Кабаре варьете в чем различие
Не только «Мулен Руж»: почему понадобилось больше века, чтобы культура кабаре прижилась в России
Кот на мельнице. Парижские кабаре — рай для богемы
Филологи считают, что слово кабаре во французский язык попало из пикардского или валлонского, где «cambrete» или «cambret» означало «маленькую комнату». В 13-м веке в документах мелькает слово «kaberet», а в средненидерландском «кабаре» начинают называть дешевые ночлежки и рестораны.
Наличие скатерти и еды сразу же отделило кабаре от таверн, сделав их в глазах посетителей более достойными заведениями. Хотя ни о каких шоу тогда речи не шло: занятую едой публику развлекали разве что музыканты, да и то не всегда. Скудный репертуар не мешал кабаре привлекать богему: здесь собирались актеры, поэты, писатели, художники и их приближенные, от баснописца Жана де Лафонтена до крестного отца комедий Жана Батиста Мольера. Постепенно богема насытилась ужинами и разговорами и решила перебраться из-за столика на сцену. В 18-м веке стали множится так называемые «кафе-шантаны» (от фр. «chantant» — пение). Гостей развлекали живой музыкой и цирковыми номерами, словом, старательно удивляли. Известно, например, что в «Cafe des Aveugles» в погребе парижского Пале-Рояль за программу отвечал оркестр слепых музыкантов.
Первое кабаре в современном смысле слова открыли, разумеется, в сердце богемного Парижа: в 1881-м на холм Монмартр запрыгнул «Черный кот» (La Chat Noir). Детище Луи Салиса окончательно отвлекло посетителей от еды и заставило их внимательно следить за происходящим на сцене. Салис также выполнял роль острого на язык конферансье, который отпускавшего политические шутки. В зале бок о бок сидели как богачи, так и нищие артисты. Угадайте, в чей адрес были направлены все колкости?
Знаменитый «Мулен Руж» («Красная мельница») открылся в Париже аккурат ко Всемирной выставке 1889-го, завлекая местных и заезжих зрителей весьма откровенной программой и соблазнительным местоположением: в паре шагов находился квартал красных фонарей. Интересно, что вызвало больший интерес у парижан: построенная в том же году Эйфелева башня или все-таки придуманный в «Мулен Руже» танец канкан. Программа кабаре становилась эротичнее буквально с каждым днем. По мнению многих, именно здесь в 1983-м придумали современный стриптиз. Правда не могут определиться, где это было: на сцене, где выступала обнаженная «Клеопатра» в сопровождении раздетых спутниц, или в зале, где две подвыпившие натурщицы вдруг сбросили с себя одежду. В итоге многочисленные скандалы и красочные афиши художника Анри де Тулуз-Лотрека быстро прославили «Мулен Руж» на весь мир. К концу 19-го века кабаре-лихорадка охватила Нидерланды, а в начале 20-го прокатилась по Германии, Польше, Швейцарии, США, Великобритании и другим странам.
Недолгая жизнь кабаре в Российской империи
В Российской империи тоже были свои кабаре, правда каждый хозяин трактовал европейский формат по‑своему. Московский театр-кабаре «Летучая мышь», открытый в 1908-м как закрытый клуб актеров МХТ, был скорее театром миниатюр, чем кабаре в привычном нам смысле слова. Репертуар был максимально юмористичным, зрителей кормили, но литературовед Борис Эйхенбаум все равно остался недоволен : «Здесь нет того ядовитого алкоголя, который знаком посетителю петроградских подвалов. Лубочные панно, лубочный юмор и стильные сценки и, наконец, сама фигура хозяина, хлопочущего о гостях, — это все такое московское, что петроградец зевает до конца и уходит разочарованный».
В 1911-м в Петербурге появился Троицкий театр миниатюр, который также вдохновлялся традициями кабаре. Глава антрепризы А. М. Фокин прямо сообщал прессе, что ориентируется на европейские кабаре и хочет всячески развлекать зрителей своего небольшого (350−400 мест) театра буффонадой, пародией и прочими «легкими» жанрами. Столиков тут не было, да и сцена была четко отделена от зрителей. Вскоре хозяева перестали упоминать слово «кабаре», а в 1918-м театр закрылся.
Первое послереволюционное десятилетие «буржуазная» культура Европы и США жила на территории СССР по большей части в виде пародий, а к 1930-х смотреть на Запад стало даже опасно. У искусства больше не было миссии развлекать: теперь оно должно было быть полезным и информативным. В 1937-м закрылись мюзик-холлы, а уж о кабаре речи идти не могло. Чтобы понять, насколько неуместен жанр был в СССР, можно вспомнить, что получивший рекордные 8 «Оскаров» фильм-мюзикл «Кабаре» (1972) добрался до отечественного проката только в конце 1980-х. Иронично, что музыка из фильма совершенно легально издавалась «Мелодией» на виниловых пластинках.
Правда и с развалом СССР кабаре не спешило покорять наши реалии. К чему кокетство и ирония, когда можно взять быка за рога и просто наплодить по стране стрип-клубы? Режиссер театра-кабаре Crave Василий Козарь связывает долгое отсутствие кабаре в современной России с нехваткой кадров: «Этот жанр присутствовал всегда, но в очень небольших количествах и скромных реализациях. Специалистов и людей, кто горит этим, не так много». В 2000-х и 2010-х о кабаре чаще всего вспоминали либо в связи с единичными театральными постановками (а кабаре без столиков — уже не кабаре), либо из-за гастролей французского титана Crazy Horse.
Живучее, как лошадь. Почему кабаре Crazy Horse не закрепилось в России
«Дикая лошадь» взобралась на парижскую кабаре-сцену сильно позже своих предшественников: камерный зал с уютными столиками и высоким ценником Ален Бернарден открыл в 1951-м году. Кабаре быстро прославилось не только первоклассным шоу, но и жесточайшими требованиями к отбору танцовщиц. Тут впору пошутить, что правила действительно конские: девушки должны подходить по росту, весу, объему груди и чертам лица. Впрочем, помимо фабрики танцовщиц еще было полно других артистов, от мимов до иллюзионистов.
В отличие от «Черного кота», свернувшего деятельность после кончины своего основателя, у Crazy Horse дела идут полным ходом даже после самоубийства Бернардена в 1992-м. Кабаре давно превратилось в полноценный бренд, который прекрасно чувствует себя далеко за пределами Парижа, а в труппе девушки со всего света. В 2011-м даже организовали громкий кастинг в России в фойе гостиницы «Космос» (там же проводили первые гастроли кабаре). Хотя к тому моменту в команде Crazy Horse уже и так были российские танцовщицы.
Crazy Horse продолжили регулярно приезжать с гастролями, но Маренникова к этому отношения уже не имела: «На мой взгляд, следующие московские площадки не соответствовали качеству кабаре. И, кажется, интерес к Crazy Horse у нас стал угасать. Это жалко, потому что у парижского оригинала очень сильный менеджмент и команда в целом. Это механизм, работающий как часы. Все девушки удивительные, талантливые и абсолютно идеальные. Это шоу, которое безусловно стоит своих денег. Удивительно, что они столько лет держат и развивают свой бренд, не изменяя своему формату. Если бы шоу нашло постоянный театр в Москве, история сложилась бы совсем иначе».
Crave: первый полноценный театр-кабаре в современной России
Поворотным моментом в истории российских кабаре стала осень 2019-го, когда на Китай-городе открылся проект Crave. Детище бизнесмена Олега Кулухова с ходу решило главную проблему Crazy Horse: Crave приглашал гостей в собственный театр, построенный специально под шоу. Кстати именно сюда в марте 2020-го собирались приехать с очередными гастролями и Crazy Horse, но помешала пандемия.
У Crave все получилось одновременно камерно и эффектно. На каждом столике — бутылка игристого (подсветка столика тоже участвует в постановке), в фойе перед шоу и в антракте — дополнительные развлечения. Пить в зале можно, а есть разрешают только шоколад, ягоды и черную икру. Как говорят организаторы, «чтобы не привносить в атмосферу лишние ароматы». Уже в фойе можно купить и брускеты с белыми грибами, устрицы, и прочие деликатесы.
Так в современной России появился театр-кабаре. Впрочем, первые полгода Crave сознательно избегали упоминания слова «кабаре», боясь неправильных ассоциаций. Но вдруг в зале мелькнула Людмила Путина, и все выдохнули: искушенная московская публика приняла и поняла новый формат. В Crave уже прошло более 170 выступлений, билет на одно из таких стоит от 10 до 30 тысяч рублей.
Директор по развитию Crave Елизавета Павлова не лукавит, когда говорит, что шоу «лучше увидеть, потому что словами не описать». «Crave — это симбиоз всего лучшего, что было со времен создания кабаре, и всех современных инноваций, художественных решений, технологичных нововведений и драматургической мысли», — говорит Василий Козарь. По его словам, представления в кабаре дают зрителю «ощущение откровенности в воображении и мыслях».
Очевидная звезда шоу и один из немногих мужчин-артистов проекта — 31-летний алтайский танцор Айхан Шинжи, за плечами которого годы работы в государственных театрах России, звездный выход в клипе Artik & Asti и ряд телепроектов («Танцы», «Comedy Woman», «Танцуй!»). Crave — его первый опыт в кабаре. Но вы никогда не догадаетесь об этом, глядя на то, как он бегает в гигантском колесе, гримасничает в ироничном «постельном» номере или развлекает зрителей бродвейскими танцами в антракте. «Кабаре мне нравится практически всем, — признается Айхан, — Культура и эстетика тела, линии, акцент на человеческой красоте. Привлекает камерность этого направления: зрители близко и лучше чувствуют нашу энергетику. И, наконец, все очень насыщенно, всегда что-то происходит. Постоянное движение».
Режиссер Василий Козарь добавляет, что артист кабаре должен быть «очень мобильным, универсальным, уметь быстро переключаться из одного состояния на другое, держать темп». Шоу Crave и правда целиком построено на контрасте: то томный сольный танец на огромном пистолете, то пышный групповой выход в туфлях с каблуками-ножами. Менять приходится не только настроение, но и костюмы (их шьют специально под каждого артиста). «Порой на полную смену образа есть всего минута, — рассказывает главная солистка Crave, 29-летняя Светлана Камбур, — Иногда даже нет времени отдышаться после активного и сложного танцевального номера. Просто бежишь дальше. Добавим к этому огромное количество разнообразных характеров и перевоплощений на протяжении всего шоу. Вот, с чем мы работаем 5−6 раз в неделю, каждый раз по 150 минут».
Но Камбур, в резюме которой есть и выступление на Церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, и шоу «Танцы на ТНТ», совершенно не жалуется: «Во мне всегда присутствовал дух бунтарства. Возможно, этим мне и нравится кабаре: здесь, несмотря на всю его женственность, флирт и дух праздника, присутствует легкий шлейф провокации и вызова себе, окружающим и, может быть, всему миру. Особенность работы именно в кабаре еще и в контакте со зрителем. Это всегда волнительная и непредсказуемая игра. Также приятно, что ты, танцовщик, наконец-то выходишь на первый план и получаешь свою порцию внимания. Тут твой труд и проделанную работу точно оценят по достоинству». Стереотипов, связанных с кабаре, Камбур не боится: «Наверное, многие думают, что это слишком откровенный жанр, потому что он пришел из Франции. Но лично для меня нагота — просто изюминка, деталь, а не главная составляющая. Главным в кабаре всегда было импровизированное представление из самых разных жанров. У нас так же».
Ее коллега, 32-летняя Карина Ким, добавляет, что ей кабаре ценно «волшебной атмосферой праздника»: «Создается впечатление, что этот праздник и есть сама жизнь. А зритель будто сам становиться его частью». Праздник будет продолжаться: по словам Козаря, в Crave уже идет работа над следующим представлением. «Мы готовим большую премьеру, в которой добавляем новые виды искусств, такие как stand up».
Бурлеск: ваше личное кабаре
Команда Crave — исключительные профессионалы. Но что делать тем, кто только осваивает мир кабаре? Для начала обратить внимание на бурлеск. Его часто путают с кабаре, а в наше время границы и вовсе размылись. Но если пойти к истокам, то можно вспомнить, что бурлеск начинался как комичный литературный жанр на закате Средневековья. Во главу угла было поставлено сочетание несочетаемого (само слово происходит от итальянского «burla», то есть шутка).
В середине 19-го века слово ассоциировалось уже с варьете, в котором девушки исполняли весьма игривые танцевальные номера. Мода на бурлеск сохранялась примерно до Второй мировой, но к тому моменту речь шла уже скорее о классическом стриптизе. В наши дни бурлеск прочно прописался в поп-культуре: тут можно вспомнить, например, фильм «Бурлеск» (2010), в котором героиня Шер учила Кристину Агилеру игриво подкидывать ноги в сетчатых колготках.
Интересно, что фильм снял Стив Энтин, родной брат Робин Энтин. Именно она в 1995-м основала бурлеск-труппу The Pussycat Dolls, которая 10 лет спустя трансформировалась в полноценную музыкальную группу. В 2009-м она рекрутировала бывшую танцовщицу из французского кабаре Crazy Horse, Арию Крэсцендо, в новый коллектив Paradiso Girls, но эта затея не увенчалась успехом (группа распалась после пары синглов). Однако факт остается фактом: именно Робин Энтин познакомила уже несколько поколений с бурлеском и доказала, что он совершенно комфортно может чувствовать себе и 21-м веке.
Кабаре и варьете
Специфические особенности кабаре и варьете, отличающиеся от концерта, их зрелищный компонент. Специфика жанрового исполнения варьете-представлений (вокал, танец, оригинальные номера). Режиссура концертных номеров и программ варьете и кабаре представлений.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.08.2016 |
Размер файла | 58,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru//
Размещено на http://www.allbest.ru//
Глава І.Кабаре и варьете как разновидности эстрадных представлений
1.1 Специфические особенности кабаре и варьете отличающиеся от концерта
1.2 Зрелищный компонент кабаре и варьете
Глава II. Исполнительное искусство и режиссура в кабаре и варьете
2.1 Специфика жанрового исполнения варьете-представлений (вокал, танец, оригинальные номера
2.2 Режиссура концертных номеров и программ варьете и кабаре представлений
кабаре варьете концертный
В качестве отдельных задач будут рассмотрены следующие вопросы:
история создания и развития кабаре и театров варьете
расскрытие отличий между кабаре, варьете и концерта
особенности номеров, представлений кабаре и варьете. В чем же заключается зрелищность выступлений в этих заведениях
а так же спецыфика жанрового исполнения номеров и режиссура представлений в кабаре и варьете
Объектом исследования является искусство эстрады, которое проявляется в жанрах кабаре и варьете.
В этом контексте, в исследовании впервые подробно и комплексно исследуются художественная структура, типология, особенности создания номеров кабаре и варьете представлений, формулируются и исследуются вопросы нахождение общих закономерностей и различий в понятии данных видов эстрадного искусства.
Глава І. Кабаре и варьете как разновидности эстрадных представлений
1.1 Специфические особенности кабаре и варьете отличающиеся от концерта
Для того, чтобы полноценно раскрыть особенности кабаре и варьете, а также показать их отличие от концерта, изначально необходимо определить понятие этих названий.
Здесь читались стихи, пелись злободневные куплеты, разыгрывались сатирические сценки. Программу вёл конферансье, поддерживавший атмосферу непринуждённости и веселья. Кабаре получили распространение во Франции (главным образом в Париже) с 80-х гг. 19в.[8]
Похже, кабаре воспринималось как небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен шансон, одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.
Кабаре имеет французское происхождение. Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir ) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан (фр. cafe-chantan) или кафе-кабаре (фр. cafe-cabaret). Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что делает его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникают не только в Париже, но и по всей Франции. Следует особо отметить кабаре «Мирмильтон» (фр. Mirmilton) Аристидa Брюанa, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.[2]
Кабаре потихоньку начали появляться по всему миру, вскоре открылась «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге и «Четыре кота» (Els Quatre Gats) в Барселоне. Не смотря на изначальную популярность и покровительство известных людей (так, например, славу арт-подвалу в Питере подарили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, и многие другие) кабаре во многих странах так и не прижились. Какие-то из них превратились в бард-кафе, а остальные отдали свои помещения под литературные чтения и собрания революционеров.
Но, всё-таки, основное своё значение кабаре приобрело, как место, где исполняются смелые откровенные танцы.[2]
Уникальность жанра в свободе творчества, неповторимой возможности смешения различных артистических стилей, и, самое главное, радости и легкости которую артисты вселяют в душу людей, заставив забыть о проблемах повседневной жизни.
В послереволюционной России вследствие проведения Новой Экономической Политики обогатившиеся частные торговцы и ремесленники оказались на первых ролях: именно они установили новую моду на всё «богемное» и «экзотическое». Новых богачей мало интересовало классическое искусство, поэтому при театрах стали возникать варьете. Варьете всегда были переполнены зрителями, благодаря чему «лёгкий жанр» вскоре оказался на большой сцене.[4]
Обратимся к словарям: знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание», в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. И далее: «смотря по программе, концерт получает название: симфонического (преимущественно исполняются оркестровые произведения), духовного, исторического…».
Виды концертов: тематический или праздничный, юбилейные вечера, классический, эстрадный концерт, эстрадное обозрение, «капустники», смешанный.[13]
1.2 Зрелищный компонент кабаре и варьете
Так называемый легкий жанр часто оказывается совсем нелегок. Он требует профессионализма повыше, чем более «серьезные» жанры. И понять этот нехитрый, в общем то стиль бывает сложнее, чем изначально сложные по своей природе симфонические произведения. А ведь именно из выступлений в кабаре и кафешантанах вышла вся современная эстрада.
В кабаре все время в воздухе витал сладкий аромат праздника и веселья, чем и манил к себе людей разных жанров искусства. В увеселительном заведении ставились танцевальные номера, одноактные пьесы и скетчи (короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами), объединённые выступлениями конферансье, исполнялся шансон.[14]
На стенах кабаре висели яркие картины, на то время, неизвестных художников. Художники-моменталисты набрасывали изящные эскизы под музыку, поэты читали свои стихи «в декадентском роде»; пикантные песенки, «танго смерти» щекотали нервы пресыщенных зрителей.
Лиза Аппиньянези говорит о кабаре: «Помимо авангардистской составляющей и сатирической направленности, которые, собственно, и определяли кабаре как особую форму искусства, вскоре выявились и другие атрибуты жанра: компактная сцена, малое число зрителей (которые могли свободно курить и переговариваться во время представления) и полудружеский-полувраждебный тон в общении исполнителя со зрителем. Именно этот тон всегда помогал кабаретистам вовлекать публику в представление. Артист кабаре обращался непосредственно к зрителю, разрушая воображаемую четвертую стену, которая в традиционном театре отделяет сцену от зала.»[1]
Мулен Руж с первого взгляда поражает великолепием. В его интерьере причудливо сочетались: модерн, авангард, элементы европейского и восточного сюрреализма.Здесь всегда выступали самые роскошные парижские девушки. И эта традиция свято соблюдается и по сей день. Традициям французского кабаре уже более 130 лет, а этот оригинальный жанр продолжает развиваться и радовать сердца зрителей по всему миру.
Исторически варьете связывают с народным театром, в котором угадываются истоки жанра. Красочные представления, сопровождаемые, песнями, танцами, цирковыми номерами, юмористическими сценками были популярны еще в Средневековье, но лишь в 19 веке народные мотивы объединились в разновидность театра, покоряющего своей яркостью, иронией, эротичностью и легким развлекательным характером.
Надо отметить, что варьете объединяет под собой множество отдельных жанров. В представлении гармонично переплетаются танцы, театральные пьесы, цирковые представления, клоунада, выступления певцов, акробатов, жонглеров, пантомима, иллюзии, пародийные сценки и многое другое.
Множество передвижных декораций, спецэффектов, деталей оборудования сцены и реквизит обеспечивают полное погружения гостей в события на сцене и отвлекают от повседневных проблем.
В качестве сопровождения номеров и улучшения эффекта грандиозности события, и в кабаре, и в варьете, особое внимание обращалось на сценическое освещение. Ведь именно оно позволяет создать впечатление огромного пространства на небольшой сцене, показать на сцене все, что нужно в спектакле (движущийся транспорт, мгновенно возникающие и исчезающие декорации), окрашивать декорации в любые цвета. [11]
Средства сценического освещения позволяют создать многообразные световые эффекты. К световым эффектам относятся многочисленные и разнообразные способы создания дождя, пожара, снега.
Свет как одно из выразительных средств играет важную роль. Каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должны работать с определенной целью, нести в себе определенный смысл, понятный зрителю.
Ряд укрепленных по всей рампе, обращенных к зрителям автомобильных фар и прожекторов может создать «световой занавес». Многое можно сделать светом на сцене, изобразительные возможности света во многом зависят от фактуры поверхности декораций, ткани костюмов.
В каждом выступлении варьете и кабаре скрупулёзно подбираются цветовые и световые гаммы для создания феерии, шоу, ощущения праздника, беззаботности и веселья. [8]
Глава II. Исполнительное искусство и режиссура в кабаре и варьете
2.1 Специфика жанрового исполнения варьете-представлений (вокал, танец, оригинальные номера)
Такие варьете, как «Ша нуар», «Фоли бержер», «Мулен руж», «Аполло», появившиеся в 1880-х, получили мировую известность и стали эталоном качества в своем жанре. В них проходили становление эстрадные артисты (такие, как М.Шевалье), развивавшие школу французского шансона, сочетающего непринужденную, выразительную манеру пения, построенного на речитативе и мелодекламации, с актерской игрой. Для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы Варьете входят одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглёров, фокусников.[12]
В определении эстрадного искусства варьете царит разнобой. Это речевой, инструментальный и вокальный род искусства.
Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая «игровая» миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен («театр песни»); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится «соавтором» композитора.
Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Танец является важнейшим элементом варьете. Счастливо то варьете, которое имеет собственный балетный ансамбль. «Фридрихштадт-Паласт» располагает одной из крупнейших балетных трупп (около пятидесяти танцовщиц и танцоров), художественное и техническое мастерство которой не уступает балетным труппам некоторых оперных театров. Другим театрам-варьете, которым средства не позволяют иметь собственные балетные труппы, приходится прибегать к услугам странствующих коллективов. Иногда маленькие варьете приглашают всего лишь танцевальные дуэты.
В свое время, театры варьете стали настоящей школой отточенной техники массового зрелищного танца, родившегося в оперетте, а позже вошедшего в арсенал мюзикла. Эстетика варьете во многом определяла художественную жизнь Франции того времени. В частности, эти мотивы занимали огромное место в творчестве замечательного французского художника Дэга. Среди танцевальных жанров в варьете можно было увидеть минует, антре, кордебалет, канкан.[12]
Со сцены «Красной мельницы» зрители смогли наблюдать целый кордебалет танцовщиц, резво отплясывающих канкан. Но кордебалет был не единственным нововведением в облик канкана. Танцор Шарль Мазурье привнёс в канкан сложные трюки со шпагатами и акробатическими элементами. Тут же в моду вошло изящное женское нижнее бельё и чулки на застёжках. Канкан стал исполняться танцовщицами шоу-балета со сцены. Зрители могли наблюдать яркое представление, и трюки с юбками. Канкан победно шествовал под музыку из оперетты «Орфей в аду» Оффенбаха. Женщины стали раскрепощаться, и постепенно избавляться от лишних элементов одежды.[13]
Если разобрать понятие просто слов составляющих это понятие, то получится: ШОУ- показ от английского (show) и БАЛЕТ от французского balleto (танцую), как вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии и танцевально-пластического языка.
На сцене театров варьете зарождались и обращали на себя внимание зрителей все новые и новые жанры искусства. Это водевиль, шоу-балет, бурлеск, а так же оригинальные номера (цирковые, акробатически и т.д.)
Водевиль зародился в простонародной среде во Франции XV века, вобрал в себя городской фольклор XVI в, и в XVII веке образовал общий свод песен и театральных, танцевальных сценок сатирического содержания. Водевили не имели общего связного сюжета, но могли быть представлены в контексте злободневных событий.
В XVII веке этот жанр впервые воплотился на сценах театров. Театры в то время представляли собой места собраний более чем среднего класса населения, где де велось светское общение, и внимание зрителей не было так приковано к сцене, как сейчас в современных театрах.[15]
Это зажигательная программа, яркие костюмы, потрясающие динамичные танцевальные постановки, экспрессия, страсть и красота.
Репертуар шоу-балета очень широк и включает в себя множество танцевальных стилей разных народов мира, среди которых традиционные номера варьете: величественное Антре и французский Кан-кан, соблазнительный Мулен-руж и Менуэт, зажигательные латиноамериканские танцы, восточные номера и потрясающие современные танцевальные постановки.
В настоящее время шоу-балет все чаще встречается не только как танцевальное шоу, но и, возвращаясь к своим истокам, а именно традиционному варьете, гармонично сочетается в шоу-программах с выступлениями певцов, артистов оригинального жанра, театрализованных представлениях. Варьете снова, как и много десятилетий назад возвращает нам лучшие традиции мюзик-холла как развлекательного жанра.
Атмосфера в «Красной мельнице» на столько накалилась к 1893 году, что со сцены этого заведения впервые был продемонстрирован стриптиз. Одна из танцовщиц полностью разделась в ходе представления. Это завело публику на столько, что бурлеск стал со временем восприниматься, так же как и стриптиз. Полное отождествление этих двух жанров, произошло в США.[13]
Манипуляторы и многие иллюзионисты, которым невыгодно, чтобы их наблюдали со всех сторон, предпочитают сцену варьете по этой причине, а также потому, что их реквизит на большом отдалении плохо различим. Номера художников-моменталистов имеют больший успех в варьете.
Исторически сложившийся в России условный термин «оригинальный жанр» объединяет номера, по своей природе принадлежавшие цирковому искусству. Это акробатические, жонглерские, гимнастические, эквилибристические, атлетические, музыкально-эксцентрические, клоунские, а также иллюзионные, в которых используется трюковая аппаратура, и манипуляторские, основанные на ловкой работе рук артиста. Оригинальными жанрами называются и мнемотехника, и звукоподражание, и художественный свист, и «живая счетная машина», и сверхметкая стрельба, фигурное катание на роликах, велосипедах, психологические опыты, факирское искусство, трансформация, тантаморески. [13]
2.2 Режиссура концертных номеров и программ варьете и кабаре представлений
Суть искусства режиссера в том, чтобы объединять творческие усилия большого театрального коллектива художников. Художественное кредо определяется способностью режиссера к образному мышлению и умению это мышление выражать языком театра; решающее значение в этом имеет характер творческих взаимоотношений режиссера с актером.[3]
Известно, что режиссура эстрады подразделяется на режиссуру эстрадного представления и режиссуру эстрадного номера.
Методология работы над эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И.Шароева, который писал, что «чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность».
Работа над эстрадным номером требует от режиссера решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы. Это, прежде всего, умение раскрыть индивидуальность артиста, выстроить драматургию номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу специфических выразительных средств номера и многое другое.[11]
Каждое представление тщательно разрабатывается, актеры каждый день проводят репетиции номеров. В программу включают цирковые, музыкальные, танцевальные номера, театральные миниатюры, пародийные скетчи и многое другое. Свое искусство демонстрируют самые именитые кабаре-артисты из разных уголков мира. За стенами варьете и каберне ежедневно ведется многочасовая работа большого коллектива творческих и технических работников.[3]
Режиссер тщательно подбирает актеров и коллективы, выбирает сценарий представления, звук, спецэффекты, участвует в подборе декораций. Он как волшебник, без ответственной работы которого, представление обречено на провал. Для эффективной работы и позитивного результата, режиссер должен владеть необходимыми средствами, умениями и качествами.
Музыка может создать в восприятии зрителей ощущение глубины драматической сути происходящего, нужное ощущение темы и определенную эмоциональную атмосферу, вызвать у зрителей размышления о прошлом и будущем.[3]
Для того чтобы правильно отобрать и ввести в ткань спектакля или концерта музыку, режиссеру не обязательно быть музыкантом-профессионалом. Это он делает вместе с музыкальным руководителем. Но знать, понимать, чувствовать музыку и ее особенности, уметь ею пользоваться он обязан.
Режиссуру современного представления варьете рассмотрим на примере Берлинского театра «Фридрихштадт-Паласт».
Еще трое мужчин в таких же костюмах, как и первый, подталкивали тележку сзади. Четверо мужчин неожиданно оказывались вокальным квартетом, распевавшим на манер бродячих певцов веселые куплеты, посвященные следующему номеру.
Конечно, и для демонстрации сборной программы «Фридрихштадт-Паласт», располагающий балетом и богатым оборудованием сцены, имеет гораздо больше возможностей, чем маленькие варьете. Где еще артисту цирка будет аккомпанировать оркестр из пятидесяти человек? Один известный цирковой артист долгое время с восхищением вспоминал о своих выступлениях в Паласте: «Сцена изображала улицу (чёрт возьми, какой привлекательной может быть иногда улица!). Среди очаровательнейших танцовщиц балета, которые на этот раз показали себя отличными велосипедистками, я проехал несколько почетных кругов по просторной сцене Паласта. А затем вдруг мои спутницы внезапно исчезли, и сцена была предоставлена мне и моему номеру».