Каганат что это такое в истории
Значение слова «каганат»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кагана́т
1. истор. государство, глава которого носил титул кагана
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неохватный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «каганат»
Предложения со словом «каганат»
Сочетаемость слова «каганат»
Каким бывает «каганат»
Понятия со словом «каганат»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «каганат»
Столица хазарского каганата пала, цель похода была достигнута.
Образовалось большое и сильное государство, Русский каганат.
Это поражение стало началом их конца, Аварский каганат начал распадаться.
Синонимы к слову «каганат»
Сочетаемость слова «каганат»
Каким бывает «каганат»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Каганат
Кага́н (хакан, хаган) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).
Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центрально-азиатскому племени сяньби (III век). В 402 его приняли жужани вместо гуннского титула шаньюй. От жужаней он был заимствован аварами и тюркютами (с 551 г.), создавшими в середине VI века самую крупную на тот исторический момент кочевую империю — Тюркский каганат. После его распада титул получил хождение у многих тюркоязычных народов (хазары, уйгуры, карлуки, киргизы, кимаки и др.). [1]
В Европе с эпохи Великого переселения народов существовало три каганата: Аварский, Тюркский и Хазарский. Кроме того «каганом гор» в некоторых арабских хрониках назывался правитель страны Сарир в Горном Дагестане (IX век).
Титул кагана в IX веке носил и верховный правитель Руси, заимствовав его, как полагают, у хазар. Митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого. В Слове о полку Игореве титул употреблён по отношению к тмутороканскому князю Олегу Святославичу.
В форме «каан» появляется в источниках начиная с XIII века. Так обозначается верховный правитель Великого Монгольского Улуса, причём эта титулатура законодательно зафиксирована в Ясе Чингис-хана:
Царям и знати не надо давать многообразных цветистых имен, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на царском троне сидит, один только титул приличествует — Хан или Каан. Братья же его и родичи пусть зовутся каждый своим первоначальным (личным) именем. [2]
Другая статья Ясы закрепляет порядок провозглашения кааном — кандидатура обязательно должна быть одобрена участниками великого курултая, совета всех чингизидов и кочевой знати. Нарушителям грозила смертная казнь.
Считается, что первым титул каана принял Угэдэй. [3] Рашид ад-Дин в Джами ат-таварих дополняет этим титулом имена многих членов рода Борджигинов, начиная с Бодончара, а также имена потомков Чингис-хана — правителей Угэдэя, Гуюка, Мункэ, Хубилая и Тэмура. Сам Чингис кааном не именуется. При этом, тот же Рашид ад-Дин замечает, что «Угедей… стал после Чингиз-хана кааном». [4] О «Чангыз-Каане» пишет и армянский историк Григор Акнерци (инок Магакия). [5]
Неожиданное для многих наименование — Канагат Русов
Русская историческая наука факт наличия титула каган у русских князей знает давно. Кто интересуется, есть великолепная статья выдающегося советского историка А. П. Новосельцева «К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя». («История СССР», 1982. № 4).
Что же означал титул каган? Л. Н. Гумилев трактует как «суверенный правитель». Стоит добавить, что это был не просто правитель, а получивший власть по наследству, в отличии от избранного. Как показал А. П. Новосельцев со временем этот титул приобрел смысл «царь царей», то есть — император.
В VIII-IX вв. в Восточной Европе остался один каган — хазарский. Хазарский каганат действительно покорил окружающие народы, в том числе некоторые славянские племена, поэтому его правитель по праву носил императорский титул кагана.
Что означал титул каган в средние века?
Это была не просто звание, фиксирующее политическое и социальное положение владельца. Это была свое рода обнародованная политическая программа. Если скажем князь вдруг принимал титул царя, то это означало большие властные и территориальные претензии к соседям. Именно поэтому средневековая дипломатия была такая щепетильная по поводу титулатуры — тут было очень важно кто главнее.
И вот русские князья принимают титул каган. Это означал прямой вызов Хазарскому каганату и претензии на подвластные каганату народы и земли, то есть войну с каганатом и всем кто на эти земли претендовал. Ка и почему это произошло?
Впервые титул каган русов зафиксирован в «Бертинских анналах» в 839 г.:
«прислал также … некоторых людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему (Феофилу), как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил) просил…, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет«.
Эти сведения подтверждаются Повестью временных лет (далее — ПВЛ):
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма….
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть«.
Здесь следует пояснить. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Путь «из варяг в греки» появился позднее в Х в., как результат обьединения славянских племен в единое государство династией Рюриковичей. Волго-балтийский торговый путь соединял Арабский халифат со Скандинавией. Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами.
Зачем русам понадобился каган?
Но всё сложилось для славян равно наоборот — никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген и торговых городах полабских славян.
До Х в. клады арабских монет на территории Руси крайне редки и бедны, а вот клады арабского серебра VIII-IX вв. у полабских славян очень обильны и многочисленны. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.
Такое положение не могло устраивать славянскую знать и самих простых славян, которые не получали от торговли никакой выгоды. Можно предположить, что в 30-х гг. IX в. славянские племена пригласили на княжение шведского правителя с дружиной. Так на севере будущей Руси появилось государственное образование, которым правил приглашенный шведский правитель с титулом каган. Чтобы понять расклад сил нужно посмотреть на карту.
Еще письменных свидетельства
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян … И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен.
Несмотря на видимую связность рассказа, здесь явно смешаны хронологически разные сведения. Рассказ о «хакане русов» явно относится к периоду до правления Олега, который правил в Киеве, а не на севере, и «хакан русов» Ибн Русте точно совпадает с сообщением «Бертинских анналов» о хакане Росов. А вот вторая часть уже относится к правлению Олега: это и торговля с хазарским каганатом, и нападения на славян с целью захвата рабов и даже суеверность Олега и зависимость его от языческих жрецов. Сравните сообщение Ибн Русте «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники» с сообщением ПВЛ «И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И Олег послушался предсказания жреца. Олег титула каган не носил, иначе бы это нашло отражение в договоре с Византией 911 г. Принятие титула кагана Олегом означало бы войну с Хазарским каганатом, но с 909 по 913 гг. русская армия воевала на Каспии и грабила мусульманские города, а также Русь вела активную торговлю с каганатом. Этого не могло происходить без согласия хазарского царя.
Каган русов в IX веке
Три источника — русский, европейский и арабский говорят, что государство, где правил каган русов существовало на севере Руси в 30-50-х гг. IX в. Тем не менее шведский каган был изгнан. Так закончилась история шведских «каганов росов».
Имели ли первые русские князья титул кагана? Ответ на этот вопрос на дают дипломатические документы — русско-византийские договоры.
Договор Олега от 912 г.: «посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр«.
Договор князя Игоря от 945 г.: «посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли«.
Договор Святослава от 970 г.: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском«.
Таким образом первые три князя Руси носили титул великого князя русского. Каганами они не звались.
Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (30-40-е гг. 11 в.) называет каганами князей Владимира и Ярослава. Проповедь была произнесена перед народом и титул каган звучал вполне буднично, то есть был уже привычным для населения Киева. Титул каган как бы вытеснил даже титул князя, то есть он был выше по значению. В тоже время его младший современник Иаков Мних в «Памяти и восхвалении князю русскому Владимиру» называет князя Владимира только князем. Думается, что у Иллариона была веская причина упорно называть Владимира и Ярослава каганами — он был первый русский митрополит и само «Слово…» утверждало право киевских князей самим устанавливать митрополитов. Здесь «императорский» титул кагана звучал более веско.
Но когда русские князья получили право на титул каган?
Иаков Мних сообщает про князя поход князя Владимира на хазар » …и на козары шедъ, побѣди я и дань на них положи» («…и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил»). Из других источников поход на хазар не известен, но ПВЛ сообщает в рассказе о хазарской дани: «Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день«, т. е. в начале XII в. Обычно поход на хазар датируют 985 г. Нужно думать титул кагана перешел к русским князьям в результате этого похода. После Владимира титул по наследству перешел к его сыну Ярославу.
Дело в том, что князь Святослав не уничтожил хазарский каганат. Он его сильно ослабил. Были разрушены пограничные крепости каганата, разрушен Саркел, подвластные каганату племена вышли из подчинения, но каганат со столицей в Итиле сохранился. Семендер на Северном Кавказе Святослав так же не разрушал. Арабский историк Ибн Мискавейх пишет о набеге русов на Семендер: «…но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было«. Таким образом армия Святослава только разорила сельскохозяйственные угодья Семендера, а население успело убежать и то на время, чтобы потом вернуться.
До Итиля Святослав, видимо, не дошел, потому что его население в страхе бежало. Именно беженцы рассказали арабским писателям байки о якобы разрушенном русами Итиле. «Повесть временных лет» говорит только о взятии Саркела (Белой вежи): «В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев«. То есть, после разгрома главных сил каганата и Саркела, армия Святослава пошла на Северный Кавказ, где разорила Семендер, после чего вернулась домой.
В 70-80-х гг. какие-то правители каганата при помощи Хорезма возвратили себе столицу и даже приняли ислам. Можно полагать, что усиление Хорезма, как и возрождение Хазарского каганата под протекторатом хорезмийцев не входило в интересы Руси, поэтому князь Владимир начал войну. В 985 г. князь Владимир победил волжских булгар, вероятно союзников Хорезма и результатом победы стало подчинения Хазарского каганата.
Когда русские князья потеряли титул кагана?
В начале 60-х гг. XI в., когда в степь пришли половцы и окончательно уничтожили каганат. Русские князья не сумели отстоять своих вассалов и потеряли право на титул кагана. Какое-то время этот титул еще носили тмутараканские князья, но это было только бессильными претензиями, которые погибли вместе Тмутараканским княжеством.
Что же был титул кагана для русских князей? Основным титулом был титул «великий князь». Каганами они звались только как сюзерены остатков Хазарского каганата. Пышно, но малозначительно. Со временем титул каган был вытеснен титулом царь, которым на Руси титуловались византийские императоры и ханы Золотой Орды. Сам титул каган не прижился, потому что был слишком уж чужим и не отражавшим историческую реальность.
каганат
Смотреть что такое «каганат» в других словарях:
каганат — сущ., кол во синонимов: 1 • государство (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каганат — Это статья о средневековом титуле. О фамилии см.: Каган Каган (хакан, хаган) высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»). Впервые засвидетельствован в… … Википедия
каганат — а; м.; ист. Государство, глава которого носил титул кагана. Хазарский каганат … Словарь многих выражений
Каганат — м. Государство, глава которого носил титул кагана. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
каганат — каганат, каганаты, каганата, каганатов, каганату, каганатам, каганат, каганаты, каганатом, каганатами, каганате, каганатах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
каганат — каган ат, а … Русский орфографический словарь
каганат — (2 м); мн. кагана/ты, Р. кагана/тов … Орфографический словарь русского языка
каганат — тар. Башында каган титуллы кеше торган хөкүмәт … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
каганат — у, ч. Держава в тюркських народів від середини 6 ст., на чолі якої стояв каган … Український тлумачний словник
каганат — нагатка … Краткий словарь анаграмм
Тайны украинского тризубца. Хазарский Каганат и «мировое правительство»
Версий значения и происхождения «странного символа», как называли его историки раньше, очень много.
Одна из них — в этом материале.
Кто был Святослав по национальности? На чём он ходил через пороги Днепра?
Почему не принял христианство? Как он разгромил Хазарию и разгромил ли?
Проклятый Ненасытец
До сих пор в биографии князя Святослава, сына князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги, много неточностей и выдумок. Это касается даже хорошо известного места его гибели. Во множестве официальных публикаций (даже в Википедии) написано, что князь Святослав Игоревич, возвращаясь из болгарского похода в Киев, погиб в районе острова Хортица в битве с печенегами.
Князь Святослав погиб действительно в битве с печенегами, но не в районе острова Хортица, а возле одного из самых крупных порогов на Днепре Ненасытец. Произошло это в 972 году. Сейчас в этом районе находится село Никольское-на-Днепре, в память об этом событии установлена памятная плита. Именно там воевода Свенельд (воевода ещё его отца, князя Игоря) говорил упрямому Святославу: «Ообойди, князь, пороги на конях». Но князь решил идти вверх по Днепру. Не получилось — на порогах ждали печенеги.
Перезимовал там. Но погиб в попытке перейти Ненасытец в битве с печенежским князем Курей. Дальше, как всем известно, Куря сделал чашу из его черепа и пил из неё. Что там пили печенеги? Кумыс?
Это можно узнать у их предполагаемых этнических потомков — башкир и гагаузов. Воинственный кочевой народ не оставил письменных свидетельств, но известно, что основой питания печенегов была крупа, сваренная в молоке.
Хортица
Версия о Хортице возникла, видимо, из-за того, что в Запорожье установлен памятник авторства скульптора Вячеслава Клыкова. В 2005 году в честь 1040-летия победы Святослава над хазарами были установлены два памятника. Один — в Белгородской области, другой — в Запорожье. И оба вызвали споры и протесты. Против установки памятника в Белгороде выступила Федерация еврейских общин России. На щите, которым прикрывается поверженный князем хазарин, скульптор (тот же Вячеслав Клыков) изобразил Звезду Давида. В итоге памятник был установлен не в городе, а в Белгородской области. Звезда Давида со щита исчезла.
А против запорожского памятника выступило местное отделение общества «Просвита», родноверы и другие неравнодушные товарищи. Одним не нравилось то, что Святослав держит меч как «побеждённый» — по замыслу скульптора князь передаёт меч потомкам. Вторые были недовольны тем, что Святослав держит меч как крест. Известно же, что он был язычник и креститься отказался. «Дружина будет смеяться надо мной», — вежливо отказал он матери, княгине Ольге.
Запорожец на престоле
Так назвал князя Святослава историк Михаил Грушевский.
Но кто был действительно князь по национальности? Его мать, Ольга, могла быть происхождения варяжского. Могла быть из славянского рода. И могла быть из болгарского рода (версия очень распространенная в болгарской историографии).
Есть также версия, что Ольга была дочерью Вещего Олега — наставника и регента князя Игоря. А Вещий Олег был братом жены Рюрика, отца Игоря (тоже одна из версий). То есть Вещий Олег — дядя князя Игоря, а Ольга — его двоюродная сестра. Были они варяги, славяне или скандинавы — об этом ведутся многолетние споры, которые не закончатся никогда. Нет точных сведений.
Но то, что Святослав не имел никакого отношения к запорожцам, это точно. Грушевский использует красивый образ, пытаясь метафорически соединить воинственного князя русов и войско запорожское.
Скорее всего, по многим признакам Святослав признал бы в войске запорожском своих противников — печенегов. Печенеги тоже вели полукочевой образ жизни, стиль их военных действий был — внезапный быстрый набег, постоянно меняли союзников, испытывали презрение к договорам, государственность у них практически отсутствовала.
Сын архонта Ингора и архонтессы Элги (так называл его родителей император Византии Константин Багрянородный), Сфендослав, очень удивился бы такому нелицеприятному для него сравнению. И, пожалуй, отправил бы «историка» в поход на моноксиле погрести веслами.
Кто такие моноксилы
Это не кто, а что. Лёгкие суда-однодревки (собственно, на греческом слово «моноксил» и означает «одно дерево»). Конечно, это было не похоже на каноэ индейцев Северной Америки или на лодки-долблёнки эвенков. Суда, на которых русы доходили до Константинополя, должны были быть более мощными. Как говорится, чтоб и десант высадить, и добычу унести. Русы называли их ладьями и стругами, греки — моноксилами.
«Да будет известно, что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии…» — говорил Константин Багрянородный.
Лёгкие суда с плоским днищем могли передвигаться и на море, и на реке, и по суше (волоком, или к ним приделывали для этого деревянные колеса). Нечто подобное такому моноксилу изображено на картине Василия Сурикова «Степан Разин». Это суда типа «река — море» были не очень красивы, не очень быстроходны, но для военно-торговых походов «из варяг в греки» подходили идеально. На этих судах невозможно было идти напрямую через море, как плавали сами греки. От Босфора по прямой до Херсонеса. «Моноксилы» шли вдоль берега, иногда их выкидывало на сушу. Но суда эти не вызывали насмешек у греков. Наоборот, Византия побаивалась воинственных русов на их моноксилах.
Кстати, именно так прибыла княгиня Ольга в свое время в Византию. Невероятная женщина! Сесть в какую-то лодку и отправиться через все пороги Днепра, через Чёрное море в Константинополь!
Хазария — страна иудейская
Самое известное «деяние» Святослава — разгром Хазарии. Он продолжил дело своего деда — Вещего Олега. «Отмстил неразумным хазарам».
Многие считают, что это страна была иудейского вероисповедания. Это заблуждение и привело к появлению древнего еврейского символа — Звезды Давида — на памятника Клыкова.
По поводу даже самой оценки, чем же была Хазария, ведутся до сих пор научные споры. Был это полукочевой хищнический союз различных кланов или суперразвитое для своего времени государство (версия, ставшая популярной после исследований Льва Гумилёва). В любом случае разгром «неразумных хазар» был важнейшим моментом укрепления власти русских князей.
Основной бог хазар — бог неба Тенгри. Были в государстве и христианские, и исламские общины.
Однако сама правящая верхушка Хазарии действительно дважды меняла веру. Один раз приняли ислам, во второй раз приняли иудаизм (считается, что либо под влиянием купцов-иудеев, либо под влиянием одного из Каганов, Обадии, чья мать была иудейкой).
К моменту похода Святослава Хазарский каганат ослабел. Причина — внутренние гражданские войны, борьба за власть. Возможно, религиозные споры.
Вопреки распространенному мнению Хазария после победы Святослава не прекратила существование. Каган, двор, знать и многие жители столицы переждали нападение русов на островах в Каспийском море.
История Хазарии продолжалась, они приняли ислам. Но постепенно слабели, и в конце концов Каганат исчез.
А Святослав после победы вывез в Киев торговую элиту хазарского государства и поселил купцов там с почётом и удобствами. У них в Киеве появился свой квартал. По происхождению они были хазары и евреи, а по вероисповеданию — иудеи. Считается, что урочище Козар в Киеве, возле впадения в Днепр реки Почайны, это и было место поселения хазарских купцов. Ну а мы наконец подходим к вопросу, который вызывает уже 30 лет яростные споры.
Тамга
Один из самых спорных вопросов сегодняшней Украинской геральдики — что представляет собой «тризуб»? Возможно ли, что это хазарская тамга?
Тамга — родовой знак, клеймо, которое ставилось на скот и другое имущество. Это очень распространенное явление у большого количества народов. Живёт тамга как символ и сейчас. Например, тамга Гераев — правящей династии Крымского ханства — сегодня используется крымскими татарами в качестве национального символа.
В Конституции Украины сказано: «Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеской Державы Владимира Великого».
В публикациях тризуб называют «древним сакральным символом», «государственным знаком княжеской династии Рюриковичей». И, конечно, не обходится без курьёзов — «первое упоминание о тризубе встречается у Платона в описании одежды царей Атлантиды».
Поскольку Атлантида Платона — вымышленная страна — утопия, то никакого подтверждения исторической достоверности «сакральному символу» это не добавляет.
Однако «знак династии Рюриковичей», «Знак Княжеской Державы» — это такой же вымысел, как тризуб Атлантиды.
Никакой «Княжеской Державы Владимира Великого» не существовало. Это государство называлось Русь. Или Русская земля, или Русский каганат. Да и сам «князь Владимир» на самом деле назывался каган Василий.
«Спаси, Господи, кагана нашего»
Это надпись на стене собора Святой Софии в Киеве. Считается, что к Господу взывают родственники князя Святослава Ярославича (годы правления 1073 — 1076). Русских князей называли титулом каган, или хакан, и до крещения Руси, и после крещения. Митрополит Иларион прямо пишет: «великий каган наш Владимир» (о Владимире Святославовиче), «благоверный каган наш Ярослав» (о Ярославе Владимировиче). Митрополит был духовником князя Ярослава. Не только титул, но и имена князей были другими. После крещения Владимир стал Василием, а Ярослав — Георгием.
Византийские императоры называли русских князей «архонтами». Титул «князь» пришел на Русь из Болгарии в начале 12 века. И «князь Владимир» тоже очень удивился бы, узнав, как его, великого кагана и архонта, называют не очень благодарные и всё перевравшие потомки.
Языческий тризуб
Но вернёмся к «знаку Княжеской державы». Общего символа государства в то время не было. Каждый князь имел свои символы. Общего «знака династии» не было. Тризубцы и двузубцы были найдены на многих вещах, кирпичах, монетах. Но как герб это, конечно, не рассматривалось. Да и гербов государств тогда в основном ещё не было.
Это был знак собственности, что-то вроде личной подписи.
Почему же Владимир взял этот символ для своих денег?
Причины этого мы не знаем. Историки предполагают несколько. Одна из самых популярных версий — титул «каган», знак двузуба и тризуба были позаимствованы Святославом, а потом его детьми и внуками как знак того, что их держава равна Великой Хазарии.
Популярными были и двузуб (у Святослава и Ярополка), и тризуб (у Владимира и других князей).
Вообще же версий очень и очень много.
Одна из них. Князья (Святослав, Владимир) были военачальниками одного из хазарских кланов. Поход Святослава «на хазар» — часть какой-то внутренней хазарской междоусобицы.
Или Владимир использовал этот знак как языческий амулет. Да, Владимир принял православие и отказался от язычества. Но это не мешало ему оставить и некоторые языческие обычаи.
Ещё версия. Тризуб — символ того, что князь теперь контролирует часть хазарского государства. Это как бы его собственность.
Голубоглазая, светловолосая красавица Анна по прозвищу Руфа (Рыжая) совершенно не хотела выходить замуж за «руса», но император ее уговорил. Владимир захватил византийский Корсунь в Крыму (Херсонес) и угрожал пойти на Константинополь.
Таким образом, брак с Анной решал вопрос безопасности Византии и помогал получить военную помощь русов. Анне пришлось согласиться. «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть», — так сама византийская принцесса воспринимала этот брак.
Но умерла она в Киеве, через много лет. Возможно, князья Борис и Глеб — её сыновья.
Мистический знак
«Загадочный знак» — так много лет называли исследователи тризубец Владимира. Ничего мистического и загадочного в нём вроде бы нет. Но многие тамги — действительно мистические символы, магические знаки. По крайней мере, частично в них есть такая смысловая нагрузка. Кроме того, этот символ — знак «восточного аристократа».
Тамга с трезубцем — известный атрибут монгольских родов, Волжской Булгарии, тувинских родов. Везде она означает «нахождение на государственной службе высокого уровня.» Это аристократ, военачальник.
Что хотел сказать своей монетой князь Владимир? Что он продолжает считать себя аристократом Каганата?
Что он противопоставляет себя Византии как самостоятельный правитель, а не вассал, поставив личный знак собственности на обороте монеты, где изобразил себя же в византийской короне? В чем тоже был некоторый «вызов».
Хотел ли он сказать, что он великий шаман (знак, очень похожий на тризуб, часто встречается в изображениях шаманов). Или тамга в данном случае — простой коммерческий знак? Скорее всего, всё это вместе. Тризуб — это «знак собственности восточного аристократа». В Золотой Орде двузубцы и тризубцы означали принадлежность к правящему роду. У ногаев, киргизов, башкир двузубцы и тризубцы упоминаются как «ханская тамга», «султанская тамга».
Титул кагана исчез вместе со «знаками Рюриковичей». Уже в 12 веке, когда было написано «Слово о полку Игореве», русские князья называются князьями. А тризубцы и двузубцы были заменены на христианские символы.
Георгий Нарбут и другие масоны
Но как всё-таки тризуб оказался символом Украины? Это в определенной степени случайность. Тризуб был нарисован как символ УНР художником Георгием Нарбутом. Одобрен главой УНР Михаилом Грушевским. Изначально Грушевский предлагал сделать символом «золотой плуг на синем фоне». Рассматривали такие символы, как золотой лев (львовский герб), архистратиг Михаил (покровитель Киева). Но остановились на трезубце.
Он оставался символом державы и при гетмане Павле Скоропадском, и при главах Директории Владимире Винниченко и Симоне Петлюре.
Конечно же, есть и «конспирологическая» версия.
Это заговор «мирового правительства», которое таким образом утверждает вассальное отношение Украины к Великой Хазарии.
Не важно, что Хазарии не существует больше 1000 лет. Есть Великая Хазария, олицетворяющая власть хазарских и иудейских купцов. По сути мировое правительство.
Есть и ещё одна версия.
Масоны Грушевский и Керенский
Почти все члены Временного правительства, «уничтожившего царизм» в России в феврале — марте 1917 года, были масонами. Масоном был и сам Керенский. В годы перед революцией Керенский совершил три поездки в Киев и Харьков (в 1913, 1915, 1916), где были большие масонские ложи. Видимо, для координации будущего захвата власти.
Справедливости ради, надо сказать, что эти ложи другие, «настоящие» масоны считали политическими кружками, «парамасонскими» организациями. Но для политических целей они вполне годились.
Членами масонских лож были сам Грушевский, Скоропадский, Петлюра и автор будущего герба УНР Георгий Нарбут, многие члены правительства — Прокопович, барон Штейнгель, Шульгин, богатейший сахарозаводчик Терещенко (министр финансов Временного правительства). Все они входили в ложу «Великий Восток народов России». Ничего «масонского» в символе тризуба, скорее всего, не было.
Сами же главы УНР не были какими-нибудь «посвященными высокого градуса». Это действительно был политический кружок. Больше даже похожий на пародию на масонскую ложу. Впоследствии, в эмиграции, тем из них, кто желал продолжить «масонскую карьеру», приходилось заново проходить посвящение.
Грушевский остался в СССР, продолжил профессорскую карьеру и сам вспоминал впоследствии о «масонском прошлом» с неохотой.
Курьезы Барбадоса
Кроме Украины «сакральный символ» использован в гербе ещё одного государства — Республики Барбадос. Более того, совпадает и цвет барбадосского флага. На сине-желтом фоне гордо расположился тризуб. Сами барбадосцы поясняют, что это символ бога морей Посейдона. Синий цвет — море, жёлтый — песок их земли.
Удивительное совпадение!