Нвв регионального оператора что это
VI.I. Расчет приведенной стоимости услуг регионального оператора
VI.I Расчет приведенной стоимости услуг
— прогнозная необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;
— тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj, на год i, в том числе прогнозируемые значения тарифа (в случае, если территориальной схемой в течение срока действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами), руб/м3 (руб./тонна);
— прогнозные собственные расходы регионального оператора, руб.
В составе тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются также тарифы организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
— объем (масса) отходов, направляемая региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Оj в году i, м3 (тонн). В составе таких объектов учитываются также объекты, расположенные в зоне деятельности других региональных операторов, с которыми у регионального оператора заключен договор (соглашение), и доставка отходов на которые предусмотрена территориальной схемой,
97. Норма доходности инвестированного капитала в реальном выражении определяется как минимальная норма доходности, установленная федеральным органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 72 настоящих Методических указаний, за вычетом индекса потребительских цен, установленного на этот год в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
VI. Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
VI. Особенности формирования единого тарифа
на услугу регионального оператора по обращению с твердыми
83. Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора.
84. Необходимая валовая выручка регионального оператора на год i не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев:
а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов);
б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.
— необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;
— объем (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i, м3 (тонн). В эту величину не включается объем (масса) отходов, поступающих от других региональных операторов в рамках заключаемых с ними договоров (соглашений), но включаются объемы отходов, передаваемые другим региональным операторам в соответствии с территориальной схемой и соглашением между региональными операторами;
— расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;
— собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 настоящих Методических указаний, руб.;
— корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, осуществляемая в соответствии с пунктом 92 настоящих Методических указаний, руб.;
— тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj, установленный органом регулирования тарифов на год i, руб/м3 (руб./тонна).
В составе тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются также тарифы организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
— объем (масса) отходов, направляемая (планируемая к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj в году i, м3 (тонн). В составе таких объектов учитываются также объекты, расположенные в зоне деятельности других региональных операторов, с которыми у регионального оператора заключен договор (соглашение), и доставка отходов на которые предусмотрена территориальной схемой;
В случае, если территориальная схема не предусматривает изменений, количество отходов на очередной год рассчитывается по формулам:
— объем (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i, м3 (тонн). В эту величину не включается объем (масса) отходов, поступающих от других региональных операторов в рамках заключаемых с ними договоров (соглашений);
— объем (масса) отходов, направляемая региональным оператором на объект Оj в году i, м3 (тонн). В составе таких объектов учитываются также объекты, расположенные в зоне деятельности других региональных операторов, с которыми у регионального оператора заключен договор (соглашение), и доставка отходов на которые предусмотрена территориальной схемой;
— среднее изменение количества отходов за 3 года, процентов. В случае отсутствия наблюдений за соответствующие годы, отношение соответствующих объемов отходов определяется равным 1;
В случае, если имеет место изменение потоков отходов, предусмотренное территориальной схемой, величины и определяются с учетом такого перераспределения потоков отходов.
— расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
— сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний;
— расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
88. Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования;
89. К сбытовым расходам регионального оператора относятся расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.
90. В случае, если региональный оператор осуществляет транспортирование отходов в зоны деятельности других региональных операторов, в том числе на территорию иных субъектов Российской Федерации, если иное не установлено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, при установлении единого тарифа регионального оператора на обращение учитываются:
расходы на обработку, обезвреживание и захоронение отходов, осуществляемые в зоне деятельности другого регионального оператора (на территории другого субъекта Российской Федерации) в соответствии с тарифами, установленными для объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение отходов;
расходы на транспортирование отходов в составе собственных расходов регионального оператора в соответствии с договором (соглашением) между региональными операторами.
При учете расходов регионального оператора на обращение с отходами в зоне деятельности другого регионального оператора орган регулирования тарифов во избежание двойного учета соответствующих расходов обеспечивает исключение таких расходов из тарифов регионального оператора, в зоне деятельности которого осуществляются соответствующие расходы.
90(1). Расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, обработку и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования учитывает расчетную предпринимательскую прибыль такого регионального оператора в составе необходимой валовой выручки, относимой на деятельность по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов.
91. Если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:
— собственные расходы регионального оператора в году (i + 1), руб.;
— прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
— сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний, руб.;
— корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);
— коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.
Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 настоящих Методических указаний определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.
92. Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:
— корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;
— фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;
— выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, руб.;
— корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;
— корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования.
93. Экономия собственных расходов, достигнутая региональным оператором, в том числе в результате строительства и эксплуатации сортировочных и перегрузочных станций, сохраняется в распоряжении регионального оператора на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, при наличии подтверждающих документов и материалов.
95. На второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается в соответствии с пунктом 85 настоящих Методических указаний с учетом следующих особенностей:
величина индексируется в соответствии с пунктом 91 настоящих Методических указаний;
величина рассчитывается в соответствии с пунктом 92 настоящих Методических указаний.
Доходы от продажи ВМР останутся в распоряжении операторов по обращению с ТКО
из всех проанализированных тарифов на обработку ТКО в 72% случаев доходы от ВМР были исключены из НВВ 2 ;
при определении НВВ с учетом выручки от ВМР органы регулирования в 93% случаев использовали плановый (прогнозный) метод – то есть исключали из НВВ прогнозные (потенциально возможные), а не фактические доходы от продажи ВМР. Примечательным в данном вопросе является дело № А40-250892/18, в котором ФАС России, не дожидаясь факта возникновения дохода от реализации ВМР, пришла к выводу о необходимости его исключения из НВВ. При этом органы регулирования применяли различные подходы к определению размера такой выручки, в том числе и для одного региона, например:
Таким образом, операторы сталкивались с рисками снижения тарифа на будущую выручку от ВМР, в отношении которой неизвестно, будет ли она получена и в каком размере. В такой ситуации операторы были вынуждены сначала получить заниженный тариф, а потом искать возможность реализовать ВМР по предопределенной цене, чтобы как-то покрыть убытки. По мнению многих участников рынка (как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса), отсутствие возможности получать прибыль от продажи ВМР являлось одним из факторов, сдерживающих приток инвестиций в отрасль.
Основной причиной такой негативной практики являлось то, что в пункте 11 Методических указаний по регулированию тарифов в сфере обращения с ТКО 3 (далее – Методические указания) действовала норма, согласно которой из НВВ «исключались» доходы от продажи ВМР, при этом стоимость ВМР определялась органом регулирования на основе данных, предоставляемых оператором, и могла устанавливаться на долгосрочный период регулирования.
С 14 октября 2020 года разрешен вопрос о доходах операторов от продажи ВМР: такие доходы теперь не исключаются из НВВ и остаются в распоряжении регулируемой организации (Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 года № 840/20, далее – Приказ № 840/20).
Приказ № 840/20, как ожидается, призван решить указанные проблемы с уменьшением тарифов и привести к следующим последствиям, описанным далее.
Стимулирование деятельности по эффективной обработке ТКО
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах) среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами называет «использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот».
Кроме того, в соответствии с недавно принятыми Едиными требованиями к объектам обращения с ТКО 5 при выборе технологических решений приоритет отдается обработке ТКО в целях выделения из состава ТКО видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.
В такой нормативной среде возрастает потребность в мощностях по обработке ТКО, но не просто в мощностях по обработке, а в объектах, которые бы обеспечивали реальные показатели по извлечению полезных компонентов ТКО (ВМР).
Изъятие прибыли от реализации ВМР за счет уменьшения тарифной выручки лишало оператора ТКО стимулов к проявлению инициативы, привлечению дополнительных инвестиций в оборудование, внедрению новых методов сортировки и переработки отходов и не соответствовало стратегиям развития устойчивой экономики: в этом не было смысла, ведь выручку от ВМР все равно «заберут».
Новая редакция пункта 11 Методических указаний является примером экономического стимулирования деятельности по обработке ТКО. Во-первых, норма о сохранении дохода от ВМР за оператором может явиться фактором, привлекающим новых инвесторов на рынок и к созданию новых объектов обработки ТКО. Во-вторых, операторы по обработке ТКО будут иметь стимул для внедрения действительно эффективных методов и технологий обработки ТКО, позволяющих извлекать как можно больше ТКО, пригодных для реализации.
Устранение противоречия Методических указаний законодательству, имеющему большую юридическую силу
В прежней редакции пункт 11 Методических указаний противоречил следующим положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу:
Норма законодательства | Содержание нормы | Суть противоречия пункта 11 Методических указаний в прежней редакции |
---|---|---|
Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах | Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала. | Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах содержит принцип расчета тарифа исходя из необходимости компенсации расходов и получения экономически обоснованного уровня доходности. В Законе об отходах (равно как и в других федеральных законах) возможность уменьшения тарифа на выручку от ВМР не предусмотрена. |
Пункт 5 статьи 24.8 Закона об отходах | Операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. | Пункт 11 Методических указаний устанавливал, что доходы от нерегулируемой деятельности (доходы, полученные от продажи ВМР) должны учитываться при расчете тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности, при том, что норма Закона об отходах устанавливает принцип раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО. |
Пункт 10 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (Основы ценообразования) | В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. | Пункт 11 Методических указаний устанавливал, что из НВВ исключаются доходы от нерегулируемых видов деятельности, при том, что согласно Основам ценообразования расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются. |
Приказ № 840/20 устранил эти противоречия: сейчас пункт 11 Методических указаний соответствует принципу раздельного учета «тарифных» и «нетарифных» расходов и прибыли.
Как соотносится Приказ № 840/20 и принцип экономической обоснованности тарифа?
В силу закона 8 тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из НВВ исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении тарифов. Критерии экономической обоснованности доходов не раскрываются; понятно лишь только то, что необоснованными являются доходы, полученные с нарушением законодательства при установлении и применении тарифов.
Таким образом, если Методическими указаниями предусмотрено сохранение дохода от ВМР за регулируемой организацией, такие доходы не могут быть признаны полученными в нарушение законодательства при установлении тарифов. Более того, пункт 11 Основ ценообразования об экономически необоснованных доходах распространяется на те доходы, которые были получены в НВВ регулируемой организации в прошлых периодах, но впоследствии были признаны экономически необоснованными.
Доходы от продажи ВМР, в свою очередь, заведомо (независимо от того, является ли период регулирования прошлым или будущим) признаются доходами в распоряжении регулируемой организации и не исключаются из НВВ.
С учетом этого пункт 11 Методических указаний в новой редакции полностью соответствует Основам ценообразования и Закону об отходах.
Будет ли включаться в НВВ налог на прибыль от продажи ВМР?
Таким образом, расходы на уплату налога на прибыль в отношении РПП являются расходами оператора, не покрываемыми за счет тарифа.
Для дохода от продажи ВМР правила учета в тарифе налога на прибыль в законодательстве не установлены. Однако это является излишним, поскольку прибыль от продажи ВМР, в отличие от РПП, не включается в НВВ организации.
Иными словами, деятельность по продаже ВМР и доходы от такой деятельности вынесены за периметр тарифного регулирования и правил расчета НВВ.
1 См. реквизиты источников (актов об установлении тарифов и производственных программ) в отчете LECAP «Концессионные соглашения в сфере обработки твердых коммунальных отходов: инвестиционная привлекательность vs. вопросы вторичных материальных ресурсов», июль 2019.
2 См. подробнее отчет LECAP «Концессионные соглашения в сфере обработки твердых коммунальных отходов: инвестиционная привлекательность vs. вопросы вторичных материальных ресурсов», июль 2019.
3 Утв. Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.
4 Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 года № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 года), Приказ Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации».
5 Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов».
6 Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ».
7 Подпункт д) пункта 58 Основ ценообразования, пункт 50 Методических указаний.
8 Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах.
9 Пункт 3 Основ ценообразования.
10 Пункты 29, 50 Основ ценообразования.
11 Пункт 2 Основ ценообразования.
12 За исключением нормативной прибыли и расходов на плату за негативное воздействие.
13 Пункт 39 Основ ценообразования.