Каганат что это в истории россии
Русский каганат
Русский кагана́т — гипотетическое государственное образование во главе с русами в IX веке, хронологически предшествовавшее Киевской Руси.
В ряде источников IX века правитель русов назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно русским летописям, ещё не существовало Киевского княжества Рюриковичей. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русы могли заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси не употребляется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI—XII вв. применительно к киевским князьям. Полагают, что в это время он использовался неофициально, как панегирик, так как не являлся христианским.
Общепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине недостатка источников. Время его возникновения и отождествление с каким-либо из «суперсоюзов» восточнославянских племён может быть определено только гипотетически. Исследователи согласны, что в своём первоначальном виде он мог существовать до 2-й половины или конца IX века, затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях.
Содержание
Упоминания
Существуют следующие упоминания о русском кагане:
IX век
Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [esse Sueonum], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того царства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…» [1]
Хронист, по сути, пересказывает фрагмент дипломатической переписки двух императоров. Этноним Рос (Rhos) и обозначение правителя хакан (chacanus) представляют собой результат стандартной книжной перезаписи (транслитерации) средствами средневековой латыни греческих слов ‘Ρώς [2] и χακανος из упомянутого в тексте хроники сопроводительного письма императора Феофила (imperatori dignis epistola), привезённого византийско-росской делегацией из Константинополя.
Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а [правитель] болгар называется не государем, а королём или господином.
Chaganum vero nos prelatum Avarum, non Gazanorum aut Nortmannorum nuncupari repperimus, neque principem Vulgarum, sed regem, vel dominum Vulgarum
Киевская Русь
Историография Русского каганата
Среди вариантов местоположения Русского каганата называются:
Нет единства в вопросе, что обозначал титул «каган». Обычно считается, что он отражал великодержавные претензии русов, во-первых, на равенство с хазарами, во-вторых, на соперничество с ними в контроле над славянскими племенами. Согласно менее распространённой точке зрения (П. Голден, О. Прицак), он, наоборот, свидетельствует о вассальной зависимости русов от хазар, поскольку в политической системе Хазарии существовало несколько «младших» каганов.
Наибольшее внимание в историографии уделяется реконструкции обстоятельств посольства 839 года. По мнению К. Цукермана, пристальное внимание к судьбе росских послов двух наиболее могущественных правителей Европы свидетельствует о том, что Русский каганат к тому времени уже продемонстрировал Византии свою военную силу. Посольство в Константинополь, направленное для мирных переговоров, могло быть следствием военного конфликта между каганатом и империей. В качестве такого конфликта может рассматриваться нападение на Амастриду в начале 830-х годов.
Неожиданное для многих наименование — Канагат Русов
Русская историческая наука факт наличия титула каган у русских князей знает давно. Кто интересуется, есть великолепная статья выдающегося советского историка А. П. Новосельцева «К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя». («История СССР», 1982. № 4).
Что же означал титул каган? Л. Н. Гумилев трактует как «суверенный правитель». Стоит добавить, что это был не просто правитель, а получивший власть по наследству, в отличии от избранного. Как показал А. П. Новосельцев со временем этот титул приобрел смысл «царь царей», то есть — император.
В VIII-IX вв. в Восточной Европе остался один каган — хазарский. Хазарский каганат действительно покорил окружающие народы, в том числе некоторые славянские племена, поэтому его правитель по праву носил императорский титул кагана.
Что означал титул каган в средние века?
Это была не просто звание, фиксирующее политическое и социальное положение владельца. Это была свое рода обнародованная политическая программа. Если скажем князь вдруг принимал титул царя, то это означало большие властные и территориальные претензии к соседям. Именно поэтому средневековая дипломатия была такая щепетильная по поводу титулатуры — тут было очень важно кто главнее.
И вот русские князья принимают титул каган. Это означал прямой вызов Хазарскому каганату и претензии на подвластные каганату народы и земли, то есть войну с каганатом и всем кто на эти земли претендовал. Ка и почему это произошло?
Впервые титул каган русов зафиксирован в «Бертинских анналах» в 839 г.:
«прислал также … некоторых людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему (Феофилу), как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил) просил…, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет«.
Эти сведения подтверждаются Повестью временных лет (далее — ПВЛ):
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма….
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть«.
Здесь следует пояснить. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Путь «из варяг в греки» появился позднее в Х в., как результат обьединения славянских племен в единое государство династией Рюриковичей. Волго-балтийский торговый путь соединял Арабский халифат со Скандинавией. Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами.
Зачем русам понадобился каган?
Но всё сложилось для славян равно наоборот — никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген и торговых городах полабских славян.
До Х в. клады арабских монет на территории Руси крайне редки и бедны, а вот клады арабского серебра VIII-IX вв. у полабских славян очень обильны и многочисленны. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.
Такое положение не могло устраивать славянскую знать и самих простых славян, которые не получали от торговли никакой выгоды. Можно предположить, что в 30-х гг. IX в. славянские племена пригласили на княжение шведского правителя с дружиной. Так на севере будущей Руси появилось государственное образование, которым правил приглашенный шведский правитель с титулом каган. Чтобы понять расклад сил нужно посмотреть на карту.
Еще письменных свидетельства
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян … И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен.
Несмотря на видимую связность рассказа, здесь явно смешаны хронологически разные сведения. Рассказ о «хакане русов» явно относится к периоду до правления Олега, который правил в Киеве, а не на севере, и «хакан русов» Ибн Русте точно совпадает с сообщением «Бертинских анналов» о хакане Росов. А вот вторая часть уже относится к правлению Олега: это и торговля с хазарским каганатом, и нападения на славян с целью захвата рабов и даже суеверность Олега и зависимость его от языческих жрецов. Сравните сообщение Ибн Русте «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники» с сообщением ПВЛ «И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И Олег послушался предсказания жреца. Олег титула каган не носил, иначе бы это нашло отражение в договоре с Византией 911 г. Принятие титула кагана Олегом означало бы войну с Хазарским каганатом, но с 909 по 913 гг. русская армия воевала на Каспии и грабила мусульманские города, а также Русь вела активную торговлю с каганатом. Этого не могло происходить без согласия хазарского царя.
Каган русов в IX веке
Три источника — русский, европейский и арабский говорят, что государство, где правил каган русов существовало на севере Руси в 30-50-х гг. IX в. Тем не менее шведский каган был изгнан. Так закончилась история шведских «каганов росов».
Имели ли первые русские князья титул кагана? Ответ на этот вопрос на дают дипломатические документы — русско-византийские договоры.
Договор Олега от 912 г.: «посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр«.
Договор князя Игоря от 945 г.: «посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли«.
Договор Святослава от 970 г.: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском«.
Таким образом первые три князя Руси носили титул великого князя русского. Каганами они не звались.
Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (30-40-е гг. 11 в.) называет каганами князей Владимира и Ярослава. Проповедь была произнесена перед народом и титул каган звучал вполне буднично, то есть был уже привычным для населения Киева. Титул каган как бы вытеснил даже титул князя, то есть он был выше по значению. В тоже время его младший современник Иаков Мних в «Памяти и восхвалении князю русскому Владимиру» называет князя Владимира только князем. Думается, что у Иллариона была веская причина упорно называть Владимира и Ярослава каганами — он был первый русский митрополит и само «Слово…» утверждало право киевских князей самим устанавливать митрополитов. Здесь «императорский» титул кагана звучал более веско.
Но когда русские князья получили право на титул каган?
Иаков Мних сообщает про князя поход князя Владимира на хазар » …и на козары шедъ, побѣди я и дань на них положи» («…и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил»). Из других источников поход на хазар не известен, но ПВЛ сообщает в рассказе о хазарской дани: «Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день«, т. е. в начале XII в. Обычно поход на хазар датируют 985 г. Нужно думать титул кагана перешел к русским князьям в результате этого похода. После Владимира титул по наследству перешел к его сыну Ярославу.
Дело в том, что князь Святослав не уничтожил хазарский каганат. Он его сильно ослабил. Были разрушены пограничные крепости каганата, разрушен Саркел, подвластные каганату племена вышли из подчинения, но каганат со столицей в Итиле сохранился. Семендер на Северном Кавказе Святослав так же не разрушал. Арабский историк Ибн Мискавейх пишет о набеге русов на Семендер: «…но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было«. Таким образом армия Святослава только разорила сельскохозяйственные угодья Семендера, а население успело убежать и то на время, чтобы потом вернуться.
До Итиля Святослав, видимо, не дошел, потому что его население в страхе бежало. Именно беженцы рассказали арабским писателям байки о якобы разрушенном русами Итиле. «Повесть временных лет» говорит только о взятии Саркела (Белой вежи): «В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев«. То есть, после разгрома главных сил каганата и Саркела, армия Святослава пошла на Северный Кавказ, где разорила Семендер, после чего вернулась домой.
В 70-80-х гг. какие-то правители каганата при помощи Хорезма возвратили себе столицу и даже приняли ислам. Можно полагать, что усиление Хорезма, как и возрождение Хазарского каганата под протекторатом хорезмийцев не входило в интересы Руси, поэтому князь Владимир начал войну. В 985 г. князь Владимир победил волжских булгар, вероятно союзников Хорезма и результатом победы стало подчинения Хазарского каганата.
Когда русские князья потеряли титул кагана?
В начале 60-х гг. XI в., когда в степь пришли половцы и окончательно уничтожили каганат. Русские князья не сумели отстоять своих вассалов и потеряли право на титул кагана. Какое-то время этот титул еще носили тмутараканские князья, но это было только бессильными претензиями, которые погибли вместе Тмутараканским княжеством.
Что же был титул кагана для русских князей? Основным титулом был титул «великий князь». Каганами они звались только как сюзерены остатков Хазарского каганата. Пышно, но малозначительно. Со временем титул каган был вытеснен титулом царь, которым на Руси титуловались византийские императоры и ханы Золотой Орды. Сам титул каган не прижился, потому что был слишком уж чужим и не отражавшим историческую реальность.
Тайна русского каганата: загадочные и драматические события IX века
Где находилось первое государство восточных славян и почему глава русов носил титул кагана? Мы провели собственное историческое расследование.
Где находилось первое государство восточных славян и почему глава русов носил титул кагана? Мы провели собственное историческое расследование.
Конунги и каганы: свидетельства источников
История Руси, согласно Повести временных лет, началась с легендарного призвания варягов в 862 году. Потомки конунга Рюрика, возглавлявшие Русь — государство в землях восточных славян — носили титул князя. Это общеизвестно.
Однако есть несколько упоминаний в исторических источниках, которые слегка ломают привычную картину. Предводителя русов там называли хаканом ( каганом).
Первое дошедшее до нас упоминание хакана русов есть в хронике государства франков ( Бертинских анналах), от 839 года. Там описывается прибытие в Ингельхайм, на Рейне, византийского посольства, в котором были также представители хакана. Самих русов называли свеонами ( шведами).
Восемьсот семьдесят первым годом датируется послание франкского императора Людовика II, в котором говорится, что они, франки, в отличие от византийцев, называют хаканом только правителя авар, а не хазар или норманнов.
В другом источнике — арабском — рассказывается об острове посреди озёр, где живут русы. Занимаются они тем, что захватывают и продают славян в Булгар или Хазарию. Предводителя их называют хакан‑рус.
Но это ещё не все. В своих трактатах « Слово о законе и благодати» и « Исповедание веры» митрополит Иларион называет Владимира Святославича и его сына Ярослава « каганами». Даже в Киеве на стене собора Святой Софии есть надпись: « Спаси, Господи, кагана нашего».
И трактаты, и надпись датируются XI веком.
Повесть временных лет составили в начале XII века на основе Начального свода, созданного во второй половине XI века. Там термин каган не используется. Но упоминается позже — в « Слове о полку Игореве».
Итак, русы своего предводителя долгое время именовали каган ( хакан). Скорее всего, позаимствовали этот титул у хазар. Или у авар.
Почему использовали такой титул? Ведь, если у государства имелась скандинавская военно-торговая элита, логичнее было бы использовать и северную терминологию. Или местную, славянскую.
Точки зрения историков расходятся до полной противоположности. Возможно, хакан — это претензии русов на статус, равный правителю Хазарского государства. Либо, напротив, — титул отражал вассальный статус Русского государства. « чёрные клобуки» — в нашем материале.
‘ title=>Степное влияние на древнерусские традиции действительно было очень заметным и оставило свой след в личных знаках киевских князей.
Степное влияние ( правда, иранское) отражено и в том пантеоне богов, который в первой своей религиозной реформе установил в Киеве князь Владимир.
Русский каганат
Где же находился Русский каганат? Историки часто помещают его на севере Руси, где раньше всего ( в Старой Ладоге — с середины VIII века) фиксируется скандинавское присутствие. Однако в этом случае теряется важный элемент — связь с Хазарским каганатом. Да и походы в Византию из Ладоги совершать не очень удобно.
Более популярный вариант — среднее Поднепровье. По мнению историка Валентина Седова, Русский каганат находился на землях так называемой волынцевской культуры, которая была распространена от Днепра до Среднего Дона и Верхней Оки. В IX-Х веках тут сложилось несколько племенных групп — северян, южных вятичей, а также донских славян ( имя которых летописи не сохранили).
Формирование волынцевской культуры в VIII века связано с одной из самых больших загадок истории восточных славян — с именьковской культурой.
Великое переселение народов разносило племена и этносы на огромные территории. В конце IV века большая группа населения, возможно, спасаясь от гуннского нашествия, убежала на восток, в Среднее Поволжье, где сформировала культуру, получившую название именьковской. Археологи и лингвисты, как правило, видят в них ранних славян либо балтославян. В конце VII века, после прихода в Среднее Поволжье кочевников-болгар, именьковцы там исчезли. Считается, что часть их вернулась в основной ареал славянского расселения, к волынцевцам. Среди ученых есть мнение, что славянское население сохранилось в Среднем Поволжье как минимум до X века.
Разумеется, среди историков есть и скептики. Владимир Петрухин низвёл каганат до « историографического фантома». Алексей Толочко также считает, что каганата на самом деле не было. И полагает, что несколько варягов случайно оказались в хазарском посольстве, которое прибыло в Константинополь. А про хакана они просто выдумали.
С этой версией можно было бы согласиться… если бы не одно « но».
Конечно, можно допустить, что какой-то варяжский конунг решил принять титул кагана. Однако то, что это признал бы Константинополь, невероятно. Империя была очень щепетильна в отношении титулов. Поэтому историк Антон Горский согласен с тем, что первым « каганом Руси» был родственник хазарского кагана, бежавший из Хазарии во время вспыхнувшей там в начале IX века смуты.
По мнению Антона Горского, Русский каганат следует связывать с предшественниками Олега в Среднем Поднепровье, то есть с упоминаемыми в « Повести временных лет» Аскольдом и Диром, а также теми, кто был у власти в Киеве до них и отправлял посольство конца 30-х годов в Византию. Этот каганат сложился на территории, ранее подвластной хазарам.
А что говорят археологи?
Письменные источники по истории ранней Руси немногочисленны и противоречивы. Существует даже гипотеза, согласно которой Киев основали хазары.
Иностранные источники в X веке называют город Куява или Куяба. И это имя иногда связывают с хазарским военачальником, жившим во второй половине IX века, Ахмадом ибн Куйа. Другое средневековое название города, Самватас, зафиксировал в середине X века византийский император Константин Багрянородный. Существует предположение, что оно хазарского происхождения и переводится как « Верхняя крепость».
Есть и другие версии. Среди польских племён было племя с созвучным названием — куявяне. И у поляков, кстати, также, были свои поляне. Совпадение?
Поэтому при интерпретации источников нужно все логические и идеологические построения сверять с находками.
Раскопки часто корректируют наши представления о возрасте и значении древних городов. Например, древнерусский Полоцк на рубеже IX–X веков был очень небольшим — городище занимало территорию 73 на 75 метров. Этот городок нельзя натянуть на концепцию третьего центра восточных славян. Соседний Витебск в те времена был более значимым и богатым.
Конец VII века — бурное время. Кочевое объединение Великая Булгария ( на Дону и Кубани) распалось. Орда хана Аспаруха откочевала на нижний Дунай, заняв населённые славянами территории и дав название современной Болгарии. Ещё одна орда пришла на Среднюю Волгу. А прежние земли Булгарии подчинил себе Хазарский каганат.
Примерно тогда же славяне основали Пастырское городище ( на территории современной Черкасской области). Это был крупный племенной и ремесленно-торговый центр на Правобережье, но как назывался этот город, мы не знаем. Судя по находкам, часть славян туда пришла из Подунавья. Возможно, спасаясь от болгар Аспаруха.
Где-то в это же время на Правобережье проникают и хазары. Концом VII — началом VIII веков датируется ряд хазарских погребений к югу от Киева. Там нашли захоронение предводителя степняков, получившего рубленые раны бедра и головы. Видимо, так славяне принесли хазарам « дань мечами».
Тогда же на Правобережье выпала первая серия славянских кладов ювелирных украшений. Их владельцы не смогли вернуться за сокровищами.
Пастырское городище сожгли — видимо, хазары — в VIII веке. Больше оно уже не возрождалось. Синхронна его гибели вторая серия славянских кладов в этом регионе. Две серии кладов указывают на две волны вторжения хазар.
Вообще на территории Киева неоднократно возникали и исчезали поселения различных археологических культур. Во второй четверти VIII века на Правобережье появилась цепочка неукреплённых волынцевских поселений ( их жители пришли с левого, восточного берега Днепра). Одно из них находилось на территории современного Киева, на Старокиевской горе. Волынцевцы тогда были хазарскими данниками, и эта территория подчинялась Хазарскому каганату. Но археологи выступают против хазарской теории основания Киева, так как там нет хазарского культурного слоя. Кроме того, там не было крепости, где бы мог стоять хазарский гарнизон.
Смутные времена
Смута и гражданская война накрыли Хазарский каганат в первой трети IX века. И археологические находки подтверждают бурные события тех лет.
Поселение на Старокиевской горе сгорело и было покинуто. Его участь разделили и другие волынцевские посёлки на западном берегу Днепра. Похоже на следы набега. Но « скандинавского следа», который можно было бы соотнести с варягами Аскольда и Дира, не обнаружено.
На Правобережье в IX веке пришли славяне из ареала лука-райковецкой культуры, с запада. На территории Киева они создали поселение на Замковой горе ( площадью около 2,5 гектара), а также несколько небольших деревушек рядом.
В Киеве в конце IX века начинает заселяться и Подол. Причём там строятся уже не полуземлянки, типичные для Поднепровья, а срубы, характерные для северных районов ( дендродата даёт 887 год). Тогда же, на рубеже IX–X веков, появились укрепления. Ров на Старокиевской горе в X веке дважды забрасывали, но затем вновь восстанавливали и расширяли.
И это не единственные новые поселения. Южнее ( в Каневском районе), во второй половине IX века выходцы из древлянского Полесья основали городище, известное как Монастырёк.
Это городище на Днепре, занимавшее площадь около 5 гектар, сожгли в X веке. Если верна датировка гибели города второй четвертью X века, то на подозрении воины княгини Ольги. Если же это произошло позже, то, скорее всего, город сожгли печенеги. На месте уничтоженного поселения лишь в конце XI века возник древнерусский город Заруб.
Днепр стал границей, разделившей славянские земли. Но где мог быть Русский каганат — на левом или правом берегу?
О каком-то объединении могла идти речь уже в 80-е годы IX века. В это время в Киеве зафиксировано появление населения с Левобережья.
Каменный рубеж
События первой трети IX века затронули и Левобережье. Большое ( свыше пяти гектар) Битицкое городище на реке Псёл, где стоял гарнизон степняков, захватили и разрушили. Эта хазарская крепость в землях северян прекратила своё существование. Кроме того, исчез и целый ряд волынцевских поселений.
До 30-х годов IX века на северо-западном пограничье Хазарского каганата использовались старые укрепления — городища, которые стояли на крутых обрывах рек и имели дерево-земляные укрепления. А вскоре после окончания смуты хазары для охраны своих северо-западных рубежей начали строить каменные крепости совершенно иного типа. У них была чёткая геометрическая планировка; их окружали стены, сложенные из обработанного камня или кирпича. Эти крепости строили уже с помощью византийских военных инженеров и строителей.
Целью этого укрепрайона была защита северо-западных рубежей Хазарского каганата от западного соседа. Очевидно, теперь там появились враги. Северяне и донские славяне освободились от власти хазар? Возможно, прямое хазарское правление было уничтожено, но они остались данниками.
Археологические находки чётко показывают рубеж эпохи, но не могут объяснить все драматические события первой трети IX века — так же, как не могут сказать, где был ( и был ли вообще) русский каганат. Он остаётся загадкой, к которой историки ещё не раз будут возвращаться.