Кабардинец что за нация религия
Кабардинцы: кто они, рыцари Кавказа
КТО ТАКИЕ КАБАРДИНЦЫ
В отличие от других адыгских племен, живших без государства вплоть до самого XIX века, кабардинцы имели собственное могучее княжество уже в XV столетии.
НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ КАБАРДИНЦЫ
КАК ПОЯВИЛИСЬ КАБАРДИНЦЫ
Кавказоведы полагают, что кабардинцы произошли от племен адыгов, которые под началом своего великого князя Инала в XIV веке расселились с территории современного Краснодарского края по всему равнинному Северному Кавказу. А название этот народ мог получит от тюркского (или венгерского) племени каваров (кабаров), живших в прикавказских степях еще в VII веке нашей эры.
СКОЛЬКО ВСЕГО КАБАРДИНЦЕВ?
В Кабардино-Балкарии кабардинцы составляют примерно половину населения (490 тысяч человек). По всей России живет 516 тысяч кабардинцев. С 1944 по 1957 год кабардинцы оказались в Кабардинской автономной социалистической республике, так как их тюркские земляки балкарцы в это время были сосланы по приказу Сталина в Казахстан.
Традиционно кабардинцы живут земледелием и скотоводством. Они вывели одну из лучших на Кавказе породу скакунов.
КТО ПО ВЕРЕ КАБАРДИНЦЫ
Кабардинкой была и красавица княжна Гуащеней, ставшая женой Ивана Грозного, русской царицей Марией Темрюковной. Памятник ей, известный также как Навеки с Россией, ныне украшает столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик.
Какие религии исповедуют народы республики Кабардино-Балкарии
Образована как Кабардинская автономная область 1 сентября 1921 года. С 16 января 1922 года — Кабардино-Балкарская автономная область. 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика.
Языческие верования: от древности до наших дней
Как и все народы и племена на нашей планете, кабардинцы и балкарцы в прошлом являлись сторонниками местных народных верований или попросту говоря язычества (язык по-старославянски «народ, племя, язык»).
О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.
Балкарцы долго оставались язычниками, что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем.
Еще в начале XIX века немецкий путешественник Юлиус Клапорт писал, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)». Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:
«Тейри неба – один Тейри,
Остальные Тейри – тысяча Тейри.
Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».
«Город мертвых» Эль-Тюбю
Филолог-фольклорист Хамид Малкандуев, как и Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому мнению: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев».
«Тейри неба – единственный бог.
Других богов — тысяча богов.
Тейри неба – создатель неба, земли,
Каждое утро восходы посылающий»
В 2012 году поклонников народной религии в республике насчитывалось до 3% населения.
Ислам в Кабардино — Балкарии
История ислама на Кавказе начинается еще в далеком VIII веке нашей эры. В 737 году войска Хазарского каганата были разбиты арабами, и по условиям арабо-хазарского договора каган всем желающим разрешил принимать ислам. Немалое количество булгар-бурджан (предки современных балкарцев, карачаевцев и кумыков) приняло мусульманство. Следующий импульс исламизации на территории Кабардино-Балкарии начинается с XVI века. И распространялся под силой и влиянием крымским татар, а затем и турков-османов. Ислам суннитского толка распространился среди кабардинцев, в меньшей степени балкарцев, живших в высокогорных районах Кавказа. В дальнейшем ислам соединился с местными традициями, а нормы исламского права (шариата) пришли в равновесие с обычаями и неписанными правилами (адатом).
Соборная мечеть города Нальчика
В настоящее время в КБР действуют две основные мусульманские организации — духовных центра: Духовное Управление мусульман (ДУМ), и Мусульманская община КБР (джамаат). Вторая объединяет несколько тысяч человек, среди которых много молодежи. Они не подчиняются постановлениям ДУМ и полагают, что невозможно отделить религию от дел государственных.
СЕГОДНЯ
На 2012 год мусульмане в республике составляют около 55% населения. По данным Правительства КБР в 2013 году в республике действовало 147 мечетей.
Собор равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике
Собор преподобного Симеона Столпника в Нальчике
В республике находятся 24 храма и 1 монастырь Русской православной церкви, малые общины верующих Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, 3 прихода Римско-католической церкви и 27 молельных домов различных протестантских течений.
Христиане составляют около 20% населения Кабардино-Балкарии. 16% из них составляют православные.
Дарование свитка Торы для синагоги Нальчика
Иудаизм
Некогда большая еврейская община с начала 1990-х годов стала уезжать в Израиль. По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в Нальчике оставалось около 1000 евреев. На территории КБР действует одна горско-еврейская синагога. На 2012 год иудеи составляли
Кабардинцы
Турция : в составе адыгов: до 1 035 000 (оценка) [4]
Содержание
Численность и расселение
В настоящее время кабардинцы — самая многочисленная группа адыгов, как в России, так и за ее пределами. Численность кабардинцев во всем мире оценивается в 2 млн чел., [источник не указан 320 дней] из которых в России проживает более четверти. В остальных странах численность кабардинцев оценивается в 1,5 млн чел., где они являются частью адыгской (черкесской) диаспоры. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии.
Общая численность в России — 520 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс., что составляет 55,3 % населения республики.
Данные переписи населения Российской Федерации 2002 года
Субъект федерации | Численность кабардинцев в 2002 году, тыс. (*) |
---|---|
Кабардино-Балкария | 498,7 |
Ставропольский край | 6,6 |
Северная Осетия | 2,9 |
Москва | 1,8 |
Карачаево-Черкесия | 0,9 |
Кабардинская диаспора
Существует небольшая диаспора в Израиле в составе адыгской (черкесской) диаспоры.
Численность адыгов (включая кабардинцев) в Сирии составляет около 60 тысяч человек.
Потомки мухаджиров также проживают в Иордании (более 160 тыс., оценочно [источник не указан 320 дней] ), Саудовской Аравии (от 23 тыс., оценочно [источник не указан 320 дней] ) и в некоторых других странах Ближнего Востока, (однако статистика этих стран не дает иитсмим точных данных по их численности), а также в странах Европы, в США и др. [4]
Этнонимы
Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за 5 тысяч лет своей истории адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.
Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве и был им зарезан (о чём сообщается в «Слове о полку Игореве»).
В XIII веке адыги (касоги) оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за ними, как и за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».
История
Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.
Древнейшие предки адыгов
Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов. [8]
В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. [9] Следует заметить, что одно из меотских племен — синды — в V в. до н. э. основало первое государство на территории России — Синдику, [10] со столицей также именуемой Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имело торговые связи с древнегреческими колониями на Черном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени — зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами. [11]
Появление кабардинцев на месте их современного расселения
Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки [12] курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть — конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.
Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал [13] :
Кабардинцы и Кобанская культура
Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно :
На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).
История сближения кабардинцев с Россией
Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. В процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. В ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к ее устью, к Каспийскому морю. Союз с Кабардой был выгоден Москве в ее борьбе с Крымским ханством. [15] Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани. [15] В 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году. [15] В 1561 году Иван Грозный заключил династический брак — женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова — Гошаней Темрюковна, которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. В конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен. [15]
В период феодальной раздробленности XVI—XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках названия Большая Кабарда и Малая Кабарда.
В 1708 году кабардинцы разбили в Канжальской битве войска крымцев.
О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:
Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной — независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.
В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.
Кавказская война
Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии — Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»
В 1763 году Российская империя начала строительство в Малой Кабарде, жители которой до сих пор именуют свою территорию Джыляхстаней или Гиляхстаней тем самым отмечая,что эта террритория всегда была отдельной и независимой от Большой Кабарды, крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи.
Кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды, они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 г. После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов, в том числе кабардинцы, не пожелала подчиниться российской администрации и переселилась в Османскую империю.
Кабарда после включения в состав Российской империи вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».
Забытые истории
Язык и письменность
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Сами же кабардинцы считают свой язык диалектом общеадыгского языка.
С 1936 года для письма используется кириллица.
Кабардинская литература
Традиционные занятия
Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.
Кабардинская (адыгская, черкесская) национальная одежда
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ ).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.
Кабардинская национальная кухня
Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.
Семья
По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.
Кабардинские традиции
У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета.
См. также
Примечания
Литература
Указатели
Этнонимы и субэтносы абхазо-адыгских народов | ||
---|---|---|
Устаревшие этнонимы | Гениохи | Зихи ( Зиги, Зюхи, Джики ) | Каски | Касоги | Черкесы ( Черкасы ) | Меоты ( Дандарии | Синды | Досхи, Тореты (или Тореаты) | Агры | Аррехи Тарпеты | Обидиакены | Ситтакены | Аспургиане ) | Керкеты | |
Субэтносы абхазов | Абжуйцы | Аибга | Ахчипсы | Бзыпцы | Гумцы | Псхувцы | Садзы | Самурзаканцы | Цабальцы | Дальцы | Цвыджи | Абхазские негры | |
Субэтносы адыгов | Кабардинцы | Черкесы | Шапсуги (в том числе хакучи) | Адыгейцы ( Абадзехи, Адамийцы, Бесленеевцы, Бжедуги, Егерукаевцы, Мамхеги, Махошевцы, Натухайцы, Хегайки, Хатукайцы, Темиргоевцы, Тубинцы, Жанеевцы, Гуайе, Чебсин, Адале ) | Френккардаши | |
Субэтносы абазин | Ашхаруа (Шкаруа) | Тапанта (Ашуа) ( Башилбаевцы, Баракаевцы, Баговцы, Дудароковцы, Тамовцы, Лоовцы, Кизилбековцы, Шахгиреевцы ) | |
Субэтносы убыхов | Субешх | Хизе | Вардане | Псахе | Саше | Соча | |
Информация по диаспорам : в Турции, в Сирии, в Ливии, в Египте, в Иордании, в Израиле |
Полезное
Смотреть что такое «Кабардинцы» в других словарях:
КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ в Российской Федерации, Кабардино Балкарии (364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском крае и Сев. Осетии. Всего в Российской Федерации 386 тыс. человек (1992). Язык кабардино черкесский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь
КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ общей численностью 391 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 386 тыс. чел., в т.ч. Кабардино Балкария 364 тыс. чел. Язык кабардино черкесский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане сунниты … Современная энциклопедия
КАБАРДИНЦЫ — КАБАРДИНЦЫ, кабардинцев, ед. кабардинец, кабардинца, муж. Одна из кавказских народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАБАРДИНЦЫ — КАБАРДИНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Кабарды. | жен. кабардинка, и. | прил. кабардинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге), народ в Российской Федерации, в Кабардино Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии (всего 386 тыс. человек). Язык кабардино чсркесский абхазо адыгской группы иберийско кавказских языков.… … Русская история
КАБАРДИНЦЫ — Воинственная отрасль черкесского племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
кабардинцы — ев; мн. Народ, составляющий основное население Кабардино Балкарии; представители этого народа. ◁ Кабардинец, нца; м. Кабардинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Кабардинский, ая, ое. К ая литература. К ая порода лошадей. * * * кабардинцы… … Энциклопедический словарь
Кабардинцы — (самоназвание адыге) народ, населяющий главным образом северную и северо восточную часть Кабардино Балкарской АССР. Небольшое число К. живёт в некоторых странах Ближнего Востока. Общая численность в СССР 280 тыс. чел. (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия
Кабардинцы — (Кабардей) воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн, выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда они, по преданиям, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ, населяющий гл. обр. сев. и сев. вост. часть Кабардино Балкарской АССР по р. Терек и его притокам. Небольшое число К. живет в ряде гос в Бл. Востока (Турции, Иордании, Сирии и др.). Числ. в СССР 204 тыс. чел. (1959).… … Советская историческая энциклопедия