Кабаре что это в театре
Кабаре
Кабаре́ (фр. Cabaret ) — небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.
История возникновения
Кабаре имеет французское происхождение. Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir ) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан (фр. café-chantant ) или кафе-кабаре (фр. cafe-cabaret ). Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что сделало его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникли не только в Париже, но и по всей Франции. Следует особо отметить кабаре «Мирмильтон» (фр. Mirmilton ) Аристида Брюана, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.
В 1901 году открывается первое немецкое кабаре в Берлине. Теоретиком основания кабаре в Германии стал Отто Юлиус Бирбаум (нем. Otto Julius Bierbaum ). Открыл же первое кабаре «Buntes Theater» или же «Ueberbrettl» барон Эрих Людвиг фон Вольцоген (нем. Erich Ludwig Freiherr von Wolzogen ). Огромнейшее влияние на первооткрывателей немецкого кабаре имели философские идеи Фридриха Ницше. И Бирбаум, и Вольцоген мечтали создать новый вид развлекательных заведений, со сцены которого они могли бы воспитывать «сверхчеловека».
«Красная мельница»
Но всё-таки основное своё значение кабаре приобрело как место, где исполняются откровенные танцы.
Поэтому теперь мы говорим «кабаре» — подразумеваем «Мулен Руж» («Красная мельница»), и наоборот. Эти слова стали практически синонимами. А славу кабаре «Мулен Руж» принесли именно исполнительницы канкана и бурлеска. Не уступающим ему по славе и популярности стало кабаре «Крейзи Хорс».
В наши дни эти кабаре, не считая десятков более «камерных» заведений, стали меккой для туристов, посещающих французскую столицу. Посетить знаменитые кабаре стало таким же «must have», как сходить к другой парижской легенде — Эйфелевой башне.
Правда, эротический «градус» в них давно, ради зрелищности, пожертвован яркости и общему уклону в сторону шоу. Поэтому из чисто мужского развлечения эти кабаре превратились в места, доступные для семейного посещения.
Полезное
Смотреть что такое «Кабаре» в других словарях:
кабаре — неизм.; ср. [франц. cabaret кабачок] Небольшой ресторан с эстрадой (первоначально во Франции 19 в.: артистическое кафе, в котором устраивались импровизированные представления с участием поэтов, музыкантов, актёров). Литературное к. Ночное к. * *… … Энциклопедический словарь
КАБАРЕ — (фр. cabaret). Питейный дом; поднос; чайный, кофейный сервиз. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАБАРЕ 1) кабак во Франции; 2) поднос; 3) чайный прибор. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
КАБАРЕ — (франц. cabaret букв. кабачок), первоначально (с 80 х гг. 19 в. во Франции) импровизированные представления в литературно художественных кафе с участием поэтов, музыкантов, актеров. Как правило, со временем происходило превращение кабаре в… … Большой Энциклопедический словарь
КАБАРЕ — (французское cabaret, буквально кабачок), первоначально (с 80 х гг. 19 в. во Франции) литературно художественные кафе, в которых давались импровизированные представления интимного, камерного характера с участием поэтов, музыкантов, актеров.… … Современная энциклопедия
КАБАРЕ — [рэ], нескл., ср. (франц. cabaret). Кафе или ресторан с эстрадным дивертисментом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАБАРЕ — [рэ ], нескл., ср. Небольшой ресторан с эстрадой, а также небольшой эстрадный театр в ресторане, кафе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
кабаре — кабачок, ресторан, кафешантан, варьете Словарь русских синонимов. кабаре сущ., кол во синонимов: 4 • варьете (3) • … Словарь синонимов
кабаре — КАБАРЕ, нескл., ср Предприятие общественного питания, небольшой ресторан с эстрадой, в котором не только подают блюда на заказ, но и устраивают выступления артистов и музыкальных коллективов. Ялта ожила. Как почему то водилось в те годы,… … Толковый словарь русских существительных
Кабаре — (французское cabaret, буквально кабачок), первоначально (с 80 х гг. 19 в. во Франции) литературно художественные кафе, в которых давались импровизированные представления интимного, камерного характера с участием поэтов, музыкантов, актеров.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
кабаре́ — [рэ], нескл., с … Русское словесное ударение
Кабаре как феномен художественной культуры XX века
Кабаре как феномен художественной культуры XX века
— студентка 3 курса КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» Руководитель:
В 1901 году открывается первое немецкое кабаре в Берлине. Теоретиком основания кабаре в Германии стал Отто Юлиус Бирбаум. Огромнейшее влияние на первооткрывателей немецкого кабаре имели философские идеи Фридриха Ницше. Бирбаум мечтал создать новый вид развлекательного заведения, со сцены которого он мог бы воспитывать «сверхчеловека».
Но, всё-таки, основное своё значение кабаре приобрело как место, где исполняются смелые откровенные танцы.
При такой гибкости и ориентированности на злободневную тематику трудно точно определить, из чего складывалась «типичная» программа кабаре. Обычно считается, что в нее входило десятка полтора разрозненных номеров, включая песни, монологи, скетчи, стихи и танцы. Но стандарт этот часто нарушался: так, некоторые кабаре отдавали предпочтение какому-то одному жанру; другие, не имея собственной программы, приглашали на сцену всех желающих; в-третьих главной частью представления была пьеса продолжительностью около часа, а перед ее началом или после окончания звучала песня или сатирический монолог. Помимо авангардистской составляющей и сатирической направленности, которые, собственно, и определяли кабаре как особую форму искусства, вскоре выявились и другие атрибуты жанра: компактная сцена, малое число зрителей (которые могли свободно переговариваться во время представления) и полудружеский-полувраждебный тон в общении исполнителя со зрителем. Именно этот тон всегда помогал кабаретистам вовлекать публику в представление.
Спустя два года в Петербурге было открыто кабаре «Бродячая собака». Идея создания кабачка принадлежала Борису Константиновичу Пронину. Он закончил режиссерский курс в студии Московского Художественного театра и был помощником Мейерхольда в учреждении Общества интимного театра и театра «Дом интермедий».
«Бродячая собака» разместилась в винном погребе, который расписали художники Н. Сапунов и С. Судейкин. У кабачка была эмблема по рисунку М. Добужинского и гимн на стихи В. Князева.
На открытии кабачка «Бродячая собака» в ночь на 1 января 1912 года собрались уже известные поэты М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Саша Черный, П. Потемкин, И. Северянин, артисты балета Т. Карсавина, Е. Лопухова, М. Фокин, композиторы, музыканты, артисты театров драмы и оперы. Была составлена концертная программа, но такая публика не ограничилась ею, тотчас пускаясь на импровизации, и все это сразу предопределило уровень и успех нового начинания.
Завсегдатаем «Бродячей собаки» был М Кузмин. «Запомнилась его рождественская мистерия «Вертеп кукольный» в постановке Николая Евреинова. Собственно вертеп был устроен на маленькой сцене, а зрители, сидя за длинным столом при свечах, изображали «Тайную вечерю», между тем как ангелы с серебристыми крыльями и горящими свечами в руках (дети из приюта) ходили по залу с пением» [3, с.123].
Послереволюционные годы в России, точнее, эпоха нэпа, вызвали к жизни новую волну кабаре: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост» и многие другие. В кабаре «Нерыдай» собиралась талантливая театральная молодежь: Р. Зеленая, М. Гаркави, М. Жаров, И. Ильинский. Завсегдатаями кабаре были одаренные литераторы: В. Ардов, В. Масс, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и другие. В кабаре «Таверна заверни» (1921) и «Кривой Джимми» выступали актеры Л. Колумбова, А. Перегонец, А. Алексеев, С. Антимонов, Ф. Курихин, М. Яроцкая.
С концом нэпа кабаре в России прекращают свое существование. В Советском Союзе после попытки создания политического кабаре на основе «Синей блузы» с конца 20-х гг. кабаретная традиция продолжала существовать лишь в виде капустников, пародийных театриков в домах творческой интеллигенции. В Ленинградском доме искусств, начиная с 1929 года ставили «веселые вечера» Д. Гутман, Н. Петров, Н. Сурин, тексты писал В. Поляков. В 1938-1941 годах подобные вечера регулярно устраивались в Доме работников искусств в Москве, впоследствии—в ЦДРИ. В Ленинграде в эти годы существовал «Небольшой большой театр». После войны при Доме актера ВТО был создан ночной театр «Синяя птичка». С 60-х гг. в Ленинградском доме искусств регулярно устраивались капустники. Только в 1988 году в Москве в том же Б. Гнездниковском переулке в том же маленьком театрике и с тем же названием «Летучая мышь» возобновил свою работу театр под руководством режиссера Григория Гурвича. Через 12 лет театр прекратил свое существование в связи со смертью художественного руководителя.
Чем же отличается кабаре от других форм театрального и эстрадного искусства? Тем, что сочетает в себе иронию, сентиментальность, сарказм, философичность. Любое представление кабаретных артистов или, как их еще называют кабаретье, обращено к каждому конкретному зрителю в зале.
Артист кабаре должен уметь все, перевоплощаться мгновенно в самые разнообразные образы. Делается все это под живой звук. На сцене всего несколько артистов, которые исполняют множество всевозможных номеров, один не похожий на другой. Все это сопровождается остроумными рассказами конферансье, приоткрывающего тайны и легенды знаменитых артистов.
В кабаре начинали свою творческую жизнь Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Лайза Минелли. Если продолжать этот список, то выясниться, что самые выдающиеся артисты эстрады начинали именно в кабаре. В XXI веке кабаретные традиции возрождают стендап-комеди-клубов: эти заведения, популярность которых в последние годы растет. В современной российской художественной культуре ярким примером возрождения кабаре является созданный в 2003 году Comedy Club. Резиденты Comedy Club привнесли на сцену свободный дерзкий юмор, неформальное живое общение со зрителями. Именно такие зрелища необходимы, которые, как и тогда в далеком XIX веке приносили бы радость, удовольствие, нежность, вызывали бы в людях не только эмоциональный катарсис, но заставляли бы свободно думать, сопереживать.
Итак, балансируя между театром и варьете, кабаре постепенно утверждалось на собственной территории. Его характерными чертами стали гибкость и импровизация во всем, начиная от программы и заканчивая декорациями и костюмами. Шло время, менялись формы и темы, но неизменными оставались остроумие, бунтарский дух, инакомыслие и стремление к новизне. Во всём мире этот сложный для исполнения и легкий для восприятия жанр кабаре пользуется огромным успехом и представляет интерес для исследования истории возникновения и развития жанра, стилистики существования актера, роли кабаре в художественной культуре XX века.
1. Аппиньянези, Л. Кабаре. [Текст] / Л. Аппеньянези. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
2. Анненков, Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. В 2-х т. [Текст] / Ю. Анненков. – Л.: «Искусство», 1991.
5. Лившиц, Б. Полутораглазый стрелец: Воспоминания. [Текст] / Б. Лившиц. – М.: «Художественная литература», 1994.
8. Смолина, К. Сто великих театров мира. [Текст] К. Смолина. – М.: «Вече», 2002.
Crave – первый театр-кабаре в Москве
Осенью в Москве открылась новая площадка – Crave. Название говорящее: в переводе с английского оно значит «страстно желать». Рассказываем, как устроен театр-кабаре, кто туда ходит и о чем его первая постановка What women want.
Лубянский проезд, 15, строение 2
Билеты 5 000–15 000 рублей
Фото: Михаил Голденков / The City
Атмосфера
Зрительный зал в Crave один, атмосфера соответствует: все предельно интимно.Основное освещение выключено, работает только сине-розовая подсветка, вместо стульев – мягкие диваны, рядом с каждым – столик с бутылкой шампанского (одной на двоих, входит в стоимость билета) и меню. Заказывать еду и напитки можно на протяжении всего шоу: в зале работают официанты. На сцене – девушки в откровенных платьях, до начала шоу они развлекают всех романтичными песнями: Nat King Cole – I love you и Jim Croce – A Long Time Ago. В зале мужчин и женщин примерно поровну, многие даже приходят парами.
Фото: Михаил Голденков / The City
По расписанию начало шоу в 19:00, но к этому времени можно не спешить, в лучшем случае все усядутся к 19:30. Пока что в репертуаре Crave только одна постановка – What women want режиссера Василия Козаря. Она идет три раза в неделю: в пятницу, субботу и воскресенье. В шоу смешалось абсолютно все: французское кабаре, современная хореография, медиаарт, акробатика и вокал. Формат – кабаре-театр review. Несколько не связанных между собой сцен раскрывают одну общую тему: чего же хотят женщины?
Как объясняет Козарь: «Это не новая тема, но, как мне кажется, неисчерпаемая. Женщины меня вдохновляют. Все время пытаюсь раскрыть их с новой стороны, разобраться в желаниях и чувствах. У мужчин все проще и точнее, а женщины – это буря эмоций». Мир женских желаний Козарь раскрывает со свойственной мужчинам простотой и точностью: так, к примеру, в одном из эпизодов на сцене стоит огромной револьвер, вокруг которого, будто это шест, вьется танцовщица. Кульминация этюда – выскакивающий из дула красный флажок Boom! Намек недвусмысленный, но ведь это кабаре.
Постановка эффектная, чувственная, но ожидаемо откровенная: девушки танцуют топлес, мужчины, наоборот, играют в костюмах. Директор театра-кабаре Олег Кулухов рассказывает: «Российская публика не готова к настоящему кабаре, нам пришлось адаптировать формат. Обнаженное тело на парижской сцене воспринимается иначе, чем в Москве. Когда мужчина во Франции смотрит на голую женщину, он испытывает какие угодно чувства, только не сексуальное влечение, он просто наслаждается ее красотой. В Crave мы учитываем подготовку российского зрителя, поэтому показываем женское тело дозированно». Постановка действительно получилась очень эстетичной. Но раскрыта ли тема названия – вопрос.
Кабаре
В «Фоли-Бержер» не видно парижан. Забыл театр, как раньше процветал он. В эпоху джаза может поражать он лишь туристов и провинциалов.
Как прежде, он девчонками богат. Но, как-то по-музейному убоги, они бесстрастно задирают ноги и, голенькие, делают шпагат.
Тут сохранён классический канкан. Но он рождает разве лишь участье, и, говоря по-нашему, всё чаще «Фоли-Бержер» не выполняет план.
Кабаре — музыкальный жанр первой половины XX в. (в эпоху до Второй Мировой), а также название заведений, где исполнялись песни в таком стиле.
Есть также такой театральный жанр, как мюзик-холл, он же варьете, который присутствует в «Мастер и Маргарита» и «Новые приключения Неуловимых». Автор правки понятия не имеет, чем они отличаются.
Вики словарь сообщает, что кафешантан (уст. кафе-шантан) — то же, что кабаре.
Содержание
Где встречается [ править ]
Театр [ править ]
Красотки, красотки кабаре! Вы созданы лишь для развлечения! Изящны, беспечны красотки кабаре! Для вас непонятны любви мучения! Красотки, красотки, красотки кабаре Умеют любить лишь на мгновение!
Литература [ править ]
Кино [ править ]
Телесериалы [ править ]
Не только «Мулен Руж»: почему понадобилось больше века, чтобы культура кабаре прижилась в России
Кот на мельнице. Парижские кабаре — рай для богемы
Филологи считают, что слово кабаре во французский язык попало из пикардского или валлонского, где «cambrete» или «cambret» означало «маленькую комнату». В 13-м веке в документах мелькает слово «kaberet», а в средненидерландском «кабаре» начинают называть дешевые ночлежки и рестораны.
Наличие скатерти и еды сразу же отделило кабаре от таверн, сделав их в глазах посетителей более достойными заведениями. Хотя ни о каких шоу тогда речи не шло: занятую едой публику развлекали разве что музыканты, да и то не всегда. Скудный репертуар не мешал кабаре привлекать богему: здесь собирались актеры, поэты, писатели, художники и их приближенные, от баснописца Жана де Лафонтена до крестного отца комедий Жана Батиста Мольера. Постепенно богема насытилась ужинами и разговорами и решила перебраться из-за столика на сцену. В 18-м веке стали множится так называемые «кафе-шантаны» (от фр. «chantant» — пение). Гостей развлекали живой музыкой и цирковыми номерами, словом, старательно удивляли. Известно, например, что в «Cafe des Aveugles» в погребе парижского Пале-Рояль за программу отвечал оркестр слепых музыкантов.
Первое кабаре в современном смысле слова открыли, разумеется, в сердце богемного Парижа: в 1881-м на холм Монмартр запрыгнул «Черный кот» (La Chat Noir). Детище Луи Салиса окончательно отвлекло посетителей от еды и заставило их внимательно следить за происходящим на сцене. Салис также выполнял роль острого на язык конферансье, который отпускавшего политические шутки. В зале бок о бок сидели как богачи, так и нищие артисты. Угадайте, в чей адрес были направлены все колкости?
Знаменитый «Мулен Руж» («Красная мельница») открылся в Париже аккурат ко Всемирной выставке 1889-го, завлекая местных и заезжих зрителей весьма откровенной программой и соблазнительным местоположением: в паре шагов находился квартал красных фонарей. Интересно, что вызвало больший интерес у парижан: построенная в том же году Эйфелева башня или все-таки придуманный в «Мулен Руже» танец канкан. Программа кабаре становилась эротичнее буквально с каждым днем. По мнению многих, именно здесь в 1983-м придумали современный стриптиз. Правда не могут определиться, где это было: на сцене, где выступала обнаженная «Клеопатра» в сопровождении раздетых спутниц, или в зале, где две подвыпившие натурщицы вдруг сбросили с себя одежду. В итоге многочисленные скандалы и красочные афиши художника Анри де Тулуз-Лотрека быстро прославили «Мулен Руж» на весь мир. К концу 19-го века кабаре-лихорадка охватила Нидерланды, а в начале 20-го прокатилась по Германии, Польше, Швейцарии, США, Великобритании и другим странам.
Недолгая жизнь кабаре в Российской империи
В Российской империи тоже были свои кабаре, правда каждый хозяин трактовал европейский формат по‑своему. Московский театр-кабаре «Летучая мышь», открытый в 1908-м как закрытый клуб актеров МХТ, был скорее театром миниатюр, чем кабаре в привычном нам смысле слова. Репертуар был максимально юмористичным, зрителей кормили, но литературовед Борис Эйхенбаум все равно остался недоволен : «Здесь нет того ядовитого алкоголя, который знаком посетителю петроградских подвалов. Лубочные панно, лубочный юмор и стильные сценки и, наконец, сама фигура хозяина, хлопочущего о гостях, — это все такое московское, что петроградец зевает до конца и уходит разочарованный».
В 1911-м в Петербурге появился Троицкий театр миниатюр, который также вдохновлялся традициями кабаре. Глава антрепризы А. М. Фокин прямо сообщал прессе, что ориентируется на европейские кабаре и хочет всячески развлекать зрителей своего небольшого (350−400 мест) театра буффонадой, пародией и прочими «легкими» жанрами. Столиков тут не было, да и сцена была четко отделена от зрителей. Вскоре хозяева перестали упоминать слово «кабаре», а в 1918-м театр закрылся.
Первое послереволюционное десятилетие «буржуазная» культура Европы и США жила на территории СССР по большей части в виде пародий, а к 1930-х смотреть на Запад стало даже опасно. У искусства больше не было миссии развлекать: теперь оно должно было быть полезным и информативным. В 1937-м закрылись мюзик-холлы, а уж о кабаре речи идти не могло. Чтобы понять, насколько неуместен жанр был в СССР, можно вспомнить, что получивший рекордные 8 «Оскаров» фильм-мюзикл «Кабаре» (1972) добрался до отечественного проката только в конце 1980-х. Иронично, что музыка из фильма совершенно легально издавалась «Мелодией» на виниловых пластинках.
Правда и с развалом СССР кабаре не спешило покорять наши реалии. К чему кокетство и ирония, когда можно взять быка за рога и просто наплодить по стране стрип-клубы? Режиссер театра-кабаре Crave Василий Козарь связывает долгое отсутствие кабаре в современной России с нехваткой кадров: «Этот жанр присутствовал всегда, но в очень небольших количествах и скромных реализациях. Специалистов и людей, кто горит этим, не так много». В 2000-х и 2010-х о кабаре чаще всего вспоминали либо в связи с единичными театральными постановками (а кабаре без столиков — уже не кабаре), либо из-за гастролей французского титана Crazy Horse.
Живучее, как лошадь. Почему кабаре Crazy Horse не закрепилось в России
«Дикая лошадь» взобралась на парижскую кабаре-сцену сильно позже своих предшественников: камерный зал с уютными столиками и высоким ценником Ален Бернарден открыл в 1951-м году. Кабаре быстро прославилось не только первоклассным шоу, но и жесточайшими требованиями к отбору танцовщиц. Тут впору пошутить, что правила действительно конские: девушки должны подходить по росту, весу, объему груди и чертам лица. Впрочем, помимо фабрики танцовщиц еще было полно других артистов, от мимов до иллюзионистов.
В отличие от «Черного кота», свернувшего деятельность после кончины своего основателя, у Crazy Horse дела идут полным ходом даже после самоубийства Бернардена в 1992-м. Кабаре давно превратилось в полноценный бренд, который прекрасно чувствует себя далеко за пределами Парижа, а в труппе девушки со всего света. В 2011-м даже организовали громкий кастинг в России в фойе гостиницы «Космос» (там же проводили первые гастроли кабаре). Хотя к тому моменту в команде Crazy Horse уже и так были российские танцовщицы.
Crazy Horse продолжили регулярно приезжать с гастролями, но Маренникова к этому отношения уже не имела: «На мой взгляд, следующие московские площадки не соответствовали качеству кабаре. И, кажется, интерес к Crazy Horse у нас стал угасать. Это жалко, потому что у парижского оригинала очень сильный менеджмент и команда в целом. Это механизм, работающий как часы. Все девушки удивительные, талантливые и абсолютно идеальные. Это шоу, которое безусловно стоит своих денег. Удивительно, что они столько лет держат и развивают свой бренд, не изменяя своему формату. Если бы шоу нашло постоянный театр в Москве, история сложилась бы совсем иначе».
Crave: первый полноценный театр-кабаре в современной России
Поворотным моментом в истории российских кабаре стала осень 2019-го, когда на Китай-городе открылся проект Crave. Детище бизнесмена Олега Кулухова с ходу решило главную проблему Crazy Horse: Crave приглашал гостей в собственный театр, построенный специально под шоу. Кстати именно сюда в марте 2020-го собирались приехать с очередными гастролями и Crazy Horse, но помешала пандемия.
У Crave все получилось одновременно камерно и эффектно. На каждом столике — бутылка игристого (подсветка столика тоже участвует в постановке), в фойе перед шоу и в антракте — дополнительные развлечения. Пить в зале можно, а есть разрешают только шоколад, ягоды и черную икру. Как говорят организаторы, «чтобы не привносить в атмосферу лишние ароматы». Уже в фойе можно купить и брускеты с белыми грибами, устрицы, и прочие деликатесы.
Так в современной России появился театр-кабаре. Впрочем, первые полгода Crave сознательно избегали упоминания слова «кабаре», боясь неправильных ассоциаций. Но вдруг в зале мелькнула Людмила Путина, и все выдохнули: искушенная московская публика приняла и поняла новый формат. В Crave уже прошло более 170 выступлений, билет на одно из таких стоит от 10 до 30 тысяч рублей.
Директор по развитию Crave Елизавета Павлова не лукавит, когда говорит, что шоу «лучше увидеть, потому что словами не описать». «Crave — это симбиоз всего лучшего, что было со времен создания кабаре, и всех современных инноваций, художественных решений, технологичных нововведений и драматургической мысли», — говорит Василий Козарь. По его словам, представления в кабаре дают зрителю «ощущение откровенности в воображении и мыслях».
Очевидная звезда шоу и один из немногих мужчин-артистов проекта — 31-летний алтайский танцор Айхан Шинжи, за плечами которого годы работы в государственных театрах России, звездный выход в клипе Artik & Asti и ряд телепроектов («Танцы», «Comedy Woman», «Танцуй!»). Crave — его первый опыт в кабаре. Но вы никогда не догадаетесь об этом, глядя на то, как он бегает в гигантском колесе, гримасничает в ироничном «постельном» номере или развлекает зрителей бродвейскими танцами в антракте. «Кабаре мне нравится практически всем, — признается Айхан, — Культура и эстетика тела, линии, акцент на человеческой красоте. Привлекает камерность этого направления: зрители близко и лучше чувствуют нашу энергетику. И, наконец, все очень насыщенно, всегда что-то происходит. Постоянное движение».
Режиссер Василий Козарь добавляет, что артист кабаре должен быть «очень мобильным, универсальным, уметь быстро переключаться из одного состояния на другое, держать темп». Шоу Crave и правда целиком построено на контрасте: то томный сольный танец на огромном пистолете, то пышный групповой выход в туфлях с каблуками-ножами. Менять приходится не только настроение, но и костюмы (их шьют специально под каждого артиста). «Порой на полную смену образа есть всего минута, — рассказывает главная солистка Crave, 29-летняя Светлана Камбур, — Иногда даже нет времени отдышаться после активного и сложного танцевального номера. Просто бежишь дальше. Добавим к этому огромное количество разнообразных характеров и перевоплощений на протяжении всего шоу. Вот, с чем мы работаем 5−6 раз в неделю, каждый раз по 150 минут».
Но Камбур, в резюме которой есть и выступление на Церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, и шоу «Танцы на ТНТ», совершенно не жалуется: «Во мне всегда присутствовал дух бунтарства. Возможно, этим мне и нравится кабаре: здесь, несмотря на всю его женственность, флирт и дух праздника, присутствует легкий шлейф провокации и вызова себе, окружающим и, может быть, всему миру. Особенность работы именно в кабаре еще и в контакте со зрителем. Это всегда волнительная и непредсказуемая игра. Также приятно, что ты, танцовщик, наконец-то выходишь на первый план и получаешь свою порцию внимания. Тут твой труд и проделанную работу точно оценят по достоинству». Стереотипов, связанных с кабаре, Камбур не боится: «Наверное, многие думают, что это слишком откровенный жанр, потому что он пришел из Франции. Но лично для меня нагота — просто изюминка, деталь, а не главная составляющая. Главным в кабаре всегда было импровизированное представление из самых разных жанров. У нас так же».
Ее коллега, 32-летняя Карина Ким, добавляет, что ей кабаре ценно «волшебной атмосферой праздника»: «Создается впечатление, что этот праздник и есть сама жизнь. А зритель будто сам становиться его частью». Праздник будет продолжаться: по словам Козаря, в Crave уже идет работа над следующим представлением. «Мы готовим большую премьеру, в которой добавляем новые виды искусств, такие как stand up».
Бурлеск: ваше личное кабаре
Команда Crave — исключительные профессионалы. Но что делать тем, кто только осваивает мир кабаре? Для начала обратить внимание на бурлеск. Его часто путают с кабаре, а в наше время границы и вовсе размылись. Но если пойти к истокам, то можно вспомнить, что бурлеск начинался как комичный литературный жанр на закате Средневековья. Во главу угла было поставлено сочетание несочетаемого (само слово происходит от итальянского «burla», то есть шутка).
В середине 19-го века слово ассоциировалось уже с варьете, в котором девушки исполняли весьма игривые танцевальные номера. Мода на бурлеск сохранялась примерно до Второй мировой, но к тому моменту речь шла уже скорее о классическом стриптизе. В наши дни бурлеск прочно прописался в поп-культуре: тут можно вспомнить, например, фильм «Бурлеск» (2010), в котором героиня Шер учила Кристину Агилеру игриво подкидывать ноги в сетчатых колготках.
Интересно, что фильм снял Стив Энтин, родной брат Робин Энтин. Именно она в 1995-м основала бурлеск-труппу The Pussycat Dolls, которая 10 лет спустя трансформировалась в полноценную музыкальную группу. В 2009-м она рекрутировала бывшую танцовщицу из французского кабаре Crazy Horse, Арию Крэсцендо, в новый коллектив Paradiso Girls, но эта затея не увенчалась успехом (группа распалась после пары синглов). Однако факт остается фактом: именно Робин Энтин познакомила уже несколько поколений с бурлеском и доказала, что он совершенно комфортно может чувствовать себе и 21-м веке.