Не искушай что это значит

Что значит искушать: 2 значения — подвергнуть испытанию или проверить ценность

Если рассуждать о том, что значит искушать, можем узнать что греческое слово «пейрадзо» — искушать имеет два значения «подвергнуть испытанию» и «проверить ценность кого-то или чего-то».

По сути, искушение — это ситуация, в которой человеку доводится, испытав свою волю, непринужденно выбрать сторону добра или зла.

Искушение дает нам возможность сделать выбор в сторону добра

Может прозвучать странно, но искушение — это одна из главнейших ценностей бытия православного христианина. Искушение — это своего рода проверка, посредством которой исполняется Промысел Божий. Без этих испытаний человек не сможет двигаться к святости, у него не будет стимула для своего развития. Получается, что без искушения христианин и шагу ступить не может.

Конечно, первое искушение, которое произошло в раю, растлило наших прародителей и разорвало связь с Богом, но, по словам отцов Церкви, лишь так человек из неведения смог приобрести осознанность, свободно выбрать истинное и отвергнуть лукавое, стать праведником.

Поразительно, но сам сатана стал орудием Бога. Господь начал использовать врага, чтобы человек преодолевал его наветы, мог возрастать и совершенствоваться как христианин и совершить полную победу правды над суетным существованием во времени.

Бог никогда не посылает искушений больше наших сил

Какие бы искушения не приходили в нашу жизнь, в них всегда будет присутствовать милость Божия, потому, что все происходит по Его Промыслу. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что Господь не попустит испытаний, если из них не выйдет ничего хорошего.

Только увидев, что-то доброе, что может произойти, будет более чем зло, Бог попускает диаволу совершать его дело. Об этом же говорит нам апостол Павел:

«вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»

Попуская искушения, Господь не оставит нас без Своей помощи

Если к нам приходит искушение, его нужно принять, с надеждой что Господь не оставит нас без Своей поддержки и помощи. Но искать искушений по своей воле нельзя. Святитель Василий Великий говорил: «не нужно самому бросаться в искушения раньше времени, пока Бог не попустил их, а наоборот, нужно молиться, чтобы в искушение не впасть». Если человек своеволен, то искушение ему только во вред и на погибель, а если смирен и ищет только волю Божию, такому и зло во благо.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значитСвятой Василий Великий говорил, что не нужно искать для себя искушений, пока Господь не попустил их, а наоборот нужно молиться, чтобы их избежать

Искушения полезны, но одновременно и страшны для людей. Жизнь современного человека полна искушений, это: высокая скорость на дороге, лихачество, самонадеянность и множество других. Православному христианину все их нужно пресечь словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К большому сожалению, люди сейчас все чаще погибают от излишней самоуверенности и бахвальства. В них нет страха Божия и это главная причина их гибели. Когда человек станет ценить жизнь как дар Господень, он спасёт и себя и ближнего.

Не искушенный человек, в момент испытания нуждается в духовной и моральной поддержке

Испытывая искушение, человек нуждается в нашей поддержке. Тут очень важно чтобы Церковь, его родные и близкие молитвенно, морально и духовно поддержали его в этом не простом испытании. В этом и состоит двойственная природа искушения. Оно, с одной стороны помогает человеку возрастать духовно, а с другой требует полностью вверить себя Богу и уповать на Его помощь, без которой можно не справиться с испытанием и позволить диаволу восторжествовать на собой.

Поэтому человеку ни в коем случае нельзя искушать судьбу и Бога и специально искать для себя искушений. Василий Великий так писал об этом: «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Еще в VII веке Исаак Сирин говорил: «Молись, чтобы не войти во искушение прежде всего касательно веры твоей». В этом наставлении святой предупреждает, что цель дьявола – поколебать нашу веру. И нам нужно помнить о Божьем присутствии и о том, что все испытания в нашей жизни не случайны. Нельзя относиться к подобным испытаниям с эгоистической позиции: раздражаться, роптать, досадовать. Такие искушенные, впавшие в эгоизм становятся еще более уязвимыми.

В словах молитвы Господней «…и не введи нас во искушение» нет противоречий

Многие, только пришедшие в Церковь, усматривают противоречие в словах «и не введи нас во искушение». Они считают, что эти слова свидетельствуют о том, что искушает Господь. Но Бог использует искушение только для духовного возрастания человека и без Его помощи, человека просто «раздавит» тяжесть подобного испытания.

Преподобный Иоанн Кассиан об этих словах в молитве «Отче наш» говорит следующее: «Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении».

Церковь через таинства дает нам помощь в прохождении искушений

Церковь помогает ослабленным искушениями верующим получить помощь. Огромная поддержка человеку в такой момент — это таинства. Наставления батюшки, таинства исповеди и Причастие Святых Христовы Тайн помогает человеку укрепиться и противостоять искушению.

Через таинства сам Господь невидимо укрепляет верующего, а через Святое Причастие освящается подвиг такого верного, чтоб он не страдал. Так Церковь помогает человеку стать истинным воином Христовым.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значитЧерез Святое Причастие сам Господь невидимо помогает укрепиться верующему и противостоять искушению

При грамотном взгляде на посылаемые искушения мы сможем победить их

Мы находимся только в начале пути ко спасению, но должны знать куда нужно двигаться и что делать. Для этого с осторожностью, без фанатизма и самосожаления, шаг за шагом следовать по дороге духовного восхождения, чтобы в итоге достичь единения с нашим Творцом.

Источник

Значение слова «искушение»: что это такое в православии, как не поддаться искушению

Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Что такое искушение

Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

Происхождение слова

Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».

Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

Значение понятия

По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Упоминания в Библии

Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.

Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Виды искушений

У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.

Материальные блага

Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Соблазны и греховные удовольствия

Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Испытания Господа

Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Влияние на человека

Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Не искушай что это значит. Смотреть фото Не искушай что это значит. Смотреть картинку Не искушай что это значит. Картинка про Не искушай что это значит. Фото Не искушай что это значит

Как бороться с искушениями

Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.

Видео о том, как бороться с соблазном

Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.

Источник

ИСКУШАТЬ

Смотреть что такое «ИСКУШАТЬ» в других словарях:

искушать — См. соблазнять … Словарь синонимов

ИСКУШАТЬ — ИСКУШАТЬ, искусить кого, чем, в чем; испытывать, изведывать, убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; | подвергать кого испытанию; | соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути… … Толковый словарь Даля

ИСКУШАТЬ — ИСКУШАТЬ, аю, аешь; несовер., кого (что). Соблазнять, прельщать. И. заманчивыми обещаниями. • Искушать судьбу делать что н. сопряжённое с излишним риском. | совер. искусить, ушу, усишь; ушённый ( ён, ена) (устар.). | сущ. искушение, я, ср.… … Толковый словарь Ожегова

искушать — судьбу • оценка … Глагольной сочетаемости непредметных имён

искушать — ИСКУШАТЬ, несов. (сов. искусить), кого чем. Вызывать (вызвать) у кого л. желание чего л. запретного, воздействуя на кого л. чем л. (словами, жестами и т.п.); Син.: прельщать, соблазнять; Ант.: отталкивать [impf. to tempt, seduce]. Чтобы добиться… … Большой толковый словарь русских глаголов

Искушать — I несов. перех. 1. Испытывать, пробовать, проверять. 2. перен. Соблазнять, прельщать чем либо. II несов. перех. устар. Приобретать познания, опыт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

искушать — искуш ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

искушать — (I), искуша/ю(сь), ша/ешь(ся), ша/ют(ся) … Орфографический словарь русского языка

искушать — ИСКУШАТЬ, ИСКУШАТЬСЯ см. Искусить … Энциклопедический словарь

искушать — см. искусить; аю, аешь; нсв. * Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей (Баратынский) * … Словарь многих выражений

Источник

Православная Жизнь

Как понять, что такое искушения, о которых верующие так часто слышат в храме и читают в поучениях святых отцов?

«И не введи нас во искушение»

Мой знакомый батюшка как-то ехал в общественном транспорте, и кто-то ему то ли на ногу наступил, то ли сумкой задел, в ответ на что он вскрикнул: «Ох, искушение!». Услышав это, стоящая рядом женщина ответила: «Как же вы, юноша, красиво ругаетесь!». Так что же такое искушение? Чтобы не уподобиться той женщине, давайте разберёмся.

Слово «искушение» на современном русском языке — «испытание». Каждому верующему человеку это слово известно по молитве «Отче наш», которую людям дал Сам Господь: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Произнося эти слова, мы признаём свою немощь, слабость перед лицом греха, осознаём всю глубину человеческого поражения грехом. Мы просим: «Не дай мне споткнуться и упасть на пути к Тебе, поддержи меня, не дай мне сорваться в пропасть». Не Бог бросает в пропасть — человек в неё срывается из-за неосторожности. «Не введи во искушение» значит «сохрани меня в момент искушения, зная мою слабость». Неслучайно в конце этой молитвы мы признаём свою немощь пред Богом.

Верующие очень любят повторять: «На всё воля Божия». В Священном Писании таких слов нет, есть более точная формулировка: ничто не происходит без воли Божией. Существуют два понятия, которые не надо путать: это благословение Господне и Божие попущение. Разница хорошо видна на примере Иова Многострадального. Помните, дьявол приступал к Богу с просьбой строить праведнику Иову разные козни? И только с попущения Божия это ему удавалось.

Как человек может искушать Бога?

Обратим внимание на слова «не искушай Господа Бога твоего»: оказывается, человек может искушать Бога. Как такое возможно? Искушать Бога можно тем, чем искушали Христа иудеи — они требовали от Него чуда: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Мф. 12:38). Что же ответил Христос? Мы помним: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39).

Человек, который искушает Бога, ищет чуда от Него, находится на очень скользкой дорожке. Он возводит здание своей веры на зыбком песке, без основания. Вера в чудо и вера, основанная на нём — это вера в антихриста. Люди будут очарованы чудесами, которые он будет творить направо и налево. Если вера человека основана на чудесах, значит, он выбрал ложный духовный путь.

Бог не искушает

Важно отметить, что Бог никого не искушает. Святые отцы пишут, что искушения бывают от мира, от плоти и от дьявола. Это три фронта, с которых они на человека обрушиваются. От мира — значит, извне, от людей, через окружающих и обстоятельства нашей жизни. От плоти — то есть от повреждённой человеческой природы, это наши похоти, страсти, грехи и пороки: печаль, уныние, гордыня, сребролюбие и так далее. От дьявола — это бесовские внушения, помыслы, ситуации, когда Бог попускает дьяволу вмешаться в жизнь человека, а также случаи прямых встреч с бесами, как это случалось со святыми подвижниками.

Апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Это очень важно! Некоторые люди неверно трактуют молитву «Отче наш», полагая, что Бог вводит их в искушение. Повторю, что это не так. Человек сам искушается от своей греховности и похоти: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

У пророка Иеремии есть такие слова: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9:21). Святые отцы толкуют эти слова так: враг искушает нас прежде всего через глаза и уши, то есть мы искушаемся тем, что видим и слышим. Участие в разговорах, сплетнях, пересудах — разве не любим мы всего этого? Однако человек, который хочет избежать искушений, должен сторониться такого «досуга».

Бороться с искушениями нужно на уровне помыслов: пришёл — надо сразу пресекать. Есть несколько ступеней, по которым грех входит в человеческое сердце. Чтобы этого не случилось, человеку очень важно сказать: «Не разрешаю!» или «Отойди от меня, сатана!» Есть даже такая молитва святителя Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоея и служения тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Так что же делать, чтобы не поддаваться искушениям?

Также в борьбе с искушениями важно, в каком обществе мы вращаемся, с кем общаемся. Мне вспоминается «Исповедь» блаженного Августина, в которой он рассказывал о себе такой случай. Однажды друзья-язычники пригласили его на гладиаторские бои. Он не хотел идти, так как считал, что христианину не должно развлекаться таким образом. Однако его всё же уговорили пойти, предложив просто посидеть за компанию, пообщаться и не смотреть на арену. Конечно, не смотреть не удалось, и через некоторое время, увлёкшись кровавым зрелищем, он уже кричал вместе со всеми, как бесноватый, поднимая палец то вверх, то вниз. Эта история показывает, насколько прав был апостол Павел, который учил: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Очень важно, каких мы выбираем друзей и единомышленников. Во все времена лучше быть одному, чем вместе с кем попало. Не стоит гнаться за количеством друзей, лучше пусть они будут с вами одной веры, одного уровня культуры, с такой же шкалой ценностей, что и у вас.

В заключение скажу: не надо бояться искушений. Всё движимо Промыслом Божиим, Господь даже зло заставляет служить добру. Если Он и попускает какие-то искушения, они никогда не бывают больше наших сил. Если страх всё же одолевает, мы можем просить Его: «Ты знаешь мою немощь, не попусти больше, чем я могу понести», — и Он обязательно услышит.

Протоиерей Константин Лисняк

Источник

Что такое искушение?

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Сегодня многие верующие «искушением» называют чуть ли не любую жизненную неурядицу: от поломки стиральной машины до опоздания на важную встречу по работе. Но что такое искушение с точки зрения Церкви? Является ли оно неизбежной частью христианской жизни или от него можно как-то заслониться? Об этом «Фома» поговорил с клириком храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе протоиереем Алексеем Сысоевым.

— Отец Алексей, что такое искушение?

— Как бы парадоксально это ни звучало, но искушение — это одна из важнейших ценностей нашей жизни. Искушение — это испытание, через которое осуществляется Божий Промысл. Без них человек не смог бы двигаться к святости, у него не было бы стимула для роста, развития, нравственного и творческого становления. То есть без искушения человеку невозможно сделать и шага. И хотя первое искушение, случившееся в раю, развратило человека, разорвав связь между ним и Богом, но, как пишут отцы Церкви, только так человек из состояния невинности и неведения смог обрести осознанность и, свободно выбрав истинное и доброе и отвергнув лукавое, стал праведником.

Если посмотреть на греческий глагол «пейрадзо» — искушать, то, помимо значения «подвергать испытанию», он переводится как «проверять ценность чего-то или кого-то». И всем нам хорошо знакомое слово «искусство» происходит от старославянского слова «искоусъ» — испытание, проверка. То есть человек, прошедший искушение, становится искусным.

Само по себе искушение напрямую связано со злом, которое досаждает нам отовсюду. Хотя из Священного Писания христиане твердо знают, что Бог зла и смерти не сотворил. И Он погибели нечестивого не радуется. Но Господь, Сам никого не искушая, как бы использует эту злую силу, чтобы человек, преодолев искушение, уподобился Христу, который некогда в пустыне во время сорокадневного поста отверг трехкратное искушение сатаны, утвердив истину жизни (Мф 4:3-7; Лк 4:6-8).

— А чему позавидовал дьявол?

— Человеку — его выделенности, таинственной и совершенно непонятной для него глубине. В Раю сатана сумел человека совратить, сумел ввести его в греховное состояние. Человек стал пленником смерти, в каком-то смысле даже беспризорным, уязвимым. Но сохранилась возможность через покаяние и через непрестанное преодоление обступающих со всех сторон искушений вновь обрести утраченную связь с Богом и победить дьявола.

Произошло удивительное: сам сатана оказался орудием Божиим. Господь стал использовать его для того, чтобы человек, преодолевая его наветы и устрашения, рос и совершенствовался как христианин, совершая окончательную победу истины над суетным прозябанием во времени.

Инициатором искушения является дьявол. Сила, с которой он пытается сокрушить человека, огромна. Она бесконечно продуцирует гибель, угрозу всему существующему, но при этом его разрушающей силе поставлены границы, которые устанавливает Бог.

На днях я причащал одну женщину. Болезнь, которая ее поразила, ужасна. И она никак не может из нее выбраться: одно вылечит, другое схватит. Она и сесть не может, и есть не может, так что ей еду дают в жидком виде. Каждый раз, когда я прихожу к таким людям, я ужасаюсь тому, с какой ненавистью и жестокостью дьявол пытается человека уничтожить, как он всеми силами пытается стереть его с лица земли.

