Каббалат Шаббат (קַבָּלַת שַׁבָּת; буквально `прием субботы`), в широком смысле — приготовления к торжественной встрече субботы, а в специальном литургическом смысле — часть службы, предваряющая субботнюю молитву Маарив, читаемую в пятницу вечером.
Содержание
Приготовления к встрече субботы
Приготовления к встрече субботы начинаются задолго до наступления темноты, «дабы добавить от будней к святому дню» (Иома 81б).
Домашнюю работу, в том числе приготовление еды, заканчивают заблаговременно (ср. Шаб. 2:7, там же, 113а); взрослые и дети моются и надевают праздничную одежду; перед закатом солнца хозяйка дома зажигает свечи (в некоторых общинах свечи зажигают также дочери в семье).
Согласно талмудическим преданиям, танна рабби Ханина бен Доса (1 в. н. э.), облачившись в субботнее одеяние, становился лицом к заходящему солнцу и восклицал: «Давайте выйдем навстречу царице-субботе!» (Шаб. 119а), а амора рабби Яннай призывал субботу: «Приди, о невеста! Приди, о невеста!» (БК. 32б).
Эти предания отражены в субботнем гимне Леха Доди Шломо бен Моше hа-Леви Алкабеца, а также в обычае, сложившемся среди лурианских каббалистов Цфата (см. Каббала), выходить в поле в пятницу на закате солнца и приветствовать гимнами и молитвами наступающую субботу.
Широко распространен обычай читать нараспев Песнь Песней перед началом собственно литургии каббалат Шаббат.
Встреча субботы
В некоторых общинах каббалат Шаббат начинается с чтения псалма 29 (по ашкеназской и некоторым другим традициям этому предшествует чтение псалмов 95–99), после чего поется Леха Доди, а затем произносятся псалмы 92 и 93.
По широко распространенной традиции, перед Леха Доди произносят гимн «Анна бе-хоах» (назван по начальным словам: «Молю, силой величия десницы Твоей освободи угнетенную»), состоящий из семи строк (символизирующих, по-видимому, семь дней мироздания), в каждой из которых шесть слов (по числу рабочих дней недели), и приписываемый танне Нехунии бен hа-Кана (1 в. н. э.), но возникший, по-видимому, в 13 в. в кругах испанских каббалистов.
Перед основной вечерней молитвой (в некоторых общинах — после нее) читают вторую главу Мишны Шаббат — «Ба-ме мадликин» («Чем зажигают»).
Каббалисты и хасиды (см. Хасидизм) читают вместо «Ба-ме мадликин» два отрывка из книги Зохар (Трума, 135а–б), начинающиеся словами Ке-гавна де-иннун митьяхадин ле-элла бе-Эхад («Как они объединяются в выси с Единым») и Раза де-шаббат («Тайна субботы»).
По йеменской традиции, в канун суббот, совпадающих с новолунием, или во время отсчета омера читаются специальные пиюты.
В конце вечерней молитвы перед Алейну каббалисты и хасиды читают псалом 23, полукаддиш (см. Каддиш) и формулу «Барху эт Адонай hа-меворах» («Благословляйте Бога благословенного»).
В вечерней субботней Амиде мольбы заменяются бенедикцией, славящей субботу.
Во многих синагогах перед завершением каббалат Шаббат кантор произносит киддуш над бокалом вина.
Каббалат Шаббат в детских садах и школах Израиля
В Израиле каббалат Шаббат отмечается в пятницу днем в детских садах и школах. Во многих киббуцах зажигают свечи, а во время вечерней трапезы читают стихи и поют песни, прославляющие субботу.
( קַבָּלַת שַׁבָּת ; буквально `прием субботы`), в широком смысле — приготовления к торжественной встрече субботы, а в специальном литургическом смысле — часть службы, предваряющая субботнюю молитву Ма‘арив, читаемую в пятницу вечером.
Приготовления к встрече субботы начинаются задолго до наступления темноты, «дабы добавить от будней к святому дню» (Иома 81б). Домашнюю работу, в том числе приготовление еды, заканчивают заблаговременно (ср. Шаб. 2:7, там же, 113а); взрослые и дети моются и надевают праздничную одежду; перед закатом солнца хозяйка дома зажигает свечи (в некоторых общинах свечи зажигают также дочери в семье). Согласно талмудическим преданиям, танна рабби Ханина бен Доса (1 в. н. э.), облачившись в субботнее одеяние, становился лицом к заходящему солнцу и восклицал: «Давайте выйдем навстречу царице-субботе!» (Шаб. 119а), а амора рабби Яннай призывал субботу: «Приди, о невеста! Приди, о невеста!» (БК. 32б). Эти предания отражены в субботнем гимне Леха Доди Шломо бен Моше ха-Леви Алкабеца, а также в обычае, сложившемся среди лурианских каббалистов Цфата (см. Каббала), выходить в поле в пятницу на закате солнца и приветствовать гимнами и молитвами наступающую субботу.
