Нгз это в работе социального педагога что это

Анализ результативности работы с несовершеннолетними, признанными в СОП, НГЗ.

1. Количество детей, признанных находящимися в социально опасном положении, и детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на начало отчётного периода.

2.Выявление детей находящихся в социально опасном положении ( количество информаций, поступивших в УО о семейном неблагополучии, в том числе информация, поступившая от педагогов УО, граждан, родственников несовершеннолетних)

3.Оценка безопасности детей в семье путем социального расследования (количество,проведённых социальных расследований и их результативность)

4.Признание детей,находящимися в социально опасном положении координационным советом (количество обращений за отчётный период, критерии и показатели социально опасного положения, результат)

5. Реализация мероприятий, по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетнего обстановки (проведённая работа: работа учреждения образования и других ведомств, организаций по выполнению плана, результат, успешность межведомственного взаимодействия).

6.Вывод о результатах работы:

— улучшение ситуации и отмена решения о признании несовершеннолетнего,находящимся в социально опасном положении;

— продолжение работы с семьей и несовершеннолетним согласно мероприятиям

— ухудшение ситуации и планируемая работа на будущее.

7. Инициирование и подготовка документов, необходимых для признания детей нуждающимися в государственной защите.

8 Работа с семьей, в которой дети признаны нуждающимися в государственной защите.

9.Эффективность и результативность межведомственного сотрудничества по выполнению планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Директор учреждения образования (подпись) Ф.И.О

Источник

Чем занимается и сколько зарабатывает: полный гид по профессии социальный педагог

Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть фото Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть картинку Нгз это в работе социального педагога что это. Картинка про Нгз это в работе социального педагога что это. Фото Нгз это в работе социального педагога что это

Одна из самых молодых на российском рынке труда профессий будет привлекательной для людей, готовых посвятить все свое время помощи детям. Она предполагает работу с малышами и подростками, постоянное общение, стремление сделать жизнь детей и молодежи лучше.

Какие средства для этого используют социальные педагоги? В чем особенности профессии? Где получить образование по специальности, и сколько зарабатывает социальный педагог в России? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре ФАН.

Особенности профессии социальный педагог

В отечественном классификаторе профессий специальность появилась чуть менее 20 лет назад, хотя в мировой и педагогической практике, конечно, новой она не стала. Социальная педагогика активно развивалась с середины прошлого века как одно из направлений образовательной науки.

Ее целевая группа — дети, подростки и молодежь, но не все, а лишь «особенные». Она уделяет вниманием тем, кто:
• попал в трудную жизненную ситуацию;
• растет в неблагополучной среде;
• демонстрирует признаки агрессии и отсутствие желания к адаптации в обществе;
• страдает заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата и другими, которые препятствуют нормальной социализации, общению, получению образования и профессии.

Многих детей, с которыми работают такие специалисты, называют трудными. Их задача — помочь детям преодолеть не только негативные внешние обстоятельства, но и личностные кризисы.

Помогая таким ребятам, социальные педагоги выполняют важную функцию: снижают распространение детской преступности и улучшают обстановку в обществе, то есть делают мир лучше. И если выпускник школы видит в этом свое предназначение, он готов стать представителем этой значимой профессии.

Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть фото Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть картинку Нгз это в работе социального педагога что это. Картинка про Нгз это в работе социального педагога что это. Фото Нгз это в работе социального педагога что это

Работа социального педагога с детьми

В повседневной деятельности социальные педагоги контактируют с детьми, подростками и их родителями или опекунами. Часто их работа видится как непрерывные беседы или консультации с подопечными, но это мнение обманчиво. В отличие от психологов, которые помогают людям преодолеть психологические трудности и адаптироваться к окружающему миру, социальные педагоги призваны интегрировать конкретную личность в окружающую среду. А для этого они должны:

• выявить ребенка, нуждающегося в помощи;
• исследовать и проанализировать ситуацию — изучить семью, особенности окружения, текущее состояние личности;
• найти возможность решить проблемы ребенка, защитить его интересы;
• обеспечить доступ к льготам, пособиям и другим видам государственной помощи, на которые могут претендовать ребенок и его семья.

Деятельность социального педагога тесно связана с работой государственных служб: центров по делам несовершеннолетних, полиции, департаментов соцзащиты, центров соцподдержки и реабилитации. При необходимости специалист может обращаться к ним, привлекая к решению проблем «трудного» или оказавшегося в сложной жизненной ситуации ребенка.

Профессия интегрирована в сферу образования в России. И хоть социальные педагоги считаются в образовательной среде специалистами второго порядка, они трудятся в каждой школе, каждом детском саду, в колледжах и лицеях. В обязательном порядке такая «штатная единица» вводится в коллективах:

• детских домов;
• школ-интернатов;
• центров реабилитации;
• приютов;
• специальных школ для детей с физическими ограничениями.

Работа в каждом заведении и с каждым подопечным будет особенной. Специалист проводит групповую работу: организует познавательные и развивающие занятия, спортивные соревнования, творческие занятия. Индивидуально проводит беседы и консультации, помогает родителям или руководству центров реабилитации в оформлении пособий и льгот. Уделяет внимание развитию положительных личностных навыков подопечных, их талантов, помогает определиться с будущей профессией, расставить верные жизненные приоритеты.

Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть фото Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть картинку Нгз это в работе социального педагога что это. Картинка про Нгз это в работе социального педагога что это. Фото Нгз это в работе социального педагога что это

Где получить образование социального педагога

Для работы по специальности необходимо профильное педагогическое образование. Оно может быть высшим или средним специальным. Для получения высшего образования нужно закончить любой педагогический вуз, не только по педагогической специальности, но и по профессиям:

• организация работы с молодежью;
• социальная работа;
• психология.

Так как обязанности психолога и социального педагога часто связаны и пересекаются, наличие знаний в области психологии очень пригодится в работе. Также потребуются знания в области юриспруденции, но «необходимый минимум» специалисты осваивают уже самостоятельно или используют ту базу, которую получили в университете.

Получить среднее специальное образование можно в педагогическом колледже. Принимают на обучение выпускников 9 и 11 классов. После 9 класса придется учиться 4,5 года, после 11 класса — чуть больше 3 лет. Обучение на социального педагога психолога проводят колледжи в большинстве регионов. Чтобы освоить эту специальность, как правило, не нужно уезжать далеко от дома, а количество бюджетных мест значительно выше, чем для других специальностей из-за общественной значимости профессии.

Для людей с высшим образованием возможностью войти в профессию станут курсы социального педагога. Их проводят центры повышения квалификации и профессиональной подготовки. Теоретически, закончить курсы и получить соответствующую квалификацию можно при наличии любой «корочки», будь то гуманитарное или экономическое высшее образование. Но на практике, чтобы в дальнейшем устроиться на работу в бюджетное учреждение (детский сад, школу, колледж), образование должно быть педагогическим. Поэтому нередко окончания одних лишь курсов недостаточно.

Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть фото Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть картинку Нгз это в работе социального педагога что это. Картинка про Нгз это в работе социального педагога что это. Фото Нгз это в работе социального педагога что это

Зарплата социального педагога

А вот уровень заработной платы вполне может стать причиной разочарований и быстрого профессионального выгорания, которое нередко фиксируют в этой профессии. Работа в бюджетных заведениях практически никогда не позволяет рассчитывать на высокие заработки.

Доход социального педагога психолога зависит от нескольких факторов:
• оклада;
• надбавок;
• стимулирующих;
• персонального коэффициента;
• оплаты за сложность и др.

В разных регионах и в разных учреждениях размеры дополнительных выплат отличаются. Если работать лишь на окладе и стимулирующих, размер зарплаты будет небольшим — в пределах 15 тыс. рублей. Если в учреждении предусмотрены дополнительные выплаты, зарплата может увеличиться.

Самые высокие заработные платы у профессионалов, трудящихся в учебных и коррекционных заведениях Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа. В столице средняя зарплата составляет 35-40 тыс. рублей, в Югре — до 38 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге работодатели готовы платить сотруднику 25-30 тыс. рублей, в Севастополе — не более 14 тыс. рублей. Во Владимирской, Липецкой, Новгородской, Рязанской областях предлагают зарплаты от 12 до 19 тыс. рублей.

Увеличить заработок специалист может, совмещая основную работу с дополнительной, например, на 0,25 или 0,5 ставки в другом учреждении. Также он может оказывать индивидуальные, консультационные услуги за плату, хотя контингент «клиентов» часто исключает возможность такого заработка. Другой современный вариант дополнительного дохода — блогерство: реальные истории о работе с трудными детьми и помощи им часто находят живой отклик аудитории.

Источник

СОП и НГЗ

Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть фото Нгз это в работе социального педагога что это. Смотреть картинку Нгз это в работе социального педагога что это. Картинка про Нгз это в работе социального педагога что это. Фото Нгз это в работе социального педагога что это

Что такое социально опасное положение (СОП)

Дети признаются находящимися в социально опасном положении в семье, где родители (или иные законные представители несовершеннолетних) не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

По каким причинам несовершеннолетние могут быть признаны в СОП:

Если родители (другие законные представители):

— своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

— не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии,

— не заботятся о материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе ребенка,

— проявляют к нему безразличие,

— уклоняются от уплаты алиментов и др.

(отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью),

— оставляют ребенка без пищи, тепла, присмотра,

— изгоняют ребенка из дома;

— принуждают ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм, вовлекают ребёнка в преступную деятельность;

— незаконно расходуют имущество, принадлежащее ребенку;

— запрещают ребенку посещать учреждение образования;

— отрицательно влияют на его поведение (приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

— аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.);

Если несовершеннолетний:

— совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество; состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

На несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего.

Нуждающимися в государственной защите и отобранными у родителей могут быть дети:

*из семей категории СОП, с которыми проводилась работа, но оказалась безрезультатной;

*есть угроза жизни и здоровью ребенка;

*в доме следы скандала, драки. У ребёнка свежие телесные повреждения (есть основания считать, что ссора произошла между взрослыми членами семьи, но пострадал и ребёнок);

*ребёнок (дети) подвергается жестокому обращению, насилию (физическому, сексуальному, психическому);

*ребенок (дети) дома с родителями и в состоянии алкогольного (другого опьянения), есть основания считать, что именно родители вовлекли ребенка в употребление психоактивных веществ;

*ребёнок (дети) сам просит защиты;

*дети, убежавшие из дома и находящиеся без присмотра взрослых; *родители в состоянии крайнего опьянения (алкогольного, наркотического ли др.), а возраст ребёнка не позволяет самому о себе позаботиться, (инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*ребёнок (дети) дома один, (возраст не позволяет самому о себе позаботиться, инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*в доме грязно, дети не ухожены, отсутствует соответствующее питание для детей;

*грубое нарушение пожарных норм.

Источник

Документирование деятельности СППС

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НГЗ

Психолого-педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая характеристика учащегося составляется с разными целями, исходя из которых ее содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения учащегося в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется.

Составление характеристики на обучающегося (или на группу) – один из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Грамотно составленная характеристика позволяет получить представление о личностных качествах учащегося, выстроить план дальнейшей психолого-педагогической работы, создать оптимальные условия психолого-педагогического сопровождения школьника.

Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится как педагогу-психологу, так и педагогу социальному. Педагог-психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, дает описание эмоционально-волевой сферы учащегося. Педагог социальный описывает условия, в которых воспитывается ребенок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения учащегося, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, возможности постановки на учет в органах профилактики.

При изучении учащегося должны соблюдаться принципы комплексности, объективности, всесторонности, индивидуального и динамического подхода. Психолого-педагогическая характеристика должна быть развернутой, полной и подробной; содержать анализ полученных данных, выводов, подтвержденных фактами и примерами; в ней должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности учащегося и его познавательной деятельности.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося

Фамилия, имя, возраст, класс, внешний вид, профессиональная деятельность (занятия) родителей, внеурочные интересы школьника.

Особенности физического развития, его соответствие возрасту (состояние здоровья, медицинская группа здоровья, занятия спортом, спортивные достижения). Имеет ли вредные пристрастия (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.?) (ис-пользуются данные из школьного медпункта, бесед с родителями, родственниками, классным руководителем, учащимся).

Состав семьи, ее социальное положение, образование родителей, жилищные и бытовые условия, материальная обеспеченность. Нравственный климат в семье, положительные, отрицательные (если они имеют место) стороны воспитания. Отношение учащегося к членам семьи.

Учебные и внеурочные интересы. Их устойчивость, диапазон (широкие, локальные), сила проявления, направленность.

Особенности памяти (зрительная, слуховая и др.; прочность, быстрота и полнота запоминания и др.).

Особенности мышления – развитость умений умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), склад ума, логичность в суждениях, уровень самостоятельности мышления и др.

Особенности внимания – устойчивость, переключение, концентрация, степень развития произвольного внимания, умение распределять внимание и др.

Уровень развития учебных умений и навыков, уровень сформированности основных ключевых компетентностей.

Умения планировать и организовывать учебную работу, отыскивать нужную информацию. Степень рациональности учебных умений, сформированность алгоритма самостоятельных действий, культура умственного труда и др.

Умение работать с компьютером, поиск нужной учебной информации, выделение главного, существенного, анализ полученных результатов, способности к творчеству в учебной деятельности.

Развитие речи – активный словарный запас, развитие коммуникативных навыков бесконфликтного общения со взрослыми и сверстниками, культура речи, умение рассуждать и делать выводы, грамотность и выразительность речи и др.

Уровень развития общих умственных способностей.

Наличие специальных способностей, степень их выраженности.

Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.

Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.

Целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.

Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класса

Уровень развития общих умственных способностей.

Наличие специальных способностей, степень их выраженности.

Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.

Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.

9. Волевые качества

Целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.

Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Оношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класс к ребенку, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса?

Отношение к учащимся противоположного пола. Какие общественные поручения выполняет? Наличие (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявления товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка и т. д.).

Стремление занять то или иное место в классном коллективе, достичь определенной цели в учебе, в жизни вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, поступках, своих личных качествах, внешнем виде и т. д. (завышенная, заниженная, адекватная).

Честность, справедливость, чуткость, заботливость, склонность к предательству, лицемерию, нарушению правовых норм. Тактичность в отношениях с учащимися, учителями, родственниками, взрослыми людьми. Надежность в дружбе. Способность защитить близкого или попавшего в сложную ситуацию человека, животных и др.

При написании характеристики в зависимости от цели возможно использование одного или нескольких психологических показателей.

Педагогическая характеристика

обучающегося ___класса /группы

проживающего по адресу:

С какого времени обучается в учреждении образования, классе. Переводился ли из одного учреждения образования в другое (причины) Отношение к обучению, успеваемость, регулярность посещения учащимся занятий.

Какими предметами интересуется. Его склонности, увлечения, интересы.

В каких секциях, кружках занимается.

Какое участие принимает в общественной жизни класса.

Взаимоотношения с одноклассниками; статус в классном коллективе.

Имеет ли вредные привычки, девиантное поведение.

Совершал ли правонарушения, преступления.

Рассматривался ли на заседании Совета профилактики школы, комиссии по делам несовершеннолетних, по какой причине.

В какой семье воспитывается. Взаимоотношения между членами семьи. Степень участия родителей в воспитании ребёнка.

Характер влияния семьи на несовершеннолетнего.

Директор (подпись, печать)

Классный руководитель / куратор группы (подпись)

Психологическое заключение

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями педагога-психолога о процессах психического развития. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, прогноз развития и рекомендации.

Оформляются в свободной форме

Оформляется в двух экземплярах с указанием даты и подписью педагога-психолога.

Примерная схема заключения включает в себя: цель исследования, данные анамнеза, методы исследования, интерпретацию результатов исследования, психологический диагноз, прогноз, рекомендации.

Условно в структуре заключения можно выделить 4 блока.

1-й блок включает в себя:описание целей,условий,в которыхпроводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата, время суток, особенности ситуации тестирования, состояние обследуемого), данные анамнеза.

2-й блок –описание методов исследования.

3-й блок –интерпретация полученных данных.

4-й блок –диагноз,прогноз и рекомендации психолога.

5-й блок – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, нуждающимися в психологической помощи, с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО

1. План работы педагога социального на четверть (месяц, четверть, семестр, полугодие)

Примечание:
Не допускается формировать план работы педагога социального, педагога-психолога на различные периоды.
План работы педагога социального (на месяц, четверть семестр/полугодие)представляет собой программно-планирующий документ, разрабатываемый на текущий период, определяющий мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса, сроки, место их проведения, лиц, ответственных за их реализацию.

Аналитический отчёт о работе СППС

В аналитическом отчёте отражаются качественно-количественные показатели по всем направлениям деятельности в соответствии с планом работы на учебный год. Анализируя выполнение поставленных на учебный год задач, специалисты указывают свои достижения, эффективные формы работы, а также возникшие затруднения, проблемы, которые необходимо решить в дальнейшем. Таким образом, определяются перспективы дальнейшей работы. Ответственным за составление аналитического отчета является заместитель директора по воспитательной работе.

Структура написания аналитического отчета:

Обоснование деятельности за отчетный период.Цель и задачи, стоящие в отчетном периоде. Проблемы над которыми работали специалитсты СППС. Приоритетные направления и пути, выбранные для решения этих проблем.

деятельность по реализации цели, задач и проблем, стоявших перед учреждением образования и СППС; тематические мероприятия по реализации задач, формы и практическая значимость;

проблемные ситуаци ввыявленые в ходе работы по решению задач, пути их разрешения; выводы о качестве работы

Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка цели и конкретных задач деятельности на следующий год.

Требования к плану работы СППС учреждения образования на учебный год

При подготовке плана работы необходимо детально проработать и изучить требования нормативных правовых актов и изменения в них.

В плане работы на год должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа работы за прошедший учебный год, задач и мероприятий на новый учебный.

При составлении плана необходимо соблюдать следующие требования:

соответствие целей, направлений, содержания плана нормативным правовым документам и информационно-методическим материалам Министерства образования Республики Беларусь;

актуальность и целенаправленность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на достижение цели и решение задач воспитания обучающихся в соответствии с нормативными требованиями;

психолого-педагогическая обоснованность мероприятий; разнообразие форм, методов идеологической и воспитательной

работы; деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий.

План устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, формы, методы работы, мероприятия по реализации основных направлений деятельности, сроки, участников, лиц, ответственных за их проведение, учреждения с которыми взаимодействует СППС по проведению мероприятий.

План работы СППС учреждения образования является разделом плана работы учреждения образования на учебный год, входит в него в полном объеме, название направления «Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи».

Цель работы СППС установлена в статье 96 Кодекса об образовании: осуществление социально-педагогической поддержки обучающимся (воспитанникам) и оказание им психологической помощи в целях содействия социальной адаптации обучающихся (воспитанников) и оптимизации образовательного процесса.

Задачи работы СППС состоят в обеспечении выполнения требований нормативных правовых актов в сфере образования и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, решений государственных органов власти по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся (воспитанников), инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному, с учетом специфики деятельности учреждения образования

Информационно-аналитическая – изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование и актуализация учетных данных категорий несовершеннолетних, анализ полученных данных, формирование социально-педагогической характеристики учреждения образования и пр.

Здоровьесберегающая – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников образовательного процесса.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

Диагностическая – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы учреждения образования.

Массовая диагностика проводится по психосоциальному анкетированию и суицидальному поведению.

Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа

Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика

социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными.

Коррекционно-развивающая – повышение адаптационных возможностей личности обучающегося, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) мероприятия, направленные на преодоление последствий кризисных ситуаций, на профилактику возможных нарушений в развитии личности обучающегося, ее самосовершенствование и социализацию.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога реализуется через систему больших психологических игр, тренингов с коллективами классов.

Педагог-психолог может организовывать коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов в рамках часов школьного компонента.

Консультационная – организация консультационной работы с участниками образовательного процесса (носит характер индивидуальной или групповой работы), оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например, информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа и т.п.).

С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.

В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.

По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий.

Защита прав и законных интересов обучающихся – изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных органах и организациях.

Методическая – накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования участниками образовательного процесса, участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов, сайтов и пр.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, участие в составлении плана работы школы, участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.

Повышение профессионального уровня – повышение квалификации, участие в обучающих мероприятиях, методических объединениях, аттестация, обобщение опыта.

Мероприятия специалистов СППС включаемые в план:

содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье, взаимодействие СППС с работниками учреждений образования, иных органов и организаций по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

своевременное информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

участие СППС в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

участие СППС в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

участие СППС в организации личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

оказание психологической помощи, социально-педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социально-психологической адаптации;

участие СППС в разработке и реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

участие СППС в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

участие СППС в подготовке обучающихся к самостоятельной, семейной жизни, их профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

участие СППС в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

участие СППС в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

разработка специалистами СППС информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ СППС

Одновременно с этим ведется общая документация СППС:

1.Положение о СППС учреждения образования;
2.Приказ о создании СППС/об изменении состава (при необходимости);
3.План работы СППС учреждения образования на учебный год.
4.Графики работы специалистов СППС учреждения образования (с указанием консультаций).

При распределении рабочего времени учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, необходимость работы в шестой школьный день (субботу) и каникулярный период, посещения обучающихся и их родителей на дому в вечернее время. В графике работы также указывается время проведения индивидуальных консультаций, которое должно быть выбрано с учетом запросов участников образовательного процесса. Следует обеспечить возможность обращения к специалисту в вечернее время, в шестой школьный день (субботу). График работы, утвержденный руководителем учреждения, размещается на двери рабочего кабинета, тематическом стенде и сайте учреждения образования и др., может корректироваться в течение учебного года по согласованию с администрацией и специалистом. Стоит учесть, что работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.

5. Должностные инструкции;

Должностная инструкция составляется на основании квалификационной характеристики педагога социального, педагога-психолога, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г.

105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» для конкретного специалиста,учитывает уровень его квалификации, выполняемый им объем работ, круг обязанностей.

6. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за учебный год;

7. Журнал учета просветительских и профилактических мероприятий;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *