Каинова печать чем закончится
Сериал «каинова печать » (2018): сюжет, краткое содержание, актеры и роли
Дата выхода сериала «Каинова печать » на канале «ТВЦ» намечена на субботу 14 апреля 2018 года. Режиссер сериала — Владимир Фатьянов.
Съемки фильма «Каинова печать» проходили осенью 2017 года в Подмосковье. Режиссер фильма Владимир Фатьянов накануне премьеры картины вспомнил, как примечательный случай, когда ранним ноябрьским утром группа кинематографистов приехала в район Истры и расположилась напротив Ново-Иерусалимского монастыря. Но тут их попросили осободить территорию.
Всего в сериале «Каинова печать » 4 серии.
Дата выхода сериала
Сюжет сериала «каинова печать » (2018)
Лиза и Валентина после грустных событий, которые произошли в их первых браках нашли свое счастье друг с другом, и в их доме царит мир и покой. Дети тоже поладили: сын Валентина Костя и дочь Лизы Даша нашли общий язык.
Однако все изменяется, когда на пороге их дома дружной семьи появляется сын покойного мужа Лизы Даня, который показывает как доказательство родства свидетельство о рождении и детские фотографии с Валентином. Парня, конечно же, принимают в семью. Но тут убивают однокурсницу Даши Асю, и спокойствие в семье заканчивается… Не секрет, что Асю ненавидели многие.
Значение фразеологизма «Каинова печать»: как его понимать
История возникновения выражения
Каин был первым рожденным, а не сотворенным Богом человеком. Он стал первенцем у Адама и Евы, рожденным после их грехопадения и изгнания из Рая. Каин имел младшего брата по имени Авель. Он стал скотоводом и пастухом, тогда как Каин возделывал поля и работал в саду.
Однажды, как говорится в предании, Каин и Авель принесли Богу свои жертвы. Авель – ягненка, а Каин – первые колосья пшеницы и плоды нового урожая. Но Господь дары Авеля принял благосклонно, тогда как каинову жертву оставил без внимания. Некоторые комментарии к Ветхому Завету указывают, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако сама Библия об этом умалчивает.
Тогда Господь проклял Каина, наложив на него печать изгоя и убийцы. Однако назначение печати было не только в том, чтобы все узнавали, кто перед ними, но и в том, чтобы никто не смог навредить преступнику, ибо сказал Господь, что того, кто поднимет руку на Каина, ждет страшная судьба.
Содержание сериала «Каинова печать» (2018)
Лиза и Валентина после грустных событий, которые произошли в их первых браках нашли свое счастье друг с другом, и в их доме царит мир и покой. Дети тоже поладили: сын Валентина Костя и дочь Лизы Даша нашли общий язык.
Однако все изменяется, когда на пороге их дома дружной семьи появляется сын покойного мужа Лизы Даня, который показывает как доказательство родства свидетельство о рождении и детские фотографии с Валентином. Парня, конечно же, принимают в семью. Но тут убивают однокурсницу Даши Асю, и спокойствие в семье заканчивается… Не секрет, что Асю ненавидели многие.
Версии о сущности Каиновой печати
По словам Папы Иоанна XXIII, которые тот высказал во время одной из устных бесед, «вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх, ужас и отвращение». Но что же сегодня мы вкладываем в значение фразеологизма «Каинова печать»? Под этим выражением можно понимать и некую «тень преступления» на лице у человека, уже совершившего неправедный поступок, и настоящее клеймо, подобное тому, которое позже выжигали на лбу у преступников.
Однако нельзя с достаточной долей уверенности утверждать, что же точно значит «Каинова печать» и как именно Бог отметил Каина. Текст Библии лаконичен и поэтому труден для интерпретации. Некоторые ученые, в частности английский востоковед и библеист Уильям Робертсон-Смит, еще в конце XIX века утверждали, что знаки отличия, подобные Каиновой печати, были распространены среди племен различных народов. Это могла быть прическа или рисунок на теле (татуировка). Но вряд ли такое возможно, если речь идет не об узкой традиции, а о событии, действительном для всего человечества – так, по мнению Иоанна Златоуста, братоубийца своим видом должен был убедить всех «не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста). Тем более что, согласно Ветхому Завету, проклятие пало не только на самого Каина, но и на землю, по которой он ходил и на которую он пролил кровь брата. Она больше не могла его прокормить. Поэтому Каин вынужден был стать скитальцем.
Актеры и роли
Каинова печать – метафора?
Следовательно, отвечая на вопрос: «Что значит Каинова печать?» — говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим – и людям, и диким зверям – страх перед ним. Однако имя Бога – имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно – выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения «Каинова печать» подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.
Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать – это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.
С учетом всего вышесказанного становится понятным, что значение фразеологизма «Каинова печать» может быть истолковано куда шире, чем это обычно принято.
Православная Жизнь
Объясняет преподаватель КДА протоиерей Андрей Ухтомский.
Устоявшееся выражение «Каинова печать» означает «знак изгоя, символ отверженности, остракизма или несмываемое пятно преступления»[1].
Таким образом, исходя из Священного Предания и его толкования, мы видим, что печать Каина сама по себе является свидетельством о совершенном убийстве и, с другой стороны, служит защитой Каину. Постепенно печать Каина стала аллюзией, указанием на злые наклонности Каина, о которых мы говорили в самом начале статьи: именно подлость, зависть и злобу к доверившимся людям.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Примечания:
1. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. В. Серов. М., 2005. С. 329. 2. Николаюк Н. Г. Библейское слово в нашей речи. СПб., 2009. С. 186. 3. Каин // Библейский энциклопедический словарь. Новое пересмотренное и исправленное издание с иллюстрациями / сост. Эрик Нюстрем. 2007. С. 195. 4. Амвросий Медиоланский. Послание 2. 5. Филарет (Дроздов), митр. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 161.
«Каинова печать» в современном словоупотреблении
Итак, если кратко: значение фразеологизма «Каинова печать» сообщает о преступных замыслах какого-либо человека, либо что на нем уже лежит тень совершенного проступка. А имя Каин является нарицательным для указания на злобную, завистливую личность, способную на низость, предательство, часто уже совершившую какое-либо преступление.
Не случайно древнерусская языковая параллель приводит нас к слову окаяти («проклясть»), старинному аналогу слов окаянный и неприкаянный. А в церковно-славянском языке существует слово каяться, т. е. исповедоваться в своих грехах, признаваться в них.
Семья и потомство Каина
Жёны
Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что, переселившись к востоку от Эдема в земле Нод, «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16—17).
Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так:
Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает, что:
У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянута «рожденная вместе с Авелем сестра его Делвора»[26].
Вардан Великий, сообщает, что у Адама и Евы «родились Авель и сестра его, Авелухи»[27] (Абелухи[28], Абелиха[29]).
Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что вместе родились Лаюса и Хабил[20].
Согласно Библии, в земле Нод[30] у Каина родился сын Енох[31].
Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каину Еноха родила Аван[16].
В Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона косвенно упоминается сын Каина Гори[33].
Впоследствии
У Еноха родился сын Ирад. От Ирада родился Мехиаель (Малелеил), за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех[34]. У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.
На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадения имён их потомков ряд учёных — сторонников документальной гипотезы сделал вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию[35], являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:
Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями[источник не указан 724 дня
Каинова печать
В семье Лизы (Ольга Будина) и Валентина (Дмитрий Ульянов), нашедших своё счастье после грустных событий в первом браке, царит мир и покой. Сын Валентина, Костя (Иван Суханов), и дочь Лизы, Даша (Софья Щербакова), отлично ладят друг с другом. Всё меняется в один момент, когда на пороге дома дружной семьи появляется Даня (Пётр Грезев), сын покойного мужа Лизы. Представившего в доказательстве родства свидетельство о рождении и детские фотографии с отцом, парня принимают в семью. Когда вскоре убивают однокурсницу Даши Асю (Ангелина Добророднова), от спокойной жизни в семье не остаётся и следа.
Пока Лизу терзают мучительные сомнения, Даша с Костей подозревают в убийстве Даню.
– Эта история о ценности человеческой жизни, которая может закончиться в любой момент. История о понимании и доверии в семье. Зачастую, когда взрослые не понимают детей, а дети не хотят слышать родителей и друг друга, появляются тайны, которые и приводят к несчастьям. И стоит помнить о самом важном моменте: люди не должны быть злыми, – продолжает Владимир Фатьянов. – Человеческая жизнь ценна тем, что никто не имеет права её забрать.
Съёмки фильма проходили в Подмосковье осенью 2017 года.
– Как-то ранним ноябрьским утром мы приехали в район Истры и, расположившись напротив Ново-Иерусалимского монастыря, начали снимать, – рассказывает режиссёр. – И тут вдруг начинают летать вертолёты, к нам подъехали люди, велели поскорее убрать камеры и покинуть территорию. Оказалось, что в этот день закончилась реставрация монастыря, и кроме патриарха здесь ждали Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Но поскольку у нас был строгий съёмочный график, мы были вынуждены спрятаться на дальнем участке соседнего кладбища и продолжили работу там. Первые эпизоды фильма, когда Лиза навещает могилу погибшего мужа, мы снимали как раз в этот день.
Режиссёр вспоминает, что когда Ольге Будиной предложили почитать сценарий, она поставила условие: если она до четвёртой серии не поймёт, кто убийца, то согласится на роль.
– К нашей всеобщей радости она не догадалась, – улыбается режиссёр. – Прежде я никогда не работал с Ольгой и во время этих съёмок узнал, насколько она работоспособный человек. А какой замечательный Дмитрий Ульянов. Обаятельный и органичный. От работы с Будиной и Ульяновым я получил колоссальное удовольствие. Чудесный тандем с хорошим юмором получился у наших следователей Светы (Алёна Созинова) и Славы (Егор Ковалёв). Порадовали работой и молодые артисты Соня Щербакова и Пётр Грезев, ребята с необыкновенной актёрской фактурой. А Ваня Суханов и раньше снимался у меня, будучи ребёнком, в фильме «Правосудие волков». Так что о его способностях я знал давно.
Каинова печать
«Каинова печать»: все серии, описание, актеры
Год: | 2018 |
Страна: | Россия |
Жанр: | драма, криминал |
На ТВ: | ТВЦ |
Режиссер: | Владимир Фатьянов |
Актеры: | Ольга Будина, Дмитрий Ульянов, Алёна Созинова, Софья Щербакова, Ангелина Добророднова, Иван Суханов, Пётр Грезев, Артём Губин, Егор Ковалёв |
«Любви все возрасты покорны», — звучит известное выражение. Даже на склоне лет люди могут обрести счастье друг в друге и вспомнить о том пьянящем чувстве, которое бушевало в них еще в юные годы. «Каинова печать» — это история о жизни двух влюбленных, которые построили свои отношения вопреки.
Лиза и Валентин познакомились тогда, когда за их плечами уже был большой стаж в других браках, а также сложные жизненные истории. Она — вдова, он — разведен, но этом не помешало им создать новый очаг. К удивлению родителей, даже сводные брат с сестрой нашли общий язык друг с другом. В их семье царила гармония и любовь, пока однажды в их дверь не позвонили.
На пороге дома стоял молодой человек, который рассказал о том, что является сыном покойного мужа Елизаветы. На семейном совете решается приютить парня и дать ему почувствовать себя как дома. Но с появлением этого человека все начинает резко меняться. В городе происходит убийство Лизе сложно даже самой себе признаться в том, кого она подозревает в этом происшествии.
Православная Жизнь
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Преступление и наказание
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.