А сколько перенес страданий Христос: и бегство в Египет, и странничество, и неверность людей, и болезни, и лишения. Но, как писал апостол Павел, Сила Божия в этой Христовой немощи совершалась (2 Кор 12:9). Господь Сам прошел весь ужас и боль человеческой жизни вплоть до страшной, мучительной смерти на Кресте. И в этом раскрывается главная надежда каждого христианина, ведь, по словам апостола Павла, Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18). Мы твердо знаем, что Господь не только показал нам, как переносить искушения, но и более того — Он Сам всегда будет рядом с нами, помогая достойно переносить все испытания.

Поэтому для христианина не так важно, что искушение наводится на него дьяволом — в этом смысле и будто бы извиняющая человека фраза «бес попутал» не работает. Если он со Христом, если Он готов идти Его путем, то всякий искус идет ему во благо. Внутри искушения человек концентрируется, выпрямляется, обретает новый взгляд на окружающий его мир.

— Получается, без искушений человеческая жизнь немыслима? Они неизбежны?

— Да. Преподобный Исаак Сирин прямо об этом пишет: «Вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновения пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей». Без искушения невозможно достигнуть особенного внутреннего молчания, концентрации.

Более того, само существо человека — его телесное и духовное устройство — является для него искушением.

Человек с детства начинает переживать глубокий внутренний конфликт: он ощущает свою ограниченность, слабость, немощность и одновременно какую-то необъятную и таинственную внутреннюю глубину, которая ставит его над всем сотворенным Богом миром.

С одной стороны, мы совершенно потеряны, мы мало что знаем и понимаем, неумеючи реагируем на те или иные события, совершаем ошибки, оступаемся, постоянно что-то упускаем. Наши физические способности во много раз уступают возможностям большинства животных, которые и быстрее нас, и ловчее, и лучше приспособлены к окружающей среде. Они без колебаний принимают инстинктивные решения. Потому что животные неразрывно связаны с природой, а человек — нет. Ему совершенно негде в этом природном мире закрепиться. Он везде не на месте, постоянно в поисках.

Человеку неизвестно, что будет с ним завтра, а что было до него — прошлое быстро становится смутным, со временем оно теряет свои очертания. Более того, человек плохо понимает, что и как ему делать со своим настоящим. Само наличие сознания чрезвычайно ослабляет человека: со всех сторон он поражаем сомнениями, неуверенностью в выбранной им жизненной стратегии.

Но при этом, человек ощущает, что ему дан какой-то колоссальный жизненный дар, что то самое сознание, которое мотает его из стороны в сторону, в то же время открывает перед ним бесконечные возможности развития, совершенствования.

Человек Самим Богом поставлен выше всего сотворенного, о чем свидетельствуют первые главы книги Бытие. Его призвание — огромно, так что апостол Павел пророчески пишет: Ибо тварь (то есть весь этот мир: видимый и невидимый. — Прим. А. С.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (то есть человека. — Прим. А. С.), потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8:19–21).

В этом внутреннем конфликте человека — его слабости, ограниченности и высоте призвания, богатстве дарований, какой-то неисчерпаемой и ему самому до конца неведомой глубине — раскрывается гамлетовская мука. Складывается некое поле страшного напряжения, внутри которого личность изначально оказывается подверженной искушению. И хуже того, человек не может с таким своим бытием самовольно расстаться. Не может он сказать: «Я возвращаю свой билет, не хочу я жить как человек». Он должен принять вызов искушения и перенести его достойно, совершить «откровение Сынов Божиих», то есть стать богоподобным, раскрыть во всей полноте все те силы и дарования, которыми наделил его Господь.

— А если человек отказывается принимать этот вызов? Если он не хочет нести это бремя и ему достаточно прожить без затей, без претензии на «святость» и «обожение»?

— Если человек не готов откликнуться на этот зов, он начинает жить просто, обывательски — искушение бытия его нивелирует. Природное, слепое, инстинктивное начинает его одолевать. Но это скатывание в мир природы — и в этом тоже мука — никогда не завершится, потому что, как я уже сказал, отказаться от самого себя, от данного ему Богом, человек не может. Если его личность не желает нести бремя своего бытия, то внутреннее для него закрывается и он во всем начинает усматривать только внешнее, случайное, как бы скользя по поверхности, упуская самое главное и существенное. Такой человек живет суетно, а это очень опасно, потому что внешнее, как сказал один святой, зловеще.

«Внешний» человек легко становится объектом манипуляций, его духовный иммунитет мгновенно падает. И Богу это неугодно, потому как, вводя каждого человека в мир, Он заранее и полностью доверяет ему, признает его, и человек, прожив уготованный ему срок на земле, должен этому доверию соответствовать, должен оправдать его перед Богом. Таков главный вопрос, который ставится перед человеком в любом искушении. Сможет ли человек жить как христианин — творчески и ответственно? Не как животное, которое существует по некоторой жизненной программе, а как богоподобная личность.

Однако здесь мы выходим на еще одну проблему. Человек в этом мире не одинок. Он окружен другими людьми, которые равны и подобны ему во всем. Но человек осознает, что в нем, как в существе, поставленном над всем творением и призванном им владеть, дремлет какое-то неблагое начало, от которого он отречься почему-то не в силах. Что-то в нем вдруг просыпается, и он делает своему ближнему больно, отталкивает его от себя, низвергает.

Так открывается новая глубина искушения: человек окружен со-равными ему существами, по отношению к которым он должен поступать правильно, должен принять их вполне. И если человек смог с этим неблагим началом внутри себя совладать, если он удержался от того, чтобы нанести другому вред, то тем самым он сумел отстоять нашу общую человечность.

— То есть Вы считаете, что достойное прохождение искушения связано с тем, как человек выстроит отношения с ближним? А кто такой ближний?

— Ближний — это не сосед. Сосед — это тот, кто по тому или иному стечению обстоятельств оказался рядом: в поезде, в очереди, на остановке. Но идеал человечности требует, чтобы ты даже в этом случайном соседе обнаружил сына Божьего. И когда это происходит, когда сосед становится ближним, то у всего твоего бытия во всей твоей жизнедеятельности выстраивается правильная структура.

Все в этом мире обретает свое место, он гармонизируется вокруг этого поступка. Возникает таинство отношения троичности: ты, я и Христос. Только во Христе мы получаем возможность переступить эгоцентрическое в себе, преодолеть это неблагое начало, совершить правильный поступок. Таким образом, ближний — это тот, кто увиден по-Божьи. Только после прохождения этого искушения человек становится по-настоящему творчески деятельным.

При этом мир вокруг нас нельзя никак объять, его нельзя очертить, ограничить, объяснить — ни изнутри, ни извне. Он нам только кажется понятным и привычным, а на самом деле как только мы перестаем смотреть на него поверхностно, то тут же сталкиваемся с глыбой неразрешимых проблем. Поэтому мир невозможно объяснить — это просто не в наших силах, его можно только пройти.

— А что значит пройти?

— Это значит обрести в нем путь Христов и этим путем пройти. Помните, как Господь Сам сказал о себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). Да, сам мир познать мы не можем, но у нас есть нечто куда более ценное, а именно — правильный поступок. Сначала человек ощущает, что он из «беспутного» становится «путным», то есть тем, кто обрел путь. Он преодолел свою самость, разомкнул зацикленность на самом себе. По отношению к ближнему он сумел воздержаться — не отбросить его, не оскорбить просто потому, что он рядом и он раздражает. Так, через правильный поступок, через признание в другом человеке ближнего оправдывается все человечество и бытие всего мира.

Таков потрясающий по глубине замысел Господа о нас. Он не хотел быть одним Святым, Всесильным, Благим. Бог захотел, чтобы Его творение в его чудесной, несказанной тайне и красоте было кому-то полностью открыто. Кто-то должен был, как писал Григорий Богослов, стать достойным зрителем этого мира. Но, чтобы увидеть его, как Бог, человек должен пройти путь искушения достойно.

— Но ведь в молитве «Отче наш» христиане просят: «И не введи нас во искушение». Разве это не противоречит Вашим словам?

— Нет, не противоречит. Ведь мы уже поняли, что искушение — основное условие всей человеческой жизнедеятельности. Оно поднимает человека в его активности, в его человечности, ведет его, намекает на что-то. Искушение наполнено дразнящей, провокативной силой. Однако без помощи Божьей человек был бы просто раздавлен его тяжестью.

Вспомним, что сказал Христос апостолу Петру во время Тайной Вечери: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место: «Что значит: “сеять”? Водить, обводить, колебать, двигать, потрясать, терзать, как бывает с семенами, просеваемыми через решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что, выражение: “чтобы не оскудела вера твоя”, показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы».

И преподобный Иоанн Кассиан о словах об искушении в молитве «Отче наш» пишет: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”.

Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (и не произнес ничего неразумного о Боге. — Прим. А. С.; Иов 1:22) — и не осквернил уст богохулением, на что склонял его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Когда человек оказывается перед лицом искушения, вся Церковь и все его близкие христиане должны молитвенно мобилизоваться, встать плечом к плечу, чтобы оказать всю возможную духовную и моральную поддержку в этом испытании. Такова тонкая двойственность искушения: с одной стороны, оно необходимо человеку, а с другой — требует чрезвычайного внимания, осторожности, собранности, полного доверия Богу, без помощи Которого искушение просто может человека раздавить и дьявол восторжествует над ним.

Можно привести пример, чтобы лучше понять, о чем пишут святые отцы. Представьте себе маленького ребенка, который ползает повсюду, все пытается потрогать, его все интересует. Он находится в стадии первого и самого завораживающего знакомства с миром. И в процессе этого знакомства он хоть и получает ссадины, накапливает опыт своих первых ошибок, но тем не менее развивается, осмысляет себя в мире и сам мир. Однако если за ним не будут следить родители, если он с этим совершенно незнакомым для себя миром останется один на один, то жизнь его окажется под угрозой.

Так и Бог через искушения, которыми Он попускает испытывать нас, дает нам возможность двигаться к совершенству, к праведности или, если угодно, к духовному взрослению. Но, как заботливый Родитель, Господь не оставляет нас с этими испытаниями один на один, чтобы мы не искалечились и не погибли, но двигались к Благу.

— Какую помощь оказывает в искушении человеку Церковь?

— Бог для того и устроил Церковь, что в ней мы получаем помощь через установленные Им таинства, обретаем поддержку через наставления священства. Только в Церкви человек, ослабленный борьбой, смущенный, иногда и совершенно потерянный, может получить необходимое укрепление. Здесь его встречает духовник, здесь невидимо его укрепляет Бог, дает ему пищу — Святое Причастие, освящает подвиг этого человека, чтобы он был не страдальческим, а святым. Так человек, находясь в Церкви, становится настоящим воином Христовым.

— Но как понять, что является искушением, а что нет? Существуют ли какие-то критерии?

— Нет, никаких критериев, конечно, нет. Искушение — это всегда индивидуальное, личностное событие. И только сам человек способен определить для себя, что с ним происходит и через что он проходит.

Мы слишком привыкли к ярлыкам, к каким-то понятным разграничителям, к написанным за нас инструкциям, а это очень опасно. Потому что духовную жизнь человека нельзя подгонять под сетку жестких классификаций, которой мы затем будем слепо руководствоваться.

Живой, творческий путь веры при таком подходе просто невозможен. Именно поэтому, кстати, когда верующие сегодня все свои жизненные неудачи называют искушением, то они празднословят, а в празднословии, сказано, не избежишь греха (Притч 10:19).

— А в Вашей жизни бывали ли такие события, которые Вы точно определяли для себя как искушения?

— Нет, такое под диктофон не говорят. Это всегда сохраняется в тайне и об этом говорить публично я никогда не стану. Нельзя внутреннюю жизнь какого бы то ни было человека выносить на суд журнальной статьи.

Нужно помнить, что искушение — это школа, в которой мы учимся быть как бы «проводниками» непрерывного потока Божественной любви. В искушении мы переплавляем наше сердце, открывая для себя совершенно новый взгляд на мир — взгляд любви. А любовь — это важнейшее Имя Бога. Так человек становится соработником Богу, и даже более того — становится Богом по благодати.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *