртвые!” Нет, живые! Но вы не чувствуете этого.
Сура “Корова”, аят 154
Мы ничего не знаем об этой жизни за исключением того, что души этих людей расстались с их телами, земная жизнь их пришла к своему завершению и дела их закончились. Но в одном из достоверных хадисов говорится, что души их вселились в зелёных птиц, сидящих на ветвях растущих в раю деревьев.[71] Это сообщение подтверждает тот факт, что души их расстались со своими телами, и они начали жить этой особой жизнью, и ясно, что пророки и посланники ещё более достойны такой жизни. Тем не менее они не в состоянии отвечать тем, кто к ним взывает, или же даровать нечто тем, кто у них чего-нибудь просит. Мы верим, что эта промежуточная жизнь пророков Аллаха является более совершенной, чем жизнь павших на пути Аллаха, и что отличие их состоит в том, что тела их защищены от тления, поскольку в “ас-Сунане” Абу Дауда приводится передаваемый со слов Ауса ибн Ауса хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, пятница является одним из наилучших ваших дней. Молитесь же в этот день за меня побольше, ибо молитва ваша будет представлена мне”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха, как же она будет представлена тебе, если ты уже истлеешь?” В ответ им он сказал: “Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков”.[72] Это является лучшим доказательством того, что дух Посланника Аллаха расстался с его телом и вознёсся к Всевышнему Аллаху, что и соответствовало его последнему желанию в этом мире. А в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Кто бы из мусульман ни приветствовал меня, Аллах обязательно донесёт это приветствие до моего духа, чтобы я ответил на него”.[73] Что же касается вопроса о том, как именно Посланник Аллаха отвечает на эти приветствия, то на этот счёт существуют разные мнения, а Аллах знает об этом лучше. Абу Дауд приводит хадис с хорошим иснадом, передаваемый со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллах сказал: “Не превращайте свои дома в могилы, не устраивайте на моей могиле празднеств и молитесь за меня, ибо молитва ваша дойдёт до меня, где бы вы ни находились”.[74]
Хафиз ад-Дийя в “Избранном”, а также и другие авторы в своих трудах приводят сообщение Али ибн аль-Хусейна ибн Али о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошёл к могиле Пророка и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: “Не передать ли вам хадис, который я слышал от своего отца, о том, что мой дед слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия дойдут до меня, где бы вы ни были””.[75]
Все эти сообщения свидетельствуют о том, что это было хорошо известно нашим предшественникам, которые хотели сохранить Сунну Пророка и довести её до сведения людей.
Что же касается смысла слов Посланника Аллаха “не превращайте свои дома в могилы”, то они означают: не прекращайте молиться, обращаться к Аллаху с мольбами и читать Коран в ваших домах, тем самым уподобляя их могилам, возле которых молиться нельзя. Здесь имеются в виду добровольные молитвы, которые мусульманин должен совершать у себя дома. Далее Пророк сказал: “. и не устраивайте на моей могиле празднеств”. Это означает, что он запретил посещать свою могилу, преследуя какие-то ритуальные цели, и собираться у своей могилы периодически, что может стать чем-то вроде праздника, по случаю которого люди собираются в определённое время, радуются и веселятся и который отмечается ежегодно. Кроме того, он сообщил нам о том, что наша молитва дойдет до него, где бы мы ни находились. Это означает, что молитвы и приветствия доходят до него независимо от расстояния, и поэтому человек, совершающий молитву за Пророка и приветствующий его возле могилы, не получают по сравнению с другими никаких особых преимуществ. В этом и состоит смысл слов аль-Хасана ибн аль-Хасана “. нет разницы между вами и жителями Андалусии”. Поэтому, если человек стремится побывать на могиле Пророка только для того, чтобы приветствовать его, а посещение мечети не входит в его планы, то это означает, что он устраивает на могиле празднества в том смысле, какой вложил в это слово аль-Хасан ибн аль-Хасан. Известно, что имам Малик выразил жителям Медины своё порицание за то, что когда кто-нибудь из них приходил в мечеть Пророка, то обязательно подходил к его могиле, поскольку наши предшественники не делали этого. Имам сказал: “Последние поколения этой общины исправит только то, что исправило первых мусульман”.
Известно также, что сподвижники Пророка и представители старшего поколения последователей большей частью молились в мечети Пророка, находясь позади праведных халифов, а завершив молитву и произнеся слова приветствия, они уходили или усаживались в мечети для чтения Корана или совершения иных видов поклонения. При этом никто не сообщал о том, что они подходили к могиле Посланника Аллаха после каждой молитвы, ибо они ограничивались молитвой за него и приветствиями ему во время чтения ташаххуда. Это предпочтительнее, чем подходить к его могиле для того, чтобы поприветствовать Пророка. При жизни Аиши и после её смерти до тех пор, пока вокруг могилы не были возведены стены при расширении мечети во время правления аль-Валида ибн Абд аль-Малика[77] сподвижники и их последователи не молились за него и не приветствовали его, собираясь у его могилы, хотя и бывало так, что подобным образом поступал кто-то из них, вернувшись после той или иной поездки или путешествия. Однако сразу после этого он удалялся оттуда. Об этом нам известно только из сообщений об Ибн Умаре, в то время как другие сподвижники не сообщали об этом и не делали этого регулярно. Таким образом, постоянное повторение подобных действий является ересью и может привести к неумеренному возвеличиванию Пророка и к тому, что люди начнут обращать свою мольбу к нему наряду с Аллахом. Все имамы сходились во мнении о том, что человек, приветствующий Пророка и желающий обратиться к Аллаху с мольбой, не должен обращаться к его могиле его, а ему следует обращаться в сторону киблы, поскольку это направление является наилучшим и даёт больше всего оснований надеяться, что мольба человека будет услышана и принята. Что же касается рассказа о том, что имам Малик сказал Мансуру: “Почему ты отворачиваешься от него? Обращай своё лицо к нему и проси заступничества. ”, — то рассказ этот является вымышленным и ложным, что было доказано видными авторитетами Ислама.[78]