Не завидуй заповедь что значит

Десятая заповедь Закона Божия

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх. 20, 17 )

Зависть

Однажды Господь сказал следующую притчу: «Хозяин дома вышел рано поутру и нанял работников в виноградник свой, обещая заплатить им по динарию за день. Около третьего часа он увидал двух работников, стоявших без дела, и сказал им: «Идите в мой виноградник, сколько следует, я заплачу вам». То же самое он сделал в шестом и девятом часу. Наконец, около одиннадцатого часа хозяин нашел еще работников и сказал им: «Что вы стоите целый день праздно?» «Никто нас не нанял», – ответили они. Тогда хозяин послал и этих работников в свой виноградник, обещая заплатить, сколько нужно. По окончании дневной работы хозяин виноградника приказал управляющему заплатить по динарию всем работникам, начиная с последних. Работавшие с утра, перенесшие всю тягость знойного дня, возроптали на то, что им дали такую же плату, как и работавшим только один час. Но хозяин сказал одному из таких недовольных: «Друг, я не обижаю тебя: не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и иди. Я же хочу дать этому, последнему, что и тебе. » «Так будут последние первыми и первые последними», – закончил Господь Свою притчу.

Дети! Возроптавшие работники показали себя завистливыми людьми. Им прискорбно было, что работавшие один час получили такую же плату, как и они, работавшие целый день. И эту зависть обличил господин виноградника в следующих словах: «Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» ( Мф. 20, 15 ).

Священник Н. Смирнов

Грехопадение прародителей

В кущах радостного Рая,

В дни бессмертья и щедрот,

Жизнь в блаженстве почерпая

Без тревоги и забот,

Не соблюл Адам – нарушил

Снедью горького греха

Божью заповедь; разрушил

Тем он счастье бытия.

И был изгнан Херувимом

Он в юдоль земных скорбей,

И закрылась за изгнанным

Дверь в чертог счастливых дней.

Над преступным сыном Неба

Разразился суд Творца:

«Для земной добычи хлеба

Век трудись в поте лица. »

Поселился в мире зла,

И страданья, и несчастья

Жизнь изгнаннику несла.

Священник П. Лебединский

Что сделала зависть

Свершилось! Бледность наложила

Печать на мертвые уста,

И кровь впервые пролита!

Брат поразил родного брата,

Расторгнув связь минувших лет,

И для деянья нет возврата,

И для греха прощенья нет.

Трепещущий, с безумным ликом

Все дальше в глубь степей немых

Бежит убийца в страхе диком,

Пугаясь близких и родных.

Но завтра так же, как сегодня,

Услышит, ужасом объят,

Он звуки голоса Господня:

«Скажи, где Авель? Где твой брат?»

Не желай того, что принадлежит твоему ближнему

Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал за это такую маленькую плату, что не на что было купить сапоги. Однажды под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета.

«Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают! – подумал Тимоша, поглядывая с завистью на богатый экипаж. – А наш брат – изволь ходить босиком. Чем я, сиротинушка, прогневил Господа, что вечно должен маяться и по чужим людям скитаться? И за что такая милость Божия вот хоть бы этому барину. Если бы с ним хоть на час поменяться, то-то бы счастье!»

Едва он это сказал, как дверки кареты растворились и из нее, с помощью двух слуг, выбрался безногий калека.

– С нами крестная сила! – воскликнул оторопелый Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле.

С тех пор он не только никому не завидовал, но и на нищету свою больше не жаловался.

«Не пожелай жены ближнего твоего»

Царь Ирод Антипа был женат на дочери одного арабского князя, которой он и дал брачное обещание верности. Между тем случилось так, что Ирода посетил его брат Филипп со своей женой, отличавшейся особой красотой. Увидав ее, Ирод возымел греховное желание сделать ее своей женой. Как честный муж, он должен был бы подавить в себе это желание, ибо хорошо знал, что оно запрещается десятой заповедью Закона Божия. Но увлеченный страстью, он не сделал этого, и греховное желание привело его к греховному деянию: он склонил жену своего брата оставить мужа и поселиться с ним, что та и сделала.

Христианские обязанности, налагаемые на нас Десятой заповедью закона Божия

Довольствоваться своим жребием

Однажды два мальчика гуляли по деревне. Проходя мимо одной маленькой, бедной хижины, они были остановлены стариком, сидевшим у ворот. Старичок попросил их сесть и поговорить с ним. Он был не только старый, но и очень бедный и хромой. Несмотря на это, старик был всем доволен, весел и не роптал на судьбу. Это-то очень удивляло детей, знавших его давно, и потому первый вопрос старшего мальчика был такой:

– Как это, дедушка, возможно быть веселым и счастливым, будучи старым, бедным и хромым?

– Милое мое дитя! – сказал старик. – Я расскажу тебе, что делает меня довольным и счастливым. Я имею друга, который, несмотря на то, что я беден, стар и хром, все-таки любит меня, и я его люблю от всего сердца и знаю, что он меня никогда не оставит, и потому для меня все кажется хорошим.

– Где же он? – спросил мальчик. – Меня удивляет, что он не поможет тебе выйти из этой бедной хижины.

– Он поистине мудр и добр, – ответил старик, – и знает, что для меня лучше. И если бы золотой дом и две здоровые ноги могли послужить моей пользе, то он дал бы мне их, потому что он может сделать все.

– Все сделать! – вскричал мальчик. – Это может только один Бог.

– Да, дитя мое, именно Он и есть мой друг. Он послал Своего Сына умереть на кресте за меня, и поэтому я полюбил Его еще с детства. Милости Его мне приятнее жизни. Много претерпел я бед и горя в этом свете, но знаю, что это служит к лучшему тем, которые любят Бога. И когда я умру, то надеюсь, что пойду к Нему и вечно буду с Ним блаженствовать.

Что нужно для очищения нашего сердца

Один старец жил в опустевшем капище. Однажды перед ним появились злые духи и сказали:

– Уйди из нашего места.

Старец не послушался и остался в капище. Тогда бесы начали всюду разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные им для плетения корзин, но старец неутомимо подбирал их и не уходил. После этого бесы схватили старца за одежду и потащили вон из капища.

– Иисусе, Сыне Божий! – воскликнул испуганный подвижник. – Помоги мне!

Бесы мгновенно разбежались, а умиленный старец заплакал.

– О чем же плачешь? – спросил его невидимый голос.

– О том, что ненавистники веры и добродетели дерзают издеваться над рабом Господним, – ответил старец.

– Ты сам виноват, – возразил невидимый голос, – забыл обо Мне, но лишь призвал Меня, Я пришел к тебе на помощь.

Такова сила усердного призывания Господа нашего Иисуса Христа. Мы иногда ропщем на Бога, когда с нами приключится какое-либо горе. Но почему мы не просим помощи тогда, когда страсти еще не поработили наш разум, нашу веру и чистоту нашего сердца?

Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

10 ЗАПОВЕДЕЙ (10 заповедь) Не завидуй

Сегодня заключительное служение цикла «10 заповедей». И мы разберем последнюю из десяти заповедей.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17)

«Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним» (Деян.7:9)

«ибо знал, что предали Его из зависти» (Матф.27:18)

«Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (Деян.5:17-18)

Зависть всегда приносит проблемы

«ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак.3:16)

Друг познается в беде

Однако, наверное, быстрее,

друг познается в радости.

Заповедь «Не завидуй» больше касается не поступков, а состояния сердца.

Зависть – это похоть (чрезмерное желание), недовольство тем, что имеешь.

Зависть – это жажда того, что у тебя нет, но есть у кого-то.

«Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Прит.14:30)

Что провоцирует зависть?

В тексте заповеди описано то, что может провоцировать зависть:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17)

Давайте попробуем детально поразмышлять над каждой сферой:

Дом (имущество) – это может быть телевизор, компьютер, мягкий уголок, одежда и т.п.

«У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему» (Быт.26:14)

Жена (семья) – это может быть чужой муж/жена, внешние данные чужих мужей/жен, внутренние данные чужих мужей/жен, дети (здоровье, ум чужих детей) и т.д.

«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт.30:1)

Поле (Удел) – поле представляет некую территорию. Территория нашей жизни – это территория нашего влияния. Территорию влияния нашей жизни определяет наше призвание, судьба, служение и т.п.

Раб и рабыня (Положение) – рабы того времени были показателем положения человека, т.е. в эту сферу может войти уважение, почет, страх, трепет, похвала и др.

Вол (Бизнес) – вол был способом обрабатывания земли и получения прибыли, дохода. Т.е. это сфера денег, бизнеса.

Осел (Транспорт) – осел был средством передвижения. Т.е. в сегодняшнем дне – это велосипед, мотоцикл, машина, или крутость вашего транспортного средства.

Всякий скот (Пища) – Скот представляет мясо и мясные продукты. Это слово может представлять наш рацион питания. Например колбаса каждый день, экзотические фрукты каждый день, каждый день ресторан и т.п.

Все (все остальное, что ты можешь себе представить), что есть у ближнего твоего

Все вышеперечисленное может стать предпосылкой зависти.

С нами всегда будут ближние у которых, будет то, чего нет у тебя. В этом месте не сказано – «Не имей ничего, чтобы избавить всех от зависти». Здесь сказано, что рядом будет всегда тот, у которого будет больше зарплата, дороже одежда, круче машина, комфортнее дом, успешнее муж, красивее жена, престижнее работа, надежнее друзья, лучшее здоровье, мудрее мозги, … И при этом Бог говорит – «Не завидуй!»

Эта проповедь не избавит вас от зависти, но может вдохновить с ней бороться.

Позвольте людям жить так, как они живут (быть счастливыми, состоятельными, здоровыми и т.п.)

Научитесь радоваться тому, что вы имеете. Радуйтесь дню, кто-то этот день не проживет, радуйтесь солнцу, небу, снегу или дождю, кто-то этого не видит, радуйтесь тому, что можете слышать и говорить, кто-то этого не может, радуйтесь тому, что у вас есть руки и ноги, у кого-то их нет. … Продолжать? … Тем кто живет в трущобах Мексики, завидуют те, кто спит в картонных ящиках. Вы сегодня спите в теплых квартирах, пусть даже съемных. Радуйтесь!

Научитесь радоваться тому, что у вас есть Бог. Размышляйте чаще об этом. Какова бы была наша жизнь, если из нее вычеркнуть Божье присутствие?!

Как правильно реагировать, когда завидуют тебе?

Конечно же мы не должны преднамеренно провоцировать людей завидовать нам. Так же стоит учитывать, что не все зависит от нас, если человек идет на поводу этого порока. С нашей стороны мы должны стараться быть в мире со всеми. Мудрость должна сопровождать нас. Вот несколько мудрых советов:

Во-первых. Имея то, что нет у ближнего, не выпячивай это, не акцентируй на этом внимание. Чем больше есть у тебя, тем больше задавайся целью иметь благотворительную душу. Проявляй доброту и делись всяким добром с ближним.

Во-вторых. Помни, что зависть – будет всегда сопровождать со стороны тех, кто успешен в Боге. Это своеобразная указка на успех. Поэтому смирись перед этим фактом и на этом так же не концентрируй свое внимание. И уж тем более не позволяй этому факту похищать мир в твоем сердце.

«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс.36:1-9)

Задание: Поразмышляйте дома над Пс 72

Зависть формирует гордость, себялюбие, отсутствие любви к ближнему. Поэтому только любовь к Богу не позволит нам иметь других богов. И только любовь к ближнему поможет нам не лгать, не убивать и конечно же не завидовать. Потому, что «Любовь не завидует» 13 гл. 1-Кор.

Библия предлагает альтернативу зависти. Это состояние ревности. Это не ревность мужа и жены. Это состояние чрезмерной, если так можно выразиться, жажды праведного и доброго. Вот о чем стоит ревновать:

· Ревнуйте о Боге Чис.25:13

· Ревнуйте о дарах духовных 1Кор.14:1

· Ревнуйте о странноприимстве Рим.12:13

· Ревнуйте о доме Божьем о церкви Пс.68:10

Источник

О заповеди «не завидуй»

Аудио

– Здравствуйте, дорогие юные телезрители! Если мы посмотрим с вами те десять заповедей, которые дал Господь роду человеческому на горе Синай через Моисея, то увидим, что все эти десять заповедей делятся на две части. Одни из них говорят о том, как необходимо относиться к Богу. Другие же говорят, как необходимо общаться со всеми окружающими: это заповеди: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убивай», «почитай своих родителей». И десятая, последняя заповедь, если сказать о ней коротко, – «не пожелай того имущества, которое есть у ближнего твоего», попросту сказать – «не завидуй».

Что же такое зависть? Зависть – это чувство досады от того, что у другого человека что-то есть, а у меня нет. И необязательно это какое-то материальное состояние, когда у другого человека есть дорогая игрушка, самая красивая машинка или же компьютер, а у меня этого просто нет и какой-то червячок начинает в душе подтачивать и настраивать против этого человека. Дескать, у него все это есть, а мне этого не хватает; мне тоже этого хотелось бы. Но есть и другой вид зависти – нематериальной, когда завидуют успехам в учебе. Кто-то рядом, например твой сосед по школьной парте, учится хорошо, за контрольные по математике, физике, за сочинения по русскому языку он получает лишь одни пятерки, а у тебя четверки да тройки главным образом, а иногда и двойку можешь получить. Тогда зависть тебя просто съедает изнутри.

Зависть – это зло. А чем же можно зло победить? Только добром. И сейчас я расскажу вам увлекательную историю о том, как одна девочка по имени Аня смогла победить в себе зависть.

У Ани была младшая сестра Марийка – веселая, жизнерадостная, активная, непоседливая, все ее любили, и училась она замечательно. А Анечка была девочкой спокойной, да и училась слабо, и она постоянно своей младшей сестре завидовала. Да не просто завидовала, а еще и пыталась то едким словом, то какой-то колкой фразой уколоть ее, чтобы Марийка переживала.

И вот однажды близился день рождения Ани, и она мечтала, размышляла, воображала, что большое количество родственников, ее подруги придут к ней на день рождения, она будет в центре внимания, ей будут дарить всевозможные подарки, о которых она мечтает, все будут ее поздравлять – она будет просто в зените славы. И наконец-то ее младшая сестра Марийка будет в тени, потому что ее поздравлять никто не будет.

Когда она наслаждалась своими мечтами, к ней в комнату вошла мама и сказала: «Анечка, у тебя скоро день рождения, тебе будут дарить подарки. Но мы с тобою не должны допустить того, чтобы Марийка оказалась обделенной вниманием. Давай сейчас мы пойдем с тобой в магазин и купим для нее тоже какой-то подарок в утешение ей». Как запереживала Аня, вы не представляете! Опять этот принцип мамы – дарить другому человеку радость, делиться с окружающими тем, что у тебя есть. Да как же так! Она запереживала, заволновалась, но виду не подала и послушно пошла в магазин с мамой.

Они пришли в магазин тканей. Всевозможные ткани лежали на прилавке: были и в веселую полосочку, и в клеточку. Особая ткань понравилась Анечке для платья – голубого цвета с замечательными ромашками. Она подумала: «Ах, какая ткань! Какая удивительная, какая замечательная! Мне бы такую». Но пришли-то выбирать ткань для платья Марийке. Мама попросила: «Анечка, выбери, пожалуйста, ту ткань, которую можно было бы Марийке подарить». Аня окинула взглядом все ткани, лежавшие на прилавке, и заметила серую с желтыми пятнами, абсолютно неприглядную, которая ничем не выделялась и лежала в далеком углу магазина. Аня сказала: «Мама, давай купим эту ткань». Мама вздохнула, но в этой просьбе дочери не отказала – они купили отрез.

И вот наступил день рождения Ани. Собрались родственники. На столе стоял торт с тринадцатью свечами. Все радовались. Папа сказал замечательное поздравление своей дочери. Все ее целовали, дарили подарки. Но в какой-то момент Анечка почему-то погрустнела – она увидела, что среди подарков для нее лежит тот самый серый с желтыми пятнами отрез на платье: «Как же такое может быть? Ведь эту ткань выбирали Марийке? Почему же мне этот подарок?» Она обращается к маме и говорит: «Мама, как такое может быть?» А мама ей говорит: «Дочка, я никогда не успевала за взглядами молодого поколения, да порой и не разделяла их. То, что нравится нам, представителям чуть-чуть более старшего поколения, порой не нравится молодым людям и девушкам. Но поскольку ты выбрала эту ткань, я поняла, что она тебе нравится, значит, она хорошая. А если тебе эта ткань нравится, то, наверное, тебе ее и нужно подарить». Анечка едва сдерживала слезы: как же такое может быть?! Ведь она из зависти к своей сестре выбрала эту ткань.

Когда пришла Марийка, у нее в руках был отрез с другой тканью – той самой, голубой с ромашками. Как такое случилось? Мама пояснила дочери: «Мы с Марийкой тоже пошли в магазин выбирать подарок, но для тебя. Я попросила Марийку выбрать самую лучшую ткань, и она (я знаю, как она любит тебя) выбрала вот эту самую ткань». Аня чуть не разрыдалась – обида была в ее сердце; обида добавилась к той самой зависти, которая была в ее душе. Но Марийка сказала: «Анечка, я готова поменяться с тобой этой тканью. Возьми! Как тебе будет к лицу эта ткань!» Аня спрашивает: «А вот эта серая с желтыми пятнами?» «Нет, – говорит Марийка, – это же не пятна, это просто серая земля, на которой еще не появилась трава, и это солнечные зайчики. И мне тоже будет нравиться эта ткань». Но Аня не поменялась со своей сестрой. Она сказала: «Мама, давай сошьем мне платье именно из этой ткани, потому что кое о чем это платье мне будет напоминать».

Действительно, дорогие мои, зависть – это плохое чувство, его нужно искоренять в своем сердце, с ним нужно бороться. Но бороться лишь тем, что совершенствовать свою душу, стараться преображать свое сердце, стараться видеть даже в чем-то порою неважном, незаметном и некрасивом что-то радостное и приметное. И изменять свое сердце навстречу к Богу, Который всегда готов нам помогать этот страшный недуг, который называется завистью, побороть.

Спасибо, дорогие мои, за внимание. Храни вас Господь!

Источник

Отцы Церкви о грехе зависти: 10 советов с комментариями

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значит

1. Иоанн Златоуст

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитСвятитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Тот же святой Иоанн Златоуст рекомендует для борьбы с этим недугом несложную логическую цепочку.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

2. Иоанн Кассиан Римлянин

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитОбщее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

3. Василий Великий

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитМолитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

4. Феофан Затворник

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитЕсли противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

5. Максим Исповедник

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитМежду прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

6. Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

7. Ефрем Сирин

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитВ основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

8. Илия (Минятий)

«И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия», – подводит мрачный итог святитель Илия.

Святитель обращает внимание: завистник вообще не видит блага. Любой положительный пример его раздражает. Завистливые очи, «если и видят (доброе), наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь». Но при этом и спрятаться от них нельзя – завистник следит за своей жертвой, не может оторваться от нее, хотя самому было бы легче, если бы переключил внимание на другой объект.

Действительно, навязчивое состояние.

9. Паисий Святогорец

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитСтарец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

10. Протопресвитер Александр Шмеман

Не завидуй заповедь что значит. Смотреть фото Не завидуй заповедь что значит. Смотреть картинку Не завидуй заповедь что значит. Картинка про Не завидуй заповедь что значит. Фото Не завидуй заповедь что значитОтец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Выше мы говорили об агональности – свойственной европейской культуре черте, соревновательности, лежащей в основе в том числе и страсти зависти. Отец Александр Шмеман идет дальше: любое сравнение, с его точки зрения, есть источник зла. Сравнение одного в пользу другого предполагает, что все должно быть «по справедливости», вернее – все и все должны быть равны.

«Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения. Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение».

Сравнение и зависть упраздняют различия.

«Так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту, – продолжает богослов. – Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни».

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

«В мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами. И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство».

Короче говоря, завидовать некому. Ты никогда не будешь таким, как он. И это прекрасно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *