Кабошон что это в рукоделии как использовать
Что такое кабошон
Слово кабошон (cabochon) родилось во Франции, и дословно оно означает «гвоздик со шляпкой». Им называют как специальную технику обработки натуральных камней (в том числе драгоценных и полудрагоценных), стекла или кораллов, так и сами эти камни.
Кабошон – это техника огранки,которая существует уже множество веков.
Что такое кабошон?
Кабошон – это камни, у которых одна сторона идеально ровная и плоская, а другая выпуклая, округлая. Ранее этим словом обозначали такой способ огранки,при котором у камня вообще не было граней, а только выпуклые поверхности. Сейчас к кабошонам относят и округлые камни, и овальные, и прямоугольные с квадратными. Кабошоны изготавливают в качестве основного или дополнительного элемента украшений, поэтому их форма ограничена лишь фантазией мастера – вплоть до сердечка или креста.
На выбор формы огранки влияют и физические свойства камня. К примеру, овальная форма предпочтительна для минералов, у которых легко расслаиваются сколы. Камни, обладающие световым эффектом астеризма, делают в виде высокого выпуклого круга, что позволяет максимально раскрыть этот эффект.
На форму влияет и назначение украшения, в которое будет закреплен кабошон. Кабошоны квадратной и прямоугольной формы больше подходят для мужских колец, а овальные и округлые – для женских кулонов и сережек.
Виды кабошонов
Кабошон различают по используемому материалу, по форме и по способу огранки. Есть 4 основных способа огранки:
Материал для изготовления и обработка
При ответе на вопрос «Что такое кабошон?» на ум приходят гладкие камешки из натурального или искусственного материала. Для получения нужной поверхности природные камни подвергаются шлифовке, а стекло,искусственные или полудрагоценные камни – огранке. Для шлифовки используют не очень яркие камни, но непременно с красивой текстурой. Натуральные камни сложно сделать блестящими, так как они не имеют граней для хорошего преломления света.
Кабошоны из стекла делают в самых разнообразных оттенках, в том числе полупрозрачных. Часто на них наносят ювелирную декоративную роспись, и они идеально выглядят с черным бархатом и в сочетании с матовым бисером. Каменные кабошоны ценятся необычными сочетаниями цветом и красивыми оптическими эффектами – иризацией и астеризмом. Особо ценятся кабошоны такого цвета и текстуры,которые редко встречаются в природе.
На кабошоны иногда наносят изображения растений, животных и даже портреты людей, но ценится и естественный рисунок. Иногда используют даже необработанный камень – кристаллические минералы и минералы с глянцевой поверхностью.
Для создания кабошонов используют драгоценные и полудрагоценные камни – звездчатые сапфиры и рубины, лунный камень, бирюза,кошачий глаз,хризоберилл и оликоглаз. Не меньшим спросом пользуются украшения из поделочных камней – опала, тигрового глаза, лазурита и нефрита,бирюзы и волосатика, агата и горного хрусталя.
Стандарты качества
При огранке или шлифовке камней для изготовления кабошонов применяется ряд обязательных стандартов. Для каждой формы кабошона и материала существуют свои стандарты размера, высоты, глубины выпуклости. Высота камня зависит от того, какая кривизна у обрабатываемой поверхности. Из прочных камней делают кресты, сердца или квадраты, более мягкие материалы лучше облекать в округлые или овальные формы.
Где используют кабошоны
Кабошоны широко используются при создании колец, кулонов, сережек, брошей и браслетов, для декорирования кошельков и сумок. Создать украшение из кабошона можно и в домашних условиях – для этого в продаже есть специальные металлические заготовки, в которые и вставляются камни. Сделать это проще, если использовать специальные ювелирные инструменты.
Создать брошь, кольцо или сережки не сложно, если подобрать к заготовке кабошон правильного размера, цвета и формы. После закрепления такого правильного кабошона на металлическом основании, в готовое украшение можно внести дополнительные элементы – рисунок,бисер, стразы или полимерные цветы. Из стеклянных кабошонов создают медальоны с портретами близких и любимых людей. Стекло также легко покрывается акриловыми красками.
Если сочетать кабошон с бисером, то можно сделать красивое и оригинальное колье, которое изготавливают на прочной тканевой основе. Сначала по ткани вышивают узор бисером, а затем в некоторые его элементы вставляют кабошоны. Чтобы такие кабошоны прочно сидели в бисерных гнездах, используется прочная нить (например, шелковая). Леска и любая синтетика может быстро растянуться, и кабошон будет выпадать.
Если использовать качественный бисер, в котором все элементы одинакового размера и формы, то украшения из бисера и кабошона будут служить долго и выглядеть дорого. Крепить камни можно не только в колье, но и в серьги и даже кольца.
Теперь вы знаете, что такое кабошоны. Большое разнообразие материалов, которые сейчас есть в продаже, практически не ограничивает фантазию при работе с ними. Творите, экспериментируйте и создавайте уникальные украшения!
Кабошон со всех сторон, или всё о любимом компоненте рукоделий
Немного истории
«Кабошон» — это транслитерация французского слова «cabochon». Переводится оно как «гвоздик с шляпкой», хотя некоторые филологи настаивают на версии «голова».
При обработке «под кабошон» камень за счет шлифовки с одной стороны обретает выпуклую округлую форму, а с другой — становится плоским. Такой вид, по мнению французских ювелиров, напоминает шапочку гвоздя.
При запросах о том, как стала популярной огранки «кабошон», русский интернет дружно выдает легенду о «французском кардинале Жюле Мазарене», том самом, о котором (в итальянской версии — Мазарини) писал Дюма в «Мушкетерах», и который, как считается, и популяризовал кабошоны в 17 веке. Ставший первым министром Франции Мазарен действительно обладал великолепной коллекцией алмазов, а вместе с ней — сложным характером. Возможно, именно поэтому народная молва настойчиво приписывает Мазарену стремление «сэкономить караты» — кардинал якобы просил своих мастеров шлифовать алмаз вместо того, чтобы его гранить. Правда это или нет, мы не знаем, но великолепный бриллиант Gran Mazarin на аукционе Christie’s в 2017-м вполне себе выглядел ограненным.
На самом деле, еще задолго до кардинала «гладкие камни» прочно заняли ювелирный Олимп. Английская версия википедии лаконично формулирует — «кабошон считался методом обработки камня по умолчанию («by default») до того, как была изобретена огранка». Именно такие гладкие камни можно встретить на нарядах королевской знати из Средневековья.
Сегодня в мире достаточно ограночных производств, и кабошоны — больше не вынужденная мера. Но вместо того, чтобы исчезнуть с колец и кулонов своих обладателей, кабошоны, наоборот, только набирают популярность во всем мире. И постепенно — у нас, несмотря на нюансы, о которых чуть ниже.
Видео
Каким самоцветам придают округлую форму?
Для обработки по методу кабошон ювелир может выбрать любой кристалл, обладающий приятным цветом или фантазийным узором. В идеале – и тем, и другим. Самоцветов, которые удовлетворяют этим скромным требованиям, много:
Драгоценная древесная смола – янтарь – тоже более выигрышно смотрится в сглаженном виде
Алмазы при круглой огранке теряют львиную долю привлекательности. Но у непрозрачных гемм она подчеркивает и дополняет естественную красоту. Округление позволяет визуально изменить оттенок или усилить контраст цветовых сочетаний.
История использования
Сам термин cabochon (кабошон) появился примерно в XVII столетии во Франции. Некоторые переводчики утверждают, что на русский слово переводится как словосочетание «гвоздик со шляпкой». А другая группа филологов считает, что дословный перевод – это «голова».
Но задолго до появления термина люди знали, что такое кабошон.
Применяли эту технику при обработке драгоценных и полудрагоценных камней в Древнем Египте и Индии. Однако такая огранка получила популярность благодаря французскому государственному деятелю по имени Жуль Мазарен.
Ювелиры, работавшие над камнями его коллекции, стали применять специальную технику обработки кристаллов. Она давала возможность свести к минимуму потери. Ведь мастера не срезали грани с натуральных камней, а только их шлифовали, создавая округлые экземпляры. Огранка кабошон так понравилась богатым людям, что они с удовольствием стали покупать драгоценности с такими вставками. Мода на украшения распространилась по всей Европе и была актуальна вплоть до начала XX века. В это время появились технологии, которые позволили ювелирам придавать драгоценным и полудрагоценным камням множество граней. Просто ошлифованные образцы считались некрасивыми. Только в конце прошлого столетия мастера вспомнили, что такое кабошон, стали широко применять эту технику. Она остается востребованной до сих пор. Модницы разных возрастов с удовольствием носят украшения с традиционными округлыми и овальными кристаллами.
Союз кабошона с бисером
Утверждать, что бисер и кабошон созданы друг для друга, не решимся, ибо два этих рукодельных явления зарождались и развивались по отдельности и самостоятельно. Но с тем, что парочка эта, как нельзя лучше дополняет друг друга, спорить тоже не станем. Союз великолепен, как по внешней сочетаемости, так и по удобству, прочности связывающих его уз. К тому же способов связать существует не один. О каждом и скажем несколько словечек.
Как обшить кабошон бисером?
Этот способ, используемый при создании заколок, брошей, держателей для штор и прочих аксессуарных и интерьерных изысков, пересекается с описанным выше применением кабошона – наклеиванием. Камешек сначала наклеивают на устойчивую основу, а уж потом декорируют бисерными цепочками, обеспечивая ему не только красивое обрамление, но и дополнительную фиксацию в изделии.
В качестве крепёжной основы традиционно используют плотные нетканые материалы, самый привычный из них фетр. Жесткость фетра выбирается в зависимости от веса и размера кабошона: чем тяжелей и крупней камень, тем плотней должна быть удерживающая его основа. И наоборот, чем изящней и миниатюрней кабошон, тем нежней и податливей фетровая основа. Цвет фетра тоже имеет значение, он должен сочетаться с общей гаммой материалов изделия либо быть нейтральным.
Что касается выбора самого кабошона, то новичкам начинать следует с простых форм. Обшить крупный достаточно выпуклый компонент с круглым, овальным или в виде челнока основанием, всегда проще, чем, например, причудливый кабошон-звёзду.
Из других инструментов, помимо бисера подходящего размера, понадобится бисерная игла. Небольшая её толщина не только облегчит прохождение сквозь отверстия бисера, но и сквозь основу. Нить рекомендуется выбирать капроновую: умерено скользит и не путается в работе. А вот леска, даже самая тонкая, может оказаться слишком скользкой, упругой не позволяющей прокладывать мелкие, но точные стежки.
Так же в работе понадобятся ножницы, для обрезания нити и вырезания основы и универсальный клей для рукоделия. Помним, что клей предпочтителен прозрачный, умеренной густоты: чтобы послушно растекался, распределяясь по рабочей поверхности кабошона тонким слоем, но не тёк неконтролируемо.
Пошаговый алгоритм действий хоть и требует усидчивости и внимательности, но достаточно прост:
Как оплести кабошон бисером?
Вторая техника бисерного декора вокруг кабошона не предполагает наличия основы. То есть бисер в ней выступает не только украшением, но и полноценной фиксацией камня в изделии. Из материалов нужно всё то же, что и в первом случае, но уже без клея и фетра. Оплетается кабошон бисерной цепочкой-змейкой. Один из простых способов её создания предлагаем ниже.
Пошаговый алгоритм тоже прост, хотя навыка работы с бисером он требует больше.
Добавим, что бисерные оправы для кабошонов выглядят настолько дорого, что становятся полноценной заменой металлическим, и даже тем, что исполнены из благородных металлов. Фиксацию камня, при правильно исполненной оплетке или обшивании бисером мастера признают достаточной и надежной для изделий различного функционала. Причём у каждого мастера имеются собственные секреты оплетения камней бисером. Достаточно попробовать, а навык придёт вместе с опытом.
С чем сочетаются кабошоны
Также очень хорошо смотрятся кабошоны, оплетенные бисером, как правило, такой прием применяется в изготовлении колье. На драповую или другую крепкую тканевую основу нашивают бисер в виде какого-то красивого рисунка или узора. И в некоторые фрагменты этого орнамента вплетают кабошоны различных форм. Иногда мастерицы оплетенные бисером кабошоны используют и для серег, и даже для колец. Для того чтобы качественно оплести кабошон бисером, надо использовать не леску, а нитку, потому что леска имеет склонность растягиваться, и кабошон может выпасть. Также нужно очень внимательно подбирать сам бисер — он должен быть непременно калиброванным, то есть одинакового размера. Это необходимо для того, чтобы кабошон лег ровно и смотрелся дорого.
В целом можно сказать, что разнообразие материалов и цветовых оттенков в производстве кабошонов дают мастерам и мастерицам огромный простор для применения своей фантазии. Поэтому эти изделия из камня настолько востребованы и пользуются большой популярностью.
Жемчуг-кабошон рождает море
Искусственным путем превращать жемчуг в кабошон нецелесообразно, потому что морской минерал сложно поддается огранке в принципе, пока это под силу лишь нескольким ювелирам в мире. Приплюснутыми с одной стороны и выпуклыми с другой перлы делает сама природа.
Такие жемчужины обычно называют пуговицами. Используют их для создания колец, сережек и подвесок. Оправляют в золото разных оттенков, серебро, ювелирные сплавы. В бусине с плоской стороны высверливают отверстие для штифтово-клеевой фиксации на касте кольца или серьги, основании подвески или броши.
Кроме того, жемчуг-кабошон можно соединять с оправой закрепками других типов:
Жемчужины-кабошоны для браслетов, бус, ожерелий просверливают насквозь.
Способы применения
Современные мастера используют кабошоны в таких случаях.
Кабошоны можно увидеть и в дорогих драгоценностях, и в дешевых аксессуарах.
Факты из истории
Если вы никогда не сталкивались с этим понятием, то вам, безусловно, будет интересно узнать о том, что такое кабошон. Изначально кабошон – это полировка, избавление от неровностей и сколов. Обработанный таким образом камень, лишенный острых граней и углов, чаще всего становился похож на овал. Во Франции он получил название «caboche», что в переводе означало «голова».
Самоцветы такой формы были известны еще с древних времен. Ученые-археологи находили уникальные украшения эпохи Древнего Египта. Встречались и прекрасные образцы индийской культуры. Однако широкую популярность огранка кабошон получила в XVII веке, когда жил известный французский государственный деятель Жуль Мазарен.
Удивительно, но в веке ХХ камни кабошоны стали считаться атрибутом женщин «в возрасте», а потом и вовсе потеряли свою актуальность. Появившиеся технологии позволяли придавать кристаллам огромное количество граней, и простая шлифовка ушла на задний план. Однако мода циклична, и в новом тысячелетии модницы снова открыли для себя этот вид украшений.
Что такое кабошоны в рукоделии
Сейчас одним из ведущих направлений является рукоделие. Большинство мастериц поняли, что их уникальные создания способны принести радость в жизнь людей и удовольствие. Рукодельницам открыт большой выбор материалов, из которых они могут творить чудо-изделия. Одними из популярных изделий, созданных своими руками, на сегодняшний день считаются украшения из бисера и с использованием кабошонов.
Что такое кабошоны в рукоделии
Для чего нужны кабошоны
Эти специально обработанные камни обрели широкое применение в создании стильных украшений. Можно сказать, что кабошон – это один из основных элементов фурнитуры, который необходим при изготовлении бижутерии. Эти настолько востребованные детали нашли свое применение в следующих областях хенд мейда :
— скрапбукинг ;
— декупаж;
— вышивка;
— вязание;
— шитье игрушек;
— изготовление бижутерии.
Если вы практикуете одно из перечисленных направлений, кроме того, уже успели приобрести товар в нашем магазине, и не знаете чем приклеить кабошон, заходите в раздел на сайте: « инструменты, клей для бижутерии ». Там вы точно подберете надежное средство для крепления кабошона к изделию. Рекомендуем клей Е6000. Он обладает высоким качеством, быстро сохнет и доступен по цене.
Чтобы изделие, созданное вручную, получилось схожим с натуральными драгоценностями, нужно правильно подобрать камни. К примеру, этими имитирующими драгоценности камнями, могут стать кабошоны, стилизованные под янтарь и бирюзу.
Итак, что такое кабошон в ювелирном деле вы уже знаете. Теперь немного о технике работы с ними.
Если следовать этим незамысловатым правилам, украшение, либо другое творение, будет надежным и долговечным.
Кабошон со всех сторон, или всё о любимом компоненте рукоделий
Популяризацию кабошона частенько приписывают кардиналу Мазарини. Мол, знал он толк в камешках, сам обладал коллекцией экземпляров роскошных. И чтобы не очень-то уж умалять ценную величину, прижимистый кардинал велел не усердствовать камнерезам при обработке его сокровищ: обточили кабошоном и довольно.
На самом же деле, кабошон – правильная выпуклость с плоским основанием – занял свое почётное среди каменных изысков место задолго до кардинальских капризов. Так камешки любили обрабатывать ещё на Древнем Востоке, украшая ими культовые помещения, одежды и украшения правителей. И не только эстетики ради! Мудрецы полагали, что скруглённый камень концентрирует в себе не только свет, демонстрируя себя самого с наилучшей стороны. Он помогает своему обладателю концентрировать душевные силы, волю, внимание… И хоть научных доказательств у этих восточных сказаний нет, но с расслабляюще-приятной тактильностью любого каменного кабошона кабошона тоже не поспорить.
В новое время кабошон взял на себя типично декоративные функции. Раскрывая краски и рисунки самоцветов, он привычно украшал броши на корсажах дамских платьев и мужские запонки. Но вот настал двадцатый век с его модернистическими изломами. А округлый кабошон, будучи объявленным чуть не первым признаком вульгарности, надолго был упрятан модницами в бабушкин сундук.
Новым триумфом кабошона стало XXI столетие, когда грянул повсеместный ретро-бум. Эмилио Пуччи, Фрида, Оскар де Ла Рента – это лишь некоторые из громких дизайнеров, вознесших кабошоны на вершину новой славы. Актуальным трендом он слывёт и по сей день. А всё возрастающая популярность рукоделия заставляет приглядываться к кабошонам ещё более пристально, подыскивая им всё новые и новые применения.
В этой статье мы постараемся подробно разглядеть кабошон со всех сторон. Какие камни пригодны для обработки кабошоном и как её осуществляют? Почему наряду с натуральными камнями в штучном и серийном изготовлении кабошонов популярны и искусственные материалы? Как правильно выбрать кабошон и чем его закрепить? Обо всём этом читайте ниже.
Как делают кабошоны из камня?
Первая стоящая перед камнерезом задача – выбор подходящего материала. Кабошоном обрабатывают преимущественно непрозрачные или полупрозрачные камни, с выраженным рисунком вроде агата или однотонные, но с оптическим эффектом: зрачковые камни, как например, кошачий глаз, с авантюриновой искрой, астеризмом (звездчатость), встречаемым у рубинов, сапфиров, кварцев, иризацией (радужное свечение), как у лабрадора или лунного камня.
Наиболее легко такой, казалось бы, простейшей обработке поддаются камни с высокой и средней твёрдостью, а вот за мягкие, вроде опалов, берутся только самые опытные мастера.
Достаточная твёрдость – это не единственный критерий при подборе материала. Камешек должен быть:
В общем-то опытный камнерез способен сделать кабошоном любой камешек, но чем трудней далась мастеру обработка, тем выше он её оценит. В серийном же производстве, а доступные по цене рукодельные кабошоны – это в основном его плоды, каменный материал подбирается без излишних усложнений.
Изначально камень режется на заданной величины пластины. Закономерность проста: чем крупней и выше нужен кабошон, тем шире и толще пластина. В поставленном на поток промышленном производстве – это параллелепипеды разных пропорций. Дальнейшая их обработка: придание правильной выпуклой формы, шлифовка и полировка поручаются автомату – так называемый «кабошонный станок», послушно создающий стандартные формы согласно заданию копира. Машинным же способом ведётся шлифовка и полировка, не всегда тщательная и без огрехов, но и без увеличения итоговой стоимости.
В ручной же обработке процесс куда более осмысленный и творческий. Сначала к фрагменту камня прикладываются специальные трафареты, имитирующие форму будущего кабошона и позволяющие разглядеть наиболее привлекательные фактурные его участки. Затем наносят контур, по которому, с учётом припуска на обработку, вырезается заготовка.
Чтобы придать куполообразную форму, заготовку сначала приклеивают к так называемому «кичу», а попросту – держаку. Далее за дело берётся шлифовальный круг: сначала по всему периметру наносится широкая фаска, затем постепенно стачивается всё лишнее и проявляется желанный каменный купол.
Идеальная его форма с выравниванием поверхности придаётся уже при финишной обработке. Куполообразную заготовку помещают на «планшайбу» — вогнутое приспособление и интенсивно обрабатывают абразивными порошками, постепенно снижая их зернистость.
Самые ярко сияющие полировки, обычно ценных склонных к раскалыванию камней, вроде шпинели, сейчас ведутся дорогостоящими алмазными пастами.
Полировать по старинке: войлоком, фетром, кожей тоже эффективно, хотя и много дольше, к этому долгому методу прибегают, например, при изготовлении опаловых кабошонов – камешку попросту вредны перегревы от интенсивного трения.
А если на куполе есть крошечные углубления, то они и вовсе полируются ювелирно: тонюсенькй деревянной палочкой с крошечным кусочком абразивной ткани на конце.
Тут уж мастер сам решает, что чем обрабатывать и что при этом целесообразней тратить: время или деньги. Но он это точно не в ущерб себе. За хороший кабошон ручной работы придётся выложить кругленькую сумму. И это уже несомненный авторский эксклюзив!
Кстати, чем менее прозрачен камень, тем меньше поводов озадачиваться его тщательной полировкой. Это попутный ответ на вопрос, почему же прозрачные кабошоны из натуральных камней обычно стоят дороже.
Нужно сделать похожее фото с несколькими кабошонами из натурального камня на руке.
Мы заостряли внимание лишь на кратком перечислении основных операций при изготовлении кабошонов. И хоть мелочи вроде смыва с заготовки масла и купания шлифованного кабошона перед окончательной полировкой упущены, но всё же понятно, почему ручной работы кабошоны из натурального камня на рукодельном рынке встречаются крайне редко. Это товар камнерезных мастерских, адресованный ювелирам и другим выдающимся мастерам.
Те же каменные кабошоны, коими изобилуют витрины популярных магазинов товаров для рукоделия, делаются не из лучшего сырья, промышленным способом (где именно расскажем позже) имеют свои мелкие изъяны, но для недорогой бижутерии и декора они оптимально пригодны и по цене и качеству.
Где производят кабошоны?
Авторские мастерские, где точат, шлифуют, полируют кабошоны из натурального камня имеются повсеместно. Каждый мастер находит возможность сам себя рекламировать и информировать потенциальных покупателей о своём штучном товаре. Мы же поговорим о серийном производстве популярных рукодельных компонентов.
Поставки в рукодельные магазины преимущественно, если не 100% сейчас идут из Китая. Именно там в настоящий момент сконцентрировано мировое камнерезное производство. Именно туда со всего мира завозятся самоцветы в разрешённых таможнями объёмах, а порой, поговаривают, и обходными путями. Те же обработанные кабошоном уникальные чароиты, добываемые в единственном на земном шаре российском месторождении, возвращаются к нам в Россию от китайских камнерезов.
Хорошо это или плохо? Анализировать в масштабах мировой экономики не возьмёмся. Что же касается наших мелких потребительско-рукодельных нужд, то ничего очень уж плохого в этом явлении нет. Вопреки досужим вымыслам, мол, ничего качественного из Поднебесной ждать не приходится, скажем, что поставляемый оттуда рукодельный товар вопиющих нареканий по качеству не вызывает. Особенно тот, что продавцы отдают не за бесценок.
Да, на рынке имеется немало подозрительно дешёвых китайских кабошонов, которые (и это в лучшем случае!) произведены из низкосортного сырья, не без использования искусственно облагораживающих технологий, вроде скрепления смолами и покрытия лаком и прочих ухищрений. Такой товар выдаёт и внешний вид, и цена.
Однако, в развалах и на витринах многочисленных китайских специализированных торговых точек хватает обточенных кабошоном камней достойного качества. Что не удивительно. Китай – это страна, где к камню издавна относились с огромным уважением и всегда умели правильно его обрабатывать. Не утрачен этот исторический навык и теперь.
Как закрепить кабошон в изделии?
Из всех задаваемых новичками кабошонных вопросов – этот один из актуальнейших. Рукодельных техник с применением кабошонов существует немало: бисероплетение, макраме, сутажная вышивка, фриволите (плетение ручного кружева с помощью специальных тупых игл и челноков). Каждая из них предполагает собственные способы крепления кабошонов различных форм в изделиях различного функционала.
Помещение кабошона в оправу
Начнём с этого распространённого средства крепежа, который предполагает вставку камня в уже готовую оправу для него. Оправы обычно покупают одновременно с камнем, подбирая их под конфигурацию и размеры компонента. Помним, что в этом случае оправа выступает не только надежным крепёжным средством, но и принимает на себя эстетическую нагрузку, презентуя камешек, подчёркивая его красоту.
По способам закрепки камня внутри самыми востребованными в рукоделии стали оправы:
Глухая оправа предполагает равномерное непрерывное обжатие уложенного на подложку камня со всех сторон, так называемым «закрепочным пояском.
Примечательно, что фиксация таким способом наиболее бережна. В ней нуждаются камни уязвимые для случайных сколов, например, янтарь, опал. Чтобы увеличить прочность фиксации вместе, а то и вместо обжима камня оправой зачастую используется обычное приклеивание кабошона плоской частью к донышку основы. Применяются подобные оправы в основном для непрозрачных камней. Второе название для такой оправы, более привичное для ушей рукодельниц «сеттинг».
В крапановых оправах (они самые распространённые) – крепёж кабошона осуществляется с помощью крапанов (они же язычки, стойки, приливы) отогнутые изначально, и зажатые до нужной степени после помещения камня внутрь.
Крапановая оправа для кабошонов популярна именно за свою универсальность. Применяется для всех видов самоцветов. В отличие от обязательно закрытой снизу глухой она нередко не имеет подложки на дне, что даёт дополнительную игру света, важную для прозрачных и полупрозрачных камешков. Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение кабошона, создавая ощущение лёгкой воздушности.
Как наклеить кабошон?
Наклеивание – это ещё один и популярнейших кабошоновых крепежей. Казалось бы, проще некуда: берём кабошон, от щедрот намазываем его клеем, приложили, придавили и готово! Так-то оно так. Но если ответ на вопрос, что клеить будем, подразумевается уже в условиях задачки. То под вопросом: на что клеить будем, сокрыты не одна, а сразу две неизвестных. На что именно, то есть на какую основу, клеить будем наш многоуважаемый кабошон? И какой клей при этом использовать лучше? Обе этих неизвестных связаны между собой. Потому, говоря о наклеивании кабошонов, будем обращать внимание сразу на то и другое обстоятельства.
Никакого суперклея!
Как нетрудно догадаться любимый наш и универсальный помощник «суперклей», он же любой клей моментального действия, фигурирует во всех скорых рекомендациях по приклеиванию кабошонов на все виды и качества поверхностей. Но! Советы эти, хоть и скорые, к профессиональным отнести никак нельзя. Приклеить кабошон суперклеем действительно можно. Вот только, как надолго и насколько эстетично? И если для детской поделки на уроках технологии с использованием простенького недорогого кабошона такой способ вполне приемлем, то для более-мене солидного изделия он вопиюще недопустим. Во-первых, составы моментальных клеев весьма разнообразны. Так что неизвестно как отреагирует на компоненты состава приклеиваемый камешек (особенно если он настоящий) или даже основа, на которую его следует прикрепить. Во-вторых, однажды нанесённый, куда бы то ни было, суперклей не спешит покидать свои запятнанные владения, а если уж покидает, то запросто с фрагментами гальванического покрытия, например, восстановить которое уже не удастся. Отвалиться на холоде, при ударе или ещё от какого стресса, приклеенному наспех элементу – всегда пожалуйста. А вот удалить после этого оставшиеся неопрятные следы – с этим много сложней. Так что даже для скоростных и так себе надёжности-ценности кабошонных наклеиваний в сторону суперклея лучше даже не смотреть.
Клей ПВА для таких случаев тоже вполне подходит: держит хуже, сохнет дольше, но зато и стирается обычной водой без особых усилий. К тому же в высохшем состоянии белый изначально клей становится совершенно прозрачным. Кстати, отлично выручает старый добрый ПВА и когда приклеивание – это лишь черновой крепёж, то есть кабошон фиксируется лишь с тем, чтобы в дальнейшем закрепить его основательно обжимными приспособлениями сеттинга или оплести бисером.
Для всех остальных случаев: то есть менее спешных и более ответственных, клей подбирается в соответствии с качеством самого кабошона и поверхности, на которой его предстоит закрепить. Рассмотрим наиболее традиционные:
Из какого бы материала ни была твёрдая основа, а она, как и сама рабочая поверхность кабошона, перед приклеиванием должна быть тщательно обезжирена. Для этого используются спирт, ацетон и пр. Помним, что жидкость для снятия лака, пусть даже ацетонсодержащая, для этой цели совершенно непригодна: в её составе щадящие ногтевую пластину масла, а наша задача обезжирить. Подготовленная таким способом поверхность перед наклеиванием должна быть сухой.
Оптимально подходящими умельцы считают эпоксидные клеевые составы. Марок их от различных производителей существует немало. Главное, на что следует обратить внимание, при выборе подходящей: прозрачность и время отвердевания (около 12 часов при комнатной температуре).
Клей наносится в умеренном количестве: он должен покрыть всю поверхность кабошона, но так чтобы при помещении его под гнёт не вышел за контуры камня. Если это случилось, излишки подтираются осторожно и незамедлительно.
Обезжиривание важно и в этом случае. Причём препятствующий качественной сцепке жировой слой может быть, как на поверхности, например, натуральной кожи. Так и между текстильными волокнами: всевозможные виды защитной пропитки материалов. Для обезжиривания эластичных основ подходят традиционные методы домашней химчистки, а иногда и банальная стирка, но без ополаскивателя.
Перед наклеиванием камня, поверхность ткани расправляется, а такие материалы, как кожа или лайкра рекомендуется немного растянуть. В качестве клея подходит любой из прозрачных текстильных.
Обезжиривание кабошона и здесь лишним не будет. Пористая (даже та что с виду глянцевая) бумага клеится легко и надежно, так что подходящим считается любой универсальный клей для рукоделия. Единственное, если речь ведётся о фотографической бумаге, то клей придётся подобрать соответствующий, не меняющий её вида и свойств. И ещё! Клей наносится на кабошон, а не на бумагу. Это не столько обеспечивает лучшую фиксацию, сколько помогает наклеить бумажную картинку ровно. Сушить следует при комнатной температуре, ни в коем случае не на батарее, иначе велик риск, что бумага сморщится и покоробится.
При необходимости дальнейших манипуляций с клеем, в случаях, когда задекорированный бумажной картинкой кабошон предстоит наклеить на сеттинг, следует дождаться полного высыхания первого клеевого слоя. А потом уже работать над дальнейшим закреплением самого кабошона в изделии.
Союз кабошона с бисером
Утверждать, что бисер и кабошон созданы друг для друга, не решимся, ибо два этих рукодельных явления зарождались и развивались по отдельности и самостоятельно. Но с тем, что парочка эта, как нельзя лучше дополняет друг друга, спорить тоже не станем. Союз великолепен, как по внешней сочетаемости, так и по удобству, прочности связывающих его уз. К тому же способов связать существует не один. О каждом и скажем несколько словечек.
Как обшить кабошон бисером?
Этот способ, используемый при создании заколок, брошей, держателей для штор и прочих аксессуарных и интерьерных изысков, пересекается с описанным выше применением кабошона – наклеиванием. Камешек сначала наклеивают на устойчивую основу, а уж потом декорируют бисерными цепочками, обеспечивая ему не только красивое обрамление, но и дополнительную фиксацию в изделии.
В качестве крепёжной основы традиционно используют плотные нетканые материалы, самый привычный из них фетр. Жесткость фетра выбирается в зависимости от веса и размера кабошона: чем тяжелей и крупней камень, тем плотней должна быть удерживающая его основа. И наоборот, чем изящней и миниатюрней кабошон, тем нежней и податливей фетровая основа. Цвет фетра тоже имеет значение, он должен сочетаться с общей гаммой материалов изделия либо быть нейтральным.
Что касается выбора самого кабошона, то новичкам начинать следует с простых форм. Обшить крупный достаточно выпуклый компонент с круглым, овальным или в виде челнока основанием, всегда проще, чем, например, причудливый кабошон-звёзду.
Из других инструментов, помимо бисера подходящего размера, понадобится бисерная игла. Небольшая её толщина не только облегчит прохождение сквозь отверстия бисера, но и сквозь основу. Нить рекомендуется выбирать капроновую: умерено скользит и не путается в работе. А вот леска, даже самая тонкая, может оказаться слишком скользкой, упругой не позволяющей прокладывать мелкие, но точные стежки.
Так же в работе понадобятся ножницы, для обрезания нити и вырезания основы и универсальный клей для рукоделия. Помним, что клей предпочтителен прозрачный, умеренной густоты: чтобы послушно растекался, распределяясь по рабочей поверхности кабошона тонким слоем, но не тёк неконтролируемо.
Пошаговый алгоритм действий хоть и требует усидчивости и внимательности, но достаточно прост:
Как оплести кабошон бисером?
Вторая техника бисерного декора вокруг кабошона не предполагает наличия основы. То есть бисер в ней выступает не только украшением, но и полноценной фиксацией камня в изделии. Из материалов нужно всё то же, что и в первом случае, но уже без клея и фетра. Оплетается кабошон бисерной цепочкой-змейкой. Один из простых способов её создания предлагаем ниже.
Пошаговый алгоритм тоже прост, хотя навыка работы с бисером он требует больше.
Добавим, что бисерные оправы для кабошонов выглядят настолько дорого, что становятся полноценной заменой металлическим, и даже тем, что исполнены из благородных металлов. Фиксацию камня, при правильно исполненной оплетке или обшивании бисером мастера признают достаточной и надежной для изделий различного функционала. Причём у каждого мастера имеются собственные секреты оплетения камней бисером. Достаточно попробовать, а навык придёт вместе с опытом.
Кабошон и кожа
Натуральная кожа и натуральный камень – это ещё один извечный и непререкаемый союз. Восхитительную сочетаемость обилия сложных и, в то же время, всегда благородных по своей простоте фактур этих подаренных самой природой творческих материалов невозможно не заметить. Даже подвешенный на простеньком кожаном шнурке камешек выглядит оконченной композицией. Что уж говорить, если камешек этот тщательно обточен, являя в своей плавной гладкости неповторимый узор, а шнурок, или даже узкая ленточка отрезана от пласта натуральной хорошей выделки кожи. Эконом-варианты, в виде стеклянных и эпоксидных кабошонов в сочетании с искусственной кожей, художественности своих натуральных прототипов не уступают, но до классики стиля на все времена всё же не дотягивают, да и долговечности от них не ждут.
Посредником между кожей и камнем служит всё тот же наш незаменимый рукодельный знакомец – клей. Правда, здесь мастера отдают предпочтение клею обладающему повышенной надежностью скрепления прочных и неподатливых поверхностей – столярному. Тот же универсальный и проверенный десятилетиями ручного труда «Момент» считается вполне подходящим. А приклеить кабошон к коже можно несколькими приёмами. Точней приём-то один, а вот сопутствующий декор и результат различны.
Как обтянуть кабошон кожей?
Да-да, округлый камешек в этом случает буквально обрастает частично, а порой и полностью кожным покровом. Правда с естественным ростом у процесса нет ничего общего. В основе его упомянутое приклеивание.
Из материалов и инструментов: помимо самого кабошона (помним, что начинающим рекомендуются самые простые формы средней высоты) потребуется кожа – лучше две её разновидности: пожестче для нижней подложки и более нежная, пластичная, которая и станет декоративным обрамлением округлого компонента. Если жёсткой (типажа той, что используется для твёрдых носков обуви) кожи нет, можно попытаться повысить жесткость имеющейся проглаживая её утюгом под мощным воздействием горячего пара. И ещё! Даже если обтянуты кожей компонент – это всего лишь элемент изготовленного из других материалов изделия, величина требуемого для работы кусочка кожи должна хотя бы вдвое превосходить площадь основания кабошона.
В придачу к основным, видимым глазу, материалам используется ещё и картон. Его роль в изделии совершенно незаметна, но именно он обеспечивает надежное клеевое скрепление камня с кожей, выступая посредником между ними, и помогает коже не морщится в процессе высыхания, сохраняя заданную мастером форму. С той же целью иногда используют подложки из пластика, но с ними работать сложней.
Так же потребуется прочная и достаточно толстая (от 0,5 мм) нить: для лучшего скольжения используют вощёные. Пригодится гелиевая ручка для нанесения разметки на кожу и мягкий карандаш, легко расчерчивающий картон. Острые ножницы и очень острый резак. Нужна чайная ложка, прочный гладкий шпатель либо другой какой-то предмет, для разглаживания кожи при натяжке в клеевой фиксации. А ещё может пригодится зажим для бумаги. Инструментарий, в общем-то, каждый мастер подбирает себе сам и порой из весьма неожиданных сподручных средств.
Процесс обтягивания кабошона кожей, хоть длителен, требует сноровки и усилий, но понятен и прост:
Аппликации из кожи и кабошонов
Этот неисчерпаемый кожно-каменный жанр в рамки обзорной статьи уложить попросту невозможно. Умельцы предлагают тысячи вариаций одной и той же техники. А изделия одного и того же автора никогда не повторяются. И всё же общие постулаты выделить можно и здесь.
Будь это брошь, заколка, сумочка, а без подложки из картона при наклеивании кабошона или целой кабошонной компании не обходится и здесь. Остальная же окружающая каменные округлости композиция выкладывается из в общем-то одних и тех же по сути кожаных деталей. Окантовки, заменяющие камню оправу, улитки, гармошки, змейки, заборы, флористические мотивы – всё это делается из:
Всё это разнообразие кожаных форм обрамляет кабошон сочетаясь с ним по цвету или наоборот смело контрастируя с ним. Словом, подобрали кожу под кабошон, кабошон под кожу, продумали эскиз – и вперёд!
Сутажная оправа кабошона
Характерная центральная бороздка тонкой отделочной тесьмы тоже приходится весьма кстати, для декоративного оформления кабошонов. И хоть кабошон и не единственный компонент, что не прочь покоиться среди изящных сутажных завитков, с тем же успехом в них укладывают разносортные бусины, кристаллы и всё, что покажется рукодельнице стоящим труда. Однако, кабошоны, особенно натуральные, сочетаются с составляющими сутаж хлопковыми и атласными нитями весьма благородно и органично. За что и любимы в сутажной бижутерии и аксессуарах.
Какой сутаж подходит к кабошону?
Различается сутаж по ширине, жесткости и составу волокна. Но забегая вперёд, скажем, что кабошоновую оправу можно создать из любой его разновидности. Однако, каждая из разновидностей имеет свои особенности, в чём-то осложняя, а в чём-то наоборот облегчая работу.
Так, производимый в Беларуси узкий, жесткий и плотный сутаж, позволит создать кабошонную оправу сложных и чётких очертаний, ибо форму этот материал держит безупречно и долго. Но! Сам процесс работы с ним осилит лишь многоопытный мастер. Такая тесьма крайне неподатлива, трудно прокалывается самой тонкой иглой даже в один слой. В общем, какой бы великолепный результат она не сулила, а новичкам с ней точно не по пути.
Иное дело китайский атласный сутаж: рыхлый, мягкий, неимоверно яркий блестящий, да к тому же ещё и предельно недорогой. Сияющие многослойные его обвития просто сами укладываются и прошиваются тоже на раз… А на два уже норовят потерять форму и выпустить из объятий скользкий округлый камешек, если уж рукодельница не исхитрилась страховочно закрепить его своими маленькими хитростями.
Кстати, хитрости у каждой мастерицы свои, и нарабатывают их они на практике. Мы же опишем процесс декора кабошонов с помощью сутажного шнура лишь в общих чертах. А вы уж сами решите, стоит ли пробовать и нарабатывать или нет.
Что нужно для оправления кабошона в сутаж?
Помимо собственно кабошона и подходящего к нему по фактуре и цвету сутажа (может быть несколько фактур, разновидностей от разных производителей, например, сочетание матовой и металлизированной тесьмы), в числе основных материалов и инструментов для работы потребуются:
Основные этапы работы
Любой сложности декорирование кабошона сутажом начинается с обвития компонента сутажным отрезком необходимой длины. Он может иметь лишь небольшой припуск для крепления непосредственно возле камня, а может быть довольно длинным, с учётом дальнейших, выкладываемых им витых узоров. В отличие от бусины, кабошон не имеет отверстия, которое тоже используется для фиксации сутажа вокруг. Потому обвивать его придётся со всем вниманием и тщательностью. Чем шире шнур, чем глубже и чётче бороздка, тем легче и надежней будет фиксация. Кабошон укладывается в бороздку шнура боковой выпуклостью. Он охватывается шнуром плотно, но бережно, чтобы не деформировать сутаж излишним натяжением. Два обогнувших и встретившихся в итоге конца шнура сшиваются в точке встречи: чем ближе к камню эти стежки, тем они надежней.
Такой фиксации, явно недостаточно. Вот тут-то и понадобится дополнительное упрочнение конструкции фетром. Одни мастера предпочитают сначала подклеить кабошон к фетровой основе, а уж потом обвивать его сутажом, с дальнейшим пришиванием шнура к фетру. Другие наоборот, сначала тщательно обвивают шнуром, пока ещё не утяжелённый основой кабошон, а уж потом подклеивают его и подшивают уже охвативший камешек шнур к фетру.
В качестве дополнительного декора сутажной оправы для кабошонов может быть использовано несколько слоёв сутажного шнура, сочетание его с другими плетёными или кожаными шнурами, или разбавляющие завитки сутажа бисерные ряды.
Кабошоны в микромакраме
Плоские и объёмные узловые плетения из шнуров и всех разновидностей ниток используются в декоре повсеместно. Особой разновидностью их стало микромакраме – создание женских и мужских аксессуаров, украшений в той же узловой технике, приспособленной к малым, а порой ювелирно малым масштабам. Кабошон и здесь занял своё видное место.
Малые размеры замысловато плетёных вещичек обязывают к подбору особых материалов. Всё то же, что пригодно и для грандиозных плетений, таких как межкомнатная штора или кашпо под увесистого зелёного друга, но всё это тонкое, лёгкое эластичное, позволяющее вязать миниатюрные узелки. Пригодными могут оказаться обычная пряжа для вязания, нитки мулине, самого малого диаметра рукодельные шнуры. Однако для прочности и долговечности изделия предпочтение следует отдавать синтетическим волокнам. Они, кстати, и скольжение при затягивании узелков облегчают. А хлопковые нити приобретают интересную фактуру и дополнительную прочность, когда перед плетением их подвергают вощению.
Изготовление плетёной в технике макраме оправы для кабошона во многом перекликается с созданием сутажной оправы. В основе всё тот же принцип плотного обвития округлого компонента эластичным шнуром. Но здесь, до того, как обвить придётся сплести этот шнур или тесьму самостоятельно.
Способов вязания узелков для получения охватывающего кабошон шнурка умельцы знают множество. Шнурок этот может быть плотным или ажурным. Но он предпочтительно плоский – это главная его особенность. А вот ширина такой оплетки может быть весьма внушительной, вплоть до гнездышка-корзинки, обхватывающей камешек полностью. Это позволяет обходиться без дополнительных креплений и удерживающих камень основ из фетра, картона, кожи и т.д.
Общий принцип тоже понятен каждому: сначала плетётся заготовка оправы, а потом в неё вставляется или ей обвивается кабошон и происходит соединение двух изначально разомкнутых концов или сторон оплетки до получения цельной и надёжной оправы.
Кабошон своими руками
Магазины товаров для рукоделия предлагают множество готовых кабошонов из всевозможных материалов различной степени натуральности: природного камня, стекла, пластика, эпоксидной смолы… Но творческая фантазия ведь неуёмна? Всегда хочется что-то такое, собственноручное, куда душа вложена по полной, а попутно и жажда эксперимента. Ну, что ж. Обзорно расскажем новичкам-экспериментаторам, как возможно проявить кабошонную инициативу в домашних условиях и стоит ли овчинка выделки?
Каменный кабошон
Начнём с самой сложной из всех возможных по изготовлению кабошонов задач. Сложней только стекло, да и то если варить его с нуля, а не использовать заготовки.
Строго говоря, обработка камня кабошоном – это искусство. И хоть на первый взгляд оно не требует столько навыка и усердия, как например, огранка… Но! Идеальный по качеству, а соответственно и красоте кабошон подвластен лишь чутким рукам мастера-камнереза, обладающего к тому же всеми необходимыми трудоёмкому процессу знаниями и оборудованием. Но ведь не боги горшки обжигают? Каждый мастер, когда-то был таким же, как и вы дилетантом и с чего-то начинал.
Начать можно с поиска подходящего материала. Им запросто станет даже найденная на речном берегу симпатичная галька или купленный с оказией образец породы: бесформенный, уже галтованный – не важно. Но вот он перед вами. И хоть камнерезное оборудование в вашем доме, скорее всего, отсутствует, от слова совсем. Отыскать подходящие случаю инструменты в более-менее крепком хозяйстве всё же вероятно. А таковыми могут стать:
Из сопутствующих, но не менее важных материалов потребуется:
Итак, начали!
Оно того стоит? Это вы решите сами, когда попробуете. Кто-то с первой же попытки становится фанатом камнерезного искусства и в дальнейшем обзаводится собственной мастерской со всем в ней необходимым. Кому-то хватает пару раз пройтись пилкой по каменному упорству, чтобы навсегда отказаться от мечты о каменном кабошоне своего имени. Но польза от такой попытки будет в любом случае. По крайней мере, вопрос: почему же каменные кабошоны стоят так дорого, отпадёт сам собой.
Кабошон из стекла
В каменном случае процесс был трудоёмок, но воссоздать его возможно и сподручными средствами. Попытка же создания кабошона из стекла возможна лишь при наличии минимум печи для фьюзинга. У вас таковая имеется? Тогда у вас скорее всего есть и всё остальное:
Сложно со стеклом всё, да? Но это не значит, что вы, отродясь печи для фьюзинга не видевши, не имеете никакого шанса создать свой собственный и неповторимый стеклянный кабошон. Шанс у вас есть превеликий! И даёт его всем желающим любой самый простенький кабошончик из прозрачного стекла.
Достаточно аккуратно наклеить его плоской стороной на бумажное изображение подходящей величины и красивый компонент созданный вами и только вами будет радовать глаз. А если хочется 100% эксклюзива – рисуем картинку самостоятельно: графика, гуашь, акварель, пастель – годится любая из подвластных вам художественных техник. Главное клей подобрать именно тот, что не вступит в нежелательную реакцию с красящими пигментами. А всё остальное дело старания и фантазии.
Кабошоны из полимерной глины и эпоксидной смолы
А вот эти материалы для изготовления кабошонов доступны и просты и самым несведущим рукодельницам. Они продаются в специализированных магазинах для творчества вместе с подробнейшими инструкциями по использованию.
Кабошоны из полимерной глины попросту лепят, запекают, шлифуют полируют. Прозрачные эпоксидные составы заливается в формы и выдерживаются там до полного отвердевания. Причем, помимо самой смолы используются специальные чернила, осторожно смешиваемые до получения размытых рисунков, а то и самые немыслимые добавки. В заливаемой смолой форме запросто могут оказаться живые цветы и сухоцветы, мелкие камешки и ракушки, глиттеры, цветной песок и даже мелкие гвоздики на закуску. Всё это охваченное отвердевшим прозрачной или полупрозрачной основой составляет восхитительные дизайны авторских изготовленных вручную кабошонов.
Творите кабошоны! Творите из кабошонов! И всё у вас обязательно получится!