К экзистенциальным потребностям относятся потребности в престиже и карьере потребности это что
Экзистенциальные потребности: что это простыми словами, примеры
Приветствую, дорогой читатель!
Существует множество различных классификаций человеческих потребностей. Одной из самых простых и популярных является классификация немецкого социолога Эриха Фромма, который разделил все наши потребности на две категории:
Потребности, которые нельзя объяснить примитивными биологическими инстинктами, он назвал экзистенциальными. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют и какую функцию выполняют, а также подробно рассмотрим каждую из потребностей, выделенных Эрихом Фроммом.
Что такое экзистенциальные потребности?
Экзистенциальные потребности – это потребности человека, связанные для него со смыслом его существования. Они не связаны напрямую с биологическими потребностями и относятся обычно к социальной и духовной сферам жизни. Если они не удовлетворены и не могут быть удовлетворены, человек чувствует себя подавленным, прибегает к эскапизму (это стремление сбежать, спрятаться или отстраниться от реальности), демонстрирует предрасположенность к различным зависимостям и вредным привычкам. Прилагательное «экзистенциальный» образовано от латинского слова «existentia», которое переводится как «существование».
Экзистенциальные потребности невозможно удовлетворить. Но именно в этом и есть их смысл, ведь они являются важнейшей движущей силой самосовершенствования и самоактуализации.
В философии и психологии им обозначают явления, связанные со смыслом существования или его отсутствием (например, экзистенциальный кризис – это глубокий психологический дискомфорт, вызванный непониманием смысла жизни).
Примеры экзистенциальных потребностей
Эрих Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, которые присутствуют у каждого психически здорового человека. При этом проявляются они у всех, конечно же, по-разному. Давайте разберёмся с этим подробнее, рассмотрев каждую потребность в деталях.
1. Потребность в привязанности
Каждый человек, даже если это социофоб, нуждается в близких людях, отношения с которыми сохраняются постоянными на протяжении долгого времени. Речь идёт не просто о регулярном социальном взаимодействии, а о привязанности, природа которой может быть разной (любовь, дружба, забота, наставничество и прочее). Нам важно принимать участие в жизни небезразличных нам людей: заботиться о них, наставлять их, нести за них ответственность.
По мнению Эриха Фромма, данная потребность может выражаться в одной из трёх форм: власть, покорность и любовь (подразумеваются все формы любви, в том числе платоническая). Первые две формы не являются здоровыми, и если личность склонна к любой из них, данная потребность так и останется неудовлетворённой. При этом люди, желающие власти, легче сближаются с теми, кто стремится быть покорным. Но союз таких личностей не может быть гармоничным, поскольку строится на скрытом противостоянии.
Неудовлетворённая потребность в установлении связей может проявляться в аддиктивном поведении, а сегодня, с учётом развития интернета, она всё чаще приводит к зависимости от онлайн-игр или социальных сетей. Игровое взаимодействие заменяет человеку полноценное общение, а виртуальные достижения дают ему ощущение успеха и высокого социального статуса.
2. Потребность в преодолении себя
У нас очень много слабостей, справиться с которыми порой бывает нелегко: мы пытаемся экономить энергию, откладывая работу на потом, впадаем в прокрастинацию, занимаясь чем угодно, кроме важного дела, не можем отказывать себе в маленьких удовольствиях, выбираем приятное занятие вместо важного. Но в каждом из нас заложена потребность в преодолении всех этих слабостей.
Эта потребность заставляет нас совершенствоваться и постигать новые знания, стремиться к активной работе над собой и своей жизнью. Она напрямую связана с потребностью в конструктивном самоутверждении, поскольку заставляет расти над собой, прикладывая к этому существенные усилия. В то же время невозможность удовлетворения данной потребности формирует у человека склонность к деструктивной форме самоутверждения.
Потребность в преодолении себя, хоть это и не очевидно, присутствует у каждого человека, при условии, что он психически здоров. Каждый хочет становиться лучше, развиваться и совершенствоваться, избавляться от вредных привычек и вырабатывать полезные. Однако сопротивляться инфантильности, примитивным инстинктам и слабостям очень сложно. Поэтому, к примеру, курящий человек может строить детальные планы о том, как он бросит курить и начнёт заниматься спортом, не предпринимая для этого никаких действий.
3. Потребность в корнях (укоренённости)
Для младенца мир выглядит крохотным, фактически в нём есть только его мать. По мере взросления ребёнка мир расширяется, открывая перед ним множество опасностей. При этом у человека на всю жизнь сохраняется воспоминание об ощущении безопасности того маленького и уютного мирка из его детства. Эрих Фромм предположил, что именно на основе этих детских воспоминаний у людей формируется потребность «пустить корни», создав такое же безопасное место для себя и своих будущих детей.
Ребёнок сильно привязан к родителям, поскольку нуждается в их опеке и защите. Но в подростковом возрасте эта потребность существенно ослабевает. Подростки конфликтуют с родителями, стремятся «вырваться» из родительского дома и начать самостоятельную жизнь. Так работает природный механизм, который заставлял наших предков создавать новые семьи и племена, заселяя незанятые территории. При этом подросток стремится укорениться, чтобы создать такое же надёжное и безопасное место, каким раньше для него был родительский дом.
4. Потребность в самотождественности
Это потребность в ощущении себя уникальной личностью, обладающей какими-то особенными качествами и талантами. Особенно сильно она проявляется у подростков, заставляя их искать свой стиль внешности, находить у себя уникальные таланты и развивать их, чтобы выделяться из общей массы. У взрослых эта потребность не исчезает, но проявляется в меньшей степени.
Иногда, стараясь выделиться, подростки начинают копировать манеры или особенности внешности своих кумиров. Это выглядит довольно нелепо, поскольку они, пытаясь показать свою независимость, демонстрируют конформное поведение.
Следствием подавления потребности в самотождественности является зависимое поведение. Оно часто формируется у людей, которые в детстве сталкивались с подавлением своей индивидуальности со стороны взрослых. Повзрослев, такой человек окружает себя объектами зависимости – теми, перед кем он будет поступаться своей индивидуальностью (родители, супруг, начальник, более инициативные и независимые друзья).
5. Потребность в системе ценностей
Человеческое мышление так устроено, что нам необходимо находить объяснение и давать оценку каждому происходящему событию. А для этого нам нужна система ценностей и ориентиров. Без подобной системы человек постоянно будет оказываться в тупике, не сможет принимать решения достаточно быстро и действовать целеустремлённо.
Помимо системы ценностей человеку нужен также объект преданности, ради которого он будет способен превозмогать себя и решительно действовать, несмотря на преграды. В роли объекта преданности может выступать Бог, некая высшая цель или другой человек. Если же такого объекта нет, может возникать ощущение внутренней пустоты, самостоятельно избавиться от которого очень сложно.
Значение экзистенциальных потребностей
Смысл жизни любого живого существа сводится к удовлетворению его потребностей. И именно в этом Эрих Фромм увидел ключевое отличие людей от животных, для которых первоочередными потребностями являются еда, безопасность и продолжение рода. Для человека первоочередными являются не базовые инстинкты, а глубинные экзистенциальные потребности. Но поскольку удовлетворить их не так просто, многие люди «плывут по течению», не стремясь взять контроль над своей судьбой в собственные руки.
Целенаправленное удовлетворение экзистенциальных потребностей – признак личности, стремящейся к полноценному существованию. Такая личность самостоятельно управляет собственной судьбой, находит своё призвание и прикладывает усилия к тому, чтобы добиваться поставленных целей. В этом и заключается значение экзистенциальных потребностей – они помогают людям вершить свою судьбу и жить полной жизнью вместо того, чтобы плыть по течению.
Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма
Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма
Экзистенциальные потребности в установлении связей
Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности. Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви. При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.
Социальная связка людей по модели власть – подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».
Экзистенциальные потребности в самоидентичности
В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя». Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания. В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.
Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост
А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих
Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.). Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.
Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей
Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни
Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Для кого важна самоактуализация
Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.
Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?
Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.
Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.
Во-вторых, давление предубеждений – культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.
В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.
Потребность в наличии системы ценностей
Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.
У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.
Потребность в укорененности
Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.
Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.
Потребность в самоидентичности
Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.
Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.
Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.
Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.
Экзистенциализм
В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIXвеке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.
Сёрен Кьеркегор. Фото: Wikimedia
В XXвеке это направление философии получило развитие в трудах Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера. Они повлияли на французских писателей, которые создали направление французской экзистенциальной литературы. Среди них был Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Первый из них издал катехизис нового направления — эссе “Экзистенциализм — это гуманизм”.
Жан Поль Сартр. Фото: скриншот YouTube
Произведениям Сартра и Камю свойственен атеизм, абсурд, философские размышления, исследование страха, одиночества и проблемы самоубийства. Их произведения были очень популярны в СССР. Некоторые литературоведы находят признаки экзистенциализма в романах Достоевского.
Виды потребностей
Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:
Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.
Экзистенциальные потребности в преодолении себя
Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.
Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, моральные нормы, в той или иной степени позиционируя любовь, как движущую силу развития своего биологического вида.
Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.
Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей
Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).
«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими
Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей
В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.
Экзистенциальный кризис
В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.
DepositphotosДо появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы
Экзистенциальная революция XIXвека сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх
Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.
Экзистенциальный кризис — что это такое и как с ним справиться?
Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу
Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.
Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных
«Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», — считает психолог
Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.
Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.
Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.
Экзистенциальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 2 |
Нажми для просмотра |
|
Духовные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 3 |
|
ДЕПРЕССИЯ: вся правда и мифы о биче 21 века |
|
Пограничное Расстройство Личности ч.1: самопомощь |
|
Социальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 1 |
|
4 вида любовной зависимости. Любишь ты или нет? Нейробиология любви |
|
ОБИДЫ Ч.2: Глубинная проработка источника. Недолюбленность на примере созависимости и гомосекс-ти |
|
Создание ценности |
|
Как я вывела шизофреника из кататонического ступора+ Как написать лучший диплом по психологии |
|
Пирамида Потребностей Маслоу. Мотивация и демотивация НЛП за 10 минут #18 |
|
Построение индивидуальной сессии с клиентом. Часть 1. Константин Павлов. |
|
видео для тренингов |
|
Как забыть человека, которого любишь. Пережить расставание с парнем/девушкой |
|
Инструкция по самопомощи: ИЗБЕГАЮЩЕЕ расстройство личности (всем застенчивым) |
|
МЫШЛЕНИЕ: сделай его АДЕКВАТНЫМ. Когнитивная реструктуризация. Когнитивно-поведенческая терапия |
|
ОРПП: суть и причины АНОРЕКСИИ, БУЛИМИИ, КОМПУЛЬСИВНОГО ПЕРЕЕДАНИЯ И ОРТОРЕКСИИ |
|
Как выбрать психолога и не облажаться |
|
Этика таролога: что это и зачем? |
|
Осознанность картины мира – 3й ур. Выход из матрицы убеждений. Аналитическая область сознания. |
|
Душеведение |
Характеристика экзистенциальных потребностей человека
Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.
Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.
Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.
Распространенные ошибки
Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.
Типичная ошибка в одном из объявлений на Озоне. Фото: Ozon.ru
Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).
Экзистенциальные потребности человека в укорененности
Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком
Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.
Продуктивный способ укоренения заключается в естественном отходе от материнской груди, в активном взаимодействии с миром, в развитии адаптационных способностей и достижении целостности личности в условиях осознаваемой реальности.
Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.
Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении
Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.
Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке
Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения
Вопрос 12. В. Франкл. Логотерапия, ноогенные неврозы и понятие экзистенциального вакуума.
Виктор
Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр
и психолог. Автор концепции логотерапии,
согласно которой движущей силой
человеческого поведения является
стремление найти и реализовать
существующий во внешнем мире смысл
жизни. Основатель
3-й
Венской
школы
психотерапии
(после
школ
Фрейда
и
Адлера).
Логотерапия
— исходит
из
того,
что
основной
движущей
силой
в
поведении
личности
и
ее
развитии
является
стремление
человека
к
поиску
и
реализации
смысла
своей
жизни.
Отсутствие
смысла
жизни
или
невозможность
его
реализовать
порождает
у
человека
состояния
экзистенциального
вакуума
и
экзистенциальной
фрустрации,
выступающие
причиной
ноогенных
неврозов,
связанных
с
апатией,
депрессией
и
утратой
интереса
к
жизни,
а
также
со
стремлением
к
минимизации
внутреннего
напряжения.
Практика
логотерапии
ориентирована
на
исследование
смыслозначимых
характеристик
существования
и
направлена
на
то,
чтобы
помочь
человеку
обрести
утраченный
им
смысл
жизни.
Концептуальная
база логотерапии складывается из трех
сопряженных учений экзистенциального
типа:
о
стремлении к смыслу, воле к смыслу; о
смысле жизни;
о
свободе воли.
Как
средство
преодоления
утраты
смысла
логотерапия
направлена
на
обращение
сознания
к
подлинно
духовным
сущностям
и
к
трем
группам
ценностей:
ценностей
творчества,
переживания
и
отношений.
Значительное
внимание
уделяется
проблемам
философии
человеческой
ответственности
и
смыслоосознающей
гуманитарной
активности. Главное
препятствие
в
поисках
смысла
жизни
— центрация
человека
на
самом
себе,
неумение
выйти
«за
пределы
себя»
— к
другому
человеку
или
смыслу.
Чтобы
помочь
человеку
в
его
проблемах,
применяются
два
основных
принципа:
принцип
дерефлексии
(означает
снятие
излишнего
самоконтроля,
размышлений
о
собственных
сложностях)
и
принцип
парадоксальной интенции
(вдохновение
клиента
терапевтом
(или
самим
собой)
именно
на
то,
чего
он
старается
избежать)
Главное
препятствие
в
поисках
смысла
жизни
— центрация
человека
на
самом
себе,
неумение
выйти
«за
пределы
себя»
— к
другому
человеку
или
смыслу.
Чтобы
помочь
человеку
в
его
проблемах,
применяются
два
основных
принципа:
принцип
дерефлексии
(означает
снятие
излишнего
самоконтроля,
размышлений
о
собственных
сложностях)
и
принцип
парадоксальной интенции
(вдохновение
клиента
терапевтом
(или
самим
собой)
именно
на
то,
чего
он
старается
избежать).
Ноогенные
неврозы возникают из-за конфликтов
между различными ценностями; т.е. они
являются результатом нравственных
конфликтов, духовных проблем. Значительное
место среди таких проблем занимает
экзистенциальная фрустрация. По сути
своей, ноогенный невроз — это
потеря вкуса к жизни.
Термин
«экзистенциальный вакуум» используется
для описания состояния, в котором люди
жалуются на внутреннюю пустоту. Они
страдают от ощущения бессмысленности,
пустоты и тщетности. Экзистенциальный
вакуум — это «переживание пропасти».
Франкл
выделяет три причины возникновения
экзистенциального вакуума: 1. Люди не
запрограммированы стремлениями и
инстинктами, которые побуждают их к
совершению определенных действий (в
отличие от животных) 2. Традиции, соглашения
и ценности не подсказывают людям, что
они должны делать. 3 «редукционизм»
(сведение сложного к простому). При этом
люди рассматриваются скорее как
совокупность влечений, инстинктов, чем
как способные принимать решения
деятельные индивиды.
Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте
По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.
Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что — частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой — очень в них нуждаются.
Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?
Потребность в преодолении себя
Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.
По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.
Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.
Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.
Подводя итоги
Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?
Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:
В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения
Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.