Каденция что это в музыке

Каденция (музыка)

Содержание

Каденция как категория гармонии

Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).

Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.

Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):

II. По функциональному составу:
II.1. Ауфтентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).

III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).

IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).

Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.

Исполнительская каденция

Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.

Источник

S o l F a theory

18. Каденция

Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.

По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).

Основные типы каденций по гармоническому строению:

По положению в форме каденции бывают:

Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.

Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях: 1) появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта; 2) появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу; 3) в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.

Классификация видов каденций принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра – автентической каденции. В музыке XX века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.

Гармоническому типу каденций исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии – медиация (лат. mediation, срединная каденция) и терминация (лат. terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) – открытая (лат. apertum) и закрытая (лат. clausum). В теории полифонического многоголосия конца XV-XVI веков каденции назывались клаузулами (лат. clausula от claudo – замыкать, заключать) и делились на дискантовую, альтовую, теноровую и басовую (названия сохранялись вне зависимости от того, в каких голосах клаузулы находились).

Источник

Кадансы

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.

Классические каденции различаются по гармоническому строе­нию и местоположению в музыкальной форме.

I. По гармоническому строению каденции различаются по ха­рактеру заключения (основной критерий деления); по функциональ­ному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).

Основные типы каденций (по гармоническому строению).

1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — за­канчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционально­го состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).

2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).

3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентиче­ская каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)

II. По положению в форме различают каденции: заключитель­ные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); втор­гающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Источник

Каденция

Каденция

Содержание

Каденция как категория гармонии

Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).

Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.

Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):

II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).

III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).

IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).

Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.

Исполнительская каденция

Начиная с эпохи барокко, каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.

Источник

Каденция что это в музыке

Каденция (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь), каданс (франц. cadence).

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Половинные каденции. Фригийский каданс

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

По местоположению в муз. форме (напр., в периоде) различают К. срединные (внутри построения, чаще типа I-V или IV-V), заключительные (в конце осн. части построения, обычно V-I) и до-полнительные (присоединяемые после заключит. К., т. е. оборотов V-I или IV-I).

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Кондукт «Quis tibi Christe meritas». 13 в.

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Г. дe Mашо. Мотет. 14 в.

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Г. Монах. Трёхголосная инструментальная пьеса. 15 в.

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

Й. Окегем. Missa sine nomina, Kyrie. 15 в.

Возникший подобным образом гармонич. оборот V-I стал всё более систематически применяться в заключит. К. (со 2-й пол. 15 в. и особенно в 16 в. наряду с плагальной, «церковной», К. IV-I). Итал. теоретики 16 в. ввели и сам термин «К.».

М. Гауптман и затем X. Риман раскрыли диалеткику соотношения осн. аккордов классич. К. По Гауптману, внутреннее противоречие начальной тоники состоит в её «раздвоении», в том, что она находится в противоположных отношениях к субдоминанте (содержащей осн. тон тоники в качестве квинты) и к доминанте (содержащей квинту тоники в качестве осн. тона). По Риману, чередование T и D представляет собой простой недиалектич. показ тональности. При переходе же от T к S (что подобно разрешению D в Т) происходит как бы временное смещение центра тяготения. Появление D и разрешение её в T вновь восстанавливает главенство T и утверждает его уже на более высоком уровне.

Б. В. Асафьев объяснил К. с позиций теории интонации. Он трактует К. как обобщение характерных элементов лада, как комплекс стилистически индивидуальных интонационных мелогармонич. формул, выступая против механичности предустановленных «готовых росчерков», предписываемых школьной теорией и теоретич. абстракциями.

Эволюция гармонии в кон. 19 и в 20 вв. привела к коренному обновлению формул К. Хотя К. продолжает выполнять ту же общекомпозиционную логич. функцию заключит. оборота, прежние средства реализации этой функции порой оказываются полностью заменёнными другими в зависимости от конкретного звукового материала данной пьесы (в результате правомерность применения самого термина «К.» в иных случаях сомнительна). Эффект заключительности в подобного рода случаях обусловливается зависимостью средств заключения от всей звуковой структуры произведения:

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

M. П. Мусоргский. «Борис Годунов», действие IV.

Каденция что это в музыке. Смотреть фото Каденция что это в музыке. Смотреть картинку Каденция что это в музыке. Картинка про Каденция что это в музыке. Фото Каденция что это в музыке

С. С. Прокофьев. «Мимолётности», No 2.

\2) С 16 в. импровизируемое исполнителем или выписанное композитором виртуозное заключение сольной вокальной (оперная ария) или инструментальной муз. пьесы. В 18 в. особая форма подобной К. сложилась в инстр. концерте. До нач. 19 в. она обычно располагалась в коде, между кадансовым квартсекстаккордом и септаккордом D, возникая как украшение первой из этих гармоний. К. представляет собой как бы небольшую сольную виртуозную фантазию на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение К. или её импровизация во время исполнения предоставлялись исполнителю. Т. о., в строго фиксированном тексте произведения предусматривался один раздел, к-рый не устанавливался автором стабильно и мог сочиняться (импровизироваться) другим музыкантом. Впоследствии К. стали создаваться самими композиторами (начиная с Л. Бетховена). Благодаря этому К. больше сливается с формой сочинений в целом. Иногда К. выполняет и более важные функции, составляя неотъемлемую часть концепции сочинения (напр., в 3-м концерте Рахманинова). Изредка К. встречается и в др. жанрах.

\2) Schering A., Die freie Kadenz im Instrumentalkonzert des 18. Jahrh., «Kongress der Internationalen Musikgesellschaft», Basilea, 1906; Knцdt H., Zur Entwicklungsgeschichte der Kadenzen im Instrumentalkonzert, «SIMG», XV, 1914, S. 375; Stockhausen R., Die Kadenzen zu den Klavierkonzerten der Wiener Klassiker, W., 1936; Misch L., Beethovens-Studien, В., 1950.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *