Не интересно учиться в университете что делать
Почему 85% студентов в РФ не хотят и не готовы учиться и как можно исправить ситуацию
В среднем только у 15% студентов есть мотивация к учебе и необходимые для этого навыки, говорится в исследовании Уральского федерального университета (УрФУ), которое проводилось в течение семи лет. Сейчас ученые УрФУ пытаются исправить эту ситуацию: в вузе реализуют проект со сложным названием «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности». Проще говоря, речь идет о проблеме интеллектуальной беспомощности студентов, которую формирует система школьного образования.
Этот проект был поддержан грантом Российского фонда фундаментальных исследований. По сути, это первое междисциплинарное исследование по данной тематике в России: в его реализации участвуют десять специалистов в области социологии, психологии, педагогики и экономики — кандидаты и доктора наук, доценты и профессора Уральского федерального университета. В течение трех лет они проведут многочисленные опросы и фокус-группы с участием школьников, учащихся колледжей и студентов вузов, экспертные интервью с педагогами, психологами, экспертами в сфере социологии и экономики образования.
Беседа с руководителем исследовательской группы, доктором философских наук, заслуженным деятелем науки РФ, вице-президентом Российского общества социологов Гарольдом Зборовским оставляет ощущение ни больше ни меньше надвигающейся катастрофы.
«Образовательная неуспешность закладывается в начальных классах школы»
— Гарольд Ефимович, исследовательский проект «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», который вы возглавили, первый подобный в нашей стране. Что сподвигло вашу группу к его осуществлению?
— Проблему переноса образовательной неуспешности в университеты мы ощущаем каждой клеточкой своей души. Мы считаем, что основная проблема любого российского вуза, в том числе элитарного, в том, что высокие баллы абитуриентов по ЕГЭ не отражают их реального уровня подготовки. На протяжении многих лет школа в последние два года обучения, в 10-11 классах, не занимается образованием, а любой ценой натаскивает учеников на сдачу ЕГЭ, потому что именно по этому показателю оценивают результаты ее работы. Преподаватель знает, что та или иная однотипная задача с высокой долей вероятности попадется на экзамене, и все обучение сводится к повторению отработки таких однотипных задач — и в точных, и в естественных, и в гуманитарных дисциплинах.
Получается, что с каждым годом у выпускников школ растут лишь баллы по ЕГЭ, но не качество их фактической подготовки. Ребята получают по 70-80 баллов, но приходят в вузы незнающими, неумеющими, не владеющими навыками и компетенциями, которые необходимы для нормальной учебы.
Не умеют писать, потому что в школе нет сочинений. Не умеют говорить, в лучшем случае их монолога хватает на 1-2 минуты, как у Эллочки-людоедки. Не умеют конспектировать, дискутировать.
Это данные не только наших исследований. Очень авторитетный, уважаемый ученый и педагог профессор Семен Давыдович Резник, много лет занимающийся изучением высшего образования, провел опрос в нескольких десятках крупнейших вузов страны — Москвы, Ростова, Воронежа, Пензы, Саранска, Саратова и целого ряда других городов — и показал, что подавляющее большинство студентов первого курса учиться в вузе не готовы.
Причем образовательная неуспешность закладывается еще в начальных классах. Дети приходят в школу с горящими глазами, искренне желают учиться. Но через год-два-три значительная часть их, если не подавляющее большинство, говорят: не хочу идти в школу, не хочу учиться.
Исчезает интерес, мотивация к учебе, и так начинается образовательная неуспешность. Она резко усиливается в средних классах, с 5-го по 9-й: многопредметная система, преподаватели разные, внимание к ученикам ослаблено. Вместо индивидуального подхода — начетничество и педагогический авторитаризм, когда учитель говорит нежелательному ученику: ОГЭ ты не сдашь, отправляйся в колледж.
И 40% учеников, если не больше, идут в колледж. А колледж — это тупиковый путь, только некоторые, окончив колледж, переходят в систему высшего образования.
— И много в вузах студентов, запрограммированных школой на образовательную неуспешность?
— Мы получаем не менее половины неуспешных студентов, которые не владеют навыками как самостоятельной образовательной деятельности, так и адаптации к коллективу, общения, взаимодействия.
В другом исследовании, которое мы проводили в течение семи лет, студенты оценивались по двум основным критериям: первый — мотивация на учебу, второй — готовность учиться, то есть владение необходимыми для этого компетенциями: умением работать с книгой, проникать в глубину материала, усваивать и осваивать его. С 2011 года это исследование охватило порядка 4 тысяч студентов, 200 академических групп.
Я просил коллег-преподавателей: оцените, сколько человек в ваших академических группах, где вы ведете занятия, во-первых, мотивированы на учебу, то есть хотят учиться, и, во-вторых, умеют и могут учиться. В 99,9% случаев преподаватели говорили: 1-2-3 студента из группы.
Мы высчитали, что в среднем от общего числа студентов мотивацией и готовностью к обучению, двумя основными факторами образовательной успешности, обладают только 15% студентов. Остальные делятся на три группы: могут, но не хотят — 30%, не могут и хотят — 40%, не могут и не хотят — 15%.
А знаете, что происходит в академической группе, когда в ней только 1-2 мотивированных студента? Они сталкиваются с мощным давлением. Они хотят и готовы учиться, а одногруппники им говорят: ты что выпендриваешься, тебе что, больше всех надо? Одни опускаются до уровня посредственностей, другие уходят из вуза, потому что не находят там того, к чему стремятся, — новых знаний и хорошей подготовки.
«Хорошо подготовленные студенты, как правило, уезжают за рубеж»
— Вузовская система способна влиять на положение в школах, выступать заказчиком более качественного школьного образования?
— В идеале должна, в реальности — не влияет. Одна из особенностей нашей страны заключается в том, что у нас глубокие институциональные разрывы между уровнями образования. Институт высшего образования оторван от института школы. Мы, находясь в зависимости от школы, совершенно не влияем на школьный образовательный процесс. Школа зависит только от своей системы показателей, а она зиждется на том, чтобы выпустить как можно больше ребят с высокими баллами по ЕГЭ, отчитаться, а что с ними будет дальше — трава не расти.
Самые лучшие уезжают в крутые вузы Москвы и Питера, а регионам достаются средненькие, посредственности, в лучшем случае — только часть хороших студентов. Но выхода нет, мы обязаны учить всех.
Поэтому первый год обучения многие вузы вынуждены тратить на повторение школьной программы по математике, физике, химии и так далее. И только после полного усвоения школьной программы можно двигаться вперед.
То есть один из четырех лет бакалавриата уходит на переход от неуспешности к успешности. Не жирно ли?
При этом позитивный результат не гарантирован. Большинство абитуриентов с привитой образовательной неуспешностью идут в вуз исключительно за дипломом, который, по их представлениям, откроет им какие-то карьерные перспективы. Но это иллюзия. Мы анализируем не только первые курсы, но и все последующие, и видим, что на финише обучения в вузе значительная часть выпускников не может преодолеть образовательную неуспешность. А образовательная неуспешность может привести к профессиональной и социальной неуспешности.
— И такой человек будет зависеть от государства, от власти.
— Конечно. Но и элитарных вузов, куда идут хорошо подготовленные студенты, в стране раз-два и обчелся: ВШЭ, МГУ, еще несколько. Однако в процессе обучения в бакалавриате такие студенты, как правило, уезжают на практику за рубеж и, оказавшись там, хорошо владея иностранным языком, а то и двумя, находят там работу. И либо сначала заканчивают бакалавриат в России и потом уезжают за границу, либо сразу остаются за рубежом.
— То есть даже ведущие российские вузы работают на перекачку ценных кадров за рубеж?
— Получается так. В той же «Вышке» самая главная проблема — найти хороших магистрантов и аспирантов, потому что свои выпускники-бакалавры, которые еще не уехали за рубеж, не в полной мере соответствуют высоким требованиям. Поэтому «Вышка» ищет магистрантов и аспирантов в других вузах. А власть повторяет: мы никого не держим, границы открыты, пусть уезжают, скатертью дорога. И кто остается?
— Гарольд Ефимович, раз вузы не могут повлиять на систему школьного образования, они вынуждены преодолевать неуспешность студентов своими силами. Как, с вашей точки зрения, делать это наиболее эффективно?
— Определенные идеи есть. Они связаны с мобилизацией социальных, экономических, психологических, педагогических ресурсов, созданием модели образовательного сопровождения, новых механизмов движения от образовательной неуспешности к успешности.
У нас в системе высшего образования — неадекватная государственная политика в отношении студентов, как и в школе — в отношении учеников. Эта политика нацелена на поддержку лучших — ребят, которые учатся на пятерки, участвуют в олимпиадах, побеждают, что-то изобретают. Все внимание им, потому что они защищают честь школы и университета, они наша гордость. А остальные? Кто будет отвечать за троечников, кто будет работать с ними? На остальных наплевать: как бросили в 5-м классе, так они и барахтаются, кто может — выберется сам.
Нужно выравнивать отношение к школьникам и студентам. Пятнадцать процентов активных студентов опеки над собой не требуют, их нужно только подбадривать, стимулировать. Со всеми остальными нужно работать один на один, преодолевая их образовательную неуспешность. Политика должна быть равнонаправленной на каждого, чтобы из вуза выходили образовательно и, стало быть, профессионально и социально успешные люди. А тех, кто совсем не хочет учиться, — отчислять.
Правда, в отчислениях не заинтересованы сами преподаватели. В вузах действует правило: отчислили 12 студентов — одну преподавательскую ставку долой.
Поэтому многие студенты не боятся санкций и не ходят на занятия, не выполняют задания, относятся к образованию с позиции академического мошенничества: списывают, грешат плагиатом. А педагоги ставят им нормальные оценки. Официально это называется «студентосбережением». Никто не против, студентов надо сберегать, но не такой ценой. Чтобы их сберегать, с ними надо работать.
Но такая задача не то чтобы не обсуждается, она даже не ставится. Вузовские преподавательские кадры сокращаются, повышается нагрузка. На одного преподавателя приходится 900-1000 часов в год активной работы, так называемой контактной нагрузки, когда встречаешься со студентами: лекции, семинары, консультации. Времени для дополнительной работы со слабым студентом очень мало. И модные сейчас рассуждения о том, что вузовский преподаватель должен из лектора становиться тьютором, наставником, сопровождающим, остаются словами.
— В этом году из-за пандемии коронавируса вузы переходили на дистанционное обучение. Считается, что это вынужденный, но прогрессивный шаг вперед. Ваше мнение?
— Я так совсем не считаю. Еще до пандемии в вузах шло это активное внедрение, я бы даже сказал — вторжение онлайн-образования. На онлайн были переведены до 30% курсов. А что такое онлайн? Это односторонний канал общения, когда в процессе лекций студенты не могут полноценно общаться с преподавателями.
Онлайн-образование выгодно государству, поскольку экономит деньги. Но оно не улучшает качество образования.
Это понимают многие студенты, о чем свидетельствуют результаты нашего опроса, проведенного в Свердловской области летом этого года, во время эпидемии коронавируса. Мы опросили 1042 человека, из них 62% ответили, что переход с традиционных форм образования на онлайн и дистант снизил качество образования, для 56% — ослабил мотивацию к обучению, 36,5% уверены, что онлайн-образование привело к ухудшению учебной успеваемости и умения самостоятельно учиться.
Пандемия значительно усложнила и так непростую ситуацию, ведь ребята, которые приходят к нам из школы, таковы, что с ними нужно заниматься индивидуально, встречаться лично. Только тогда, еще с трудом, они начинают включаться в университетское образование. Ведь сегодняшние дети, дети «цифровой эпохи», в основном потребляют «картинки» и не умеют читать и вникать в суть информации. Элементарная книжная культура уходит, вместе с ней утрачивается умение мыслить, и это страшно.
Что делать, если подростку не нравится учиться в университете? Причины. Способы решения проблемы
Большинство подростков получают удовольствие от учебы в университете. Но случаются ситуации, когда тинейджеру категорически не нравится институт. И учеба в нем.
Это может происходить по разным причинам. Мы разберем, почему у детей пропадает желание учиться в университете. А также рассмотрим способы решения проблемы.
Причины, по которым подростку может не нравиться учиться в университете
Особенно часто проблема нежелания учиться в университете наступает у тех подростков, которые после школы пошли в колледж. Отучились там два или четыре года. Это происходит потому, что они устали от зачетов, экзаменов. И хотят отдохнуть от учебы.
Важно! Мы рассматриваем ситуации, когда подросток уже поступил в университет. И разочаровался в нем на этапе учебы.
Давайте рассмотрим основные причины, по которым подростку может не нравиться учиться в университете.
Причина #1: Не нравится сам университет
Бывают ситуации, когда тинейджеру нравится его специальность. Он любит учиться. Но ему категорически не нравится университет, в который он поступил.
Вызвать антипатию подростка может огромное количество аспектов:
И многое другое. В этом случае решение проблемы очень простое. Ребенку нужно попытаться осуществить перевод в другой ВУЗ. Более престижный и интересный с точки зрения преподавания.
Наверняка в вашей стране есть возможность переводиться из одного университета в другой. Узнайте об особенностях этого процесса. Соберите все необходимые документы. И отправьте ребенка учиться в другой университет. Скорее всего, текущий ВУЗ ему просто не подходит.
Причина #2: Подростку не нравится выбранная специальность
Бывают ситуации, когда подростки не хотят учиться потому, что им не нравится их специальность. Это происходит в том случае, если:
К сожалению, проблема с неправильно выбранной специальностью очень серьезная. Если ребенку не нравится определенная профессия, то игнорировать его чувства ни в коем случае нельзя. Учтите, что по этой специальности ему придется работать всю дальнейшую жизнь. Если он выучится на нелюбимое дело, то не сможет достичь в нем успеха. И будет чувствовать неудовлетворение от своей жизни.
Как справиться с этой проблемой?
В случае, если специальность не подходит, ее нужно поменять. Но сделать это довольно непросто. Переводиться из ВУЗа в ВУЗ можно только на смежные специальности. Переквалифицироваться из математика в журналиста будет довольно проблематично. Есть три варианта решения проблемы:
Причина #3: Подросток вообще не хочет получать высшее образование
Некоторые подростки и вовсе не хотят получать высшее образование. Из-за юношеского максимализма они считают, что диплом не важен. Что он не гарантирует трудоустройства. И высоких заработков.
Отчасти это действительно так. Но вам нужно объяснить подростку, что в университете его ждет студенческая жизнь. Интересные мероприятия, концерты, вечеринки. Знакомство с противоположным полом. Верные друзья. И море веселья.
Также, объясните ребенку, что, несмотря на мнимую им бесполезность диплома, он все равно нужен. Поскольку без высшего образования ребенок не сможет устроиться ни на одну престижную работу. И даже на ту, на которой платят небольшие деньги.
Если подросток категорически отказывается идти в университет, предложите ему альтернативу. Заочное отделение. Скажите, что ему предстоит только лишь ходить на начитки. Отвечать на них. А затем сдавать сессию. Университет он будет посещать редко.
Но обязательно поставьте условие. Если ребенок не идет в университет на очное отделение, он устраивается на работу. И помогает семье средствами. Или, как минимум, оплачивает свое обучение в университете.
Почему многие подростки разочаровываются в выбранной специальности?
Поэтому очень часто поступают на те профессии, которые им не нравятся. Например, они выбирают стать журналистом. Или радистом. Но не до конца осознают, как проходят рабочие дни у этих специалистов. Чем конкретно они занимаются. Как зарабатывают деньги. И так далее.
Когда они глубже погружаются в профессию, то разочаровываются. Понимают, что работать так, как они, не хотят. Жалеют о том, что поступили на конкретную специальность. И пытаются сменить ее.
Что бы не случилось, не давайте подростку бросить университет
Вне зависимости от того, какой бы ни была причина нелюбви к учебе в университете, не давайте ребенку бросить ВУЗ. Девочкам нужно рассказывать о том, что без высшего образования будет довольно сложно пробиться. А мальчиков можно пугать армией.
Объясните подростку, что военкомат ежедневно отслеживает тех, кто был отчислен из университета. Отыскивает их. Предъявляет повестки. И уже через несколько месяцев отправляет в армию.
Нежелание идти служить может стать хорошим стимулом для подростка, чтобы он продолжал учиться.
Плюсы и минусы заочного обучения, как альтернативы традиционной учебе
Давайте рассмотрим преимущества и недостатки заочного обучения.
Преимущества
Плюсы заочного обучения заключаются в следующем:
Недостатки
Недостатки заочного обучения заключаются в следующем:
Ноль мотивации: как не перегореть на учебе
Анна Веселко
Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
утрата уверенности в своих академических способностях;
неспособность уложиться в важные сроки;
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
тревожность или депрессия.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.