Каббализм что это такое

Каббализм что это такое

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Источник

Каббалистическое учение

про­то­и­е­рей Ана­то­лий Тригер

(из курса лекций по биб­ле­и­стике)

После паде­ния Иеру­са­лима в 70 г. нашей эры еврей­ский народ всту­пил в новый период своего суще­ство­ва­ния, суще­ство­ва­ния в рас­се­я­нии. В этот период были зало­жены основ­ные черты совре­мен­ной иудей­ской диас­поры. Един­ствен­ным сред­ством для сохра­не­ния своего наци­о­наль­ного лица и рели­ги­оз­ного един­ства стала обще­при­знан­ная власть рели­ги­оз­ного закона, кото­рая и объ­еди­нила всю рас­се­ян­ную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иеру­са­лима не суще­ство­вало – штат хра­мо­вого духо­вен­ства упразд­нился, остался только класс зако­но­учи­те­лей, кото­рый стал един­ствен­ным зако­но­да­тель­ным авто­ри­те­том. Дис­ци­плина закона с этого вре­мени стала для евреев основ­ным спо­со­бом защиты целост­но­сти и непри­кос­но­вен­но­сти, духов­ной тер­ри­то­рии нации. Учи­теля, фари­сеи с удво­ен­ным рве­нием созда­вали мно­го­чис­лен­ные «ограж­де­ния» устных зако­нов, «бре­мена неудо­бо­но­си­мые», как назвал их Хри­стос. Эти законы со вре­ме­нем соста­вили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Зако­но­по­ло­же­ния и тра­ди­ция пра­во­вер­ных иудеев строго осуж­дала и пре­сле­до­вала всякие попытки евреев зани­маться фило­со­фией и умо­зри­тель­ными нау­ками. Есть Закон и его только над­ле­жит испол­нять и изу­чать. Именно в этой дог­ма­тич­ной среде и роди­лись раз­лич­ные миро­воз­зрен­че­ские тече­ния «сек­тант­ского» типа.

Само слово «каб­бала», бук­вально с древ­не­ев­рей­ского обо­зна­чает – пре­да­ние. После­до­ва­тели гово­рят о тайном учении, кото­рое суще­ство­вало издревле парал­лельно учению Торы и про­ро­ков. Оно было сооб­щено пер­вому чело­веку Адаму Кад­мону, сосре­до­то­чив­шему в себе потен­ции миро­вого бытия. Затем совер­шен­ней­ший чело­век – Адам, пере­дал его своему сыну – Сифу, а он в свою оче­редь своему,– и так далее. Непо­нят­ным обра­зом тайное учение пре­по­да­ется Авра­аму, кото­рый решает его пись­менно зафик­си­ро­вать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотво­ре­ния». Эта книга и есть пер­во­ис­точ­ник каб­балы. Неко­то­рые из каб­ба­ли­стов счи­тают, что книга напи­сана самим Богом и дана Адаму. Вторым источ­ни­ком каб­балы явля­ется книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каб­ба­ли­сти­че­скому пре­да­нию напи­сана она уче­ни­ком рав­вина Аккибы. Древ­няя руко­пись дошед­шая до нас напи­сана на ара­мей­ском языке в Касти­лии в конце XIII в. и при­над­ле­жа­щая, по-види­мому, Моисею Лион­скому (Моше де Леон). Кото­рый пред­по­чел её однако выдать за насле­дие тал­му­ди­че­ского муд­реца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что ника­кого науч­ного под­твер­жде­ния о про­ис­хож­де­нии каб­балы и каб­ба­ли­сти­че­ских книг нет. В книгах Вет­хого Завета нет ни одного слова, кото­рое бы наме­кало на суще­ство­ва­ние у евреев до Вави­лон­ского плена какого – либо парал­лель­ного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иеру­са­лим­ском и Вави­лон­ском Тал­му­дах, об этом сви­де­тель­ствуют. Там гово­рится, что у иудеев на период созда­ния Мишны, уже суще­ство­вало некое тайное мисти­че­ское учение о сотво­ре­нии мира, о При­роде Боже­ства; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому пере­да­вали. Даже были случаи сума­сше­ствия в резуль­тате увле­че­ния данным уче­нием, поэтому его не каж­дому дове­ряли. В Тал­муде оно боль­шей частью обо­зна­ча­ется наиме­но­ва­нием «Merkavah» – «колес­ница». Име­ется в виду колес­ница про­рока Иезе­ки­иля, кото­рую он видел. Эту колес­ницу каб­ба­ли­сты очень изощ­ренно истол­ко­вы­вали. В 16–17 веках ученые взя­лись за изу­че­ние этих книг и пришли к заклю­че­нию, что первая книга «Sefer Yesirah», кото­рая упо­ми­на­ется в Тал­муде, напи­сана во вре­мена первых тан­наев т.е. после Ездры. Что каса­ется книги «Sefer ha Zohar» то выяс­нено, что в насто­я­щем виде она пред­став­ляет собой сбор­ник раз­но­вре­мен­ных каб­ба­ли­сти­че­ских пре­да­ний и про­из­ве­де­ний, из кото­рых самые древ­ние отно­сятся к пер­вому, а самые позд­ней­шие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позд­нее про­ис­хож­де­ние, ясно, что тексты имеют более древ­нюю устную тра­ди­цию.

Sefer Yesirah

Книга напи­сана миш­на­ид­ским языком, т.е. смесью хал­дей­ского с еврей­ским. Харак­тер­ный текст как и в Мишне, отли­ча­ется чрез­вы­чай­ной сжа­то­стью, отры­воч­но­стью и обры­вом логич­но­сти кон­тек­ста. В ней изла­га­ется исто­рия о том, как пра­о­тец Авраам оста­вил покло­не­ние звез­дам и стал покло­няться Еди­ному Веч­ному Богу, далее откры­ва­ется моно­лог Авра­ама с дока­за­тель­ствами един­ства и пре­муд­ро­сти Творца, кото­рые выве­дены из созер­ца­ния един­ства и порядка наблю­да­е­мого тво­ре­ния. Опре­де­ля­ется ана­ло­гия, суще­ству­ю­щая между пред­ме­тами, зна­ками и мыс­лями, т.е. рас­смат­ри­ва­ются сред­ства через кото­рые Пре­муд­рость рас­кры­ва­ется людям и между ними хра­нится, это:

Трид­цать два эле­мента миро­зда­ния, к кото­рым отно­сятся не только 10 пер­во­чи­сел (как в гре­че­ском Пифа­го­ре­изме) но и 22 буквы еврей­ского алфа­вита. Соеди­нен­ные вместе они назы­ва­ются «трид­цать два таин­ствен­ных пути Пре­муд­ро­сти».

Трак­тат о десяти «Сефи­ро­тах» или отвле­чен­ных поня­тиях, своего рода идеях, в кото­рых Неопре­де­ли­мый Бог при­хо­дит к опре­де­лен­но­сти в ста­диях или эма­на­циях своего смыс­ло­вого само­раз­вер­ты­ва­ния, ана­ло­гич­ных «эонам» гно­сти­цизма («Венец, Муд­рость, Разу­ме­ние, Милость, Сила, Состра­да­ние, Веч­ность, Вели­чие, Основа, Цар­ство»); соот­но­ше­ние этих гипо­ста­зи­ро­ван­ных атри­бу­тов бога изоб­ра­жа­лось в виде «Древа Сефи­рот». После Сефи­ро­тов, или учения о суще­стве все­лен­ной, изла­га­ется другое учение о том, каким обра­зом посред­ством 22 букв еврей­ской азбуки рас­кры­ва­ется Боже­ствен­ный Замы­сел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели преды­ду­щая, также напи­сана на миш­на­ид­ском языке, состоит из двух отдель­ных частей: 1. Ком­мен­та­рии на Пяти­кни­жие, в кото­ром бес­по­ря­дочно изло­жено каб­ба­ли­сти­че­ское учение о при­роде Бога, Мира и Души чело­века; 2. Сбор­ник про­из­ве­де­ний: «Вечный Пас­тырь», «Вели­кий Собор», «Малый собор» и т.д.

Осно­вой учения, содер­жа­щейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и мате­рия и форма все­лен­ной. Его суб­стан­ция нахо­дится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпе­ча­ток или символ Его Разума. Схожую идею, но с хри­сти­ан­ским содер­жа­нием, встре­чаем мы в бого­сло­вии св. Мак­сима Испо­вед­ника.

Каб­ба­ли­сти­че­ские методы

Каб­бала соеди­нила пан­те­и­сти­че­ские постро­е­ния нео­пла­то­низма и мифо­ло­гемы гно­сти­цизма с иудей­ской верой в Библию, как мир сим­во­лов. Осно­вы­ва­ются они пре­иму­ще­ственно на осо­бен­но­стях еврей­ского алфа­вита, кото­рый состоит из 22 соглас­ных. Про­из­но­ше­ние и смысл слова фак­ти­че­ски зави­сят от того, какие глас­ные к этому слову можно под­ста­вить; эта осо­бен­ность, – есть воз­мож­ность нахо­дить в словах иной смысл. Другим важным обсто­я­тель­ством было то, что числа тоже обо­зна­ча­лись бук­вами. Отсюда основ­ной каб­ба­ли­сти­че­ский закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же чис­ло­вое зна­че­ние, в этом случае если одно слово заме­нить рав­но­знач­ным по чис­ло­вому зна­че­нию другим словом, то появ­ля­ется совер­шенно иной смысл. Клас­си­че­ский пример: «число зверя» в Апо­ка­лип­сисе – 666. Чис­ло­вое зна­че­ние имеет несколько вари­ан­тов имен – слов, многие пони­мали под этим числом имя рим­ского импе­ра­тора – Нерон. Одни и те же буквы еврей­ского алфа­вита, в начале и в конце слова, имеют разные напи­са­ния, это тоже исполь­зо­ва­лось в каб­бале. Основ­ных каб­ба­ли­сти­че­ских мето­дов – три.

Гемат­рия – осно­вы­ва­ется на уже упо­мя­ну­том чис­ло­вом зна­че­нии, кото­рое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заме­нять другим, равным ему по чис­ло­вому зна­че­нию. Этот метод рас­про­стра­ня­ется и на целые пред­ло­же­ния. Напри­мер, если выра­же­ние из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» раз­ло­жить на числа:

Каббализм что это такое. Смотреть фото Каббализм что это такое. Смотреть картинку Каббализм что это такое. Картинка про Каббализм что это такое. Фото Каббализм что это такое

В сумме полу­ча­ется число 300. А число 300 имеет своё зна­че­ние, и его уже заме­няют новым полу­чив­шимся зна­че­нием, как будто этот смысл тут содер­жался.

Нота­ри­кон – в нём сов­ме­щены два метода. Согласно пер­вому под­пункту, каждая буква одного слова при­ни­ма­ется за началь­ную букву целого слова. Слово пре­вра­ща­ется в пред­ло­же­ние. Напри­мер, слово [бере­шит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве при­де­лы­вают целое слово, кото­рое начи­на­ется с этой буквы.

Каждая буква слова стала нача­лом дру­гого слова: «В начале видел Бог, что Изра­иль должен при­нять закон».

Таким спо­со­бом были открыты, напри­мер, имена 72‑х анге­лов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали началь­ными в назва­нии имен Анге­лов.

Вторая часть этого метода – когда чис­ло­вые зна­че­ния заме­ня­ются бук­вен­ными. Тот же самый метод, только в чис­ло­вом оформ­ле­нии. Допу­стим, слово имеет число 700. Мы его раз­ло­жим на цифры и под­ста­вим буквы. Полу­чится другое слово. Отра­же­ние этого содер­жится в книге Прит­чей Соло­мо­но­вых. Она состоит из несколь­ких частей. Там есть отдель­ный раздел «Притчи Соло­мона». Он содер­жит 375 притч, по числу имени Соло­мона.

Каббализм что это такое. Смотреть фото Каббализм что это такое. Смотреть картинку Каббализм что это такое. Картинка про Каббализм что это такое. Фото Каббализм что это такое

Тимура – осно­ван на пере­ста­новке букв. Пишется в 2 строчки еврей­ский алфа­вит одна буква под другой. Потом в тексте верх­няя буква вза­и­мо­за­ме­няет нижнюю (или наобо­рот).

Каббализм что это такое. Смотреть фото Каббализм что это такое. Смотреть картинку Каббализм что это такое. Картинка про Каббализм что это такое. Фото Каббализм что это такое

Если где-то в тексте встре­ча­ется א, его можно заме­нить ת.

Созда­ются совер­шенно новые слова путем под­мены одной буквы другой. А поскольку огла­совки нет, то глас­ные можно при­ста­вить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основ­ные методы каб­балы. Суще­ство­вали и другие раз­лич­ные, более мелкие методы.

Набор раз­лич­ных вари­а­ций созда­вал новый смысл, кото­рый, якобы, таин­ственно скры­ва­ется в тексте Свя­щен­ного Писа­ния.

Это каб­ба­ли­сти­че­ское учение, несмотря на то, что оно суще­ство­вало в рамках орто­док­саль­ного иуда­изма, очень повре­дило в деле изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния, потому что вместо истин­ного изу­че­ния и извле­че­ния смысла, кото­рое мы назы­ваем Откро­ве­нием Божиим, заклю­чён­ным в тексте, то есть то, что Бог хотел пере­дать людям, каб­ба­ли­сты полу­чали измыш­ле­ния, кото­рые под раз­ными пред­ло­гами потом навя­зы­ва­лись людям,- как извле­чён­ные из Свя­щен­ного Писа­ния. Поэтому Свя­щен­ное Писа­ние от этого ста­но­ви­лось настолько непо­нят­ным и неиз­вестно для чего суще­ству­ю­щим, что люди не могли про­биться к Откро­ве­нию Божию. Оно покры­ва­лось заве­сой каб­ба­ли­сти­че­ской бол­товни. А поскольку учение тайное, люди не знали про­ис­хож­де­ния этих измыш­ле­ний и счи­тали это за какую-то муд­рость. И сами каб­ба­ли­сты слыли муд­ре­цами. Поэтому каб­ба­ли­сти­че­ское учение посте­пенно стало после Сред­не­ве­ко­вья изжи­ваться из оби­хода иуда­изма. Сейчас хотя это учение суще­ствует, но все выводы и раз­лич­ные тол­ко­ва­ния Писа­ния каб­ба­ли­сти­че­ским спо­со­бом к руко­вод­ству уже не при­ме­ня­ются.

Сама по себе каб­бала ничего осо­бен­ного не пред­став­ляет. В каждой рели­гии есть нестан­дарт­ные спо­собы раз­мыш­ле­ния. Но впо­след­ствии, в Сред­ние века, ее методы, мани­пу­ли­ро­ва­ние бук­вами, чис­лами и попытки с помо­щью этого нахо­дить таин­ствен­ный смысл в Свя­щен­ном Писа­нии и других книгах, взяли на воору­же­ние так назы­ва­е­мые гер­ме­ти­че­ские (оккульт­ные) науки. Каб­бала стала в этих науках своего рода – азбу­кой. В свою оче­редь услу­гами каб­балы вос­поль­зо­ва­лись масон­ские обще­ства. Каб­бала к концу Сред­не­ве­ко­вья поте­ряла свой изна­чаль­ный замы­сел. Неко­то­рые рав­вины про­дол­жали ей зани­маться в тра­ди­ци­он­ном смысле, а так она стала сим­во­ли­че­ским языком тайных обществ. Поэтому иногда в лите­ра­туре можно уви­деть каб­ба­ли­сти­че­ские сим­волы, кото­рые к каб­бале не имеют ника­кого отно­ше­ния и напол­нены содер­жа­нием тех «тайных учений», кото­рые ей вос­поль­зо­ва­лись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *