Кабинет здорового ребенка что это
Кабинет здорового ребенка что это
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (физическое воспитание, питание, режим, уход, закаливание).
Одним из главных разделов работы медицинской сестры КЗР является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка.
Работу кабинета возглавляет опытная медицинская сестра 1 квалификационной категории по специальности «Сестринское дело в педиатрии» и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии».
Медицинская сестра кабинета владеет навыками массажа и обучает этому молодых родителей, дает рекомендации по развитию детей, при выявлении отклонений, направляет к специалистам.
В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до рождения ребенка, с проведения 1 дородового патронажа будущей мамы. Медицинская сестра читает лекции, проводит беседы с беременной.
Обязательными к обсуждению являются следующие темы: охрана ребенка, профилактика преждевременных родов; правила здорового образа жизни; рациональное питание; личная гигиена, необходимость в регулярном наблюдении у врача, гигиена жилья, бытовые условия, вредные привычки отца и матери, хронические заболевания в семье, подготовка к рождению ребенка (покупка приданого), психологический климат в семье, приготовление груди к лактации. Проводится беседа с родственниками о предстоящем событии, значимости поддержки беременной.
Одним из важнейших разделов в работе КЗР является пропоганда грудного вскармливания. Чтобы грудное вскармливание было эффективным и длительным, необходима психологическая настроенность и желание матери долго кормить ребенка, осознание значимости грудного вскармливания, правильное прикладывание к груди, постоянная поддержка матери в случае гиполактационных кризов. Для реализации программы поддержки грудного вскармливания необходимо не просто декларировать его целесообразность, но и иметь глубокие, современные знания. Грамотная и опытна медицинская сестра кабинета здорового ребенка становится основным звеном в системе медицинской поддержки грудного вскармливания, которое в конечном счете определяет формирование здоровья детей раннего возраста.
В помощь молодым мамам в кабинете здорового ребенка имеются стенды с информацией о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, комплексах массажа и гимнастики, физического и нервно-психического развития ребенка, стендом по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Родители могут в любое время ознакомиться с этой информацией.
В кабинете здорового ребенка проводится работа по подготовке детей к поступлению в детские сады и школы. Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды. Важным разделом работы медицинской сестры КЗР при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями. В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение. Основными формами такой работы являются беседы на темы: «Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение», «Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада», «Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний». Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, способствует подготовке детей к режиму детского сада и дети быстрее и легче адаптируются.
Современная медицина призвана защитить всех детей от любых неблагоприятных воздействий. Особенно он в этом нуждается от периода своего внутриутробного развития до передачи его во взрослую сеть, поскольку этот этап является самым ответственным для здоровья человека.
В детских поликлиниках появились автоматы с едой и напитками
Эксперименты по модернизации детских поликлиник уже идут. Зачем регистратуры меняют на стойки ресепшен, как в лечебных учреждениях разделяют потоки здоровых и больных пациентов, в интервью mos.ru рассказал главный врач детской поликлиники № 125 Татьяна Васильева.
— В вашей поликлинике внедряется комплекс новых мероприятий по улучшению качества работы. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
Татьяна Васильева (главный врач ГБУЗ города Москвы «Детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения города Москвы»): Да, разработка комплекса организационных мероприятий началась в нашей поликлинике. Сейчас эти новации апробируются ещё в некоторых детских поликлиниках столицы.
— О каких изменениях идёт речь?
Татьяна Васильева: У нас реорганизована регистратура, родителям не нужно бегать за картами, стоять в очереди. Карты разносят по кабинетам перед приёмом у врача. В холле поликлиники организована стойка приёма, так называемый ресепшен, где можно получить консультацию о графике работы врачей и записаться на приём.
Кроме того, в поликлинике появились аппараты с напитками и сладостями, а также зоны комфортного пребывания, где дети могут поиграть, посмотреть мультфильмы, а родители — выпить чай, кофе, покормить ребёнка. Также были организованы комнаты для грудного кормления детей. В туалетных комнатах по просьбе родителей мы поставили пеленальные столики.
Помимо этого, теперь в нашей поликлинике разделены потоки: кабинеты, где принимают больных и здоровых детей, находятся в разных крыльях здания. Открыли кабинет «Здоровое детство», где можно получить необходимые справки в школу, в детский сад, направление на прививки.
— У вас есть ещё и кабинет «Здоровый ребёнок». Чем он отличается от «Здорового детства»?
Татьяна Васильева: Кабинет «Здоровый ребёнок» предназначен для родителей с малышами, здесь принимают детей в возрасте до трёх лет. Приём ведёт медицинская сестра, которая помогает родителям, обучая их правильному уходу за ребёнком: гигиене, зарядке, навыкам кормления, купания. Здесь им покажут комплекс специальных массажей, лечебной физкультуры, объяснят, как правильно кормить ребёнка, как развивать определённые навыки.
— Как изменилась работа участковых педиатров с началом эксперимента?
Татьяна Васильева: Они стали больше времени уделять пациентам. Их значительно разгрузил от бумажной работы кабинет «Здоровое детство». Кроме того, в поликлиниках работает ещё и дежурный врач, попасть к которому можно с острыми заболеваниями и прямо в день обращения.
— Продолжат ли участковые врачи-педиатры ходить по вызовам на дом?
Татьяна Васильева: Да, обязательно продолжат. Большинство родителей хотят, чтобы за здоровьем ребёнка следил участковый педиатр, который наблюдал его с раннего детства.
Московский стандарт поликлиники
Московский стандарт поликлиники — это программа повышения качества и эффективности работы лечебных учреждений. Его внедрение в некоторых взрослых поликлиниках началось в апреле 2015 года, а к октябрю и по всему городу. В рамках стандарта для улучшения качества работы поликлиник реализовали более 150 мероприятий.
Так, в столичных поликлиниках отказались от регистратур традиционного типа. Теперь пациентам не нужно стоять в очереди за картой, её приносят в кабинет заранее. Однако как и раньше, москвичи могут обратиться в регистратуру за информацией справочного характера.
Кроме того, участковые терапевты больше не ходят по домам, а принимают пациентов в поликлинике полную смену, то есть семь часов 30 минут в день. При этом для обслуживания вызовов на дому были созданы специальные выездные бригады врачей на машинах, оснащённых необходимым оборудованием. Терапевты могут на дому сделать пациенту ЭКГ, измерить уровень глюкозы в крови, сделать укол и дать лекарство.
«Таким образом, мы увеличили ресурс терапевтической службы в два раза», — рассказал mos.ru главный врач городской поликлиники № 64 Инга Кокарева.
Помимо этого, во всех поликлиниках были созданы сестринские посты для пациентов, которым необходимо получить направления на анализы, санаторно-курортные карты и другие справки.
Стандарт был разработан на основе пожеланий москвичей, которые высказывались на краудсорсинговом проекте «Моя поликлиника». Горожане предложили более 27 тысяч идей по улучшению качества работы поликлиник.
Для информации
В основу новых стандартов легли предложения москвичей, высказанные в ходе самого масштабного за всю историю проведения подобных мероприятий краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Московский стандарт поликлиники является показательным примером успешного взаимодействия органов власти и населения для повышения качества и доступности медицинской помощи.
Основными составляющими нового стандарта стали повышение доступности медицинских услуг, сокращение очередей и сроков ожидания приёма у кабинета врача, создание комфортных условий для людей, посещающих поликлиники.
Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием собственно медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показывает опыт работы таких постов, они позволяют освободить для приёма пациентов до 40 процентов рабочего времени врача.
Пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на приём к дежурному врачу в день обращения.
Кабинеты здорового ребенка детских поликлиник
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
Рекомендуемая структура детской поликлиники
Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
Отделение неотложной медицинской помощи.
Отделение восстановительной медицины.
Отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях: медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Положение о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка) представлено в Приказе № 60 от 19.01.1983 г. Министерства здравоохранения СССР «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» (в редакции Приказа № 60 Министерства здравоохранения РФ от 05.05.1999г.) и действует до настоящего времени.
Основные задачи кабинета здорового ребенка:
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
Методические материалы и наглядные пособия по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактики заболеваний в кабинете здорового ребенка:
Деятельность кабинета здорового ребенка осуществляется на основе методических рекомендаций «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.03.1987 N 11-11/6-25 и действующих до настоящего времени.
О.В. Гончарова, д.м.н., главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Каких врачей проходят в месяц новорожденные?
Содержание
В первый месяц младенцу необходимо регулярное наблюдение, в это время могут быть выявлены малейшие нарушения в развитии и предприняты меры по их устранению. На следующий день после выписки малыша посещает участковый педиатр и патронажная сестра из поликлинического отделения. Во время осмотра специалист измеряет рост, вес, окружность головы, оценивает прибавку в весе. Врач осматривает, как заживает пупок, правильно ли проводится уход. Специалист информирует маму, каких врачей проходят в месяц, и приглашает на прием на медицинское обследование при достижении месячного возраста.
Обследования
В возрасте одного месяца малышу показаны следующие обследования и процедуры:
Ранняя диагностика патологий позволяет полностью справиться с проблемой или провести коррекцию. Прохождение процедур желательно до первого приема у педиатра, чтобы врач мог получить полную картину состояния ребенка.
УЗИ головного мозга
УЗИ назначают детям, достигшим 1 месяца, для выявления возможных отклонений в развитии нервной системы. Обследование ультразвуком актуально:
УЗИ тазобедренных суставов
С помощью исследования выявляют патологические нарушения, дисплазию, врожденные вывихи тазобедренных суставов. Лечение заболеваний эффективно на первом году жизни, пока малыш не пошел. При диагностике проблем врач дает рекомендации, направляет на массаж и необходимые восстановительные процедуры.
УЗИ брюшной полости
Обследование назначают всем месячным малышам для выявления врожденных патологий. На плановой процедуре оценивают соответствие внутренних органов возрасту ребенка. Существует шкала соотношения возраста размерам внутренних органов, которой придерживаются при оценке развития. Обследование позволяет увидеть признаки отклонений от нормы и своевременно принять меры.
УЗИ сердца
Исследование ультразвуком назначают в период с 1 до 1,5 месяцев. Если есть подозрения на пороки и аномальное развитие, процедура проводится в первые дни жизни. УЗИ абсолютно безопасно для малыша, позволяет оценить развитие сердечно-сосудистой системы. Эхокардиография не имеет противопоказаний.
Аудиологический скрининг
Обследование направлено на определение возможных отклонений в развитии органов слуха и речи. Благодаря современному обнаружению, проблемы можно выявить на ранних стадиях, когда лечение наиболее эффективно. Процедуру проводят детям до 3 месяцев включительно, если она не была пройдена ранее. При проверке используют новейшие методы диагностики.
Плановые осмотры ребенка в 1 месяц
После патронажа, при достижении малышом возраста 1 месяц необходимо прийти на медицинский осмотр грудничка к специалистам. Здоровому ребенку нужно посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда и окулиста. При наличии патологий список специалистов составляется индивидуально.
Что взять с собой на прием:
Педиатр
Во время первого визита врач взвесит малыша, измерит рост, проведет осмотр и оценит физическое и нервно-психическое развитие. Врач уточнит у мамы особенности развития ребенка, даст рекомендации по уходу. Необходимо обратить внимание доктора на любые вздрагивания, подергивания и судороги.
Врач измерит окружность головы, груди, произведет осмотр родничков, уточнит прибавку в весе, которая указывает на правильное развитие. Маму попросят рассказать об умениях малыша. К месяцу ребенок может удерживать в поле зрения предметы, следит за игрушкой, немного поворачивая голову, реагирует на голос, кратковременно поднимает голову, улыбается. Если ребенок здоров, его направляют на вторую прививку от гепатита В (первую делают в роддоме).
Невролог
Для оценки нервно-психического и умственного развития необходимо прийти на прием к неврологу в поликлинике. Врач проверяет наличие врожденных рефлексов, оценивает тонус мышц. При повышенном или пониженном тонусе назначают массаж. Врач изучает результаты УЗИ головного мозга, оценивает умения и навыки младенца.
Хирург
Доктор оценивает рефлекторное развитие, осматривает пупок, диагностирует или исключает паховую и пупочную грыжи, проверяет наличие гипо- и гипертонуса мышц. У мальчиков осматривают наружные половые органы, чтобы исключить различные патологии: водянку, гипоспадию, крипторхизм. Врач может обнаружить лимфангиому, гемангиому и поражения сосудов. При необходимости назначают лечебный массаж, дают рекомендации, на какие мышцы обратить внимание.
Ортопед
Специалист оценивает развитие костей и мышц. Врач при осмотре может диагностировать врожденный вывих тазобедренного сустава, косолапость, дисплазию суставов. Ортопед, осматривая ребенка, активно сгибает и разгибает конечности, выполняет множество манипуляций для определения состояния костно-мышечной системы.
Для исключения рисков проводят плановое УЗИ тазобедренного сустава, с результатами которого врач знакомится на приеме и определяет точную картину состояния малыша. Большинство патологий успешно лечатся до 1 года, пока ребенок не начал ходить.
Окулист
Специалист осматривает глазное дно, определяет риск косоглазия, оценивает состояние слезных желез, проверяет фокусировку взгляда.
Врач проводит отоакустическое тестирование – проверку слуха. Осматривает носовые проходы и небные миндалины.
Прививочный кабинет
В возрасте 1 месяца ребенку необходимо сделать одну прививку – от гепатита. Вакцину вводят в голень или ягодицу. Перед прививкой необходимо посетить педиатра, чтобы врач оценил состояние малыша, его готовность к прививке и исключил наличие вирусных заболеваний. Вакцинация проводится только у полностью здоровых детей.
Кабинет здорового ребенка что это
Запор – это проблема, которая может появиться в любом возрасте, в том числе и у новорожденного малыша и у дошкольника.
Запором называют нарушение функции кишечника, проявляющееся в увеличении интервалов между актами дефекации. У новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, частота стула может совпадать с числом кормлений (от 2 до 6 раз в сутки). Постепенно с возрастом, кратность стула уменьшается, и к периоду введения прикорма ( около 6 месяцев) дефекация осуществляется в пределах одного – двух раз в день. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, частота стула также составляет обычно один – два раза в сутки. Но не только при задержке стула нужно говорить о запоре. У здоровых детей первого года жизни стул чаще бывает кашицеобразной консистенции. Запором считают также те случаи, когда у ребенка отмечается болезненная дефекация плотным по консистенции калом, даже если частота стула соответствует возрастной норме.
Причинами функциональных запоров у детей раннего возраста являются:
– Неправильный режим питания кормящей матери.
– Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании.
– Недостаточный питьевой режим ребенка, находящегося на естественном вскармливании при введении прикорма (ввели «густой» прикорм, но не дали малышу воду).
– Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
– Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее чем за 7 дней).
– Наличие у младенца рахита, при котором наблюдается пониженный тонус мышц, в том числе и мускулатуры кишечной стенки. В ряде случаев, через 2-3 недели после назначения витамина Д запоры у ребенка исчезают.
У малышей, находящихся на грудном вскармливании может развиться так называемый «ложный запор». Он возникает вследствие того, что младенцы получают малое количество грудного молока, а также наличия врожденных дефектов полости рта (например, расщелины твердого и мягкого неба), вялого сосания, срыгивания.
«Скорая» помощь
В домашних условиях при возникновении запора у ребенка как средство «скорой» помощи до осмотра врача можно применить очистительную клизму. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду комнатной температуры.
Для увеличения послабляющего действия клизмы к воде добавляют глицерин – 1-2 чайные ложки на стакан воды. Также для размягчения каловых масс ребенку можно дать вазелиновое масло. Важно, что вазелиновое масло не всасывается в кишечнике, и при назначении его между приемами пищи не влияет на всасывание питательных веществ, электролитов и жирорастворимых витаминов.
Детям до одного года обычно назначается 1/2-1 чайная ложка,
в 1-3 года назначается 5-10 мл (1-2 ч. л.),
с 4 до 7 лет – 10-15 мл (2-3 ч. л.).
С помощью клизмы рекомендуется вводить следующие количества жидкости в зависимости от возраста ребенка:
новорожденным – 25 мл;
1-2 месяца – 30-40 мл;
6-9 месяцев – 100-200 мл;
9-12 месяцев – 120-180 мл;
1-2 года – 200-250 мл;
6-10 лет – 400-500 мл.
Баллон, используемый для клизмы должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом. Для того чтобы наполнить баллон, его сдавливают рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опускают наконечник в воду и, разжимая баллон, набирают в него воду. Ребенка кладут на клеенку и пеленку, придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки – согнутые в коленях ноги. Правой рукой осторожно вводят наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый – на 4-5см. Медленным сжиманием баллона вводят воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлекают его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжимают ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро. Детям первого года жизни можно ставить клизму в положении на спине с приподнятыми ногами.
При вздутии живота, повышенном газообразовании, беспокойстве используются препараты на основе симетикона (САБ СИМПЛЕКС, ЭСПУМИЗАН), укропная вода, чай с фенхелем, ромашкой;
Введение свечи
Для введения в прямую кишку свечи ребенка укладывают на левый бок, немного согнув его ноги в коленях и тазобедренных суставах, и слегка фиксируют в таком положении. Затем левой рукой разводят ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, вводят ее в анальное отверстие. Когда свеча введена в прямую кишку, важно на 1-2 минуты удерживать ягодицы прижатыми между собой, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно. У детей грудного возраста введение свечи можно производить в положении на спине с приведенными к животу ногами.
В питание малыша (если позволяет возраст) добавить продукты, обладающие послабляющим эффектом (свеклу, морковь, курагу, киви, манго и др.).
Следует отметить, что для ребенка, особенно в раннем возрасте слабительные препараты можно применять только по назначению врача, так как многие из них имеют серьезные побочные эффекты.
У ребенка должен быть активный двигательный режим. В первые месяцы жизни малыша необходимо выкладывать на живот перед каждым кормлением на 5-10 минут. В утренние часы заниматься упражнениями по возрасту в течение 10-15 минут, в этот комплекс обязательно должно входить поглаживание живота по часовой стрелке. С каждым месяцем двигательная гимнастика должна расширяться, т.е. включать в себя все больше упражнений с активным участием рук, ног и брюшного пресса, а ее продолжительность следует увеличивать на 5-10 минут.
Не менее важная роль должна отводиться правильному питанию ребенка. Вскармливание грудным молоком является оптимальным для ребенка первого года жизни. В настоящее время рекомендуют прикладывать ребенка к груди столько раз, сколько он требует, не соблюдая временных интервалов между кормлениями, включая ночные часы.
Важное значение в профилактике и коррекции запоров у младенца имеет правильное питание кормящей матери с исключением газообразующих продуктов (капуста, виноград, черные сорта хлеба), правильный питьевой режим (не менее 2500 мл жидкости в сутки), а также нормализация моторики кишечника у кормящей женщины (обязательно регулярно есть овощи, овощные супы, каши, хлеб с отрубями, непосредственно запаривать пшеничные отруби, чернослив, инжир)
В рацион питания младенца соответственно возрасту вводится крупяной или овощной прикорм (по согласованию с педиатром), как источник пищевых волокон
После введения «густого» прикорма необходимо следить, чтобы у ребенка был достаточный водный режим (кипяченая вода до 100 мл/сутки), так как при недостатке воды в организме она всасывается из толстого кишечника, а сухие каловые массы не вызывают должного рефлекса в прямой кишке.
Если добиться регулярного стула не удается при помощи вышеперечисленных мероприятий, рекомендуется слабительное средство, содержащее лактулозу (синтетический углевод), например ДЮФАЛАК. Лактулоза не только увеличивает объем каловых масс, размягчает стул и стимулирует опорожнение кишечника, но также способствует поддержанию роста нормальной микрофлоры кишечника. Доза препарата подбирается индивидуально, назначается врачом. Курс лечения может составлять от 2-3 недель и более до нормализации стула.
Кроме этого для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании используются специальные лечебные смеси, содержащие пищевые волокна, лактулозу или адаптированные кисломолочные смеси. В настоящее время на российском рынке зарегистрированы специализированные смеси, используемые при запорах, которые можно использовать только по назначению врача!
Для профилактики запоров необходимо как можно дольше сохранять грудное вскармливание, ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, проводить курсы массажа и профилактику развития рахита, анемии, пищевой аллергии.