Каденция что это в музыке
Каденция (музыка)
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Ауфтентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
S o l F a theory
18. Каденция
Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
Основные типы каденций по гармоническому строению:
По положению в форме каденции бывают:
Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.
Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях: 1) появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта; 2) появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу; 3) в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.
Классификация видов каденций принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра – автентической каденции. В музыке XX века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.
Гармоническому типу каденций исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии – медиация (лат. mediation, срединная каденция) и терминация (лат. terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) – открытая (лат. apertum) и закрытая (лат. clausum). В теории полифонического многоголосия конца XV-XVI веков каденции назывались клаузулами (лат. clausula от claudo – замыкать, заключать) и делились на дискантовую, альтовую, теноровую и басовую (названия сохранялись вне зависимости от того, в каких голосах клаузулы находились).
Кадансы
Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.
Классические каденции различаются по гармоническому строению и местоположению в музыкальной форме.
I. По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения (основной критерий деления); по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).
Основные типы каденций (по гармоническому строению).
1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — заканчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционального состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).
2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).
3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентическая каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)
II. По положению в форме различают каденции: заключительные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); вторгающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
Каденция
Каденция
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко, каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
Каденция что это в музыке
Каденция (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь), каданс (франц. cadence).
Половинные каденции. Фригийский каданс
По местоположению в муз. форме (напр., в периоде) различают К. срединные (внутри построения, чаще типа I-V или IV-V), заключительные (в конце осн. части построения, обычно V-I) и до-полнительные (присоединяемые после заключит. К., т. е. оборотов V-I или IV-I).
Кондукт «Quis tibi Christe meritas». 13 в.
Г. дe Mашо. Мотет. 14 в.
Г. Монах. Трёхголосная инструментальная пьеса. 15 в.
Й. Окегем. Missa sine nomina, Kyrie. 15 в.
Возникший подобным образом гармонич. оборот V-I стал всё более систематически применяться в заключит. К. (со 2-й пол. 15 в. и особенно в 16 в. наряду с плагальной, «церковной», К. IV-I). Итал. теоретики 16 в. ввели и сам термин «К.».
М. Гауптман и затем X. Риман раскрыли диалеткику соотношения осн. аккордов классич. К. По Гауптману, внутреннее противоречие начальной тоники состоит в её «раздвоении», в том, что она находится в противоположных отношениях к субдоминанте (содержащей осн. тон тоники в качестве квинты) и к доминанте (содержащей квинту тоники в качестве осн. тона). По Риману, чередование T и D представляет собой простой недиалектич. показ тональности. При переходе же от T к S (что подобно разрешению D в Т) происходит как бы временное смещение центра тяготения. Появление D и разрешение её в T вновь восстанавливает главенство T и утверждает его уже на более высоком уровне.
Б. В. Асафьев объяснил К. с позиций теории интонации. Он трактует К. как обобщение характерных элементов лада, как комплекс стилистически индивидуальных интонационных мелогармонич. формул, выступая против механичности предустановленных «готовых росчерков», предписываемых школьной теорией и теоретич. абстракциями.
Эволюция гармонии в кон. 19 и в 20 вв. привела к коренному обновлению формул К. Хотя К. продолжает выполнять ту же общекомпозиционную логич. функцию заключит. оборота, прежние средства реализации этой функции порой оказываются полностью заменёнными другими в зависимости от конкретного звукового материала данной пьесы (в результате правомерность применения самого термина «К.» в иных случаях сомнительна). Эффект заключительности в подобного рода случаях обусловливается зависимостью средств заключения от всей звуковой структуры произведения:
M. П. Мусоргский. «Борис Годунов», действие IV.
С. С. Прокофьев. «Мимолётности», No 2.
\2) С 16 в. импровизируемое исполнителем или выписанное композитором виртуозное заключение сольной вокальной (оперная ария) или инструментальной муз. пьесы. В 18 в. особая форма подобной К. сложилась в инстр. концерте. До нач. 19 в. она обычно располагалась в коде, между кадансовым квартсекстаккордом и септаккордом D, возникая как украшение первой из этих гармоний. К. представляет собой как бы небольшую сольную виртуозную фантазию на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение К. или её импровизация во время исполнения предоставлялись исполнителю. Т. о., в строго фиксированном тексте произведения предусматривался один раздел, к-рый не устанавливался автором стабильно и мог сочиняться (импровизироваться) другим музыкантом. Впоследствии К. стали создаваться самими композиторами (начиная с Л. Бетховена). Благодаря этому К. больше сливается с формой сочинений в целом. Иногда К. выполняет и более важные функции, составляя неотъемлемую часть концепции сочинения (напр., в 3-м концерте Рахманинова). Изредка К. встречается и в др. жанрах.
\2) Schering A., Die freie Kadenz im Instrumentalkonzert des 18. Jahrh., «Kongress der Internationalen Musikgesellschaft», Basilea, 1906; Knцdt H., Zur Entwicklungsgeschichte der Kadenzen im Instrumentalkonzert, «SIMG», XV, 1914, S. 375; Stockhausen R., Die Kadenzen zu den Klavierkonzerten der Wiener Klassiker, W., 1936; Misch L., Beethovens-Studien, В., 1950.