Кабинетная система обучения в школе что это

Зачем нам такие перемены?

Классно-урочная или кабинетная система обучения? «За» и «против»

Здравствуйте! Пишет вам Ольга Васильевна Егорова, ветеран педагогического труда, 35 лет проработавшая в школе. Мои внуки-школьники обучаются в Заводоуковске и Упорово. А причиной моих волнений стала следующая ситуация: в октябре всех детей (каждый класс) в школах определили в отдельные кабинеты, запретили ходить из класса в класс, ссылаясь на эпидемиологическую ситуацию. Действительно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с прогнозируемым подъёмом гриппа в осенне-зимний период 2009- 2010 годов рекомендовала отменить кабинетную систему обучения, оставляя учащихся в одной классной комнате.

Сейчас порог заболеваемости снижен. На все просьбы детей, родителей, учителей вернуть всё «на круги своя» директора школ отвечают, что изменений не будет, кабинетная система отменяется навсегда. На вопрос почему, дать чётких разъяснений не могут, отвечают, что заботятся о здоровье детей. Никаких документов предоставить тоже не могут, ссылаются только на вышестоящее руководство в Тюмени и их устную директиву.

Помнится, в 70-е годы прошлого века мы внедряли кабинетную систему, с трудом переступая через консерватизм чиновников, различные административные заслоны. Более того, жизнь заставила вышестоящие звенья включиться в популяризацию этой новой организации труда учителей и учащихся в школе. Думаю, нет необходимости подробно описывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно сказать, что сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже улучшают восприятие материала учениками; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно проводить урок.

Да и требования к рабочему месту учителя гораздо более высокие и менее универсальные, чем требования к рабочему месту ученика. Рабочее место учителя должно быть настроено под его манеру ведения урока, записей на доске, использования технических средств обучения. На уроке возможны разного рода незапланированные ситуации, требующие привлечения дополнительных средств или источников информации. В предметных кабинетах они есть, в классных комнатах вряд ли.

Да и как можно говорить о внедрении в школах новых образовательных технологий? Да, ребёнку таскать тяжеленный портфель действительно сложно, надо искать выход из этой ситуации. А учителю в этом случае ничего сложного нет: бери пару пачек тетрадей, книги (если литература), сборники с заданиями ЕГЭ, ноутбук с проектором, экран (если хочешь поработать с мультимедиа) и ходи себе по кабинетам, радуйся. Но, как правило, если учитель приходит в кабинет в «гости», то он и остаётся гостем с соответствующими правами на использование этого оборудования. Можно, конечно, провести урок и вне специализированного кабинета, вернуться снова только к мелу и тряпке, но удобней, с моей точки зрения, от этого не станет. Кроме того, многое зависит от эстетического оформления кабинета, в котором создаётся совершенно определённая обстановка (и в ней чётко просматривается личность самого педагога), отличная от обстановки в других предметных кабинетах.

Вот и спрашивается, зачем такие нововведения?

Это письмо мы попросили прокомментировать ведущего специалиста комитета образования Галину Демишкевич. И вот такой получили ответ:

Уважаемая Ольга Васильевна!

В соответствии (документом) с СанПиН 2,4 I. 1178-02 п. 2.4.1., п. 2.4.2. в оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом и партой или столом в соответствии с его ростом, весом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся проводится её цветовая маркировка.

Парты (столы) расставляются в классах по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставятся первыми, причём обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживают дальше от наружной стены.

Подбор мебели по росту обучающихся, расстановку столов можно осуществить в условиях классно-урочной системы, вследствие за каждым учеником закрепляется определённое рабочее место, парта. Более того, ученикам предоставляется больше времени на перемене для отдыха, на приём пищи в столовой (не тратят время на переход в другой кабинет, лишний раз не переносят свои тяжёлые ученические сумки). Кабинетная система не даёт такой возможности. Ввиду прогноза подъёма заболеваемости ОРЗ, ОРВИ в марте, главный санитарный врач Геннадий Онищенко рекомендует отменить кабинетную систему для большей разобщённости школьников.

В школах нашего округа все ученики обучаются в условиях классно-урочной системы. Для старшеклассников лабораторные и практические занятия по химии, физике проводятся в специализированных (паспортизированных) кабинетах.

Источник

КАБИНЕТНАЯ СИСТЕМА организации учебных занятий

Расстановка ударений: КАБИНЕ`ТНАЯ СИСТЕ`МА организации учебных занятий

За первичным коллективом при К. с. не закрепляется определённой, ему только предназначенной классной комнаты. Проведя урок в одном уч. кабинете (К. с. создаёт также благоприятные условия для проведения сдвоенных уроков по лит-ре, математике и др. уч. предметам), уч-ся переходят в другой. Их сменяют для занятий по данному предмету уч-ся др. класса. Таким образом, при тщательно продуманном расписании занятий классы-аудитории не пустуют. Переход на К. с. даёт возможность более рационально использовать имеющуюся в школах площадь классных помещений, уч. кабинетов и мастерских. Общая экономия уч. помещений школы достигает 20%. Значительно уменьшается количество классов, вынужденных заниматься во 2-ю смену.

Проведение уроков по всем предметам в спец. оборудованных кабинетах (по одному и тому же предмету может быть не 1, а 2 и больше кабинетов, в зависимости от комплектности школы) повышает эффективность уч.-воспитательного процесса. К. с. позволяет систематически, в соответствии с планом занятий, использовать уч. наглядные пособия, кинопроекционную аппаратуру и разнообразное лабораторное оборудование. При К. с. обеспечивается также лучшая сохранность всех этих средств наглядности.

К. с. облегчает труд учителя, экономит его время. Обычно наглядные пособия по истории, географии, рус. и иностранным языкам и др. предметам, по к-рым не предусмотрены спец. кабинеты, хранятся в одном общем помещении. Учителю, чтобы отобрать нужные для урока пособия, приходится затрачивать много времени и усилий, а в перемену переходить из класса в класс с ворохом таблиц, карт или иных пособий. При К. с. учителя всех предметов не терпят этих неудобств. Наоборот, наличие уч. кабинета побуждает к широкому использованию средств наглядности. Кабинетом обычно пользуется несколько учителей, преподающих один и тот же предмет. Каждый стремится перенять лучшее у своего коллеги, каждый видит, что сделано тем для оборудования кабинета, какие применены новинки. Обмен опытом приобретает конкретный характер.

Кабинеты своим оформлением и обстановкой содействуют более быстрому психологич. переключению уч-ся с одного предмета на другой, делают их внимание более устойчивым и целенаправленным. Как правило, кабинеты являются также базой внеклассной кружковой работы. Изготовление самими уч-ся различных уч. пособий для того или иного кабинета способствует развитию конструирования и моделирования среди школьников.

К. с. связана с неоднократным в течение уч. дня перемещением первичного коллектива из кабинета в кабинет. Поэтому расписание занятий при К. с. должно быть составлено особенно продуманно. Оно должно учитывать деление класса на подгруппы для работы в уч. мастерских, для занятий по электротехнике, домоводству, по иностранному яз. и физкультуре. Следует предусмотреть также помещения для внеклассных мероприятий.

Переход от системы закрепления классных помещений за постоянным составом уч-ся к К. с. проводится в той или иной ср. школе с учётом местных условий, числа уч. помещений, уч-ся, наличия уч. оборудования. В частности, все уч. кабинеты должны быть обеспечены партами, столами и др. мебелью таких размеров, к-рые соответствовали бы росту занимающихся в них уч-ся.

Лит-ру см. к статьям об отдельных уч. кабинетах, напр. Истории кабинет, Математики кабинет.

А. Т. Мостовой. Москва.

Источник

Проблемы образования:
кабинетная система мешает ребенку учиться

Оказывается, чем больше кабинетов, тем выше уровень отчуждённости

Вспомните привычную ситуацию:

— Петров, к доске!
— А можно с места?
Всё дело в том, что на своём месте Петрову комфортней и уверенней. Это ЕГО пространство, обжитое и привычное, а вы его вызываете в СВОЁ пространство, чужое и неуютное.

Вспомним основную закономерность проксемики: наличие «персонального пространства» (термин Р. Зоммера) даёт человеку состояния уверенности и защищённости.

У этой закономерности есть три типичные нарушения 1 :

Уровень отчуждения

Спроектировав знания проксемики на школьную реальность, мы пришли к мысли о том, что главная причина первого нарушения — это так называемая кабинетная система организации учебного процесса в школе. Уровень отчуждения ученика от школы находится в прямой зависимости от уровня чёткости и отлаженности кабинетной системы. Чем больше ученик «бродит» в течение дня, недели по школе, тем более чужим он чувствует себя в ней. Это, в свою очередь, приводит к чувству временности пребывания в школе и напрямую влияет на количество немотивированных пропусков занятий.

Порождённое кабинетной системой нарушение закономерностей проксемики чаще всего усугубляется отсутствием обязательных элементов персонального пространства ученика. Всё своё ношу с собой.

Главным элементом персонального пространства ученика в школе должно быть персональное рабочее место учащегося. Но персональный у него, увы, только портфель и его содержимое. Всё остальное в школе, чаще всего, «общее», «всехнее», а, стало быть, «ничейное».

С точки зрения возможности иметь персональное пространство, предметно-пространственная среда детского сада значительно более благоприятна, нежели среда школы. Так, в детском саду у каждого ребёнка обязательно есть свой шкафчик, своя кроватка, свой стульчик, своё полотенце и даже свой персональный ночной горшок, причём все эти предметы обозначены картинками либо просто на них указано имя. Всё это составляет персональное пространство воспитанника, а его наличие способствует тому, чтобы малыша в детском саду было спокойно и уверенно.

У школьника такой набор компонентов персонального пространства, как правило, или не полон, или его нет вовсе. Главное то, что ученик в школе не имеет главного компонента персонального пространства — «своего» рабочего места.

Это одна из причин неуверенности, незащищённости и, как следствие, отчуждённости от школы.

Ситуация осложняется, если такого рабочего места у него нет и дома.

Ничейные территории

Второе нарушение закономерностей проксемики — наличие «ничейных», «бесхозных» и, как правило, запущенных территорий. Это территории, на которые хоть и «ступала нога человека», но они остались необжитыми. Их не персонализовали, хоть и «наследили». Таковыми могут считаться не только умывальники, туалеты, коридоры, но и, зачастую, учебные кабинеты и аудитории, в которых ученик чувствует себя скорее «пассажиром», временно вынужденно находящимся в зале ожидания душного вокзала.

Опыт свидетельствует, что школьники, особенно старшеклассники, с энтузиазмом берутся за обживание (персонализацию) «запущенных территорий» при условии, что это эта территория станет их постоянным местом встреч и уединений. И тогда сами собой эти пространства становятся чистыми, наполняются зеленью цветов и естественным образом в них поддерживается порядок.

Странное соседство

Третье нарушение закономерности персональности — наличие «непоследовательной субъектной структуры общности», так называемого «странного соседства». Одно из его проявлений — близкое территориальное расположение параллельных классов. Дело в том, что формальное равенство (а в данном случае равенство возраста учеников) — источник невольного сравнивания, конкурентности, которая неизбежно приводит к ухудшению межличностных (и межклассных) отношений, к розни. Так, в результате нашего исследования мы убедились, что в тех школах, где территориально сконцентрированы дети одного возраста, высок уровень отчуждения. Оторванность от главных событий школы отражается на учениках младших классов, особенно в том случае, если их учебные комнаты расположены в отдельном здании или на отдельном этаже. Они продолжают оставаться «маленькими», а резкий переход в здание или на этаж для старших школьников сопровождается дополнительными конфликтами и трудностями адаптации.

Если в школе нет разновозрастного внеурочного общения, то она гораздо менее управляема, в ней преобладает формальный отчуждающий стиль межличностных отношений. Особенно это заметно в огромных школах, где несколько параллельных классов занимают одно крыло или один этаж здания. И наоборот, если в соседних учебных комнатах находятся разные по возрасту классы, это способствует созданию в школе атмосферы заботы, взаимопомощи и уважения. Это легко наблюдать в маленьких однокомплектных школах, где нет параллельных классов.

В школах и детских садах, где реализована возможность разновозрастного (или межвозрастного) обучения наблюдается более высокий уровень доверительных отношений. Об этом свидетельствуют исследования Л. В. Байбородовой 3 (Ярославль) и М. М. Батербиева 4 (Усть-Илимск).

1 Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ//Личность и предметно-пространственная среда/Ред.-сост. З. И. Рябикина. — Краснодар: КубГУ, 2000. С. 105.
2 Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ//Личность и предметно-пространственная среда/Ред.-сост. З. И. Рябикина. — Краснодар: КубГУ, 2000. С. 88.
3 Байбородова Л. В. Воспитание учащихся в разновозрастных группах сельской малочисленной школы//Воспитание в сельской школе. Мат-лы Всероссийского семинара. Ч. II/Сост. Е. А. Салина. — Кострома: Эврика-М, 2002. — С. 14–22.
4 Батербиев М. М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. — Братск: Издательский дом «Братск», 2001. — 144 с.

Источник

Кабинетная система обучения

Отвечает уровню современных требований к технической и методической оснащенности школьного урока. В оборудовании кабинета учитывается специфика учебных дисциплин. В каждом кабинете сосредоточена необходимая номенклатура картинных, графических, объемных (муляжи, модели) наглядных пособий, книг (учебники, задачники, хрестоматии, словари и др.), простейших технических средств (фильмоскопы, кодоскопы, эпидиаскопы, киноаппараты) и другое оборудование.

Кабинетная система обучения позволяет сосредоточить в одном месте средства, приборы и аппараты, необходимые для эффективного усвоения учащимися содержания учебных дисциплин.

Связанные понятия

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.

Репетитор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Пото́к или уче́бный пото́к в высших учебных заведениях — несколько учебных групп одной или схожих специальностей. Как правило, лекция читается в больших аудиториях для всего потока, в то время как семинар, лабораторное или практическое занятие проводится для каждой группы по отдельности. Такая система позволяет экономить время квалифицированных лекторов. Однако в случаях, когда на факультете к одному потоку относятся студенты не одной специальности, а нескольких схожих, то из-за разницы учебных планов.

Источник

1.1. Кабинетная система обучения

В практике российской общеобразовательной школы наибольшее распространение получили две системы обучения: классно-кабинетная и кабинетная.

При классно-кабинетной системе основным местом занятий учащихся является классная комната. Она закрепляется за классом на весь учебный год. Учителя-предметники приходят к учащимся и по возможности приносят с собой учебные пособия, технические средства и другое демонстрационное оборудование. Классно-кабинетная система повсеместно применялась в школах нашей страны до середины шестидесятых годов двадцатого века. В настоящее время ее применяют в начальной общеобразовательной школе, малокомплектных школах и частных учебных заведениях.

Совершенно другое положение при кабинетной системе обучения. Основным местом занятий учащихся является не классная комната, а предметные кабинеты. Учащиеся переходят из кабинета в кабинет, из лаборатории в лабораторию, чтобы заниматься по каждому предмету в специально оборудованном учебном помещении.

Таким образом, кабинетная система обучения – это определенным способом организованная деятельность учащихся, при которой обучение проводится в специализированных предметных кабинетах.

Предметный кабинет – это помещение в школьном здании, оборудованное в соответствии с целями и задачами изучения данного учебного предмета и специфики учебной деятельности учителя и учащихся. В предметном кабинете проводятся обязательные уроки, факультативные и элективные занятия, внеурочная работа с учащимися. Здесь учителя готовятся к урокам, знакомятся со средствами обучения. В предметном кабинете проходят заседания методических объединений учителей-предметников школы, осуществляется систематическое повышение их научной и педагогической квалификации.

Основными условиями оптимальной организации кабинетной системы являются: четкое соблюдение предметной специализации учебных кабинетов, учет возрастных особенностей учащихся, совершенствование организационно-педагогических условий труда.

При организации предметных кабинетов необходимо придерживаться возрастного принципа. Он состоит в том, что кабинеты оборудуются для учащихся определенной возрастной группы: 5–6, 7–9, 10–11 классов.

В малокомплектных школах, с целью рационального использования учебных помещений, создаются интегрированные (многопредметные) кабинеты, в которых преподаются два или более родственных учебных предмета. Например, химия – биология, физика и химия, физика и естествознание, математики и информатики, история и география, русский язык и литература. Для национальных школ в одном кабинете могут преподаваться родной язык и национальная литература.

В малокомплектных школах, в случае если число учащихся очень маленькое, могут быть созданы три кабинета: естественного цикла, в котором совмещается изучение физики, химии, биологии, географии; гуманитарного цикла – для преподавания русского языка, иностранного языка, литературы, истории и математического – для преподавания математики, информатики.

В общеобразовательных школах при кабинетах физики, химии, биологии, географии, информатики предусмотрены препараторские (лаборанские) комнаты. При интегрированных кабинетах создаются две препараторские: для физики и биологии и отдельно для химии, чтобы не портилось физическое оборудование из-за возможной коррозии металлов.

Основные усилия передовых школьных коллективов до середины XX века были сосредоточены на организации учебных кабинетов, главным образом, естественного цикла (физика, химия, биология, география), так как преподавателям соответствующих предметов необходимо было проводить много практических работ и использовать разнообразные приборы, наглядные пособия, таблицы и др.

Начиная с середины XX века успехи обучения в созданных школами предметных кабинетах указанного цикла побудили органы образования и школы действовать в двух направлениях: добиться организации во всех школах кабинетов естественнонаучного цикла и начать широкое развертывание кабинетов гуманитарного цикла (истории, родного языка, литературы, музыки и т. п.). Эту работу возглавил существовавший в те годы при Академии педагогических наук Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения.

Развитием кабинетной системы занимались ученые-педагоги И. И. Дрига, Т. С. Назарова, С. Г. Шаповаленко, Л. П. Прессман, Н. С. Придонова, И. С. Попов, А. А. Покровский и др.

Кабинетная система получила широкое признание и за рубежом. Особенно хорошо она развита в Германии. О степени развития учебно-материальной базы школ Германии свидетельствует, к примеру, тот факт, что в распоряжении немецких учителей по Перечню учебного оборудования находится более 3000 наименований средств обучения и огромное количество учебных фильмов и компьютерных программ.

Значение кабинетной системы обучения определяется тем, что физиологией и психологией труда установлены некоторые закономерности, характерные для физической и умственной деятельности. Известно, что неприспособленность рабочего места для труда (неудобная мебель, отсутствие должного освещения и т. д.) затрудняет восприятие и усвоение учебного материала, сбивает рабочий ритм, снижает интерес к предмету в целом. При этом возрастают симптомы утомления: замедление темпа работы, увеличение количества ошибок, частое появление раздражительности.

Учитель, готовясь к каждому занятию, не только продумывает его цель, содержание материала, не только определяет, какой метод, прием, какие средства применить, чтобы результат был наиболее эффективным, но и учитывает условия проведения урока. Создание благоприятных условий для эффективности обучения – это один из способов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В понятие условий учебного процесса включается комплекс взаимосвязанных составных частей: а) материальные (помещение, в котором проходят учебные занятия; оборудование рабочих мест учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; специальная аппаратура для подачи информации, заложенной в видеофильмах, слайдах, компьютерных программах и т. д.; средства управления процессом обучения); б) гигиенические (санитарные условия, температурный, световой и воздушный режимы) и в) эстетические условия (оформление школы, кабинетов и др.). От правильной разработки и создания оптимальных условий обучения зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса.

Если до недавнего времени дидакты и методисты уделяли в основном внимание содержанию и технологиям обучения, то в настоящее время произошли перемены – условия обучения становятся полноправной составной частью учебно-воспитательного процесса. Обеспечение оптимальных условий для повышения эффективности труда учителей и учебной деятельности учащихся дидакты тесно связывают с дальнейшим развитием кабинетной системы обучения.

Перестройка общеобразовательной школы приводит к совершенствованию кабинетной системы обучения, в которой можно выделить два основных аспекта: дидактический, предусматривающий дальнейшее повышение научного уровня организации учебных кабинетов, приведение каждого кабинета в соответствие с современными требованиями, и социально-материальный, обусловленный новыми задачами по разработке материальных условий для успешного функционирования кабинетной системы в целом.

Новая структура школы и современные технологии обучения приводят к изменениям и в составе учебных кабинетов школы. В частности, появляются специальные тренажерные кабинеты, в которых учащиеся могут самостоятельно работать на компьютерах, лингафонные кабинеты, медиатеки, игровые комнаты, кабинеты психологической разгрузки.

Ведутся постоянные поиски оптимальных эргономико-педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование кабинетной системы обучения, один из результатов этих поисков привел к созданию новой формы использования технических средств в учебно-воспитательном процессе – технических центров.

Первым этапом в разработке технических центров было создание звуковых центров, так называемых РУШ – радиоузел школьный, из которых основная звуковая учебная информация (аудиозаписи, радиопередачи) передавалась в учебные кабинеты.

Развитие современной телевизионной техники дало возможность перехода к следующему этапу – созданию технических центров с замкнутой телевизионной системой. Из такого центра можно передавать по заказам учителей и воспитателей в учебные кабинеты не только звуковую информацию, но и учебные фильмы, диапозитивы, транспоранты, телепередачи, видеозаписи и другой видеоматериал. На базе такого центра можно организовывать работу учебной телестудии.

Постоянное совершенствование компьютерной и видеотехники привели к появлению специальных автоматизированных технических центров – сложных электронно-коммуникативных систем, обеспечивающих автоматизированное управление учебно-воспитательным процессом. Такие центры являются основой информационной инфраструктуры образовательного учреждения.

С появлением технических центров, обеспечивающих автоматизированное управление учебно-воспитательным процессом, начинают на практике реализовываться элементы кибернетической педагогики – науки об оптимальном управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическими системами; науки о технологиях обучения и воспитания на основе кибернетического подхода и применения электронно-вычислительной техники. На рис. 1.1 показана структурная схема автоматизированного технического центра учебно-воспитательного учреждения.

Кабинетная система обучения в школе что это. Смотреть фото Кабинетная система обучения в школе что это. Смотреть картинку Кабинетная система обучения в школе что это. Картинка про Кабинетная система обучения в школе что это. Фото Кабинетная система обучения в школе что это

Рис. 1.1. Структурная схема автоматизированного технического центра учебно-воспитательного учреждения

В структуру кабинетной системы общеобразовательной школы входят специальные кабинеты по технологии, в которых осуществляются трудовое обучение и производственный труд. В состав таких кабинетов могут входить: школьная столярная мастерская, мастерская по обработке металлов, мастерская по обработке тканей, мастерская по кулинарии, кабинет электротехники, кабинет эстетического и художественного воспитания, кабинет профориентации. Для сельских школ актуальным является создание кабинетов по изучению автомобильного дела и основ механизации.

В зависимости от условий работы общеобразовательной школы возможны следующие варианты организации предметных кабинетов:

• специализированные предметные кабинеты по одному предмету для отдельных параллелей и групп классов;

• специализированные предметные кабинеты, но с проведением в них нескольких занятий по другим предметам;

• интегрированные кабинеты, оборудование которых предназначено для проведения занятий по двум и более родственным предметам.

Исходными данными для расчетов необходимого количества кабинетов по предмету являются количество уроков в неделю, количество параллельных классов и учителей, преподающих в них, пропускная способность кабинетов и сменность занятий в школе.

Структура кабинетной системы не является чем-то постоянным, неизменным. Она видоизменяется с развитием общеобразовательной школы, так как в школе меняется соотношение классов, количество учащихся, вводятся новые предметы и технологии обучения, что приводит к существенным изменениям в структуре кабинетной системы.

Многолетний опыт работы школ определил основные требования к кабинетной системе и позволил создать соответствующие им модели современных предметных кабинетов. При их разработке учитывались цели обучения и воспитания, стоящие перед современной общеобразовательной школой, а также дидактические принципы педагогики.

Кабинетная система должна обеспечить такие условия, которые позволяют осуществить: научность преподавания, тесную связь преподавания с практикой, наглядность преподавания, единство теории и практики, соединение обучения с общественно полезным, производительным трудом, всестороннее гармоничное развитие личности обучаемого, комплексный подход к воспитанию учащихся, повышение воспитывающей функции общеобразовательной школы.

На базе этих дидактических принципов сформулированы ведущие дидактические требования к оборудованию предметных кабинетов. Естественно, специфические требования определяются особенностями изучения того или иного предмета. Каждый предметный кабинет должен: а) обеспечить учителю и учащимся оптимальные условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса; б) позволить учителю применять наиболее эффективные методы и приемы работы на уроке и во время внеурочных занятий; в) способствовать эффективному использованию учебного оборудования и технических средств обучения.

При оборудовании предметных кабинетов необходимо учитывать не только педагогические требования, но и эргономический подход, учитывающий особенности деятельности учителя и учащихся при изучении конкретного учебного предмета. В соответствии с этими требованиями необходимо: оптимально организовать рабочие места учителя и учащихся; обеспечить возможность всех функциональных действий во время урока; создать благоприятные условия для учебного процесса по предмету с помощью применения разнообразных методов и приемов; предусмотреть оптимальные условия для рационального использования средств обучения; обеспечить надежность и долговечность используемого оборудования; добиться рационального использования учебной площади кабинета.

Разумеется, обязательно должны учитываться и соблюдаться эстетические требования (интерьер кабинета, дизайн приборов).

На основе дидактических и эргономических требований к организации предметных кабинетов сформулированы перечисленные ниже требования к оборудованию современного предметного кабинета в общеобразовательной школе:

• оборудование предметного кабинета должно полностью соответствовать содержанию образования и технологиям обучения;

• все приборы, предназначенные для общих установок, должны соответствовать друг другу и специальному оборудованию помещения; необходимо рациональное сочетание всех элементов оборудования с учетом возможных связей и зависимостей между ними;

• кабинет должен оснащаться минимальным количеством оборудования, позволяющим получить максимальный педагогический эффект;

• оборудование предметного кабинета должно отвечать конкретным условиям работы в школе, ее территориальному местоположению и материальным возможностям. То есть необходимо учитывать число параллельных классов, контингент учащихся, местные производственные предприятия, удаление от районных центров, сложившиеся традиции в работе учителей-предметников по использованию приборов и учебно-наглядных пособий и т. п.;

• оборудование кабинета должно полностью отвечать требованиям санитарной гигиены и техники безопасности.

Для создания оптимальных условий каждый предметный кабинет оснащается: мебелью, досками и оргтехникой; комплектом учебного оборудования и учебно-наглядных пособий; техническими средствами обучения; учебно-справочной и научно-методической литературой; дидактическими и учебно-методическими пособиями; противопожарным инвентарем; средствами первой медицинской помощи (аптечкой); инструкциями по технике безопасности и правилам поведения учащихся в предметном кабинете; журналами вводного и периодического инструктажей по технике безопасности; инвентарной книгой для учета учебного оборудования.

В предметном кабинете необходимо иметь материал для организации самостоятельной работы учащихся: карточки для индивидуальных и групповых занятий, практических работ; наборы текстов контрольных работ по темам в нескольких вариантах и т. п. Кроме того, в кабинете рекомендуется иметь учебные стенды, портреты выдающихся ученых, календари знаменательных дат, письменные работы учащихся (сочинения, отчеты о практических работах, рисунки и пр.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *