Каденция что это такое в музыке
Каденция (музыка)
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Ауфтентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
S o l F a theory
18. Каденция
Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
Основные типы каденций по гармоническому строению:
По положению в форме каденции бывают:
Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.
Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях: 1) появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта; 2) появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу; 3) в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.
Классификация видов каденций принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра – автентической каденции. В музыке XX века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.
Гармоническому типу каденций исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии – медиация (лат. mediation, срединная каденция) и терминация (лат. terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) – открытая (лат. apertum) и закрытая (лат. clausum). В теории полифонического многоголосия конца XV-XVI веков каденции назывались клаузулами (лат. clausula от claudo – замыкать, заключать) и делились на дискантовую, альтовую, теноровую и басовую (названия сохранялись вне зависимости от того, в каких голосах клаузулы находились).
Каденция
Каденция
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко, каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
Кадансы
Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.
Классические каденции различаются по гармоническому строению и местоположению в музыкальной форме.
I. По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения (основной критерий деления); по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).
Основные типы каденций (по гармоническому строению).
1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — заканчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционального состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).
2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).
3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентическая каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)
II. По положению в форме различают каденции: заключительные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); вторгающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
Значение слова «каденция»
1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть, подчеркивающий композиционную целостность произведения.
2. В произведениях для какого-л. инструмента в сопровождении оркестра — вставка виртуозного характера, исполняемая солистом без аккомпанемента оркестра.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАДЕ’НЦИЯ [дэ], и, ж. [ит. cadenza]. 1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения (муз.). || Такой же ритмически-композиционный прием в мелодике поэтического произведения (лит.). В стихотворениях без строфической формы движение ритма прерывается каденциями. 2. Вставка виртуозного характера перед заключительной частью музыкального произведения, дающая исполнителю возможность блеснуть своей техникой (муз.). Блестяще сыграл трудную каденцию.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
каде́нция
1. муз. гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий её в момент перехода, композиционного расчленения ◆ Жемчужина альбома ― концерт Моцарта, для которого Рихтер выбрал каденции Бриттена с его стилем, принадлежащим принципиально иной эпохе, и все же неуловимо «моцартовским», ― цепь времен в реальном действии. Валерий Кичин, «Оазис в пустыне. CD-классика» (2001) // «Известия», 4 декабря 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. вставка виртуозного характера перед заключительной частью музыкального произведения, дающая исполнителю возможность блеснуть своей техникой ◆ Я поднял скрипку и пришел в себя, только когда добрался до каденции в Мендельсоне. Юрий Елагин, «Укрощение искусств», 1952 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В третьей части есть место, где рояль перестает играть и альт остается один. В обычном понимании здесь начинается каденция альта. Юрий Башмет, «Вокзал мечты», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. филол. выделение конца ритмической единицы (при помощи «удлинения» последнего слога, понижения интонации и т. п.), закономерно проводимое на всем протяжении данного ритмического движения ◆ Пытаясь придать ему больше звучности, я невольно прибегал к обычным банальным актёрским приёмам, то есть к ложному актерскому пафосу, к голосовым каденциям, фиоритурам. К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925–1928 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Рассказы его держатся более всего на ритме фразы; на каденции авторской речи. И. А. Бродский, «О Сереже Довлатове» (1991) // «Звезда», 1992 г. (цитата из НКРЯ)
4. полит. жарг. период времени, в течение которого лицо сохраняет полученный статус или занимаемый пост ◆ Либерман ушёл и занялся бизнесом, как потом выяснилось, очень успешно (что ему ещё вспомнят). Нетаньяху остался без него, и огонь СМИ сосредоточился на нем. В 1999-м, не закончив каденцию, он вынужден был объявить новые выборы. Владимир Бейдер, «Русский транзит: из грузчиков в премьеры» // «Огонек», 2013 г. (цитата из НКРЯ)
5. конев. темпо-ритм, который проявляется на рыси и галопе и является результатом естественной гармонии, свойственной лошади, когда она движется с отчётливой равномерностью аллюра, с импульсом и в равновесии ◆ Лошадь, которая движется равномерным, свободным, раскрепощенным аллюром с каденцией, свободна также от боли и функционально здорова. Это показывает, что всадник достиг одной из главнейших целей выездки — восстановления естественного аллюра при движении под седлом. Т. Ушакова, «Оценка качества аллюра» // «Коневодство и конный спорт»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отграничение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?