Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ

Два великих начала

Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть картинку Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Картинка про Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 5

Два великих начала

Содержание:

Музыкальный материал:

Песенный репертуар:

Характеристика видов деятельности:

Ход урока:

«Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль,
какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок…»
(Кристоф Глюк)

Сообщение темы урока:

— Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – «Слово» и «Музыка». Как вы можете определить связь между ними?

Работа по теме урока:

1. Взаимодействие слов и музыки

Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. (В презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н. Кузнецов).

Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости. Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. Бельского).

О скалы грозные дробятся с рёвом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор
Над морем стоя…

2. Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье. »

Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение.

— Кому знакомы эти замечательные строчки?

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

— Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.)На странице 39 вы видите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.

Гениальные строки А. Пушкина, учили наизусть и современники, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений. Оно получило гениальное воплощение в музыке М. Глинки. Так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье. »

Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение. (Слушание романса в записи).

— На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

(Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое «чудо прикосновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее значительный) литературы.

Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную песню», нежно-задумчивого «Жаворонка» М. Глинки, написанные на его стихи. Простодушные стихотворения Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали внимание читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности (трагический – потрясающий, полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки.

Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха». Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя, который, отправляясь в странствие, поёт свою жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова, подчинённого непрерывному движению стремительной воды.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Контрольный тест по теме «Вокальная музыка», 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по теме «Вокальная музыка», 5 класс»

Контрольный тест по теме «Вокальная музыка»

А) искусство игры на инструменте;

2. Кто сказал: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»:

В) Александр Пушкин.

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы понять произведение искусства:

А) уметь играть на музыкальных инструментах;

Б) знать нотную грамоту;

В) знать биографии композиторов;

Г) воображение и наблюдательность.

4. Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения, потому что:

А) должен быть сюжет;

Б) мелодичность стиха;

В) благозвучность слов.

5. Какое стихотворение А.С.Пушкина стало известным романсом:

А) «Вот север, тучи нагоняя…»;

Б) «Гонимы вешними лучами…»;

В) «Я помню чудное мгновенье…».

6. Кто композитор романса «Я помню чудное мгновенье…»:

7. Музыка, созданная на основе христианских текстов, получила название:

А) церковная музыка;

В) православная музыка.

8. Какие виды литературы используются композиторами для создания музыкальных произведений:

9. Песня «Маленький принц» о:

Б) пианист, педагог, народный артист;

11. К миру искусства принадлежат:

А) живопись, литература, математика;

Б) музыка, литература, живопись;

В) литература, музыка, природа.

12. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:

А) Музыка, исполняемая голосом без слов;

Б) Музыка, исполняемая на различных музыкальных инструментах;

Источник

Урок музыки: Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях

Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть картинку Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Картинка про Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ

Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Смотреть картинку Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Картинка про Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ. Фото Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения потому что ответ

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Два великих начала

2. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье. » (слушание);

2. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»).

1. «Весёлый мельник». Американская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

«Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль,
какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок…»
(Кристоф Глюк)

Сообщение темы урока:

— Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – «Слово» и «Музыка». Как вы можете определить связь между ними?

Работа по теме урока:

1. Взаимодействие слов и музыки

Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. (В презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н. Кузнецов).

Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости. Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. Бельского).

О скалы грозные дробятся с рёвом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор
Над морем стоя…

2. Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье. »

Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение.

— Кому знакомы эти замечательные строчки?

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

— Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.)На странице 39 вы видите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.

Гениальные строки А. Пушкина, учили наизусть и современники, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений. Оно получило гениальное воплощение в музыке М. Глинки. Так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье. »

Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение. (Слушание романса в записи).

— На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

(Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое «чудо прикосновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее значительный) литературы.

Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную песню», нежно-задумчивого «Жаворонка» М. Глинки, написанные на его стихи. Простодушные стихотворения Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали внимание читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности (трагический – потрясающий, полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки.

Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха». Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя, который, отправляясь в странствие, поёт свою жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова, подчинённого непрерывному движению стремительной воды.

1. Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

2. Считаете ли вы музыку М. Глинки созвучной стихотворению А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. »? Объясните свой ответ.

3. Что в характере песни Ф. Шуберта «В путь» кажется вам главным? Что, по-вашему, больше передаёт этот характер – стихи или музыка?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *