Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть

Различие правописания частиц НЕ и Ни.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План – конспект открытого урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Различие частиц НЕ и НИ».

Цель урока: : показать различение частиц НЕ и НИ ; знать условия выбора частиц НЕ – НИ; формировать умение отличать частицу не от ни;

развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся с применением приемов технологии критического мышления;

актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

● развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

● развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ● развитие творческих, речевых способностей учащихся; ● формирование логических умений; ● развитие умения формулировать проблему;

3. Воспитательные:▪ воспитание интереса и уважения к родному языку;

▪ воспитание ценностного отношения к слову; ▪ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:● получение новых знаний ;

Метапредметные:● формирование ценностного отношения к русскому языку,● формирование нравственных ценностей.

Личностные:● воспитание интереса к предмету через разные виды работы;● умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:▪ИКТ▪ презентация к уроку,индивидуальная рабочая карта,сигнальные карточки .

Тип урока: комбинированный

1 . Организационный момент, мотивация к учебной деятельности(1 минута).

Приветственное слово учителя

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Прием « Стадия вызова».

Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока (частицы-не-ни):

НЕ и НИ у нас частицы

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

— Итак, какова тема урока? ( Различение частиц НЕ И НИ ) (слайд 1)

2.1.Постановка целей урока. Определение ЗУХ.

«Знаю – умею – хочу узнать » (2,3,4слайды).

Закрепим сведения об употреблении частиц.

Выбор:работаете с частицей не-зеленый цвет, красный-ни.

3. Прочтите 1 задание:

Вставить пропущенные буквы (слайд 5)

Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.

Проверьте, кто выполнил на «5»-красную карточку, «4»-зеленую, «3»-жедтая, поставьте оценку на листе.

(Не знал ничего,ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был).

3.1.- Почему диктовала ( под ударением-не, без-ни)

Вывод : как пишутся слова с не-ни ( слитно, раздельно, в три слова), а частицы пишем- раздельно.

— не с глаголами пишется раздельно, слитно со словами- без не не употребл.

4.Весна,весна на улице- весенние деньки…, а деревья еще не оделись в листву, давайте поможем дереву- листья распустятся: называем слова на изучаемое правило с частицей не,ни по цепочке, не повторяя слова,

Вывод: как пишутся? ( называют слова, закрепляем на дереве).

5. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине

Ни бледно и ни ярко.

И в результате было мне

Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,

Стоял я перед классом.

Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо. (слайд 6)

(Ни бледно, ни ярко, ни холодно, ни ярко, ни холодно, ни жарко, ни дать, ни взять, ни рыба и ни мясо).

— кто все выписал, поднимите красные карточки, поставьте оценки.

(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо, ни пуха ни пера,не по себе,не в духе…) ( подарок-мотивация)

— Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

— Конечно. В разговорном стиле. (Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить).

7. НИ- кластер о частице НИ (на формате А-4) Презентация о частице НИ

6.1. НЕ- чтение пояснения о фразеологизмах 7.1. НИ- проверка презентации о частице НИ

Выражает отрицание в предлож без подлежащегос дополнением в Род.падеже – Кругом ни деревца; На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.

Усиливает отрицание –Я не слышал ни звука

Придает обобщающее значение местоимениям и наречиям, с помощью которых простое предложение присоединяется к другому в сложном.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест).

Придаточная часть начинается словами. Можно выпустить в предложении,

кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. (Книга нравилась всем, кто ее читал)

Если опустить ни, то смысл предлож. не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления- У меня не было ни минуты свободного времени. Уменя не было минуты свободного времени.

В предложении может отсутствовать слово-отрицание нет, но оно ясно подразумевается слова- Кругом нет ни деревца. Кругом ни деревца.

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Физминутка. Кто внимателен? Назовите слова по изучаемой теме.

8. П резентация о НЕ , кластер (А-4).

Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

В словосочетаниях с прилагательным,причастием,наречиями пишется НЕ раздельно –далеко не, вовсе не, отнюдь не…

НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл (двойное отрицание делает предложение утвердительным)- Широта его интересов не могла не изумлять меня.

В устойчивых выражениях(не по себе, не в духе и т. д. )

9. Прием «Знаете ли вы» как пишется, работают группа НИ

1-во что бы то ни стало,

2-как ни в чем не бывало,

3- вовсе не интересный ответ,

4- далеко не случайный ответ. –проверим (слайд 7)

8.1. проверка презентации НЕ, кластер

10. Выполнение индивид. практического задания. По уровням (1-1,2-2,3-3)

Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.

-Проверить: расставить знаки, вставить буквы.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.

Проверить. Карточка №1.

11. Прием «Письмо по кругу»- мы учимся в школе, и мы должны соблюдать определенные правила поведения и правила взаимоотношения с девочками; запишите правила поведения с частицами НЕ- НИ.

(записать на листе А-4)- работа в группе:

-не опаздывать; не дергать; ни рыба и ни мясо

-не бегать; не обижать; ни жив ни мертв

-не шуметь; не толкать

-не грубить; не дразнить

9. Итог. Рефлексия: закончи предложение: (слайд 11)

Не- Частица НЕ пишется со словами… НЕ служит для.. НИ пуха ни пера-

10. Много сказано о частицах, можно и стихотворение написать на А-4-гр.

Синквейн –1,2частица,3не,4ни, Чтение синквейна

* Проверяю ответы- рабочие карты.

11.Координаторы выставляют оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет Оценки за работу. (в это время выполгяют тестовое задание). 12. Дом работа: подготовить сообщение: «Стили речи». Спасибо за урок.

Прием « Стадия вызова».

Хочу узнать :______________________________________________

ЗАДАНИЯ : 1. Прочтите 1 задание: Вставить пропущенные буквы

Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.

Сделать вывод : как пишутся слова с не-ни, а с частицей?.

2.Называем слова на изучаемое правило, не повторять слова,

Вывод: как пишутся?____________________________________

3. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите _________________________

— С какой частицей написали?_______________________________

4.Запишите устойчивые словосочетания: ______________________

В каком стиле употребляются эти сочетания?___________________

5. НЕ №1–задание:пояснить значение ни жив ни мертв; ни свет ни заря; составить предложение________________________________

6. НИ- составить кластер или презентацию о частице НИ (на А-4)

7. Презентация о НЕ, кластер (А-4).

8. Прием «Знаете ли вы» как пишется, работает группа НИ

9. Выполнение практического задания. По уровням.

Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.

— Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

— Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.

-Проверить.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.

11. Прием «Письмо по кругу»- запишите правила поведения с частиц НЕ- НИ. (записать на листе А-4)- работа в группе:

Вывод: как записали? __________________________________

9. Закончи предложение:

Частица НЕ пишется со словами____________________________

НЕ служит для___________________________________________

НИ пуха ни пера-__________________________________________

10.Написать Синквейн _____________________________________

11.Поставьте оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет

Источник

Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему «Частица. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Урок №2»

Задачи урока: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ; формировать умения определять смысловое значение частицы НЕ, писать НЕ с различными частями речи; создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке, проведения саморефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему «Частица. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Урок №2″»

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ; формировать умения определять смысловое значение частицы НЕ, писать НЕ с различными частями речи; создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.

Выразительное чтение, работа над интонацией.

Конструирование предложений, обогащение речи учащихся словами-синонимами.

Написание НЕ с прилагательными, местоимениями, деепричастиями, причастиями, наречиями

Знаки препинания при прямой речи.

Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

Рабочие тетради учащихся.

§ 66, с. 215-217 – учить;

составить интеллектуальную карту «Правописание НЕ с различными частями речи»;

написать памятку «Поведение в автобусе, кинотеатре, столовой, библиотеке, на уроке…

— Я главнея. Я все могу, я все умею!

Могут вязать, плясать…

Но тут вдруг НЕ к нему подходит

И с укоризной говорит:

— Вот если встану я вперед, тогда посмотрим,

Ю. Савченко, 10 лет, сш № 4, 1996г.

Не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Словарно- орфографическая диктовка.Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть картинку Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Картинка про Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть

— Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Аге’нт, аге’нтство, алфави’т, ана’том, аре’ст, аристокра’тия, а’тлас (собрание географических карт), атла’с (ткань); балова’ть, безу’держный, библиоте’ка, буржуази’я; валово’й, варить (варю’, ва’ришь), ве’рба, во’лен, во’лк (во’лка); гекта’р, гравёр, гренаде’р, группирова’ть, гу’сь (гу’ся); демокра’тия, де’ятельность, диа’гноз, диало’г, диспансе’р, добы’ча, догово’р, дозвони’ться (дозвоню’сь, дозвони’шься), докуме’нт, дремо’та.

Ударение падает на первый слог:

Ударение падает на второй слог:

Ударение падает на третий слог:

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Запись в словарик: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

ВНИМАНИЕ И ВНОВЬ ЗАПОМИНАНИЕ!

В предложениях с отрицательными сказуемыми для усиления отрицания употребляется частица НИ.

В тех случаях, когда отрицательного сказуемого нет, но оно подразумевается, тоже пишется частица НИ.

В сочетаниях с некоторыми местоимениями и наречиями пишется только НИ (кто бы ни, что бы ни, сколько ни, когда бы ни, где бы ни).

В некоторых устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах) тоже пишется частица НИ (ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни туда ни сюда, ни шагу прочь…)

Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть картинку Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Картинка про Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть

устойчивые сочетания, которые пишутся с НИ

и не разделяются запятыми

НЕ и НИ ПИШУТСЯ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

никто, ничто, никого, ничего, некого, нечего

ни с кем, ни в чьих, не за кем, не у кого, ни в чем, ни в чьих

ЕСЛИ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА ЧАСТИЦУ, пишу НЕ

ЕСЛИ УДАРЕНИЕ НЕ ПАДАЕТ НА ЧАСТИЦУ, ПИШИ НИ

не’кого ждать, не’кем заменить, не’ о чем спорить, не’ с кем идти

никого’ не обижал, нике’м не заменил, ни о че’м не спорил, ни с ке’м не шел

Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Смотреть картинку Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Картинка про Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть. Фото Не знал ничего ни в чем не сознавался не в чем упрекнуть

— Для чего служит частица как часть речи?

— Как отличать частицу от других частей речи?

Сравните следующие предложения:

ВЫВОД: Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

— Частица НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл.

Я не мог не быть в школе.

ВЫВОД: В предложении две частицы НЕ. Одна из них стоит перед глаголом мочь, вторая – перед неопределенной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Метод направленного чтения.

Грубую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему ответила: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила, а Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему:

Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и …

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу» И вдруг…

И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ не могут жить друг без друга.

— Почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

В каких только углах не побывал я за эти годы!

Широта его интересов не могла не изумлять меня.

Собеседник не мог не согласиться с моим мнением.

С кем только не состязались наши спортсмены.

Кто не знает стихов Пушкина!

И какой же русский не любит быстрой езды (Н.Гоголь.)

Где наша не пропадала.

2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

С негодованием люди говорят о поджигателях войны.

Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь.

Ничто не могло стереть в памяти грустных воспоминаний детства.

Книга оказалась не интересной, а скучной.

Брату днем что-то нездоровилось.

Погода была ненастная, невысокие облака закрывали все небо.

Расшумелась, разгулялась в поле непогода.

Спичек не было, зажечь свечу было нечем.

1. ЗАДАНИЕ. Подберите близкие по смыслу слова, начинающиеся с НЕ-.

Становиться в тупик –

Ощущать легкую боль – недомогание

Презирать кого-либо- ненавидеть

Отсутствие доверия – недоверие

Случайная ошибка – недочет

ЗАДАНИЕ. Подберите синонимы к данным словам без НЕ:

Не печальтесь – радуйтесь

Не забудьте – помните

Не расстраивайтесь – взбодритесь

Не отказывайтесь- берите

Неотложная помощь – скорая помощь

Неровная поверхность – шершавая поверхность

Неизлечимая болезнь – смертельная, серьезная

ЗАДАНИЕ. Сравните и сделайте вывод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *