Нвф что это за организация
Незаконное вооруженное формирование
Критерии оценки группы лиц, как НВФ
Понятие НВФ включает в себя три критерия, необходимые для классификации группы людей как НВФ:
Не всякое вооруженное формирование может быть квалифицировано как НВФ. Основным признаком последнего есть качественность. К примеру двое, или несколько человек, вооруженные гранатометом, пушкой, танком не всегда могут быть квалифицированы как НВФ. Для этого им необходимо иметь следующие признаки качественного критерия оценки.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Незаконное вооруженное формирование» в других словарях:
Незаконное вооруженное формирование — противоправная, созданная вопреки закону государства группа вооруженных людей, связанная единым управлением. Н.в.ф. не предусмотренная федеральным законодательством группа лиц, объединенных в отряд, дружину или иные формирования, имеющая на… … Пограничный словарь
Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
НВФ — Вооруженное формирование Алькаиды. Незаконные вооружённые формирования вооружённая войсковая группа, ополченская часть, партизанское формирование, террористическая группа, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не… … Википедия
Незаконные вооруженные формирования — Вооруженное формирование Алькаиды. Незаконные вооружённые формирования вооружённая войсковая группа, ополченская часть, партизанское формирование, террористическая группа, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не… … Википедия
Незаконные вооружённые формирования — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Добавить иллюстрации. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в мае 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Банда — I ж. 1. Незаконное вооруженное формирование. 2. Компания людей, объединенных общими обычно недостойными, предосудительными интересами; шайка I 2.. II ж. Оркестр медных духовых инструментов, используемый в операх и располагающийся на сцене или за… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Виды соучастия — разновидности групповых объединений, перечисленных в статьях Общей (ст. 35 УК) и Особенной частей (ст. ст. 208 210 УК), участники которых несут ответственность непосредственно по статье Особенной части без ссылки на ст. 33 УК как соисполнители… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов
Братья Толстопятовы — Банда братьев Толстопятовых незаконное вооруженное городское формирование, осуществлявшее деятельность криминального характера на территории города Ростова в 1968 1973 гг. Масштаб, техническая оснащенность, подготовленность и сам факт… … Википедия
Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Комментарий к Ст. 208 УК РФ
1. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, на создание вооруженных формирований.
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием или в его финансировании (ч. 1 комментируемой статьи), или в участии в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (ч. 2 комментируемой статьи).
Незаконное вооруженное формирование может создаваться в форме объединения, отряда, дружины или иной группы, т.е. различного уровня, численности, структуры.
СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 9; 2003. N 2. Ст. 156; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2010. N 31. Ст. 4207; N 42. Ст. 5297; 2011. N 1. Ст. 32; N 29. Ст. 4282; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7366.
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 45. Ст. 5418; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 48. Ст. 5717; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2019.
Согласно п. «м» ст. 71 Конституции оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации, поэтому субъекты РФ, а также местные органы самоуправления не вправе создавать вооруженные формирования.
Само по себе организационное оформление формирования без его вооружения образует покушение на создание и руководство таким формированием.
7. Под руководством НВФ понимаются любые действия с определением направлений конкретной деятельности уже созданного формирования по планированию, реорганизации этой деятельности, по созданию новых структурных подразделений или упразднению старых, расстановке командиров подразделений, организации контроля, поддержанию дисциплины, по определению и выполнению конкретных задач формирования на текущий момент, составлению планов общей направленности и т.д.
8. Под финансированием НВФ понимаются действия, указанные в примеч. 1 к ст. 205.1 УК. Когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования НВФ, его действия охватываются ч. 1 комментируемой статьи, и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 205.1 УК не требуется (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).
9. Под участием в НВФ следует понимать вступление в такое формирование, членство в нем, прохождение обучения, тренировку, выполнение любых поручений, заданий руководства, получение денежного и вещевого довольствия, а также действия по обеспечению деятельности формирования без вхождения в его состав и т.д.
10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что создает НВФ, а равно руководит им или финансирует его, и желает создать такое формирование, а равно руководить им или финансировать его (ч. 1 комментируемой статьи). При участии в НВФ лицо осознает подобное участие и желает так действовать (ч. 2 комментируемой статьи). Мотивы и цели не влияют на квалификацию содеянного, могут учитываться при определении меры наказания, однако они играют решающую роль в отграничении этого преступления от сходных с ним деяний: бандитизма (ст. 209 УК), организации преступного сообщества (ст. 210 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК).
11. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
13. Совершение лицом других преступлений в составе НВФ, например убийство, террористический акт, захват заложников и др., квалифицируется по совокупности с комментируемой статьей. Лицо, создавшее или руководившее НВФ, несет ответственность за преступления, совершенные участниками формирования, если они охватывались его умыслом.
Причины и условия возникновения незаконных вооруженных формирований
Бейбулатов Б.Ш., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Кисловодского гуманитарно-технического института, кандидат юридических наук.
Причин, обусловливающих возникновение незаконных вооруженных формирований (НВФ), несколько. Для того чтобы их понять, необходимо узнать цель создания каждого из них. Цели создания НВФ могут быть следующие: защита населенных пунктов от криминальных посягательств, охрана общественного порядка, охрана определенных социальных групп и др. Перечисленные формы НВФ создаются в основном с благими целями, но бывают исключения.
Другой важной причиной стал правовой вакуум в деле создания и деятельности негосударственных служб безопасности в период до 13 марта 1992 г., когда был принят Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Говоря о причинах преступлений, необходимо отметить и условия (т.е. внешние обстоятельства) совершения преступлений, так как причины взаимодействуют с условиями, способствующими возникновению и реализации решений индивида о том, как ему поступить.
Говоря об условиях, способствовавших созданию и функционированию НВФ, необходимо отметить, что норма, предусматривающая ответственность за создание НВФ, появилась лишь в УК РФ, принятом в 1996 г. и вступившем в силу с 1 января 1997 г.
Применительно к Северному Кавказу в качестве одного из условий, способствующих созданию НВФ, еще можно отметить социальную напряженность вследствие нерешенности национальных вопросов некоторых народностей и народов, населяющих республики Северного Кавказа (в том числе и по причинам религиозного характера).
См.: Архив Верховного суда РД за 1998 г.
Представляется, что НВФ могут возникнуть, функционировать только тогда, когда объективно сформируется конфликтная ситуация, вероятность разрешения которой вооруженным способом очень велика. Существуют конфликтные ситуации в сфере национально-государственных отношений (межнациональные, этнотерриториальные, религиозные) и конфликты в социально-правовой и социально-политической сфере. В национально-государственном строительстве на первое место стал выдвигаться принцип права наций на самоопределение.
Обострение межнациональных отношений, усиление религиозной и родоплеменной вражды за последнее десятилетие в Закавказье и на Кавказе существенным образом стимулировали процессы милитаризации в регионе. В основе национально-государственного устройства лежит принцип экономической целесообразности. Отсюда и пошла «перестройка» республик по этнографическому фактору. Все эти действия или бездействие государства привели к накалу осетино-ингушских, грузино-абхазских, грузино-осетинских, армяно-азербайджанских отношений, а также, как следствие проводимой политики, напряженность в Дагестане, в Чечне, Карачаево-Черкесии.
Таким образом, основными причинами, послужившими созданию вооруженных формирований на нелегальной или полулегальной основе, явились: обострившаяся криминогенная обстановка, повышенный интерес преступного мира к частному сектору, неспособность правоохранительных органов обеспечить всем безопасность в нужном объеме, неполная правовая урегулированность вопросов создания и функционирования частных силовых структур как союзников государства в деле борьбы с преступностью и взаимодействия их с правоохранительными органами, отсутствие должного контроля со стороны государства за НВФ.
Какая ответственность предусмотрена за участие и организацию незаконных вооружённых формирований
Участие и организация незаконного вооружённого формирования, как отдельная норма закона, появилась относительно недавно. В законодательных актах, действующих во времена Российской Империи и Советского Союза, отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за создание вооружённого формирования, либо участие в нём. Это объяснялось тем, что отсутствовали объективные потребности в подобных нормах и технико-юридические ресурсы для их выражения. Любая организация незаконного вооружённого формирования преследовала преимущественно корыстные цели. Потому ранее преступления такого характера квалифицировали как бандитизм. Если деятельность незаконного вооружённого формирования (НВФ) была направлена против политического строя, тогда участники и организаторы несли уголовную ответственность как за преступление против государственного строя, то есть государства. Норма, предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования, появилась только в апреле 1995 года в УК РФ. Поводом для появления новой статьи, связанной с незаконным вооружённым формированием, послужили появление понятного и чёткого правового регламента относительно всех созданных в государстве вооружённых формирований и наличие общественно опасных альтернативных проявлений.
Наказание за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём.
Признаки НВФ
Под незаконным вооружённым формированием, регламентируемым Уголовным кодексом, следует понимать любое формирование с вооружением, вне зависимости от его названия, создание и деятельность которого не регулируются и не предусмотрены в рамках действующего федерального закона. Сюда относят федеральные законы об обороне и воинской службе. Все официальные организации, законно допустимые в Российской Федерации, были созданы на основе законов и Конституции. Потому существует целый ряд вооружённых формирований, которые считаются официальными и законными организациями. А именно:
Если вооружённая организация создаётся любым физическим лицом или даже по распоряжению руководителя любого административного субъекта на территории РФ, подобные формирования считаются незаконными.
В Федеральном законе, который регулирует общественные объединения (статья 16) чётко прописан запрет на создание любых общественных организаций и объединений, преследующих цель создать вооружённое формирование. То есть созданием организаций, предусматривающих вооружение, могут заниматься исключительно на высшем уровне руководства, и только отталкиваясь от действующего законодательства. Существует несколько основных характерных признаков НВФ, которые были сформированы путём анализа законодательных актов, научных работ и судебно-правовой практики. Потому незаконные вооружённые формирования имеют следующие признаки:
Вопрос вооружённости требует отдельного рассмотрения и пояснений.
Понятие вооружённости
Для таких формирований характерно развитие. То есть постепенное увеличение количества участников и расширение влияния на другие города, населённые пункты и регионы. Некоторые НВФ действуют исключительно в рамках одной административной единицы. Другие же создают крупные объединения с отрядами и подразделениями в разных городах и даже странах. Потому указанный перечень возможных единиц формирований не считается окончательным, поскольку может захватывать иные организованные группы. То есть численность участников незаконных вооружённых формирований бывает самой разнообразной. При этом минимальным объединением считается группа с собственной структурой и возможностью самостоятельно выполнять поставленные задачи. Согласно федеральному закону об общественных объединениях, группа состоит минимум из 3 человек и больше.
Объект и субъект
Разбираясь с незаконным вооружённым формированием, следует обязательно рассмотреть объект и субъект этого преступления. В качестве объекта выступает общественный порядок и безопасность. При этом объективная сторона этого преступления может выражаться в трёх различных формах:
Также следует более детально разобраться в незаконном формировании и понять суть уголовной ответственности за ту или иную форму выражения преступления. Для каждой из них предусмотрены свои формы ответственности:
Касательно участников следует сделать одну поправку. Если лицо дало своё согласие на вхождение в формирование, но им не выполнялись никакие противоправные задачи, тогда дело рассматривается только как оконченное покушение. Преступление считается оконченным с того момента, как руководители, создатели или участники были задержаны представителями правоохранительных органов или иные официальных организаций. Что же касается субъекта преступления, то он общий. Согласно действующему законодательству, субъектом может выступать любое физическое и вменяемое лицо, возраст которого составляет от 16 лет и более. А субъективная сторона проявляется в виде непосредственного прямого умысла. То есть совершаемое преступление лицо понимает и осознаёт факт создания, руководства или участия в незаконных вооружённых формированиях, и обладает желанием совершать подобную деятельность.
Опасность НВФ
Незаконные вооружённые формирования представляют повышенную общественную опасность уже из-за факта своего существования как альтернативы легальным и официальным вооружённым силам, военным, полиции и пр. Вооружённая группа может преследовать различные цели:
Важно понимать, что общественной безопасностью является не просто состояние защищённости нашего общества, но также защита всех ключевых благ от возможных непосредственных угроз или различных источников опасности.
Также общественная безопасность направлена на снижение, послабление, полное устранение и потенциальное предупреждение любого вида угроз относительно:
Любые общественно опасные формы поведения людей караются законов в зависимости от уровня опасности, исходящей от них. Деятельность легальных вооружённых формирований направлена на поддержание нормального уровня существования общества и создания необходимой защиты для населения.
Наказание за преступную деятельность
В случае участия в незаконных вооружённых формированиях по УК РФ предусматриваются разные меры наказания. Уголовный кодекс различает степень ответственности и причастности к НВФ, потому чётко разделяет понятия. Согласно статье 208, которая регулирует вопрос организации незаконных вооружённых формирований или участие в таковых, предусмотрены соответствующие меры наказания для сторон. Уголовная ответственность по статье 208 предусматривает разделение на:
При этом для них предусмотрены различные меры пресечения.
Создание, руководство и финансирование
При финансировании, создании и руководстве вооружёнными формированиями, не регламентированными законодательными актами, предусматривают только тюремное заключение. Если человека привлекли к уголовной ответственности за создание любых вооружённых формирований, вне зависимости от их типа (отряды, дружины, объединения и пр.), руководство ими или финансирование, которые не предусмотрены законодательными актами или Конституцией, тогда УК РФ наказывает преступников лишением свободы. Срок составляет от 2 до 7 лет, в зависимости от тяжести преступления. Но не стоит забывать, что, помимо статьи 208, в деле могут рассматриваться иные пункты Уголовного кодекса, в рамках которых человек нарушил закон. Они рассматриваются в совокупности, и выносится окончательный приговор.
Участие
В случае привлечения к уголовной ответственности по факту участия в различных незаконных вооружённых формированиях, не регламентированных федеральными законами, УК РФ предусматривает возможность выбора нескольких мер пресечения:
Если обвиняемый добровольно прекратил свою деятельность, и сдал при этом имеющееся вооружение, его могут освободить от ответственности. Вопрос добровольности нужно рассмотреть более подробно. Добровольность предусматривает принятие самостоятельного решения о выходе из незаконных вооружённых формирований, несмотря на наличие реальной возможности продолжения ведения преступной деятельности. Сдать вооружение можно любым официальных представителям государственной власти, а также в органы местных самоуправлений.
Незаконное вооружённое формирование
Материал из Documentation.
Анализируя состояние и тенденции организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём в общей структуре преступлений, нельзя констатировать какое-либо постоянство и стабильность данного вида преступности. Вместе с тем исторический опыт Российского государства, а также опыт борьбы с повстанческими движениями зарубежных стран подтверждает, что увеличение числа вооруженных формирований и соответственно активизация их деятельности напрямую зависят от экономического благополучия и политической стабильности государственной власти. Характерной особенностью групповой вооруженной преступности является тенденция увеличиваться в количественном составе в периоды наиболее сложные и тяжелые для государства.
Причины создания незаконных вооруженных формирований связаны в первую очередь с обострением межнациональных отношений и иных конфликтов, религиозной нетерпимостью и другими негативными социальными явлениями. Возникновение таких формирований обусловлено теми же причинами, что и межнациональные конфликты, то есть серьезными социально-политическими, экономическими, религиозными, расовыми столкновениями.
На конфликты в сфере национально-государственных (межнациональных, этнических, религиозных) отношений, а также в социально-политической сфере как основные причины организации и деятельности незаконных вооруженных формирований указывает и Т. М.-С. Магомедов. В качестве условий, способствующих их организации и деятельности, он называет политическую нестабильность в стране, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения. Заметным инициирующим фактором, по его мнению, служит расширение возможностей доступа граждан к огнестрельному оружию, имеющее место в последние десять лет.
Есть еще одно условие, способствующее организации и функционированию незаконных вооруженных формирований. Это недостаточная эффективность (а в большинстве случаев — просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как следствие, снижение авторитета власти и закона.
Общественная опасность незаконных вооруженных формирований предопределяется самим фактом их функционирования в качестве альтернативы вооруженным силам и другим воинским формированиям государства. Это способно привести к самым негативным последствиям, в частности:
В методическом пособии, подготовленном на основе добытых оригиналов документов, связанных с подготовкой диверсионно-террористических групп на территории Чечни, а также на основе опыта ведения боевых действий в Республике в августе—октябре 1999 г.,[3] отмечается, что вооруженное формирование — это крупное военизированное соединение, руководимое авторитетным политическим или военным лидером, созданное для силовой защиты интересов определенной финансово-экономической и политической (религиозной) структуры.
Вооруженное формирование, как правило, включает представителей одного или нескольких родственных тейпов (джамаатов). Организационно оно состоит из командира, штаба и двух группировок (на период боевых действий до 500 чел. каждая). Группировки, в свою очередь, подразделяются на боевую, предназначенную для непосредственного проведения операции в указанном районе, и резервную — для наращивания усилий и плановой (как правило, еженедельной) замены воюющих боевиков. Группировка делится на пять—шесть отрядов (по 100 чел. и более), которыми руководят амиры (полевые командиры).
Отряд обычно состоит из трех групп. Первая — центральная группа (до 100 чел.) — находится в боевом состоянии вместе с амиром и не имеет постоянного места дислокации.
Третья группа — «помощники». Это единомышленники и сторонники амира, проживающие у себя дома. С целью экономии финансовых средств эта группа не находится постоянно с отрядом. По приказу амира они являются к нему и выполняют задание, затем возвращаются домой и занимаются обычным делом или действуют самостоятельно, с согласия амира.
В большинстве случаев деятельность незаконных вооруженных формирований финансируется за счет «внутренних» источников (имеются в виду криминальные способы самофинансирования). В частности, денежные средства и материально-техническая помощь поступает от этнических преступных группировок, осуществляющих свою деятельность на территории России. Чеченский криминалитет, по словам Бориса Грызлова, буквально «оседлал» нефтепромышленный комплекс Южного федерального округа и уводит огромные суммы в террористический «общак». Таким образом, криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования незаконных вооруженных формирований. Основным, но не единственным. Следует отметить, что в последнее время происходит их серьезная финансовая подпитка из легальных источников. Диапазон таких источников довольно широк: доходы законно действующих коммерческих предприятий, принадлежащих как непосредственно участникам криминальных структур, так и симпатизирующим им деловым людям; пожертвования населения, общественных и религиозных организаций (центров) и т. д.
«Внешний» канал финансирования деятельности незаконных вооруженных формирований связан с поступлением средств от различных иностранных коммерческих и общественных организаций, представителей национальных диаспор, находящихся за рубежом. Финансирование из-за рубежа осуществляется под видом гуманитарной и благотворительной помощи через созданные и активно функционирующие на юге России мусульманские религиозные организации, а также через представительства многочисленных европейских, американских и ближневосточных организаций и международных фондов.[5]
В целом, давая криминологическую характеристику незаконных вооруженных формирований, функционирующих в Северо-Кавказском регионе, необходимо отметить:
Подавляющее большинство участников незаконных вооруженных формирований — мужчины. В основном это молодые люди (средний возраст — 27,5 лет) с низким образовательным уровнем (во многих случаях отсутствует даже полное среднее образование), как правило, нигде не работающие. Соответственно, их участие в преступных структурах детерминировано желанием заработать деньги для себя и своей семьи; многие члены незаконных формирований женаты, имеют на иждивении детей. Еще один элемент социально-демографической характеристики участников незаконных формирований — это национальность. Обратим внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве случаев ими являются чеченцы.
Сегодня для всей российской преступности характерно преобладание корыстной мотивации. Не является исключением и рассматриваемый вид преступности. Практика показывает, что члены незаконных формирований, как правило, одновременно и участники преступлений террористического характера, каждое из которых хорошо оплачивается организаторами и руководителями. Это позволяет сделать вывод о преобладании корыстно-преступного типа личности преступника. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении Мантагова, который, являясь участником незаконного вооруженного формирования (шариатской гвардии), а затем банды, неоднократно за вознаграждение участвовал в совершении террористических актов в отношении главы администрации города Махачкалы С. Д. Амирова.[9]
Между тем позволим себе утверждать, что корыстные соображения лишь внешне выглядят единственным мотивом указанной категории преступников. Зачастую под ним, пусть и на бессознательном уровне, проявляются и другие, не менее сильные побуждения, что детерминирует осуществление тяжких и особо тяжких преступных посягательств.
Описывая личность преступника — участника незаконного вооруженного формирования, можно выделить и социально-деформированный тип. Он характеризуется резко отрицательным отношением к социально-политическому устройству современного российского общества и его институтам, стойкой убежденностью в своих идеях, иногда доходящей до фанатизма. Это про них Ю. М. Антонян написал следующие строки: «Жизненные банкроты… путем самого жестокого насилия намерены озлобить людей и поднять их на гражданскую войну, чтобы уничтожить всю „прогнившую цивилизацию“ или „прогнившее общество“ в данной стране, которые в первую очередь виноваты в том, что в них не нашлось им места». Среди данной категории преступников встречаются лица с устойчивыми антисоциальными установками, уже имевшие криминальный опыт (ранее судимые, амнистированные).
В специальной литературе выделяют и такой мотив участников незаконных вооруженных формирований, как самоутверждение в микросреде. Б. Ш. Бейбулатов предположил также, что боевиками движет некая всепоглощающая, фанатичная идея, которой они безмерно преданы, например коренной перестройки общества и даже всего мира и «спасения» своей нации.
Организаторы и руководители незаконных вооруженных формирований, как правило, лица более старшего, по сравнению с другими участниками, возраста. Большинство из них имеют высшее образование и в свое время проходили службу в органах внутренних дел, армии, и даже были руководителями среднего и высшего звена. У многих за спиной — активное участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах. Специфические мотивы и цели заставили многих лидеров незаконных формирований (например, Шамиля Басаева) самостоятельно изучать теорию военного дела. Среди них много одиозных и даже харизматичных личностей.
Обращает на себя внимание, что в большинстве случаев полевые командиры — организаторы и руководители незаконных вооруженных формирований в Чечне, по сути, обычные авантюристы, для которых своеобразный пример — жизнь революционера Че Гевары (в частности, в этом признался Шамиль Басаев). Кроме того, это лица с ярко выраженными нарциссическими наклонностями, характеризуемые патологической жаждой самоутверждения и власти. Именно стремление к власти толкает многих, уже добившихся положения в обществе, материального благополучия, к противоправным действиям, связанным с организацией незаконного вооруженного формирования, причем иррациональное в их поступках часто берет верх над рациональным. Не останавливает их даже страх смерти, поскольку умереть в бою, по их убеждению, наилучший исход для воина (моджахеда).
Следует отдельно остановиться на некоторых мерах по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов. Жизненно важно наносить удары по террористам первыми. Именно такую задачу поставил недавно перед МВД Президент РФ, подчеркнув необходимость упреждающего, превентивного характера действий силовых структур в борьбе с терроризмом.
Среди конкретных мер можно выделить:
Нужно учитывать зависимость участников незаконных формирований от поддержки населения. В связи с этим одной из главных задач является нейтрализация психологического давления боевиков на местных жителей, завоевание со стороны последних одобрения действий федеральных сил, налаживание взаимоотношений с местными органами власти. Следует практиковать организованное участие в операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований отрядов ополченцев из числа местного населения.
Должна быть развернута работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений, подрыва авторитета их лидеров. К примеру, общеизвестно, что финансирование незаконных вооруженных формирований в Чечне осуществляется во многих случаях посредством изготовления и реализации поддельных денежных купюр. Поддельные деньги (в основном фальшивые стодолларовые купюры) не только сбываются под видом настоящих, но и выплачиваются в качестве «заработной платы» боевикам. Лидеры экстремистов рассчитывают на то, что в условиях непрерывных военных действий возможности определить факт обмана у рядовых членов террористических группировок сильно ограничены. Многие из них погибают, просто не успев потратить «заработанные» деньги или передать их родственникам. Так, по данным ИТАР-ТАСС, 23 июля 2003 г. в Грозном был задержан финансист одного из бандформирований, находящихся в подчинении у А.Масхадова. У задержанного были изъяты фальшивые купюры различного достоинства на общую сумму около 2 млн руб. По его словам, эти деньги предназначались для оплаты деятельности участников незаконных вооруженных формирований по осуществлению диверсионно-террористических акций. Очевидно, что информирование этих лиц, в том числе через СМИ, о мошеннической сущности лидеров террористических группировок будут действенным средством подрыва их авторитета. В свою очередь, естественно, необходимо принимать меры по пресечению изготовления фальшивых денег, выступающего в качестве весьма распространенного «бизнеса» чеченского криминалитета. Именно такой, комплексный подход позволит подорвать финансовую основу организованной террористической деятельности.
Как известно, среди участников незаконных вооруженных формирований, функционирующих на Северном Кавказе, немало наемников, прибывших из других государств. Поэтому важнейшим направлением предупреждения организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем являются меры по противодействию незаконной миграции.
Противодействуя религиозно-экстремистским группировкам ваххабитского толка, нельзя игнорировать и не менее серьезную угрозу, исходящую от тоталитарных религиозных сект. Практика подтвердила, что деятельность таких сект (например, «Аум Синрикё») вполне может заключаться не только в вербовке все новых и новых адептов, побуждении их к отказу от исполнения гражданских обязанностей, что разрушает нравственные, идеологические основы общества, но и в попытках завоевания политического могущества. Предположение, что для этой цели сектантским фанатикам потребуется поддержка вооруженных формирований, нам представляется весьма вероятным. Это позволяет говорить о необходимости более решительного противодействия деструктивным религиозным культам в рамках действующего антиэкстремистского и антитеррористического законодательства. Недопустимо терпимо-лояльное отношение государства и общества к этой проблеме, поскольку такое безразличие может привести к террору не менее разрушительному, чем акции чеченских боевиков. Вспомним хотя бы зариновую атаку «Аум Синрикё» в токийском метро.
Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия рассматриваемому виду преступности не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо расширять и практику позитивно-правового регулирования. В Постановлении Государственной Думы РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556-П ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» абсолютно справедливо указано на необходимость продуманной и взвешенной государственной политики на Северном Кавказе. Это предполагает, в частности, широкое привлечение к миротворческой работе старейшин, местных религиозных деятелей, интеллигенции и наиболее авторитетных представителей чеченского народа, проживающих в настоящее время в других субъектах РФ; активизацию работы с общественными объединениями, в том числе политическими движениями региона, а также с общественными объединениями представителей народов Северного Кавказа, проживающих в Москве и других субъектах РФ.
Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных общественных институтов в экономической, социальной, нравственной и иных сферах. Еще раз подчеркнем, что истоком организованной вооруженной преступности и распространения ваххабизма в Чечне и других республиках Северного Кавказа является общая социальная неустроенность, кризисные явления в обществе, коррупция, падение промышленного производства, развал сельского хозяйства, резкое снижение жизненного уровня населения, массовая безработица. Молодые люди, оставшиеся в силу известных обстоятельств практически неграмотными и без работы, — идеальные кандидатуры для рекрутирования в незаконные вооруженные формирования.[18] На наш взгляд, постепенное преодоление указанных негативных факторов неизбежно приведет к снижению числа незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе и совершаемых ими преступлений.