Кабинеты рихтера что это
Кабинеты рихтера что это
«Рихтер» — исторический особняк в центре Москвы, о котором говорят последние полгода: отель, ресторан, галерея, сад, где собираются и останавливаются представители современного искусства и творческой интеллигенции, предприниматели и просто красивые молодые люди.
Esquire поговорил с командой «Рихтера» и сделал путеводитель по пространству, в котором можно провести целый день или остановиться на выходные.
«Рихтер» — это комбинация красоты, любви и свободы. Каждый сантиметр дома сделан с огромной любовью архитекторов (главный архитектор проекта — Артур Макаров), инвесторов, кураторов, художников и всех, кто нам помогал. Он создан с очень чистым видением и огромным уважением к истории. Такой же здесь создается контент — свободный от предрассудков и ограничений, но вдумчивый и серьезный. «Рихтер» — большой дом для москвичей и наших гостей, которые узнают другую Россию — деятельную, звонкую, глубокую и красивую.
«Мы хотели сделать качественную и нетривиальную культурную программу: лекции теоретиков искусства и кураторов со всего мира, концерты новой академической музыки, выставки и показы видеоарта. Недавно торжественно посадили дуб в честь Йозефа Бойса. По пятницам у нас в ресторане ставят музыку с пластинок. Еще у нас появился свой клуб маджонга: раз в неделю можно играть и обучаться у тренеров».
Анастасия Ефимова, основатель:
Ирина Шульженко, куратор:
Сердар Яников, дизайнер:
«Мировая концепция люкса уходит в мини-формат, в отели до трех номеров. У нас здесь — семь, это большие комнаты по 60 квадратов, с разным дизайном, персональным подходом».
«Все номера разные по планировке, конфигурации, но в них есть четкое стилистическое единство. Есть общая связующая линия, но они собраны из разных предметов, которые не повторяются. Стиль old and new позволяет получить тот уровень комфорта, к которому человек привык, при этом иметь доступ к культурным пластам ушедших эпох».
Анастасия Ефимова, основатель:
Иван Дубков, шеф-повар:
Винная карта, разработанная Самвелом Симонянцом, состоит из вин от небольших, но фанатичных производителей, которые чтут традиции своих регионов. Несмотря на компактный размер, карта покрывает широкую палитру стилей — от легких и элегантных до полнотелых и насыщенных. Также карта включает оранжевые вина и петнаты. Это органические и биодинамические вина, производство которых связано с экологическим движением».
Евгений Щур, управляющий
«Здесь будут подаваться закуски: такос в испанском стиле, на завтрак — выпечка. Я буду сам все это готовить, десерты будут больше в итальянском стиле — что-то небольшое, сладкое, чуть больше теста, чем обычно. Днем же будет вермут, весь вермут, который возможно найти в России. Около 15 видов. Формат как в Европе, где люди могут выпить днем или долго сидеть и что-то пить».
«Книги в библиотеке — это подборка Кати Морозовой, главного редактора «Носорога». Это очень редкая селекция книг. Катя сделала фантастический выбор — это книги, которые распроданы во многих книжных Москвы».
«Сад — это место, где мы будем смотреть кино, наслаждаться солнцем, цветами. Авторы летнего пространства — ландшафтный архитектор Сильвия Александрова и архитектор Артур Макаров — разместили на небольшой площади амфитеатр и металлическую конструкцию, которая позволяет интегрировать в сад современное искусство и проводить камерные концерты и ужины».
Артур Макаров, архитектор
«Сад «Рихтера» — это нейтральное пространство, пригодное для фэшн-показов и завтраков, просмотра кино на открытом воздухе и инсталляций современных художников. Сад формируют несколько основных элементов.
Плоскость — это полированный бетон нейтрально-серого цвета, который своей бесшовной структурой объединяет пространство.
Объем — это металлическая конструкция, равнозначная по высоте особняку. В первую очередь она служит основой для инсталляций современного искусства, во вторую очередь — может принять на себя любую функцию.
Третий элемент — это амфитеатр, который противопоставлен конструкции и выполнен в том же ключе».
Сильвия Александрова, ландшафтный архитектор
«Мы привели в порядок заросли старой сирени, посадили много декоративных трав, цветущих с ранней весны до поздней осени, растения, кусты черной смородины, а также рябины и яблони. Работа над садом — это непрерывный процесс».
«Рихтер»: отель, бар и площадка для культурных событий в одном особняке
В Москве открылся дизайн-отель и арт-площадка «Рихтер». Это проект Анастасии Ефимовой, у которой есть опыт в отельной сфере, и издательского дома «Мамихлапинатана», который выпускает самиздат «Батенька, да вы трансформер». «Афиша Daily» поговорила с его основателями и рассказывает, почему это то самое место, которого вам давно не хватало в столице.
Что это за место
Создание особняка XIX века на Пятницкой, 42, в котором открылась площадка, приписывают архитектору и реставратору Федору Рихтеру — отсюда и название нового пространства. В здании сохранился исторический паркет, окна, двери, некоторые детали, а также плафон «Четыре сезона» с изображением гиен, тигров, львов, которых команда Esh Gruppa использовала при разработке фирменного стиля.
Все три этажа и подвал занимает арт-пространство. На первом этаже расположены вермутерия (аперитив-бар), ресторан, бар, библиотека и галерея художника Арсения Жилеяева The Ugly Swans. Второй и третий этажи занимают семь номеров отеля. Также на втором этаже есть большая комната для мероприятий. В подвале — галерея Анастасии Шавлоховой «Сцена», печатная мастерская Esh Print и студия, куда переедет радио «Глаголев FM».
Кто открыл «Рихтер»
У «Рихтера» большая команда, в которой каждый участник отвечает за свое направление. Среди основателей — Анастасия Ефимова, у которой уже есть опыт в отельной сфере: она открыла Brick Design Hotel. Еще три основателя — создатели и управляющий партнер издательского дома «Мамихлапинатана»: Егор Мостовщиков, Антон Ярош и Григорий Туманов.
За наполнение событиями отвечают кураторы — их 12. Среди них Владимир Надеин, основатель Международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF), который курирует кинопоказы. Библиотеку наполняет главный редактор журнала «Носорог» Катя Морозова, музыкальными событиями занимается художник Zurkas Tepla, а основатель Yoga Space Ксения Трушакова отвечает за направление wellbeing.
Здесь и далее фотографии с вечеринки Рихтер х Aytlo
Чем заняться
Прийти сюда можно уже сейчас: на выставку или на одно из мероприятий, например, на ужин. Несмотря на то, что официальное открытие «Рихтера» состоялось 16 сентября, бар, ресторан и вермутерия работают пока только во время событий. Полноценно они откроются в октябре, а чуть позже заработает и отель.
У «Рихтера» есть свой уютный сад с амфитеатром и большим экраном, где можно посмотреть кино или просто выйти подышать. В галереях можно купить картины или просто полюбоваться ими. В студию «Глаголев FM» можно обратиться для записи подкаста, а в библиотеке найти книгу по душе.
В планах у основателей задействовать все пространство особняка и проводить не меньше 15 событий разного формата в месяц: лекции, выставки, спектакли, концерты, вечеринки и все другое, что придумают кураторы.
«После запуска первого проекта — дизайн-отеля Brick — мне захотелось создавать больше возможностей для развития и общения людей. Так появилась идея «Рихтера», который объединил в себе две равнозначные функции: арт-площадку и место для общения, а также отель на семь номеров площадью 40–60 кв. метров. В «Рихтере» сочетается минималистичная мебель и бережное отношение к истории здания, он построен на концепции «New + Old».
Я по образованию политолог, поэтому понимаю важность малого бизнеса: база экономики строится именно на небольших пекарнях, аптеках, кафе, отелях и прочем. Поэтому среди основных задач «Рихтера» — помощь проектам, которые нам симпатичны. Мы готовы их поддерживать и помогать руками и идеями.
Ситуация в России такая: кто хотел уехать, уже уехали, кто сдался — сдались. Но осталась группа людей, которые хотят что-то делать в этой стране. Так вот «Рихтер» — это свободная площадка для этих людей.
Свобода — это самая большая ценность нашей жизни. Вторая — любовь. И это две вещи, которые движут не только мной, но многими другими. Именно таких людей «Рихтер» объединяет вокруг себя. Потому что творчество, саморазвитие, бизнес — все это последствия свободы и любви и их химия».
«За 12 лет дружбы с Настей мы не раз думали создать что-то совместно. Примерно год назад она рассказала об идее создания «Рихтера», и я постепенно втянул в это дело издательский дом «Мамихлапинатана».
Мы все серьезно относимся к совместному труду и созиданию. Команда «Рихтера» — абсолютные фанатики того, чем занимаются. Нам очень важно собираться вместе и что-то создавать. Своим проектом мы хотим показать, что в 2018 году можно расти и заниматься бизнесом. Несмотря на сложные экономические, политические и общественно-социальные ситуации. Можно что-то создать без крупных или государственных денег, без мутных историй.
Еще это способ покопаться в самих себе, в собственных корнях. Нам кажется, что русская культура, искусство, архитектура, фотография и все другое — это огромный пласт для изучения. Именно поэтому нам было важно восстановить особняк и тем самым обратить внимание на его историю.
Теперь мы ищем интересных современников, которых могли бы привести в этот дом. Это настоящая московская история. Это не место, чтобы прийти потусить и бухнуть, это про другое. «Рихтер» для меня — абсолютно отъехавший, самобытный и лютый».
Судя по тому, что я слышал от людей в день открытия и первые дни после, городу это место было нужно — и нужно сильно. Мне говорили что-то в духе: наконец-то появилось такое место, это витало в воздухе и должно было где-то случиться. Приходили люди, которые управляют крупными финансовыми компаниями, те, кто занимаются люксовыми брендами, художники и журналисты, люди из разных сфер. Все говорили буквально одну и ту же фразу: как много здесь людей, которых я никогда не видел, какие они классные! Кажется, для всей этой публики просто не было места, а теперь есть.
Мы в «Мамихлапинатане» ничего кроме медиа в своей жизни не делали, поэтому начинаем делать медиа из всего, что видим. Мы даже шутим между собой, что «Рихтер» — это тоже медиа, просто в форме особняка».
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ. Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.
Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Обязательна предварительная запись перед посещением по телефону: (495) 695–83–46, (495) 697–47–05.
Экскурсия по квартире Святослава Теофиловича Рихтера
1 августа… Все любители классической фортепианной музыки знают эту дату как день ухода из жизни знаменитого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. Время стирает многие имена, но имя этого гениального исполнителя продолжает сиять на музыкальном Олимпе под названием «Его Величество Рояль» и, вне сомнения, будет сиять ещё долгие годы. Наверное, здесь уместно даже будет вспомнить слово ВСЕГДА – музыкальный мир ВСЕГДА будет чтить Святослава Теофиловича, любить и восхищаться его творчеством.
Осталось не только множество воспоминаний и публикаций о Святославе Теофиловиче, записей его исполнений. Остались дома, в которых он жил — их стены до сих пор хранят теплоту и дух своих обитателей.
В Москве квартира, где Рихтер провёл последние почти тридцать лет своей жизни, находится в доме № 2/6 по Большой Бронной улице. Музей-квартира Святослава Теофиловича входит в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, очень внимательные сотрудники поддерживают в ней прекрасный порядок и трепетно заботятся о состоянии всех экспонатов. Я иногда бываю в этих стенах: в самом большом помещении музея проходят интереснейшие концерты, на которых выступают замечательные музыканты, и не только нашей страны. Позже мы поговорим о том, какую программу приготовили сотрудники музея Рихтера к новому сезону, а сейчас — прошу вместе со мной войти в дверь квартиры № 58-59 и окунуться в атмосферу, окружавшую великого пианиста. Научный сотрудник музея Надя Игнатьева проведёт для нас интереснейшую экскурсию. Постараюсь вкратце передать её рассказ.
Святославу Теофиловичу Рихтеру предложили переехать на Большую Бронную в 1969 году. Обычное типовое здание, скажете вы, но будете неправы: в том далёком году, когда Москва не изобиловала высокими 16-этажными домами, подобное строение было пиком архитектурной моды! Но, естественно, не это прельстило Святослава Теофиловича. К концу 60-х годов замечательный пианист был на вершине славы и мог выбрать любую квартиру в самом престижном особняке, но открывшийся вид на Москву из окна квартиры на Бронной настолько восхитил его, что решение было принято совершенно определённо: да, жить только в этом доме. Но переезд состоялся спустя длительное время: надо было решить вопрос о дополнительной звукоизоляции помещения. Прежняя квартира Рихтера в профессорском доме в Брюсовом переулке имела колоссальную акустическую загруженность, поэтому проблема звукозащищённости жилья стояла весьма остро. Строители постарались на славу: объединили две квартиры в одну, значительно усилили пол, в самых больших комнатах сделали высоченные потолки, остальные помещения квартиры оставили низкопотолочными – необходимый эффект поглощения звуков был достигнут.
Все годы жизни С. Т. Рихтера вход в эту квартиру был со стороны половины Нины Львовны Дорлиак. Не секрет, что Святослав Теофилович временами не хотел отвлекаться на общение с людьми – творческий процесс был непрекращающимся, отсюда периоды необходимого затворничества. Все наиболее рутинные и бытовые вопросы решала Нина Львовна, она могла в некоторых случаях даже самых близких друзей отправить домой, если знала, что Рихтер не расположен к беседам.
Но к самой Нине Львовне, которая была профессором Московской консерватории, постоянно шли ученики. В кабинете, который служил репетиционным классом, до сих пор стоит рояль «Бехштейн», на стене – зеркало от пола в полный рост. На столике лежит маленькое зеркало на длинной ручке – это не прихоть или кокетство, а необходимый атрибут работы профессиональных вокалистов. Рихтер говорил Нине Львовне, что она своими занятиями со студентами в какой-то мере примирила его с ненавистными с детства гаммами и арпеджио. Эта комната половины Нины Львовны претерпела наименьшие изменения: мы видим старинный мебельный гарнитур, доставшийся Дорлиак от её матери Ксении Николаевны, бывшей фрейлины последней русской императрицы; на рояле – слепок руки друга Рихтера, пианиста Станислава Нейгауза, на стене – портрет самой Нины Львовны. Никакой вычурности, фальши – этим отличается обстановка квартиры Рихтера и Дорлиак. Рядом с репетиционной раньше была спальня Нины Львовны, теперь комната полностью переделана: на стенах только фотографии великого пианиста. Фотоэкспозиция правой стороны посвящена ставшему уже традиционным фестивалю «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, с левой стороны комнаты – фотографии выступлений Рихтера в разные годы жизни.
Перед половиной Святослава Теофиловича – комната, в которой внимание сразу привлекает портрет молодого Рихтера: таким он в двадцать два года приехал из Одессы в Москву, чтобы поступать в консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Жить юноше было негде, поэтому он спал у Нейгауза под роялем, а вот заниматься приходил к Анне Ивановне Трояновской. У неё в прежние времена была большая квартира на первом этаже дома в Скатертном переулке близ Никитских ворот, а после уплотнения осталась лишь одна комната в коммуналке. И в ней стоял рояль, подаренный Николаем Метнером перед отъездом в эмиграцию. Вот к этому-то роялю и прибегал молодой Рихтер в любое удобное ему время, а чтобы не беспокоить многочисленных соседей, стучал в окошко Анны Львовны условным знаком: это были первые такты «Скитальца» Шуберта.
Трояновская прекрасно рисовала, и именно она передала внешность молодого музыканта. На стенах квартиры много картин: работы Роберта Фалька (который занимался с пианистом и отмечал в пейзажах Рихтера «удивительное ощущение света»), живопись любимых художников – Дмитрия Краснопевцева и Василия Шухаева. Альфред Шнитке писал о Рихтере: «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссёр. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей…».
Главная комната квартиры сейчас служит концертным залом. Здесь стоят рояли музыканта – Steinway 38-го и 62-го годов, два старинных итальянских торшера, подаренные мэром Флоренции, зелёная кушетка, на которой Рихтер часто спал; на стенах много живописи, гобелен… Сейчас всё статично, а при жизни Святослава Теофиловича тут происходили бесконечные перестановки. Рояли часто меняли своё место – именно в этой комнате Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, здесь устраивал прослушивания многочисленных пластинок, которые привозил с гастрольных поездок, проводил столь любимые им «машкерады». «Я кинематографист, но делаю кино пальцами» – так гениальный музыкант говорил о себе.
Фото Елены Билибиной
Перед кабинетом и спальней – проходная комната, в которой висят две куклы работы Резо Габриадзе. Это шаржи на Святослава Теофиловича и Ирину Александровну Антонову, которые художник подготовил к проводящемуся в Пушкинском музее капустнику. Рихтер и Антонова были большими друзьями, и именно по инициативе Ирины Александровны мы имеем счастье приходить на концерты «Декабрьских вечеров». Она узнала, что Рихтер организует музыкальные фестивали во Франции, называемые Музыкальными празднествами в Гранж де Меле под Туром (в Турене), и предложила создать подобное мероприятие в Москве. На вопрос «И где же его мы сможем провести?» Антонова ответила: «У нас в музее». Начиная с 1981 года в декабре в Москву съезжаются замечательные музыканты со всего мира, чтобы участвовать в этом празднике искусства.
Одна из комнат половины Святослава Теофиловича посвящена его родителям. Отец, Теофил Данилович, был замечательным органистом, выпускником Венской консерватории. Он обучил единственного сына музыкальной грамоте, когда тому было пять лет. Затем постоянные занятия с мамой, Анной Павловной, разучивание несложных пьес в четыре руки и мини-концерты в кругу семьи – так началась жизнь у маленького Светика. Но планы мальчика не были связаны с музыкой: юный Рихтер хотел быть драматургом, затем художником-декоратором или режиссёром. Музыка была так же необходима для жизни, как дыхание, ноты проглатывались с поразительной скоростью – это казалось естественным.
Впервые мысль о концертной карьере пришла во время приезда Давида Ойстраха. «Его концертмейстер Всеволод Топилин, — вспоминал Рихтер, — исполнил в первой части концерта — и блистательно исполнил — Четвёртую балладу Шопена. Раз это удалось Топилину, — подумал я, — отчего бы не попробовать и мне?». Окончательное желание играть сформировалось благодаря Нейгаузу. Позже Рихтер признавался: «Мне уже приходилось слышать Генриха Густавича Нейгауза во время одного из его приездов в Одессу, и я просто влюбился в его манеру игры». Итак, Учитель был найден. Именно к нему 1937 году Рихтер в возрасте двадцати двух лет уехал в Москву поступать в консерваторию. Нейгауз был удивлён появлением высоченного возрастного юноши в своём классе, но с присущей ему деликатностью попросил исполнить что-либо. Рихтер играл всё, что было у него в руках, и через десять минут Генрих Густавович произнёс: «По-моему, он гениален». Так встретились Великий педагог и Великий ученик.
Фотография Генриха Густавовича стоит в секретере кабинета Рихтера, там же хранятся и самые ценные экспонаты музея: множество книг (хотя большая часть коллекции перенесена в архивы Пушкинского музея), ноты, письма от друзей, подарки от почитателей таланта музыканта из разных стран мира. Есть один экспонат, сделанный рукам самого Святослава Теофиловича: это игра «Путь пианиста», которую Рихтер нарисовал дважды. Типовая задумка – бросаются кубики и участники игры проходят путь от 1 до 75 – получилась очень оригинальной, выполненной в трактовке, возможной только для пианиста. Святослав Теофилович иногда доставал игровое поле и «путешествовал» по нему со своими друзьями. Лучшие представители российской культурной элиты собирались в этой квартире, и необыкновенная атмосфера царит в стенах и по сей день.
Обстановка квартиры поражает скромностью и рациональностью. Но если мы вспомним дом Рихтера в Тарусе, то поймём, что гениальный пианист был лишён склонности к претензионным интерьерам, им постоянно владело только творческое начало. «Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, з?мки и много красного деревa…» – это слова Святослава Рихтера.
Творческий процесс продолжается в стенах квартиры Святослава Теофиловича и в наши дни.
Вот и закончилась наша экскурсия. Огромная благодарность всем сотрудникам музея-квартиры за служение Великому музыканту.