Не вешай нос гардемарины что значит
Не вешать нос, «Гардемарины»!
Спустя 23 года Светлана Дружинина возвращается к своим «Гардемаринам». Прославленная дама-режиссер руками Екатерины II отправит Харатьяна, Домогарова и компанию покорять Крым, в новом, уже четвертом фильме снимутся Кристина Орбакайте, Никита Пресняков, Артем Михалков, Дима Билан и даже Татьяна Навка… В общем, самое время вспомнить о том, как ковалась легенда и что осталось за кадром.
Гардемарином мог стать Меньшиков
Сценарий Сороткиной и Дружининой помог написать Юрий Нагибин. А другой известный писатель, автор «Двух капитанов» Вениамин Каверин, невольно подарил фильму название.
Жигунов чуть не лишился глаза, а Машную привязывали за ногу
Фильм запустился в 1986 году. Но и тут не обошлось без сюрпризов. Спустя всего полтора месяца после начала съемок Светлана Дружинина решила покататься верхом. Слезая с лошади, поскользнулась и сломала ногу. Дальше снимать ей пришлось на костылях. Потом Жигунова призвали в армию. Из кавалерийского полка его отпускали на съемки. Но только бритого. Поэтому в середине съемок гардемарин Белов лишился шикарной шевелюры. А в другой раз чуть не лишился глаза. Бретерствуя, Жигунов предложил самому опытному фехтовальщику, участвующему в съемках, сразиться по-настоящему. Шпага угодила ему в глаз, проткнула веко, задела глазной нерв. Актера увезли в больницу – слава Богу, еще глаз спасли.
Казалось бы, опытная Ольга Машная (до «Гардемаринов» у нее было 16 картин), никак не могла сыграть свидание в лесу. От избытка чувств все время вываливалась из кадра.
Боярского забрали в милицию
Как поссорились….
Во второй части «Гардемаринов» («Виват, гардемарины», 1991 г.) князя Оленева играет уже не Владимир Шевельков, а Михаил Мамаев.
Ляпы в «Гардемаринах»
— В знаменитой «Песне о дружбе» Корсак, Белов и Оленев трогаются с места в коричневой форме, а через секунду скачут по полю в плащах и шляпах.
— Когда Корсак сбрасывает парик с лысой головы штык-юнкера Котова (Виктор Павлов), в кадре отчетливо видна проволока, с помощью которой парик слетает с головы на самом деле.
— В сцене прощания Анастасии Ягужинской с Россией (около домика), когда останавливается карета, в отражении дверцы видно всю съемочную группу и даже тележку с камерой.
— В самом конце фильма, когда гардемарины похищают Анастасию, видно, что на лошадях скачут Жигунов и Харатьян, а каретой управляет неизвестный мужчина с усами, хотя по сюжету на его месте должен быть Никита Оленев.
«Не вешать нос!»: кто такие гардемарины
Знаменитый фильм, конечно, всё слегка приукрасил. Эти юноши редко скакали на конях и выполняли тайные поручения высших чинов Российской империи. Но зато они несколько лет старательно изучали военные науки, а затем служили на кораблях, познавая секреты морской службы. Это гардемарины — будущие капитаны и адмиралы.
Проблемы французского флота
В XVII веке европейский военный флот развивался со стремительной скоростью. «Эпоха паруса» достигла расцвета, который продолжался ещё два с половиной столетия. Во множестве строились самые современные боевые корабли. Количество моряков во флотах ведущих морских держав значительно увеличилось. Но если Нидерланды и Англия могли легко вербовать моряков торгового флота, то Франции провернуть такой фокус не удавалось.
Требовалась система подготовки кадров. Она появилась в период правления великого короля Людовика XIV. Главная заслуга принадлежала одному из самых влиятельных людей Франции — Жан-Батисту Кольберу, главе финансового ведомства страны, который по праву считается создателем французского военно-морского флота.
Кольбер справедливо полагал, что морская торговля — это один из главных источников богатства страны. Но, чтобы купцы могли свободно плавать по морям, нужен был сильный военный флот, который мог защищать интересы государства на любом расстоянии от его берегов.
Кольбер — «отец» гардемарин
Мешало одно — у Франции почти не было флота. Тогда Кольбер распорядился начать строительство тяжёлых линейных кораблей и лёгких фрегатов, а чтобы на судах было кому служить, ввёл морскую повинность для всех жителей побережья.
Проблема с матросами разрешилась. Оставались командиры. Для их подготовки в 1670 году создали морскую школу. Будущих корабельных офицеров распределяли в роты, находившиеся в главных портах Франции: Тулоне, Бресте и Рошфор-сюр-Мере.
В 1686 году ученики получили название «гардемарины».
Они осваивали множество полезных морскому офицеру наук: судостроение, навигацию, гидрографию, фортификацию, математику, а также искусство фехтования и танца. И, дабы не оказаться в плену теории, обязательно участвовали в плаваниях на настоящих военных кораблях.
Благодаря столь тщательной подготовке офицеры флота выходили на службу гораздо более образованными, нежели их сухопутные коллеги. Результаты такого подхода сказались очень быстро. Всего несколько десятилетий спустя французский флот уверенно соревновался с британским за право занимать первое место в мире.
Пётр выбирает систему Кольбера
Когда Пётр I начал создавать русский военный флот, он столкнулся с теми же проблемами, что и Кольбер. Можно было быстро построить корабли и набрать матросов, но в России совсем не было морских офицеров. Кое-как задачу решали с помощью иностранных наёмников, оставивших в русском морском словаре множество голландских и английских словечек. Но всё равно требовалась постоянно работающая система обучения.
Выбор системы Кольбера не только не удивителен, но и весьма очевиден. 25 января 1701 года в Москве при Пушкарском приказе создали «Школу математических и навигацких наук». Ещё не началось строительство кораблей на Балтике, а подготовка офицеров будущего флота велась полным ходом. Для нового учебного заведения отдали Сухареву башню — большое здание на окраине Москвы. Там хватало места и для учебных классов, и для библиотеки, и для фехтовального зала.
Выбор Москвы и Пушкарского приказа понятен. Именно там были сосредоточены лучшие специалисты в математике и фортификации, необходимые для обучения офицеров. Ну а сухопутная Москва была столицей, где создавать новую школу было проще всего. Морских баз Россия пока не имела, так что первые выпуски Навигацкой школы не проходили практику на кораблях, сразу отправляясь в бой. Зато среди учителей оказались такие известные учёные, как Фарварсон и Магницкий.
В 1715 году Россия уже уверенно стояла на берегах Балтики, где стараниями Петра I активно строилась новая столица — Санкт-Петербург. Туда перевели навигацкий класс Московской школы и на его основе создали Академию морской гвардии. Её выпускники должны были послужить в гардемаринской роте, пройти несколько учебных плаваний на кораблях, после чего получить первый офицерский чин.
Гардемарины чаще всего происходили из дворянских, порой очень знатных и богатых семей, но, пока проходили морскую практику, выполняли функции солдат и матросов. Хотя имели почётное отличие: носили форму лейб-гвардии Преображенского полка). И конечно же, отношение корабельных офицеров к матросам «из благородных» было более снисходительным. Во время практики гардемарины изучали кораблевождение, судовой рангоут, корабельную артиллерию, а также картографию и навигацию.
Морской кадетский корпус
Развитие военного образования в России продемонстрировало успех унифицированной системы. Уже 20 лет Сухопутный кадетский корпус готовил офицеров пехоты. В 1752 году было решено ликвидировать разнобой в системе военно-морского образования и сосредоточить подготовку офицеров в Морском кадетском шляхетском корпусе, созданном на базе Морской академии. Роту гардемарин и Навигацкую школу расформировали.
В новом корпусе ученики проходили трёхлетнее обучение, причём корабельная практика теперь стала регулярной и занимала летние месяцы, свободные от изучения теории. Гардемаринами отныне называли морских кадетов последнего курса обучения. Уже в ХХ веке после окончания корпуса им присваивали звание корабельного гардемарина, и выпускники отправлялись на годичную службу во флот, после чего, при успешном освоении морских наук, могли рассчитывать на первое офицерское звание мичмана.
На протяжении XVIII и XIX веков существовало мнение, что морские офицеры получают лучшее в России военное образование. И действительно, ни в одном другом месте подготовка не включала столь обширный набор знаний.
Морские кадеты носили военную форму, схожую с флотским мундиром. Так, например, на закате «эпохи паруса» в правление Николая I, гардемарины отличались тёмно-зелёной курткой до талии и такого же цвета брюками. Воротник и обшлага куртки имели белый кант, а также обшивались золотым галуном.
Погоны морских кадет были белого цвета, по краям украшались золотым галуном.
В 1832 году на погоны гардемарин добавили накладные металлические якоря, с тех пор ставшие постоянным отличием будущих морских офицеров. Корабельные гардемарины отличались широким галуном вдоль чёрного погона. Поскольку они считались «почти офицерами», то им присваивали форму флотского командного состава и давали право носить морской кортик.
Морской офицер и декабрист Дмитрий Завалишин с большим пиететом вспоминал о годах, проведённых в Морском корпусе:
«Вообще, можно смело сказать, что в тогдашнее время нигде состав офицеров не был так хорош, как в Морском корпусе, и нигде офицеры не были так соединены и единодушны. Этому содействовали, в особенности, два обстоятельства: общий стол у офицеров и обычай собираться на вечерний чай у старшего дежурного офицера.
Картам тут не было места, а занимались исключительно беседой и, разумеется, событиями в корпусе и вопросами, относящимися к нему в учебном и воспитательном отношении. Тут очень свободно и откровенно обсуждали действия всех, даже нередко в присутствии того, чьи действия разбирались. Всё несправедливое, бесполезное, особенно увлечение раздражением, беспристрастно разбиралось и осуждалось».
Будущий адмирал Александр Зеленой рассказывал о забавном случае, когда император Николай I неожиданно появился в корпусе с инспекцией. Ему показывали все учебные классы, называя помещение, куда входил император. Получилось так, что как как раз во время визита в танцевальном зале корпуса шло занятие по закону божьему, на котором всегда присутствовало большое число кадет, не вмещавшихся в обычный класс.
Офицер морского корпуса, входя в зал, сказал Николаю: «А здесь у нас танцевальный зал». Император внимательно осмотрел дородного батюшку и ехидно заметил: «Это и по учителю заметно», удалившись в весёлом настроении. После этого происшествия при дворе долго шутили, что в Морском корпусе священник служит учителем танцев.
Морской кадетский корпус существует и в наши дни: это учебное заведение непрерывно действует с 1701 года. И за триста лет его выпускники вписали в русскую военную историю немало славных страниц.
История песни «Не вешать нос!» (к/ф «Гардемарины, вперёд»)
Начав снимать кинокартину «Гардемарины, вперёд!», режиссёр Светлана Дружинина пригласила Геннадия Гладкова написать музыкальные композиции к фильму. Геннадий Игоревич сначала согласился, но затем он внезапно отклонил предложение и ушёл к Алле Суриковой, которая работала над музыкальным вестерном «Человек с бульвара Капуцинов».
Светлана Сергеевна была вынуждена подбирать другого композитора. Наиболее подходящей кандидатурой ей показался Виктор Лебедев. Позже Дружинина рассказывала:
Я очень переживала и долго не могла понять, как буду работать с новым композитором Виктором Лебедевым. У нас было три чётких задачи: нужна была музыкальная тема дружбы, тема любви и тема разлуки. Вот эти три задачи я поставила перед Лебедевым.
На роль автора слов песен Виктор Михайлович пригласил поэта Юрия Ряшенцева. Их тандем сочинил несколько великолепных песен, которые после выхода на экране «Гардемаринов» распевала вся страна. Пожалуй, главным треком мини-сериала стала композиция «Не вешать нос!».
История песни «Не вешать нос, гардемарины»
Сначала Виктор Лебедев сочинил музыку. Прежде ему доводилось работать в авральных условиях на съёмках других фильмов, что вовсе не понравилось композитору. Песнями для «Гардемаринов» он занимался без спешки:
Больше у меня не было такого никогда, чтобы музыка писалась спонтанно, сразу. Когда я писал «Не вешать нос…», я уже рассчитывал каждую ноту. И поймал себя на том, что с удовольствием сам играю припев, а значит, всё правильно делаю.
К уже готовой музыке Юрию Ряшенцеву предстояло написать слова песен. Юрий Евгеньевич рассказывал об особенностях совместного творческого процесса:
Мне композитор Виктор Лебедев, работавший на «Гардемаринах», говорил: «Пиши тексты, а я пойду за тобой». Хорошо, я написал, пришел к нему. Он говорит: «Я тебе сейчас музычку сыграю». Играет. Потом говорит: «Текстуй». В итоге все «Гардемарины» сделаны из подтекстовок.
Это особый вид работы, который я люблю. Искусством подтекстовки очень мало кто владеет.
В «Гардемаринах» композицию исполнили Дмитрий Харатьян и Олег Анофриев.
Смысл песни «Не вешать нос!»
Наверняка читатели Song-Story.ru неоднократно смотрели приключенческий фильм «Гардемарины, вперёд» и знакомы со всеми перипетиями сюжета. Вряд ли им нужно подробно объяснять, о чём песня «Не вешать нос».
Эту композицию можно считать гимном главных героев. Они никогда не унывают и готовы справиться с любыми трудностями, оказывающимися на их пути. Родина, честь, дружба – для них не пустые слова, а основа их жизненной философии.
Видеоклип «Не вешать нос, гардемарины»
Далее можно посмотреть онлайн музыкальное видео из кинокартины «Гардемарины, вперёд!», в котором герои фильма исполняют песню «Не вешать нос!».
Кавер-версии
Дмитрий Харатьян множество раз исполнял песню на концертах.
Текст песни «Не вешать нос» («Гардемарины, вперёд»)
По воле рока так случилось,
Иль это нрав у нас таков?
Зачем троим, скажи на милость
Такое множество врагов?
Но на судьбу не стоит дуться.
Там у других в дали, – Бог есть,
А здесь, у нас, враги найдутся,
Была бы честь, была бы честь!
Припев:
Не вешать нос, гардемарины!
Дурна ли жизнь, иль хороша?
Едины парус и душа,
Едины парус и душа.
Судьба и Родина едины!
В делах любви, как будто мирных,
Стезя влюбленных такова,
Что русский взнос за счастье милых – не кошелёк, а голова.
Но шпаги свист, и вой картечи
И тьмы острожной тишина,
За долгий взгляд короткой встречи – ах, это, право, не цена!
Аккорды песни «Не вешать нос, гардемарины»
Dm A7
По воле рока так случилось
F G
Иль это нрав у нас таков, –
C F
Зачем троим, скажи на милость,
E7 A7
Такое множество врагов?
Dm A7
Но на судьбу не стоит дуться:
F G
Там, у других, вдали, – бог весть,
C F
А здесь у нас враги найдутся, –
E7 A7
Была бы честь, была бы честь!
Dm6 Gm
Не вешать нос, гардемарины,
C F 7
Дурна ли жизнь, иль хороша –
Am7-5 D7 Gm
Едины парус и душа,
Gm7-5 F7
Едины парус и душа,
E7 A7 Dm
Судьба и родина едины.
Цитата о песне
Когда Виктор Михайлович на концертах берет первые три аккорда, весь зал поднимается, и все поют «не вешать нос, гардемарины». Потому что есть некое магическое сочетание нот.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Не вешать нос, гардемарины!
Эта история родилась как наш ответ французским `трем мушкетерам`. Ибо во времена императрицы Елизаветы происходили и более захватывающие приключения, чем возвращение не вовремя подаренной подвески.
Похищенный архив канцлера Бестужева, вокруг которого разворачивается интрига, может стоить головы десяткам людей. А ля трех русских мушкетеров, вовлеченных в этот водоворот, существуют один главный закон: Была бы честь!
Евстигнеев, Евгений Александрович — Бестужев, Алексей Петрович
Жигунов, Сергей Викторович — Александр Белов
Лютаева, Татьяна Борисовна — Анастасия Ягужинская
Харатьян, Дмитрий Вадимович — Алеша Корсак
Машная, Ольга Владимировна — Софья Зотова
Шевельков, Владимир Алексеевич — князь Никита Оленев
Боярский, Михаил Сергеевич — шевалье де Брильи
Абдулов, Александр Гаврилович — Лядащев, Василий Федорович
Афанасьев, Валерий Алексеевич — Ягупов
Балон, Владимир Яковлевич — Жак
Борцов, Виктор Андреевич — Гаврила
Буткевич, Паул Паулович — Бергер
Ванин, Алексей Захарович — сторож Иван
Гаврилова, Татьяна Афанасьевна — Агафья
Демина, Галина Яковлевна — нянька Вера
Маркова, Римма Васильевна — мать Леонидия
Нильская, Людмила Валерьяновна — Марта
Павлов, Виктор Павлович — Котов
Пашутин, Александр Сергевич — Яковлев
Пшенная, Нелли Николаевна — Анна Бестужева
Смоктуновский, Иннокентий Михайлович — кардинал Флёри
Стеклов, Владимир Александрович — следователь
Стржельчик, Владислав Игнатьевич — Лесток, Иоганн Германн
Фарада, Семён Львович — директор Навигацкой школы
Химичев, Борис Петрович — Черкасский
Цыплакова, Елена Октябревна — Елизавета Петровна
Ясулович, Игорь Николаевич — Корн
Режиссёр: Дружинина, Светлана Сергеевна
Оператор: Шейнин, Виктор
Композитор: Лебедев, Виктор Михайлович
Текст песен: Ряшенцев, Юрий Евгеньевич
Авторы сценария: Нагибин Юрий Маркович, Соротокина Нина, Дружинина Светлана Сергеевна
Как вспоминает Светлана Дружинина, все началось с телефонного звонка, который раздался в ее квартире первого января 1983 года. Звонила женщина с предложением дать режиссеру свой неопубликованный роман — как материал для сценария приключенческого фильма. Дружинина согласилась встретиться с писательницей и обещала рассмотреть ее предложение, но потом совершенно забыла о рукописи, и та целый год пролежала у нее дома, пока ее случайно не обнаружил муж Светланы Сергеевны, кинооператор Анатолий Мукасей. Роман ему чрезвычайно понравился, историю взахлеб прочитали дети Дружининой, и уже потом, заинтригованная такой популярностью книги в своей семье, с ней ознакомилась сама Светлана Сергеевна. История о друзьях из навигацкой школы оказалась на самом деле весьма интересной и необычной, Дружинина тут же загорелась желанием снять по ней фильм.
Руководство «Мосфильма» одобрило новый проект, и закипела работа над сценарием, в которой участвовали сама Дружинина, автор романа Нина Соротокина и известный писатель Юрий Нагибин. Дружинина планировала сыграть мятежницу Анну Бестужеву, а роль одного из гардемаринов, Никиты Оленева, она писала специально для своего сына. Однако к моменту начала съемок пришлось отказаться от этих замыслов: Дружинина решила, что не сможет совмещать режиссерскую и актерскую работу и отдала свою роль великолепной актрисе Нелли Пшенной. И сын Светланы Сергеевны Анатолий тоже отказался от роли гардемарина, пришлось срочно искать замену.
Сценарий был закончен, начались съемки, и тут, как это часто случается, не обошлось без происшествий: Дружинина поскользнулась, спрыгивая с лошади, и сломала ногу. Работу над фильмом пришлось отложить на целых полгода. Съемки начались в 1986 году, продолжились в 1987 году, а на телеэкраны фильм о гардемаринах впервые вышел первого января 1988 года. И это был грандиозный новогодний подарок зрителям!
С начала съемок актерский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алеши Корсака пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за экзаменов на режиссерских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия Харатьяна.
«Харатьяна нашли случайно, — вспоминает Светлана Дружинина. — Когда мы готовились к работе над «Гардемаринами», мой муж только вернулся со съемок мексиканского фильма «Надежда». «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, — сказал Анатолий. — Давай его попробуем». Попробовали. Подошел».
Определяющим моментом послужило еще и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян поет, — и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова, сыгравшего Сашу Белова. За Владимира Шевелькова, сыгравшего Никиту Оленева, поет Олег Онофриев; за Татьяну Лютаеву, снимавшуюся в роли Анастасии Ягужинской, поет Елена Камбурова. А сводный хор гардемаринов — это группа «Доктор Ватсон».
После выхода «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой и четыре года подряд удерживал звание самого популярного актера страны в рейтингах журнала «Советский экран». «Началось какое-то безумие, — вспоминает актер. — Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алешей, в честь моего персонажа. Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться»».
«. Томимый совсем иною мечтой»
В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом. «Я потом смотрел фильм — нет, с подобной отдачей больше никогда не работал», — вспоминает Сергей Жигунов. Во время съемок актера призвали в армию, и чтобы снова не лишиться одного из исполнителей главных ролей, Жигунова пришлось пристроить в кавалерийский полк, откуда его с легкостью отпускали на съемки. К тому же за время несения службы Сергей научился отлично скакать на лошади, что очень ему пригодилось. А вот армейского обычая быть стриженным «под ноль» актеру избежать не удалось, и в середине съемок Саша Белов лишился шикарной шевелюры — в некоторых сценах его кудри заменяет парик. Однажды во время съемок с Жигуновым произошел несчастный случай. Сергей предложил Михаилу Боярскому сразиться с ним на шпагах по-настоящему. Боярский долго отказывался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов, пренебрегая правилами, подбил клинок противника — и шпага повредила ему глаз. Пришлось проходить долгий курс лечения. Дружинина так сожалела, что гардемарина Белова не смог сыграть Олег Меньшиков, что пригласила его озвучивать эту роль, и Меньшиков с удовольствием согласился, подарив возлюбленному прекрасной Анастасии Ягужинской романтичный и волнующий голос.
«Я знаю, как я найду деньги! Я тебя продам, а батюшке напишу, что ты колдун!»
Владимир Шевельков попал на съемки позже всех, когда стало окончательно известно, что сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: «Давай соглашайся. Актеры хорошие подбираются. В самом деле — давай приезжай, а то еще неизвестно, кого нам подсунуть могут».
Шевельков оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в фильме — роль Никиты Оленева он считает своим актерским провалом, несмотря на то, что его персонаж очень полюбился зрителям. «Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней — случайным, — говорит актер. — «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают».
Понятно, что и с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актера. «Изначально я сам не хотел сниматься, — признается Шевельков. — А потом мне позвонил Миша Боярский и стал меня подбадривать — давай, мол, попробуй, как же без тебя! И я, как в бреду, позвонил Светлане Дружининой и спросил: «Почему вы меня не берете?» На что она спокойно ответила: «Ну, не беру и не беру». На этом наш разговор закончился. Сейчас я думаю, ну и слава богу, что не взяла, ну и хорошо. »
Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.
Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съемочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала ее знаменитой.
«Светлана Сергеевна пришла на мой дипломный спектакль, — вспоминает Лютаева, — и пригласила на съемки «Гардемаринов». Оказывается, полгода искали актрису на роль Анастасии Ягужинской. Мне повезло».
После выхода фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви — и не только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание актрисе, безусловно, было приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на момент съемок фильма Лютаева ждала ребенка, и в некоторых эпизодах картины она снималась уже будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.
Играть в «Гардемаринах» Лютаевой было легко — как вспоминает актриса, все были к ней очень внимательны: Дмитрий Харатьян помогал ей советами, с Владимиром Шевельковым они дружили еще со времен учебы во ВГИКе. Более взрослые актеры и вовсе относились к ней как к ребенку, особенно терпеливым наставником был Михаил Боярский.
«Зовите меня просто: Бенжамен Луи Жермен Симон Серж!»
Кстати, именно Боярский с самого начала предрекал фильму успех, все остальные актеры относились к «Гардемаринам» как к обычному детскому кино.
Песни к фильму сочинили композитор Виктор Лебедев и поэт Юрий Ряшенцев. Одна из самых трогательных композиций, без сомнения, — «Голубка». «Она была написана по просьбе Миши Боярского, — вспоминает Ряшенцев. — Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего д’Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетера, попавшего в русские снега. А знаменитое «ланфрен-ланфра» — это ничего не значащая абракадабра, часто используемая в старинных французских песнях. То же самое, что и «ой-лю-ли» — в русских». Впрочем, как вспоминает Нина Соротокина, не только Боярский, но и все старшее поколение актеров играло великолепно — сцену казни Анны Бестужевой Нелли Пшенная сыграла так прочувствованно, что на глаза писательницы, придумавшей этот образ, невольно навернулись слезы, которые она никак не могла сдержать. А Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был очень болен, когда начались съемки. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлера играл совершенно гениально.