Кадило церковное для чего
Что такое кадило и зачем нужно каждение в храме?
Наполненный запахом ладана (фимиама) храм встречает каждого входящего как будто впускает его в особый мир со своими запахами, символами, законами. Фимиам в православной религии означает, по сути, молитву святых, об этом говорится в Евангелии:
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).
То есть, молитвы всех, кто находится в храме, как благоухающий дым, поднимаются к Богу, взывая у него приятие и благоволение. Также, как фимиам имеет приятный аромат, так и сердечная, искренняя, смиренная молитва приятна Богу.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть процесс каждения, чтобы понять его смысл и значение во время богослужения.
Кадило
Каждение происходит с помощью кадила – металлической емкости, которая в литургической практике используется во время совершения богослужений и треб. Внутри кадила разжигается древесный уголь, на который насыпают ладан. При сгорании ладана выделяется благовонный дым – фимиам.
Каждение – это важнейшее символическое действие, совершаемое во время богослужения. Оно проводится в храмах с апостольских времен.
История каждения
В главе 30 книги Исход Ветхого Завета написано, что сам Господь повелел Моисею соорудить в храме особый жертвенник, с помощью которого осуществлялось бы каждение. В те времена кадила были стационарные, переносить их могли лишь несколько человек с помощью специальных носилок. Таким образом, каждение в храмах было установлено с самого начала Церкви и проводилось священниками очень тщательно и благоговейно.
В Новом Завете написано, что волхвы, которые узнали о рождении Спасителя и пришли поклониться ему, в качестве даров принесли, в том числе, ладан. Это также говорит о значении каждения для Господа – самый первый дар.
Кадила, напоминающие современные, начали появляться во время богослужений с 6 века. Это также была чаша на трех цепочках, которые сходились вместе в руке священника. У первых кадил не было крышки, поэтому угли и ладан насыпали прямо во время каждения.
В Руси кадильницы повсеместно стали использовать с 11 века. Традиция пришла, как и многие другие, из Византии. Около 15 века кадила стали делать в форме символичного храма – к чаше добавилась крышка в виде купола с крестом и прорезями для доступа воздуха.
Символы каждения
Кадило объединяет в себе огонь, уголь и ладан, помещенные в сосуд кадильницы. Святые отцы христианской Церкви толкуют их объединение следующим образом:
Во время каждения священником на иконы и святыни, воздается хвала Господу и Святым. Каждение на людей означает благословение и схождение на них Святого Духа.
Каждение может быть полным и малым. Во время полного каждения священник или дьякон охватывает курением фимиама весь храм, иконы и молящихся. Люди, присутствующие в церкви, в этот момент должны поклониться в сторону кадила, но не обязательно крутиться вокруг себя, следя за прохождением служителя по храму. Ведь фимиам свидетельствует, что Дух Святой снисходит на всех, кто верует в Бога. Поэтому не стоит суетиться в такой важный момент, лучше будет понять и принять духовный смысл каждения.
Малое каждение осуществляется с амвона, при этом кадится алтарь, иконостас и предстоящие люди. Это значит, что воздается хвала и честь Господу от имени всех присутствующих в храме.
Молитва священника перед каждением
Перед каждым каждением священник произносит следующую молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Таким образом, благодать духовная незримо присутствует в храме в виде дыма, исходящего из кадила. Это должно укреплять верующих в том, что во время совместной молитвы Господь стоит рядом с ними.
Можно ли проводить каждение у себя в доме во время молитвы?
Для каждения дома используется маленький сосуд – кацея. В нее также помещают уголь или угольные таблетки. На них кладется ладан.
Но суть не в том, что использовать в своей квартире. Суть в том, для чего это делается. Выше описан глубочайший духовный смысл каждения, без понимания которого ладан станет просто дезодорантом, не приносящим никакой пользы. А вот если кадить именно с целью сосредоточиться на молитве, вознести хвалу Господу и принять на себя благодать, то это совсем другое дело.
Но стоит сначала взвесить свою духовную зрелость, чтобы не скатиться к внешней стороне каждения. И что особенно страшно, не превратить свои домашние молитвы в языческую тризну, наполненную символами и причиндалами, когда разговор с Господом и покаяние отойдут на второй план.
Именно поэтому лучше принимать фимиам во время богослужения в храме, когда все каноны соблюдены и ничто не затмевает истинный смысл этого древнейшего богоугодного действа.
Кадило, каждение
Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металлический сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ ( Исх.30:1-9 ).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу ( Откр.8:3-5 ).
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Молитва перед началом каждения
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Виды каждения: полное и малое
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Каждение, как служение дьякона
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Действия прихожан во время каждения
В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кадило и паникадило – это разные предметы!
Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе
Что такое кадило
Происхождение слова
Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».
Значение понятия
Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.
Символическое толкование
Есть четкие толкования святых отцов относительно того, что означает каждение в храме и кадило. Так, кадило является образом Богородицы, что вместила в себе невместимое — Христа. Огонь кадила воспринимается в образе Бога, раскаленные угли — его человеческая природа. Ладан же — это молитвы людей, приносимые Богу.
Сам процесс окуривания священных предметов означает воздаяние Богу хвалы и чести в виде молитв людских, которые символизирует возносящийся дым. Когда же совершается окуривание человека, — это является формой благословения и снисхождения Святого Духа.
Для чего нужно
История появления кадильниц
Первое использование
История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.
Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.
Распространение в церкви
Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила — кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.
На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.
Современное положение
Современная кадильница — это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).
Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.
Разновидности кадил
На сегодняшний день распространены кадила двух видов: на цепочках и кадильницы с ручкой (кацея, кация или кацья).
Кацея является разновидностью домашнего или келейного кадила и известно еще со времен Древнего Египта. По форме кация представляет собой ковш с ручкой.
Правила использования кадильницы
Как правильно разжигать
Классический же вариант розжига кадила выглядит так:
Не следует класть ладан на раскаленные угли, потому что он будет сильно гореть и выделять резкий запах. Нужно подождать, пока угли остынут.
В качестве альтернативы газовой и электроплите можно использовать лампаду со специальным приспособлением «паучок». На металлическую подставку («паучок») помещается уголь, который разжигается от жара пламени лампады. При таком способе розжига угля нужно быть предельно внимательным, так как перемещение фитиля лампады могут привести к ее затуханию.
К слову сказать, воскуривать ладан можно и без кадила, а устраивать его прямо на «паучке».
Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)
Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.
Выделяют два вида каждения:
Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:
«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»
Совершать каждения — одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.
В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.
Польза и значение каждения
Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.
Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.
Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.
Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.
Видео
Следующее видео подробно расскажет о кадиле, его использовании и значении
Православная Жизнь
Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).
Каждое христианское богослужение — в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. — всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.
В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.
Возникновение обряда каждения
Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.
Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были — чаша с Вином и Хлеб.
Роль иудеев и язычников
Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.
Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.
Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.
В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.
Странные формы первых кадильниц
Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.
Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.
Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.
Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.
Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века
Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.
Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век
Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.
Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна
Кадило VI века, Византия-Сирия
Кадило VI века, Византия
Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век
Толкование каждения
Кадильницы на Руси
Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.
Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.
Кадило, Россия, XVI век
Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.