Каббала это что такое своими словами

Что такое Каббала?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Каббала — так называется тайное знание, основанное на Торе и ее законах, которое передавалось еврейскими мудрецами Торы из уст в уста, от учителя к ученику, в течение многих поколений. Слово «каббала» (קַבָּלָה) означает «получение», «принятие» и происходит от глагола «лекабель»«получать». Каббалистическое учение раскрывает смыслы, заложенные в словах Торы и в ее законах, а также помогает изучающему каббалу сформировать более глубокое понимание Творца и Его управления миром. Мудрость каббалы не доступна без достаточного знания Торы, соблюдения ее заповедей и морально-этических норм поведения. Корни каббалистической традиции ведут к синайскому Откровению и пророку Моисею (Моше), а, возможно, еще к более ранней эпохе праотцов и ешиве Шема и Эвера.

Каббала это что такое своими словами. Смотреть фото Каббала это что такое своими словами. Смотреть картинку Каббала это что такое своими словами. Картинка про Каббала это что такое своими словами. Фото Каббала это что такое своими словами

Перед тем, как читать дальше — послушайте: Рав Ашер Кушнир — «Каббала и каббализм»

Содержание

Вопрос

Я уже в течение нескольких лет посещаю уроки Торы. Совсем недавно встретила свою знакомую, которая изучает Каббалу. Из продолжительной беседы с ней мне стало известно, что тысячи людей во всём мире занимаются изучением Каббалы и это уже разрешено всем, и нет надобности в исполнении заповедей и изучении Торы. Моя знакомая также утверждала, что Каббала — это наука, которая не имеет никакого отношения ни к какой религии, и к иудаизму в частности. Я не знала, как отреагировать на это. Права ли она в своих утверждениях? В чём секрет успеха массового распространения Каббалы и вообще можно ли её изучать?

Отвечает рав Ашер Кушнир

(Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами)

Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале.

Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.

Каббала это что такое своими словами. Смотреть фото Каббала это что такое своими словами. Смотреть картинку Каббала это что такое своими словами. Картинка про Каббала это что такое своими словами. Фото Каббала это что такое своими словами

Почему же Каббалу так скрывали?

Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.

В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам.

И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.

Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.

Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в голову взбредёт.

И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутных материальных удовольствий? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в такой ситуации происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.

Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.

1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые «Пардес» (в переводе — «Сад»), но на самом деле слово «ПаРДеС» — аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень понимания Торы — «Сод». И как в мудрости мира существует определенный порядок ее понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», пока не познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.

Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему “Нефеш”. Удостоился — дают ему “Руах”, удостоился — дают ему “Нешаму”, удостоился — дают ему “Хаю”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. “Пшат” — простое понимание соответствующее “Нефеш”, “Ремез” — намёк, чтобы удостоиться “Руах”, “Драш” — для “Нешама” и “Сод” для “Хая”. И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свой “Нефеш”, поднимет её и удостоится более высокой части — “Руах”. И тогда можно перейти к изучению “Ремез”…, чтобы удостоиться “Нешама”, а отсюда на “Драш”… и удостоиться “Хая”. И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин — “Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению “Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).

Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытиться знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».

Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда — толкование каждой мысли на все области нашей жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг получает понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает всю её внутреннюю закономерность и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобены человеку, который кричит на весь мир — «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…

Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что и Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем.

Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно.

Кроме того есть ещё ряд технических проблем.

Каббала это что такое своими словами. Смотреть фото Каббала это что такое своими словами. Смотреть картинку Каббала это что такое своими словами. Картинка про Каббала это что такое своими словами. Фото Каббала это что такое своими словами

Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний.

В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.

И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).

Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».

2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:

«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).

Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».

И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?

Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между собой.

Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена “Келим” и “Орот”, то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155

Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…

Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе: «“…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.

Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.

Из всего вышесказанного есть еще одно заключение:

В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.

3. Является ли Каббала наукой?

В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.

Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.

Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.

А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.

Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.

И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.

Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве…

И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.

4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!

А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».

Каббала это что такое своими словами. Смотреть фото Каббала это что такое своими словами. Смотреть картинку Каббала это что такое своими словами. Картинка про Каббала это что такое своими словами. Фото Каббала это что такое своими словами

…Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …

«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги “Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»

«…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.

И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты.»(«Асулам» стр. 135)

Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.

Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?»

Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.

Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, «украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно ранее.

Перейдем к Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»

Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.

Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал»…

Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!

Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.

Посмотресть все статьи в категории Каббала — Тайная Тора

Источник

Каббала: предание Божественное или человеческое?

Сокры­тое (при­над­ле­жит) Гос­поду Богу
нашему, а откры­тое – нам и сынам нашим до века,
чтобы мы испол­няли все слова закона сего. ( Втор.29:29 )

Вве­де­ние

Конец XX века стал для России вре­ме­нем заси­лья духов­но­сти, аль­тер­на­тив­ной Пра­во­сла­вию. Раз­лич­ные оккульт­ные тече­ния и секты активно про­па­ган­ди­руют свои идеи, выда­вая себя то за «истин­ное» хри­сти­ан­ство, то за «науч­ные» школы, то за некие тайные мисти­че­ские учения, откры­тые лишь узкой группе особо ода­рен­ных посвя­щен­ных. Об одном из таких учений и пойдет речь в данной работе.

Иску­ше­ние тайной всегда было боль­шим соблаз­ном для многих: жела­ние ощу­тить себя избран­ным, не таким как все, при­част­ным к зна­ниям, недо­ступ­ным про­фа­нам, толпе, – в основе таких устрем­ле­ний лежит гор­дыня. Еван­ге­лие ставит гор­дость в один ряд с безу­мием и бого­хуль­ством ( Мк.7:22 ). В Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова мы читаем об анти­хри­сте: «И даны были ему уста, гово­ря­щие гордо и бого­хульно, и дана ему власть дей­ство­вать сорок два месяца» ( Отк.13:5 ). Но апо­стол Иоанн пишет, что «и теперь появи­лось много анти­хри­стов» ( 1Ин.2:18 ). Тра­ге­дия еврей­ского народа в отре­че­нии от своего Мессии: «Пришел к своим, и свои Его не при­няли» ( Ин.1:11 ). Отре­че­ние от Бога напра­вило иудеев на путь мисти­цизма явно язы­че­ского харак­тера, на ожи­да­ние нового лже­мис­сии, о кото­ром Иисус Хри­стос гово­рил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не при­ни­ма­ете Меня; а если иной придет во имя свое, его при­мете» ( Ин. 5:43 ).

О чем данная работа? О каб­бале. Автор поста­вил перед собой несколько целей. Дать общее пред­став­ле­ние о каб­ба­ли­стике, иссле­до­вать ее с точки зрения хри­сти­ан­ского веро­уче­ния и отве­тить на основ­ной вопрос: может ли чело­век, при­зна­ю­щий авто­ри­тет Свя­щен­ного Писа­ния, быть каб­ба­ли­стом? Может ли хри­сти­а­нин стать каб­ба­ли­стом и остаться при этом хри­сти­а­ни­ном?

Что такое каб­бала?

Каб­бала1 (др.-евр., букв. – при­ня­тие; то есть вос­при­ня­тое пре­да­ние). Свет­ские рели­гио­веды опре­де­ляют данное поня­тие сле­ду­ю­щим обра­зом: «устная пере­дача рели­ги­оз­ных запо­ве­дей, быто­вав­ших у евреев до появ­ле­ния пись­менно зафик­си­ро­ван­ных зако­нов рели­гии»2. Для самих каб­ба­ли­стов«каб­бала есть ничто иное, как полная и доста­точ­ная инфор­ма­ция об осно­вах миро­зда­ния…»3. Каб­ба­ли­сты счи­тают, что Тора (Пяти­кни­жие Моисея) явля­ется жен­ским4 вопло­ще­нием Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: бук­валь­ный (пешат), мораль­ный (ремез), алле­го­ри­че­ский (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейн­зальц пишет: «…изу­че­ние скры­того смысла текста (Торы. – В.П.) и при­нято назы­вать Каб­ба­лой…»5. Каб­ба­ли­сты, прежде всего, изу­чают (сод) – тайный смысл Торы, при этом необ­хо­димо учи­ты­вать, что они интер­пре­ти­руют ее на осно­ва­нии своего духов­ного опыта, созда­вая соб­ствен­ные тол­ко­ва­ния Торы, кото­рые в боль­шин­стве слу­чаев не при­ни­ма­ется орто­док­саль­ными иуде­ями6. Раввин Адин Штейн­зальц про­дол­жает: «Еще одна не менее важная про­блема состоит в том, что от муд­реца тре­бу­ются отнюдь не только знания и интел­лект, но и нали­чие опре­де­лен­ного мораль­ного уровня. Есть целый спектр заня­тий, при­год­ность к кото­рым опре­де­ля­ется не только фор­маль­ными зна­ни­ями и про­фес­си­о­наль­ными навы­ками. Я не дове­рюсь судье, врачу, учи­телю, о кото­рых известно лишь то, что они вполне гра­мотны. По отно­ше­нию к Торе это тре­бо­ва­ние одно­значно: чело­век должен не только изу­чить напи­сан­ное в ней, но и жить в соот­вет­ствии с ее зако­нами…»7. Каб­балу, с точки зрения самих каб­ба­ли­стов, нельзя изу­чать ака­де­ми­че­скими мето­дами, ею нужно жить.

Время фор­ми­ро­ва­ния каб­ба­ли­сти­че­ского учения

На сфор­му­ли­ро­ван­ный в назва­нии главы вопрос нет одно­знач­ного ответа. Ученые счи­тают, что она воз­никла в Сред­ние века8. Сами каб­ба­ли­сты утвер­ждают: «каб­бала, как наука об окру­жа­ю­щем миро­зда­нии, ведет свое начало с древ­него города Месо­по­та­мии Ура Хал­дей­ского. Пре­да­ние того вре­мени повест­вует об исто­рии жителя Меж­ду­ре­чья – Авра­ама…»9. С этой точки зрения первым каб­ба­ли­стом был Авраам. Есть также мнение, что «каб­бала воз­никла с появ­ле­нием книги “Сефер Ецира”»10.

Каб­ба­ли­сти­че­ские книги

Первой книгой, в кото­рой была про­из­ве­дена запись каб­ба­ли­сти­че­ского учения, была «Сефир Иецира» («Книга фор­ми­ро­ва­ния»11 или «Книга тво­ре­ния»12), согласно с выво­дами науч­ных иссле­до­ва­ний, она была напи­сана при­мерно в VIII веке от Р.Х. Однако неко­то­рые каб­ба­ли­сты утвер­ждают, что ей уже более 1700 лет13. Ее автор учит, что основа всего сущего заклю­чена в 10 цифрах и 22 буквах еврей­ского алфа­вита. В 1280 году испан­ский каб­ба­лист Моше де Леон напи­сал книгу «Зогар» («Книга Сияния»)14, причем выдал свой труд15 за работу каб­ба­ли­ста II века рабби Шимона бар Йохаи. Книга «Зогар» — плод мисти­че­ского опыта Моше де Леона, в сущ­но­сти она явля­ется руко­вод­ством для меди­та­ций16, изло­жен­ным в поэ­ти­че­ской форме. В своей книге он описал соб­ствен­ные состо­я­ния созна­ния, пере­жи­тые им в про­цессе духов­ных прак­тик.

Авто­ри­те­тен ли субъ­ек­тив­ный мисти­че­ский опыт?

Каб­бала – это путь мисти­че­ского позна­ния Бога и она ори­ен­ти­ро­вана на инди­ви­ду­аль­ный17 духов­ный опыт, подобно всем мисти­че­ским уче­ниям. При этом нужно учи­ты­вать, что любой мисти­че­ский опыт не явля­ется само­удо­сто­ве­ря­ю­щим18. Такой опыт не явля­ется объ­ек­тив­ным, он явля­ется личным пере­жи­ва­нием мистика и поэтому не авто­ри­те­тен для окру­жа­ю­щих. Мисти­че­ский опыт не под­да­ется ана­лизу, так как глав­ный авто­ри­тет мистика – он сам, что при­знают и сами каб­ба­ли­сты, напри­мер Перли Бес­сер­ман пишет: «Иска­те­лям духов­ной истины при­хо­ди­лось просто сле­до­вать своей инту­и­ции, пола­га­ясь на веру и свой­ствен­ный еврей­скому духу праг­ма­тизм»19. Мисти­цизм при­во­дит к мощ­ному раз­ви­тию сек­тант­ского дви­же­ния, нали­чие кото­рого в своих рядах при­знают и сами каб­ба­ли­сты20.

Мисти­цизм – доста­точно рас­про­стра­нен­ное явле­ние, поэтому каб­ба­ли­сты не оди­ноки в своих мисти­че­ских иска­ниях: «Несмотря на раз­ли­чия веро­ва­ний, умствен­ного раз­ви­тия, пле­мени, вре­мени и места мисти­ков, жизнь их имеет чрез­вы­чайно много общего. Их опи­са­ния своей жизни пора­жают своим одно­об­ра­зием»21. Поэтому мистик – иудей близок мистику-языч­нику. Эта вза­и­мо­связь видна и из того, что каб­ба­ли­сты активно заим­ство­вали из язы­че­ства многие духов­ные прак­тики, о чем более подробно будет ска­зано ниже.

Научна ли каб­бала?

Раввин Адин Штейн­заль­цем утвер­ждает, что каб­балу нельзя счи­тать наукой: «…Ника­кие науки не уходят в каб­балу своими кор­нями. И если есть парал­лель, то абстракт­ная, при­ло­жи­мая ко всем обла­стям систе­ма­ти­че­ского знания»22. Инте­ресно, что другие каб­ба­ли­сты с ним не согласны: «Каб­ба­ли­сты утвер­ждают, что заня­тия по мето­дике каб­балы поз­во­ляют при­об­ре­сти новый, шестой орган чувств (выде­лено нами. — В.П.), назы­ва­е­мый ими экран или душа, кото­рым они иссле­дуют ощу­ща­е­мые в нем воз­буж­де­ния, ана­ло­гично тому, как рабо­тают наши пять орга­нов чувств. Эти ощу­ще­ния они запи­сы­вают, ана­ли­зи­руют, сум­ми­руют и сводят в единую систему. Причем, эти наблю­де­ния, так же как и наблю­де­ния в есте­ствен­ных науках, про­во­ди­лись веками и под­твер­жда­лись сот­нями иссле­до­ва­те­лей-каб­ба­ли­стов23. Все отли­чие иссле­до­ва­те­лей-каб­ба­ли­стов от иссле­до­ва­те­лей-некаб­ба­ли­стов только в том, что они иссле­дуют окру­жа­ю­щее посред­ством допол­ни­тель­ного органа ощу­ще­ний, кото­рый, в прин­ципе24, может обре­сти любой жела­ю­щий»25. Каб­бала не явля­ется наукой, так как ника­кие «шестые органы чувств» ака­де­ми­че­ской науке не известны. Что же каса­ется глав­ного кри­те­рия науч­но­сти – экс­пе­ри­мен­таль­ной про­ве­ря­е­мо­сти26, то апел­ли­ро­вать к нему каб­ба­ли­сты не могут, так как харак­тер откро­ве­ний, полу­чен­ных таким мето­дом, по своей сути явля­ется субъ­ек­тив­ным и неза­ви­си­мой оценке не под­да­ется.

Моно­те­и­стична ли каб­бала?

Рас­смот­рим учение каб­балы о Боге. Моше де Леон в своем труде «Зогар» писал: «Бог есть объ­еди­нен­ное единое. Все свя­зано со всем, вплоть до послед­него звена; боже­ствен­ная сущ­ность при­сут­ствует внизу так же, как и на верху, как в небе­сах, так и на земле. И нет ничего иного»27. Одним из посту­ла­тов каб­балы явля­ется утвер­жде­ние: «как наверху, так и внизу»28. Бог в своем непро­яв­лен­ном состо­я­нии назы­ва­ется Эйн Соф29. Он недо­сту­пен ни чув­ствам, ни вооб­ра­же­нию, и гово­рить о нем можно только как о небы­тии30. Бог откры­вает себя через серию про­яв­ля­ю­щихся в нис­хо­дя­щем порядке качеств. Каб­ба­ли­сты изоб­ра­жают эту кон­цеп­ция в форме «Древа Жизни», оно рису­ется в форме дре­вес­ного ствола, правая часть кото­рого счи­та­ется муж­ской, а левая – жен­ской (каб­бала счи­тает бога дву­по­лым31), с деся­тью вза­и­мо­свя­зан­ными вет­вями, на кото­рых рас­по­ла­га­ются сефи­рот. Сефи­рот (сефи­рот – им.пад., мн.ч.; им. пад., ед.ч. – сефира; этот термин пере­во­дят по-раз­ному – «сферы», «миры», «эма­на­ции» или «уровни созна­ния»)32, сефи­рот вопло­щают собой Божье тво­ре­ние, соеди­нен­ное «вели­кой цепью бытия», кото­рая про­тя­ну­лась непре­рывно от ничтож­ней­шего инерт­ного мине­рала до самого Эйн Соф. Каб­ба­ли­сты учат: «Бог ни с чем не связан и запол­няет собой Все­лен­ную. Из него исхо­дят (выде­лено нами. – В.П.) десять порож­де­ний, ангелы и люди, кото­рые фор­ми­руют струк­туру Древа жизни и пред­став­ляют аспекты боже­ствен­ного. Древо жизни пока­зы­вает про­ник­но­ве­ние боже­ствен­ного в мате­ри­аль­ный мир и путь, по кото­рому чело­век, не рас­став­шийся с плотью, может дойти до боже­ствен­ного»33. Из сефи­рот фор­ми­ру­ются про­об­разы зем­ного мира и чело­века – Адама-Кад­мона34. В соот­вет­ствии с уче­нием каб­балы: «Адам Кадмон – это духов­ный архе­тип мисти­че­ского «орга­низма», пер­во­на­чально про­ис­хо­дя­щий от сокры­того Бога в акте тво­ре­ния35. Чело­ве­че­ская душа, оза­ря­ю­щая чело­ве­че­ский орга­низм и состав­ля­ю­щая истин­ную его сущ­ность, есть отра­же­ние Света Эйн Соф, кото­рым про­ни­зан Адам Кадмон и весь кос­ми­че­ский поря­док, явля­ю­щийся источ­ни­ком реаль­но­сти и осно­вой ее един­ства»36. Каб­ба­лист явля­ется живым вопло­ще­нием сефи­рот в мире37. Всякая сотво­рен­ная вещь есть малое подо­бие все­лен­ной38. Чело­ве­че­ское тело создано по образу и подо­бию Бога39. Все сущее есть тело Бога40. Из пер­во­мира41 воз­ни­кают бриа (мир форм), иецира (мир анге­лов) и асиа (мир мате­рии). Чело­век (умом, душой, жиз­нен­ной силой) при­над­ле­жит ко всем трем цар­ствам. Перли Бас­сер­ман пишет: «…всякий мате­ри­аль­ный объект, вклю­чая тору и молитвы, состоит из два­дцати букв иврита, игра­ю­щих, по мнению совре­мен­ных каб­ба­ли­стов, ту же роль, что и нук­лео­иды в составе ДНК. Чело­век состоит из того же «веще­ства», что и сефи­рот…»42.

Какие вопросы воз­ни­кают при про­чте­нии всего выше­ска­зан­ного? Прежде всего, явля­ется ли сефи­рот тво­ре­нием или исхож­де­нием боже­ства? Если сефи­рот – «исхож­де­ние», то тогда каб­бала не имеет ника­кого отно­ше­ния к моно­те­изму, потому что, следуя ее логике, при­хо­дится сде­лать един­ственно воз­мож­ный вывод: при­рода боже­ства и мира тож­де­ственны. Эта идея про­ти­во­ре­чит моно­те­изму Свя­щен­ного Писа­ния, про­воз­гла­шая пан­те­и­сти­че­ский монизм, а не моно­те­изм. В таком случае Тора для каб­ба­ли­стов явля­ется не более, чем при­кры­тием для про­па­ганды учений чуждых биб­лей­скому откро­ве­нию. Заме­тим, что орто­док­саль­ный иуда­изм очень насто­ро­женно отно­сится к данной системе и даже отлу­чает неко­то­рых каб­ба­ли­стов от сина­гоги43.

Цели каб­ба­ли­сти­че­ского учения

Каб­ба­лист стре­мится к еди­не­нию с Богом, пони­мая под еди­не­нием полное рас­тво­ре­ние в Боге44. Хасид­ский веро­учи­тель XVIII века, извест­ный под именем Маггид из Межича, писал: «Чело­век должен оттор­гать свое «я» от тела до тех пор, пока не прой­дет через все миры и не станет единым с Богом, пока не рас­тво­рится цели­ком и пол­но­стью…»45. Данные идеи созвучны с инду­ист­ской систе­мой адвайта-веданты46. Это неуди­ви­тельно, если учесть тот факт, что учи­теля каб­балы не счи­тали для себя зазор­ным заим­ство­вать язы­че­ские прак­тики, напри­мер извест­ный каб­ба­ли­сти­че­ский мистик Абу­ла­фия изучал йогу47, активно вос­при­ни­мая ее идеи, кото­рые впо­след­ствии пере­нес в каб­балу.

Духов­ная прак­тика каб­балы

Осно­вой духов­ной прак­тики в каб­ба­ли­стике явля­ются меди­та­ции48. Выбор меди­та­тив­ных техник в ней огро­мен. Можно созер­цать биб­лей­ские стихи или повто­рять их вновь и вновь, счи­та­ется, что при таком дли­тель­ном созер­ца­нии и повто­ре­нии смысл стихов рас­кры­ва­ется для меди­ти­ру­ю­щего. Как счи­тают каб­ба­ли­сты, для духов­ного роста полезно зани­маться мыс­лен­ной визу­а­ли­за­цией пла­мени свечи, цветка, раз­лич­ных ланд­шаф­тов. Одна из люби­мых каб­ба­ли­сти­че­ских прак­тик заклю­ча­ется в вооб­ра­же­нии имма­нент­ного бога, пред­ста­ю­щего в форме «я» созер­ца­теля. Задача каб­ба­ли­ста – осво­бож­де­ние от разума, меша­ю­щего видеть сферу чистого бытия. Для того чтобы достичь этого осво­бож­де­ния, можно, напри­мер, непре­рывно про­из­но­сить какую-нибудь биб­лей­скую фразу вновь и вновь до тех пор, пока она не утра­чи­вает смысл49. Неко­то­рые прак­тики пред­пи­сы­вают каб­ба­ли­сту мыс­ленно пред­став­лять себя анге­лом. Вот как пишет об одной из духов­ных прак­тик каб­балы Абу­ла­фия: «Про­из­неси каждую букву Имени (тет­ра­грам­ма­тон – YHVH50. – В.П.) на долгом дыха­нии. Между двумя бук­вами не дыши, задер­жи­вай дыха­ние так долго, как смо­жешь, и делай пере­рыв только на одно дыха­ние. Выполни это со всеми бук­вами до единой. На каждую букву должно прий­тись два дыха­ния: первое – для того, чтобы как можно дольше под­дер­жи­вать дви­же­ние буквы при про­из­не­се­нии, второе – для отдыха в про­ме­жутке между бук­вами… Каждое дыха­ние <состоит из>вдоха и выдоха. Между выдо­хом и вдохом не про­из­носи слово губами: пусть дыха­ние и зву­ча­ние сами рож­да­ются на выдохе. Пред­став­ляй свои ноздри и рот в форме сегола (знака для огла­совки звука <э>). Чтобы выпол­нить это упраж­не­ние, нужно знать буквы наизусть»51. Каб­ба­ли­сты счи­тают, что, утра­чи­вая само­со­зна­ние в про­цессе выше­при­ве­ден­ных меди­та­ций, они сти­рают все гра­ницы между собой и объ­ек­том созер­ца­ния, бла­го­даря чему могут сами пре­вра­титься в Тору52. В каб­бале исполь­зу­ются тех­ники, подоб­ные йоги­че­ским мето­дам пра­на­ямы53. Аске­тизм54 не поль­зу­ется ува­же­нием среди каб­ба­ли­стов, но, напри­мер, немец­кие каб­ба­ли­сты – ашке­нази демон­стри­ро­вали свою любовь к богу, ката­ясь зимой голыми на снегу и погру­жа­ясь затем в ледя­ную воду, а летом обма­зы­вали свои тела медом, чтобы при­влечь жаля­щих пчел55. При этом учи­теля, кото­рые созда­вали меди­та­тив­ные прак­тики каб­балы, про­сла­ви­лись своими лже­про­ро­че­ствами, напри­мер, Абу­ла­фия объ­явил, что в 1290 году придет мессия56. Но, есте­ственно, каб­ба­ли­сты так и не дожда­лись его при­хода и про­ро­че­ство не осу­ще­стви­лось. Как мы знаем из Свя­щен­ного Писа­ния, это озна­чает, что пророк про­ро­че­ство­вал не от Бога а «по дер­зо­сти своей» ( Втор.18:22 ).

Харак­тер духов­ных прак­тик каб­балы пока­зы­вает, что она имеет мало общего с биб­лей­ским Откро­ве­нием и очень похожа на инду­изм. В част­но­сти, каб­ба­ли­сти­че­ские меди­та­ции схожи с инду­ист­скими, инду­изм учит: «Суще­ствует мно­же­ство мантр, кото­рые при пра­виль­ном отно­ше­нии к ним и повто­ре­нии ведут к выс­шему состо­я­нию…»57. Как видим, отно­ше­ние каб­ба­ли­стов к Торе очень напо­ми­нает отно­ше­ние индий­ских мисти­ков к ман­трам.

Явля­ется ли каб­бала одной из форм оккуль­тизма?

Каб­ба­ли­сты отве­чают на этот вопрос отри­ца­тельно: «…утвер­ждать, будто каб­бала есть не что иное, как оккуль­тизм, или что каб­ба­ли­сты были магами, обла­дав­шими вели­кими сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями, значит дис­кре­ди­ти­ро­вать всю тра­ди­цию еврей­ской духов­ной прак­тики»58. Мы допус­каем, что фор­мально это утвер­жде­ние истинно. Но те идеи, кото­рые каб­бала испо­ве­дует, близки, в первую оче­редь, именно оккуль­тизму. Попы­та­емся опре­де­лить то общее, что есть между оккуль­тиз­мом и каб­ба­лой.

Оба учения пре­тен­дуют на свою эли­тар­ность и доступ­ность только посвя­щен­ным. Связь оккуль­тизма и каб­балы при­знают сами оккуль­ти­сты, напри­мер зна­ме­ни­тая «посвя­щен­ная» Е.П. Бла­ват­ская пишет: «Оккульт­ные Науки – науки тайн при­роды – физи­че­ских, пси­хи­че­ских, мен­таль­ных и духов­ных; назы­ва­е­мые гер­ме­ти­че­скими и эзо­те­ри­че­скими нау­ками. На западе тако­вой можно назвать каб­балу (выде­лено нами. – В.П.)…»59. Пред­став­ле­ние о боге в каб­бале и оккуль­тизме сходно: «Бог – есть абсо­лют (Бытие и Не-Бытие), про­яв­ля­ю­щийся в веч­но­сти бес­смер­тием инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ного бытия, исторг­ну­того из мрака Не-Бытия»60. Это опре­де­ле­ние вполне можно исполь­зо­вать и в рамках каб­ба­ли­сти­че­ского учения. Каб­ба­ли­сты могут ска­зать, что оккуль­ти­сты, в отли­чие от них, ставят иные цели. Но так ли это? Начнем с того, что оккуль­тизм пре­тен­дует на рели­ги­оз­ность: «Оккульт­ная наука по своей при­роде отно­сится к обла­сти рели­гии (выде­лено нами. – В.П.)…. Оккуль­тизм должен быть рели­ги­о­зен не только в теории и чув­ствах, но и на прак­тике, и должен иметь свой культ, так как ему при­хо­дится защи­щаться против самой страш­ной зло­твор­ной силы – силы неви­ди­мой, непод­чи­нен­ной про­стран­ству и вре­мени»61. Так же и каб­бала пре­тен­дует на то, что она явля­ется частью иуда­изма. Счи­тать, что все оккуль­ти­сты ставят перед собою задачу дости­же­ния каких-то сугубо мер­кан­тиль­ных целей, было бы очень серьез­ным упро­ще­нием. Напри­мер, та же Е.П. Бла­ват­ская, прежде всего, декла­ри­ро­вала цели духов­ного совер­шен­ство­ва­ния, об этом гово­рит и зна­ме­ни­тый девиз ее обще­ства: «Нет рели­гии выше Истины». У нас есть серьез­ные осно­ва­ния для того, чтобы про­во­дить парал­лели между оккуль­тиз­мом и каб­ба­ли­сти­кой, так как за раз­лич­ной тер­ми­но­ло­гией может стоять почти иден­тич­ное содер­жа­ние.

Может ли хри­сти­а­нин зани­маться каб­ба­лой?

Отве­чая на вопрос о смысле жизни, каб­ба­ли­сты пишут, что ответ на него «.. содер­жится лишь в одном источ­нике (выде­лено нами. – В.П.) – в науке Каб­бала, кото­рая в тече­ние многих веков была доступна лишь избран­ным»62. Каб­ба­ли­сты отвер­гают, как и все иудеи, Новый Завет63. Откры­вая же Свя­щен­ное Писа­ние, мы видим, что Бог хочет «…чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» ( 1Тим.2:4 ). Хри­стос принес спа­се­ние всем, а не горстке избран­ных.

Изу­че­ние каб­балы невоз­можно без соблю­де­ния двух обя­за­тель­ных усло­вий: 1) пре­крас­ного знания иврита; 2) обя­за­тель­ного соблю­де­ния запо­ве­дей Торы. Каб­ба­ли­сты утвер­ждают: «Каб­бала, как вы, наде­юсь, уже поняли, явля­ется «над­строй­кой» на базисе иуда­изма. Зачем хри­сти­а­нину (или, паче того, ате­и­сту) изу­чать Каб­балу (если, конечно, он не зани­ма­ется срав­ни­тель­ным рели­гио­ве­де­нием)? С моей точки зрения, если неев­рей начал изу­чать Каб­балу, то закон­читься это изу­че­ние может только гиюром (пере­хо­дом в иуда­изм. – В.П.) — иначе он ничего в Каб­бале не понял»64. Пере­ход в иуда­изм озна­чал бы авто­ма­ти­че­ское отре­че­ние от Иисуса Христа:«…евреи…верят, что время мессии еще не насту­пило. Они, таким обра­зом, не при­знают цен­траль­ное поло­же­ние хри­сти­ан­ства о том, что Иисус из Наза­рета был Мес­сией…»65. Таким обра­зом, если хри­сти­а­нин не имеет цели отречься от Иисуса Христа и при­нять иуда­изм, то изу­чать каб­балу ему не имеет смысла, разве что в науч­ных целях.

Заклю­че­ние

Каб­бала несов­ме­стима с хри­сти­ан­ством. Она не имеет ника­кого отно­ше­ния к науке, моно­те­и­стич­ность ее содер­жа­ния, как мини­мум, спорна. В Свя­щен­ном Писа­нии мы можем найти пре­ду­пре­жде­ние: «Когда ты вой­дешь в землю, кото­рую дает тебе Гос­подь Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие делали народы сии: не должен нахо­диться у тебя про­во­дя­щий сына своего или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мерзок пред Гос­по­дом всякий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­няет их от лица твоего; будь непо­ро­чен пред Гос­по­дом Богом твоим; ибо народы сии, кото­рых ты изго­ня­ешь, слу­шают гада­те­лей и про­ри­ца­те­лей, а тебе не то дал Гос­подь Бог твой» ( Втор.18:9-14 ). Учи­ты­вая, что каб­бала постро­ена на мисти­цизме, кото­рый выше­при­ве­ден­ные биб­лей­ские стихи отвер­гают, и помня о том, что каб­ба­ли­сты не брез­го­вали учиться у языч­ни­ков, можно смело утвер­ждать, что данное учение не только явля­ется чуждым биб­лей­скому Откро­ве­нию, но и уводит людей от истин­ного Бога, при­водя их к покло­не­нию «иным богам» ( Иер.25:6 ). Бог же предо­сте­ре­гает от этого: «Если же ты забу­дешь Гос­пода, Бога твоего, и пой­дешь вслед богов других, и будешь слу­жить им и покло­няться им, то сви­де­тель­ству­юсь вам сего­дня, что вы погиб­нете» ( Втор.8:19 ).

При­ме­ча­ния:

1 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 10.

2 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

3 Бааль Сулама. Суть науки каб­бала.

4 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 16.

5 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каб­бала?

6 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 151.

7 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каб­бала?

8Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

9 Исто­ри­че­ский аспект науки каб­бала.

10 Лекция в Ашке­лоне 11.01.2001.

11 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 14.

12 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

13 Лекция в Ашке­лоне 11.01.2001.

14 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 14.

15 Инте­ресно, счи­та­ется ли ложь в каб­ба­ли­стике нрав­ствен­ным пре­пят­ствием на пути духов­ного воз­рас­та­ния?

16 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 15.

18 Гай­слер Норман Л. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 570.

19 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 81.

21 Минин П. Мисти­цизм и его при­рода. Киев. Пролог. 2003. С. 16.

22 Интер­вью Марины Туль­ской с рав­ви­ном Адином Штейн­заль­цем.

23 Логика дан­ного утвер­жде­ния несо­сто­я­тельна: в мисти­че­ских систе­мах важен не только сам факт нали­чия духов­ных пере­жи­ва­ний, но и их интер­пре­та­ция. Нетрудно пред­по­ло­жить, что спе­ци­ально под­го­тов­лен­ные уче­ники каб­ба­ли­стов видят то, к чему они под­го­тов­лены своими учи­те­лями.

24 Да, могут, но для этого им при­дется стать каб­ба­ли­стами, так как если резуль­тат науч­ного экс­пе­ри­мента не зави­сит от миро­воз­зре­ния экс­пе­ри­мен­та­тора, то в каб­бале миро­воз­зре­ние и духов­ная прак­тика всегда тесно свя­заны друг с другом.

25 Каб­бала как совре­мен­ное учение.

26 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 353.

27 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 26.

28 Это один из глав­ных прин­ци­пов оккуль­тизма.

29 Учение каб­балы о Боге имеет много общего с систе­мой адвайта-веданты инду­изма. Поэтому нельзя гово­рить о каб­бале, как о биб­лей­ском учении, по сути каб­бала явля­ется одной из форм язы­че­ства.

30 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 27.

33 Каб­бала: сек­рет­ные или скры­тые тра­ди­ции?! мисти­цизм?!

34 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

35 Инте­ресно, каким обра­зом в созна­нии каб­ба­ли­ста сов­ме­ща­ется тво­ре­ние и исхож­де­ние боже­ства?

36 Фило­со­фия хаси­дизма / Два источ­ника суще­ство­ва­ния

37 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 51.

41 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

42 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 71.

43 Напри­мер, был отлу­чен Авраам Абу­ла­фия. См.: Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 150.

44 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 20.

46 См.: Пита­нов В.Ю. Идолы нео­ин­ду­изма: Шри Рамак­ришна и Свами Виве­ка­нанда.

47 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 40.

50 В латин­ской тран­скрип­ции – JHWH.

51 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 60–61.

57 Диме­швар Рам Ава­д­хута. Тантра пости­же­ния высшей реаль­но­сти. СПб., Обще­ство Веди­че­ской Куль­туры. 1992. С.68.

58 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 160–161.

59 Бла­ват­ская Е.П. Тео­соф­ский сло­варь. М., Сфера. 1993. С. 325.

60 Барле. Оккуль­тизм. Л., Про­ме­тей. 1991. С. 30.

62 Чем зани­ма­ется каб­бала.

63 Пил­кинг­тон С.М. Иуда­изм. М., Гранд. 1998. С. 32.

64 Алек­сандр Рыбалка. Каб­бала — кому и зачем ее изу­чать?

65 Пил­кинг­тон С.М. Иуда­изм. М., Гранд. 1998. С. 45.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *