Кабала святош булгаков о чем
Краткое содержание Кабала святош Булгакова
Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери. На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.
Священство давно желает отмстить автору за «Тартюфа», в котором высмеивается духовенство. Архиепископ, маркиз де Шаррон, провоцирует заядлого дуэлянта и убийцу вызвать Мольера на дуэль. Тем временем, раскаявшийся Муаррон возвращается домой. Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.
Вывод: важно жить по совести.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Булгаков. Все произведения
Кабала святош. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Дж.К.Роулинг придумала Гарри Поттера в поезде (Манчестер – Лондон) в 1990 году. В течении следующих 5 лет она придумала 7 книг этой серии. В основном она писала и собирала горы записок, многие из которых были просто на клочках бумаги.
Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен
Герои произведения
События происходят в конце XVII века. В то время Францией правил Людовик XV.
Главные персонажи пьесы «Кабала святош»:
Король также является негласным покровителем Мольера. Архиепископ и известный актёр — лютые враги. Кроме основных действующих лиц, в произведении присутствуют такие герои:
Завязка сюжета
Первое действие начинается с того, что в театре перед представлением подходят к завершению последние этапы подготовки. На спектакль приглашён король Людовик XV.
Представление прошло хорошо, и все присутствующие в зале начали хлопать вслед за Людовиком. Услышав аплодисменты, драматург выбежал на сцену. Он отзывается со сцены о короле, как о светиле нации, восхваляет его своими стихами, сочинёнными тут же экспромтом.
В то же время за кулисами Лагранж просит Арманду уйти от своего возлюбленного. Но она не хочет этого делать даже после того, как узнаёт о романе между её старшей сестрой и актёром. Лагранж хочет избавиться от Арманды, но та ему что-то тихонько говорит на ухо и он уходит. Оказывается, девушка беременна от Мольера.
В гримёрку руководителя труппы заходит одноглазый. Его туда послал король, чтобы отдать деньги за представление и дополнительную плату за стихотворение в размере 5000 ливров. Десятую часть он оставил себе, а всё остальное разделил между всеми участниками труппы в равных долях.
Мольер сказал Мадлене, что собирается взять в жены Арманду, её сестру. Женщина просит не уходить от неё и напоминает, что всё 20 лет любила и заботилась о нём. Немного позже Мадлена рассказывает Лагранжу, что на самом деле Арманда является её дочерью, а не сестрой.
Кульминация и финал пьесы
Во время обеда король разговаривает с отцом Варфоломеем. Это известный бродячий проповедник. Тот пришёл к Людовику и сообщил, что в стране объявился антихрист — Жан-Батист Мольер. Он требует от короля, чтобы тот сжёг его.
За такие разговоры король сажает бродягу на три месяца в тюрьму. Но всё-таки Людовик выпускает его через три дня, предупредив, чтобы он никогда ничего не требовал от короля.
Во двор вошёл Мольер. Он очень состарился, вид стал болезненным, а лицо серым. Пообщавшись с драматургом, король убедился, что он никакой не еретик, и позволил поставить пьесу «Тартюф».
В то же время в доме Мольера приёмный сын музицирует на клавесине. Он соблазнил Арманду, о чём стало известно Бутону, так как он раньше времени пришёл домой после рынка. Мольер тоже подозревал, что возлюбленная ему изменила. Он выгнал Муаррона, но тот сказал, что посвящён в его тайну.
Арманда убедила Мольера, что у неё с Муарроном никогда и ничего не было. Девушка уговорила Мольера вернуть его домой.
Муаррон отправился на встречу к архиепископу. Он был намерен отомстить приёмному отцу. Муаррон рассказал о Мольере, который взял в жены собственную дочь.
Больная Мадлена с помощью Лангража и Арманды прошла в исповедальню. Там служитель церкви испугами и речами о загробных муках пытался выудить признание. Она сказала, что не знает от кого забеременела Армандой. По приезде в Париж девушка представила свою дочь, как младшую сестру, у которой в итоге был роман с любовником мамы. Архиепископ всё это рассказал Арманде и сказал, чтобы та уехала из города.
Де Шаррон доложил королю о преступлении Мольера, после чего Людовик лишил его своего покровительства. Актёра преследуют только потери: Арманда убежала из дома, Мадлена умерла. После этого его репертуар сильно уменьшился. Он понял, что всё происходящее является местью архиепископа.
В четвёртом действии Муаррон вернулся к приёмному отцу с признанием в своём предательстве. Мольер простил его и рассказал, что его признали еретиком и пытаются от него избавиться.
Актёр назвал короля идолом с изумрудными глазами и тираном. Он всё время пытался ему услужить.
В произведении «Кабала святош» Булгаков говорит о проблемах писателя, который вынужден существовать при правлении тирана. В этих условиях творчество находится под жёсткой цензурой, а от автора требуют только выражения обожания деспота.
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
История создания
Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность (какие нашла). БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчёркивающей неактуальность пьесы. Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.
В пьесу Булгаков перенёс свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».
Литературное направление и жанр
Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности. Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.
Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.
Проблематика
Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова. Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.
В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош. Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.
Конфликт
Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.
Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.
Сюжет и композиция
Герои пьесы
Жан-Батист Поклен де Мольер – главный герой пьесы. Его характер изображён очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера. С первых реплик читатель узнаёт, что Мольер болен. Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актёр вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам. Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.
Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнаёт, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружён врагами и боится позора.
Речь Мольера, обращённая к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.
Мольер справедлив, берёт себе только десятую часть денег, пожалованных королём, а остальное делит между актёрами.
Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.
Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.
В четвёртом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля, «куманька».
Всё окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.
Бутон – типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз. Бутон неудачник, как и Мольер. Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.
Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещённого. Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.
Лагранж отделён от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражён общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет. Он – хранитель тайны Мадлены, чёрный рыцарь, преданный ученик.
Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством. Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.
Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задаёт вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всём сомневается.
Мадлена – воплощение спокойной семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт «Тартюфа», может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин. Мадлена всё ещё любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять её, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.
Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики – это сволочь. Он – выразитель акцентов, идей в форме подтекста.
Стилистические особенности
Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази «опрокинуты», на всех вещах и людях «печать необыкновенного события, тревоги и волнения».
Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: «Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих».
Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение (фигуры то и дело поглощает тьма) и звуковое (орган, звучащий по-разному, детский хор).
Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчёркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону (недаром фамилии созвучны) обо всём судят формально. Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.
В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.
Краткое содержание «Кабала святош»
Всего получено оценок: 159.
О произведении
Пьеса «Кабала святош» Булгакова написана в 1929 году. В основу сюжета пьесы, которая ставилась также под названием «Мольер», легли автобиографические мотивы: непростые взаимоотношения писателя с действующей властью.
В пьесе нашли отражение отношения Булгакова и Сталина, которым соответствуют образы Мольера и короля Людовика, показано, как власть запрещает играть неугодные ей пьесы.
На нашем сайте рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кабала святош» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
Действие пьесы происходит во время правления Людовика XIV (1643–1715 гг.) во Франции, в Париже.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
События развиваются во Франции во время правления Людовика XIV.
Действие первое
В театре Пале-Рояль идут последние приготовления к спектаклю. На людях и даже на вещах лежит «печать необыкновенного события» : театр посетит Людовик XIV.
Тем временем за кулисами Лагранж – актер по прозвищу «Регистр» – обращается к юной Арманде Бежар с просьбой бросить своего любовника Мольера. Однако девушка не собирается это сделать, даже зная о том, что у Мольера был роман с ее старшей сестрой. Лагранж готов заколоть ее, но та что-то шепчет ему на ухо, и он, извинившись, исчезает. Выясняется, что Арманда носит под сердцем дитя Мольера.
Мольер сообщает Мадлене Бежар, что намерен жениться на ее сестре Арманде. Женщина умоляет не бросать ее и напоминает, как все двадцать лет относилась к нему с большой любовью и заботой.
Мадлена доверяет Лагранжу страшную тайну: семнадцатилетняя Арманда является ее дочерью, а не сестрой.
Действие второе
Арманда убеждает Мольера в том, что между ней и Муарроном ничего нет, и они лишь репетировали сцену из «Психеи». Девушка уговаривает Мольера вернуть Муаррона домой, и тот в конце концов соглашается.
Действие третье
Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.
Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера, и тот лишает своего любимца былого покровительства. Мольера преследуют одни утраты: скончалась Мадлена Бежар, Арманда бежала из дома, репертуар значительно сократился. Увидев удовлетворенное лицо Шаррона, Мольер понимает, что все случившееся – его месть за «Тартюфа».
Действие четвертое
Муаррон возвращается к приемному отцу, признается в своем предательстве и просит прощения. Мольер прощает его и признается, что его «признали безбожником за “Тартюфа “», и Шаррон при помощи Одноглазого хочет избавиться от него.
Во время спектакля в Пале-Рояль зал полон королевскими мушкетерами. Бутон в страхе за хозяина предлагает Мольеру сбежать. Актер решает доиграть до конца свою роль мнимого больного, после чего скрыться из театра через люк.
Заключение
В своем произведении Булгаков поднимает проблему судьбы писателя, вынужденного жить в годы правления тирана. В таких условиях творчество оказывается под жестким контролем, а от автора требуется только одно – поклонение и слепое обожание деспота.
После ознакомления с кратким пересказом «Кабалы святош» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Кабала святош», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене — Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству. За кулисами разворачивается личная драма. Мольер разрывает многолетнюю связь с актрисой Мадлен Бежар. Он намерен жениться на её сестре, которая ждёт от него ребёнка.
Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери. На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.
Священство давно желает отмстить автору за «Тартюфа», в котором высмеивается духовенство. Архиепископ, маркиз де Шаррон, провоцирует заядлого дуэлянта и убийцу вызвать Мольера на дуэль. Тем временем, раскаявшийся Муаррон возвращается домой. Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.
«Кабала Святош» — пьеса о последних годах жизни великого драматурга и талантливого актёра, оказавшегося в немилости у Людовика XIV, и затравленного духовенством; о предательстве и прощении. Булгаков обличает ханжество священников, которым проще устранить опасного грешника, чем наставить, высмеивает немощь власть имущих. Так, король, явно сочувствующий гению и презирающий предательство, не осмеливается пойти против служителей церкви.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
События развиваются во Франции во время правления Людовика XIV.
Действие первое
В театре Пале-Рояль идут последние приготовления к спектаклю. На людях и даже вещах лежит «печать необыкновенного события» – театр посетит Людовик XIV.
Представление проходит успешно, и зал бурно аплодирует вслед за Людовиком. Узнав об этом, Мольер тут же вновь выбегает на сцену. Это первоклассный актер – «богатство его интонаций, гримас и движений неисчерпаемо». Он читает хвалебные стихи, сочиненные экспромтом, и называет короля Солнцем Франции.
Тем временем за кулисами Лагранж – актер по прозвищу «Регистр» – обращается к юной Арманде Бежар с просьбой бросить своего любовника Мольера. Однако девушка не собирается это сделать, даже зная о том, что у Мольера был роман с ее старшей сестрой. Лагранж готов заколоть ее, но та что-то шепчет ему на ухо, и он, извинившись, исчезает. Выясняется, что Арманда носит под сердцем дитя Мольера.
В гримерке Мольера появляется Одноглазый, который по приказу короля должен передать «его плату за место в театре – тридцать су». В качестве отдельной платы за стихотворение Мольер получает пять тысяч ливров. Пятьсот ливров он оставляет себе, а остальные деньги делит «поровну между актерами труппы».
Мольер сообщает Мадлене Бежар, что намерен жениться на ее сестре Арманде. Женщина умоляет не бросать ее и напоминает, как все двадцать лет относилась к нему с большой любовью и заботой.
Мадлена доверяет Лагранжу страшную тайну – семнадцатилетняя Арманда является ее дочерью, а не сестрой.
Действие второе
За обедом Людовик беседует с бродячим проповедником отцом Варфоломеем, который сообщает, что «в государстве появился антихрист» – Жан-Батист Мольер. Он настойчиво требует от короля, чтобы тот сжег еретика «вместе с его богомерзким творением “Тартюф”». За столь наглые речи Людовик приказывает посадить проповедника на три месяца в тюрьму. Он, все же, выпускает его спустя три дня, но предупреждает, чтобы тот никогда более не произносил при короле слово «требует».
Во дворе появляется Мольер – «он очень постарел, лицо больное, серое». Переговорив с актером, Людовик убеждается, что тот вовсе не безбожник, и дает свое согласие на постановку «Тартюфа».
Тем временем в доме Мольера на клавесине играет его приемный сын Муаррон – «очень красивый человек лет двадцати двух», известный актер. Он соблазняет влюбленную в него Арманду. Об их отношениях становится известно Бутону, который раньше времени вернулся домой с рынка. Мольер также догадывается об измене возлюбленной. Он выгоняет из дома Муаррона, а тот, в свою очередь, объявляет, что знает его тайну.
Арманда убеждает Мольера в том, что между ней и Муарроном ничего нет, и они лишь репетировали сцену из «Психеи». Девушка уговаривает Мольера вернуть Муаррона домой, и тот, в конце концов, соглашается.
Действие третье
Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.
Арманда и Лагранж ведут больную и седую Мадлену в исповедальню, где архиепископ запугивает ее загробными муками и выуживает признание: «Давно, давно я жила с двумя, с Мольером и с другим человеком, и прижила дочь Арманду, и всю жизнь терзалась, не зная, чья она». Приехав в Париж, она выдала дочь за младшую сестру, которая со временем вступила в связь с одним из любовников матери. Архиепископ раскрывает Арманде тайну ее рождения и призывает покинуть город.
Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера, и тот лишает своего любимца былого покровительства. Мольер преследуют одни утраты: скончалась Мадлена Бежар, Арманда бежала из дома, репертуар значительно сократился. Увидев удовлетворенное лицо Шаррона, Мольер понимает, что все случившееся – его месть за «Тартюфа».
Действие четвертое
Муаррон возвращается к приемному отцу, признается в своем предательстве и просит прощения. Мольер прощает его и признается, что его «признали безбожником за “Тартюфа“», и Шаррон при помощи Одноглазого хочет избавиться от него.
Мольер называет Людовика тираном, золотым идолом с изумрудными глазами. Он обескуражен: «Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки – раздавил!».
Во время спектакля в Пале-Рояль зал полон королевскими мушкетерами. Бутон, в страхе за хозяина, предлагает Мольеру сбежать. Актер решает доиграть до конца свою роль мнимого больного, после чего скрыться из театра через люк.
На сцене Мольер «внезапно падает смешно», и умирает на месте. Зрители расходятся. Лагранж записывает в книге, что Мольер «был похищен, без покаяния, неумолимой смертью». Причиной тому стала немилость короля и черная Кабала…
Действие первое
В театре Пале-Рояль идёт спектакль, на который приглашён король Франции. Зал аплодирует вслед за Людовиком. Мольер экспромтом говорит хвалебную стихотворную речь Людовику, он счастлив, что играет для короля.
Мольер бросается на своего слугу и тушильщика свечей Бутона, обвиняя его в том, что он плохо закрепил свечку в люстре. Другие актёры растаскивают дерущихся, но Мольер рвёт Бутону кафтан.
Бутон объясняет, что Мольер сам повалил свечку палашом. Мольер смущён, отдаёт Бутону свой кафтан, а тот берёт к нему подходящие штаны, да ещё и прихватывает «две серебряные монеты незначительного достоинства».
Мольер пытается выяснить у шарлатана, как он играет на клавесине, не прикасаясь к нему руками, но не находит скрытую пружину.
Арманда на ушко признаётся в чём-то Мольеру. Актёр требует, чтобы Арманда на распятии поклялась, что любит его. Мольер собирается обвенчаться с Армандой, жить с ней ещё один век, сделать её великой актрисой. Они договариваются о свидании ночью у боковой двери театра.
Приходит Одноглазый, Капитан Компании Чёрных Мушкетёров д’Орсиньи по прозвищу Помолись. Он вставляет это слово после каждой фразы, что звучит как угроза. Одноглазый вручает Мольеру плату за место короля в театре – 30 су. Когда Мольер целует деньги, Одноглазый отдаёт ему ещё 5 тысяч ливров за стихотворение в честь короля. Мольер оставляет себе 500, а остальное делит поровну между актёрами.
Мольер сообщает Мадлене Бежар, что хочет жениться на её сестре Арманде. Мадлена напоминает Мольеру о том, как 20 лет назад носила ему в тюрьму еду, как все 20 лет ухаживала за ним. Она уговаривает Мольера не оставлять её, обещая ему спокойную семейную жизнь в старости.
Мольер открывает Мадлене, что должен жениться на Арманде. Мадлена отступает, но объявляет, что уходит из труппы, не хочет больше видеться с Мольером и просит не говорить об их связи Арманде.
Мадлена созналась в своей тайне только Лагранжу, но не Мольеру. Лагранж гордится её доверием. Он записывает в книге летописи театра эту страшную тайну: Арманда не сестра, а дочь Мадлены.
Когда все уходят, из клавесина выходит 15-летний Захария Муаррон. Мольер, который как раз вводит Арманду, понимает, кто играл на клавесине.
Булгаков «Кабала святош» в сокращении
М. Булгаков «Кабала святош» краткое содержание для читательского дневника:
В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене – Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству. За кулисами разворачивается личная драма. Мольер разрывает многолетнюю связь с актрисой Мадлен Бежар. Он намерен жениться на её сестре, которая ждёт от него ребёнка.
Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери.
На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.
Священство давно желает отмстить автору за «Тартюфа», в котором высмеивается духовенство. Архиепископ, маркиз де Шаррон, провоцирует заядлого дуэлянта и убийцу вызвать Мольера на дуэль. Тем временем, раскаявшийся Муаррон возвращается домой.
Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.
«Кабала Святош» — пьеса о последних годах жизни великого драматурга и талантливого актёра, оказавшегося в немилости у Людовика XIV, и затравленного духовенством; о предательстве и прощении. Булгаков обличает ханжество священников, которым проще устранить опасного грешника, чем наставить, высмеивает немощь власть имущих. Так, король, явно сочувствующий гению и презирающий предательство, не осмеливается пойти против служителей церкви.
Другая пьеса Булгакова «Бег» написана в 1927 году. Действие разворачивается в период Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Краткое содержание «Бег» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения.
Примечания[ | ]
Примечания
Действие третье
Муаррон приходит к членам Кабалы Священного писания, чтобы сделать донос. Он рассказывает, как слышал, сидя в клавесине много лет назад, что Мольер женился не на сестре, а на дочери Мадлены Бежар.
Незнакомка вводит Одноглазого с завязанными глазами. Он собирается обороняться, но члены Кабалы уверяют его, что здесь обожатели короля. Они объясняют Одноглазому, что над ним при дворе смеются. В «Тартюфе» Мольер, «комедиант-безбожник», смеётся над религией и её служителями, а в «Дон Жуане» вывел в качестве героя Одноглазого. Одноглазый не пожелал ознакомиться с текстом пьесы. Незнакомка уводит его, завязав глаза. Заседание Кабалы Священного писания закрывается.
Арманда и Лагранж приводят седую и больную Мадлену в исповедальню архиепископа в соборе. Шаррон запугивает Мадлену страшными муками после смерти, и она признаётся, что жила с двумя мужчинами и прижила Арманду, но не знает, от кого. Когда Мадлена привезла её в Париж и выдала за сестру, один из мужчин сошёлся с Армандой. Мадлена ничего не сказала ему, чтобы не сделать несчастным и его. Из-за неё он, быть может, совершил страшный грех. Архиепископ отпускает грех Мадлене и зовёт в исповедальню Арманду, чтобы открыть ей, что Мадлена – её мать. Шаррон приказывает женщине бежать от мужа.
В приёмной короля Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера. Людовик вызывает Муаррона, сообщает, что донос подтверждён следствием, и предлагает денег. Муаррон плачет, подавлен и просится в театр. Но Людовик предлагает ему службу в сыскной полиции.
Людовик вызывает Мольера. Лагранж приводит Мольера, одежда которого в беспорядке. Мэтр оправдывается тем, что с ним случился сердечный припадок. Причиной этому несчастье. Скончалась Мадлена Бежар, а Арманда бежала из дома и оставила безумную записку.
Людовик обвиняет Мольера в преступлении и безбожии, лишает мэтра своего покровительства и разрешает играть только в Пале-Рояле смешные комедии, чтобы труппа не умерла с голоду. Людовик объясняет своё решение тем, что скандальная женитьба Мольера бросила тень на королевское имя. Для Мольера такой приговор – бедствие хуже плахи.
Людовик уходит, входит удовлетворённый Шаррон. Мольер понимает, что всё произошедшее – месть за «Тартюфа».
Действие второе
Маркиз де Лессак играет с Людовиком в карты и выигрывает. Одноглазый уличает де Лессака в том, что карты краплёные. Король сажает маркиза в тюрьму на месяц, но отдаёт ему весь выигрыш.
Людовику за обедом архиепископ Шаррон представляет бродячего проповедника отца Варфоломея. Тот от имени всего христианского мира требует, чтобы Людовик сжёг антихриста – Жана-Батиста Мольера — вместе с его богомерзким творением «Тартюф». Людовик приказывает посадить Варфоломея на 3 месяца в тюрьму.
Король говорит с архиепископом наедине и выясняет, что тот разделяет мнение Варфоломея и считает Мольера сатаной. Людовик обещает заступиться за религию, но хочет попробовать исправить дерзкого талантливого актёра, чтобы он служил к славе царствования.
Царь велит отпустить Варфоломея через 3 дня, но сделать ему внушение, чтобы он не произносил при короле слово «требует».
Входит Мольер, он постарел, лицо серое и больное. Людовик предлагает ему поужинать с ним, но Мольер не может принять такой чести. Людовик спрашивает о своём крестнике, но Мольер сообщает, что и второй его ребёнок умер.
Людовик предостерегает Мольера от неосторожных слов по отношению к духовным лицам, убеждается, что Мольер не безбожник, и разрешает к постановке Тартюфа. В знак особой милости Людовик позволяет Мольеру стелить себе постель. Король засыпает, и весь дворец погружается в сон.
Тем временем в квартире Мольера Муаррон, 22-летний красавец, играет на клавесине. После того как Мольер, найдя мальчика в клавесине, усыновил его, Муаррон стал знаменитым актёром, которому рукоплещет весь Париж. Арманда влюблена в него. Муаррон соблазняет её. С рынка возвращается Бутон и обо всём узнаёт, подслушав под дверью. Мольер возвращается домой и тоже обо всём догадывается, ударяет Муаррона и выгоняет его из дома. Муаррон грозит Мольеру, что владеет его тайной.
Арманда и Бутон убеждают Мольера в том, что измены не было, что Арманда с Муарроном репетировали Психею. Арманда упрекает Мольера в том, что он выгнал Муаррона. Мольер соглашается вернуть приёмного сына на следующий день.
Основные персонажи пьесы
Сжатый пересказ «Даров волхвов»
«Кабала святош» Булгаков краткое содержание:
Сюжет разворачивается в Париже, во времена Людовика четырнадцатого в театре Пале-Рояль. Актёр театра Мольер, в спешке и волнении придумывает хвалебные слова посетившему спектакль королю.
После чего актёр отправляется в гримёрную, там ругается с тушильщиком свечей, обвиняя его в том, что он неправильно закрепил свечу и воск с неё капает на паркет. Однако всё улаживается, и артист выходит на сцену. В то же мгновение рядом появляется молоденькая актриса Арманда, которая находиться в связи с Мольером и на любые угрозы Лагранж, не за что, не уходит с места.
Влюблённые встречаются и признаются друг другу в чувствах, но их беседу прерывает стук в дверь. В комнату входят Лагранж и Бутон, и «Одноглазый». Они отдают переданные королём деньги, но Мольер указывает поделить их поровну между всеми актёрами и часть оставляет себе.
После чего Мольер вызывает к себе Мадлену Бежар и ставит её в факт известности о скорой свадьбе на Арманде. Мадлена Бежар умоляет не делать этого, но уже слишком поздно и ей приходиться попусту уйти с театра. Но внезапно выясняется ужасная тайна Мадлены Бежар, о том, что Арманда вовсе не является её сестрой, а приходиться ей дочерью.
По пришествию лет к королю приходят представители церкви и пытаются уговорить его посадить Мольера, за постановку «Тартюфом», которая полностью противоречит религии и Богу. Но король желает предоставить актёру возможность исправиться и идёт на некоторые уступки.
Мольер же усыновляет бездомного мальчишку Муаррона. И в тот момент, когда актёр был на приёме тот пытается соблазнить Арманду, на что та отвечает согласием. Однако их утехи прерывает Мольер и выгоняет сына из дома.
Вся религиозная знать крайне недовольна, что Мольер всё же ставит «Тартюфом» и готовя против актёра заговор. Арманда же узнаёт страшную тайну своей матери, от которой падает в обморок. Интриги доносятся до короля, и тот решает запретить актёру ставить свою не богоугодную пьесу. Сам же Мольер находиться в глубоком переживании, за театр и пропавшею жену.
Все сложившиеся обстоятельства очень негативно повлияли на Мольера и ввели его в глубокую депрессию. Его сын на коленях вымолил прощение и заявил, что до конца жизни будет ему верен. Тут же в комнату вбегает Бутон и заявляет, что в театре мушкетёры. Мольер же желает доиграть спектакль и не сцене начинает звать свою пропавшую жену, сердце актёра не выдерживает и тот замертво падает на сцену.
Сутью данного произведения является то, что в различные времена талантливые люди подвергались тирании и жестокости по отношению к своему искусству.
Это интересно: Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Для ознакомления с самыми важными деталями произведения предлагаем прочитать краткое содержание повести Булгакова «Собачье сердце» по главам. В это время были очень популярны идеи улучшения человеческой породы с помощью передовых достижений науки.