Кадетский класс что это такое
Кадетский класс в московской школе: самое важное и интересное о проекте и программе обучения
Проект «Кадетский класс в московской школе» был запущен Департаментом образования и науки города Москвы в 2014 году. В рамках проекта школы-участницы тесно сотрудничают с воинскими частями и подразделениями силовых министерств и ведомств для организации экскурсий и практик, а также по вопросам организационно-методического сопровождение подготовки кадет к демонстрационному экзамену по военной подготовке и предпрофессиональному экзамену.
Участниками проекта «Кадетский класс в московской школе» по данным 2020 года являются 234 школы.
Особенности кадетских классов
В кадетских классах предусмотрена одновременно военная подготовка и программа среднего учебного заведения. Можно сказать, что здесь обучают и готовят стать военными, что дает прекрасную возможность проверить свою готовность и способность к такому пути. Помимо общего профиля, существуют кадетские классы военно-музыкальной направленности.
Как правило, в кадетские классы набирают с 7 класса. Но есть школы, где к этой ступени готовят уже с 5 класса.
Что касается общеобразовательных предметов, то в кадетских классах делается упор на историю. В них учащиеся углубленно изучают этот предмет. Это правило для каждой школы, а что касается изучения других предметов, тут уже все зависит от учреждения, которое вправе самостоятельно составлять учебный план. Но в основном в кадетских школах преимущество дается таким предметам, как математика, физика, иностранные языки. На сегодняшний день в Москве есть кадетские классы для мальчиков, для девочек и смешанные.
Кадетов не только готовят к военной жизни или к армии, а еще и учат быть порядочными, дисциплинированными, способными прощать и помогать нуждающимся, и что очень важно – любить свою Родину.
Окончив кадетский класс, ребенок может с легкостью поступить в военное училище, и ему будет намного легче, чем детям без такой подготовки, поскольку он уже приучен к режиму и владеет основами военного дела. Более 75 % учащихся в кадетских классах поступают в военные училища и продолжают строить карьеру.
Учебный день кадета весьма отличен от дня обычного школьника. После того, как уроки закончились, кадеты идут строем в столовую, а после обеда они идут не домой, как это происходит в обычных школах, а на строевую подготовку. Да и сами классы тут называются взводом, а староста именуется командиром.
Далее у кадетов начинаются дополнительные секции. В качестве примера приведем некоторые из них: стрельба в тире, различные виды спорта, курсы военных переводчиков, боевые искусства, зачастую даже танцы (какой военный не умеет вальсировать?!) и др. Домой кадеты возвращаются не раньше 18:00.
Обучение в таком режиме подойдет не для каждого. И тут дело даже не в самой нагрузке образования, а в том, что в кадетских школах дети живут, как солдаты. У них есть 3 комплекта униформы, которая исключает любое проявление индивидуального стиля. Кадеты везде ходят строем, у них каждый день начинается и заканчивается строевой подготовкой.
Программа обучения
Программа дополнительного образования нацелена на подготовку кадет к гражданской и военной службе, в том числе к поступлению в вузы силовых министерств и ведомств Российской Федерации.
Обучающиеся кадетских классов в зависимости от профиля подготовки чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, иностранные языки, историю, информатику, основы безопасности жизнедеятельности, физкультуру, но еще одно условие результативного профильного обучения – возможность выбора элективных курсов, таких как:
Приоритет гражданского и патриотического воспитания достигается через основное образование (уроки истории, обществознания, литературы и русского языка, ОБЖ и других общеобразовательных предметов), систему дополнительного образования (занятия «Основы военной службы», «Военно-прикладные виды спорта», «Защитник Отечества», «Школа карабинеров», «Стрельба из пневматического оружия»), систему воспитательной работы (духовное развитие).
В кадетских классах с приоритетным изучением музыкально-эстетических дисциплин в программу входят уроки искусства, музыки, обучение игре на духовых, ударных инструментах, фортепиано; сольфеджио, хор, вокал и др.
Олимпиады и мероприятия, в которых участвуют кадетские классы
Как поступить в кадетский класс в московской школе
Оказывается, устроить ребенка в кадетский класс не так-то просто. Прием осуществляется из числа обучающихся, годных по состоянию здоровья, и на основании интегрированных результатов образовательной деятельности обучающихся. Речь идет об аттестации по учебным предметам: русский язык, математика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Также в рассчет берутся результаты диагностики МЦКО по предметам, определяемым школой. Кроме того учитываются результаты участия в олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников; Московская олимпиада школьников и Московская олимпиада «Не прервется связь поколений».
К слову, преимущественным правом при приеме в кадетские классы пользуются дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей или проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также другие льготные категории детей.
Экзамены, которые сдают ученики кадетских классов
Из первых кадетских уст
В качестве заключения публикуем интервью, которое наша редакция взяла у ученика кадетского класса гимназии 1583 имени К.А.Керимова. Надеемся, оно дополнит статью и поможет принять правильное решение.
День в кадетском классе начинается обычно с построения. У каждого кадетского класса есть военный руководитель. У нас обучаются и девочки, но для них нагрузку, конечно, стараются меньше давать. Основные три компонента, отличающие нас от других классов – это уклон на физическую подготовку, на общую безопасность жизнедеятельностьи (ОБЖ) и на военную подготовку. Поначалу, если честно, очень трудно даётся такая нагрузка, все жалуются, но потом привыкают.
В целом могу сказать, что мне нравится здесь учиться. Если честно, пока я учился в обычном классе – это был какой-то «день сурка», а в кадетском классе есть разнообразие. Конечно, нагрузка большая и занятий много до вечера, но если нет никаких секций, кроме кадетского класса, то всё вполне удобно и к тому же бесплатно.»
Из обычных школьников — в военные музыканты: чему учатся в кадетских классах
Ученики московской общеобразовательной школы № 1770 в районе Нагатинский Затон не похожи на обычных учеников. Они носят кадетскую форму, осваивают духовые инструменты, играют в настоящем оркестре и могут стать военными музыкантами. Параллельно с учебой они участвуют в многочисленных культурных мероприятиях.
Как учатся кадеты, чем они отличаются от других школьников и кем становятся после окончания школы — расскажет mos.ru.
Из Кремля на урок
Коридоры школы встречают непривычной тишиной. Никто не дерется, не кричит и не бегает. И причина не только в дисциплине. За день до этого дети выступали в составе оркестра на кадетском форуме в Кремле и по домам разъехались поздно вечером. Но утром все равно пришли к первому уроку. К поблажкам здесь не привыкли.
«Учиться у нас интересно, но трудно, — рассказывает учитель химии, куратор проекта «Кадетский класс в московской школе» Ирина Орлова. — Дети знают понятия “должен” и “обязан”. Мы не спрашиваем: “Ребята, кто хочет поехать?” Мы приходим и говорим: “Завтра мы едем”».
На форуме выпускница школы № 1770 Любовь Куприянова получила благодарственное письмо Мэра Москвы за отличную учебу и активное участие в общественной жизни. Сейчас она учится на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, планирует стать экстремальным психологом. Такие специалисты помогают людям, находящимся в экстренной ситуации, например в местах катастроф.
«Хочу быть военным»
Подрастает уже другое поколение. Ученик девятого класса Алексей Зунин играет на валторне, гитаре и ударных, занимается самбо и строевой подготовкой, учит английский, увлекается стрельбой.
«В пять лет я решил, что хочу быть военным. И решения своего с тех пор не поменял, — рассказывает Алексей. — Мне очень нравилась форма, романтика этой профессии, я посмотрел много фильмов о работе военных и спасателей. В кадетском классе в этой школе училась моя подруга. Поэтому в 10 лет я решил, что хочу поступать сюда».
Родители Алексея работают в сферах, никак не связанных с армией и госслужбой, однако перечить желанию сына не стали. Теперь все решения, связанные с образованием, молодой человек, по его словам, принимает сам. Каждый день после уроков он занимается в различных секциях. Репетиции оркестра могут проходить в выходные дни и во время каникул. Зато юные музыканты имеют возможность принять участие в различных фестивалях и посетить другие города и страны.
Алексей уже побывал во Франции, Германии и Белоруссии с оркестром и строевой группой. В будущем он планирует служить в армии по контракту. Куда именно будет поступать — еще не решил. Пока рассматривает варианты — пойти в военно-музыкальное училище, академию МЧС или Военный университет. Такое количество возможностей не пугает, как и вероятность переезда в другой город.
«Есть выбор — это хорошо. Хуже, когда выбора нет. Один мой друг поступил в училище во Владивостоке. Я тоже не против посмотреть Россию, это интересно», — говорит Алексей Зунин.
От рассвета до заката
Кадетские классы отличаются тем, что ученики здесь заняты с утра до вечера. В школе № 1770 день начинается в 08:45 с построения. Потом идут обычные уроки, после обеда — дополнительные задания и репетиции. Домой дети уходят в шесть-семь вечера. Притом что многие живут не рядом со школой.
У учеников есть возможность посещать музыкальные репетиции, тренажерный зал, спортивные секции, тир, занятия по строевой подготовке. Для школьников проводятся образовательные мероприятия в рамках сотрудничества с вузами и колледжами. Кадеты посещают занятия по робототехнике в Российском технологическом университете — МИРЭА и информатике в инновационном центре «Сколково», посещают Академию государственной противопожарной службы МЧС России, учатся на курсах по оказанию медицинской помощи, имеют возможность изучать автодело, чтобы в 18 лет получить водительские права.
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации проводит для кадет специальные конкурсы и олимпиады. Победителей награждают путевками в Международный детский центр «Артек». Недавно школа начала сотрудничество с Московским государственным лингвистическим университетом. Кадет будут обучать профессии военного переводчика.
Ученики также посещают городские мероприятия, принимают участие в различных церемониях, парадах, исторических реконструкциях.
Гендерный подход
Кадетский корпус в школе на Коломенской набережной был создан в 2003 году. Классы для девочек появились в 2010-м. Сегодня в школе № 1770 много кадетских классов. С пятого по 11-й класс в параллели открыто по одному классу для девочек и по одному-два — для мальчиков. Всего в учреждении учатся около 400 кадет. В старших классах на предпрофильных занятиях мальчики и девочки учатся вместе.
«Мальчики спокойнее относятся к критике, — отмечает Ирина Орлова. — Девочки, когда у них что-то не получается, могут уйти в себя, расстроиться, стесняться. К ним нужен другой подход».
В школе нет привычных классных руководителей. Классы курируют офицеры-воспитатели. Это военные в разных званиях — капитаны, полковники, подполковники, офицеры внутренней службы. Они ведут занятия по ОБЖ и строевой подготовке.
Часть учеников — представители военных династий. Но их не так много. Среди мальчиков велик процент детей из неполных семей, которым не хватает мужского воспитания. Много и тех, чьи родители работают полный день и не имеют возможности самостоятельно возить ребенка на внешкольные занятия.
Не только военные
Как правило, чтобы стать военным музыкантом, нужно поступать в училище после девятого класса. В этом возрасте еще не все готовы решить этот вопрос. Некоторые уходят на учебу в коллежи и воспитанниками в военные училища. Однако большинство предпочитает доучиваться до 11-го класса.
После сдачи основного государственного экзамена кадет распределяют по профилям: естественно-научному (биология, химия, экология), физико-математическому (математичка, физика, информатика) или социально-гуманитарному (экономика, литература, история). Кадетская составляющая обучения сохраняется. Старшеклассники посещают строевые занятия, принимают участие в парадах, занимаются музыкой.
В классах в среднем по 25 человек. До четверти из них выбирают карьеру военных.
«Ежегодно наши выпускники поступают в престижные вузы: Академию Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московскую академию Следственного комитета Российской Федерации, Академию государственной противопожарной службы МЧС России. Цели, чтобы все стали военными, у нас нет», — говорит Ирина Орлова.
Девушки нередко поступают в медицинские и технические вузы, где нужно профильное знание физики, математики, других точных предметов. Среди выпускников есть и представители творческих профессий.
Здоровье, ритм и мотивация
Для желающих поступить в кадетский класс есть два важных условия: хорошие и отличные оценки и основная группа здоровья. Остальное решается по результатам собеседования. Обычно в кадетские классы поступают после четвертого класса. Педагоги проверяют у ребенка чувство ритма и решают, на каком музыкальном инструменте он сможет играть в зависимости от данных и желания. Малыши обязательно учатся играть на фортепиано и посещают хор, но в течение первого полугодия начинают осваивать духовые инструменты. На Новый год они уже дают свой первый концерт.
Быть учеником музыкальной школы вовсе не обязательно. Начать обучаться музыке в 10 лет еще не поздно, считают педагоги.
Выпускники кадетских классов дисциплинированны, умеют планировать свое время. Ведь уже с 10–11 лет они учатся распределять свои силы между учебой, репетициями, концертами и другими занятиями.
Особенно непросто приходится пятиклашкам. Им очень тяжело переключиться с привычного режима, когда после обеда ты можешь играть или смотреть телевизор до вечера, и перейти к напряженному графику, отказаться от гаджетов. Конечно, это подходит не всем.
«Если ребенок плохо ведет себя, не слушается, мы работаем с родителями. Однако если для него стресс надевать форму, идти куда-то на весь день… Бывают случаи, когда ребенка приходится забирать. Некоторые потом возвращаются. Наша главная задача — ребенку не навредить», — отмечает Ирина Орлова.
Кадетский класс что это такое
Отличие кадетских классов от обычных классов МОУ-СОШ№1 г.Маркса
Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны.
Одним из эффективных путей решения этих задач является создание кадетских классов, число которых ежегодно возрастает.
Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. В кадетские классы принимаются мальчики и девочки с первого класса.
К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс. Каждый день в кадетском классе назначается дежурный, который дает команды кадетам в начале и конце урока, сообщает об отсутствующих и причинах их отсутствия. В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение ценным подарком; награждение похвальной грамотой и наказания (вызов на Казачий круг, замечание, выговор, снижение балла за поведение, вызов родителей (законных представителей) и предупреждение об исключении кадета из школы, исключение (отчисление) из кадетского класса. В качестве одного из самых суровых наказаний за серьезные проступки применяется запрет на ношение формы.
Особенности педагогической системы кадетских классов проявляются во всех ее компонентах.
Субъекты образовательного процесса.
Кадетов и детей из обычных классов обучают одни и те же учителя, в тех же аудиториях, по одинаковой программе. Учителя не проходили специальную подготовку по работе с кадетскими классами. Особенности этих классов учитываются формально, например, в форме построения и приветствия учителя в начале и конце урока. В некоторых случаях, к проведению занятий с кадетами привлекают офицера-наставника. Достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно. Причины тому могут быть разные: трудновоспитуемость ребенка, плохое материальное положение семьи, сложная жизненная ситуация и др. В таких классах есть дети из неполных семей, опекаемых, многодетных семей. Поэтому в кадетских классах особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.
Особенности организации учебного процесса и взаимодействия взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, офицер-наставник, классный руководители, социальный педагог, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города, района, области), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых, позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.
Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:
· для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.
Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса:
· доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;
· введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе;
· выделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день;
· усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.
Кадетские классы: дети в форме
В первый день нового учебного года многие обратили внимание на то, что среди разноцветно одетых шумных школьников на линейке появились дети в черной военной форме, с аксельбантами и красными погонами, на которых написаны две буквы «КК», они пришли строем и вели себя непривычно дисциплинировано. Кадетские классы и школы были, конечно, и до этого года, но не в таком количестве. По данным Минобрнауки России, их число за последний год возросло в полтора раза. Только в Москве в этом учебном году специальные классы были открыты в 116 школах, и, как говорят, попасть туда не так и просто — несмотря на то, что нагрузка в таких классах гораздо выше, чем в общеобразовательных, и учебный день длится до вечера: после уроков кадеты чеканят шаг, занимаются спортом, стреляют в тире и учатся вальсировать. Неужели среди подрастающего поколения началась мода на военных?
Для того чтобы разобраться, что такое кадетское образование и зачем туда отдавать ребенка, важно понять, что существуют разные формы кадетства. Первый тип — это кадетские корпуса, которые подчиняются Министерству обороны. Учреждения этого типа подразумевают полный пансион, домой ребенок может попасть только в увольнительные, а в основе учебной программы — приказы Министерства обороны. Как правило, обучение здесь раздельное. Самые классические примеры — Суворовское училище или Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Второй тип — кадетские школы, которые подчиняются департаменту образования, то есть, по сути, общеобразовательные учреждения, где дети наряду с общими предметами изучают дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму и живут по определенному распорядку. В таких школах может быть интернатная система проживания, а дети могут приходить каждый день домой. Такие школы бывают смешанные, а бывают раздельные. Набор туда ведется в 1-й или 5-й класс.
Форма обязывает, звание кадета обязывает
Как правило, набор в кадеты ведется с 7 класса, но есть школы, где кадетское образование начинается еще в 5 классе. Классы бывают смешанные, а бывают только для мальчиков или для девочек. Для того чтобы стать кадетом, ребенок должен быть здоров и неплохо учиться — нагрузки в классах огромные, и физические, и образовательные.
Понятно, что такая жизнь подходит далеко не каждому ребенку и не каждой семье. И дело тут даже не в нагрузках, а в том, что, учась в обычной школе, дети живут, практически, военной жизнью. Кадеты всегда ходят в форме: хоть ее и разработано три комплекта — повседневная, парадная и полевая, — но все равно это строгая униформа, исключающая любые проявления индивидуального стиля. Родители пишут на форумах, что даже обувь, как правило, покупают черную, одинаковую для всего класса. Во-вторых, всюду ходят строем: их день начинается с построения и заканчивается строевой подготовкой.
Но главное, военное воспитание — это особый вид мышления. Есть шанс, что добившись успеха в строевой подготовке, ребенок перестанет находить общий язык со сверстниками, да и с семьей.
Тем не менее недостатка в желающих попасть в кадетские классы нет. Правда, как правило, такое решение принимают родители. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, если есть цель и дальше получать военное образование, но нет достаточной мотивации, чтобы бросать общеобразовательную школу и переходить в кадетский корпус. Во-вторых, кадетские классы выбирают семьи, которые хотят, чтобы их дети воспитывались в патриотическом ключе, и те, кто мечтает о «мужском воспитании». Вот, например, что пишет на родительском форуме мама, отдавшая своего сына-семиклассника в кадеты: «У нас такой конкурс был огромный. Все хотят, чтоб из мальчиков мужчину сделали, чтоб маменькиным сынком не стал, дисциплину привили».
В-третьих, в кадетский класс с его строгой дисциплиной идут дети, которые сами привыкли к порядку, и обычная школьная атмосфера им мешает. «Я тоже думаю о том, чтобы перевести сына в кадетский класс, — рассказывает Ольга про своего сына, который сейчас учится в обычном 4-м классе. — У меня мальчик усидчивый, правильный, а другие дети — хулиганы. Хочу, чтобы не было дурного влияния».
Ну и, наконец, обратный случай — самый парадоксальный, но при этом самый распространенный тип кандидата в кадетский класс — ребенок, которому нужны строгие рамки и контроль. «Моему мальчику нужна строгая дисциплина. Мы работаем целый день, не можем его контролировать, а он приходит из школы и целый день слоняется по улице или играет в компьютер. А здесь я знаю, что он целый день под присмотром и занимается делом».