К чему стремился человек создавая техносферу
Техносфера
С появлением людей на Земле началось влияние их деятельности на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, началась трагедия биосферы. На путь, который усиливает конфронтацию с биосферой, предки современного человека ступили около 1,5-3 млн. лет назад, когда подчиняясь командам своего мыслительного аппарата — головного мозга, который нуждался все большего количества энергии для удовлетворения своих потребностей, впервые зажгли костры в Африке и Северной Якутии (в поселке Дирин-Юрях). С того момента пути человека и биосферы окончательно разошлись, началось их противостояние, следствием которого может стать коллапс биосферы или исчезновение человека.
Человечество, разрастаясь численно и распространяясь на планете, автоматически и неизбежно оттеснило других обитателей природы. Да и саму природу оно отбросило на задворки биосферы, заменяя последнюю техносферой, или биотехносферою.
Техносфера — это часть биосферы в прошлом, преобразованная человеком посредством прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наибольшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных отрицательных воздействий. Все это положительно повлияло на условия жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и т.п.) на продолжительность жизни людей.
Но создание руками и умом человека техносферы, предназначенной максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, далеко не оправдала надежды людей. Нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и исчерпание природных ресурсов, изменения регенерационных механизмов биосферы, деформации сложившегося на протяжении многих миллионов лет естественного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушение динамического равновесия глобальной земной социоэкосистемы.
В глобальной экосистеме, биосфере, которая является единым целым, ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом общего улучшения. Все, что добыто из нее человеческим трудом, должно быть возвращено.
Оплаты этого «векселя» невозможно избежать, он может быть лишь отсрочен.
Техносфера включает в себя регионы, города, промышленные зоны, производственное и бытовое среду. К новым, техносферным, относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности.
Чтобы жить, человек должен обеспечить свою жизнь, прежде материально.
Материальное производство — прежде всего это деятельность, направленная освоения окружающей природной среды.
Оно включает в себя промышленность и сельскохозяйственную деятельность. Материальное производство является основой общественного развития, так как оно удовлетворяет самые человеческие потребности. Ведущую роль в системе материального производства сыграли:
1) аграрное производство, доминировало в Европе практически до начала ХVIII века;
2) промышленное производство, которое началось с того момента, когда пара и машины совершили революцию в промышленности;
3) информационное производство — производство знаний, все больше превращается в определяющую форму работы. На третьем этапе производство идей, знаний, информации выходит на первый план.
Взаимодействие человека и техносферы. Среда обитания и её эволюция
В XX столетие ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост техногенного воздействия. Во многих странах оно продолжает нарастать и в настоящее время. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.
Биосфера –область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
Техносфера–регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).
Регион – территория, обладающая общими характеристиками состояния биосферы или техносферы.
Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей:
Созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований.
Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой (табл. 0.1). Данные табл. 0.1 показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах – в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями, и поэтому подвержены сильному техносферному давлению.
Техносфера – детище XX в., приходящее на смену биосфере.
К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Характерное состояние системы «человек–среда обитания», совокупность и направленность воздействия негативных факторов в регионах техносфер
Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом.
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.
В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:
– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;
– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
3. Современный мир опасностей. Условия возникновения и реализации опасности. Опасности технологической среды. Стадия оценки опасности Опасности, вредные и травмирующие факторы.
Необходимость повышения уровня безопасности существования человека в условиях техносферы встала достаточно остро в XX в., когда человечество стало нести значительные, в том числе людские, потери от воздействия негативных факторов техносферы. Это привело к необходимости распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на человека, а также обеспечивать безопасные условия его жизнедеятельности путем создания малоопасных компонентов техносферы и применения защитной техники.
Источник опасности— это компоненты биосферы и техносферы, космическое пространство, социальные и иные системы, излучающие опасность. Для каждого источника опасности характерно наличие уровня, зоны и продолжительности действия. Для описания источника опасности с позиций его негативного влияния на человека и природу используют величину материальных отходов (выбросов, сбросов и отбросов), интенсивность энергетических излучений и вероятность данного воздействия (риск).
Защита от опасностей— способы и методы снижения уровня и продолжительности действия опасностей на человека и природу.Принципиально защиту объекта от опасностей реализуют снижением негативного влияния источников опасности (сокращением значения риска и размеров опасных зон); выведением объекта из опасной зоны; применением эко-биозащитной техники и средств индивидуальной защиты.
Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т.п. Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей. Антропогенные опасности в XX- XXI столетии неуклонно продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем; при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль); при неправильном выполнении обслуживающим персоналом процедур управления; при неправильной организации рабочего места оператора; при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и тренированности к выполнению поставленных задач.
В быту и в городских условиях человека сопровождает также большая гамма техногенных негативных факторов. Это воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения при различных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта.
Кроме естественных, антропогенных и техногенных опасностей можно выделить еще две группы опасностей: естественно-техногенные и антропогенно-техногенные.
К естественно-техногенным отнесятся опасности, которые инициируются естественными процессами (землетрясения, ветры, дожди и т. п.), но приводят к разрушению технических объектов (зданий, плотин, дорог и т. п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей или разрушениям элементов окружающей среды.
К антропогенно-техногенным относятся опасности, которые инициируются вследствие ошибок человека (обычно оператора технической системы) и проявляются через несанкционированное действие или разрушение техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного обращения с огнем, с электрооборудованием и т. п.).
Следовательно, по происхождению все опасности можно подразделить на естественные; естественно-техногенные; антропогенные; антропогенно-техногенные и техногенные. Рассмотрим основные направления защиты от опасностей (рис. 5)
Создатели технических и технологических систем должны нести моральную и юридическую ответственность за обеспечение безопасности разрабатываемых технологий производства. Они должны предвидеть и предотвращать негативные последствия разрабатываемых технологий не только в настоящем времени, но и через многие десятки лет. Новые технологии должны быть надежны при их эксплуатации не только в нормальном режиме, но и в экстремальных условиях.
Правительства стран должны обеспечивать качественную экспертизу новых технологий, осуществлять жесткий контроль за безопасностью их эксплуатации, готовить нормативные документы и акты, предусматривающие ответственность лиц за безопасность разрабатываемых, вводимых и эксплуатируемых технологий.
При создании новых производств необходимо предусматривать:
— внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических процессов и технологий;
— комплексную переработку сырья (до минимума сокращающую отходы производства);
— утилизацию отходов, их переработка в полезную продукцию способствует экономии сырья и материалов, охране окружающей среды.
Стадии оценки опасностей:
а) установление типа опасности по их классификации; б) установление связей с другими опасностями методами таксономии; в) выявление характера ущерба по таксономии и номенклатуре ущербов.
а) суммирование опасностей; б) определение взаимодействия опасностей; возможны эффекты синергический (совместное действие опасностей, превышающее действие их в отдельности) и ингибирующий (совместное действие опасностей, уменьшающее действие их в отдельности); в) оценка ущерба; г) выявление причин опасности и ущерба.
Идентификация опасностей – процесс распознавания и параметрического описания опасностей в поле их действия.
Поле опасностей-совокупность источников опасности, находящихся около защищаемого объекта. Поле опасностей, действующих на объект, можно представить в виде совокупности факторов первого, второго, третьего и иных кругов, расположенных вокруг защищаемого объекта. Основное влияние на объект защиты (человека) оказывают факторы первого круга. Факторы второго круга влияют в основном на другие объекты защиты (здания, сооружения, промышленные территории и т. п.). Опасности третьего круга оказывают всеобщее влияние на население регионов и крупных городов, континентов и все население Земли. Опасности второго и третьего круга опосредованно могут воздействовать на каждого человека, усиливая влияние первого круга опасностей.
В состав первого круга опасностей, непосредственно действующих на человека, входят:
— опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями в атмосфере и гидросфере;
— опасности, возникающие из-за отсутствия нормативных условий деятельности по освещенности, по содержанию вредных примесей, по электромагнитному и радиационному излучениям и т. п.;
— опасности, возникающие в селитебных зонах и на объектах экономики при реализации технологических процессов и эксплуатации технических средств как за счет несовершенства техники, так и за счет ее нерегламентированного использования операторами технических систем и населением в быту;
— чрезвычайными опасностями, возникающими при стихийных явлениях и техногенных авариях, в селитебных зонах и на объектах экономики;
— опасности, возникающие из-за недостаточной подготовки работающих и населения по безопасности жизнедеятельности.
Причины возникновения опасностей второго круга, обусловлены наличием (и нерациональным обращением) отходов производства и быта; чрезвычайными опасностями, возникающими при стихийных явлениях и техногенных авариях; недостаточным вниманием руководителей производства к вопросам безопасности проведения работ и т. п. Это создает условия для неправильной организации рабочих мест, нарушения условий труда, для загрязнения воды, продуктов питания и т. п.
Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
Антропогенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом о неустранимости отходов (или) побочных воздействий производств [0.8|: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использование различных видов топлива при получении энергии, жизнь животных и людей и т.п. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.
Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.
Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек – среда обитания». На рис. 0.4 показана характерная суточная миграция городского жителя (сотрудника промышленного предприятия) в системе «человек – техносфера», где размер радиуса условно соответствует относительной доле негативных факторов антропогенного происхождения в различных вариантах среды обитания.
4. Классификация основных форм деятельности. Умственный и физический труд.
Основные формы деятельности человека. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности подразделяются на физический и умственный труд. Трудовую деятельность принято делить на физическую и умственную. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.
Научно-техническое развитие вызывает преобразование характера трудовой деятельности. В середине ХХ в. из всей энергии, которая производилась на Земле, 96% приходилось на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе мира составляет всего 1%.
Физический трудхарактеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и дыхательную системы организма человека. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий: низкую производительность, высокое напряжения физических сил и потребность в длительном отдыхе (до 50 % рабочего времени).
С повышением тяжести физического труда и напряженности умственного труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3–4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще большей и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии, которая становится повреждающим фактором. Нарушаются внутриклеточные окислительные процессы и образуются токсичные вещества – свободные радикалы кислорода, отравляющие организм. Если тяжелый физический и умственный труд продолжается очень долго или человек не привык к большим физическим или умственным нагрузкам, то его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц и клеток головного мозга. В организме существуют механизмы, препятствующие развитию подобного опасного состояния. Происходит снижение работоспособности, развивается утомление. Однако если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для него характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных. Установлено, что мера загрузки человека умственной работой при ручной уборке и мытье полов равна 9%, работе на токарном станке – 52%, при управлении автомашиной в городе – около 60%, а при вдумчивом чтении – 100%.
Для человека важен и совершенно необходим физический труд. Существуют болезненные состояния у людей умственного труда, которые в известной степени связаны с недостатком физической нагрузки: сутулость, болезни суставов, позвоночника, ожирение.
Выделяют четыре основные группы профессий: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда. Все эти формы труда представлены в современном производстве, но доля первых двух снижается, а последних – возрастает. Тяжесть умственного труда во время обучения увеличивается в силу того, что происходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью дополнительное время сохранять определенную позу в течение определенного времени.
Росту нервного напряжения способствует высокий ритм работы, особенно в тех случаях, когда ритм задается работнику извне и не может регулироваться им (работники связи, фармацевты, кассиры, продавцы и т. д.). В связи с изменением характера современного производства изменяются содержание и физиология труда. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения, изыскание способов предупреждения высоких степеней состояния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.
Филологическая природа этой реакции осталась по существу неизменной и у современного человека. Как и сотни тысяч летназад, стеническая отрицательная эмоции появляется в трудных ситуациях, чтобы облегчить организму выход и сложившегося положения.
Степень напряжения по мере развития утомления растет. Это возникает вследствие того, что утомление понижает информационные и энергетические ресурсы организма, увеличивая тем самым дефицит средств, необходимых для решения данной задачи.
При нерациональной организации труда адекватная мобилизации возникающая, как правило, в начале рабочего дня, к середине или к концу его может перейти в стеническую отрицательную эмоцию. При этом могут возникнуть ярость, гнев и негодование, которые иногда способствуют появлению ненависти к самой работе и неприязни к сотрудникам. Это состояние может вылиться в конфликты способные расколоть коллектив, снизить производительность труда, а иногда спровоцировать возникновение заболеваний.
Классификация трудовой деятельности:
— труд, требующий значительной мышечной активности, имеет место при отсутствии механизированных средств, характеризуется повышенными энергетическими затратами;
— интеллектуальный (умственный) труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например: труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд (труд руководителя) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, нервно-эмоциональным напряжением.
Труд учащихся и студентов характеризуется активизацией познавательных процессов (память, внимание, восприятие); наличием стрессовых ситуаций на экзаменах, зачетах.
Творческий труд (научные работники, конструктора, писатели, композиторы, художники, архитекторы) приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.
Классификация труда. Физический трудклассифицируется потяжеститруда,умственный–понапряженности.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется налегкий(оптимальные по физической нагрузке условия труда),средней тяжести(допустимые условия труда) итяжелыйтрех степеней (вредные условия труда).
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Это мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.
Классификация труда по напряженности труда. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на Ц.Н.С., органы чувств, эмоциональную сферу работника.
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на: оптимальный– 1-й класс, допустимый– 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:
— степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
— нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
— эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
— монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
— режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Например: труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.
Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. Это труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всегозрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д.
Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизньлюдей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.
Факторы, способствующие росту напряжения:
1) работа более 75 ч в неделю на промышленном предприятии;
2) скучная и нелюбимая работа;
3) работа по своей сложности превосходящая уровень квалификации работника;
4) слишком легкая или «сидячая» работа;
5) монотонная однообразная работа, не позволяющая проявить инициативу или ответственность;
6) работа при недостаточном освещении, при сильном шуме, недостаточной вентиляции помещения, при высокой температуре, влажности и несоблюдении других правил гигиены труди;
7) неудовлетворительные домашние условия: недостаточное питание, дефицит свободного времени, минимум развлечений, вдовство или разводы, болезни близких в семье, финансовые трудности, неудовлетворительные жилищные условия, большие затраты времени на дорогу к работе.
8) Изменение профиля работы, частую перемену мест и характера работы, резкие и существенные изменения графика работы, возросшую ответственность, снижение ответственности, неудовлетворительные отношения с руководителями или коллегами по работе, отсутствие работы более одного месяца, угроза безработицы.
3. Классификация условий трудовой деятельности. Условия труда-это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
К вредным производственным факторам относят:
а) физические факторы:
— температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
— неионизирующие электромагнитные поля и излучения; электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т.ч. и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);
— производственный шум, ультразвук, инфразвук;
— вибрация (локальная, общая):
— аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
— освещение – естественное (отсутствие или недостаточное), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блесткость, пульсация освещенности);
— электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;
в) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.
г) факторы трудового процесса.
Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работающих, создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
3.1 – условия труда характеризуются отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
3.2 – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
3.3 – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обуслов-ленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
3.4 – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума. Например: при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1-й степени; при превышении от 3 до 6 раз – 2-й степени; от 6 до 10 раз – 3-й степени; от 10 до 20 раз – 4-й степени. При превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибел) – 1-я степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ – 2-я степень; от 25 до 40 дБ – 3-я степень; от 40 до 50 дБ – 4-я степень.
Экспозиция – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.
Защита временем – уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия (введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях).
В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты, при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ. Это труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, при превышении ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.
Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. По мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам. Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).