Кабинеты обслуживающих видов труда что это
Нормативы
МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2. НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании.
Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся
во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:
в слесарной мастерской — 4 м2;
в столярной мастерской — 4. 5 м2;
в швейной мастерской — 4 м2.
Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:
для токарей — 6. 8 м,
для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9м2;
для электросварщиков — 7,5 м2.
Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.
Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V— IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.
Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 —20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.
2.1. МАСТЕРСКИЕ ПО ОБРАБОТКЕ
ДРЕВЕСИНЫ И МЕТАЛЛА
1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.
2.Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
3.Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.
4.Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
5. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
6.Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
Рис. 1. Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы:
Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы
ПОМЕЩЕНИЯ
1. мастерская по обработке древесины;
2. мастерская по обработке металла;
3. кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;
4. кабинет по кулинарии;
5. заготовительное отделение по деревообработке;
6. инструментальная (технический труд);
7. заготовительное отделение по металлообработке;
8. инструментальная (обслуживающий труд);
9. рекреация;
10. комната гигиены и туалеты для мальчиков;
11. комната гигиены и туалеты для девочек;
12. подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. доска классная с одной рабочей поверхностью (2000 х 1200);
2. стол учих 600 х 760);
4. шкаф для учебных пособий (884×445 х 1830);
5. тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);
6. станок токарно-винторезный (1100 х 470 х 1020);
7. стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);
8. подтоварник производственный (1500 х 500 х 280);
9. верстак столярный (1250 х 575 х 780);
10. верстак слесарный (962 х 670 х 1360);
11. машина швейная (500 х 750 х 300);
12. стол раскройный (3000 х 1100 х 900);
13. стол гладильный (1500 х 400 х 826);
14. шкаф для платья и белья (800 х 400 х 1700);
15. станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);
16. станок токарный по дереву настольный (1250 х 570 х 475);
17. станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);
18. электропечь камерная лабораторная (629 х 700 х 480);
19. станок фуговально-пильный (840 х 500 х 460);
20. станок круглопильный школьный (850 х 500 х 680);
21. плита разметочная (400 х 400);
22. электроточило наждачное (400 х 340 х 340);
23. стол письменный однотумбовый (1100 х 650 х 850);
24. подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х 1000);
25. кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);
26. трельяж (1200 х 500 х 1550);
27. холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);
28. стол сервировочный (650 х 1400 х 850);
29. стол разделочный (540 х 810 х 760);
30. плита электрическая (500 х 540 х 760);
31. шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).
Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV – VIII классов:
Рис. 5. Инструментальная — комната мастера: Специальное оборудование (см. рис: А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или Кабинеты обслуживающих видов труда что этоНовые требования к организации технологических процессов и рабочих мест с 2021 года закреплены в разделе VI Санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20). Они утверждены Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40. Этот СанПин вступил в силу с 01.01.2021 и будет действовать 6 лет – до 1 января 2027 года. Он обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к рабочему месту с 2021 годаРАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ Производственное оборудование и рабочие столы должны иметь пространство для размещения ног высотой не менее 600 мм, глубиной – не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, шириной не менее 500 мм. | Про подставку для ног в новом СанПине ничего не сказано. Производственное оборудование должно иметь пространство для стоп высотой не менее 150 мм, глубиной не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм. | Кроме того, такое место нужно оснастить сиденьем-поддержкой. Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи. А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20). Рабочие места и условия прохождения производственной практики для лиц, не достигших 18 лет, должны соответствовать гигиеническим нормативам. В случае превышения на рабочих местах гигиенических нормативов по тяжести и напряженности труда работодателю следует применить один или несколько из следующих методов: Рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля. Размер рабочих помещенийНорматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20): Кабинеты обслуживающих видов труда что этоНОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании. Рис 1. Вариант расположения учебно-производственных
(1) — мастерская по обработке древесины; 1 — доска классная содной рабочей поверхностью (2000* 1200); Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого: Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке: Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15—20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать. Мастерские по обработке древесины и металла 1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ. Специальное оборудование (см. рис. 2—5): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-5О0 или ВЦ-150-200 (1330х400хй) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х А) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430*й) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220Х580ХА) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765х575хй) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х А) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х А) с подставкой. Рис 2. Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV-VIII классов Рис 3. Мастерская по обработке древесины: для школ на 20, 30, 40, 50 классов Рис 4. Мастерская по обработке металла 4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Мастерские по обработке тканей и кулинарии 1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20— 25 % площади). Специальное оборудование (см. рис. 6): А — бытовая универсальная швейная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б — швейная машина с ножным приводом «Чайка 2» на подставке; В — ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д — мойка с сушилкой для посуды; Е — холодильник «ЗИЛ» (732 х 640 х 1375); Ж —вытяжка; И — гладильная доска с приставкой, откидная; К — манекен детский 44-го размера; Л — примерочная с трельяжем; М — стол кухонный рабочий (1200×600*800). Рис. 6. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии а — для школ на 16, 20, 30, 40; 1 — стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200х х 500 х (450) х 660, 720, 780); Примерные нормы расстояний, мм В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 8). Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 * х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 9). Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м. Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.
|