Кадриль что это за танец
Русский народный танец кадриль: виды и особенности
Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.
Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.
История возникновения и развития
Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.
Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.
Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.
Профессиональная специфика
Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:
Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.
Особенности русской кадрили и её специфика
Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.
Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).
В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.
Белорусская кадриль
Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.
Энциклопедия танца: Кадриль
Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца
В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
История возникновения
Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.
Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.
Что такое кадриль?
Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.
Виды кадрили и их особенности
Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.
Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.
По форме построения можно выделить три группы кадрилей:
1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.
2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.
3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.
Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.
Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).
Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.
Статья «Кадриль. Разновидности и особенности постановки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи»
Разновидности и особенности постановки
Васильева Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Васильева Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества
Кадриль. Разновидности и особенности постановки
Данная статья знакомит с одним из жанров русского народного танца – кадриль, и его разновидностями.
Цель статьи ознакомить педагогов-хореографов с многообразием народного танца «Кадриль», отличительной манерой его исполнения в разных областях России. При разборе для примера берется лишь небольшая часть хореографического наследия русского народа. При постановке кадрили педагог не должен забывать, что в каждой области русский музыкальный и танцевальный фольклор имеет свои жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, кадрилей и даже отдельных движений.
В статье акцентируется внимание на уникальность отдельных фигур кадрили, её формы (линейной и квадратной) в разных областях России.
Кадрили имеют разные названия и эти названия происходят:
— от названия сел, деревень, городов;
— от названия песен, под которые исполнялись;
— от основного принципа композиционного построения: «Круговая», «Звездочка», «Уголки» и.т.д.;
— от количества фигур;
— от характера исполнения – «Задорная», «Бешенная», «Крутея», «Дробушечки» и.т.д.
Каждая фигура объявляется по названию, например «Начальная», «Поцелуйчики», «Прощальная», «Во саду ли», «Воротики» и.т.д.
По номеру фигуры, например, «Фигура первая», «Колено второе», «Игра третья» и т.д.
Фигуры объявлять может один из исполнителей кадрили или музыкант. Команда к началу фигуры может быть также в виде притопа, хлопка в ладоши, взмаха платком, аккорда гармошки.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ КАДРИЛИ
В заключительной части кадрили исполнители обязательно благодарят друг друга и музыканта.
В своей статье я акцентирую внимание на два вида Кадрили: Линейную (двухрядную) и Квадратную (угловую)
ЛИНЕЙНАЯ (ДВУХРЯДНАЯ) КАДРИЛЬ
Линейные (двухрядные) кадрили танцуются по линиям, где обязательно одна пара должна иметь пару напротив.
В линейной кадрили может участвовать любое количество пар, но обязательно четное количество пар, которые стоят напротив друг друга, танцуя с парой противоположной стороны. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и.т.д.
ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ В ЛИНЕЙНОЙ КАДРИЛИ
Одна линия стоит на месте, другая подходит к ней, затем отходит на свое место.
Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места.
Пары одной линии и другой, через одну, идут одновременно к парам
противоположной стороны. Подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, исполняя продвижение по ходу часовой стрелки, затем, пришедшая пара, пройдя под «воротами» другой пары, возвращается на свое место.
Девушки идут навстречу друг другу до середины сцены, обходят друг друга и возвращаются на свои места.
Юноши идут навстречу друг другу до середины сцены, обходят друг друга и возвращаются на свои места.
Девушки подходят к партнеру противоположной стороны, исполняют кружение в паре и возвращаются на свои места к своим партнерам.
Юноши подходят к девушкам противоположной стороны исполняют кружение в паре и возвращаются на свое место.
Две линии идут навстречу друг другу. Одна линия проходит под «Воротами» другой линии, дойдя до противоположной стороны, обе линии парами поворачиваются и идут на свои места, возвращаясь под « воротами» проходит уже другая линия.
Девушки образуют круг между двух линий юношей (круг может состоять и из парней, тогда девушки находятся в линиях).
Во многих кадрилях встречаются хлопки. Есть кадрили, когда все исполнители хлопают в ладоши по окончании каждой фигуры. Интересная, несущая в себе своеобразную игру кадриль «Узелок с задумкой». Во второй фигуре парни хлопают несколько раз в ладоши, а их партнерши за это время должны успеть завязать узелок на своем платке. В третьей фигуре несколько раз хлопают девушки, и тогда их партнеры начинают развязывать узелки на платочках.
СВОЕОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТЬ МЕСТНОЙ МАНЕРЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ
В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь, десять и более пар.
Линейная «Двухрядная» кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.
В Саратовской и Самарской областях «Кадриль» впитала в себя исконно русскую самобытную манеру исполнения. Есть момент, когда все исполнители перестают плясать. Парни, взяв своих партнерш под руку, идут простым шагом, отдыхая. Во время прогулки гармошка продолжает играть, но несколько тише. Длительность прогулки регламентирует ведущий кадрили, который объявляет все фигуры, а об окончании прогулки оповещает взмахом платка. Каждая пара в момент прогулки может тихо беседовать.
«Кадрили» Астраханской области исполняются живо, задорно, в быстром темпе. Во многих постановках встречаются притопы, пристуки, и небольшие подскоки и соскоки. Несмотря на живой характер исполнения и быстрый темп астраханских кадрилей, для них также характерно уважительное отношение парней к девушкам.
Большинство «Кадрилей» Ярославской и Ивановской областей исполняются в умеренном темпе в благородной манере и в лирическом характере, где особо подчеркнуто глубокое взаимное уважение друг к другу, ухаживания за девушками, много провожаний, приглашений и элегантных поклонов.
КВАДРАТНАЯ «УГЛОВАЯ» КАДРИЛЬ
Квадратную кадриль называют по разному, часто «угловая», «на четыре стены» или «по углам».
Квадратные (угловые) кадрили исполняют во всех регионах России, но чаще всего они встречаются в центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской), на средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях).
СВОЕОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТЬ МЕСТНОЙ МАНЕРЫ ИПОЛНИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ
В Тверской области квадратные кадрили быстрые с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства техники исполнения.
В Тульской области квадратные кадрили более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе лежит тот же скользящий (шаркающий) шаг.
В кадрилях Тульской области есть «изюминка» в исполнении: при одиночных переходах при встрече друг с другом, при подходе парней к другим девушкам или девушки к другим партнерам исполняют «припадание» – выпад на правую ногу. Чаще всего, этот выпад делается в конце музыкальной фразы на сильную долю последнего такта на счет «раз», на счет «два» правая нога вытягивается и ставится на каблук, левая нога сзади правой ноги, слегка согнутое в колене.
Кадриль чрезвычайно гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали кадрили со своими особенностями исполнения. В Самарской и Саратовской областях в кадрильных постановках встречаются «хлопушки» (удары в ладоши), исполняемые парами или одними девушками. Но «хлопушки» исполняются не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых.
Русский народный танец «Кадриль» имеет свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном высокохудожественном виде творчества русского народа. Наши предки оставили интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство, и мы должны не только бережно сохранять это бесценное наследие, но и знать.
2. Климов А. Основы русского народного танца /Москва 1994г/317 стр.
3.Нуруллина Н.С. Танцевальная культура костромского края 1990г/Ярославль 117 ст.
4. Мурашко М.П. Русский танец /МГУКИ 2013 г/ 332 стр.
5. Матвеев в.ф. Русский народный танец Издательство Планета музыки 2010г.
Значение слова «кадриль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
Фигура Le Pantalon появилась в 1786 году благодаря танцмейстеру Венсану, сочинившему контрданс с таким названием. Его начальная фигура закрепилась в качестве начала французской кадрили, в то время как остальные фигуры были постепенно изменены.
Фигура L’été, закрепившаяся второй, также была сочинена Венсаном примерно в то же время.
Авторство третьей фигуры, La Poule, появившейся в 1800 году, приписывается Жюльену. Своим названием она обязана мелодии, в которой имитируется куриное кудахтанье.
Фигура La Pastourelle появилась в 1812 году — мелодия песенки Gentille Pastourelle была аранжирована Колине и пришлась по вкусу парижанам. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой — в последнем случае в финале фигуры делались шассе-круазе и повторение рондо.
Фигура La Trénis названа в честь танцовщика Трэница, отличавшегося своей элегантностью в танце. Жюльен сочинил для этой фигуры соло (фр. air à pas seul), которое позволило бы блеснуть танцору или танцовщице дня. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой.
Последняя фигура, «финал», заканчивалась галопом в свободной форме (ad libitum).
В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
КАДРИ’ЛЬ, и, ж. [фр. quadrille] (истор.). 1. Танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с четным количеством танцующих пар, располагающихся четверками, одна пара против другой. 2. Музыкальная пьеса, под к-рую танцуют этот танец.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кадри́ль
1. танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с чётным числом танцующих пар, располагающихся четвёрками, одна пара против другой ◆ Моё первое впечатление от местных плясок, хороводов, кадрилей ― восторг. «Костромская «Карусель»» // «Народное творчество», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай. Кадрили тянулись ужасно долго. Наконец с хор загремела мазурка; мы с княжной уселись. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839-1841 г. ◆ Слова второго куплета латыни не содержали, все по-русски, так и плясали, кто барыню, кто кадриль, всё это с пением, не снижая темпа, в руках ветки, ботва, веник в бумажных цветах, голик, охапки сена: Наталья Галкина, «Вилла Рено» // «Нева», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. музыка к такому танцу ◆ На вечеринке заиграли «какую-то там кадриль или польку», гости начали танцевать, а в дверях гостиной появился Бальмонт, заломил руки и простонал: «Почему я, такой нежный, должен на это смотреть?!» Герштейн, «Несколько встреч с Борисом Пастернаком», 1960-2002 г. (цитата из НКРЯ)
3. музыкальное произведение в ритме такого танца ◆ Стоило только в задумчивости замурлыкать какую-нибудь прилипчивую кадриль, как Нина уже подпевала и заглядывала в глаза, улыбаясь робко, почти заискивающе, пытаясь составить дуэт. Шишкин, «Всех ожидает одна ночь», 1993-2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оценочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кадриль как наследие русской народной хореографии
Возникновение и развитие кадрильной формы. Плясовые песни и мелодии, используемые в танце. Фигуры и композиционное построение кадрили: квадратная, линейная, круговая. Переходы пар. Особенности русского народного танца в различных областях России.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Рязанский заочный институт (филиал)
По дисциплине: «Наследие и репертуар народной хореографии»
Тема: «Кадриль как наследие русской народной хореографии»
Выполнила: студентка 3курса, группы1112а
Грошева Дарья Алексеевна
Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась (видоизменилась), утратила всё салонное, приобрела народную манеру, она совершенствовалась и создавалась заново, но сохранила свои композиционные особенности. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились названия на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок. Где больше всего распространена кадриль в России? В основном в бывших больших торговых городах, возле рек: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Там, где были приезжие иностранцы.
В некоторые фигуры кадрилей вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появились названия «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха с переплясом», «Камаринская» и другие, в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство. Конечно, они не исполняют перепляс или сольную пляску полностью, как описывалось выше, но показ своей индивидуальности, своего мастерства исполнения в этих фигурах обязателен. Фигуры с такими названиями существуют в «Никологор-ской» (Владимирская область), «Калининской», «Ивановской», «Парецкой» (Горьковская область) и многих других кадрилях.
Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна беспрерывная мелодия, исполняемая на каком-либо музыкальном инструменте. Однако и здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и четко разграничены. В таких кадрилях названия или порядковые номера фигур выкрикиваются ведущим или заводилой в момент перехода из одной фигуры в другую, а если кадриль хорошо срепетирована, то иногда обходятся и без объявления, как это происходит в «Дорогорской» (Архангельская область), «Зеленгинской» (Астраханская область) и ряде других кадрилей.
По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.
1.1 Квадратная (угловая) кадриль
Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив нее третья, справа от первой пары вторая, напротив нее четвертая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест. Поэтому количество пар должно быть не больше и не меньше четырех. Можно образовать рядом новую «четверку», которая будет повторять те же движения.
Квадратные кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях.
В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:
1) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;
2) две противоположные пары идут на встречу друг другу и меняются местами;
3) две противоположные пары идут на встречу друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;
4) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.
1.2 Линейная (двухрядная) кадриль
В линейном (двухрядном) построении может участвовать от 2-ух до 16-ти пар и даже более. Они располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д., таким образом, слева от зрителя все нечетные, справа все четные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили.
Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.
Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.
Линейным кадрилям присущи свои различные построения и переходы пар, например:
1) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;
2) пары одной и другой линий через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, например, первая пара идет к стоящей на месте второй, а четвертая к третьей паре и т.д.; подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на свое место;
3) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;
4) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия.
Часто при начале новых линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в ее сопровождении, являясь первой фигурой кадрили.
Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:
1) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;
2) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;
3) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;
4) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.
Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.
2. Областные особенности кадрили
По лексическому составу некоторые фигуры делились на мужские и женские. Так, в первой фигуре имелось обязательное движение (па) для кавалеров. Надо было встать перед партнершей на колено, поцеловать ей руку на окончание фразы, на что дама отвечала реверансом.
Каждая из шести фигур кадрили имеет свое музыкальное сопровождение, разное по ритму и характеру музыки.
Деревенская кадриль отличается от городской составом движений, более строгой манерой исполнения. Она может быть как однофигурной (это когда вся кадриль исполняется без остановки, хотя внутри могут быть условные фигуры, исполняющиеся под разные мелодии), так и многофигурные.
Музыкальная партитура каждой фигуры в многофигурных кадрилях строится не только на основе танцевальных песен, но и плясовых наигрышей.
Кадрили в Ярославской области появились в XIX веке сначала как бальные танцы, распространенные в купеческих кругах, а затем и селах и деревнях.
Кадриль танцевали повсеместно и в любое время года, когда была возможность, наделяя ее всеми присущими данной местности Характерными особенностями исполнения народных танцев: и в манере и в движении, и в основных шагах.
Каждая фигура в Ярославской кадрили исполняется под свою мелодию. Популярными мелодиями были русские народные песни или частушечные и плясовые наигрыши.
Заканчивается каждая фигура кружением в паре на исходном месте.
По характеру исполнения кадрилям Ярославской области свойственна некоторая манерность девушек и вальяжность юношей. Это является отличительной особенностью манеры поведения приволжского купечества XIX века. Девушки двигаются, в основном, спокойно, плавно, даже при ускоренном шаге; держат в руке платок перед глазами. Девушки не дробят, а у мужчин часто встречаются дроби. Они внимательны к девушкам; двигаясь в паре, юноша держится чуть-чуть сзади своей партнерши, повернув слегка корпус в ее сторону. Повороты юноши делают быстро, стараясь не находится долго спиной к девушке.
В кадрилях очень скупые движения, но много переходов: смена места юношами, девушками, парами, поворотов девушек под рукой у юноши, стремительные вращения в паре на месте и, как правило, вправо.
Подводя краткий итог по кадрилям Ярославской области, можно сказать, что они находятся в постоянном изменении, совершенствовании, сочинении новых с присущим данной области рисунком, движениями, положениями рук, перестроениями и манерой исполнения.
Если смотреть на сегодняшнюю кадриль, то она, естественно, изменилась до неузнаваемости. Но эти изменения внесены народом и дали таким образом кадрили долгую жизнь, которая вошла органично в быт русского народа, став одним из любимых его танцев.
Неотъемлемой частью танцевальной культуры Ярославского края являются традиционные танцы, характерной особенностью которых является участие в них любого количества пар, но обязательно четное.
По построению они чаще всего бывают круговые, но встречаются и другие фигуры, которые получили свои местные названия.
Есть и групповые пляски с более сложными построениями, где в рисунок включают две, три и более фигур. И хотя эти пляски исполняются по фигурам, каждая фигура в них логично, без остановок переходит в другую.
Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской кадрили.
Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название:
При смене фигур меняется и музыка.
Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.
Почти все карельские танцы исполняются на основе простого и бегового шага. Но когда смотришь, как танцуют кадриль например, в Калевале, где юноша ведет девушку в танце, или в Пряже, где танцуют на равных, кажется, что танцуют разные танцы.
К. Голейзовский, говоря о русском танце, пишет: «Широкий, открытый жест составляет основу народной хореографии. Для нее характерны быстрота плясовых темпов, легкость (прыжок, скачок), стремительные движения рук и верхней части туловища, высоко поднятая голова, вихревые вращения, молниеносные присядки, кружевные «дробушки» и чечетки, замысловатые смены фигур и пр.»
В характере карела бескомпромиссность, честность, доходящая до щепетильности, чистоплотность. Отсюда и в танце ничего лишнего, все графично четко и определенно. Он лучше 1000 раз повторит один и тот же знакомый шаг, чем плохо сделает новый.
Архангельская область. Вологда:
а. шаг с носка на всю стопу, б. шаг с подниманием ноги, в. шаг с ударом каблуком и выносом ноги на каблук, г. шаг с ударом по бедру, д. перекрещенный шаг.
2) Основные движения:
а. «ковырялочка с поворотом, б. «ковырялочка» с двойной дробью, в. «ковырялочка» с шагами и с движением ноги по кругу, г. «елочка»- с двумя ударами, д. «припадание» по первой прямой позиции, е. «отбой».
3) Присядки: а. с ударом по бедру, б. с «ковырялочкой».
2) Основные движения: а. «припадание» дробное б. «припадание» на всю стопу с хлопками (муж.) в. «елочка» с отходом назад г. припляс (pas de basque)
4) Голубец»: а. с переступанием с двух ног б. с переступанием с одной ноги 5) Присядки: а. с падением на руки б. с проползанием на коленях
б. простой стелющийся шаг в. приставной шаг г. перекрестный шаг д. шаг с переступанием и скользящим ударом каблуком
2) Основные движения: а. припадание по третьей позиции б. pas balance вперед и назад в. упадание со сгибанием ноги назад г. переступания с «ковырялочкой» д. переступания с открыванием ноги в сторону е. переступания с перекрестным шагом
3) Дроби: а. тройной притоп б. отбойный притоп в. дробное chasse’ с подскоком г. удары с подскоком и переступанием
2) Основные движения: а. соскоки с подскоками б. прыжок с ударом в. «моталочка» с подскоком и притопом г. подскок с притопом д. подскок с перескоком е. соскок с подскоком и перескоком ж. «шило»
з. «моталочка» с перескоком и. припляс с выносом ноги на каблук
3) Присядки: а. с хлопком по голенищу б. с выходом в обратную вторую позицию на полупальцы
б) акцентирующий шаг
в) шаг с перескоком
г) боковая проходка
д) бег с хлопками в ладоши
е) перекрестный боковой шаг
ж) шаг с упаданием на одну ногу
а)переступания с припаданием на одну ногу
б)соскок на две ноги в первую прямую позицию
в)»моталочка» с молоточком
б) сдвоенная дробь с ударами каблуком,
в) дробь в «три листика»,
г) дробь с соскоками в первую прямую позицию,
д) тройной притоп с дробной дорожкой.
а)простые удары по бедрам (исполняется мужчинами и женщинами)
б) соскок с хлопками в ладони и с ударами по голенищу,
в)хлопки в ладоши с раскрыванием рук в стороны и их покачиванием.
1) Основные положения рук, ног, головы и корпуса:
ь руки «в кулачок» на поясе
ь одна рука «в кулачок» на поясе, другая согнутая в локте, с платочком перед собой
ь руки опущены вниз и соединены
ь руки опущены вниз или согнуты на уровне плеч, или подняты и соединены за концы носового платка
ь кисти открыты ладонями вниз
ь исполнители стоят рядом, лицом к зрителю. Левые руки вытянуты в стороны и соединены. Правая рука юноши на талии у девушки, а правая рука девушки в кулаке на поясе
ь исполнители стоят в затылок друг к другу. У девушки руки открыты в стороны, кисти ладонями вниз. У юноши правая рука на правом плече девушки, левая «в кулачке» на поясе.
ь исполнители стоят лицом друг к другу, положение рук вальсовое
ь исполнители стоят левым плечом друг к другу, левые руки находятся на поясе друг друга, правые соединены вверху.
ь переменный ход с разворотом корпуса
ь переменный шаг с каблука
ь приставной шаг (с ударом)
ь мелкие переступания
ь «хлопушка» по бедрам и в ладоши
ь ковырялочка подряд одной ногой
ь в ладоши спереди и сзади с боковым ходом
ь в ладоши с партнером
ь в ладоши в сочетании с ударами по бедру
ь удары по бедрам подряд
1) Основные положения рук, ног, головы и корпуса:
ь руки опущены вдоль корпуса. Кисти свободны. Правая рука остается опущенной вниз, левая правым движением сгибается слегка в локте, движется впереди корпуса вправо, но не поднимается выше пояса. Возвращается обратно. Все то же самое проделывается другой рукой. Вариантом этого движения может быть одновременное сгибание обеих рук. Нередко это движение исполняется с одновременным сгибанием корпуса вперед
ь одновременное сгибание и опускание обеих рук
ь руки скрещены за спиной, движение характерное для мужчин
ь во время сгибание рук, кисти описывают круговое движение во внутрь, при этом участвуют плечи. При разгибании кисти не работают
ь при круговом движении кистей руки сгибаются и движутся одна вокруг другой
ь руки чуть согнуты в локтях, открыты вперед, ладонями к верху. В момент выбивания ногами ровного ритма восьмыми, руки поднимаются выше головы и опускаются до исходного положения. Подъем и опускание производится за четыре удара.
ь руки подняты над головой и вытянуты, пальцы слегка согнуты. Во время танца кисти поворачиваются. Одна рука слегка согнута в локте выше головы, другая на уровне груди. Сгибание и разгибание рук в локтях, кисти ладонями от себя.
ь хороводные движения этого региона основываются на простом, мелком семенящем шаге
ь прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядка с выносом ноги вперед
ь шаркающий шаг (каблучком по очереди)
ь хлопушка мужская
3. Кадриль в творчестве МГАТТ «Гжель»
Танец поставлен Владимиром Михайловичем Захаровым,руководителем и основателем театра, на музыку известного композитора Виктора Ивановича Темнова,который с 1989 по 1991 года был музыкальным руководителем «Гжели». Номер в «шуточном» характере.Отличается яркими костюмами и оригинальной постановкой.
кадриль танец плясовой
Список используемой литературы
2) Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996
3) Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976
4) Официальный сайт МГАТТ «Гжель» http://gzheltheatre.com/
Подобные документы
Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.
курсовая работа [50,3 K], добавлен 21.04.2005
История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца «Эриссини», грузинские полифонические мелодии.
реферат [21,8 K], добавлен 12.07.2010
Русский танец как историческое явление. Национальные истоки танцев славян. Влияние прикладных искусств на возникновение и развитие славянской хореографии. Богатство форм русской хореографии. Специфические особенности русского народного танца Сибири.
курсовая работа [769,6 K], добавлен 06.02.2014
Джаз как художественное явление. Развитие джазовых танцев в 30-50–гг. ХХ века. Основные разновидности джаз-танца. Развитие джаза в 60-х гг. Появление джаз–модерна танца. Значение импровизации в джазовом танце. Сущность и особенности техники джаз-танца.
реферат [41,3 K], добавлен 16.05.2012
История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 г. Надеждиной.
курсовая работа [47,3 K], добавлен 09.01.2014
Характеристика хореографии как вида искусства, её основных выразительных средств. Исследование истоков возникновения рисунка танца. Процесс создания художественного образа в хореографии. Методические рекомендации по разработке и подбору рисунка танца.
дипломная работа [1,2 M], добавлен 30.01.2013
Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.
реферат [41,0 K], добавлен 20.04.2015
Характеристика русской народной игрушки как особого вида русского народного творчества. История, символика и образ. Скифская древность и культовые игрушки. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка. Первые образцы матрешек.
реферат [31,9 K], добавлен 09.03.2009
Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен. Возникновение и развития народной игры. Сущность и функции игры. Возрастная дифференциация народной игровой культуры. Культурно-историческое своеобразие русской народной игровой культуры.
курсовая работа [42,4 K], добавлен 08.04.2011
Характеристика и особенности русских народных танцев. Танцевальные костюмы по мотивам народной одежды Московской областию. Сценическая обработка русских народных костюмов и танцевальных номеров. Исполнение и движения хоровода, кадрили и перепляса.
курсовая работа [4,2 M], добавлен 26.01.2010