Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Сура 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана), аят 169

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ عِنْدَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ

Слушать аят Корана 3:169

Транслитерация

Wa laa tahsabannal lazeena qutiloo fee sabeelillaahi amwaata; bal ahyaaa’un ‘inda Rabbihim yurzaqoon

Переводы смыслов Корана (Сура 3, аят 169)

Эльмир Кулиев

Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,

Абу Адель

И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, умершими (которые ничего не чувствуют). Нет, (они, даже если и умершие в этом мире, то) живые (в другой жизни) (и) (находятся) у своего Господа, получая удел,

Магомед-Нури Османов

Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего,

Валерия (Иман) Порохова

И не считайте мертвыми вы тех, Кто на пути Аллаха был убит. Нет, они живы! Удел свой обретя В присутствии Господнем,

Игнатий Крачковский

И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел,

Гордий Саблуков

Тех, которые убиты на пути Божием, не считайте мёртвыми; нет, они живы, они пред Господом своим, получили удел свой,

Михайло Якубович

Не вважайте мертвими тих, які загинули на шляху Аллага. Ні, вони живі та отримують наділ у Господа свого,

Тафсир (толкование) Корана (Сура 3, аят 169)

Аль-Мунтахаб

Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел!

Источник

Алю Имран (Семейство Имрана), 169-й аят из 200

Передают со слов Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Акила, который говорил: «Я слышал, как Джабир ибн Абдаллах рассказывал, что Пророк его спросил: «Хочешь, я тебе сообщу радостную весть, Джабир?» Я ответил: «Да, Пророк Аллаха». Он тогда сказал: «Твоего отца, убитого в Ухуде, Аллах, Всемогущий и Великий, оживил и потом спросил его: «О Абдаллах ибн Амр, что мне сделать для тебя?» А он ответил: «О, Господь! Я хочу, чтобы ты вернул меня к жизни, и я буду воевать за Тебя и второй раз буду убит».

Имам Ахмад передаёт от Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « الشُّهَدَاءُ عَلى بَارِقِ نَهْرٍ بِبَابِ الْجَنَّـةِ، فِي قُبَّةٍ خَضْرَاءَ، يَخْرُجُ عَلَيْهِمْ رِزْقُهُمْ مِنَ الْجَنَّـةِ بُكْرَةً وَعَشِيًّا » «Погибшие за дело Аллаха у сияющей реки возле дверей рая в зеленой башне; им выносят пищу из рая утром и вечером[Хороший хадис, рассказал Ахмад в аль-Муснаде (1/266) ] ». Из всех этих хадисов становится ясно, что шахиды разделяются на типы. Некоторые из них летают над раем, другие стоят у дверей рая возле реки. Возможно эти шахиды закончивают свой путь возле этой реки. Они собераются там и им выносят райскую пищу утром и вечером. Аллах знает лучше. В хадисе от имама Ахмада говорится, что душа каждого верующего будет летать по раю как захочет и питаться с его плодов. Она будет радоваться от вида того, что уготовил ей Аллах из почестей. Этот хадис с достоверным иснадом. Имамы трёх мазхабов сошлись во мнениях по поводу достоверности этого хадиса.

Имам Ахмад передаёт хадис, который сообщил Абдур-Рахман ибн Ка’б ибн Малик от своего отца о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « نَسَمَةُ الْمُؤْمِنِ طَائِرٌ تَعْلَقُ فِي شَجَرِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَهُ اللهُ إِلَى جَسَدهِ يَوْمَ يَبْعَثُه » «Душа верующего будет птицей в раю, которая будет садиться на райские деревья, пока Аллах не вернёт её в тело (верующего) в день Воскрешения[«Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис] ». Этот хадис указывает на то, что души верующих будут летать по раю. Просим у Аллаха Щедрого, чтобы Он умертвил нас будучи верующими.

Источник

Тафсир

Толкование Корана

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

(169) Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

(170) радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

(171) Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,

Аллах вознаграждает павших мучеников благами, которые доставляют им не только телесное, но и духовное удовольствие, поскольку они радуются Его милости. От этого их жизнь наполняется счастьем и блаженством. А еще они радуются за своих последователей, которым предстоит присоединиться к ним. Они напоминают друг другу о том, что скоро к ним присоединятся их братья, которые тоже навсегда избавятся от страха и печали. Они ликуют от того, что им и их братьям не угрожают никакие неприятности, и это делает их торжество абсолютно совершенным. Они поздравляют друг друга с самой великой наградой — милостью и добром от их Господа, Который не теряет награды верующих. Напротив, Он приумножает ее, благодарит Своих рабов и одаряет их по Своей милости благами, которых они даже не заслужили своим усердием.

Эти аяты свидетельствуют об истинности блаженства в промежуточной жизни после расставания с земным миром вплоть до Судного дня. Они свидетельствуют и о том, что павшие мученики занимают одно из самых высоких мест перед Господом, что души праведников встречаются после смерти и даже навещают друг друга.

Источник

Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа.

Сура3 «Семейство ‘Имрана», аят 169

Масрук спросил ‘Абдаллаха ибн Мас’уда об этом аяте, и тот ответил: «Мы спрашивали об этом. Их души внутри зелёных птиц. Для них устроены светильники, подвешенные к Трону, и они летают в Райских садах, куда пожелают, а потом находят приют в этих светильниках» [Муслим].

Но таково положение души не каждого мученика. Есть среди них такие, которых удерживают от входа в Рай из-за неуплаченного долга. ‘Абдаллах ибн Джахш передаёт, что к Пророку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел упришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ждёт меня, если я буду убит на пути Аллаха?» Тот ответил: «Рай». Когда этот человек ушёл, Пророк Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел усказал: «Кроме [того случая, когда у человека остался] долг. Об этом мне только что сообщил Джибриль» 26 .

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у25 Имеется в виду общество ангелов, пророков и праведников.

26 Аль-Албани в своём комментарии к «Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа» назвал этот хадис достоверным.

27 Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Его содержат «Сунан» Ибн Маджи и «Муватта» Малика, а ан-Насаи приводит его в таком виде: «Поистине, души верующих внутри зелёных птиц, которые садятся на деревья Рая».

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 90

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Разница между душами праведных верующих и душами мучеников в том, что души мучеников находятся в зобах райских птиц, которые летают по Райским садам и находят приют всветильниках, подвешенных к Трону, тогда как души праведных верующих находятся внутри у птиц, которые едят с райских деревьев, но не перемещаются по Раю.

Хадис о том, что души верующих становятся птицами, которые едят с деревьев Рая, вовсе не противоречит другому хадису, который передаёт Абу Хурайра, о том, что ангелы забирают душу верующего раба Аллаха и поднимаются с ней в небеса, а другие ангелы говорят: «Какой чудесный аромат пришёл к вам с земли!» Продолжение хадиса:«Они приходят с ней к душам [других]верующих, и те радуются её прибытию больше, чем один из вас радуется возвращению[давно] отсутствующего. Они спрашивают её: «Как поживает такой-то? Как поживает такой-то?» А ангелы говорят: «Оставьте её. Поистине, она была в печали и заботах мира этого». Она же говорит: «[Такой-то] умер. Разве он не пришёл к вам?» Они отвечают: «Его отправили в Геенну»»[Насаи].

Таким образом, душа верующего встречается с душами других верующих в Раю.

4. Души грешников — мы уже приводили хадисы, в которых говорится о мучениях, которым подвергаются грешники. Рот человека, который много лгал, будут раздирать железными крючьями до затылка. Голову того, кто намеренно просыпал обязательные молитвы, будут разбивать большим камнем, а прелюбодеи и прелюбодейки подвергаются наказанию в напоминающем печь углублении, узком вверху и широком внизу, под которым разводят огонь. Тот, кто занимался ростовщичеством, будет плавать в море крови, а на берегу будет стоять тот, кто будет набивать емурот камнями. Мы также приводили хадисы о том, какое наказание ждёт людей, которые позволяли моче попадать на их тело и одежду, а также тех, кто злословил, сплетничал, и тех, кто присваивал что-то из военной добычи, не имея на это права, и т. д.

5. Души неверующих — в хадисе, который передаёт Абу Хурайра, описывается всё, что происходит сверующим после смерти, вплоть до той минуты, когда он отправится в Рай для вечного пребывания. После этого описания упоминается о том, что ждёт неверующего и как будут извлекать душу из его тела: «Выйдет она из тела, распространяя отвратительный запах.
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 91

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

И придут с ней к вратам земли, и там будут говорить: «Как отвратителен этот запах!» — пока не придут с ней к душам неверующих»[Насаи].

Кажущееся несоответствие и объяснение его

Кто-то может сказать: «Вы привели хадисы, указывающие на то, что душа возвращается в тело, затем её подвергают допросу, после чего верующего ждёт блаженство, а неверующего — мучения. Так как же вы после этого утверждаете, что душа верующего пребывает в Раю, а душа неверующего — в Аду?»

Ибн Хазм пытался доказать, что хадисы, в которых упоминается о возвращении души в тело, лежащее в могиле, — слабые, однако это не так. Он назвал слабым хадис, передаваемый Зазаном от аль-Бара’. Однако хадис этот на самом деле достоверен. По словам Ибн Таймийи, есть много других достоверных хадисов, передаваемых большим количеством людей и указывающих на то, что душа возвращается в тело. А вот как согласует все эти хадисымежду собой Ибн Таймийя: «Душа верующего — в Раю, но при этом она может быть возвращена в тело. Точно так же душу живого человека, находящуюся в его теле, могут поднимать на небеса, когда человек спит. Что касается пребывания души в Раю, то об этом говорится в некоторых хадисах. На это указал имам Ахмад и другие учёные. В качестве доказательства они приводят хадисы,в которых говорится о том, что душа после смерти возвращается в тело, а также хадисы, в которых говорится о возвращении души в тело во сне, и некоторые другие». После этого он приводит один из вышеприведённых хадисов — а именно хадис Абу Хурайры, который приводится в сборнике Ибн Хиббана и других, о том, что верующий после ответа на вопросы ангелов видит своё место в Раю, а также своё место в Огне, которое он занял бы, если бы был неверующим. Пророк Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел усказал: «Потом сделается его могила просторной, раздавшись на семьдесят локтей, и наполнится светом. Телу его будет возвращён первоначальный вид. А душу его помещают в насм тыб — птицу, которая ест с деревьев Рая».

Из этого хадиса следует, что душа возвращается в тело после своего путешествия по небесам. Затем она отвечает на вопросы ангелов, после чего становится птицей, которая ест с деревьев Рая, и в таком состоянии она остаётся до самого Дня Воскресения.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 92

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Хотя душа пребывает в Раю, она не теряет связи с телом — точно так же, как во время сна душа перемещается в просторах небес и земли, но при этом остаётся привязанной к телу. Ведь душа — субстанция, отличная по своим свойствам от тела, и она не подчиняется тем физическим законам, по которым живут творения в нашем мире. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорит, что обитель душ верующих — Рай, и добавляет: «И вместе с этим душа связывается с телом, когда пожелает Всевышний Аллах, и в этот момент она подобна нисходящему ангелу, лучу, достигшему земли, и пробуждению спящего» [Маджму’ аль-фатава].

Мучениям в барзахе подвергается

только душа, или только тело,

или же и то и другое вместе?

По этому вопросу существуют следующие мнения.

1. Приверженцы Сунны считают, что мучениям подвергается душа — как отдельно от тела, так и будучи связанной с телом. Шейх ислама Ибн Таймийя говорит: «Блаженство и мучения испытывает и душа, и тело, и с этим согласны все приверженцы Сунны. Душа наслаждается и подвергается мучениям как отдельно от тела, так и вместе с ним».

2. Многие философы-догматики из числа му’тазилитов и представителей других течений полностью отрицают то, что в барзахе будет блаженство и мучения. Объясняется это тем, что они отрицают существование души, независимой от тела. Они считают, что душа — это жизнь и после смерти душа перестаёт существовать, и поэтому не будет ни блаженства, ни мучений до тех пор, пока Аллах не воскресит Своих рабов. Такого мнения придерживаются некоторые му’тазилиты и аш’ариты, например кади Абу Бакр. Такое утверждение неверно, и в этом нет сомнений. Его опроверг Абу аль-Ма’али аль-Джувайни. Многие учёные — приверженцы Сунны говорят о существовании единогласного мнения относительно того, что душа продолжает существовать после разлуки с телом и что она наслаждается и испытывает мучения.

3. Некоторые философы утверждают, что блаженство или мучения испытывает одна только душа. Среди приверженцев Сунны тоже есть сторонники этого мнения. Это Ибн Майсара и Ибн Хазм.

4. Некоторые философы-догматики считают, что наслаждается и испытывает мучения в могиле одно только тело. С ними согласны
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 93

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

некоторые представители приверженцев хадисов (ахль аль-хадис), среди них Ибн аз-За’уни [Маджму’ аль-фатава].

Знает ли человек что-нибудь о происходящем в этом мире после своей смерти?

В достоверных хадисах упоминается о том, что умерший слышит скрип обуви друзей и родственников, расходящихся после того, как его положат в могилу. Анас ибн Малик передаёт слова Пророка Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у: «Поистине, когда раба Аллаха положат в могилу и присутствовавшие на похоронах начнут расходиться, он слышит скрип их сандалий. » [Муслим, №2874].

Через три дня после битвы при Бадре Посланник Аллаха Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел уостановился у тел погибших в этой битве многобожников и стал звать иx по именам: «О Абу Джахль ибн Хитам! О Умайя ибн Халяф! О ‘Утба ибн Раби’а! О Шейба ибн Раби’а! Убедились ли вы в том, что обещанное вам вашим Господом — истина? Я убедился в том, что обещанное мне моим Господом — истина». ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «О Посланник Аллаха! Как могут они услышать, как могут ответить, когда тела их уже разлагаются?!» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя! Они не хуже вас слышат то, что я говорю им, просто они не могут ответить». После этого он велел убрать их тела, и их сбросили в высохший колодец Бадра [Бухари, № 2870; Абу Давуд; Насаи].

Ибн Таймийя привёл несколько хадисов, указывающих на то, что мертвые слышат, а потом сказал: «Из этих и других подобных хадисов следует, что мёртвый может слышать слова живого, однако это вовсе не означает, что слышит он их постоянно. Он может слышать в одних случаях и не слышать в других, точно так же как живой человек иногда слышит обращенные к нему слова, а иногда не слышит, поэтому что ему что-то мешает» [Маджму’ аль-фатава]. Вот как ответил Ибн Таймийя тем, кто говорит: «Аллах сказал, что мёртвые не слышат: «Ты не заставишь слышать мертвецов» (сура 27 «Муравьи», аят 80). Как же вы утверждаете, что мёртвые слышат?»: «Слух этот есть восприятие, за которое человек не несёт ответственности, и это вовсе не то, что подразумевается в аяте «Ты не заставишь слышать мертвецов». В аяте подразумевается принятие и следование. Аллах уподобил неверующего мёртвому, который не отвечает тому, кто к нему обращается, и животному,
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 94

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

которое слышит голос, но не понимает слов. Мёртвый, даже если он и слышит слова и понимает их смысл, не может ответить тому, кто к нему обращается, и не может исполнить его веление или последовать его запрету, и ему не приносят никакой пользы веления и запреты. Так же и неверующий: ему не приносят пользы веления и запреты, даже если он и слышит обращенные к нему слова и понимает их смысл. Всевышний сказал: «Если бы Аллах знал, что в них есть благо, Он непременно наделил бы их слухом»(сура 8 «Трофеи», аят 23)» [Маджму’ аль-фатава].

При этом существуют хадисы, указывающие на то, что мёртвый не только слышит, но ещё и говорит. Мункар и Накир задают ему вопросы, и верующему Аллах помогает дать правильный ответ, а неверующий и лицемер не смогут ответить правильно. Умерший может говорить и не только когда отвечает на вопросы Мункара и Накира. И это отличается от речи людей в этом мире. Вопросы задаются душе, и она говорит. Она отвечает, она садится, она испытывает блаженство или мучения, даже если при этом у неё сохраняется некоторая связь с телом. Как мы уже сказали, бывает так, что люди слышат слова, произносимые умершим, и с Посланником Аллаха Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел утакое случалось не раз.

Источник

Не считай тех, кто пал на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, они живы и у получают удел у Господа своего.

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Сура “Семейство Имрана”, аят 169

Пророки же ещё более достойны этой жизни. Известно, что павшие на пути Аллаха расстались с земной жизнью, их имущество было поделено наследниками, а жёнам стало дозволено выходить замуж за других, что является наиболее ясным свидетельством того, что они умерли. Однако Всевышний Аллах запретил нам называть их мёртвыми, ибо сказал Всемогущий и Великий Аллах:

Не говорите о тех, кто пал на пути Аллаха: “Мёртвые!” Нет, живые! Но вы не чувствуете этого.

Сура “Корова”, аят 154

Мы ничего не знаем об этой жизни за исключением того, что души этих людей расстались с их телами, земная жизнь их пришла к своему завершению и дела их закончились. Но в одном из достоверных хадисов говорится, что души их вселились в зелёных птиц, сидящих на ветвях растущих в раю деревьев.[71] Это сообщение подтверждает тот факт, что души их расстались со своими телами, и они начали жить этой особой жизнью, и ясно, что пророки и посланники ещё более достойны такой жизни. Тем не менее они не в состоянии отвечать тем, кто к ним взывает, или же даровать нечто тем, кто у них чего-нибудь просит. Мы верим, что эта промежуточная жизнь пророков Аллаха является более совершенной, чем жизнь павших на пути Аллаха, и что отличие их состоит в том, что тела их защищены от тления, поскольку в “ас-Сунане” Абу Дауда приводится передаваемый со слов Ауса ибн Ауса хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, пятница является одним из наилучших ваших дней. Молитесь же в этот день за меня побольше, ибо молитва ваша будет представлена мне”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха, как же она будет представлена тебе, если ты уже истлеешь?” В ответ им он сказал: “Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков”.[72] Это является лучшим доказательством того, что дух Посланника Аллаха расстался с его телом и вознёсся к Всевышнему Аллаху, что и соответствовало его последнему желанию в этом мире. А в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Кто бы из мусульман ни приветствовал меня, Аллах обязательно донесёт это приветствие до моего духа, чтобы я ответил на него”.[73] Что же касается вопроса о том, как именно Посланник Аллаха отвечает на эти приветствия, то на этот счёт существуют разные мнения, а Аллах знает об этом лучше. Абу Дауд приводит хадис с хорошим иснадом, передаваемый со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллах сказал: “Не превращайте свои дома в могилы, не устраивайте на моей могиле празднеств и молитесь за меня, ибо молитва ваша дойдёт до меня, где бы вы ни находились”.[74]

Хафиз ад-Дийя в “Избранном”, а также и другие авторы в своих трудах приводят сообщение Али ибн аль-Хусейна ибн Али о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошёл к могиле Пророка и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: “Не передать ли вам хадис, который я слышал от своего отца, о том, что мой дед слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия дойдут до меня, где бы вы ни были””.[75]

Все эти сообщения свидетельствуют о том, что это было хорошо известно нашим предшественникам, которые хотели сохранить Сунну Пророка и довести её до сведения людей.

Что же касается смысла слов Посланника Аллаха “не превращайте свои дома в могилы”, то они означают: не прекращайте молиться, обращаться к Аллаху с мольбами и читать Коран в ваших домах, тем самым уподобляя их могилам, возле которых молиться нельзя. Здесь имеются в виду добровольные молитвы, которые мусульманин должен совершать у себя дома. Далее Пророк сказал: “. и не устраивайте на моей могиле празднеств”. Это означает, что он запретил посещать свою могилу, преследуя какие-то ритуальные цели, и собираться у своей могилы периодически, что может стать чем-то вроде праздника, по случаю которого люди собираются в определённое время, радуются и веселятся и который отмечается ежегодно. Кроме того, он сообщил нам о том, что наша молитва дойдет до него, где бы мы ни находились. Это означает, что молитвы и приветствия доходят до него независимо от расстояния, и поэтому человек, совершающий молитву за Пророка и приветствующий его возле могилы, не получают по сравнению с другими никаких особых преимуществ. В этом и состоит смысл слов аль-Хасана ибн аль-Хасана “. нет разницы между вами и жителями Андалусии”. Поэтому, если человек стремится побывать на могиле Пророка только для того, чтобы приветствовать его, а посещение мечети не входит в его планы, то это означает, что он устраивает на могиле празднества в том смысле, какой вложил в это слово аль-Хасан ибн аль-Хасан. Известно, что имам Малик выразил жителям Медины своё порицание за то, что когда кто-нибудь из них приходил в мечеть Пророка, то обязательно подходил к его могиле, поскольку наши предшественники не делали этого. Имам сказал: “Последние поколения этой общины исправит только то, что исправило первых мусульман”.

Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Смотреть картинку Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Картинка про Не говорите что они мертвы они получают свой удел у. Фото Не говорите что они мертвы они получают свой удел у

Известно также, что сподвижники Пророка и представители старшего поколения последователей большей частью молились в мечети Пророка, находясь позади праведных халифов, а завершив молитву и произнеся слова приветствия, они уходили или усаживались в мечети для чтения Корана или совершения иных видов поклонения. При этом никто не сообщал о том, что они подходили к могиле Посланника Аллаха после каждой молитвы, ибо они ограничивались молитвой за него и приветствиями ему во время чтения ташаххуда. Это предпочтительнее, чем подходить к его могиле для того, чтобы поприветствовать Пророка. При жизни Аиши и после её смерти до тех пор, пока вокруг могилы не были возведены стены при расширении мечети во время правления аль-Валида ибн Абд аль-Малика[77] сподвижники и их последователи не молились за него и не приветствовали его, собираясь у его могилы, хотя и бывало так, что подобным образом поступал кто-то из них, вернувшись после той или иной поездки или путешествия. Однако сразу после этого он удалялся оттуда. Об этом нам известно только из сообщений об Ибн Умаре, в то время как другие сподвижники не сообщали об этом и не делали этого регулярно. Таким образом, постоянное повторение подобных действий является ересью и может привести к неумеренному возвеличиванию Пророка и к тому, что люди начнут обращать свою мольбу к нему наряду с Аллахом. Все имамы сходились во мнении о том, что человек, приветствующий Пророка и желающий обратиться к Аллаху с мольбой, не должен обращаться к его могиле его, а ему следует обращаться в сторону киблы, поскольку это направление является наилучшим и даёт больше всего оснований надеяться, что мольба человека будет услышана и принята. Что же касается рассказа о том, что имам Малик сказал Мансуру: “Почему ты отворачиваешься от него? Обращай своё лицо к нему и проси заступничества. ”, — то рассказ этот является вымышленным и ложным, что было доказано видными авторитетами Ислама.[78]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *