Каботажный рейс что это
Что такое каботажный груз. Объясняем простыми словами
Каботажный груз — тот, который перевозят по воде между морскими портами одного и того же государства.
Каботажные перевозки используют, если перемещение груза морским транспортом выгоднее, чем автомобильным или железнодорожным. Другой вариант — когда невозможно проложить наземную дорогу между начальным и конечным пунктом.
Пример употребления на «Секрете»
«Мы стали заложниками ситуации. Каботажные грузы, которые следуют из Центральной России в адрес потребителей на Сахалин, Камчатку, Чукотку и в Магадан, видимо, не нужны причалам порта Владивосток. Приоритет отдан транзитным грузам. Наши пароходы ставят в последнюю очередь».
(Гендиректор поставщика цемента «Агент Сервис ДВ» Юрий Смирнов — о том, как осенью 2021 года Дальний Восток столкнулся с дефицитом товаров первой необходимости).
Нюансы
Каботажные перевозки разделяются на два вида:
Изначально термин использовался только для обозначения морских перевозок, но постепенно понятие распространилось на все виды транспорта, в том числе и на автомобили. Так, каботажные автомобильные перевозки — это перевозка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранными перевозчиками. Но в России они запрещены.
Термин «каботаж» произошел от французского «cabotage», а истоки французского слова произошли от испанского «cabo», что означает «мыс». Исторически каботаж означал плавание без выхода в открытое моря, от мыса к мысу. Таким способом передвигались первые судоходы древних египтян, греков и римлян.
Каботажные перевозки
Одна из разновидностей автомобильных перевозок носит название каботажные. Этот вид транспортировки грузов был официально разрешен на территории России только с июля 2020 года. О том, что означает этот термин, какова стоимость подобных перемещений груза и размеры возможных штрафов за нарушение правил, рассказано ниже.
Что означает каботаж и каботажные автомобильные перевозки
Термин каботаж изначально использовался для морских перевозок грузов между портами одного государства. Со временем, это понятие распространилась на все виды транспорта, в том числе, автомобильный.
Каботажные автомобильные перевозки – это транспортировка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранным перевозчиком. Важное условие каботажа – пункты погрузки и выгрузки находятся в пределах государства. Для выполнения подобных действий у перевозчика должно быть оформлено специальное разрешение.
В большинстве стран мира на подобные перемещения наложен запрет с целью поддержания внутреннего рынка и интересов отечественных представителей транспортной отрасли.
Примером каботажной перевозки может служить следующая ситуация. Иностранный перевозчик, перейдя границу страны, отгружает часть товаров при ее пересечении, а остальное доставляет в пункт, расположенный на территории этого государства. До недавнего времени, в России такая ситуация являлась незаконной. Иностранный перевозчик должен был отгрузить в первом пункте все перевозимые им товары, а дальнейшую их доставку осуществляла национальная транспортная служба.
Виды и условия каботажных перевозок
Все виды каботажа разделяются на две большие группы:
Условия осуществления подобных перемещений груза:
Стоимость перевозок
Стоимость перемещения груза иностранным перевозчикам по России напрямую зависит от массы и габаритов товаров, а также расстояния, которое необходимо преодолеть. Примерные расценки за транспортировку груза весом в 1 тонну и объемом 3 кубических метра на расстояние около 1000 км – 12000 рублей. Сумма может увеличиваться за счет предоставления специально оборудованного транспорта и оказания дополнительных услуг по разгрузки и погрузки товаров.
Какие наказаниях и штрафы предусмотрены
Начиная с 8 июля 2020 года, на территории России были разрешены каботажные автомобильные перевозки. Однако, подобное послабление распространяется не на все транспортные средства, а только те, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС. Такие перевозчики смогут выполнить транспортировку грузов по территории Российской Федерации после того как доставили ее до границы.
Каботажные перевозки, осуществляемые другим транспортом, зарегистрированным в иных государствах, по-прежнему находится под запретом.
Начиная с 1 января 2021, года будут действовать следующие размеры штрафов за нарушение:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Каботажные перевозки – это один из способов транспортировки грузов по территории государства с использованием автомобилей иностранного перевозчика. В большинстве стран мира подобная услуга является нелегальной. На территории России разрешение на выполнение подобных действий имеют только организации из стран ЕАЭС.
На каботаж! 16:25, 28 апреля 2021 Версия для печати
Автомобильные каботажные перевозки разрешены далеко не во всех странах. Разбираемся в значениях термина «каботаж» и причинах ограничения или запрета на этот род деятельности на территории ряда государств.
Словом каботаж обозначаются автомобильные грузоперевозки (от погрузки до выгрузки) в пределах какой-либо одной страны, выполняемые перевозчиком из другого государства. В странах, где разрешён автомобильный каботаж, иностранные перевозчики оформляют специальные лицензии.
В рамках всевозможных программ, направленных на поддержку национальных автоперевозчиков, некоторые страны ограничивают или вовсе запрещают автомобильный каботаж у себя на территории. К слову, к последним сегодня относится и Россия.
Само понятие «каботаж» пришло к нам из морских грузо- и пассажиро-перевозок, но значение его очень схоже с тем, что называют каботажем автомобильные грузоперевозчики.
Исторически каботаж — это транспортировка людей или грузов между морскими портами одного и того же государства.
Семидневный каботаж в ЕС
Как нетрудно догадаться, практика автомобильных каботажных грузоперевозок широко распространена в странах Евросоюза, а наибольшая их доля выпадает на Германию.
Тем не менее разрешён этот род деятельности исключительно перевозчикам из государств, входящих в состав ЕС. Причём и это не единственное ограничение для каботажных грузоперевозок на автомобиле.
Для автокаботажников на территории Европейского союза работают так называемые правила 7-ми и 3-х дней.
В течение недели перевозчик имеет право выполнить не более 3-х каботажных автоперевозок подряд по завершении международной перевозки из другой страны ЕС или из третьей страны в страну ЕС, принимающую груз.
Иностранному же перевозчику, прибывшему в другую страну ЕС порожним, даётся право совершить один каботажный рейс не позднее 3-х дней с момента прохождения границы. После этого он может провести ещё 2 каботажных автомобильных грузоперевозки в 2-х других государствах Евросоюза при условии опять же в течение 3-х дней с момента разгрузки на территории страны.
Возможные варианты могут комбинироваться, но количество и сроки таких перевозок не могут превышать отведённых 3-х раз за 7 дней.
Каботажному автоперевозчику во время рейса необходимо иметь на руках документы обо всех операциях, которые он совершил, чтобы он мог в любой момент подтвердить своё право на каботаж. Данные об этих перевозках фиксируются в CMR и в сопутствующих документах, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, точках отправления и доставки.
Нарушения правил автомобильных каботажных грузоперевозок караются большими штрафами, размер которых самостоятельно определяет для себя каждая страна Евросоюза. Например, во Франции сумма штрафа за нарушение правил каботажниками варьируется от 1 500 до 15 000 евро.
Каботаж в РФ
Несмотря на то, что в России автокаботаж под запретом, законопроект, посвящённый регулированию перевозок грузов или пассажиров транспортными средствами, принадлежащими зарубежным перевозчикам, уже рассматривался в Госдуме.
Авторы документа допускают легализацию разовых каботажных автоперевозок для перевозчиков из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Каботажные перевозки в Европейском Союзе. Что следует знать, чтобы уменьшить риск применения санкций?
Каботажные перевозки – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.
Практическим примером такой перевозки может быть следующая ситуация: российская компания перевозит груз из Москвы в Берлин, Германия, и после выгрузки соглашается выполнить перевозку из Берлина во Франкфурт.
В данном случае именно перевозка груза из Берлина во Франкфурт и будет рассматриваться как каботажная перевозка.
Обратный груз из Германии в Россию уже будет рассматриваться как обычная международная перевозка.
Каботажные перевозки в пределах Европейского Союза (далее – ЕС) регламентирует Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1072/2009.
Этот регламент, являясь актом непосредственного применения во всех государствах ЕС, унифицирует правила и принципы каботажных перевозок, а также определяет допустимое количество каботажных операций и период, в течение которого такие перевозки могут быть выполнены.
Перевозчикам, прибывающим из другого государства ЕС или третьей страны и выполняющим каботажные операции, необходимо знать следующие основные правила, которые проистекают из вышеупомянутого регламента:
Хотя правила каботажных перевозок в странах ЕС регулирует один общий регламент, нужно иметь в виду, что в этом регламенте указаны только основные требования. Отдельные страны часто принимают свои внутренние, дополнительные правила в национальном законодательстве, которые действуют в этом конкретном государстве ЕС. Поэтому перевозчики, которые собираются выполнять каботажные перевозки в конкретной стране ЕС, должны быть знакомы не только с вышеупомянутым регламентом ЕС, но также и с правилами каботажных операций, а также командировок водителей (период отдыха и время вождения, оклады водителей в конкретных странах) каждой страны ЕС, в которой перевозчик планирует выполнять каботажные перевозки. Каждая страна может иметь особенности, которые являются специфическими.
В настоящее время особое внимание уделяется борьбе с незаконным каботажем. Незаконный каботаж считается очень серьезной проблемой. Поэтому за несоблюдение правил каботажных операций грозят достаточно серьезные санкции.
Санкции за нарушение правил каботажа налагаются по усмотрению компетентного органа (как принимающего государства ЕС, так и государства, в котором учреждена фирма перевозчика).
Виды санкций за каботажную перевозку:
Регламент предоставляет государствам ЕС достаточно большую свободу действий в вопросах размера штрафов за нарушения правил каботажных перевозок, а также в вопросах применения санкций. Поэтому штрафы за нарушения правил каботажа в отдельных государствах ЕС могут отличаться.
Важно, чтобы не только перевозчики, но и другие лица, участвующие в правовых отношениях перевозки, были бдительны.
При нарушении правил каботажных перевозок штраф может быть наложен не только на перевозчика, но и на экспедитора или заказчика (грузополучателя, грузоотправителя).
По этой причине мы рекомендуем заказчикам и экспедиторам включить в свои договоры (заказы) с перевозчиками дополнительные условия, которые указывают, что перевозчик обязан соблюдать правила каботажа и в случае нарушения данных правил обязан компенсировать не только убытки экспедитора и/или заказчика, но также и убытки клиентов данного экспедитора и/или заказчика.
Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»