Широко распространен обычай читать нараспев Песнь Песней перед началом собственно литургии каббалат Шаббат. В некоторых общинах каббалат Шаббат начинается с чтения псалма 29 (по ашкеназской и некоторым другим традициям этому предшествует чтение псалмов 95–99), после чего поется Леха Доди, а затем произносятся псалмы 92 и 93. По широко распространенной традиции, перед Леха Доди произносят гимн «Анна бе-хоах» (назван по начальным словам: «Молю, силой величия десницы Твоей освободи угнетенную»), состоящий из семи строк (символизирующих, по-видимому, семь дней мироздания), в каждой из которых шесть слов (по числу рабочих дней недели), и приписываемый танне Нехунии бен ха-Кана (1 в. н. э.), но возникший, по-видимому, в 13 в. в кругах испанских каббалистов. Перед основной вечерней молитвой (в некоторых общинах — после нее) читают вторую главу Мишны Шаббат — «Ба-ме мадликин» («Чем зажигают»). Каббалисты и хасиды (см. Хасидизм) читают вместо «Ба-ме мадликин» два отрывка из книги Зо хар (Трума, 135а–б), начинающиеся словами Ке-гавна де-иннун митьяхадин ле-‘элла бе-Эхад («Как они объединяются в выси с Единым») и Раза де-шаббат («Тайна субботы»). По йеменской традиции, в канун суббот, совпадающих с новолунием, или во время отсчета омера читаются специальные пиюты. В конце вечерней молитвы перед Алейну каббалисты и хасиды читают псалом 23, полукаддиш (см. Каддиш) и формулу «Барху эт Адонай ха-меворах» («Благословляйте Бога благословенного»). В вечерней субботней Амиде мольбы заменяются бенедикцией, славящей субботу. Во многих синагогах перед завершением каббалат Шаббат кантор произносит киддуш над бокалом вина.
В Израиле каббалат Шаббат отмечается в пятницу днем в детских садах и школах. Во многих киббуцах зажигают свечи, а во время вечерней трапезы читают стихи и поют песни, прославляющие субботу.
Считается, что почитание Субботы (Шаббат) у евреев связано с важнейшим событием в жизни этого народа – уходом из Египта. Об этом говорится в Торе с упоминанием о том, что иудеи должны «отмечать день субботний». В этот день, вне зависимости от своего благосостояния, каждый представитель нации ощущает себя свободным человеком, имеющим одинаковые права с любым другим евреем. Предшествует этому святому выходному ритуал, именуемый Каббалат шаббат, в буквальном переводе «прием субботы», неизменно повторяемый в синагогах и домах.
По сути, это приготовление к наступлению выходного дня. Данный ритуал, при проведении его в синагоге, относится к части литургии, исполняемой в пятницу вечером и предваряющей субботнюю молитву Маарив. В Талмуде говорится, что данная традиция уходит корнями в I век н.э., когда раввин Ханин бен Доса пятничным вечером надевал на себя субботнее облачение, и, повернувшись в сторону заходящего солнца, провозглашал фразу, призывавшую выйти навстречу царице-Субботе.
Дома же приготовления к наступлению Шаббата начинаются заблаговременно. Завершается вся домашняя работа, в которую входит и приготовление еды, все члены семьи моются, после чего надевают праздничную одежду.
Особым ритуалом считается зажжение субботних свечей, величина которых должна позволить им гореть в продолжение всей вечерней трапезы. У евреев принято, чтобы эту церемонию производила женщина, хотя в ряде случаев это может сделать и мужчина. Однако считается, что Всевышний более благосклонно относится к молитвам именно зажигающих свечи женщин.
Количество свечей зависит от статуса женщины: незамужняя зажигает одну свечу, замужняя – две. Часто ставятся и дополнительные свечи, в честь находящихся в доме детей и внуков. У евреев считается, что подобный ритуал приносит в дом мир.
1. Молитвы субботнего дня открывает «Кабалат шабат», состоящая из глав «Теилим», поэмы ״לכה דודי״, которую сочинил рабби Шломо Алкавец из Цфата, и других молитв.
2. После того как сказали в конце поэмы «לכה דודי» слова «באי כלה» (или с того момента, когда начали ״מזמור שיר ליום השבת״), уже нельзя совершать запрещенные в субботу действия, даже если солнце еще не зашло и это является ״תוספת שבת״ — «добавлением к субботе» (см. выше глава 16-я, закон 18).
Как было сказано выше, женщинам нельзя совершать запрещенные в субботу действия с того момента, как они зажгли свечи.
Если большинство евреев (молящихся в одной синагоге, например) уже приняло запрещения субботы в качестве добавления к ней (תוספת שבת), то они распространяются и на то меньшинство, которое еще не приняло их, даже если солнце еще не зашло.
Субботняя вечерняя молитва
3. После «Кабалат шабат» произносят вечернюю молитву: читают «Шма Исраэль» с его благословениями, и вместо будничной молитвы шмоне эсре, читают субботнюю, состоящую из семи благословений.
4. Благословение ״השכיבנו״ в субботней вечерней молитве завершается словами
״הפורש סכת שלום עלינו ועל כל עמו ישיהאל ועל ירושלים״,
а не ״שומר עמו ישראל לעד״ как в будни. Тот, кто произнес будничный вариант брахи, и вспомнил об этом посредине или тотчас после окончания (״תוך כדי דיבור״), возвращается и говорит ״הפורש סכת שלום וכר״.
Как уже объяснялось, термин ״תוך כדי דיבור״ подразумевает под собой время, достаточное, чтобы сказать минимальную фразу из трех слов ״שלום עליך רבי״.
Если молящийся вспомнил об ошибке после того как прошло это время, ему не следует возвращаться и он продолжает молиться по установленному порядку.
5. Все субботние молитвы (вечерняя, утренняя, мусаф и минха) содержат по семь брахот. Три первые (восславления) и три последние (благодарения) — те же самые, что и в будничной шмоне эсре (см. выше глава 7-я), а между ними — срединная браха, в которой говорится о субботе и содержатся соответствующие этому святому дню просьбы. Текст этой брахи изменяется»в каждой из субботних молитв.
6. Если молящийся, ошибившись, продолжает молитву шмоне эсре, как в будни, т.е. после трех первых брахот говорит ״אתה חונן״, он должен закончить произносимую браху, а потом начать субботнюю, соответствующую данной молитве срединную браху, не возвращаясь к самому началу молитвы.
Как должен поступить тот, кто ошибся в молитве мусаф — будет разъяснено в главе 18-й, закон 14.
7. Закончив эту молитву из семи благословений, читают, стоя и вслух, отрывок из Торы בראשית ב׳, א׳־ג׳) ״ויכלו השמים והארץ וכו׳״). Желательно прочесть этот отрывок вместе со всеми молящимися, или хотя бы вдвоем.
После того как все молящиеся закончили ״ויכלו״, шлиах цибур произносит браху «наподобие семи» — ״מעין שבע״, в которой содержатся вкратце все семь благословений субботней молитвы. Это благословение говорят только при молитве в постоянном миньяне.
Нельзя разговаривать, когда произносят ״ויכלו וכוי״ и браху ״מעץ שבע״ («наподобие семи»).
8. Вернувшись домой после вечерней молитвы, прежде всего говорят нараспев ״שלום עליכם מלאכי השרת וכר״, а затем ״אשת חיל״ (главу ל״א из «Притчей царя Соломона»). Все это приведено в сидурах, там же есть и другие отрывки, которые можно добавить перед кидушем.
9. Сразу после этого произносят кидуш. Текст его приведен в сидуре.
10. Мицва Торы — освятить субботу словами кидуша, как сказано
(״ — ״זכור את יום השבת לקלעו״:(שמות כ׳, ח׳Помни субботний день, чтобы освятить его», то есть надо напомнить словами кидуша о его святости.
Мудрецы постановили говорить кидуш над вином.
Женщины обязаны соблюдать все мицвот субботы, в том числе и кидуш.
11. Стакан для вина, над которым говорят кидуш, должен содержать минимум «ревиит» вина (по Хазон Иш — 150 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3); он должен быть целым, без изъяна. Его наполняют вином до краев (до кидуша нельзя отпивать от вина в стакане; если же кто-то отпил от него, надо дополнить вином из бутылки).
Перед тем как делать кидуш, стакан тщательно моют водой, внутри и снаружи.
12. Когда в субботней трапезе участвуют несколько человек, то хозяин дома или один из участников трапезы произносит кидуш громко, имея в виду, что делает это для всех присутствующих, и остальные слушают его внимательно и отвечают «амен» в конце благословений кидуша.
13. После этого говоривший кидуш, отпивает ״מלא לוגמיו״ — большую часть «ревиит» вина в стакане, то есть по крайней мере 75 см3 по Хазон Иш или 43 см3 по мнению раввина Хаим Наэ. Надо выпить это количество без перерыва. Если процесс питья был прерван на время большее, чем ״כדי אכילת פרס״, то надо прочесть кидуш заново.
Если вместо того, кто говорил кидуш, большая часть «ревиит» вина была выпита одним или несколькими из слушавших кидуш, то мицва кидуша считается исполненной при условии, что это количество вина было выпито за время ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу в конце главы 15-й).
14. Стол покрывают скатертью, на нее кладут хлеб (халы), который сверху покрывают еще одной скатертью. Одна из причин того, что хлеб в субботу покрывают, заключается в следующем: «.лехем мишне» — две халы, которые кладут на субботний стол, являются напоминанием о манне (מן), которой удостоились евреи в пустыне, а она была окутана росой сверху и снизу.
15. Если нет вина, произносят кидуш на хлеб. При этом омывают руки перед кидушем, и вместо брахи ״בורא פרי הגפן״ говорят ״המוציא לחם מן האח״ (остальной текст кидуша не меняется). Произнося кидуш, кладут руки на хлеб до окончания молитвы.
16. Если кидуш был произнесен на вино, то браха ״בורא פרי הגפן״, сказанная в кидуше, относится также и к вину, которое будут пить во время трапезы, и нет надобности произносить на него отдельную браху.
После вина, выпитого в кидуше, не говорят браху; благословение после трапезы — биркат амазон — относится также и к нему.
17. Сразу после кидуша следует начать трапезу в том же месте, где он был произнесен. Если же трапеза была начата в другом месте, необходимо заново прочесть кидуш. Омывают руки, говорят браху ״על נטילת ידים״, вытирают их и совершают благословения ״המוציא״ на две халы, в память о манне, спускавшейся в пустыне с неба в пятницу в двойном количестве — на пятницу и на субботу.
18. Произнося ״המוציא״, держат обе халы в руках. У многих принято класть халы одна на другую во время брахи. После нее разрезают в вечерней трапезе нижнюю халу, которую кладут ближе, чем верхнюю, в соответствии с правилом, что не медлят с исполнением мицвот — ״אין מעבירים על המצות״, и поэтому нужно разрезать ближайшую халу.
Халы не надрезают, пока не произнесена браха המוציא, но принято отмечать на хале ножом место, с которого собираются отрезать. Нельзя разговаривать с начала омовения рук и пока не проглочен первый кусочек хлеба, как разъяснено выше, глава 11-я, закон 9.
19. Когда в трапезе участвуют несколько человек, то хозяин или кто-либо из присутствующих может громко благословить на хлеб браху המוציא для всех, и присутствующие отвечают на нее «амен». Никто из присутствующих не вправе начать есть хлеб раньше благословившего, за исключением того случая, когда перед каждым из сотрапезников находится по две халы.
Как отмечено выше, принято, чтобы один из присутствующих произносил браху для всех в соответствии со сказанным: «Во множестве народа — великолепие царя».
Субботняя трапеза
20. «Назови Субботу усладой»(״וקראת לשבת ענג״) — мицва услаждать субботу особенно вкусными яствами и напитками. В честь субботы приготовляют по возможности больше мяса, рыбы, вина и других блюд, которые доставляют особое удовольствие.
21. В биркат амазон добавляют молитву ״רצה והחליצנו״, как написано в сидуре. Как поступить в случае, если забыли сказать ״רצה והחליצנו״, указано в законе 9, глава 12-я. Если в трапезе участвовало трое или больше взрослых евреев, и перед биркат амазон произнесен совместно зимун, то желательно прочесть благословение после трапезы над стаканом с вином. Тот, кто говорит зимун, держит в руках во время биркат амазон бокал вина, и затем благословляет ״בורא פרי הגפן״ и выпивает вино — см. выше глава 12-я, закон 10.
Субботние трапезы вносят много ценного в формирование еврейской семьи, в укрепление ее духовного начала и в процесс приобщения детей к духовным ценностям. Во время субботней трапезы поют זמירות — «змирот» — песнопения в честь субботы, помещенные в сндуре; обсуждают недельную главу Торы (פרשת השבוע — «napашат ашавуа») и различные вопросы Торы, которые пробуждают любовь к ней и обогащают познание ее законов и преданий мудрецов. Таким образом, субботние трапезы могут превращаться в источник света для всех дней недели.
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
Шаббат – седьмой день творения
Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»
Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.
Шаббат – союз еврейского народа с Богом
Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:
«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».
Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».
Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?
Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.
Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.
Шабат в еврейском доме
Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.
Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.
Накануне праздника
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.
Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Начало церемонии
Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат. Церемония начинается благословением света и вина. Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционноеблагословение:
Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»
Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди», «Шалом алейхем» и другие. Затем родители благословляют детей – Биркат ѓабаним (Берешит.48:20, Бемидбар.6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше» – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».
После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщиныЭшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.
Субботняя трапеза
Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.
Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.
В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.
Завершение Шаббата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.
По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.
После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:
«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).
По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.
Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.
После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.
Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».
Запрещённые работы
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
Шалом!
Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.
Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».