Кадровая революция это что
Новое в блогах
Приложения пользователя
В одной из предыдущих записей я уже рассматривал сценарий кадровой революции в политике. То есть, когда появятся сильные политические деятели, тогда они смогут заменить сегодняшние политические фигуры. (Чувствуете разницу? Между «деятелем» и «фигурой»)
Попытка кадровой революции уже была предпринята в 1917 году, провозгласившем в России диктатуру пролетарита, власть трудящихся. Однако на сегодняшний день её задачи всё ещё не решены, и предпосылки к новой кадровой революции всё ещё существуют. Тот народ, который сможет реализовать потенциал своих людей, поставит систему образования и трудоустройства, профессиональной инициации, у того будет будущее.
Это большая и эпическая история, но начинаться всё должно с простых вещей. С восприятия.
Или как Вы смотрите на коллег?
Да, Вы конкурируете. В чём-то Вы сильнее их, в чём-то они сильнее Вас. Но при этом Вы и дополняете друг друга. Один своими сильными сторонами компенсирует слабые стороны другого. И только так создаётся команда.
Как Вы смотрите на подчинённых?
Организовываете ли Вы для них работу так же, как для себя? Готовы ли Вы при необходимости встать на место любого из них?
Как Вы смотрите на безработных?
Это просто люди, которые хотят работать, но не могут себе позволить этого удовольствия.
И самое интересное, как Вы воспринимаете себя?
Есть ли у Вас стратегия самореализации? Что требуется для осуществления Ваших амбиций и реализации скрытых возможностей?
Вы знате, куда двигаться дальше?
Наука, управление, бизнес, профессиональная квалификация, искусство и творчество, поиск информации и налаживание контактов.
Или может быть, Вы предпочитаете плыть по течению ждать, когда Вам по телевизору подробно датут на всё простые ответы, как жить и что делать?
Кадровая революция это что
После смерти Л. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, появились надежды на перемены к лучшему.
В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.
При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачёв. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва.
Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления в экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачёву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.
«Кадровая революция»
Новое руководство пришло к власти без чёткой концепции и программы перемен. Горбачёв позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.
В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.
В 1985—1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окружённых, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьёзная политическая реформа.
Конституционная реформа 1988—1991 гг.
В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.
Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.
В частности, был провозглашён курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачёв предложил сформировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.
Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии? |
Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.
Документ
ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЁВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.
Чем объяснял М. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? На кого он возлагал основную ответственность за них?
Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.
Документ
ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.
1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.
Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызывало наибольшее раздражение консерваторов?
На втором этапе конституционной реформы (1990— 1991) был введён пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачёв. Однако в Конституции СССР по-прежнему сохранялось положение о «полновластии Советов», являвшихся «основой политической системы» страны.
Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе.
Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.
Формирование многопартийности
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.
В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.
Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.
При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).
Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.
Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.
В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.
Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА, ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 1991 г.
Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.
Выделите основные идеи данного документа.
К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.
В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.
Национальная политика и межнациональные отношения
Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.
Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.
Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.
Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.
Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввёл в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жёсткий контроль над средствами массовой информации; ввёл войска в Москву.
Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.
Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.
«Кадровая революция» в социальной динамике властных элит
Раскрытие сущности понятия «кадровая революция». Признаки, формы и условия осуществления кадровых революций. Обоснование роли и значения кадровых революций как важнейшего элемента в обновлении властной элиты в условиях внутрисистемного перехода.
Рубрика | Политология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.10.2018 |
Размер файла | 48,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ISSN 1997-292X № 10 (24) 2012, часть 1 121
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Виктор Павлович Мохов, д.и.н., профессор
Кафедра государственного управления и истории
кадровый революция властный элита
Ключевые слова и фразы: кадровая революция; номенклатура; властная элита; цели кадровых революций; признаки кадровых революций.
Viktor Pavlovich Mokhov, Doctor in History, Professor Department of State Administration and History Perm’ National Research Polytechnic University
Key words and phrases: personnel revolution; nomenclature; power elite; aims of personnel revolution; signs of personnel revolution.
Властные элиты находятся в непрерывном изменении, которое инициируется целым комплексом факторов. Процесс изменений не является строго равномерным, в нем есть свои периоды ускорений («революций»), застоя, эволюционного развития.
В рамках данной статьи обратимся к анализу феномена «кадровых революций» как одной из форм динамичного обновления состава властных элит. Понятие «кадровая революция», пришедшее в современный русский язык из литературы, посвященной массовым сталинским репрессиям, стало синонимом значительного кадрового обновления властного слоя. Его содержанием стало кратковременное изменение состава властной элиты путем массовой замены ее групп, слоев, фракций. Кадровые революции не являются политическими и тем более социальными революциями [4], но они существенно меняют ситуацию в стране и особенно внутри властной элиты.
Кадровые революции отличаются, с одной стороны, от процесса циркуляции элит, а с другой стороны, от частных кадровых кампаний по обновлению отдельных групп элиты. Циркуляция элит происходит как социальный процесс, в период социальных революций, т.е. в условиях межсистемного перехода. В рамках циркуляции происходит изменение социального состава властной элиты, изменяются структура и персональный состав внутриэлитных групп. В период социальной или политической революции властвующий слой сменяется под влиянием массовых социальных движений, этот процесс носит стихийный характер, результат его в сильной степени непредсказуем. Главным итогом циркуляции элит становится приход к власти новой социальной группы, начинающей выполнять функции властной элиты.
Очевидно, что кадровые революции как массовая смена социальных групп во властной элите преследуют несколько групп целей:
— во-первых, обновление властной элиты: экскорпорация социальных групп, слоев, которые по какому-либо параметру не устраивали правящую группу; инкорпорация в элиту новых социальных групп;
— во-вторых, переструктурирование властной элиты. Новая конфигурация властной элиты, возникающая в ходе кадровой революции, должна способствовать решению какой-либо важной социальной или политической задачи, например обеспечению лояльности лидеру страны, мобилизации элиты на достижение новой стратегической цели и др.;
— в-третьих, сплочение элиты на основе «круговой поруки» и личной преданности лидеру (группе), начавшему кадровую революцию.
Главными признаками кадровой революции являются централизованный характер, массовость, выборочность, кратковременность, чрезвычайность, разрушение традиционных внутриэлитных взаимосвязей и структурная перестройка межэлитных взаимодействий.
Централизованный характер кадровых революций означает, что по своему политическому содержанию они есть не что иное, как форма революции «сверху», которая проводится на основе замысла правящей группы властной элиты. При подготовке кадровой революции определяются объект удара (группы элиты, подлежащие замене), способы реализации замены, определяется бассейн рекрутирования и каналы рекрутирования в элиту, дается команда по замене групп элиты. Типичными примерами централизованной кадровой революции можно считать сталинские репрессии в 1937-1938 гг., «культурную революцию» эпохи Мао Цзедуна в Китае, массовую замену партийных и советских кадров эпохи перестройки.
Чрезвычайность кадровой революции понимается как использование тех инструментов смены кадров, которые не использовались прежде или не использовались в чрезвычайном режиме. Поэтому массовая замена отдельных групп представителей властной элиты, осуществленная в рамках стандартных технологий кадровой работы, вряд ли может считаться кадровой революцией как таковой. Например, к XXII съезду КПСС в составе ЦК КПСС осталось чуть более 20% членов и кандидатов в члены КПСС, состоявших в ЦК КПСС до 1956 года. В период, предшествовавший XXIII съезду КПСС, сменяемость секретарей первичных партийных организаций достигала 60% [1, с. 99]. В современной истории с 2010 по июль 2012 года сменилось более 40 губернаторов и глав республик РФ [5].
Разрушение традиционных внутриэлитных взаимосвязей и последующая структурная перестройка межэлитных взаимодействий возникают как следствие (и как ожидаемый результат) массовой смены элиты. В тот период, когда уходят с исторической арены целые группы, слои элиты, вместе с ними исчезают и нарабатывавшиеся годами связи, определенные организационные практики, разрушается структура привычных взаимодействий, меняется форма неформальных взаимодействий, которые сплачивали властную элиту. К власти приходят новые люди, которые готовы действовать по тому стандарту, который задает правящая группа властной элиты, инициировавшая кадровую революцию. О. В. Хлевнюк, характеризуя причины репрессий 1937-1938 годов, писал: «По существу, в номенклатуре складывались неформальные группировки, сплоченные круговой порукой, стремлением обеспечить кадровую стабильность и отвести от себя угрозу репрессий, исходившую от Кремля» [11, с. 231].
Другим существенным условием является массовое участие (прямое или косвенное) в обновлении правящего слоя. Массы участвуют в кадровой революции в трех качествах: во-первых, как непосредственный источник элитного рекрутирования. В данном процессе массам и околоэлитным слоям выпадает довольно редкий шанс быстро подняться во властную элиту и занять место выбывших групп; во-вторых, массы выступают как социальное основание кадровых процессов и даже дирижируемый сверху инициатор смены элит; в-третьих, массы выступают как социальный союзник власти в процессе замены элит и как социальный противовес другим конкурентным группам элиты. О. В. Крыштановская, оценивая переход к выборности региональной элиты в середине 1990-х годов, считает, что они не привели к кадровой революции, поскольку не привели во власть слой разночинцев: «…выборы стали не механизмом отбора лучших среди равных, а зоной острой конкурентной борьбы между группировками самой элиты» [6, с. 169]. Кадровые революции могут протекать в разных формах.
Одной из форм кадровой революции является выборочная массовая «прополка» элиты и управленческих кадров по какому-либо критерию, например по принципу вхождения в политические команды, по принадлежности к политическому течению, по принадлежности к клану или роду и др. Главным инструментом такой формы кадровой революции является кадровый дирижизм (массовая кооптация), который предлагает назначение значительных групп управленцев (властной элиты) под предлогом чрезвычайной ситуации. Формально кадровый дирижизм является взаимодополняющим элементом массовых «чисток» аппарата власти.
Управление «демократическим» хаосом осуществляется правящей группой, с одной стороны, с помощью социальной демагогии, с другой стороны, за счет фильтров и цензов, позволяющих задерживать наиболее активные внесистемные элементы, вышедшие из масс, на нижних этажах власти до более спокойных времен.
Кадровая революция инициируется правящей группой или ее частью, при этом до определенной степени сохраняется управление процессом кадровой революции, однако ее конечный результат предсказать весьма сложно, поскольку массовое участие околоэлитных групп и масс в кадровой революции неизбежно.
Функционально кадровые революции становятся возможными и в ряде случаев неизбежными в нескольких ситуациях.
Во-первых, после периода длительного кадрового застоя, когда динамичное обновление властвующего слоя с помощью стандартных процедур невозможно из-за того, что все ключевые позиции заняты представителями такого же типа элиты. Использование стандартных технологий рекрутирования в элиту приводит к воспроизводству прежнего социального типа властной элиты и всех сопутствующих ему социальных практик. В качестве возможного фактора, провоцирующего складывание такого рода политической ситуации можно назвать, например, наличие значительного социального капитала властной группы, накопленного в предшествующий период и препятствующего внутренней динамике.
Так, для Сталина социальный капитал революционной элиты, воспитанной Лениным, был одним из главных препятствий для решения задач укрепления власти. Для Горбачева символический капитал советской номенклатуры был препятствием для реформирования общества. Поэтому кадровая революция как процесс чистки проходил в чрезвычайном режиме, сопровождаясь резкой критикой аппарата власти, политико-идеологическими манипуляциями общественным мнением.
Во-вторых, кадровая революция возможна как средство обновления властвующей элиты перед периодом и во время энергичного реформирования общества, для чего к власти необходимо быстро привести новый властный слой, способный реализовать новые социальные технологии или иные целевые установки.
В-третьих, кадровая революция может быть средством разрешения внутриэлитного конфликта путем удаления части представителей властвующего слоя в условиях фрагментации элиты, когда разнородные интересы, сформированные на несовместимых ценностных основаниях, создают опасность внутриэлитного раскола. В этом случае кадровая революция может использоваться для создания во властном слое формального консенсуса по поводу базовых ценностей или стратегических ориентиров, на которые должна ориентироваться элита в своей деятельности
Очевидно, что кадровая революция как социальная технология и как инструмент изменения состава властной элиты наиболее применима в условиях этатистской социальной системы. В условиях рыночного общества возможности ее применения ограничиваются многообразием форм собственности и различиями интересов основных социальных групп в обществе. Властные субэлитные группы имеют множество источников происхождения, различные пути вхождения во власть, они относительно независимы друг от друга, что создает их определенную автономию.
При демократическом режиме кадровая революция как социальная технология может использоваться лишь в отношении административного аппарата (государственного, муниципального), при наличии соответствующих правовых норм, на основании которых вводятся исключения или основания для изменения состава кадров аппарата власти. Законодатель или высшие органы исполнительной власти могут вводить дополнительные критерии, на основании которых должен комплектоваться государственный (муниципальный) аппарат с целью достижения определенных целей (квалификационные, социальные и др.). У власти есть достаточно инструментов для того, чтобы «решить» кадровые вопросы в массовом масштабе: структурные изменения, квалификационные требования, аттестации и др. Но в демократическом обществе все эти процедуры достаточно трудоемки и могут не обеспечить динамичную смену кадров в соответствии с потребностями правящей группы.
1. Брежнев Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIII съезду КПСС // XXIII съезд КПСС: стеногр. отчет. М.: Политиздат, 1966. Т. 1.
2. Верт Н. История Советского государства: 1900-1991. Изд-е 2-е, испр. М.: Весь мир, 1998.
3. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1998.
4. Глазунов Н. Г. Революция как режим трансформации социальной системы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12). Ч. 3. С. 51-56.
5. Губернаторы.RU [Электронный ресурс]: информационно-аналитический ресурс. URL: http://governors.ru/?razdel= vdat®mode=regions (дата обращения: 15.08.2012).
6. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.
7. Лигачев Е. К. Предостережение. М.: Правда Интернешнл, 1998.
8. Материалы делегату XXVIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1990.
9. Сорокин П. Социология революции. М.: РОССПЭН; Территория будущего, 2005.
10. Сувениров А. Ф. Трагедия РККА: 1937-1938. М.: ТЕРРА, 1998.
11. Хлевнюк О. В. Политбюро: механизмы политической власти в 1930-е годы. М.: РОССПЭН, 1996.
12. Ширяев Е. А. Эволюция кадрового состава регионального руководства РСФСР в 1930-1941 годы [Электронный ресурс] // Государственное управление: электронный вестник. 2011. № 27. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ 27_2011Shiryaev.html (дата обращения: 16.08.2012).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и механизмы политических революций. Историческое определение понятия «революция». Понятие революции в философии. Алжирская революция 1954 – 1962 гг. Кубинская революция. Иранская революция 1978 – 1979 гг. Революция и общество.
дипломная работа [101,6 K], добавлен 24.10.2006
Революция как политический процесс, ее сущность и типология. Внешнеполитические акторы современных революций: виды, ресурсы влияния, стратегии. Сравнительный анализ участия внешнеполитических акторов в событиях арабских революций 2011-2013 годов.
дипломная работа [65,9 K], добавлен 17.04.2015
Сущность и динамика «бархатных» революций и их социальный состав. Результаты, возможные угрозы «бархатных» революций и их опасность для России. Основные элементы технологии проведения «бархатных» революций. Группы интересов в «бархатных» революциях.
курсовая работа [37,8 K], добавлен 08.09.2010
Сущность, причины и анализ хода «оранжевой революции». Майдан Незалежности как основная арена выявления народного недовольства. Смена правящей элиты Украины, произошедшая в результате «оранжевой революции». Последствия «оранжевой революции» для России.
реферат [32,2 K], добавлен 03.07.2012
Революция как свержение правящей элиты новой элитой с помощью силы и путем мобилизации народных масс. Изменение социальной структуры и структуры господства как следствие революции. Место реформы в политическом процессе. Политическая реформа в Украине.
реферат [24,2 K], добавлен 07.02.2010